Постановление №010/04/9.21-134/2023 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о наложении штрафа по делу №010/04/9.21-134/20... от 1 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

АО «Прионежская сетевая компания».

ул. Новосулажгорская, 22, г. Петрозаводск, Республика Карелия, 185013

 

Федеральное государственное унитарное предприятие «Российская телевизионная и радиовещательная сеть»

Филиал «Радиотелевизионный передающий центр Республики Карелия»

ул. Парковая, д.35, г.Петрозаводск, Республика Карелия, 185002

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу №010/04/9.21-134/2023

об административном правонарушении

 

01 июня 2023 года                                                                                                               г. Петрозаводск

 

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (далее – Карельское УФАС России) , рассмотрев материалы дела об административном правонарушении №010/04/9.21-134/2023, возбужденного в отношении АО «Прионежская сетевая компания» (ИНН 1001013117; ОГРН 1061001073242; дата регистрации 01 ноября 2006 года; ул. Новосулажгорская, д. 22, г.Петрозаводск, 185013; далее – АО «ПСК», сетевая компания) по факту нарушения Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года  № 861, далее – Правила технологического присоединения), ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отсутствие представителей заявителя и АО «ПСК», надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛ:

 

В адрес Карельского УФАС России  (вх. от 20 декабря 2022 года №1411/22, от 27 декабря 2022 года №1619/22) поступило заявление филиала  РТРС «РТПЦ Республики Карелия» с жалобой на действия АО «ПСК», выразившиеся в нарушении сроков рассмотрения заявок на технологическое присоединение от 08 апреля 2022 года,  а также в необоснованном требовании оплатить услуги по  технологическим присоединениям его энергопринимающих устройств в размерах, превышающих действующие на моменты подачи соответствующих заявок тарифы.

Из вышеуказанного заявления следует, что филиал РТРС «РТПЦ Республики Карелия» посредством личного кабинета направил в АО «ПСК» четыре заявки на технологическое присоединение в целях перевода объектов цифрового телевидения по адресам: Лоухский район, п.Амбарный, Муезерский район, п.Лендеры, Медвежьегорский район, п.Немино-3, Медвежьегорский район, п.Ламбасручей, с III категории на II категорию надежности.

Максимальная присоединенная мощность по вышеуказанным объектам составляет: п.Амбарный — 20 кВт, п.Лендеры — 17,5 кВт, п.Немино-3 — 15 кВт, п.Ламбасручей — 15 кВт.

При этом по каждой из заявок размер платы за технологическое присоединение определен в соответствии с постановлением Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 22 декабря 2021 года №188 «Об установлении стандартизированных тарифных ставок, ставок за единицу максимальной мощности и формулы платы за технологическое присоединение к электрическим сетям сетевых организаций на территории Республики Карелия на 2022 год» (далее — Постановление №188) и согласно выставленным счетам составляет 68 000 336,88 рублей — п.Амбарный, 160 864 598,70 рублей — п. Лендеры, 28 410 744, 42 рублей  — п.Немино-3, 36 263 560, 38 рублей — п.Ламбасручей.

Кроме того, заявитель отмечает, что документы на технологическое присоединения по вышеуказанным заявкам АО «ПСК» разместило в личном кабинете потребителя только после повторного запроса РТРС «РТПЦ Республики Карелия» от 06 июля 2022 года, до которого договоры в личном кабинете значились со статусом «Исполнен». При этом, по мнению заявителя, часть документов на технологическое присоединение имеет неправильные даты составления, а именно сопроводительное письмо и технические условия (без номера и даты) по объекту п.Амбарный составлены в ответ на заявку от 08 июля 2022 года (фактически заявка направлена 08 апреля 2022 года), а также сопроводительное письмо (без номера и даты) по объекту п.Лендеры составлено в ответ на заявку от 01 июля 2022 года (фактически заявка направления 08 апреля 2022 года, на что указано в технических условиях).

Изучив действующую нормативно-правовую базу в сфере электроэнергетики, необходимо отразить следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - ФЗ «Об электроэнергетике») технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Правила технологического присоединения определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации.

Пункт 2 Правил технологического присоединения распространяет их действие на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, присоединенная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.

В силу пункта 3 Правил технологического присоединения (в редакции, действовавшей на момент подачи филиалом РТРС «РТПЦ Республики Карелия» заявок)  сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Пунктом 12.1 Правил технологического присоединения предусмотрено, что в заявке, направляемой заявителем - юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в целях технологического присоединения по второй или третьей категории надежности энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 150 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), должны быть указаны:

а) сведения, предусмотренные подпунктами «а»-«в» и «и»-«л» пункта 9 настоящих Правил;

б) запрашиваемая максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя;

в) характер нагрузки (вид экономической деятельности хозяйствующего субъекта);

г) предложения по порядку расчетов и условиям рассрочки платежа за технологическое присоединение - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет не более 150 кВт, за исключением заявителей, соответствующих критериям, указанным в абзаце двадцать шестом пункта 17 настоящих Правил.

Согласно пункту 6 Правил технологического присоединения технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.

Таким образом, договор об осуществлении технологического присоединения является публичным договором. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (часть 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее – ГК РФ).

Условия публичного договора, не соответствующие требованиям правил, обязательных для сторон при заключении и исполнении такого договора, являются ничтожными в силу части 5 статьи 426 ГК РФ.

Частью 1 статьи 432 ГК РФ предусмотрено, что договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Договор об осуществлении технологического присоединения должен содержать существенные условия, определенные пунктом 16 Правил технологического присоединения, в том числе размер платы за технологическое присоединение.

При этом пунктом 17 Правил технологического присоединения, в редакции действовавшей на момент подачи филиалом РТРС «РТПЦ Республики Карелия» заявок на технологическое присоединение (08 апреля 2022 года)  предусмотрено, что плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 рублей при присоединении заявителя, владеющего объектами, отнесенными к третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения), при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства на уровне напряжения до 20 кВ включительно необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Соответственно, при отсутствии совокупности вышеобозначенных условий об уровне напряжения и расстоянии, размер платы за технологическое присоединение рассчитывается иным образом.

Этим же пунктом Правил технологического присоединения закреплено, что размер платы за технологическое присоединение устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

В силу пункта 2 статьи 23.2 ФЗ «Об электроэнергетике» в редакции, действовавшей на дату подачи филиалом РТРС «РТПЦ Республики Карелия» заявок на технологическое присоединение, затраты на проведение мероприятий по технологическому присоединению, в том числе расходы сетевой организации на обеспечение коммерческого учета электрической энергии (мощности), строительство и (или) реконструкцию необходимых для технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства, включаются в расходы сетевой организации, учитываемые при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии и (или) платы за технологическое присоединение. При этом не допускается включение расходов сетевой организации, учтенных при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии, в состав платы за технологическое присоединение и расходов, учтенных при установлении платы за технологическое присоединение, в состав тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

С 01 октября 2017 года (по 30 июня 2022 года) в состав платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью не более чем 150 кВт не включаются расходы, связанные со строительством объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.

Постановление Государственного комитета Республики Карелия №188 «Об установлении стандартизированных тарифных ставок, ставок за единицу максимальной мощности и формулы платы за технологическое присоединение к электрическим сетям сетевых организаций на территории Республики Карелия на 2022 год» указанное положение о размере платы дублирует. Кроме того, названным постановлением, в том числе установлена стандартизированная тарифная ставка на покрытие расходов на технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, (С1) и ставки за единицу максимальной мощности для определения платы за технологическое присоединение к электрическим сетям энергопринимающих устройств заявителей максимальной мощностью менее 670 кВт и на уровне напряжения 20 кВ и менее на осуществление мероприятий, предусмотренных пунктом 16 (за исключением подпункта «б») Методических указаний, на 2022 год согласно приложению №1 к настоящему постановлению.

Размер платы за технологическое присоединение определяется до подписания сторонами договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям. Корректировка размера платы за технологическое присоединение в одностороннем порядке после подписания сторонами договора не предусмотрена.

В свою очередь пунктом 19 Правил технологического присоединения запрещено навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные настоящими Правилами.

Из представленных с заявлением документов следует, что филиал РТРС «РТПЦ Республики Карелия» относится к заявителям, обозначенным в пункте 12.1 Правил технологического присоединения. При осуществлении технологического присоединения принадлежащих филиалу РТРС «РТПЦ Республики Карелия» энергопринимающих устройств применяется раздел X Правил технологического присоединения (пункты 103-112).

Пунктом 103 Правил технологического присоединения в редакции, действовавшей на дату подачи филиалом РТРС «РТПЦ Республики Карелия» заявок на технологическое присоединение, предусмотрено, что договор между сетевой организацией и заявителями, указанными в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, заключается путем направления заявителю выставляемого сетевой организацией счета для внесения платы (части платы) за технологическое присоединение и оплаты заявителем указанного счета.

При этом в силу пункта 104  Правил технологического присоединения наличие заключенного заявителями, указанными в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, договора подтверждается документом об оплате такими заявителями счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил.

Договор считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами, со дня оплаты заявителем счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил.

В соответствии с пунктом 105 Правил технологического присоединения в отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает на своем официальном сайте или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», определяемом Правительством Российской Федерации, в отдельном разделе (далее - личный кабинет потребителя):

условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с настоящими Правилами для соответствующей категории заявителей;

счет, предусмотренный пунктом 103 настоящих Правил;

технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с пунктом 25(1) настоящих Правил, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и сетевой организации, и проект договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица гарантирующего поставщика, указанного в заявке в соответствии с подпунктом «л» пункта 9 настоящих Правил (в случае, если заявитель указал гарантирующего поставщика в качестве субъекта, у которого он намеревается приобретать электрическую энергию);

инструкцию, содержащую последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности.

В свою очередь на основании пункта 106 Правил технологического присоединения заявитель обязан в течение 5 рабочих дней со дня выставления сетевой организацией счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил, оплатить указанный счет.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17 августа 1998 года №147-ФЗ «О естественных монополиях» субъект естественной монополии – хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Положениями части 1 статьи 4 ФЗ «О естественных монополиях» установлено, что оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественной монополии.

На основании приказа ФСТ России от 03 июня 2008 года №204-э «О включении (исключении) организации в (из) реестр (а) субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль» АО «ПСК», осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии, включено в Реестр субъектов естественных монополий.

Таким образом, оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественной монополии, в связи с чем субъект, оказывающий такие услуги относится к субъектам естественной монополии. Услуги по технологическому присоединению являются неотъемлемой частью услуг по передаче электрической энергии. При таких обстоятельствах АО «ПСК» является лицом, на которое распространяется норма статьи 9.21 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 23.48 КоАП РФ Федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренные статьей 9.21 КоАП РФ.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении в числе прочего являются сообщения и заявления физических и юридических лиц.

Частью 3.3 статьи 28.1 КоАП РФ предусмотрено, что дела об административных правонарушениях, предусмотренные статьей 9.21 КоАП РФ, могут быть возбуждены федеральным антимонопольным органом, его территориальным органом без проведения контрольных (надзорных) мероприятий в случае, если в материалах, сообщениях, заявлениях, поступивших в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган, содержатся достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В силу части 2 статьи 9.21. КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

В связи с тем, что АО «ПСК» неоднократно привлекалось антимонопольным органом к административной ответственности как по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, так и по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ (постановление от 31 января 2022 года №010/04/9.21-736/2021– штраф 300 000 руб.; постановление от 11 февраля 2022 года №010/04/9.21-753/2021– штраф 300 000 руб.; постановление от 14 января 2022 года № 010/04/9.21-777/2021– штраф 300 000 руб.; постановление от 01 февраля 2022 года №010/04/9.21-686/2021– штраф 300 000 руб.; постановление от 17 февраля 2022 года №010/04/9.21-846/2021– штраф 850 000 руб.; постановление от 17 февраля 2022 года № 010/04/9.21-850/2021– штраф 850 000 руб.; постановление от 01 апреля 2022 года №010/04/9.21-110/2022– штраф 850 000 руб.; постановление от 01 апреля 2022 года №010/04/9.21-111/2022– штраф 850 000 руб.; постановление от 06 апреля 2022 года №010/04/9.21-39/2022– штраф 300 000 руб.; постановление от 18 апреля 2022 года №010/04/9.21-130/2022 – штраф 850 000 руб.; постановление от 21 апреля 2022 года №010/04/9.21-142/2022– штраф 300 000 руб.; постановление от 12 мая 2022 года №010/04/9.21-219/2022– штраф 300 000 руб.), в рассматриваемом случае применению подлежит часть 2 названной статьи КоАП РФ.

Объектом административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере электроэнергетики, возникающие при технологическом присоединении к инфраструктурным сетям.

Руководствуясь вышеуказанным, на основании предоставленных заявителем документов и сведений определением от 28 февраля 2023 года было возбуждено настоящее дело и назначено проведение административного расследования; составление и подписание протокола запланировано на 16 часов 00 минут 22 марта 2023 года. В соответствии с определением сетевой организации надлежало представить ряд документов и сведений.

Письмом от 20 марта 2023 года №5040 (вх. №1695-ЭП/23) АО «ПСК» сообщило, что размеры платы за технологические присоединения определены в соответствии с действующей на момент направления в адрес заявителя договоров редакцией Правил технологического присоединения.

Вместе с тем общество отмечает, что дела об административных правонарушениях, предусмотренные статьей 9.21 КоАП РФ, могут быть возбуждены федеральным антимонопольным органом, его территориальным органом без проведения контрольных (надзорных) мероприятий в случае, если в материалах, сообщениях, заявлениях, поступивших в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган, содержатся достаточные данные, указывающие на наличие событие административного правонарушения.

Так, АО «ПСК» отмечает, что на момент возбуждения настоящего дела Карельское УФАС России располагало достаточными данными, документами и сведениями, подтверждающими факт наличия события административного правонарушения.

Кроме того, КоАП РФ установлена презумпция невиновности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также освобождение от его обязанности  доказывать свою невиновность, и, следовательно, возлагающее бремя доказывания на субъект, наделенного административно-юрисдикционными полномочиями (судья, орган, должностное лицо, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях). Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (части 2,3, 4 статьи 1,5 КоАП РФ).

В связи с необходимостью получения позиции Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам относительно обоснованности произведенного расчеты платы заявителю, определением от 22 марта 2022 года «О продлении срока административного расследования по делу об административном правонарушении №010/04/9.21-134/2023» срок проведения административного расследования был продлен до 14 апреля 2023 года; составление и подписания протокола назначено на 14 часов 30 минут 14 апреля 2023 года.

24 марта 2023 года должностным лицом Карельского УФАС России было вынесено определение «Об истребовании дополнительных необходимых сведений по делу об административном правонарушении №010/04/9.21-134/2023», в соответствии с которым Государственному комитету Республики Карелии по ценам и тарифам надлежало представить письменные пояснения относительно правильности расчета сетевой организацией платы за услуги по технологическому присоединению при условии, что филиалом РТРС «РТПЦ Республики Карелия» заявки на технологическое присоединения были поданы 08 апреля 2022 года.

Письмом от 29 марта 2023 года (вх. от 30 марта 2023 года №972/12-05/КЦТ-и)  Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам сообщил следующее.

С учетом сроков подачи филиалом РТРС «РТПЦ Республики Карелия» заявок в соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года №1178 (в редакции от 17 февраля 2022 года), в состав платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью не более чем 150 кВт, не включаются расходы, связанные со строительством объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2022 года №1178 (далее — Постановление №1178) внесены изменения в пункт 87 Основ ценообразования, вступившие в силу 01 июля 2022 года, согласно которым в состав платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью не более 150 кВт, не соответствующие критериям, указанным в абзаце третьем настоящего пункта, с 01 июля 2022 года до 31 декабря 2022 года допускается включение не более 50 процентов величины расходов, связанных со строительством объектов электросетевого хозяйства — от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.

Пунктом 3  Постановления №1178 установлено, что изменения, утвержденные настоящим постановлением, распространяются на правоотношения по технологическому присоединению энергопринимающих устройств и (или) объектов микрогенерации потребителей электрической энергии к электрическим сетям, поданных после вступления в силу настоящего постановления.

Таким образом, по мнению Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам,  в случае подачи заявок заявителем до 01 июля 2022 года (08  апреля 2022) плата за технологическое пересоединение к электрическим сетям рассчитывается в соответствии с порядком, действующим до вступления в силу  Постановления №1178.

Дополнительно в вышеуказанном письме Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам отмечает, что расчет платы за технологическое присоединение филиала РТРС «РТПЦ Республики Карелия» выполнен с учетом расходов на строительство в размере 50%.

 В целях установления всех фактических обстоятельств по настоящему делу определением от 14 апреля 2023 года «О продлении срока административного расследования по делу об административном правонарушении №010/04/9.21-134/2023» срок проведения административного расследования был продлен до 15 мая 2023 года; составление и подписания протокола назначено на 16 часов 30 минут 15 мая 2023 года. В соответствии с определением филиалу РТРС «РТПЦ Республики Карелия» надлежало представить в адрес Карельского УФАС России скриншоты личного кабинета, подтверждающие факт  подачи заявок на технологическое присоединение 08 апреля 2022 года, а также любые иные документы и пояснения по существу вменяемого правонарушения, способствующие правильному и объективному рассмотрению дела.

Во исполнение вышеуказанного определения филиал РТРС «РТПЦ Республики Карелия» письмом от 24 апреля 2023 года №04-02/311 представил запрашиваемые сведения, а также пояснил, что дополнительные документы сетевая организация не запрашивала, заявки поданы в срок до 01 июля 2022 года, документы на технологические присоединения были направлены АО «ПСК» после вступления в законную силу новой редакции Постановления №1178, то есть в выставленные счета сетевой организацией были включены расходы на строительство объектов электросетевого хозяйства.

15 мая 2023 года в отсутствие представителей потерпевшего и АО «ПСК», надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте составления протокола, был составлен протокол об административном правонарушении.

Определением от 17 мая 2023 года «О назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении №010/04/9.21-134/2023», настоящее дело было назначено к рассмотрению на 01 июня 2023 года в 16 часов 00 минут.

Рассмотрение административного дела состоялось в назначенное время. Резюмируя вышеизложенное, отмечаю,  что заявки на осуществление технологического присоединения энергопринимающих устройств филиалом РТРС «РТПЦ Республики Карелия» были поданы до 01 июля 2022 года. Таким образом, в состав платы за технологическое присоединение по указанным заявкам расходы, связанные со строительством объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств, не должны учитываться.

В целом технологическое присоединение – это состоящий из нескольких этапов процесс, целью которого является создание условий для получения электрической энергии потребителем через энергоустановки сетевой организации, завершающийся  составлением акта об осуществлении технологического присоединения по форме согласно приложению №1, которому обязательно предшествуют выполнение обеими сторонами договора мероприятий по технологическому присоединению. Не оплачивая предложенные к оплате счета за мероприятия по технологическому присоединению, филиал РТРС «РТПЦ Республики Карелия» изначально был лишен возможности заключить соответствующие договоры и получить доступ к услугам сетевой организации. Вместе с тем собранные в рамках административного расследования документы свидетельствуют как о нарушении АО «ПСК» сроков направления (размещения в личном кабинете) документов на технологическое присоединение (условий договора, технических условий, счета на оплату) при заключении с филиалом РТРС «РТПЦ Республики Карелия»  договоров  (с учетом подачи заявок 08 апреля 2022 года документы необходимо было разместить до 21 апреля 2022 года включительно; фактически размещены 29 августа 2022 года — п. Лендеры, 21 сентября 2022 года — п.Амбарный, 04 октября 2022 года — п. Немино и п.Ламбасручей), так и о нарушении АО «ПСК» установленного пунктом 19 Правил технологического присоединения запрета на навязывание невыгодных обязательств по оплате стоимости услуг за технологическое присоединение - вопреки тому факту, что заявки филиалом РТРС «РТПЦ Республики Карелия»  были поданы 08 апреля 2022 года, плата за технологическое присоединение изначально рассчитана по правилам и ставкам, вступившим в силу после 01 июля 2022 года.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Пунктом 3 статьи 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в его совершении.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

АО «ПСК» не представило доказательств невозможности соблюдения требований антимонопольного законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.

Таким образом, рассматриваемое административное правонарушение является противоправным, виновным, лицо его совершившее, не могло не осознавать противоправный характер своих действий, но им не были предприняты все зависящие от него меры для соблюдения норм законодательства, ответственность за нарушение которых предусмотрена КоАП РФ.

Место совершения административного правонарушения – ул. Новосулажгорская, д. 22, г.Петрозаводск, Республика Карелия.

Время совершения административного правонарушения – 22 апреля 2022 года (нарушение сроков размещения документов на технологическое присоединение; срок давности истек); 29 августа 2022 года (расчет платы за технологическое присоединение объекта, расположенного в п.Лендеры, по правилам и ставкам, вступившим в силу после 01 июля 2022 года); 21 сентября 2022 года (расчет платы за технологическое присоединение объекта, расположенного в п.Амбарный, по правилам и ставкам, вступившим в силу после 01 июля 2022 года);  04 октября 2022 года (расчет платы за технологическое присоединение объектов, расположенных в  п.Немино и п.Ламбасручей,  по правилам и ставкам, вступившим в силу после 01 июля 2022 года).

Срок давности привлечения АО «ПСК» к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент вынесения настоящего постановления не истек (за нарушение  расчета платы за технологическое присоединение объектов, расположенных в п.Лендеры, п.Амбарный, п.Немино, п.Ламбасручей, по правилам и ставкам, вступившим в силу после 01 июля 2022 года).

Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, не установлено.

Касательно возможности применения статьи 2.9 КоАП РФ отмечаю следующее.

Статьей 2.9. КоАП РФ предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место в исключительных случаях. При квалификации правонарушения в качестве малозначительного следует исходить из конкретных обстоятельств его совершения.  Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения, а учитываются при назначении наказания.   

Оценив характер допущенного правонарушения и степень его общественной опасности, не установлено исключительных обстоятельств, свидетельствующих о его малозначительности. Данное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям сетевой организации. В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в ущемлении интересов потребителей, обратившихся с заявками о заключении договоров об осуществлении технологического присоединения. 

Вместе с тем в рассматриваемом случае полагаю необходимым отразить факт неоднократного нарушения АО «ПСК» нормы именно части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, не меняющиеся поведение и работу сетевой организации как профессионального участника рынка, а также факт нарушения сроков размещения документов на технологическое присоединение, повлекшего за собой затягивание процесса технологического присоединения по всем четырем объектам заявителя на несколько месяцев.

В материалах дела отсутствуют обстоятельства, указывающие на возможность прекращения производства по настоящему делу; данное правонарушение не может быть признано и малозначительным. Состав вменяемого правонарушения формальный, не требующий установления причинения вреда обществом.

В соответствии со статьей 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.

В рассматриваемом случае полагаю, что совершению административного правонарушения способствовало пренебрежительное отношение АО «ПСК» к своей публично-правовой обязанности по соблюдению Правил технологического присоединения.

Карельским УФАС России предприняты все меры для реализации АО «ПСК» своих прав и защиты законных интересов.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 4.1, 4.5, 9.21, 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ, заместитель руководителя Карельского УФАС России,

 

 

 

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

1. Наложить на юридическое лицо – АО «Прионежская сетевая компания» (ИНН 1001013117, ОГРН 1061001073242, дата регистрации 01 ноября 2006 года; ул. Новосулажгорская, 22, г. Петрозаводск, 185013) за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, административный штраф в размере 850 000 (восемьсот пятьдесят тысяч) рублей 00 копеек.

 

2. Выдать АО «ПСК» представление о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

 

 

Реквизиты для перечисления штрафа:

Получатель платежа - УФК по Республике Карелия (Карельское УФАС России)

ИНН 1001041153 

КПП 100101001

Номер казначейского счета (корр. счет) - 03100643000000010600

Номер банковского счета, входящего в состав ЕКС – 40102810945370000073

Банк получателя - Отделение –НБ Республика Карелия (УФК по Республике

Карелия)

БИК банка 018602104

Код ОКТМО 86701000

КБК 161 1 16 01091 01 0021 140

Назначение платежа: штраф за нарушение законодательства Российской Федерации об электроэнергетике (дело №010/04/9.21-134/2023).

 

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения сроков отсрочки, рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ, при отсутствии документа или информации, свидетельствующих об уплате административного штрафа, соответствующие материалы направляются судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа. Кроме того, составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

В соответствии со статьей 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление   по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

 

 

 

 

Заместитель руководителя управления                                                                                  

Связанные организации

Связанные организации не указаны