Постановление №КБ/352/22 постановление от 23 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

постановление

 

Карельский филиал ПАО "Россети Северо-Запад" г. Петрозаводск, ул. Кирова, д. 45, 185035 karelia@rosseti-sz.ru ПАО "Россети Северо-Запад" площадь Конституции, дом 3, литера А, г. Санкт-Петербург, 196247 post@mrsksevzap.ru

<...>

 

 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу №010/04/9.21-700/2022

об административном правонарушении

 

23 ноября 2022 года г. Петрозаводск

 

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (далее – Карельское УФАС России) <...>, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении №010/04/9.21-700/2022, возбужденного в отношении ПАО «Россети Северо-Запад» (ОГРН – 1047855175785; ИНН – 7802312751; ранее – ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания «Северо-Запада»; почтовый адрес: площадь Конституции, д. 3, литера А, помещение 16-Н, г. Санкт-Петербург, 196247; адрес места нахождения: ул. Соборная, д.31, г. Гатчина, Ленинградская обл., 188300; Карельский филиал ПАО «Россети Северо-Запад» - почтовый адрес: ул. Кирова, д.45, г. Петрозаводск, Республика Карелия, 185035; далее – ПАО «Россети Северо-Запад», сетевая организация) по факту нарушения Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года №861; далее - Правила технологического присоединения)

в отсутствие надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела <...>,

в присутствии представителя ПАО «Россети Северо-Запада» - <...> (личность установлена на основании предъявленного паспорта гражданина Российской Федерации; доверенность от <...>, копия в деле),

 

УСТАНОВИЛ:

В адрес Карельского УФАС России поступило заявление <...> (вх. от 11 октября 2022 года №4857) с жалобой на действия ПАО «Россети Северо-Запад», выразившиеся в неправомерном уклонении от выполнения обязательств по заключенному договору об осуществлении технологического присоединения принадлежащих ему энергопринимающих устройств.

Из заявления следует, что между заявителем и сетевой организацией на основании заявки от 17 февраля 2022 года заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям №КАР-00435-Э-П/22, в соответствии с условиями которого сетевая организация приняла на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения земельного участка для дачного строительства, расположенного по адресу: <...>.

Срок осуществления мероприятий прописан в пункте 14 технических условий от 05 марта 2022 года №КАР-00435-Э-П/22-001 и составляет 6 месяцев со дня заключения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.

Письмом от 24 мая 2022 года №МР2/3-52/135 ПАО «Россети Северо-Запад» уведомило Чагина В.Л. о продлении срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению до 01 июля 2023 года и срока действия технических условий до 14 марта 2024 года.

На момент направления рассматриваемого обращения сетевой организацией не осуществлены возложенные на нее обязанности по технологическому присоединению.

Изучив действующую нормативно-правовую базу в сфере электроэнергетики, полагаю необходимым отразить следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Правила технологического присоединения определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации.

Пункт 2 Правил технологического присоединения распространяет их действие на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, присоединенная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.

В силу пункта 3 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Согласно пункту 6 Правил технологического присоединения технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами.

Сроки технологического присоединения установлены подпунктом «б» пункта 16 Правил технологического присоединения и являются существенным условием договора об осуществлении технологического присоединения. Исходя из требований указанной нормы следует, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению в рассматриваемом случае не может превышать 6 месяцев. При этом возможность продления срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению Правилами технологического присоединения не предусмотрена, поскольку установленный пунктом 16 Правил технологического присоединения срок носит императивный характер и не может быть изменен по соглашению сторон.

В соответствии с частью 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивными нормами), действующими в момент его заключения.

В силу части 5 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным, в том числе пунктом 4 настоящей статьи, ничтожны.

Согласно пункту 19 Правил технологического присоединения запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные настоящими Правилами.

Чагин В.Л., исходя из имеющихся документов, относится к категории заявителей-физических лиц, поименованных в пункте 14 Правил технологического присоединения.

Особенности технологического присоединения заявителей-физических лиц, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 15 кВт включительно и которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, урегулированы разделом X Правил технологического присоединения (пункты 103-112).

Пунктом 103 Правил технологического присоединения предусмотрено, что Договор между сетевой организацией и заявителями, указанными в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, заключается путем направления заявителю выставляемого сетевой организацией счета для внесения платы (части платы) за технологическое присоединение и оплаты заявителем указанного счета.

При этом в силу пункта 104 Правил технологического присоединения наличие заключенного заявителями, указанными в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, договора подтверждается документом об оплате такими заявителями счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил.

Договор считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами, со дня оплаты заявителем счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил.

В соответствии с пунктом 105 Правил технологического присоединения в отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает на своем официальном сайте или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации, в отдельном разделе (далее - личный кабинет потребителя):

условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с настоящими Правилами для соответствующей категории заявителей;

счет, предусмотренный пунктом 103 настоящих Правил;

технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с пунктами 25(1), 25(6) и 25(7) настоящих Правил, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и сетевой организации, и проект договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица гарантирующего поставщика, указанного в заявке в соответствии с подпунктом "л" пункта 9 настоящих Правил (в случае, если заявитель указал гарантирующего поставщика в качестве субъекта, у которого он намеревается приобретать электрическую энергию);инструкцию, содержащую последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности.

В свою очередь на основании пункта 106 Правил технологического присоединения заявитель обязан в течение 5 рабочих дней со дня выставления сетевой организацией счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил, оплатить указанный счет.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17 августа 1998 года №147-ФЗ «О естественных монополиях» субъект естественной монополии – хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Положениями части 1 статьи 4 ФЗ «О естественных монополиях» установлено, что оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественной монополии.

На основании приказа ФСТ России от 03 июня 2010 года №191-э «О включении (исключении) организации в (из) реестр (а) субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль» ПАО «Россети Северо-Запад», осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии включено в Реестр субъектов естественных монополий.

Таким образом, оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественной монополии, в связи с чем субъект, оказывающий такие услуги относится к субъектам естественной монополии. Услуги по технологическому присоединению являются неотъемлемой частью услуг по передаче электрической энергии. При таких обстоятельствах ПАО «Россети Северо-Запад» является лицом, на которое распространяется норма статьи 9.21 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 23.48 КоАП РФ Федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.21 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В силу части 2 статьи 9.21. КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

В связи с тем, что ПАО «Россети Северо-Запад» неоднократно привлекалось антимонопольным органом к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, применению подлежит часть 2 названной статьи КоАП РФ.

В силу части 3.3 статьи 28.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, могут быть возбуждены федеральным антимонопольным органом, его территориальным органом без проведения контрольных (надзорных) мероприятий в случае, если в материалах, сообщениях, заявлениях, поступивших в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган, содержатся достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Руководствуясь вышеизложенным, в соответствии с определением от 12 октября 2022 года было возбуждено настоящее дело об административном правонарушении, составление протокола назначено на 09 ноября 2022 года 11 часов 30 минут. <...> привлечен в качестве потерпевшего на основании статьи 25.2 КоАП РФ. ПАО «Россети Северо-Запада» надлежало представить в адрес Карельского УФАС России ряд документов и сведений, включая дополнительные письменные пояснения по существу вменяемого нарушения, способствующие правильному и объективному рассмотрению дела.

17 февраля 2022 года <...> обратился через личный кабинет на Портале ТП.РФ (https://портал-тп.рф/platform/portal/tehprisEE_portal) в адрес Карельского филиала ПАО «Россети Северо-Запад» с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: <...>.

21 февраля 2022 года письмом №МР2/3-52/135/781 заявителю направлен запрос недостающих документов.

27 февраля 2022 года заявитель предоставил документы по запросу не в полном объеме

01 марта 2022 года заявителю был направлен повторный запрос о предоставлении недостающих документов письмом № МР2/3-52/135/929.

04 марта 2022 года документы предоставлены полном объеме.

09 марта 2022 года типовой договор, технические условия и счет (подписаны ЭЦП) размещены в личном кабинете заявителя.

14 марта 2022 года поступила оплата в размере 550 руб., договор №КАР-00435-Э-П/22 заключен.

Согласно техническим условиям, срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев с момента заключения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.

Реализация договора об осуществлении технологического присоединения с заявителем осуществляется в рамках инвестиционного проекта «Строительство линейного ответвления от ВЛ-10 кВ Л-1П-8 с монтажом ТП-10/0,4 кВ и строительством ВЛ-0,4 кВ в д. Утуки, СОТ «Марциальные воды», Кондопожского района (технологическое присоединение <...>)».

В целях обеспечения возможности технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя сетевой организации необходимо осуществить:

- Строительство линейного ответвления ВЛ-10 кВ от Л-1П-8 ориентировочной протяженностью 584 м с вырубкой просеки под трассу ВЛ площадью 0,7 га.

- Монтаж ТП-10/0.4 кВ.

- Строительство ВЛИ 0,4 кВ от проектируемой ТП до границ земельных участков заявителей ориентировочной протяженностью 514 м.

Стоимость инвестиционного проекта 3 434 тыс., без учета НДС. Выполнение мероприятий по технологическому присоединению осуществляется сетевой организацией подрядным способом.

30 сентября 2022 года подписана (заключена) заявка к рамочному договору подряда с ООО «ТКС» №4-128-33

Срок завершения работ по заявке – 31 июля 2023 года. Данный срок обусловлен наличием земель лесного фонда по трассам проектируемых линий электропередачи ВЛ-10 кВ, ВЛ 0,4 кВ.

ПАО «Россети Северо-Запад» поясняет, что в целях выполнения требований Министерства экологии и природных ресурсов Республики Карелия до начала строительства линейных объектов понадобится формирование и получение лесного участка на праве аренды. Указанное обстоятельство из-за длительного проведения землеустроительных работ с учётом необходимости получения всех согласований и соблюдения законодательства в лесной сфере, значительно увеличивает сроки строительства электросетевых объектов.

Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия, несмотря на вступившие в законную силу судебные акты по делам №№А26-6927/2019, А26-11012/2019, А26-2612/2020, А26-2663/2020, А26-9548/2020, А26-583/2021, А26-5412/2021 (по искам Россети к Минприроды РК) и оценку судами позиции Минприроды РК, как неправомерной, продолжает препятствовать сетевой организации в получении лесных участков для строительства по упрощенной процедуре и незаконно настаивает на заключении договоров аренды.

В Земельный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 03 августа 2018 года №341-ФЗ внесены изменения в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов. В пояснительной записке к законопроекту к закону №341-ФЗ содержится подробная мотивировка необходимости его принятия, в частности, авторы законопроекта указывают, что приведенные в законопроекте положения более точно регулируют существующие экономические отношения, суть которых можно свести к следующему: значительную часть линейных объектов (кроме автомобильных и железных дорог) можно разместить на земельном участке, не прерывая текущую хозяйственную деятельность на нем, а значит нет необходимости образовывать соответствующие земельные участки, прекращать права на них у прежних правообладателей; достаточно установить ограничение прав, позволяющее разместить линейный объект.

При этом не требуется образования земельного участка, а, следовательно, проведение кадастровых работ и регистрационных действий, изменения категорий земель и видов разрешенного использования земельных участков, изъятия или предоставления земельных участков, что существенно сокращает срок и стоимость доступа к земельным участкам. Кроме того, должны быть обеспечены единые сроки строительства линейного объекта на всем его протяжении.

Правовой режим пользования земельным участком не зависит от того, используется этот участок для возведения (строительства, реконструкции) объекта электросетевого хозяйства или для оформления права пользования земельным участком под уже существующим объектом.

Также согласно пояснительной записке к законопроекту к закону №341-ФЗ, постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2014 года №861 обязывает сетевые организации осуществлять строительство ЛЭП для технологического присоединения объектов потребителей в срок до 4 месяцев. Стоимость оформления электросетевой инфраструктуры и число согласований для предоставления земельного участка свидетельствует о неэффективности системы регулирования вопросов размещения линейных объектов в Российской Федерации. Отмечается необходимость сдерживания роста тарифов и расходов естественных монополий, отсутствия необходимости образования земельных участков для размещения линейных объектов.

Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия игнорирует действующее законодательство, регулирующее порядок размещения линейных объектов, сложившуюся на уровне Верховного Суда РФ практику его применения и издает приказы, направленные на преодоление вступивших в силу судебных актов, продолжает незаконное поведение. В любом инвестиционном проекте, где строительство линии электропередачи предполагается с использованием земель лесного фонда, сетевая организация сталкивается с данной проблемой. Вынужденная необходимость заключения договоров аренды вместо получения разрешений для использования лесных участков, отражается и на общих сроках реализации технологического присоединения, и на стоимости инвестиционных проектов.

ПАО «Россети Северо-Запад» акцентирует внимание, что срок выполнения работ по договорной заявке с ООО «ТКС» составляет 10 месяцев (реальный срок с учетом необходимости заключения договора аренды лесного участка), что изначально превышает сроки, установленные Правилами технологического присоединения для категории заявителей, к которой относится заявка <...>

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Даже если бы договор подряда был заключен на следующий день после заключения договора с заявителем, возможности построить линию электропередачи по землям лесного фонда в срок, установленный правилами, у сетевой организации не имелось.

09 ноября 2022 года в отношении ПАО «Россети Северо-Запада» был составлен протокол об административном правонарушении.

Определением от 09 ноября 2022 года «О назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении №010/04/9.21-700/2022» настоящее дело было назначено к рассмотрению на 23 ноября 2022 года в 11 часов 30 минут.

Письмом от 22 ноября 2022 года №МР2/3/119-06/9947 ПАО «Россети Северо-Запад» обратило внимание, что стоимость реализации инвестиционного проекта – 4 120 846 руб. с НДС, при этом оплата по договору об осуществлении технологического присоединения со стороны заявителя составляет 550 руб. Договор с <...> относится к категории льготных, в целом стоимость его реализации для сетевой организации в 7 492 раза превышает плату, внесенную заявителем. Даже с учетом того обстоятельства, что в инвестиционном проекте находятся три заявителя, дефицит средств составляет 4 119 тыс. руб.

Для того, чтобы приступить к реализации инвестиционного проекта, сетевой организации необходимо было определить источники его финансирования в утвержденной инвестиционной программе филиала.

При этом ПАО «Россети Северо-Запад» сообщило, что по состоянию на 01 сентября 2022 года в Карельском филиале находилось на исполнении 1908 договоров на осуществление льготного технологического присоединения (дефицитные договоры), для реализации которых требуются капитальные вложения со стороны сетевой организации и к категории которых, в том числе, относится договор с заявителем. Существующий объем обязательств сетевой организации по заключенным договорам ЛТП не покрывается финансированием (средствами инвестиционной программы филиала).

В рамках тарифно-балансовых решений Карельскому филиалу выделяются средства на покрытие затрат по договорам льготного технологического присоединения в объеме порядка 300 млн. руб. в год, в то же время накопленный объем затрат, необходимых для реализации заключенных Договоров льготного технологического присоединения, превышает 1 млрд руб. Столь высокие затраты обусловлены большими объёмами строительства электросетевых объектов до удаленных объектов Заявителей с минимальной заявленной мощностью. Для решения вопроса финансирования мероприятий по реализации договоров льготного технологического присоединения филиалом было направлено предложение в адрес регулирующего тарифного органа о включении в необходимую валовую выручку на 2022 год затрат на реализацию неисполненных договоров льготного технологического присоединения в размере 754 млн. руб., однако, данное предложение регулирующим органом не поддержано.

Значительная стоимость строительства отразилась на сроках выполнения Обществом мероприятий по технологическому присоединению. Также осложняющим фактором выполнения мероприятий, отражающимся на сроках, послужила необходимость строительства линии электропередачи по землям лесного фонда. Как было указано в письменных пояснения от 20 октября 2022 года между сетевой организацией и ООО «ТКС» 30 сентября 2022 года подписана договорная заявка «под ключ» на выполнение полного комплекса работ по объекту. Срок выполнения работ по договорной заявке составляет 10 месяцев (реальный срок с учетом необходимости заключения договора аренды лесного участка), что изначально превышает сроки, установленные Правилами технологического присоединения для категории заявителей, к которой относится <...>

В настоящее время ООО «ТКС» выполнены инженерно-геодезические изыскания, определена трасса прохождения ВЛ. В адрес сетевой организации подрядчиком направлено письмо от 16 ноября 2022 года № 034/11-22 с графическими материалами о согласовании проведенных инженерно-геодезических изысканий и трассы проектируемой линии электропередачи. Следующий этап строительства – разработка и согласование основных технических решений.

Таким образом, работы ООО «ТКС» ведутся в плановом порядке, согласно условиям договорной заявки и технического задания.

Одновременно, ПАО «Россети Северо-Запад» в рассматриваемом письме ходатайствует о снижении размера административного штрафа по основаниям, предусмотренным пунктом 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ., указывая, что значительные размеры административных штрафов за нарушение сроков выполнения мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств ухудшают финансовое положение сетевой организации и ограничивают возможность своевременной реализации договоров льготного технологического присоединения.

Рассмотрение административного дела состоялось в назначенное время. Оценив в порядке статьи 26.11 КоАП РФ материалы административного дела, прихожу к выводу, что собранные в рамках административного расследования документы свидетельствуют о нарушении ПАО «Россети Северо-Запада» установленного пунктом 16 Правил технологического присоединения срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств <...> – мероприятия необходимо было осуществить до 14 сентября 2022 года включительно, однако, на момент составления настоящего протокола не выполнены, доказательств обратного в материалы дела не представлено. При этом анализ полученных документов и сведений свидетельствует о подписании (заключении) заявки к рамочному договору подряда лишь 30 сентября 2022 года, то есть фактически уже после истечения шестимесячного срока, предусмотренного Правилами технологического присоединения на осуществление мероприятий по технологическому присоединению объектов потребителя к электрическим сетям сетевой организации.

Довод ПАО «Россети Северо-Запад» о невозможности реализовать в установленные Правилами технологического присоединения сроки даже в случае заключения договора подряда на следующий день после заключения договора с потребителем, считаю несостоятельным ввиду невозможности достоверно точно установить сложившуюся в таком случае объективную реальность; суждение носит сослагательное наклонение.

Кроме того, отмечаю, что вопреки Правилам технологического присоединения ПАО «Россети Северо-Запад» в одностороннем порядке изменило срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств <...> до 01 июля 2023 года, разместив в личном кабинете потребителя новые технические условия от 24 мая 2022 года №КАР-00435-Э-П/22-002. При этом в письме от 24 мая 2022 года №МР2/3-52/135 сетевая организация сослалась на текущую геополитическую обстановку и необходимость принятия решений по импортозамещению используемой компонентной базы.

Включение сетевой организацией в договор условий об осуществлении технологического присоединения с нарушением предельных сроков технологического присоединения, установленных в пункте 16 Правил технологического присоединения для соответствующих категорий заявителей, является нарушением статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике», пунктов 16 и 19 Правил технологического присоединения и в силу части 5 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации является ничтожным.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Пунктом 3 статьи 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в его совершении.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

ПАО «Россети Северо-Запад» не представило доказательств невозможности соблюдения требований антимонопольного законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.

Таким образом, рассматриваемое административное правонарушение является противоправным, виновным, лицо его совершившее, не могло не осознавать противоправный характер своих действий, но им не были предприняты все зависящие от него меры для соблюдения норм законодательства, ответственность за нарушение которых предусмотрена КоАП РФ.

Место совершения административного правонарушения – <...>; ул. Кирова, 45, г. Петрозаводск, Республика Карелия

Время совершения административного правонарушения – 24 мая 2022 года (в части необоснованного одностороннего продления срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению); 15 сентября 2022 года (в части нарушения предельного срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению).

Срок давности привлечения ПАО «Россети Северо-Запада» к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент вынесения настоящего постановления не истек.

Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В рамках настоящего дела смягчающих административную ответственность обстоятельств не установлено; в качестве отягчающего обстоятельства признается повторное совершение однородного административного правонарушения.

Касательно возможности применения статьи 2.9 КоАП РФ отмечаю следующее.

Статьей 2.9. КоАП РФ предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место в исключительных случаях. При квалификации правонарушения в качестве малозначительного следует исходить из конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения, а учитываются при назначении наказания.

Оценив характер допущенного правонарушения и степень его общественной опасности, не установлено исключительных обстоятельств, свидетельствующих о его малозначительности. Данное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям сетевой организации. В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в ущемлении интересов гражданина-потребителя, обратившегося с заявкой о заключении договора об осуществлении технологического присоединения.

В материалах дела отсутствуют обстоятельства, указывающие на возможность прекращения производства по настоящему делу; данное правонарушение не может быть признано и малозначительным. Состав вменяемого правонарушения формальный, не требующий установления причинения вреда обществом.

В соответствии со статьей 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.

Карельским УФАС России предприняты все меры для реализации ПАО «Россети Северо-Запада» своих прав и защиты законных интересов.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 4.1, 4.5, 9.21, 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ, заместитель руководителя Карельского УФАС России

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

1. Наложить на юридическое лицо – ПАО «Россети Северо-Запад» (ИНН – 7802312751; ОГРН – 1047855175785) за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, административный штраф в размере 800 000 (восемьсот тысяч) рублей 00 копеек.

2. Выдать ПАО «Россети Северо-Запад» представление о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

 

Реквизиты для перечисления штрафа:

Получатель платежа - УФК по Республике Карелия (Карельское УФАС России)

ИНН 1001041153

КПП 100101001

Номер казначейского счета (корр. счет) - 03100643000000010600

Номер банковского счета, входящего в состав ЕКС – 40102810945370000073

Банк получателя - Отделение –НБ Республика Карелия (УФК по Республике

Карелия)

БИК банка 018602104

Код ОКТМО 86701000

КБК 161 1 16 01091 01 0021 140

Назначение платежа: штраф за нарушение законодательства Российской Федерации об электроэнергетике (дело №010/04/9.21-700/2022).

 

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения сроков отсрочки, рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ, при отсутствии документа или информации, свидетельствующих об уплате административного штрафа, соответствующие материалы направляются судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа. Кроме того, составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

В соответствии со статьей 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

 

 

 

 

 

 

Заместитель руководителя управления <...>

 

 

 

 

 

2022-446

 

 

Связанные организации

Чагин В.Л.
ИНН , ОГРН
ПАО "Россети Северо-Запад"
ИНН 7802312751, ОГРН 1047855175785
Карельский филиал ПАО "Россети Северо-Запад"
ИНН 7802312751, ОГРН 1047855175785