Постановление №010/04/7.30-531/2019 Постановление о наложении штрафа по делу об административн... от 12 августа 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                                                                               

Постановление

о наложении штрафа по делу

об административном правонарушении № 010/04/7.30-531/2019

 

13 августа 2019 года                                                                                                г. Петрозаводск

 

Я, заместитель руководителя – начальник отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России <…>, рассмотрев протокол об административном правонарушении по делу № 010/04/7.30-531/2019 от 31.07.2019 и материалы об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, в отношении должностного лица ГБУЗ «Беломорская ЦРБ» <…>, в его отсутствие,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Протоколом № 010/04/7.30-531/2019 от 31.07.2019 возбуждено дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, в отношении должностного лица ГБУЗ «Беломорская ЦРБ».

Согласно протоколу, <…>, при проведении электронного аукциона на оказание услуг по корпоративной подвижной радиотелефонной (мобильной) связи стандарта GSM/GPRS/EDGE/UMTS/LTE для ГБУЗ «Беломорская ЦРБ» на 2019 год (извещение № 0306300013318000322) допущены нарушения части 2 статьи 8, пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), выразившиеся в утверждении документации об аукционе с нарушением требований законодательства о контрактной системе.

Дело рассмотрено в отсутствие <…> (извещена надлежащим образом, в материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие).

Изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.

26.11.2018 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru, далее - ЕИС) размещено извещение о проведении ГБУЗ «Беломорская ЦРБ» электронного аукциона на оказание услуг по корпоративной подвижной радиотелефонной (мобильной) связи стандарта GSM/GPRS/EDGE/UMTS/LTE для ГБУЗ «Беломорская ЦРБ» на 2019 год (извещение № 0306300013318000322), начальная (максимальная) цена контракта – 279 900,00 рублей.

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок регулируются Законом о контрактной системе.

Протоколом об административном правонарушении от 31.07.2019 <…> вменяются нарушения части 2 статьи 8, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в следующем.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Предметом закупки является оказание услуг по корпоративной подвижной радиотелефонной (мобильной) связи стандарта GSM/GPRS/EDGE/UMTS/LTE для ГБУЗ «Беломорская ЦРБ» на 2019 год.

Пунктом 3.11 технического задания, являющегося приложением № 1 к Контракту, установлено следующее: «В целях обеспечения безопасности и предотвращения утечки информации, посредством взлома устройства исполнитель предоставляет заказчику средство обеспечения безопасности мобильных устройств под управлением операционных систем Android и iOS, которое позволяет предоставить защиту от следующих типов угроз:

• перехват сетевых данных в беспроводной сети Интернет злоумышленниками посредством проникновения и компрометации точки доступа сети Wi-Fi;

• перехват сетевых данных в беспроводной сети Интернет злоумышленниками посредством недобросовестной подмены точки доступа сети Wi-Fi;

• перехват сетевых данных в незащищенной беспроводной сети Интернет посредством перехвата сетевых пакетов в открытом доступе между устройством и точкой доступа сети Wi-Fi;

• попытка проникновения в защищенную сеть пользователя мобильного устройства путем компрометации его удостоверяющих данных с помощью ссылки на сайты-двойники или другого способа социальной инженерии;

• использование мобильного устройства пользователя без его ведома для произведения информационных атак на сторонние интернет-ресурсы путем включения его в автоматизированную сеть, подконтрольную злоумышленнику;

• предотвращает ущерб и удаляет вирусное, троянское, шифровальное и другое вредоносное программное обеспечение с мобильного устройства пользователя;

• предотвращает активацию отдельных вредоносных программных модулей на сторонних интернет-ресурсах, которые могут вызвать компрометацию данных пользователя мобильного устройства;

• своевременно уведомляет о доступных обновлениях программного обеспечения на устройстве, предотвращающих программные уязвимости устройства».

Пунктом 3.13 технического задания, являющегося приложением № 1 к контракту, установлено следующее: «Наличие у Оператора возможности предоставления услуги для подписи электронных документов юридическими лицами при помощи приложения, установленного на sim карте через мобильное устройство. Услуга должна обеспечивать проведение операций по идентификации лица, подписавшего электронный документ с использованием устройств (мобильный телефон, планшет) со слотом для специальной SIM в информационной системе Заказчика. Подпись должна соответствовать требованиям Федерального закона № 63-ФЗ от 6 апреля 2011 года «Об электронной подписи», использовать Удостоверяющий центр исполнителя, и обеспечивать:

- доказательное подтверждение авторства документа.

- контроль целостности передаваемого документа. Предусмотреть изменения подписи и установления ее недействительности при любом случайном/ преднамеренном изменении документа.

- невозможность отказа от авторства. Обеспечение невозможности отказа от подписи под документом.

Услуга не должна требовать установки на ПК программ шифрования, покупки дополнительных устройств, таких как ключ. Иметь возможность использования в международном роуминге».

Согласно представленным письменным пояснениям Заказчика, необходимость защиты мобильных устройств от вирусных атак обусловлена тем, что структурные подразделения лечебно-профилактического учреждения, расположенные в сельской местности, передают информацию (электрокардиограмма пациента) специалистам ГБУЗ «Беломорская ЦРБ» посредством сети «Интернет».

Руководящий состав ГБУЗ «Беломорская ЦРБ» периодически выезжает в командировки и служебные проверки, в связи с чем, у главного врача должна быть возможность подписи электронного документа удаленно.  

Карельским УФАС России установлено, что, исходя из заявленных в техническом задании требований, Заказчику необходима поставка программного обеспечения в виде антивируса и электронной цифровой подписи.

Согласно пункту 32 статьи 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее – Закон о связи) под услугой связи понимается деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений.

Понятия «абонент», «абонентская линия», «абонентское устройство», «телефонный номер», «телефонное соединение» приведены в Законе о связи и в Правилах оказания услуг телефонной связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2014 № 1342.

Услуги связи оказываются на территории Российской Федерации на основании соответствующей лицензии. Перечень лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг подвижной радиотелефонной связи установлен разделом 11 постановления Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 № 87 «Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий».

Вместе с тем, ни один из вышеперечисленных нормативных документов не содержит информации о том, что в услуги связи входит программное обеспечение в виде антивируса или цифровой подписи.

Кроме того, в пункте 3.2 статьи 2 Закона о связи содержится четкое понятие идентификационного модуля (сим-карты) - электронный носитель информации, который устанавливается в пользовательском оборудовании (оконечном оборудовании) и с помощью которого осуществляется идентификация абонента, и (или) пользователя услугами связи абонента - юридического лица либо индивидуального предпринимателя, и (или) пользовательского оборудования (оконечного оборудования) и обеспечивает доступ оборудования указанных абонента или пользователя к сети оператора подвижной радиотелефонной связи.

Таким образом, Законом о связи не установлено наличие цифровой подписи на идентификационном модуле как обязательного условия оказания услуг связи. Упоминание про идентификационной модуль с установленной на него мобильной электронной подписью в Законе о связи отсутствует.   

Проанализировав сведения с официального сайта в сети «Интернет» ПАО «МегаФон» (https://spb.megafon.ru), установлено, что необходимое Заказчику программное обеспечение предоставляется ПАО «МегаФон» за отдельную плату посредством установки на мобильном устройстве дополнительных приложений: «Антивзлом» и «Мобильная электронная подпись».

Карельским УФАС России в адрес ПАО «МегаФон» был сделан соответствующий запрос (исх.№ 04-18/304-2018/4922 от 11.12.2018) о наличии  технической возможности работы указанного в техническом задании программного обеспечения (средство обеспечения безопасности мобильных устройств, услуга для подписи электронных документов юридическими лицами при помощи sim – карты, установленной на мобильном устройстве) на мобильных устройствах, в случае предоставления услуг связи другими операторами, а не ПАО «Мегафон».

ПАО «МегаФон» (вх.№ 5915 от 11.12.2018) указало, что техническая возможность работы средства обеспечения безопасности мобильных устройств и услуга для подписи электронных документов юридическими лицами, установленная на мобильном устройстве, имеется на sim – карте оператора связи «МегаФон» в роуминге («роуминг» - обеспечение оператором связи возможности абоненту с применением идентификационного модуля пользоваться услугами подвижной связи, оказываемыми другим оператором связи, с которым у абонента договор об оказании услуг подвижной связи не заключен). При этом, на sim-картах других операторов сотовой связи такая техническая возможность отсутствует, поскольку предоставляются услуги - Антивирус и Электронная мобильная подпись, а не роуминг. 

В пункте 3 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденной Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, указано, что при проведении государственных (муниципальных) закупок допускается включение в один лот технологически и функционально взаимосвязанных между собой товаров, работ и услуг, при условии, что такое объединение не ограничивает количество участников закупки.

В соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, утвержденным приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст, услуги подвижной связи имеют код 61.20.1, в то время как программное обеспечение выделено в самостоятельный вид и имеет код 62.01.

В силу статьи 14 Закона о контрактной системе заказчик при осуществлении закупки программного обеспечения должен применять национальный режим, который в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 № 1236 устанавливает ограничения и запреты на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств. 

На основании вышеизложенного, Заказчиком в рассматриваемом случае неправомерно объединены в одну закупки различные товары (услуги) – услуги связи и поставка программного обеспечения (приложений) в виде антивируса и цифровой подписи, при осуществлении закупки не применён национальный режим, что не соответствует статье 14, пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контактной системе и нарушает часть 2 статьи 8, пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Таким образом, в действиях Заказчика усматривается нарушение части 2 статьи 8, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 2 статьи 12 Закона о контрактной системе должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и нормативными правовыми актами, указанными в частях 2 и 3 статьи 2 Закона о контрактной системе.

Статьей 107 Закона о контрактной системе установлено, что лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии с дополнительным соглашением от 13.01.2016 к трудовому договору б/н от 14.02.2011 <…> занимает должность <…>.

В соответствии с приказом от 08.11.2018 № 411-ио «О возложении исполнения обязанностей» <…> исполняла обязанности <…> в период с 21.11.2018 по 03.12.2018. 

Документация об аукционе в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по корпоративной подвижной радиотелефонной (мобильной) связи стандарта GSM/GPRS/EDGE/UMTS/LTE для ГБУЗ «Беломорская ЦРБ» на 2019 год утверждена <…>, которая на момент совершения правонарушения исполняла обязанности <…>.

Таким образом, в действиях должностного лица ГБУЗ «Беломорская ЦРБ», утвердившего документацию об аукционе с нарушением требований законодательства о контрактной системе, содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

Обстоятельства непреодолимой силы, находящиеся вне контроля <…>, препятствовавшие надлежащему исполнению Закона о контрактной системе, на рассмотрении дела не установлены.

Вина <…> состоит в том, что она утвердила документацию об аукционах с нарушением требований Закона о контрактной системе

Вина <…> доказана и подтверждается материалами дела об административном правонарушении.

Обстоятельств, смягчающих административную ответственность, обстоятельств, отягчающих административную ответственность в соответствии со статьей 4.3 КоАП РФ, а также обстоятельств, являющихся основанием для прекращения производства по делу, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не установлено.

Состав рассматриваемого административного правонарушения является формальным, не зависит от наступления каких – либо негативных последствий и предусматривает ответственность за сам факт совершения противоправного поступка, выразившегося в нарушении требований законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок.

Какие – либо исключительные обстоятельства, послужившие причиной совершения рассматриваемого административного правонарушения, по делу не установлены.

Таким образом, основания для прекращения дела по статье 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью отсутствуют.

Санкцией части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ установлено наказание для должностных лиц в виде административного штрафа в размере 3 000 (трех тысяч) рублей.

Место совершения административного правонарушения – адрес Заказчика: <…>.

Время (дата) совершения административного правонарушения – 26.11.2018 (дата утверждения документации об аукционе).

В данном случае необходимо учитывать, что статьей 4.5 КоАП РФ предусмотрено, что постановление по делу об административном правонарушении в области нарушения законодательства о контрактной системе на поставки товаров, выполнение работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.    Поскольку днем совершения административного правонарушения является в данном случае дата утверждения документации об аукционе, а именно – 26.11.2018, то постановление, датированное 13.08.2019, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.

Руководствуясь статьей 107 Закона о контрактной системе, статьями 4.1, 23.48, 23.66, 29.9, 29.10, 7.30 КоАП РФ, заместитель руководителя – начальник отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России <…>

 

ПОСТАНОВИЛ:

  1.    Признать должностное лицо ГБУЗ «Беломорская ЦРБ» <…> виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
  2. Назначить должностному лицу ГБУЗ «Беломорская ЦРБ» <…> наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 (трех тысяч) рублей 00 копеек.

 

Реквизиты для перечисления штрафа:

Банк: ГРКЦ НБ Респ.Карелия Банка России г. Петрозаводск, БИК 048602001.

Получатель: ИНН 1001041153 КПП 100101001 Управление Федерального казначейства по Республике Карелия (Карельское УФАС России),

Счет: 40101810600000010006

Код бюджетной классификации 161 1 16 33020 02 6000 140

Код ОКТМО 86604101

Назначение платежа: штраф за нарушение законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъектов Российской Федерации, дело № 010/04/7.30-531/2019.

 

Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу в сроки, предусмотренные пунктом 1 статьи 31.1 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2. КоАП РФ, штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения сроков отсрочки, рассрочки, предусмотренных статьёй 31.5 КоАП РФ.

Согласно части 5 статьи 32.2. КоАП РФ, при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней со срока, указанного в части 1 данной статьи, соответствующие материалы направляются судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа. Кроме того, составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

В соответствии с Главой 30 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны