Определение №010/04/9.21-67/2019 ОПРЕДЕЛЕНИЕ о возбуждении дела об административном правонару... от 11 февраля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

   

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о возбуждении дела об административном правонарушении

№ 010/04/9.21-67/2019 и проведении административного расследования

 

11.02.2019 г. Петрозаводск

Я, ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы Карельского УФАС России ***, рассмотрев заявление Федерального агентства воздушного транспорта (РОСАВИАЦИИ) Федерального государственного унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» (ФГУП «Госкорпорация по ОрВД») в лице филиала «Аэронавигация Северо – Запада» (далее - филиал «Аэронавигация Северо – Запада») от 05.02.2019 (вх. № 506), по вопросу наличия в действиях акционерного общества «Прионежская сетевая компания» (далее – АО «ПСК», сетевая организация, Общество) нарушения Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила технологического присоединения),

УСТАНОВИЛА:

В Управление поступило заявление филиала «Аэронавигация Северо – Запада» от 05.02.2019 (вх. № 506) с жалобой на действия АО «ПСК», выразившиеся в уклонении от заключения с заявителем договора на технологическое присоединение к электрическим сетям объекта: «Строительство комадно – диспетчерского пункта в аэропорту «Петрозаводск» (Бесовец)».

Так, из заявления и предоставленных с ним документов следует, что с письмом от 04.10.2018 № 05-03-20/5478 филиалом «Аэронавигация Северо – Запада» в АО «ПСК» подана заявка, рассмотрение которой было приостановлено, до предоставления заявителем недостающих документов в сетевую организацию.

25.10.2018 заявителем в АО «ПСК» с письмом № 5.1.11-1311 дополнительно направлены оформленные правоустанавливающие документы на земельный участок, а также другие недостающие документы.

16.11.2018 АО «ПСК» с письмом № 20195 обратилось в Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам (далее – Госкомитет РК по ценам и тарифам) с просьбой установить стандартизированную тарифную ставку на покрытие расходов по прокладке кабеля методом горизонтально-направленного бурения на территории, не относящейся к территории городских населенных пунктов.

Основанием для обращения сетевой организации в Госкомитет РК по ценам и тарифам является необходимость технологического присоединения энергопринимающих устройств филиала «Аэронавигация Северо-Запада», для реализации которого требуется строительство кабельной линии методом горизонтально-направленного бурения на территории, не относящейся к территории городских населенных пунктов. Стандартизированная тарифная ставка на покрытие расходов по строительству кабельной линии методом горизонтально-направленного бурения на территории, не относящейся к территории городских населенных пунктов отсутствует в Постановлении Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 15.12.2017 № 154 «Об установлении стандартизированных тарифных ставок, ставок за единицу максимальной мощности и формулы платы за технологическое присоединение к электрическим сетям сетевых организаций на территории Республики Карелия на 2018 год» (далее – Постановление) .

20.11.2018 АО «ПСК» в письме № 20368 о подготовке договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, разъяснило филиалу «Аэронавигация Северо-Запада», что для технологического присоединения объекта заявителя необходимо выполнить комплекс технических мероприятий, который в том числе включает в себя прокладку кабеля методом горизонтально – направленного бурения.

Правилами предусмотрено, что договор технологического присоединения должен содержать определенные существенные условия, в том числе, и размер платы за технологическое присоединение, определяемый в соответствии с Постановлением.

В связи с тем, что объект присоединения расположен (будет располагаться) на территории, не относящейся к территории городских населенных пунктов, и Постановлением не определена стандартизированная тарифная ставка на покрытие расходов на строительство кабельных линий электропередачи методом горизонтально – направленного бурения на такой территории, АО «ПСК» направило в Государственный комитет РК по ценам и тарифам запрос на определение указанной тарифной ставки.

АО «ПСК» сообщило заявителю, что проект договора и технические условия, являющиеся неотъемлемым приложением к этому договору, будут направлены после утверждения Госкомитетом РК по ценам и тарифам стандартизированной тарифной ставки на покрытие расходов на строительство кабельных линий электропередачи методом горизонтально – направленного бурения на территории, не относящейся к территории городских населенных пунктов.

При этом в своем заявлении филиал «Аэронавигация Северо-Запада» не согласен с сетевой организацией, полагает, что процесс получения АО «ПСК» тарифной ставки на отдельный вид работ (осуществление прокладки кабеля методом горизонтально – направленного бурения) не является процессом установления размера платы за технологическое присоединение, не является признаком присоединения по индивидуальному проекту и, как следствие, не может являться основанием для нарушения сроков, указанных в статье 15 Правил технологического присоединения.

Заявитель обратил внимание на тот факт, что проектирование и строительство рассматриваемого объекта осуществляется в соответствии с пунктом 5 перечня поручений Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 26.07.2018 № ДМ-П9-4717. Технические условия на присоединение к электрическим сетям являются исходно-разрешительным документом, необходимым для разработки проектно-сметной документации по объекту.

С письмом от 03.12.2018 № 05-03-20/6913 заявитель вновь обратился к сетевой организации с просьбой сообщить о ходе мероприятий по подготовке технических условий и договора на технологическое присоединение.

11.12.2018 АО «ПСК» в письме № 21880 сообщило заявителю о ходе мероприятий по подготовке технических условий и договора технологического присоединения, указав ему, что сетевой организацией был получен ответ от Госкомитета РК по ценам и тарифам (письмо от 27.11.2018 вх. № сетевой организации 50389), из которого следует необходимость предоставления АО «ПСК» сметного расчета расходов, подтвержденного ООО «Региональным центром по ценообразованию в строительстве Республики Карелия» (далее – ООО «РЦЦС РК»), а также расчет ставок платы в соответствии с действующей методикой.

Кроме того, сетевая организация сообщила, что на момент обращения заявителя с вышеуказанным письмом АО «ПСК» закончило подготовку сметного расчета и ведет работу по его направлению в ООО «РЦЦС РК» для подтверждения.

С письмом от 20.12.2018 № 05-03-20/7319 филиал «Аэронавигация Северо-Запада» вновь обратился к АО «ПСК» с просьбой в возможно короткие сроки выдать технические условия и договор на технологическое присоединение.

26.12.2018 АО «ПСК» в письме № 23289 сообщило заявителю о продолжении ведения работы с Госкомитетом РК по ценам и тарифам об установлении индивидуальной платы на строительство кабельных линий электропередачи методом горизонтально – направленного бурения. После утверждения Госкомитета РК по ценам и тарифам необходимой ставки АО «ПСК» незамедлительно направит в адрес заявителя указанный договор.

При этом для формирования исходно-разрешительной документации необходимой для разработки проектно-сметной документации по объекту достаточно наличия «Технического задания на проектирование», выданного сетевой компанией (приложен к письму, и направлен заявителю).

В техническом задании на проектирование подключения к электрическим сетям от 26.12.2018 № 23289 отражены следующие сведения:

1. Наименование объекта: командно-диспетчерский пункт;

2. Адрес объекта: Республика Карелия, Прионежский р-н (земельный участок с кадастровым номером: 10:20:0015519:744).

3. Максимальная мощность: 250 кВт;

4. Категория надежности электроснабжения: 2;

5. Класс напряжения электрических сетей: 10 кВ;

6. Точка присоединения: ближайшая проектируемая опора АО «ПСК» ВЛЗ-ЮкВ от ПС-83 «Логмозеро»;

7. Источник питания: основной: ПС-83 «Логмозеро»; проектируемая ВКЛ-ЮкВ;

8. Источник питания: резервный: ПС-83 «Логмозеро»; проектируемая ВКЛ-ЮкВ;

9. Заявитель должен:

- Выполнить необходимые требования к схеме приема электрической энергии:

• от точки присоединения до проектируемой трансформаторной подстанции построить двухцепную ВЛЗ-ЮкВ проводом СИП или проложить двухцепную КЛ-10кВ расчетного сечения;

• предусмотреть установку разъединителя для отключения КТП;

• установить в центре нагрузок двухтрансформаторную подстанцию (тип трансформаторной подстанции и мощность трансформатора определяются проектом).

- Выполнить необходимые требования к электроустановке:

• Заземление и защиту от перенапряжений выполнить согласно требованиям нормативных документов, регулирующих правила эксплуатации электроустановок.

- Выполнить необходимые требования к схеме расчетного учета электрической энергии:

• в РУ-0,4кВ проектируемой трансформаторной подстанции установить трехфазный электросчетчик (класс точности не ниже 1.0) с трансформаторами тока под опломбировку (класс точности не ниже 0.5, номинал трансформаторов тока определить проектом); перед электросчетчиком установить трехфазный коммутационный аппарат для ограничения потребляемой мощности и безопасной замены элементов измерительного комплекса с возможностью опломбировки (номинальное значение тока коммутационного аппарата определить проектом).

10. Для подключения объекта к сетям АО «ПСК» собственнику объекта необходимо обратиться в АО «ПСК», заключить договор на технологическое присоединение и получить технические условия (в соответствии с Правилами технологического присоединения). Для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии* от границ участка заявителя.

* - Под наименьшим расстоянием от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства сетевой организации понимается минимальное расстояние, измеряемое по прямой линии от границы участка (нахождения присоединяемых энергопринимающих устройств) заявителя до ближайшего объекта электрической сети (опора линий электропередачи, кабельная линия, распределительное устройство, подстанция), имеющего указанный в заявке класс напряжения.

11. Данное техническое задание не является основанием для понуждения сетевой организации АО «ПСК» к действиям по присоединению объекта, поименованного в пунктах 1 и 2 настоящего задания, к электрическим сетям в отсутствие заключенного договора об осуществлении технологического присоединения в установленном законом Российской Федерации порядке.

Точка присоединения (пункт 6 задания) и центр питания (пункты 7, 8 задания) могут быть изменены сетевой организацией в одностороннем порядке с учетом существующих характеристик объектов электросетевого хозяйства на момент оформления договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технических условий к нему, в отношении объекта указанного в пунктах 1 и 2 настоящего задания.

Настоящее техническое задание на проектирование подключения к электрическим сетям действительно на момент выдачи.

Филиалом «Аэронавигация Северо-Запада» в заявлении указано на отсутствие возможности технологического присоединения к иным сетевым организациям, что зафиксировано ответами от ПАО «МРСК Северо-Запада» и БУ РК «Аэропорт Петрозаводск» (с заявлением не представлены).

Статьей 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – ФЗ «Об электроэнергетике») установлено, что государственному регулированию в электроэнергетике подлежат цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках, в соответствии с настоящим Федеральным законом. Государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат плата за технологическое присоединение к единой национальной (общероссийской) электрической сети, к электрическим сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Порядок технологического присоединения определяется Правилами технологического присоединения.

Согласно абзаца 1 пункта 3 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого с сетевой организацией в установленные сроки. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.

Настоящими правилами установлена четкая процедура технологического присоединения.

Пунктами 28 - 33.1 Правил технологического присоединения установлены критерии наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения, из которых следует, что при отсутствии технической возможности присоединения к энергоснабжению сетевая организация обязана обратиться в государственный орган ценообразования для определения размера платы за присоединение по индивидуальному проекту.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 28 настоящих Правил одним из таких критериев наличия технической возможности технологического присоединения является, в том числе отсутствие необходимости реконструкции или расширения (сооружения новых) объектов электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций либо строительства генерирующих объектов для удовлетворения потребности заявителя.

Согласно пункту 30 Правил технологического присоединения, в случае, если у сетевой организации отсутствует техническая возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств, указанных в заявке, технологическое присоединение осуществляется по индивидуальному проекту в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, установленных разделом III указанных Правил.

В пункте 30.1 Правил технологического присоединения определено, что если присоединение энергопринимающих устройств требует строительства (реконструкции) объекта электросетевого хозяйства, не включенного в указанные в пункте 29 настоящих Правил инвестиционные программы на очередной период регулирования, и (или) строительства (реконструкции) генерирующего объекта, не включенного в обязательства производителей электрической энергии по предоставлению мощности, сетевая организация в 30-дневный срок после получения заявки направляет в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов заявление об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту (далее - заявление об установлении платы).

Сетевая организация уведомляет заявителя о направлении заявления об установлении платы с приложенными к нему материалами в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в срок не позднее 3 рабочих дней со дня их направления (пункт 30.2 Правил технологического присоединения).

Порядок установления платы уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов при осуществлении технологического присоединения по индивидуальному проекту регламентирован пунктом 30.3 настоящих Правил.

Уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов утверждает плату за технологическое присоединение по индивидуальному проекту с разбивкой стоимости по каждому мероприятию, необходимому для осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту, в течение 30 рабочих дней со дня поступления заявления об установлении платы (абзац 1 пункта 30.3 Правил технологического присоединения).

При отсутствии документов и сведений, необходимых для расчета платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту, уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в течение 7 дней со дня поступления заявления об установлении платы уведомляет об этом сетевую организацию, а сетевая организация направляет в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов соответствующие документы и сведения в срок не позднее 5 дней со дня получения соответствующего уведомления. Уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов утверждает плату за технологическое присоединение по индивидуальному проекту с разбивкой стоимости по каждому мероприятию, необходимому для осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту, в течение 30 рабочих дней со дня получения запрошенных документов и сведений (абзац 3 пункта 30.3 Правил технологического присоединения).

В соответствии с абзацем 2 пункта 15 Правил технологического присоединения в случае осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту сетевая организация направляет для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 5 дней со дня утверждения размера платы за технологическое присоединение уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

В соответствии с пунктом 30.4 Правил технологического присоединения сетевая организация направляет заявителю проект договора, индивидуальные технические условия (в случае, если индивидуальные технические условия в соответствии с настоящими Правилами подлежат согласованию с системным оператором, - индивидуальные технические условия, согласованные с системным оператором), являющиеся неотъемлемым приложением к этому договору, а также решение уполномоченного органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов об утверждении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту не позднее 3 рабочих дней со дня вступления в силу указанного решения.

По мнению заявителя, АО «ПСК» нарушены сроки направления проекта договора и технических условий к нему.

Исходя из вышеизложенного в действиях АО «ПСК» содержатся признаки нарушения статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

В соответствии со статьей 23.48 КоАП РФ, Федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренные, в том числе статьей 9.21 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Частью 2 статьи 9.21. КоАП РФ установлено, что повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

При этом АО «ПСК» уже привлекалось к ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ в связи с чем применению подлежит часть 2 указанной нормы.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – ФЗ «О естественных монополиях») субъект естественной монополии – хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Положениями части 1 статьи 4 ФЗ «О естественных монополиях» установлено, что оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественной монополии.

Таким образом, оказание услуг по передаче электрической энергии к энергопринимающим устройствам потребителей является сферой деятельности естественной монополии, в связи с чем субъект, оказывающий такие услуги относится к субъектам естественной монополии.

Приказом ФСТ России от 03.06.2010 № 204-э АО «ПСК» включено в Реестр субъектов естественных монополий. Исходя из изложенного следует, что АО «ПСК» является хозяйствующим субъектом, оказывающим услуги по передаче электрической энергии в границах присоединенных сетей. Услуги по технологическому присоединению являются неотъемлемой частью услуг по передаче электрической энергии.

Указанные данные являются достаточными для возбуждения дела об административном правонарушении.

Руководствуясь статьями 28.1, 28.7 КоАП РФ,

ОПРЕДЕЛИЛА:

1. Возбудить в отношении АО «ПСК» (ОГРН: 1061001073242; ИНН: 1001013117, адрес: ул. ***) дело об административном правонарушении № 010/04/9.21-67/2019 по факту нарушения Правил технологического присоединения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

2. Провести административное расследование.

3. В соответствии со статьей 26.10 КоАП РФ АО «ПСК» надлежит в трехдневный срок со дня получения настоящего определения представить в адрес Карельского УФАС следующую информацию:

копию заявки филиала «Аэронавигация Северо – Запада» и приложенных к ней документов;

копию всей переписки между АО «ПСК» и филиалом «Аэронавигация Северо – Запада» по вопросу заключения договора об осуществлении технологического присоединения на рассматриваемый объект (со всеми приложениями);

письменные правовые основания уклонения от заключения договора об осуществлении технологического присоединения с заявителем с учетом позиции заявителя об отсутствии квалифицирующих признаков, предусмотренных пунктом 28 Правил технологического присоединения для осуществления технологического присоединения объекта заявителя по индивидуальному проекту (с указанием конкретного подпункта);

правовую позицию по несоблюдению срока, установленного абзацем 3 пункта 30.3 Правил технологического присоединения, в части направления документов в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов;

доказательства обращения АО «ПСК» в Госкомитет РК по ценам и тарифам с заявлением об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту по заявке филиала «Аэронавигация Северо – Запада» и пакета документов к нему;

иные имеющиеся необходимые документы для рассмотрения по существу вменяемого правонарушения.

4. В соответствии со статьей 25.2 КоАП РФ привлечь в качестве потерпевшего «Аэронавигация Северо – Запада» (ОГРН: 1027739057500; ИНН: 7734135124; дата регистрации: 25.12.1996; юридический адрес филиала: 1***).

5. Филиалу «Аэронавигация Северо – Запада» в трехдневный срок со дня получения настоящего определения предоставить в Карельское УФАС России:

копии ответов ПАО «МРСК Северо-Запада» и БУ РК «Аэропорт Петрозаводск» об отсутствии возможности технологического присоединения объекта заявителя;

иные имеющиеся необходимые документы для рассмотрения по существу вменяемого правонарушения.

6. Законному представителю АО «ПСК» явиться 11.03.2019 в 16 часов 00 минут по адресу: г. Петрозаводск, наб. Варкауса, 1 а, каб. 520 для дачи объяснений по факту нарушения, а также для составления и подписания протокола об административном правонарушении либо направить представителя с надлежащим образом оформленными полномочиями на участие в административном производстве по делу № 010/04/9.21-67/2019, со всеми правами, предусмотренными статьей 25.5 КоАП РФ.

Неявка в указанный срок будет расценена как отказ от подписания протокола.

В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.

Согласно части 4 статьи 25.5 КоАП РФ защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

В соответствии с частью 2 статьи 25.2 КоАП РФ потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

При себе иметь документ, удостоверяющий личность, а также документ, удостоверяющий служебное положение.

Связанные организации

Связанные организации не указаны