Постановление №010/04/9.21-113/2022 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о наложении штрафа по делу №010/04/9.21-113/20... от 5 апреля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Акционерное общество

«Объединенные региональные

электрические сети Петрозаводска»

ул. Кирова, 47 Б, г. Петрозаводск, 185035

 

Р.Т.А.

<>

 

 

 

 

 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу №010/04/9.21-113/2022

об административном правонарушении

 

05 апреля 2022 года                                                                                             г. Петрозаводск

 

Я,  заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (далее – Карельское УФАС России),   рассмотрев  материалы   дела об административном правонарушении №010/04/9.21-113/2022, возбужденного в отношении акционерного общества «Объединенные региональные электрические сети Петрозаводска» (ОГРН 1031000052335, ИНН 1001012709, зарегистрировано 29.12.2003, адрес: ул. Кирова, 47Б, г. Петрозаводск, 185035, далее - АО «ОРЭС-Петрозаводск», сетевая компания) по факту нарушения Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861, далее – Правила технологического присоединения), ответственность за которое предусмотрена статьей 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

в присутствии представителя АО «ОРЭС-Петрозаводск» П. М.А. (доверенность от 11.01.2021 №07-ОРЭС-П/21), в отсутствии заявительницы, надлежащим образом уведомленной о дате, времени и месте рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛ:

 

В адрес Карельского УФАС России 22.12.2021 поступило заявление Р.Т.А. (вх. от №6113) с жалобой на действия сетевой организации, выразившиеся в отказе от технологического присоединения объекта заявительницы - блок-секции, расположенной по адресу: пр. Ивовый, д. 11а, г. Петрозаводск.

Из заявления следует, что Р.Т.А. в 2015 году приобрела у С.В.П. ½ доли дома и ½ доли земельного участка с кад. №10:01:0160105:252, в свою очередь вторые ½ доли дома и земельного участка были приобретены у С.В.П. семьей С.в 2016 году.

По результатам судебных разбирательств земельный участок был разделен на два, которым присвоены кад.номера: 10:01:0160105:768 и 10:01:0160105:769. Жилой дом также разделен на две блок-секции, которым присвоены адреса: г.Петрозаводск, <>.

При этом, по утверждению заявительницы, и согласно предоставленных заявительницей фотографий, ввод электрического кабеля при первичном технологическом присоединении осуществлен не в центре дома (разделённого теперь на две блок-секции), а именно со стороны блок-секции соседей заявительницы (в торце) семьи Светловых, где также находится и прибор учета.

В заявлении от 29.09.2021 Р.Т.А. просила АО «ОРЭС-Петрозаводск» в связи с разделом земельного участка и жилого дома (ранее расположенного по адресу: ул. Усадебная, 45Б) на две блок-секции, разделить мощности между ними и установить два независимых прибора учета.

В ответ АО «ОРЭС-Петрозаводск» в письме от 18.10.2021 №105-2253 ссылаясь на Правила технологического присоединения сообщило заявительнице, что данными Правилами не предусмотрена такая процедура как «Разделение мощности», указав, что в случае наличия надлежащего технологического присоединения владелец энергопринимающих устройств вправе осуществить опосредованное присоединение в соответствии с главой 4 Правил технологического присоединения. При этом сетевая организация обратила внимание, что в данном случае при оформлении опосредованного присоединения необходимо также осуществить предусмотренную Правилами технологического присоединения процедуру увеличения мощности.

24.11.2021 Р.Т.А. обратилась в АО «ОРЭС-Петрозаводск» с заявкой на осуществление технологического присоединения ее блок-секции к электрическим сетям общества.

В свою очередь АО «ОРЭС-Петрозаводск» в письме от 06.12.2021 №105-2620, отказывая заявительнице в заключении договора технологического присоединения по указанной заявке, сообщило, что ее объект с кадастровым номером <>, расположенный по адресу: г. Петрозаводск, <>, образован от ранее технологически присоединённого объекта с кад. номером <>, в силу части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 №35-Ф3 «Об электроэнергетике» (далее ФЗ «Об электроэнергетике») технологическое присоединение осуществляется в порядке, предусмотренном Правилами технологического присоединения, и носит однократный характер, в связи с чем объект считается технологически присоединенным к электрическим сетям общества.

Таким образом, АО «ОРЭС-Петрозаводск» отказало Р.Т.А. в удовлетворении всех заявок (о разделении мощности, о новом технологическом присоединении блок-секции заявительницы).

В целях установления фактических обстоятельств, на основании положений статьи 10 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон 59-ФЗ), пунктов 6.15, 7.20 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы (утверждено приказом ФАС России от 23.07.2015 №649/15) Карельское УФАС России направило запросы  в АО «ОРЭС-Петрозаводск» (письмо от 11.01.2022 №03-02/379/33), в ООО «Энергокомфорт».Карелия» (письмо от 14.01.2022 №03-02/379/101).

Отвечая на запрос Карельского УФАС России АО «ОРЭС-Петрозаводск» в письме от 17.01.2022 №105-0066 (18.01.2022 №212) поддержало позицию, изложенную в адресованных заявительнице письмах, дополнительно пояснило, что объект - индивидуальный жилой дом в ТИЗ «Усадьба», расположенный в пределах земельного участка с раннее существующим кадастровым номером 10:01:0160105:252, технологически присоединен к объектам электросетевого хозяйства АО «ОРЭС-Петрозаводск» на основании акта разграничения границ балансовой принадлежности сторон от 19.12.2014, который подписан С.П. (бывший собственник) без разногласий.

Согласно акту разграничения границ балансовой принадлежности сторон №б/н от 19.12.2014 точка присоединения расположена на опоре KBЛ-0,4 кВ на контактных соединениях KBЛ-0,4 кВ, отходящей в сторону щита учета объекта, (где KBЛ - кабельно-воздушная линия).

Сетевая организация обязана обеспечить поставку максимальной мощности в размере 15 кВ не до жилого дома заявительницы, а только до контактных соединений на опоре электроснабжения. За кабельную линию от опоры, щит учета - ответственность несет собственник объекта.

Общество отмечает, что у объекта с кадастровым номером №10:01:0160105:252 согласно акту разграничения границ балансовой принадлежности сторон от 19.12.2014 имеются объекты электросетевого хозяйства, а именно:

1)        Кабельно-воздушная линия;

2)        Щит учета;

3)        Опора линии электропередач.

При этом какой именно объект после разделения имеет основной ввод, в апелляционном определении Верховного суда РК от 22.04.2021 по делу №2-29/2020, в соответствии с которым осуществлено разделение объекта с кадастровым номером 10:01:0160105:252 на две блок-секции, не указано. Также названным судебным актом не определен порядок пользования кабельно-воздушной линий, щитом учета, опорой линии электропередачи, по которым обеспечивается электроснабжение теперь уже двух объектов.

С учетом изложенного позиция АО «ОРЭС-Петрозаводск» сводится к тому, что в рассматриваемом случае в зависимости от того, какому из собственников принадлежит кабель-воздушная линия, щит учета и опора, другому собственнику необходимо оформить опосредованное технологическое присоединение второй половины дома, направив перед этим заявку в сетевую организацию на увеличение мощности еще на 15 кВт.

В свою очередь ООО «Энергокомфорт».Карелия» в письме от 17.01.2022 №1-06/509 (вх. от 18.01.2022 №213) сообщило, что договорные отношения существуют между обществом и Р.Т.А., указанное связано с тем, что последняя раньше семьи Светловых приобрела свою блок-секцию. Помимо договора энергоснабжения ООО «Энергокомфорт».Карелия» предоставило копию письма АО «ПКС» от 01.12.2016, которым сетевая компания подтверждает Р.Т.А. факт технологического присоединения жилого дома по ул. Усадебной 45б, кад. номер 10:01:0160105:252, а также копию акта разграничения эксплуатационной ответственности от 16.12.2016, подписанного между АО «ПКС» и Р.Т.А. Согласно акту точка присоединения индивидуального жилого дома по ул. Усадебной 45б, кад. номер 10:01:0160105:252 находится на опоре КВЛ-0,4 кВ с ТП -472 на контактных соединениях КВЛ-0,4кВ, отходящей в стороны ЩУ объекта.

Здесь необходимо отметить, что Карельское УФАС России также направило запросы в территориальные органы антимонопольного органа и в ФАС России с целью выяснения наличия / отсутствия схожей практики, а также получения позиция центрального аппарата антимонопольного органа по данному вопросу.

Из письма ФАС России от 09.02.2022 №ВК/9448/22 (вх. от 10.02.2022 №649) следует, что согласно пункту 3 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

В соответствии с абзацем 2 пункта 16(1) Правил технологического присоединения, под границей участка заявителя понимаются подтвержденные правоустанавливающими документами (документами, предоставляемыми в соответствии с подпунктами «н» и «о» пункта 10 и пунктом 10(1) Правил, в случае, если допускается подача заявки при отсутствии правоустанавливающих документов) границы земельного участка либо границы иного недвижимого объекта, на котором (в котором) находятся принадлежащие потребителю на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающие устройства либо передвижные объекты заявителей, указанные в пункте 13 Правил, в отношении которых предполагается осуществление мероприятий по технологическому присоединению, а также границы участка заявителя, установленные абзацами третьим - шестым пункта 16(1) Правил.

В случае если в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации произошло межевание земельного участка на два и более земельных участков с присваиванием нового кадастрового номера и энергопринимающее устройство расположено в границах одного земельного участка, на котором уже имеется подключенное к электрическим  сетям, то повторное технологическое присоединение энергопринимающих устройств, которые уже надлежащим образом технологически присоединены, действующим законодательством не предусмотрено.

 В свою очередь согласно позиции ФАС России владельцы земельных участков, получившихся в результате межевания, не имеющие в своих границах, подключенных к электрическим сетям энергопринимающих устройств, вправе обратиться на осуществление технологического присоединения в ближайшую сетевую организацию.

В рассматриваемом случае, как уже отмечено выше, по результатам межевания, произошло разделение одного участка на два с присвоением каждому участку кадастровых номеров, а также образовались два независимых объекта энергоснабжения – блок-секции с разными адресами. При этом в результате такого разделения КВЛ -0,4 кВ, щит учета, расположенный на опоре оказались на участке соседей заявительницы, как сам ввод кабеля непосредственно в блок-секцию соседей.

Таким образом, из вышеизложенного, в том числе с учетом позиции ФАС России, следует, что поскольку после межевания земельного участка с кадастровым номером <> на два с кадастровыми номерами <> и <> энергопринимающие устройства оказались на земельном участке соседей Р.Т.А. как и вводное устройство в блок-секцию соседей, то именно их объект является технологически присоединенным к электрическим сетям общества, а технологическое присоединение вновь образовавшегося объекта заявительницы отсутствует.

Как следует из поступившего в адрес антимонопольного органа заявления проект договора на технологическое присоединение, технические условия и счет на оплату по заявке от 24.11.2021 заявительницей не получены.

На основании изложенного по результатам рассмотрения заявления определением от 22.02.2022 «О возбуждении дела об административном правонарушении №010/04/9.21-113/2022 и проведении административного расследования» в отношении АО «ОРЭС-Петрозаводск» было возбуждено настоящее дело об административном правонарушении, к участию в рассмотрении дела в качестве потерпевшей привлечена Р.Т.А. Составление протокола назначено на 15 часов 00 минут 22.03.2022.

При этом АО «ОРЭС-Петрозаводск» надлежало в трехдневный срок со дня получения указанного определения представить в адрес Карельского УФАС России пояснения по изложенным в определении фактам.

Письмом от 01.03.2022 (вх. №951) сетевая организация ходатайствовала о продлении срока предоставления информации.

В письме от 09.03.2022 №105-0477 (вх. от 10.03.2022 №1091) АО «ОРЭС-Петрозаводск» изложило позицию, аналогичную по своей сути и содержанию ранее предоставленной в материалы дела. При этом АО «ОРЭС-Петрозаводск», настаивая на наличии технологического присоединения объекта заявительницы, отметило, что 16.12.2016 между Р.Т.А. и АО «ОРЭС-Петрозаводск» подписан акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон от 16.12.2016, в котором стороны определили, что в ее балансовой эксплуатационной ответственности находится КВЛ-0,4 кВ от опоры КВЛ 0,4 кВ с ТП-472 до ЩУ, ЩУ расположенный на опоре.

Объектом технологического присоединения является «индивидуальный жилой дом в ТИЗ «Усадьба», ул. Усадебная, д. 45Б, кадастровый №10:01:0160105:252».

Согласно акту сетевая организация обязана обеспечить поставку максимальной мощности в размере 15 кВ до контактных соединений на опоре электроснабжения. За кабельную линию от опоры, щит учета - ответственность несет собственник объекта.

В связи с чем общество обращает внимание, что в соответствии с пунктом 3 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Под однократностью понимается разовое осуществление процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, а также построенных линий электропередачи, в объеме максимальной мощности таких энергопринимающих устройств, указанной в документах, подтверждающих технологическое присоединение, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Однократность технологического присоединения к электрическим сетям означает, что: плата за технологическое присоединение взимается однократно; при изменении формы собственности или собственника (заявителя или сетевой организации) не требуется осуществления новой процедуры технологического присоединения;

изменение формы собственности или собственника (заявителя или сетевой организации) не влечет за собой повторную оплату за технологическое присоединение;

реконструкция объекта капитального строительства, ранее присоединенного к электрическим сетям, при которой не осуществляется реконструкция и увеличение мощности энергопринимающего устройства, или при которой не осуществляется изменение категории надежности электроснабжения, точек присоединения, видов производственной деятельности, влекущее изменение схемы внешнего электроснабжения, не требует осуществления нового (повторного) технологического присоединения

Пунктом 16.1 Правил технологического присоединения определено, что под границей участка заявителя понимаются подтверждённые правоустанавливающими документами границы земельного участка, либо границы иного недвижимого объекта, на котором (в котором) находится принадлежащее потребителю на праве собственности или ином законном основании энергопринимающие устройства, либо передвижные объекты заявителей, указанные в пункте 13 Правил технологического присоединения, в отношении которых предполагается осуществление мероприятий по технологическому присоединению.

Таким образом, повторное технологическое присоединение энергопринимающих устройств, которые уже надлежащим образом технологически присоединены, а также технологическое присоединении второго энергопринимающего устройства (более одной точки присоединения) в границах одного земельного участка, на котором уже имеется подключенное к электрическим сетям энергопринимающее устройство, действующим законодательством не предусмотрено.

Вышеизложенная правовая позиция находит подтверждение в письме ФАС России от 03.07.2019 №ВК/56200/19.

Учитывая вышеизложенное АО «ОРЭС-Петрозаводск» считает, что действия сетевой организации в части отказа в заключении договора технологического присоединения в отношении ранее технологически присоединенного объекта законны и обоснованы.

В связи с вышеизложенным АО «ОРЭС-Петрозаводск» полагает, что правомерно, в строгом соответствии с действующим законодательством письмом от 06.12.2021 №105-2620 сообщило Р.Т.А. о том, что ее объект уже имеет состоявшееся технологическое присоединение к электрическим сетям в соответствии с актом разграничения границ балансовой принадлежности сторон от 19.12.2016.

Кроме того, согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой ГК РФ» положения ГК РФ, законов и иных актов, содержащих нормы гражданского права (статья 3 ГК РФ), подлежат истолкованию в системной взаимосвязи с основными началами гражданского законодательства, закрепленными в статье 1 ГК РФ.

Статья 1 ГК РФ содержит в себе основные начала гражданского законодательства:

- граждане и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе (абзац 1 пункта 2 статьи 1 ГК РФ);

-          гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, прав и законных интересов других лиц и т.п. (абзац 2 пункта 2 статьи 1 ГК РФ);

-          при установлении, осуществлении и защите гражданских прав участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно (пункт 3 статьи 1 ГК РФ);

-          никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ).

В соответствии с абзацем 3 пункта 87 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 №1178 (далее – Основы ценообразования) в размер платы за технологическое присоединение не включаются расходы, связанные с подключением ЭПУ мощностью до 150 кВт.

Такие расходы составляют выпадающие доходы сетевой организации и подлежат компенсации за счет тарифов на услуги по передаче электрической энергии (абзац 15 пункта 87 Основ ценообразования).

Размер тарифа на передачу электрической энергии прямо зависит от расходов, которые понесли сетевые организации в текущем периоде регулирования.

Иными словами, несоблюдение принципа однократности технологического присоединения влечет увеличение тарифа на передачу электрической энергии потребителям, что нарушает принцип защиты прав и законных интересов других лиц (абзац 2 пункта 2 статьи 1 ГК РФ).

Кроме этого, нарушается принцип обеспечения защиты потребителей от необоснованного повышения тарифов на электрическую энергию (абзац 6 пункта 1 статьи 20 Закона об электроэнергетике).

Технологическое присоединение представляет собой совокупность организационный и технический действий, которые обеспечивают возможность потребителям пользоваться электрической энергией.

В соответствии с пунктами 16 (1) и 25 Правил Сетевая организация выполняет мероприятия по технологическому присоединению до границы участка заявителя.

Как следует из подписанных сторонами разграничения границ балансовой принадлежности сторон от 19.12.2016 сетевой организацией уже осуществлено технологическое присоединение с учетом следующих характеристик: максимальная мощность-15 кВт, категория надежности - 3, уровень напряжения 0,4 кВ.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 24.1, 24.5 и 26.1 КоАП РФ общество считает, что в рассматриваемом деле событие административного правонарушения отсутствует, ввиду отсутствия нарушений действующих норм права.

Изучив действующую нормативно-правовую базу в сфере электроэнергетики, необходимо отразить следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Ф3 «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Порядок и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям регламентирован Правилами технологического присоединения.

В силу пункта 2 Правил технологического присоединения их действие распространяется в следующих случаях:

присоединения впервые вводимых в эксплуатацию энергопринимающих устройств;

увеличения максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств;

изменения категории надежности электроснабжения, точек присоединения, видов производственной деятельности, не влекущих пересмотра величины максимальной мощности, но изменяющих схему внешнего электроснабжения ранее присоединенных энергопринимающих устройств;

присоединения ранее присоединенных энергопринимающих устройств, выведенных из эксплуатации (в том числе в целях консервации на срок более 1 года) в порядке, установленном Правилами вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2007 №484 «О выводе объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации»;

предусмотренные пунктом 41 настоящих Правил.

В соответствии с пунктом 3 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Согласно пункту 6 Правил технологического присоединения технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами.

В силу норм пункта 8 Правил технологического присоединения для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) настоящих Правил. Заявка направляется по формам согласно приложениям №4 - 7 любым способом ее подачи (очно, почтой или с использованием официального сайта сетевой организации).

Особенности технологического присоединения заявителей-физических лиц, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 15 кВт включительно и которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, урегулированы разделом X Правил технологического присоединения (пункты 103-112).

Пунктом 103 Правил технологического присоединения предусмотрено, что договор между сетевой организацией и заявителями, указанными в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, заключается путем направления заявителю выставляемого сетевой организацией счета для внесения платы (части платы) за технологическое присоединение и оплаты заявителем указанного счета.

При этом в силу пункта 104 наличие заключенного заявителями, указанными в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, договора подтверждается документом об оплате такими заявителями счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил.

Договор считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами, со дня оплаты заявителем счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил.

В соответствии с пунктом 105 Правил технологического присоединения в отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает на своем официальном сайте или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», определяемом Правительством Российской Федерации, в отдельном разделе (далее - личный кабинет потребителя):

условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с настоящими Правилами для соответствующей категории заявителей;

счет, предусмотренный пунктом 103 настоящих Правил;

технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с пунктом 25(1) настоящих Правил, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и сетевой организации, и проект договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица гарантирующего поставщика, указанного в заявке в соответствии с подпунктом «л» пункта 9 настоящих Правил (в случае, если заявитель указал гарантирующего поставщика в качестве субъекта, у которого он намеревается приобретать электрическую энергию);

инструкцию, содержащую последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности.

В свою очередь на основании пункта 106 Правил технологического присоединения заявитель обязан в течение 5 рабочих дней со дня выставления сетевой организацией счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил, оплатить указанный счет.

Из материалов дела следует, что по результатам рассмотрения заявки Р.Т.А. от 24.11.2021 АО «ОРЭС-Петрозаводск» в письме от 06.12.2021 отказало ей в заключении договора на осуществление технологического присоединения.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17.08.1998 №147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – ФЗ «О естественных монополиях») субъект естественной монополии – хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Положениями части 1 статьи 4 ФЗ «О естественных монополиях» установлено, что оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественной монополии.

На основании приказа ФСТ России от 16.04.2010 №127-э «О включении организации в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль», АО «ПКС», впоследствии   переименованное в АО «ОРЭС-Петрозаводск», осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии, включено в Реестр субъектов естественных монополий.

Таким образом, оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественной монополии, в связи с чем субъект, оказывающий такие услуги, относится к субъектам естественной монополии. Услуги по технологическому присоединению являются неотъемлемой частью услуг по передаче электрической энергии. При таких обстоятельствах АО «ОРЭС-Петрозаводск» является лицом, на которое распространяются нормы статьи 9.21 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Исходя из положений пункта 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ, повторным признается совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ за совершение однородного административного правонарушения.

Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления (статья 4.6 КоАП РФ).

Согласно пункту 19.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», однородными считаются правонарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена одной статьей Особенной части КоАП РФ.

При этом АО «ОРЭС Петрозаводск» уже привлекалось к ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, а также по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ (постановление от 16.10.2018 по делу №03-17/74-2018 штраф 650 000 руб. оплачен 07.03.2019; постановление от 12.03.2019 по делу №03-17/122-2018 штраф 300 000 руб. оплачен 30.04.2019; постановление от 23.04.2019 по делу №010/04/9.21-24/2019, штраф 650 000 руб. оплачен 30.07.2020; постановление от 11.08.2020 по делу №010/04/9.21-451/2020 штраф 300 000 руб. оплачен 01.10.2020; в 2021 году Общество к административной ответственности по указанной норме не привлекалось).

Таким образом, с момента оплаты штрафов по вышеуказанным делам об административных правонарушениях прошло больше года, в связи с чем АО «ОРЭС-Петрозаводск» по настоящему делу подлежит привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

Из вышеизложенных обстоятельств, следует, что АО «ОРЭС-Петрозаводск» допущено нарушение пунктов 3, 105 Правил технологического присоединения в связи с необоснованным отказом от заключения договора на осуществление технологического присоединения, по заявке Р.Т.А. от 24.11.2021.

Относительно доводов АО «ОРЭС-Петрозаводск» о наличии технологического присоединения объекта заявительницы следует отметить, что после проведенной процедуры разделения ранее технологически присоединенного объекта с кадастровым номером 10:01:0160105:252 на два самостоятельных, энергопринимающие устройства (КВЛ – 0,4 кВ, щит учета на опоре линии электропередач, вводное устройство), посредством которых осуществлялось и осуществляется энергоснабжение двух блок-секций остались на земельном участке, принадлежащем другому собственнику.

При этом в рассматриваемых обстоятельствах заявительница, как добросовестный потребитель, заключив договор энергоснабжения до разделения объекта несет бремя оплаты электрической энергии (по выставляемым счетам), потребленной фактически двумя блок-секциями, не имея при этом возможности отслеживать и контролировать объемы потребления соседями.

Кроме того, необходимо обратить внимание, что предлагаемая сетевой организацией схема опосредованного технологического присоединения объекта заявительницы через объект соседа не может быть реализована, поскольку, во-первых, пунктом 40(4) Правил технологического присоединения, на который ссылается сетевая организация, установлено право (а не обязанность) владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств на присоединение к своим объектам электросетевого хозяйства энергопринимающие устройства иного лица путем опосредованного присоединения.

Соответственно обязать владельца электросетевого хозяйства второй блок-секции выполнить такие действия в отношении энергопринимающих устройств объекта Р.Т.А., ни заявительница, ни антимонопольный орган не вправе.

Во-вторых, владельцу энергопринимающих устройств второй блок-секции для осуществления опосредованного присоединения энергопринимающих устройств объекта заявительницы необходимо сначала осуществить действия по увеличению мощности энергопринимающих устройств, а соответственно такое опосредованное присоединение накладывает на владельца дополнительное обременение, в том числе и финансовое.

22.03.2022 в присутствии представителя АО «ОРЭС-Петрозаводск», в отсутствие, надлежащим образом уведомленной о дате, времени и месте составления и подписания протокола заявительницы, был составлен протокол по делу об административном правонарушении №010/04/9.21-113/2022.

Определением от 22.03.2022 «О назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении №010/04/9.21-113/2022» настоящее дело было назначено к рассмотрению на 05.04.2022 в 15 часов 00 минут.

Копии обозначенных документов вручены сразу представителю АО «ОРЭС-Петрозаводск»; заявительнице направлены по почте и по электронной почте. Р.Т.А. подтвердила получение документов по электронной почте.

В письме от 05.04.2022 АО «ОРЭС-Петрозаводск» поддержало ранее изложенную письменную позицию по настоящему делу, указав, что не согласно с изложенными в протоколе выводами.

При этом общество ходатайствовало в случае непринятия вышеуказанных доводов, на основании положений КоАП РФ учесть доказательства, подтверждающие наличие смягчающих обстоятельств, а именно оказание содействия административному органу, представления всей необходимой и запрашиваемой информации, в том числе устных пояснений, способствующих рассмотрению дела. Кроме того, общество обращает внимание на ухудшившееся финансовое положение сетевой организации в условиях внешнего санкционного давления. В связи с чем АО «ОРЭС-Петрозаводск» направило письмо на имя И.О. Председателя Госкомитета РК по ценам и тарифам Хазановичу С.В. инициировать внесение изменений в законодательство об электроэнергетике, в том числе в Правила технологического присоединения, об увеличении сроков льготного технологического присоединения. На основании изложенного АО «ОРЭС-Петрозаводск» просит назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа. 

Рассмотрение административного дела состоялось в назначенное время.

Оценив в порядке статьи 26.11 КоАП РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, пояснения представителя сетевой организации, прихожу к выводу, что собранные в рамках административного расследования документы и сведения свидетельствует о не законном отказе сетевой организаций от заключения с заявительницей договора об осуществлении технологического присоединения по основаниям, не предусмотренным Правилами технологического присоединения.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Пунктом 3 статьи 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в его совершении.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

АО «ОРЭС-Петрозаводск» не представило доказательств невозможности соблюдения требований законодательства об электроэнергетике в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.

Таким образом, рассматриваемое административное правонарушение является противоправным, виновным, лицо его совершившее, не могло не осознавать противоправный характер своих действий, но им не были предприняты все зависящие от него меры для соблюдения норм законодательства, ответственность за нарушение которых предусмотрена КоАП РФ.

Местом совершения административного правонарушения является – ул. Кирова, 47Б, г. Петрозаводск, Республика Карелия.

Время совершения административного правонарушения – 06.12.2021, 09.12.2021.

Срок давности привлечения АО «ОРЭС-Петрозаводск» к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент вынесения настоящего постановления не истек.  

Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельств, отягчающих вину общества не установлено. В качестве смягчающих вину принимаются обстоятельства, обозначенные в ходатайстве сетевой организации.

Касательно возможности применения статьи 2.9 КоАП РФ отмечаю следующее.

Статьей 2.9. КоАП РФ предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место в исключительных случаях. При квалификации правонарушения в качестве малозначительного следует исходить из конкретных обстоятельств его совершения.  Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения, а учитываются при назначении наказания.   

Оценив характер допущенного правонарушения и степень его общественной опасности, не установлено исключительных обстоятельств, свидетельствующих о его малозначительности. Данное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям сетевой организации. В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в ущемлении интересов граждан-потребителей, обратившихся с заявками о заключении договоров об осуществлении технологического присоединения. Кроме того, граждане-потребители являются экономически слабой стороной в данных правоотношениях.

В материалах дела отсутствуют обстоятельства, указывающие на возможность прекращения производства по настоящему делу; данное правонарушение не может быть признано и малозначительным. Состав вменяемого правонарушения формальный, не требующий установления причинения вреда обществом.

В соответствии со статьей 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.

Должностное лицо Карельского УФАС России полагает, что совершению административного правонарушения способствовало пренебрежительное отношение АО «ОРЭС-Петрозаводск» к своей публично-правовой обязанности по соблюдению Правил технологического присоединения (в части выполнения мероприятий, направленных на заключение договора об осуществлении технологического присоединения с заявительницей), что повлекло нарушение прав Р.Т.А. на самостоятельное (не зависимое от собственника второй блок-секции) технологическое присоединение к электрическим сетям индивидуального энергопринимающего устройства ее объекта.

Карельским УФАС России предприняты все меры для реализации АО «ОРЭС-Петрозаводск» своих прав и защиты законных интересов.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 4.1, 4.5, 9.21, 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ, заместитель руководителя Карельского УФАС России

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

  1. Наложить на юридическое лицо – АО «ОРЭС-Петрозаводск» (ОГРН 1031000052335, ИНН 1001012709) за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, административный штраф в размере 100 000 (ста тысяч) рублей 00 копеек.
  2. Выдать АО «ОРЭС-Петрозаводск» представление о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

 

Реквизиты для перечисления штрафа:

Получатель платежа - УФК по Республике Карелия (Карельское УФАС России)

ИНН 1001041153 

КПП 100101001

Номер казначейского счета (корр. счет) - 03100643000000010600

Номер банковского счета, входящего в состав ЕКС – 40102810945370000073

Банк получателя - Отделение –НБ Республика Карелия (УФК по Республике

Карелия)

БИК банка 018602104

Код ОКТМО 86701000

КБК 161 1 16 01091 01 0021 140

Назначение платежа: штраф за нарушение законодательства Российской Федерации об электроэнергетике (дело №010/04/9.21-113/2022).

 

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения сроков отсрочки, рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ, при отсутствии документа или информации, свидетельствующих об уплате административного штрафа, соответствующие материалы направляются судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа. Кроме того, составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

В соответствии со статьей 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление   по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

 

 

Заместитель руководителя управления                 

Связанные организации

Связанные организации не указаны