Решение №04-40/53-2023 РЕШЕНИЕ ПО ЖАЛОБЕ № 010/10/18.1-654/2023 от 17 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

ПО ЖАЛОБЕ № 010/10/18.1-654/2023

                                                                                                                           

                                                                                                                   г. Петрозаводск

Резолютивная часть решения объявлена «14» ноября 2023 года

Решение в полном объеме изготовлено «17» ноября 2023 года                                                                                                                                                                            

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (далее – Комиссия Карельского УФАС России) в составе:

 

 

рассмотрев в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу Н на действия организатора торгов – конкурсного управляющего Г., оператора электронной площадки – ООО «ТендерСтандарт» при проведении аукциона по продаже имущества должника ООО «Паритет»: Лот 1 - Здание нежилое, пл. 355,8 кв.м, к.н., адрес: г. Санкт-Петербург, Петергофское шоссе, дом 65, литера Г1 (www.tenderstandart.ru, информация об аукционе № 12232),

при участии путем использования системы видео-конференц-связи: заявителя – Н, представителя организатора торгов –., представителя оператора электронной площадки –., полномочия лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, подтверждены,

 

УСТАНОВИЛА:

Согласно жалобе, агент Б. по поручению принципала Н. не смог подать заявку на участие в аукционе по причине блокировки указанной возможности оператором электронной площадки. Доказательств технического сбоя в работе электронной площадки при подаче заявки либо иных доказательств намеренной блокировки оператором электронной площадки возможности подачи заявки подателем жалобы не представлено.

         Организатор торгов и оператор электронной площадки представили свои пояснения по существу жалобы, а также указали на отсутствие полномочий антимонопольного органа по рассмотрению настоящей жалобы.

        Заслушав пояснения заявителя, представителей организатора торгов и оператора электронной площадки, изучив представленные на рассмотрение жалобы материалы, Комиссия Карельского УФАС России пришла к следующим выводам.

Порядок продажи имущества должника регулируется положениями статей 110, 111 и 139 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве).

В соответствии с пунктом 10 статьи 110 Закона о банкротстве в сообщении о продаже имущества должника должны быть указаны, в том числе порядок, место, срок и время представления заявок на участие в торгах и предложений о цене предприятия (даты и время начала и окончания представления указанных заявок и предложений. В случае проведения торгов по продаже предприятия с использованием открытой формы представления предложений о цене предприятия время окончания представления предложений не указывается).

При подготовке к проведению торгов по продаже имущества должника организатор торгов осуществляет прием заявок на участие в торгах и предложений участников торгов о цене имущества, а также заключает договоры о задатке.

В соответствии с пунктом 14 статьи 110 Закона о банкротстве для проведения торгов организатор торгов обязан использовать информационные системы, обеспечивающие, среди прочего: свободный и бесплатный доступ к информации о проведении торгов, правилах работы с использованием такой системы; право участия в торгах без взимания платы; возможность представления заявки на участие в торгах и прилагаемых к ней документов, их копий в форме электронных документов; бесперебойное функционирование таких систем и доступ к ним пользователей, в том числе заявителей, в течение всего срока проведения торгов.

На основании решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.08.2023 по делу №А56-100676/2022 ООО «Паритет» признано несостоятельным (банкротом), в отношении общества открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим должника утверждена арбитражный управляющий Г.

21.09.2023 на сайте ЕФРСБ конкурсным управляющим было опубликовано сообщение № 12496050 о проведении на электронной площадке ООО «ТендерСтандарт» открытого аукциона с закрытой формой представления предложения о цене по продаже имущества должника, принадлежащего ему на праве собственности: здание нежилое, пл. 355,8 кв. м, к.н., адрес: г. Санкт-Петербург, Петергофское шоссе, дом 65, литера Г1. В сообщении указано, что заявки оформляются в электронной форме и подаются с 08:00 25.09.2023 до 19:00 27.10.2023 по московскому времени посредством системы электронного документооборота на сайте tenderstandart.ru.

Извещение о проведении аукциона в электронной форме №12232, опубликованное на электронной площадке ООО «ТендерСтандарт», содержало информацию о сроках и порядке подачи заявок. В частности, в извещении указано, что заявки на участие в торгах подаются в электронной форме посредством системы электронного документооборота на сайте в сети Интернет по адресу: http://tenderstandart.ru в соответствии с Положением о торгах и Законом о банкротстве.

Согласно пункту 4.2 Положения о порядке, сроках и условиях продажи имущества ООО «Паритет», опубликованного в ЕФРСБ и на ЭТП, для участия в открытых торгах претенденты (потенциальные покупатели) должны пройти регистрацию на электронной площадке и подать заявку на участие в торгах, а также оплатить задаток. Регистрация на электронной площадке осуществляется без взимания платы.

В соответствии с абзацем «г» пункта 7.7 Регламента ЭТП регистрация на электронной площадке выдается сроком на 1 год с даты принятия решения о регистрации лица. По окончании срока регистрации, рабочий раздел («личный кабинет») пользователей сохраняется, но для проверки данных пользователей, а также для надежной работы в системе, пользователь (как организатор торгов, так и участник) должен предоставить оператору электронной площадки перечень документов, указанный в пункте 7.2 настоящего Регламента. Срок рассмотрения документов указан в пункте 7.5 настоящего Регламента. Оператор электронной площадки отказывает заявителю в случаях, описанных в пункте 7.6 настоящего Регламента. После рассмотрения документов, регистрация на электронной площадке продлевается сроком на 1 год.

Согласно пояснениям оператора электронной площадки, в период приема заявок на участие в аукционе электронная площадка работала без технических сбоев и доводы о намеренной блокировке возможности подачи заявки агентом Б. не подтверждены фактическими доказательствами. Вместе с тем, у Б. действительно отсутствовала возможность подачи заявки на участие в торгах в связи с окончанием годичного срока регистрации.

В соответствии с представленными с ЭТП скриншотами, Б. зарегистрирован на электронной площадке 19.10.2022. По причине окончания срока регистрации, 27.10.2023 в 18:40 Б. была подана заявка на продление срока регистрации, по результатам рассмотрения которой ему было отказано в связи с непредставлением предусмотренных Регламентом документов на продление регистрации.

Таким образом, Комиссией Карельского УФАС России установлено, что причиной невозможности подачи заявки стал факт окончания регистрации агента Б. на электронной площадке. Совершение действий для возобновления регистрации на электронной площадке предпринято агентом за 20 минут до окончания срока подачи заявок. При этом в соответствии с пунктом 7.5 Регламента оператор электронной площадки обязан рассмотреть заявление на регистрацию и принять решение о регистрации либо об отказе в регистрации лица на электронной площадке в срок не позднее трех рабочих дней со дня поступления заявления.

На основании изложенного, жалоба Н. признается необоснованной.

Относительно позиции организатора торгов и оператора электронной площадки об отсутствии полномочий антимонопольного органа по рассмотрению жалобы заявителя, поскольку в соответствии с Определением Верховного Суда Российской Федерации от 26.04.2022 №309-ЭС21-27706 по делу №А34-2459/2020 (далее – Определение ВС РФ) жалобы на банкротные торги подлежат рассмотрению исключительно в рамках дела о банкротстве и антимонопольные органы не вправе подменять собой судебные органы, Комиссия Карельского УФАС России сообщает следующее.

Согласно определению ВС РФ, исходя из установленных Законом о банкротстве целей проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, осуществление антимонопольного контроля за торгами, проводимыми в рамках дел о банкротстве, не является безусловным и в каждом случае требует обоснования со стороны антимонопольного органа с точки зрения реализации целей Закона о защите конкуренции.

ФАС России не может согласиться с вышеуказанной позицией Верховного Суда Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции к полномочиями антимонопольного органа относится рассмотрение жалобы на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества. Порядок рассмотрения указанных жалоб регламентирован статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии со статьей 18.1 Закон о защите конкуренции антимонопольные органы рассматривают жалобы на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Из системного толкования указанной нормы следует, что до окончания срока подачи заявок на участие в торгах жалобу вправе подать любое лицо. При этом после окончания срока подачи заявок на участие в торгах жалоба может быть подана только на порядок размещения информации о проведении торгов, а также на порядок подачи заявок на участие в торгах.

Таким образом, антимонопольные органы уполномочены рассматривать жалобы на нарушение процедуры торгов, если обязательность их проведения прямо предусмотрена законодательством.

Обязательность проведения торгов, проводимых в рамках дел о банкротстве, предусмотрена статьями 110 и 139 Закона о банкротстве, следовательно, антимонопольные органы уполномочены рассматривать поступающие на процедуру проведения банкротных торгов жалобы в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 5 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016, рассмотрение жалоб на действия организаторов торгов, проводимых в рамках конкурсного производства в соответствии с Законом о банкротстве, относится к компетенции антимонопольного органа.

Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен особый самостоятельный порядок, который имеет ускоренный характер рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, обеспечивающий защиту прав и законных интересов участников торгов (участников гражданского оборота), и который не относится к процедуре рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства, в рамках которых необходимо проводить анализ состояния конкуренции на товарном рынке. Данная позиция также соответствует позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в судебных актах по делу № АКПИ20-632.

Таким образом, проведение анализа состояния конкуренции при рассмотрении жалоб на нарушение процедуры торгов в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции не требуется. Более того, в положениях статьи 18.1 Закона о защите конкуренции не содержится требования о рассмотрении жалоб на нарушение процедуры обязательных в силу законодательства торгов только при недопущении, устранении или ограничении конкуренции.

При этом важно отметить, что торги представляют собой способ заключения договора, когда контрагент выбирается среди претендентов как предложивший лучшие условия и в силу этого выигравший торги. Следовательно, проведение торгов вне зависимости от правовых оснований, в соответствии с которыми они проводятся, неразрывно связано с конкуренцией, так как подразумевает состязательность хозяйствующих субъектов, направленную на обеспечение наиболее выгодных условий для организатора торгов.

Также по смыслу положений Закона о банкротстве задача проведения торгов состоит в необходимости на конкурентной основе определить лучшие условия продажи имущества должника, что в конечном счете подчинено общей цели конкурсного производства как ликвидационной процедуры - получению наибольшей выручки для проведения расчетов с кредиторами.

Нарушение процедуры проведения торгов может оказывать влияние на результаты торгов и приводить к ущемлению прав и законных интересов не только участников, подавших заявки на участие в торгах, но и потенциальных участников, которые могли бы принять в них участие.

При этом потенциальным участником торгов, проводимых в рамках процедуры банкротства, может являться любой хозяйствующий субъект, заинтересованный в приобретении реализуемого на торгах имущества должника. В случае если хозяйствующий субъект фактически не подал заявку на участие в торгах, указанное не свидетельствует о том, что он не может являться потенциальным участником данных торгов.

Необеспечение равных условий для участников при проведении конкурентных процедур, равно как и любое другое нарушение процедуры проведения торгов, проводимых в рамках процедуры банкротства, безусловно свидетельствует об ограничении (возможности ограничения) конкуренции.

Когда в результате допущенных нарушений при проведении торгов отсутствует состязательность, нивелируется смысл торгов - определение победителя на конкурентной основе.

В случае выявления нарушения установленного порядка организации и проведения торгов в рамках процедуры банкротства, такое нарушение будет однозначно указывать на наступление или вероятность наступления негативных последствий для конкуренции, так как нарушения влияют (могут влиять) на результаты торгов, могут привести к созданию преимущественных условий участия в торгах определенным лицам, затрагивают и ущемляют права участников (в том числе потенциальных) на честную, справедливую конкурентную борьбу за право заключения сделки (договора) по результатам торгов.

Предоставленное участникам или потенциальным участникам торгов право обжалования действий их организаторов в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции направлено на обеспечение гарантий прав и законных интересов лиц, заинтересованных в обжалуемых торгах.

С учетом изложенного, рассмотрение жалоб на нарушение процедуры торгов по продаже имущества банкротов в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, безусловно связано с защитой публичного интереса, направленного на недопущение ограничения, устранения конкуренции, обеспечение конкуренции на торгах, проводимых в рамках процедуры банкротства.

В рассматриваемом случае жалоба содержала информацию о возможном создании организатором торгов и оператором электронной площадки условий, не обеспечивающих равный доступ лиц к участию в аукционе, что могло свидетельствовать о совершении акта недобросовестной конкуренции. По результатам рассмотрения жалобы данный факт не подтвердился.

На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия Карельского УФАС России,

РЕШИЛА:

Признать жалобу Н. на действия организатора торгов – конкурсного управляющего Г., оператора электронной площадки – ООО «ТендерСтандарт» при проведении аукциона по продаже имущества должника ООО «Паритет»: Лот 1 - Здание нежилое, пл. 355,8 кв.м, к.н., адрес: г. Санкт-Петербург, Петергофское шоссе, дом 65, литера Г1 (www.tenderstandart.ru, информация об аукционе № 12232) необоснованной.

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражном суде Республики Карелия в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны