Постановление №010/04/9.21-2/2023 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о наложении штрафа по делу №010/04/9.21-2/2023... от 21 февраля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПАО «Россети Северо-Запад»

площадь Конституции, дом 3, литера А, г. Санкт-Петербург, 196247

 

Карельский филиал ПАО «Россети Северо-Запад»

ул. Кирова, 45, г. Петрозаводск, Республика Карелия,185035

 

Д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу №010/04/9.21-2/2023

об административном правонарушении

 

21 февраля 2023 года г. Петрозаводск

 

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (далее – Карельское УФАС России) Б, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении №010/04/9.21-2/2023 об административном правонарушении, возбужденного в отношении ПАО «Россети Северо-Запада» (ОГРН – 1047855175785; ИНН – 7802312751; ранее – ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания «Северо-Запада»; почтовый адрес: площадь Конституции, д. 3, литера А, помещение 16-Н, г. Санкт-Петербург, 196247; адрес места нахождения: ул. Соборная, д. 31, г. Гатчина, Ленинградская обл., 188300; Карельский филиал ПАО «Россети Северо-Запад» - почтовый адрес: ул. Кирова, д. 45, г. Петрозаводск, Республика Карелия, 185035; далее – ПАО «Россети Северо-Запад», сетевая компания) по факту нарушения Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861; далее - Правила технологического присоединения)

в отсутствие надлежащим образом уведомленной о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела Д,

в присутствии представителя ПАО «Россети Северо-Запад» Н (личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации; копия доверенности в деле)

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Карельского УФАС России поступило заявление Д. от 09.12.2022 (вх. от 09.12.2022 №1152-ЭП/22) о нарушениях ПАО «Россети Северо-Запад» Правил технологического присоединения, выразившихся в навязывании невыгодных условий договора, нарушении срока направления договора технологического присоединения, неправомерном аннулировании поданной заявки на технологическое присоединение.

Из заявления следует, что 21.06.2022 Д. направила в АО «ПСК» заявку на технологическое присоединение к электрическим сетям энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: Республика Карелия, Питкярантский район, максимальной мощностью 15 кВт, при напряжении 0,4 кВ, по категории надежности электроснабжения: третья.

Письмом от 28.06.2022 №11783 АО «ПСК» сообщило, что объекты электросетевого хозяйства, находящиеся на наименьшем расстоянии от энегопринимающих устройств заявительницы, принадлежат ПАО «Россети Северо-Запад» и предложило обратиться в указанную сетевую компанию. При этом заявительница отмечает, что заявка не была аннулирована в установленном законом порядке.

В связи с указанным заявительница направила заявку в ПАО «Россети Северо-Запад».

В свою очередь ПАО «Россети Северо-Запад» письмом от 08.07.2022 №МР2/3-50/135-10/1902 сообщило об отсутствии необходимых документов по заявке заявительницы от 06.07.2022 №КАР-02876-Э-С/22 и приостановлении ее рассмотрения до представления недостающих документов.

Письмом от 01.08.2022 Д. направила запрашиваемую недостающую информацию, которая получена сетевой организацией 03.08.2022.

Заявительница отмечает, что проект договора об осуществлении технологического присоединения был размещен сетевой компанией в ее личном кабинете только 11.10.2022.

Не согласившись с порядком расчета платы за технологическое присоединение на сумму 74 979 972,48 руб. (семьдесят четыре миллиона девятьсот семьдесят тысяч девятьсот семьдесят два рубля, 48 коп.), заявительница 17.10.2022 направила мотивированный отказ от подписания проекта договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (дата отправки подтверждена описью и чеками по оплате почтового отправления).

Письмом от 10.11.2022 №МР2/50-01-03-08/8358 сетевая организация направила заявительнице ответ на мотивированный отказ от подписания оферты договора об осуществлении технологического присоединения №КАР-02876-ЭС/22, в котором предоставила разъяснения относительно примененного порядка расчета платы за технологическое присоединения и сообщила об аннулировании поданной заявки от 06.07.2022 №КАР-02876-Э-С/22 в связи с неоплатой счета технологического присоединения и нарушения срока предоставления мотивированного отказа от заключения договора.

Анализ действующих нормативно-правовых актов в сфере электроэнергетики отражает следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 №35-Ф3 «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Порядок и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям регламентирован Правилами технологического присоединения.

Правила технологического присоединения определяют процедуру технологического присоединения, существенные условия договора о технологическом присоединении, к которым относится, в том числе, порядок исполнения сторонами договора о технологическом присоединении.

Сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Согласно пункту 6 Правил технологического присоединения технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.

Пунктом 7 Правил технологического присоединения установлена поэтапная процедура технологического присоединения, в которую в том числе включена подача заявки юридическим или физическим лицом и заключение договора.

В соответствии с пунктом 8 Правил технологического присоединения для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) настоящих Правил.

Непосредственно процедура заключения договора об осуществлении технологического присоединения регламентирована пунктом 15 Правил технологического присоединения, а в пункте 16 определены существенные условия договора.

Пунктом 15 Правил технологического присоединения предусмотрено, что в адрес заявителей (за исключением случаев осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту) сетевая организация направляет для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и подписанные технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 20 рабочих дней со дня получения заявки.

Кроме того пунктом 15 Правил технологического присоединения определено, что в случае несогласия с представленным сетевой организацией проектом договора и (или) несоответствия его настоящим Правилам заявитель вправе в течение 10 рабочих дней со дня получения подписанного сетевой организацией проекта договора и подписанных технических условий направить сетевой организации мотивированный отказ от подписания проекта договора с предложением об изменении представленного проекта договора и требованием о приведении его в соответствие с настоящими Правилами.

В случае если заявитель относится к категории лиц, указанных в пункте 14 Правил технологического присоединения применению подлежит раздел X Правил технологического присоединения, определяющий особенности технологического присоединения данной категории.

Из представленных с заявлением документов следует, что Д Н.А. относится к категории заявителей, указанных в пункте 14 Правил технологического присоединения - физические лица, направляющие заявки в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику.

Так, пунктом 103 Правил технологического присоединения предусмотрено, что договор между сетевой организацией и заявителями, указанными в пункте 14 настоящих Правил, заключается путем направления заявителю выставляемого сетевой организацией счета для внесения платы (части платы) за технологическое присоединение и оплаты заявителем указанного счета.

При этом в силу пункта 104 Правил технологического присоединения наличие заключенного заявителями, указанными в пункте 14 настоящих Правил, договора подтверждается документом об оплате такими заявителями счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил.

Так, в силу пункта 105 Правил технологического присоединения в отношении заявителей, указанных в пункте 14 Правил технологического присоединения, сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает на своем официальном сайте или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», определяемом Правительством Российской Федерации, в отдельном разделе (далее - личный кабинет потребителя):

-условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям;

-счет для внесения платы (части платы) за технологическое присоединение;

-технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению;

-проект договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности), выработанной на объектах микрогенерации, на розничном рынке, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица гарантирующего поставщика, в чьей зоне деятельности находятся соответствующие объекты;

-инструкцию, содержащую последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности.

В соответствии с абзацем 6 пункта 105 Правил технологического присоединения размещенные в личном кабинете заявителя условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технические условия признаются офертой, а оплата заявителем счета на оплату технологического присоединения по договору - акцептом договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технических условий. В случае несогласия с размещенными сетевой организацией в личном кабинете заявителя документами, предусмотренными абзацами вторым - четвертым настоящего пункта, и (или) несоответствия их настоящим Правилам заявитель вправе в течение 5 рабочих дней со дня размещения сетевой организацией таких документов направить сетевой организации мотивированный отказ от заключения договора с предложением об изменении размещенных документов и требованием о приведении их в соответствие с настоящими Правилами. Размещение сетевой организацией указанных документов, приведенных в соответствие с настоящими Правилами, осуществляется с использованием личного кабинета заявителя в течение 10 рабочих дней со дня получения такого требования.

Договор считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами, со дня оплаты заявителем счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил.

В пункте 19 Правил технологического присоединения предусмотрено, что запрещено навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные названными правилами.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17.08.1998 №147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – ФЗ «О естественных монополиях») субъект естественной монополии – хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Положениями части 1 статьи 4 ФЗ «О естественных монополиях» установлено, что оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественной монополии.

На основании приказа ФСТ России от 03.06.2010 №204-э «О включении (исключении) организации в (из) реестр (а) субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль» ПАО «Россети Северо-Запад», осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии включено в Реестр субъектов естественных монополий.

Таким образом, оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественной монополии, в связи с чем, субъект, оказывающий такие услуги, относится к субъектам естественной монополии.

Услуги по технологическому присоединению являются неотъемлемой частью услуг по передаче электрической энергии.

При таких обстоятельствах ПАО «Россети Северо-Запад» является лицом, на которое распространяются нормы статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В силу части 2 статьи 9.21. КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

В связи с тем, что ПАО «Россети Северо-Запад» неоднократно привлекалось антимонопольным органом к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ, применению подлежит часть 2 названной статьи КоАП РФ.

В соответствии со статьей 23.48 КоАП РФ Федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.21 КоАП РФ.

В силу части 3.3 статьи 28.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, могут быть возбуждены федеральным антимонопольным органом, его территориальным органом без проведения контрольных (надзорных) мероприятий в случае, если в материалах, сообщениях, заявлениях, поступивших в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган, содержатся достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Руководствуясь вышеизложенным, в соответствии с определением от 09.01.2023 года было возбуждено настоящее дело об административном правонарушении, составление протокола назначено на 09.02.2023 в 15 часов 00 минут. Д. привлечена в качестве потерпевшего на основании статьи 25.2 КоАП РФ. ПАО «Россети Северо-Запада» надлежало представить в адрес Карельского УФАС России ряд документов и сведений.

Письмом от 12.01.2023 №МР 2/3/119-06/150 ПАО «Россети Северо-Запад» сообщило, что 06.07.2022 заявителем через личный кабинет на портале ТП.РФ подана заявка на технологическое присоединение объекта: «Малоэтажная жилая застройка (Индивидуальный жилой дом/ Садовый/Дачный дом)», расположенного по адресу: 186801, Республика Карелия, Питкярантский район, по одному источнику электроснабжения максимальной мощностью 15кВт, при напряжении 0,4кВ по III категории надежности с приложением части выписки из ЕГРН на незавершенный строительством садовый дом с кадастровым № , расположенным на земельном участке (Единое землепользование) с кадастровым №без определения координат границ.

08.07.2022 сетевой организацией в личном кабинете заявителя направлен запрос №МР2/3-50/135-10/1902 о предоставлении недостающих документов.

Дополнение к заявке на технологическое присоединение с приложением копии выписок из ЕГРН на земельный участок единого землепользования с кадастровым № и планом расположения энергопринимающих устройств предоставлены в производственное отделение Западно-Карельские электрические сети Д. лично 03.08.2022.

11.10.2022 типовые условия договора об осуществлении технологического присоединения, Технические условия № КАР-02876-Э-С/22, счета на оплату размещены в личном кабинете заявителя.

При этом из пояснений ПАО «Россети Северо-Запад» следует, что задержка в сроках размещения Условий типового договора №КАР-02876-Э-С/22 об осуществлении технологического присоединения, Технических условий для присоединения к электрическим сетям за №КАР-02876-Э-С/22-001 от 15.08.2022, счета на оплату в личном кабинете заявителя обусловлена длительностью согласования и подписания договора и технических условий, удаленностью месторасположения объекта, сложностью и протяженностью планируемых к строительству сетевых объектов, неопределённостью границ земельного участка заявителя.

Также на сроки направления оферты повлияло наличие значительного количества заявок, поступивших в сетевую организацию в мае-июне 2022 в связи с предстоящими изменениями законодательства с 01.07.2022 и необходимость их рассмотрения.

24.10.2022 сетевой организацией получен мотивированный отказ от подписания предложенного проекта договора в связи с нарушением сроков направления договора со стороны Сетевой организации и несогласием с размером предъявленной к оплате суммы.

Письмом от 10.11.2022 № МР2/50-01-03-08/8358 заявителю почтовым отправлением направлен ответ на мотивированный отказ (получен адресатом 30.11.2022).

При этом, на основании пункта 106 Правил технологического присоединения (отсутствие оплаты счета) заявка Д. аннулирована.

В соответствии с позицией заявителя, изложенной в мотивированном отказе, расчет платы за технологическое присоединение должен быть произведен с учетом того обстоятельства, что Д. 21.06.2022 была подана заявка на технологическое присоединение в АО «Прионежская сетевая компания».

С данным доводом ПАО «Россети Северо-Запад» не соглашается в силу следующего:

Процедура технологического присоединения установлена пунктом 7 Правил технологического присоединение, который предусматривает следующий порядок:

а) подача заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение по основаниям, предусмотренным пунктом 2 настоящих Правил;

б) заключение договора;

в) выполнение сторонами договора мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором.

В соответствии с пунктом 8 Правил технологического присоединения, для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) настоящих Правил. Заявка направляется по формам согласно приложениям № 4 - 7 любым способом ее подачи (очно, почтой, с использованием официального сайта сетевой организации или в случае обеспечения сетевой организацией, в которую подается заявка, возможности реализации прав и обязанностей заявителей, возникающих в ходе осуществления процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям, с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее - единый портал).

Именно факт подачи заявки порождает правовые последствия и обязанность по рассмотрению заявки той сетевой организацией, в которую она была подана.

Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2022 №1178 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее - Постановление № 1178) установлено, что изменения, утвержденные настоящим постановлением, распространяются на правоотношения по технологическому присоединению энергопринимающих устройств и (или) объектов микрогенерации, возникшие на основании заявок на технологическое присоединение энергопринимающих устройств и (или) объектов микрогенерации потребителей электрической энергии к электрическим сетям, поданных после вступления в силу настоящего постановления.

Постановление №1178 вступило в силу 01.07.2022. Таким образом, все заявки, поступившие в ПАО «Россети Северо-Запад» после указанной даты в силу закона подлежат рассмотрению по законодательству, действующему с 01.07.2022.

Постановлением №1178 в том числе внесены изменения в пункт 17 Правил технологического присоединения в части определения размера платы за технологическое присоединение.

В соответствии с данными изменениями, плата за технологическое присоединение определяется следующим образом:

в случае технологического присоединения объектов, указанных в абзацах четвертом и пятом настоящего пункта и отнесенных к третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения), присоединяемых к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации на уровне напряжения 0,4 кВ и ниже, при условии, что расстояние от границ участка заявителя до ближайшего объекта электрической сети необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности, плата за технологическое присоединение определяется в размере минимального из следующих значений:

- стоимость мероприятий по технологическому присоединению, рассчитанная с применением стандартизированных тарифных ставок;

- стоимость мероприятий по технологическому присоединению, рассчитанная с применением льготной ставки за 1 кВт запрашиваемой максимальной мощности, которая утверждается в отношении всей совокупности таких мероприятий уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для соответствующих случаев технологического присоединения в размере не более 10000 рублей за кВт (превышение указанного значения допускается по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов) и не менее 3000 рублей за кВт - с 1 июля 2022 г., 4000 рублей за кВт - с 1 июля 2023 г. и 5000 рублей за кВт - с 1 июля 2024 г.

С соблюдением требований абзацев первого - третьего настоящего пункта определяется плата за технологическое присоединение объектов микрогенерации заявителей - физических лиц, в том числе за одновременное технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителей - физических лиц, максимальная мощность которых не превышает 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), и объектов микрогенерации.

С соблюдением требований абзацев первого - третьего настоящего пункта определяется плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителей - физических лиц, максимальная мощность которых не превышает 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств).

При осуществлении присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью не более 150 кВт, в том числе одновременного присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью 150 кВт и объекта микрогенерации, в случае подачи заявки начиная с 1 января 2023 г. заявителем - юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в целях одновременного присоединения энергопринимающих устройств и объектов микрогенерации в плату за технологическое присоединение включается инвестиционная составляющая на покрытие расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и объектов электроэнергетики.

При осуществлении присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью не более 150 кВт, в том числе одновременного присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью не более 150 кВт и объекта микрогенерации, в случае подачи заявки с 1 июля 2022 г. по 31 декабря 2022 г. в плату за технологическое присоединение включается инвестиционная составляющая на покрытие расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и объектов электроэнергетики в размере не более 50 процентов величины указанной инвестиционной составляющей.

ПАО «Россети Северо-Запад» отмечает, что расстояние от объекта заявителя до ближайшего объекта сетевой организации необходимого заявителю класса напряжения составляет по прямой 12 км.; возможность применения льготной ставки за 1 кВт присоединяемой мощности исключается.

Расчет платы произведен сетевой организацией исходя из необходимости строительства линии электропередачи ВЛ-6 кВ протяженностью 14 км (по трассе) по стандартизированным тарифным ставкам, утвержденным постановлением Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам №188 от 22.12.2022 (в редакции от 05.07.2022 № 39).

Заявителю разъяснен порядок ценообразования, а также правовые основания аннулирования заявки в ответе от 10.11.2022 на мотивированный отказ.

Таким образом, ПАО «Россети Северо-Запад» полагает, что со стороны сетевой организации нарушения пункта 19 Правил технологического присоединения в части навязывания заявителю услуг и обязательств, не предусмотренных настоящими Правилами, не допущено.

В свою очередь Д. письмом от 01.02.2023 просила приобщить к материалам административного дела документы, содержащие сведения, подтверждающие размещение ПАО «Россети Северо-Запад» в личном кабинете 11.10.2022 проекта договора, технических условий и счета на оплату.

09.02.2023 в отношении ПАО «Россети Северо-Запад» был составлен протокол по делу об административном правонарушении.

Определением от 09.02.2023 «О назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении №010/04/9.21-2/2023» рассмотрение настоящего дела назначено 15 часов 30 минут 21 февраля 2023 года.

Письмом от 20.02.2023 №МР/2/3/119-06/1569 ПАО «Россети Северо-Запад» представило дополнительные письменные пояснения, суть которых сводится к тому, что заявка Д. аннулирована автоматически по истечении предусмотренного Правилами технологического присоединения срока, тогда как мотивированный отказ поступил почтовой связью, и ходатайствовало о снижении размера административного штрафа.

Рассмотрение административного дела состоялось в назначенное время.

Оценив в порядке статьи 26.11 КоАП РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, прихожу к выводу об обоснованности позиции ПАО «Россети Северо-Запад» об отсутствии в действиях сетевой организации нарушения пункта 19 Правил технологического присоединения — ПАО «Россети Северо-Запад» правомерно руководствовалось датой поступления заявки на технологическое присоединение непосредственно в адрес общества, ошибочность действий заявителя, выразившаяся в направлении заявки в иную сетевую организацию, в рассматриваемом случае не имеет правового значения. При этом отмечаю, что пункт 8(3) Правил технологического присоединения предусматривает право заявителя обратиться с запросом в орган местного самоуправления, на территории которого расположены соответствующие объекты электросетевого хозяйства, с указанием расположения объектов электросетевого хозяйства, принадлежность которых необходимо определить, а орган местного самоуправления обязан предоставить заявителю в течение 15 дней информацию о принадлежности указанных в запросе объектов электросетевого хозяйства.

Вместе с тем полученные в ходе административного расследования документы и сведения свидетельствуют о нарушении ПАО «Россети Северо-Запад» пункта 105 Правил технологического присоединения, предусматривающего обязанность сетевой организации разместить в личном кабинете заявителя в течение 10 рабочих дней со дня получения заявки необходимые для заключения договора документы (условия типового договора, технические условия, счет на оплату) — получив от Д. 03.08.2022 недостающие документы к заявке, предусмотренные пунктом 105 Правил технологического присоединения, документы надлежало разместить не позднее 17.08.2022, однако, фактически данная обязанность исполнена сетевой организацией лишь 11.10.2022 (практически спустя 2 месяца).

Касательно вопроса аннулирования заявки отмечаю, что в силу пункта 105 Правил технологического присоединения размещенные в личном кабинете заявителя условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технические условия признаются офертой, а оплата заявителем счета на оплату технологического присоединения по договору - акцептом договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технических условий. В случае несогласия с размещенными сетевой организацией в личном кабинете заявителя документами, предусмотренными абзацами вторым - четвертым настоящего пункта, и (или) несоответствия их настоящим Правилам заявитель вправе в течение 5 рабочих дней со дня размещения сетевой организацией таких документов направить сетевой организации мотивированный отказ от заключения договора с предложением об изменении размещенных документов и требованием о приведении их в соответствие с настоящими Правилами. Размещение сетевой организацией указанных документов, приведенных в соответствие с настоящими Правилами, осуществляется с использованием личного кабинета заявителя в течение 10 рабочих дней со дня получения такого требования.

Имеющиеся в материалах дела документы (мотивированный отказ, почтовая квитанция, опись вложения) свидетельствуют о том, что Д. воспользовалась своим правом отказа от заключения договора в предложенной сетевой организацией редакции и в установленный срок (в течение 5 рабочих дней, до 18.10.2022 включительно) направила заказной почтовой корреспонденцией мотивированный отказ (17.10.2022; получен ПАО «Россети Северо-Запад» 24.10.2022). Получив мотивированный отказ ПАО «Россети Северо-Запад» надлежало в течение 10 рабочих дней, то есть до 08.11.2022 включительно, ответить на таковой. Вместе с тем ответ на мотивированный отказ дан 10.11.2022, при этом этим же письмом заявитель уведомлен об аннулировании заявки по основаниям несвоевременного предоставления мотивированного отказа от подписания договора. Входящее смс-сообщение от абонента с буквенным обозначением «portal-tp» и скриншоты страницы личного кабинета заявителя свидетельствуют об аннулировании заявки 24.10.2022, то есть фактически в период времени, когда Д. обоснованно рассчитывала получить ответ на свой мотивированный отказ.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Пунктом 3 статьи 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в его совершении.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

ПАО «Россети Северо-Запад» не представило доказательств невозможности соблюдения требований антимонопольного законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.

Таким образом, рассматриваемое административное правонарушение является противоправным, виновным, лицо его совершившее, не могло не осознавать противоправный характер своих действий, но им не были предприняты все зависящие от него меры для соблюдения норм законодательства, ответственность за нарушение которых предусмотрена КоАП РФ.

Место совершения административного правонарушения – пл. Конституции, д. 3, лит. А, пом. 16Н, г. Санкт-Петербург;

Время совершения административного правонарушения – 18.08.2022 (в части несвоевременного размещения условий типового договора, технических условий, счета на оплату); 24.10.2022 (в части необоснованного преждевременного аннулирования заявки).

Срок давности привлечения ПАО «Россети Северо-Запад» к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ за нарушение законодательства в сфере электроэнергетики, на момент вынесения настоящего постановления не истек.

Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Касательно возможности применения статьи 2.9 КоАП РФ отмечаю следующее.

Статьей 2.9. КоАП РФ предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место в исключительных случаях. При квалификации правонарушения в качестве малозначительного следует исходить из конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения, а учитываются при назначении наказания.

Оценив характер допущенного правонарушения и степень его общественной опасности, не установлено исключительных обстоятельств, свидетельствующих о его малозначительности. Данное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям сетевой организации. В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в ущемлении интересов граждан-потребителей, обратившихся с заявками о заключении договоров об осуществлении технологического присоединения. Кроме того, граждане-потребители являются экономически слабой стороной в данных правоотношениях.

В материалах дела отсутствуют обстоятельства, указывающие на возможность прекращения производства по настоящему делу; данное правонарушение не может быть признано и малозначительным. Состав вменяемого правонарушения формальный, не требующий установления причинения вреда обществом.

В соответствии со статьей 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.

В рассматриваемом случае полагаю, что совершению административного правонарушения способствовало пренебрежительное отношение ПАО «Россети Северо-Запад» к своей публично-правовой обязанности по соблюдению Правил технологического присоединения.

Вместе с тем, принимая во внимание характер допущенных нарушений, степень вины привлекаемого к ответственности лица, конституционный принцип соразмерности административного наказания, а также дифференциацию публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба и с учетом позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 года №4-П, на основе применения частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ полагаю возможным снизить минимальный размер административного штрафа, предусмотренный санкцией части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, до 300 000 руб., то есть до меры ответственности, которая не утрачивает своего предназначения, наиболее соразмерна характеру совершённого правонарушения, степени вины нарушителя и наступившим последствиям, а также отвечает принципам юридической ответственности.

Карельским УФАС России предприняты все меры для реализации ПАО «Россети Северо-Запад» своих прав и защиты законных интересов.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 4.1, 4.5, 9.21, 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ, заместитель руководителя Карельского УФАС России,

 

ПОСТАНОВИЛА:

 

1. Наложить на юридическое лицо – ПАО «Россети Северо-Запад» за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, административный штраф в размере 800000 (восемьсот тысяч) рублей 00 копеек.

 

2. Выдать ПАО «Россети Северо-Запад» представление о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

 

 

Реквизиты для перечисления штрафа:

Получатель платежа - УФК по Республике Карелия (Карельское УФАС России)

ИНН 1001041153

КПП 100101001

Номер казначейского счета (корр. счет) - 03100643000000010600

Номер банковского счета, входящего в состав ЕКС – 40102810945370000073

Банк получателя - Отделение –НБ Республика Карелия (УФК по Республике

Карелия)

БИК банка 018602104

Код ОКТМО 86701000

КБК 161 1 16 01091 01 0021 140

Назначение платежа: штраф за нарушение законодательства Российской Федерации об электроэнергетике (дело №010/04/9.21-2/2023).

 

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения сроков отсрочки, рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ, при отсутствии документа или информации, свидетельствующих об уплате административного штрафа, соответствующие материалы направляются судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа. Кроме того, составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

В соответствии со статьей 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

 

 

 

 

Заместитель руководителя управления

Связанные организации

Связанные организации не указаны