Письмо б/н РЕШЕНИЕ по делу № 010/06/105-157/2019 от 1 апреля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Карельского УФАС России по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд в составе:

*** – заместитель Председателя Комиссии, заместитель начальника отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России;

*** – член Комиссии, старший государственный инспектор отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России;

*** – член Комиссии, ведущий специалист - эксперт отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России;

 

- в присутствии представителей Заказчика - ГБУЗ РК «Городская детская поликлиника №2» *** (копии доверенностей в материалах дела),

- в присутствии представителя Заявителя - ООО «КарелМед» ***. (копия приказа о назначении в материалах дела),

 

рассмотрев жалобу ООО «КарелМед» на действия заказчика – ГБУЗ РК «Городская детская поликлиника №2» при проведении электронного аукциона на поставку медицинских перчаток (извещение № 0306300053819000018) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (зарегистрировано в Минюсте России 27.02.2015 № 36262)

установила:

По мнению Заявителя, Заказчиком при формировании документации о закупке нарушены требования пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

  1. В разделе № 3 документации об аукционе (Техническое задание) Заказчиком в таблице № 1 «Спецификация поставляемых товаров» ни по одной позиции не указаны размеры требуемых к поставке перчаток. Таким образом, Заказчиком в документации об электронном аукционе не указаны существенные характеристики товара, оказывающие непосредственное влияние на его последующую эксплуатацию.
  2. Заказчиком установлены не соответствующие ГОСТу требования к длине и толщине перчаток, к внутреннему покрытию и антисептику.
  3. По позициям № 4, № 5, № 6 в техническом задании Заказчиком установлены необъективные требования к упаковке товара, которые не влияют на его качество, технические и функциональные характеристики и влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Учитывая изложенное, ООО «КарелМед» просит признать жалобу обоснованной, выдать Заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

В Карельское УФАС России Заказчиком письмом от 25.03.2019 направлены пояснения по доводам, изложенным в жалобе, просит признать жалобу необоснованной.

 

Документация об аукционе утверждена Главным врачом ГБУЗ «ГДП № 2»
Н. Г. Мазуровской 11.03.2019 и размещена на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) 13.03.2019.

Номер извещения: 0306300053819000018.

Краткое наименование аукциона: поставка медицинских перчаток.

Способ закупки: электронный аукцион.

Адрес электронной площадки: http://www.sberbank-ast.ru.

Заказчик: ГБУЗ РК «Городская детская поликлиника №2».

Начальная (максимальная) цена контракта: 660 146,67 руб.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 22.03.2019 №0306300053819000018-1 в адрес Заказчика поступило 3 заявки. Все заявки соответствует требованиям документации об электронном аукционе и Закона о контрактной системе.

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 27.03.2019 №0306300053819000018-3 заявка ИП Кириллиной Светланы Игоревны соответствует требованиям документации об электронном аукционе и Закона о контрактной системе.

На момент рассмотрения жалобы государственный контракт не заключён.

Рассмотрение жалобы назначено на 12 час. 00 мин. 26.03.2019.

В связи с необходимостью получения дополнительных документов от Заказчика и ООО «Карелмед», Комиссией Карельского УФАС России объявлен перерыв до 15 час. 00  мин. 27.03.2019.

После перерыва рассмотрение жалобы продолжилось Комиссией в прежнем составе, в присутствии представителей Заказчика Ковалышевой М.А., Белобородова Р.В., в отсутствие представителя Заявителя.

 

Изучив представленные материалы, заслушав пояснения представителей Заказчика, представителя Заявителя Комиссия Карельского УФАС России пришла к следующим выводам:

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком описания объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего.

При установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик руководствуется собственными потребностями (определяющий фактор при формировании объекта закупки).  При этом данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.

Из содержания доводов жалобы следует, что документация об аукционе не содержит разбивки товара-перчаток по количеству и размеру.

Отсутствие информации о потребности Заказчика в товаре конкретного размера (перчатки одного размера могут иметь разную длину) и количества -лишает Общество возможности принять участие в закупке.

Требования к товарам, являющимся предметом рассматриваемого электронного аукциона, установлены в разделе 3 документации об аукционе «Техническое задание».

В позициях № 1 - № 6 Технического задания Заказчиком установлены следующие требования к перчаткам:

- «толщина (одинарная) на пальцах 0,16-0,18 мм для обеспечения механической прочности и тактильной чувствительности»;

- «одинарная толщина (в области пальцев) не менее 0,18 мм для обеспечения механической прочности»;

- «одинарная толщина (в области пальцев) 0,17-0,19 мм»;

- «одинарная толщина (в области пальцев) 0,18 - 0,22 мм для обеспечения механической прочности и тактильной чувствительности»;

- «одинарная толщина (в области пальцев) 0,21 - 0,24 мм для обеспечения механической прочности и тактильной чувствительности».

На заседании Комиссии Карельского УФАС России представитель Заказчика пояснил, что ширина перчатки зависит от ее размера.

Для Заказчика затруднительно определить конкретный размер и количество перчаток, поскольку не представляется возможным заранее точно установить количество пациентов, которым будет оказываться медицинская помощь (и ее профиль).

В свою очередь, указание определенного количества перчаток конкретного размера и их последующая невостребованность по причине ошибки в расчетах, может привести к неэффективному расходованию бюджетных средств.

Нецелесообразность указания конкретного размера перчаток представитель Заказчика также связывал со следующими обстоятельствами:

  1. перчатки одинакового размера различных производителей могут
    отличаться, - быть «маломерными» или «большемерными».
  2. изменение состава медицинского персонала (просчитать размер руки нового специалиста заранее невозможно).

Указание конкретных размеров перчаток может привести к востребованности одних и нехватки других, что приведет к необходимости проведения дополнительных закупок и может привести к нарушению процесса оказания медицинской помощи.

По указанным причинам Заказчик исходит из возможности указания конкретного размера и количества перчаток в заявке на поставку.

Таким образом, заявка на поставку товара формируется в зависимости от фактической потребности учреждения, с учетом работающего персонала. Потребность товара складывается исходя из нужд больницы, а не из наличия продукции на складе какого-либо поставщика.

Комиссия Карельского УФАС России отмечает, что на участие в электронном аукционе на поставку медицинских перчаток было подано три заявки и все заявки соответствовали требованиям документации и Закона о контрактной системе, соответственно были допущены к участию в аукционе.

 Данный факт свидетельствует о том, что участники согласны поставлять товар именно на тех условиях, которые были установлены Заказчиком в документации об аукционе.

Заказчиком был проведён мониторинг реестра контрактов в части рынка поставки медицинских перчаток и установлено, что «перчатки различного размера не отличаются по цене».

 Заказчиком представлен реестр контрактов, подтверждающий, что подобное формирование технического задания, при котором к ряду размеров перчаток одного типа определяется общее количество изделий, не препятствует участию в закупке даже самого Заявителя. В частности, Заказчик представил выдержку из реестра контрактов (http://zakupki.gov.ru), где ООО «КарелМед» поставляло перчатки по результатам проведения конкурентных закупок:

- Закупка 0306300054918000088 – поставлялись перчатки разного размера без разбивки по количеству (по запросу заказчика).

  • Закупка 0306200010019000007 – поставляются перчатки разного размера без разбивки по количеству (по запросу заказчика), длина указана одна для всех размеров.
  • Закупка 0306300053618000197 – поставляются перчатки разного размера (от минимального до максимального) без разбивки по количеству (по запросу заказчика), длина указана одна для всех размеров.
  • Контракт 0306300054018000096 поставляются перчатки разного размера без разбивки по количеству (по запросу заказчика), длина указана одна для всех размеров.
  • Контракт 0306300054818000017 поставляются перчатки разного размера без разбивки по количеству (по запросу заказчика), длина указана одна для всех размеров.
  • Контракт 0306300054818000018 поставляются перчатки разного размера без разбивки по количеству (по запросу заказчика), длина указана одна для всех размеров.
  • Закупка 0306200011418000049 - поставляются перчатки разного размера без разбивки по количеству (по запросу заказчика). Где это актуально, участником представлена информация о длине перчаток для каждого размера перчаток одного типа:

Длина перчатки с манжетой 265 мм для размера 6,0;

Длина перчатки с манжетой 270 мм для размера 6,5;

Длина перчатки с манжетой 275 мм для размера 7,0;

Длина перчатки с манжетой 280 мм для размера 7,5;

Длина перчатки с манжетой 285 мм для размера 8,0;

Длина перчатки с манжетой 290 мм для размера 8,5.

  • Закупка 0306200011418000483 - поставляются перчатки разного размера без разбивки по количеству (по запросу заказчика). Где это актуально, участником представлена информация о длине перчаток для каждого размера перчаток одного типа. По примеру:

Длина перчатки с манжетой 275 мм для размера 6,0;

Длина перчатки с манжетой 280 мм для размера 6,5;

Длина перчатки с манжетой 280 мм для размера 7,0;

Длина перчатки с манжетой 280 мм для размера 7,5;

Длина перчатки с манжетой 285 мм для размера 8,0.

Таким образом, ООО «КарелМед» осуществляло поставку товара (перчаток) по иным государственным контрактам по заявкам Заказчика (с указанием требуемого к поставке размера перчаток, со сроком поставки 5 (пяти) рабочих дней после направления Заказчиком заявки на поставку соответствующей партии товаров).

Согласно письменным пояснениям Заказчика, все требования к показателям товара установлены в соответствии с Методическими рекомендациями Государственной системы санитарно-эпидемиологического нормирования Российской Федерации МР 3.5.1.01113-16 «Использование перчаток для профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, в медицинских организация» (далее -Методические рекомендации).

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о контрактной системе предусмотрено, что если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В пункте 2.4 Рекомендаций установлено, что медицинские перчатки должны отвечать требованиям, обеспечивающим их защитные (барьерные) и потребительские свойства:

- непроницаемость для микроорганизмов;

- герметичность (отсутствие сквозных дефектов);

- прочность;

- безопасность для здоровья пациента и медицинского персонала;

- удобство/комфортность;

- качественная упаковка и маркировка;

- простота утилизации;

- функциональность.

Пункт 3.2 Методических рекомендаций подразделяет перчатки по целевому назначению на универсальные (имеющие средние показатели в пределах ГОСТ) и специализированные.

Согласно пункту 3.2.2 Рекомендаций, специализированные перчатки, наряду с базовыми характеристиками, обладают рядом дополнительных свойств, соответствующих требованиям различных областей.

Каждая из оспариваемых Заявителем характеристик обеспечивает определённый функционал, уровень удобства применения и комфорта работы в совокупности с прочими характеристиками изделия, в зависимости от сферы применения и пожеланий специалистов.

По позиции 1 - Толщина на пальцах 0,16-0,18 мм для обеспечения механической прочности и тактильной чувствительности.

По позиции 2 - Одинарная толщина (в области пальцев) не менее 0,18 мм для обеспечения механической прочности.

По позиции 3 - Одинарная толщина (в области пальцев) 0,17-0,19 мм, усилие при разрыве не менее 9 (H) для обеспечения механической прочности и устойчивости к воздействию химически агрессивных сред. (дано обоснование и для толщины, и для усилия на разрыв одновременно).

По позиции 5 - Одинарная толщина (в области пальцев) 0,18 - 0,22 мм для обеспечения механической прочности и тактильной чувствительности.

По позиции 6 - Одинарная толщина (в области пальцев) 0,21 - 0,24 мм для обеспечения механической прочности и тактильной чувствительности.

По аналогичному принципу установлены и требования к длине перчаток, которая определяется сотрудниками учреждения (медицинским персоналом), в зависимости от сферы применения и удобства фиксации перчатки в определенной зоне предплечья.

Требование антисептика на основе хлоргексидина во внутреннем покрытии перчаток обусловлено тем, что требуется непрерывная антисептическая обработка кожи под перчаткой, что прямо предусмотрено пунктом 4.6 Методических рекомендаций. Кожная антисептика - основное назначение и показание для применения антисептиков на основе Хлоргексидина, другие антисептики имеют большое количество противопоказаний и предназначены для лечения инфицированных ран, что не соответствует сфере применения.

Требование антисептика на основе хлоргексидина обусловлено показанием к применению данного антисептика и практическим опытом практикующих специалистов, что само по себе не может свидетельствовать о создании преимущественных условий какому-либо участнику закупки.

Действующий ГОСТ  Р52238-2004 не содержит информации о недопустимости применения перчаток с  антисептиком, а само требование функционально обоснованно, так как перчатки с  внутренним  антисептическим  покрытием  обеспечивают более надежную защиту в условиях повышенного риска инфицирования  и  сохраняют высокую тактильную чувствительность, что соответствует  требованиям части 1 и 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Заявитель полагает, что по позициям № 4, № 5, № 6 Заказчиком установлены необъективные требования к конкретной упаковке товара, которые не влияют на его качество, технические и функциональные характеристики и влекут за собой ограничение количества участников закупки.

По мнению Заказчика, требование к упаковке перчаток парами (позиция № 4)

является стандартным требованием к перчаткам. Перчатки сохраняют свою стерильность только при сохранении целостности упаковки. Поэтому иным способом они не могут быть упакованы при стерилизации – только индивидуально. Именно такой термин применяется и в разделе 7 ГОСТ Р 52239-2004:

«Стерильные перчатки должны быть упакованы в индивидуальную упаковку по одной или парами».

Позиция № 5-6: «Упаковка перчаток пластиковая, устойчивая к механическим повреждениям и проникновению озона, газов и влаги». Потребность в такой упаковке Заказчик обосновывает тем, что бумажная упаковка менее устойчива к механическим повреждениям и влаге.

В свою очередь, пластиковая упаковка является более прочной, перчатки в такой упаковке применяются в условиях повышенной влажности, риска протечки медикаментов или иного физического повреждения. Кроме того, пластик более эффективен в качестве защиты от проникновения озона, который является губительным для перчаток.

Представитель Заказчика пояснил, что по указанным позициям технического задания в заявках участников к поставке предлагаются медицинские изделия разных производителей (перчатки Gammexwith AMT производителя Ansell Healthcare ((Малайзия)) и перчатки SFM производителя SFM HospitalProducts GmbH (Германия)).

На заседании Комиссии Карельского УФАС России представители Заказчика также указали, что установленные в техническом задании документации об аукционе характеристики товаров обусловлены собственными потребностями медицинского учреждения и спецификой осуществляемой им деятельности.  

  В силу статьи 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), которые должны соблюдаться Заказчиком наряду с принципом обеспечения конкуренции.

  При формировании технического задания Заказчику, в рамках Закона о контрактной системе, предоставлены полномочия по самостоятельному определению требований к конкретным показателям товаров, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. При этом Заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.  

  Заказчик не обязан устанавливать требования к техническим характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников определения поставщика по вышеуказанной закупке и соответствовали бы всем существующим производителям товара.

В соответствии со статьей 22 Закона о контрактной системе, в целях обоснования начальной (максимальной) цены контракта, Заказчиком были направлены запросы о предоставлении коммерческих предложений об условиях поставки поставщиками расходных медицинских материалов (перчаток медицинских). 

Факт отсутствия ограничения количества участников закупки находит свое косвенное подтверждение также и в том, что согласно проведенному Заказчиком мониторингу рынка в целях формирования начальной (максимальной) цены контракта требованиям документации соответствует как минимум 3 поставщика –ООО «Невамед» (г. Санкт-Петербург), ООО «Сорбус» (г. Санкт-Петербург), 
ООО «Атекс-Групп (г. Котельники), предложения которых легли в основу обоснования начальной (максимальной) цены контракта (раздел 5 документации об аукционе).

Предметом рассматриваемого электронного аукциона является поставка товара, следовательно, участником данной закупки может являться любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе, и не являющийся производителем требуемого к поставке товара, готовые поставить товар, отвечающий установленным заказчиком требованиям.

Заявителем не представлено безусловных доказательств, свидетельствующих об отсутствии у Общества возможности приобретения требуемого товара и его поставке Заказчику в случае признания ООО «КарелМед» победителем аукциона.

        Отсутствие у каких-либо лиц возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении Заказчиком числа участников закупки. 

        Принимая во внимание изложенные обстоятельства, Комиссия Карельского УФАС России приходит к выводу о том, что доводы Заявителя не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения жалобы в рамках законодательства о контрактной системе.

        Таким образом, в действиях Заказчика не установлено нарушений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе. 

Комиссия Карельского УФАС России также учитывала, что Заявителем в соответствии с требованиями части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе в материалы дела не представлены доказательства отсутствия товаров, удовлетворяющих потребности Заказчика.

Комиссия отмечает, что ООО «КарелМед» не является производителем медицинских товаров и не ограничено в выборе контрагентов, у которых может приобретать товары, в том числе по характеристикам, предложенным Заказчиком. 

Доказательства, свидетельствующие, что установленные Заказчиком в техническом задании требования к перчаткам ограничивают ООО «КарелМед» в реализации права на участие в рассматриваемой закупке в материалы дела не представлены.

Заявителем также не указано, какой товар планировался Обществом к поставке; каким конкретным показателям технического задания не соответствует товар, имеющийся в наличии  у Общества (либо планируемый им к поставке ).

Комиссией установлено, что на участие в закупке подано 3 заявки. Все заявки признаны соответствующими требованиям аукционной документации.

Кроме того, представителем Заказчика в подтверждение указанных доводов в материалы жалобы представлено 3 коммерческих предложения, что свидетельствует о том, что, как минимум три организации предоставляют возможность поставки изделий медицинского назначения, являющихся предметом закупки.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Карельского УФАС России по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «КарелМед» на действия заказчика – ГБУЗ РК «Городская детская поликлиника №2» при проведении электронного аукциона на поставку медицинских перчаток (извещение № 0306300053819000018) необоснованной.

 

 

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде Республики Карелия в течение 3-х месяцев с момента его принятия.

 

Заместитель Председателя Комиссии                   ____________  ***

 

Члены комиссии                                                 ___________     ***

 

                                                                           ____________   ***

Связанные организации

Связанные организации не указаны