Решение №010/01/18.1-434/2023 РЕШЕНИЕ ПО ЖАЛОБЕ № 010/01/18.1-434/2023 от 11 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

ПО ЖАЛОБЕ № 010/01/18.1-434/2023

 

                                                                                                                   г. Петрозаводск

Резолютивная часть решения объявлена «07» июля 2023 года

Решение в полном объеме изготовлено «11» июля 2023 года                                                                                      

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (далее – Комиссия Карельского УФАС России) в составе:

 

- заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля органов власти и закупок, заместитель председателя Комиссии;

– главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти и закупок, член Комиссии;

– ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и закупок, член Комиссии;

 

рассмотрев в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ                        «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу ИП МИ.М. на действия организатора торгов, комиссии организатора торгов - ГКУ РК «Управление земельными ресурсами» при проведении электронного аукциона на право заключения договора аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, имеющего кадастровый номер (извещение №22000154380000000157, лот 5),

при участии представителя заявителя –., представителей организатора торгов –, полномочия лиц подтверждены,

 

УСТАНОВИЛА:

 

На официальном сайте www.torgi.gov.ru размещено извещение №22000154380000000157 о проведении в электронной форме аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков, расположенных на территории Питкярантского муниципального района (всего 5 лотов).

Организатор аукциона: ГКУ РК «Управление земельными ресурсами».

Уполномоченный орган: Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия.

Оператор электронной площадки: Акционерное общество «Единая электронная торговая площадка» (АО «ЕЭТП»).

Форма проведения: аукцион в электронной форме, закрытый по составу участников и открытый по форме подачи предложений о цене.

Дата, время и место начала приема заявок – 17.05.2023 с 09 час. 00 мин. (время московское) по адресу электронной площадки: АО «Единая электронная торговая площадка» (www.roseltorg.ru).

Дата, время и место окончания приема заявок: 15.06.2023 в 17 час. 00 мин. (время московское) по адресу электронной площадки: АО «Единая электронная торговая площадка» (www.roseltorg.ru).

Дата и место рассмотрения заявок на участие в аукционе – 16.06.2023 по адресу электронной площадки: АО «Единая электронная торговая площадка» (www.roseltorg.ru).

Предмет аукциона - Лот №5: право заключения договора аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, имеющего кадастровый номер, площадью 1500 кв.м, местоположение: Российская Федерация, Республика Карелия, район Питкярантский, д.о.Мантсинсаари. Земельный участок расположен в западной части кадастрового квартала, вид разрешенного использования – «для дачного строительства».

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в аукционе №22000154380000000157 лот №5 от 16.06.2023 ИП М И.М. не был допущен к участию в аукционе на основании подпункта 3 пункта 8 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), в связи с подачей заявки на участие в аукционе лицом, которое в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами не имеет права быть участником конкретного аукциона, покупателем земельного участка или приобрести земельный участок в аренду.

Заявитель полагает, что неверное толкование законодательства со стороны комиссии организатора торгов привело к необоснованному отклонению его заявки. В частности, ссылаясь на положения гражданского и налогового законодательства заявитель указывает, что индивидуальный предприниматель – это гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью. Следовательно, заявка на участие в аукционе, поданная от имени индивидуального предпринимателя должна была быть приравнена к заявке от имени гражданина. В рассматриваемом же случае, комиссия организатора торгов не признала заявителя – индивидуального предпринимателя гражданином Российской Федерации и неправомерно не допустила его до участия в аукционе.

Организатор торгов, а также заинтересованное лицо -  ., представили возражения на жалобу, считают ее необоснованной.

Заслушав пояснения представителя заявителя, представителей организатора торгов, изучив представленные на рассмотрение жалобы материалы, Комиссия Карельского УФАС России пришла к следующим выводам.

Порядок подготовки, организации и проведения аукциона в электронной форме по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, установлен статьями 39.11-39.13 ЗК РФ.

В соответствии с пунктом 9 статьи 39.11 ЗК РФ аукцион является открытым по составу участников, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 10 настоящей статьи.

В соответствии с абзацем 2 пункта 10 статьи 39.11 ЗК РФ участниками аукциона, проводимого в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 39.18 настоящего Кодекса, могут являться только граждане или в случае предоставления земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности - граждане и крестьянские (фермерские) хозяйства.

Статья 39.18 ЗК РФ устанавливает особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства для собственных нужд, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.

Согласно пункту 7 статьи 39.18 ЗК РФ в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:

1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;

2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

В соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) земельный участок с кадастровым номером имеет вид разрешенного использования «для дачного строительства».

Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 04.05.2023 № 2438-м/20р принято решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером для дачного строительства, в рамках рассмотрения заявления Л от 03.06.2022 №21990 об организации аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым

В соответствии с частью 7 статьи 54 Федерального закона от 29.07.2017 №217- ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон №217-ФЗ) для целей применения в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актах такие виды разрешенного использования земельных участков, как «садовый земельный участок», «для садоводства», «для ведения садоводства», «дачный земельный участок», «для ведения дачного хозяйства» и «для дачного строительства», содержащиеся в ЕГРН и (или) указанные в правоустанавливающих или иных документах, считаются равнозначными. Земельные участки, в отношении которых установлены такие виды разрешенного использования, являются садовыми земельными участками. Положения настоящей части не распространяются на земельные участки с видом разрешенного использования «садоводство», предназначенные для осуществления садоводства, представляющего собой вид сельскохозяйственного производства, связанного с выращиванием многолетних плодовых и ягодных культур, винограда и иных многолетних культур.

Согласно пункту 1 статьи З Закона № 217-ФЗ садовый земельный участок - земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей.

Определение садового земельного участка соответствует описанию земельных участков с видом разрешенного использования «Ведение садоводства» в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования, утвержденным Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.11.2020 № П/0412 (далее - Классификатор).

Вид разрешенного использования «ведение садоводства» подразумевает осуществление отдыха и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур; размещение для собственных нужд садового дома, жилого дома, указанного в описании вида разрешенного использования с кодом 2.1, хозяйственных построек и гаражей для собственных нужд (код Классификатора 13.2).

Таким образом, вид разрешенного использования - «для дачного строительства» земельного участка с кадастровым номером равнозначен виду разрешенного использования «ведение садоводства», в связи с чем предоставление земельного участка с видом разрешенного использования «ведение садоводства» в соответствии со статьей 39.18 ЗК РФ возможно только на аукционе в закрытой форме по составу участников.

Следовательно, организатором торгов правомерно проводился аукцион в электронной форме, закрытый по составу участников и открытый по форме подачи предложений о цене. Форма проведения аукциона и вид разрешенного использования земельного участка указаны в извещении о проведении торгов.

Согласно пункту 1 статьи 39.12 ЗК РФ для участия в аукционе заявители представляют в установленный в извещении о проведении аукциона срок следующие документы: 1) заявка на участие в аукционе по установленной в извещении о проведении аукциона форме с указанием банковских реквизитов счета для возврата задатка; 2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для граждан); 3) надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо; 4) документы, подтверждающие внесение задатка.

В соответствии с пунктом 3 статьи 39.12. ЗК РФ организатор аукциона не вправе требовать представление иных документов, за исключением документов, указанных в пунктах 1 и 1.1 настоящей статьи.

Исходя из пункта 3 части 8 статьи 39.12 ЗК РФ заявитель не допускается к участию в аукционе в случае подачи заявки на участие в аукционе лицом, которое в соответствии с ЗК РФ и другими федеральными законами не имеет права быть участником конкретного аукциона, покупателем земельного участка или приобрести земельный участок в аренду.

Как установлено Комиссией, М И.М. на электронную площадку АО «Единая электронная торговая площадка» была подана заявка на участие в аукционе (№966233) от имени физического лица М И М, при этом в заявке указан основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя (ОГРНИП), к заявке приложена выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Со слов представителей заявителя и организатора торгов заявка также была подписана электронной цифровой подписью ИП МИ.М.

На основании части 14.1 Закона о защите конкуренции в рассмотрении настоящей жалобы объявлялся перерыв с целью направления запроса в адрес электронной площадки АО «Единая электронная торговая площадка».

Согласно пояснениям АО «ЕЭТП», заявка ИП М И.М. на участие в аукционе была подана из личного кабинета ИП М И.М. и подписана электронной подписью ИП МИ.М.

Также АО «ЕЭТП» указало, что на электронной площадке гражданин может осуществить регистрацию как физическое лицо. Для регистрации гражданина в качестве физического лица, если он уже зарегистрирован на электронной площадке в качестве индивидуального предпринимателя, ему необходимо пройти переаккредитацию как физическому лицу. Наличие у одного лица на электронной площадке личного кабинета физического лица и индивидуального предпринимателя в настоящее время невозможно.

Таким образом, как следует из материалов дела и не оспаривается представителем заявителя, заявка была подана не от лица гражданина, а от индивидуального предпринимателя.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 67 ЗК РФ одной из задач государственного мониторинга земель является обеспечение юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.

В соответствии с пунктом 6 статьи 69 ЗК РФ юридические лица или индивидуальные предприниматели могут проводить любые виды работ по землеустройству без специальных разрешений, если иное не предусмотрено федеральными законами.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 71 ЗК РФ предметом государственного земельного надзора, в том числе, является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами, органами государственной власти и органами местного самоуправления обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.

В соответствии с пунктом 2 статьи 72 ЗК РФ предметом муниципального земельного контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами обязательных требований земельного законодательства в отношении объектов земельных отношений, за нарушение которых законодательством предусмотрена административная ответственность.

В соответствии с вышеизложенным, обращая внимание на разделение положениями ЗК РФ лиц на граждан и индивидуальных предпринимателей, а также в связи с тем, что предмет аукциона (участок) имеет вид разрешенного использования «для дачного строительства», участниками данного аукциона в соответствии с положениями ЗК РФ могли являться только граждане, следовательно, ИП М И.М. был правомерно не допущен комиссией организатора торгов до участия в рассматриваемом аукционе на основании подпункта 3 пункта 8 статьи 39.12 ЗК РФ.

Заявленный после ознакомления с пояснениями АО «ЕЭТП» довод представителя заявителя о невозможности одному лицу иметь на электронной площадке личные кабинеты физического лица и индивидуального предпринимателя, а также о предполагаемых трудностях при переаккредитации, относится к техническим нюансам электронной площадки, не указывает на невозможность подачи заявки от имени гражданина (физического лица) и не свидетельствует о нарушении организатором торгов положений законодательства при организации и проведении закрытого аукциона в электронной форме.

При этом заявленный на заседании Комиссии довод о содержании в извещении о проведении аукциона требования к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям о предоставлении документов, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.12 ЗК РФ, является обоснованным. В свой черед, учитывая, что указанные лица не могли принимать участия в рассматриваемом аукционе, необходимость в выдаче предписания об устранении нарушения не усматривается.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции признание жалобы обоснованной в какой-либо части (или частично обоснованной) не предусмотрено. Таким образом, в случае, если при рассмотрении жалобы антимонопольным органом часть доводов, изложенных в жалобе, подтвердилась, а часть не подтвердилась, то такую жалобу необходимо признавать обоснованной.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Карельского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ИП МИ.М. на действия организатора торгов, комиссии организатора торгов - ГКУ РК «Управление земельными ресурсами» при проведении электронного аукциона на право заключения договора аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, имеющего кадастровый номер (извещение №22000154380000000157, лот 5) обоснованной.

2. Признать в действиях организатора торгов – ГКУ РК «Управление земельными ресурсами» нарушение пункта 3 статьи 39.12 ЗК РФ.

3. Предписание об устранении нарушений порядка организации и проведения торгов не выдавать.

4. Передать материалы дела должностному лицу Карельского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражном суде Республики Карелия в течение трех месяцев со дня его принятия

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны