Постановление №03-17/129-2018 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о наложении штрафа по делу № 03-17/129-2018 о... от 12 апреля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

Я, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (далее – Карельское УФАС России, Управление) ***, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении №03-17/129-2018, возбужденного в отношении <>, исполнявшего на момент совершения правонарушения обязанности генерального директора ООО «Карелэнергоресурс» (<>) по факту нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»), ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отсутствие <>, надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Решением от 29.06.2018 по делу о нарушении антимонопольного законодательства №03-16/06-2017 комиссия Карельского УФАС России признала в действиях ООО «Карелэнергоресурс» нарушение пункта 4 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в прекращении горячего водоснабжения в многоквартирных жилых домах г.Пудожа в период проведения регламентных работ в 2017 году по окончании отопительного сезона 2016/2017 гг. на срок, превышающий максимально допустимую продолжительность перерыва горячего водоснабжения. 

 

Основанием для принятия соответствующего решения послужило поступившее в адрес Управления заявление Прокуратуры Пудожского района РК от 28.07.2017 №07-02-2017 (вх. от 02.08.2017 №3746) с жалобой на действия ООО «Карелэнергоресурс».

В рамках дела №03-16/06-2017 установлено, что согласно утвержденным графикам (утв. 03.04.2017) горячее водоснабжение многоквартирных домов Пудожского городского поселения должно было быть прекращено на периоды: от котельной №1 - с 15.05.2017 по 28.05.2017, от котельной №13 - с 29.05.2017 по 11.06.2017, от котельной №16 с 13.06.2017 по 25.06.2017, от котельной №10 с 26.06.2017 по 09.07.2017, от котельной №12 – с 10.07.2017 до 23.07.2017, от котельной №7 – с 24.07.2017 до 06.08.2017.

При этом, согласно акту от 14.06.2017 прекращение горячего водоснабжения многоквартирных домов Пудожского городского поселения производилось в следующие даты: от котельной №1 - 15.05.2017 (согласно графику), от котельной №13 - 29.05.2017 (согласно графику), от котельной №16 - 13.06.2017 (согласно графику), от котельных 10 (по графику с 26.06.2017), 12 (по графику с 10.07.2017) и 7 (по графику с24.07.2017) - 13.06.2017, т.е. не по графикам, что было связано с введением АО «ТНС энерего Карелия» в отношении всех объектов (котельных) ООО «Карелэнрегоресурс», расположенных в Пудожском городском поселении, ограничения режима энергопотребления.

Возобновление горячего водоснабжения многоквартирных домов *** от всех котельных было осуществлено с 04.09.2017.

В соответствии с частью 15 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно- технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.

Таким образом, являясь ресурсоснабжающей организацией ООО «Карелэнергоресурс» несет обязанность по обеспечению нормативного уровня и бесперебойного обеспечения предоставления коммунальных услуг населению путем их подачи до внутридомовых сетей многоквартирных домов Пудожского городского поселения, находящихся в ведении соответствующих управляющих компаний.

В соответствии с пунктом 4.12.3 ГОСТ Р 51617-2000 «Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия», утвержденного постановлением Госстандарта Российской Федерации от 19.06.2000 №158-ст, оказание услуг по предоставлению потребителям горячей воды должно быть постоянным, за исключением времени перерывов для проведения ремонтных и профилактических работ и в связи со стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями, не зависящими от исполнителей.

В подпункте «в» пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 (далее – Правила №354) установлено, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении № 1.

Согласно приложению №1 к Правилам №354 допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды: 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа подряд; продолжительность перерыва в горячем водоснабжении в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09).

На основании пункта 1.3 СанПиН 2.1.4.2496-09, утвержденных постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 №20, данные санитарные правила распространяются на централизованное горячее водоснабжение при закрытых и открытых системах теплоснабжения, на системы теплоснабжения с отдельными сетями горячего водоснабжения, а также автономные системы горячего водоснабжения на объектах повышенного эпидемического риска (лечебные, школьные, дошкольные учреждения и др.).

В пункте 3.1.11 СанПиН 2.1.4.2496-09 предусмотрено, что в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток.

Следовательно, ООО «Карелэнергоресурс» при производстве ежегодных профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения вправе было отключать потребителей от систем горячего водоснабжения на срок не более 14 суток.

Таким образом, нормативный срок отключения горячего водоснабжения для проведения профилактических и ремонтных работ в г. Пудоже в 2017 году был нарушен.

При этом ООО «Карелэнергоресурс», поясняя причины не возобновления в установленный нормативными документами срок горячего водоснабжения потребителям г. Пудожа, в письме от 16.08.2017 №01-01/3138 (вх. от 18.08.2017 №3967) указало на ненадлежащее исполнение ООО «УК ЖКХ» своих обязательств по договору, т.е. отсутствие подготовки потребителей (юридических и физических лиц) к приему ресурса горячего водоснабжения, что выражается в не проведении управляющей организацией в полном объеме регламентных работ по промывке и опрессовке внутридомовых систем горячего водоснабжения, с подписанием при участии представителей теплоснабжающей организации соответствующих актов.

Так, 02.06.2017 (исх. №08-01/1978) ООО «Карелэнергоресурс» направило в адрес ООО «УК ЖКХ» претензию о необходимости незамедлительной подготовки внутренних систем ГВС к подаче ресурса в многоквартирные дома, снабжение горячей водой которых осуществляется от котельной №1, а также предъявления к осмотру представителями ГСО результата промывок и гидравлических испытаний на прочность и плотность системы ГВС.

В свою очередь, ООО «УК ЖКХ» в претензии от 02.06.2017 №459, адресованной ООО «Карелэнергоресурс», указало что в период с 15 по 29 мая 2017 года обществом также проводились плановые работы по промывке магистральных трубопроводов системы ГВС от котельной №1 г. Пудожа, обратив при этом внимание ООО «Карелэнергоресурс» на неисполнение ими намерения по возобновлению горячего водоснабжения многоквартирных домов от котельной №1 со 02.06.2017, на которое было указано в уведомлении от 29.05.2017 и сообщило о готовности к приему горячего водоснабжения в многоквартирных домах со своей стороны от котельной №1 г. Пудожа.

 Повторное уведомление о готовности к возобновлению горячего водоснабжения многоквартирных домов от котельной №1 г. Пудожа ООО «УК ЖКХ» направило в адрес ООО «Карелэнергоресурс» с письмом от 07.06.2017 №465.  В уведомлении также содержалось требование о незамедлительном возобновлении подачи горячей воды в следующие многоквартирные дома: г. Пудож ул. Садовая, д.№9, 11, 23; ул. Комсомольская д. №8, 10; ул. К.Маркса д. №36, 6а, 38, 42, 52.

Вместе с тем 27.06.2017 ресурсоснабжающая организация вновь направила в адрес управляющей компании претензию с требованием о незамедлительной подготовке внутренних систем ГВС к подаче ресурса в многоквартирные дома, снабжение горячей водой которых осуществляется от котельной №1, а также предъявления к осмотру представителям ГСО результата промывок и гидравлических испытаний на прочность и плотность системы ГВС.

При этом из документов, предоставленных в материалы дела №03-16/06-2017, следует, что работы по промывке систем ГВС управляющей компанией в вышеуказанных домах были проведены в основном в мае 2017 года и только в 4 домах - 22.06.2017.

Таким образом, на момент направления последней претензии (27.06.2017) управляющей компанией были проведены работы по промывке и гидравлическим испытаниям на прочность и плотность систем горячего водоснабжения вышеуказанных домов.

Аналогичным образом решался вопрос по восстановлению горячего водоснабжения многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО «УК ЖКХ», от котельных №13, 10, 16.

Так, работы по промывке систем ГВС в многоквартирных домах, ГВС которых осуществляется от котельной №13, были выполнены до 28.06.2017 (включительно), т.е. до даты направления ООО «Карелэнергоресурс» последней претензии.

Работы по промывке сетей ГВС большей части многоквартирных домов, снабжение горячей водой которых осуществляется от котельной №10, были приняты ресурсоснабжающей организацией в мае - начале августа 2017 года, как и по ряду домов, снабжение которых осуществляется от котельной №16.

МУП «Пудожское ЖЭУ» выполнило свои обязательства по гидропневматической промывке внутридомовых сетей горячего водоснабжения жилых домов №69 «г» и №69 «в» по ул. Пионерской 20.07.2017 и 01.08.2017 соответственно, что подтверждается актами приемки объектов. При этом претензий в адрес МУП «Пудожское ЖЭУ» от ООО «Карелэнергоресурс» не поступало.

Вместе с тем письмом от 13.06.2017 №01-61/2084 ООО «Карелэнергоресурс» уведомило МУП «Пудожское ЖЭУ» о прекращении с 13.06.2017 подачи горячего водоснабжения жителям г. Пудожа от котельных №7, 16, 12 в связи с ограничением подачи электроэнергии в точках подключения котельных Пудожского района и г. Пудожа по причине финансовой задолженности со стороны ООО «Карелэнергоресурс» перед АО «ТНС энерго Карелия».

Кроме того, ООО «Карелэнергоресурс» в своих пояснениях отмечало, что в случае отсутствия 100% подготовки управляющими организациями потребителей г. Пудожа (юридических и физических лиц) к приему ресурса горячего водоснабжения, в соответствии с пунктами 6.2.13, 9.1.59, 9.2.12, 6.2.12, 6.2.8, 9.2.9, 9.2.10 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 №115 (далее – Правила №115), подключать системы отопления и горячего водоснабжения, не прошедшие промывку, а в открытых системах промывку и дезинфекцию, не допускается.

Однако, необходимо обратить внимание на то, что Правила №115 направлены на урегулирование вопросов, связанных с подготовкой тепловых энергоустановок к началу отопительного сезона, и не регулируют правоотношения по предоставлению коммунальных услуг.

Кроме того, согласно пункту 9.2.10 Правил №115 подключение систем горячего водоснабжения, не прошедших промывку, а в открытых системах - промывку и дезинфекцию, не допускается. Следовательно, отсутствие акта гидравлических испытаний (опрессовка) не является основанием не допуска к эксплуатации системы горячего водоснабжения дома.

В силу пункта 9.2.12. Правил №115 испытания на прочность и плотность оборудования систем проводятся ежегодно после окончания отопительного сезона для выявления дефектов, а также перед началом отопительного периода после окончания ремонта.

Согласно пунктов 9.2.17, 9.2.18 Правил №115 выявленные в процессе эксплуатации неисправности устраняются немедленно или, в зависимости от характера неисправности, в период текущего или капитального ремонта. Текущий ремонт систем теплопотребления производится не реже 1 раза в год, как правило, в летний период и заканчивается не позднее чем за 15 дней до начала отопительного сезона.

При этом, как отмечает ООО «УК ЖКХ» в своем письме от 23.08.2017 №755 (вх. от 29.08.2017 №4091), теплоснабжающая организация ООО «Карелэнергоресурс» требовала проведение гидравлических испытаний системы горячего водоснабжения, при которых система выдержит опрессовку на 8 атм. В многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО «УК ЖКХ», система горячего водоснабжения не выдерживает опрессовку 6-7 атм.

Доведение давления до пробного (+5 атм к рабочему) грозит разрывом трубопроводов в квартирах и, как следствие, залитием жилых помещений, в связи с тем, что у многих собственников произведена замена квартирных металлических трубопроводов и гибкой подводки, не рассчитанных на данное давление, без согласования с управляющей организацией.

По утверждению ООО «УК ЖКХ» представителю теплоснабжающей организации предлагалось отразить в акте приемки объекта (гидравлические испытания) результаты по каждому пункту проведения испытаний (отразить рабочее давление в системе горячего водоснабжение, отразить давление, на котором система не выдержала испытаний), однако представитель теплоснабжающей организации отказался вносить такие данные в акты и принимать работы.

Кроме того, как уже отмечалось выше ООО «Карелэнергоресурс» предъявляло управляющей компании требование по повторным промывкам систем ГВС, что, по мнению ООО «УК ЖКХ», носило субъективный характер. Так, Общество предъявляло трудно выполнимое требование о проведении управляющей компанией гидравлических испытаний системы ГВС многоквартирных домов с давлением до 8 атм., что потребовало использования ручного гидравлического пресса, а с учетом протяженности трубопроводов, стало одной из причин длительности выполнения указанных работ. При этом ООО «УК ЖКХ» с учетом установленных коротких сроков по гидравлическим испытаниям было вынуждено проводить работы по промывке и гидравлическим испытаниям системы ГВС одновременно.

Все вышеперечисленные факторы повлекли за собой длительность проведения управляющей компанией требуемых работ.

При этом, как уже отмечалось выше и согласно сведениям, документам, предоставленным ООО «УК ЖКХ» с письмом от 24.11.2017 №1117 (вх. от 28.11.2017 №5532), работы по промывке систем ГВС многоквартирных домов, подключенных от котельной №1, были проведены в мае-июне 2017 года (последний акт подписан 22.06.2017), домов, подключенных от котельной №13 в июне 2017 года (последний акт подписан 28.06.2017). Работы по промывке систем ГВС 10 из 15 многоквартирных домов, подключенных к сетям котельной №16, были осуществлены в июле – августе 2017 года, в остальных 5 домах - в сентябре 2017 года.

Из решения по делу №03-16/06-2017 следует, что ООО «Карелэнергоресурс» на заседаниях комиссии подтверждало факт готовности систем горячего водоснабжения некоторых многоквартирных домов г. Пудожа, горячее водоснабжение которых осуществляется, например, от котельной №1 и №13 к возобновлению горячего водоснабжения еще в июне-июле 2017 года.

Однако, в отношении котельной №1 представитель общества отметил, что еще в ноябре 2016 года было выдано предписание о необходимости проведения ремонтных работ. При этом в связи с поиском собственника и оформления всех необходимых документов Общество не могло осуществить запуск данной котельной до проведения на ней необходимых ремонтных работ. В подтверждение указанного с письмом от 22.03.2018 №01-01/1355 (вх. от 22.03.2018 №1362) ООО «Карелэнергоресурс» предоставило копию переписки с Главой Пудожского городского поселения и Прокуратурой Пудожского района по данному вопросу. Тем не менее проведение ремонтных работ на котельной №1 началось только в конце лета - осенью 2017 года, и несмотря на это работа котельной была возобновлена.

Кроме того, из пояснений представителя ООО «Карелэнергоресурс» следовало, что при запуске котельной №13 в установленные сроки на сетях происходили прорывы, что потребовало проведения ремонтных работ, которые продлились примерно1-1,5 месяца. Так, в подтверждение указанного ООО «Карелэнергосерсурс» представило с письмом от 22.03.2018 №01-01/1355 (вх. от 22.03.2018 №1362) акты, из которых следует, что на объекте-котельная №13 г. Пудож в период с 29.05 по 16.06.2017 были проведены работы по техническому обслуживанию котельной (акт от 16.06.2017).

При этом в результате проведенных 02.06.2017 испытаний на плотность и прочность на одном из участков трубопровода от котельной №13 до камеры ТК-1 было обнаружено сквозное отверстие (акт от 06.06.2017 «О выявленных дефектах»), на которое 07.06.2017 был установлен бандаж (акт от 07.06.2017 «О выполненных работах»).

07.06.2017 проводились гидравлические испытания обратного трубопровода от котельной №13 до камеры ТК-1 участок испытания не прошел. 16.06.2017 (акт от 16.07.2017 «О выявленных дефектах») на данном участке был выявлен дефект. В период с 19 по 20.06.2017 на указанном участке трубопровода были проведены ремонтные работы (акт от 20.06.2017 «О выполненных работах»).

13.06.2017 на участке теплотрассы котельной №13 от камеры ТК-3 до дома №72 по ул. К. Маркса проведены гидравлические испытания, участок проверки не прошел. В итоге только через месяц 13.07.2017 было проведено обследование указанного участка, выявлен дефект (акт от 13.07.2017) и в период с 13 по 14.07.2017 выполнены ремонтные работы (акт от 14.07.2017).

В результате проведенных 15.06.2017 гидравлических испытаний на участке от камеры ТК-1 до камеры ТК-3 16.06.2017 был обнаружен разрыв по сварному шву. Сварочные работы на указанном участке проведены 14.07.2017 (почти через месяц после выявления дефекта, акт от 14.07.2017).

09.06.2017 не прошел испытания участок трубопровода теплотрассы ГВС котельной №13 от камеры ТК-3 до камеры ТК-6. Частичное вскрытие участка было проведено только в период с 18 по 20.07.2017, в ходе которого выявлено множество сквозных отверстий. Работы по замене поврежденных участков осуществлены в период с 21 по 25.07.2017.

26.07.2017 после повторного испытания указанного участка (25.07.2017) вновь выявлены множественные сквозные отверстия. 27.07.2017 проведены работы по частичной замене трубопровода.

В письме от 23.04.2018 №01-01/1773 (вх. от 23.04.2018 №1934) ООО «Карелэнергоресурс», поясняя вышеуказанные в ряде случаев длительные сроки проведения ремонтных работ на участках теплотрассы, сообщило, что это было связано с постоянной занятостью бригады на других участках.

Вместе с тем, в конце июля начале августа 2017 года все работы на трубопроводе теплотрассы от котельной №13 были завершены, и котельная была готова к работе.

Однако, из объяснений представителя ООО «Карелэнергоресурс» следует, что после проведенных ремонтных работ горячее водоснабжение не было возобновлено на котельной №13, по причине введения АО «ТНС энерго Карелия» в отношении объектов ООО «Карелэнергоресурс» в г. Пудоже режима ограничения потребления электрической энергии до уровня аварийной брони, в том числе на объекте – котельная №13.

При этом, кроме переписки и ведения переговоров по графику оплаты задолженности Общества перед АО «ТНС энерго Карелия» за потребленную электрическую энергию иных мер ООО «Карелэнергоресурс» не предпринималось.

Кроме того, из актов согласования технологической и/или аварийной брони электроснабжения потребителя электрической энергии по котельным г. Пудож №1, 7, 8, 9, 10, 13, 18, 19, предоставленных Обществом с письмом от 22.03.2018 №01-01/1355 (вх. от 22.03.2018 №1362), следует, что по всем указанным объектам величина аварийной и технологической брони согласована ПАО «МРСК Северо-запада» в сентябре 2016 года и в феврале 2017 года в нулевом значении.

Однако, из пояснений, предоставленных ответчиком с письмом от 23.04.2018 №01-01/1773 (вх. от 23.04.2018 №1934), дальнейшие меры для согласования технологической и аварийной брони на котельных г. Пудож обществом не предпринимались, поскольку по мнению ООО «Карелэнергоресурс» замечания ПАО «МРСК Северо-Запада», указанные в приложениях к актам, неправомерно адресованы к обществу.

Кроме того, ООО «Карелэнергоресрс» в своих пояснениях также указывало, что одной из причин не возобновления горячего водоснабжения многоквартирных домов г.Пудожа в установленный срок, являлась подача ООО «КАСКАД» холодной воды ненадлежащего качества. Однако, комиссия Карельского УФАС России, не приняла данный довод поскольку указываемые заявителем причины не могут влиять на порядок обеспечения населения тепловой энергией, а объективные и не зависящие от воли и поведения ООО «Карелэнергоресурс» обстоятельства, способствующие увеличению нормативно установленного срока для прекращения подачи горячей воды, в рассматриваемом случае отсутствовали.

Из материалов дела №03-16/06-2017 следует, что прекращение подачи горячего водоснабжения в мае - июне 2017 года и прекращение отопительного сезона связывалось ресурсоснабжающей организацией с необходимостью не позднее двух недель по окончании отопительного сезона проведения испытаний тепловых сетей на прочность и плотность. При этом не проведение управляющими организациями работ по промывке и опрессовке внутридомовых систем горячего водоснабжения работ в установленный срок связывалось ООО «Карелэнергоресурс» с невозможностью подачи горячего водоснабжения в свои сети.

Однако, в ходе анализа предоставленных в материалы дела №03-16/06-2017 сведений и документов было установлено, что внутридомовые системы многоквартирных домов, обслуживаемых ООО «УК ЖКХ», были исправны, никаких ремонтных работ на них не производилось, а, следовательно, многоквартирные дома были готовы к открытию задвижек (заглушек, вентилей) для горячего водоснабжения абонентов. Вместе с тем, ООО «Карелэнергоресурс» не возобновило подачу соответствующего коммунального ресурса в запланированный срок, и срок проведения соответствующих работ превысил 14 дней.

Кроме того, как отмечалось выше, ООО «Карелэнергоресурс» предполагало веерное отключение котельных, что, по мнению комиссии, свидетельствует о возможности веерного возобновления горячего водоснабжения многоквартирных домов г. Пудожа.

Помимо изложенного необходимо отметить, что в материалы дела №03-16/06-2017 были предоставлены копии решения Пудожского районного суда от 05.10.2017 и апелляционного определения Верховного суда Республики Карелия от 05.12.2017 (вступившие в законную силу), принятых по заявлению Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия в отношении ООО «Карелэнергоресурс».

В рамках указанного дела Пудожским районным судом были рассмотрены и проанализированы вопросы и доводы ответчика, аналогичные рассмотренным комиссий Карельского УФАС России в рамках дела №03-16/06-2017.

При этом суд посчитал необоснованными доводы ООО «Карелэнергоресурс» о том, что отсутствие проведенных промывок и гидравлических испытаний внутридомовых сетей повлекло невозможность подачи коммунального ресурса, поскольку данные действия управляющие организации могли совершить в течение 15 дней после окончания отопительного сезона, то есть по истечении допустимой продолжительности перерыва подачи горячей воды (с даты фактического прекращения подачи горячего водоснабжения). При этом подача горячего водоснабжения в 14-дневный срок возобновлена не была.

Кроме того, судом было установлено, что также подтверждается материалами настоящего дела, график вывода в остановку котельных г. Пудожа для проведения работ по подготовке оборудования котельных и наружных сетей горячего водоснабжения к ОЗП 2017 -2018 г.г., разработанный ООО «Карелэнергоресурс», не соблюдался и отключение горячего водоснабжения по ряду котельных было произведено одномоментно с окончанием отопительного сезона. Указанный факт не оспаривался и в судебном заседании представителем ответчика, пояснившим суду, что в летний период времени в связи с ограничением электроснабжения, введенного электросетевыми организациями, котельные предприятия не могли быть запущены в эксплуатацию.

Помимо указанного, суд отметил, что ООО «Карелэнергоресурс» не представлено категоричных доказательств того, что поставляемая исходная вода является эпидемиологически небезопасной для ее использования. В частности, превышение наличия железа, окисляемости, превышение по показателям мутность и цветность исходной воды, по мнению суда, не может являться единственным и безусловным основанием для прекращения горячего водоснабжения на всей территории Пудожского района.  В материалы дела №03-16/063-2017 также не предоставлены указанные документы. При этом суд отмечает, что на протяжении всего периода осуществления производственной деятельности ООО «Карелэнергоресурс» использовало указанную исходную воду аналогичного качества. При прекращении подачи коммунального ресурса в виде горячего водоснабжения ответчик ни органам местного самоуправления, ни управляющим организациям не сообщил о полном прекращении горячего водоснабжения по мотиву несоответствия качества исходной воды, согласовав графики веерного отключения многоквартирных жилых домов от горячего водоснабжения для проведения планово - профилактических мероприятий (указанный график опубликован в официальном печатном издании Пудожского района РК «Пудожский Вестник» от 20.04.2017 № 15).

Пудожский районный суд также отметил, что не могут служить основанием для прекращения горячего водоснабжения доводы об ограничении электроснабжения котельных, используемых в производственной деятельности предприятия, поскольку наличие какой-либо задолженности за потребленную электрическую энергию, является результатом хозяйственной деятельности предприятия и возникающие споры хозяйствующих субъектов должны быть разрешены ими самостоятельно, не в ущерб потребителям коммунального ресурса.

По этим же основаниям суд оставил без удовлетворения и доводы ответчика о прекращении горячего водоснабжения и отсутствие горячего водоснабжения в настоящее время ввиду аварийности здания котельной № 1 в г. Пудоже.

С учетом изложенного, суд посчитал, что прекращение ООО «Карелэнергоресурс» подачи горячего водоснабжения населению на территории г. Пудожа свыше нормативного срока планово-профилактического ремонта не отвечает требованиям действующего законодательства и является незаконным, поскольку влечет ограничения прав добросовестных потребителей на получение коммунальных услуг, которое неразрывно связано с правом на жилище, гарантированным Конституцией РФ.

Верховный суд Республики Карелия согласился с выводами Пудожского районного суда и апелляционным определением оставил решение от 05.10.2017 в силе, а жалобу ООО «Карелэнергоресурс» без удовлетворения.

Пунктом 4 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» установлен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по данной статье необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав других лиц.

В ходе рассмотрения дела №03-16/06/2017 был проведен анализ рынка услуг по теплоснабжению и составлен аналитический отчет, в результате установлено, что в соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» ООО «Карелэнергоресурс» занимает доминирующее положение на рынке услуг по теплоснабжению.

Таким образом, в рамках дела №03-16/06-2017 было установлено, что внутридомовые системы многоквартирных домов, обслуживаемых ООО «УК ЖКХ» и МУП «Пудожское ЖЭУ», были исправны, никаких ремонтных работ на них не производилось, некоторые системы ГВС были промыты в установленные графиками срок, а, следовательно, многоквартирные дома были готовы к открытию задвижек (заглушек, вентилей) для подачи тепловой энергии для нужд горячего водоснабжения абонентам. Вместе с тем, подача соответствующего коммунального ресурса возобновлена не была, а запланированный срок проведения соответствующих работ превысил 14 дней, что свидетельствует о наличии в действиях ООО «Карелэнергоресурс» нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

В связи с вышеуказанным комиссия Карельского УФАС России, проанализировав действия ООО «Карелэнергоресурс» решением от 29.06.2018 по делу №03-16/06-2017 признала в действиях общества, факт нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в прекращении горячего водоснабжения в многоквартирных жилых домах г. Пудожа в период проведения регламентных работ в 2017 году по окончании отопительного сезона 2016/2017 гг. на срок, превышающий максимально допустимую продолжительность перерыва горячего водоснабжения.

Таким образом, действия ООО «Карелэнергоресурс» были признаны недопустимыми в соответствии с антимонопольным законодательством.

В силу части 1 статьи 37 ФЗ «О защите конкуренции» за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 14.31 КоАП РФ совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.

В соответствии с частью 3 статьи 2.1. КоАП РФ в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено, допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридическое лицо, так и указанных должностных лиц. 

Статьей 2.4. КоАП РФ предусмотрено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Следовательно, как само общество, так и его должностные лица подлежат привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 14.31 КоАП РФ.

На дату совершения административного правонарушения (29.05.2017, 12.06.2017, 28.06.2017) генеральным директором ООО «Карелэнергоресурс» являлся *** (полномочия подтверждены выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 10.08.2017, а также копией приказа о назначении от 02.06.2017 №22).

При этом согласно должностной инструкции генерального директора Общества (утверждена 29.08.2013) в функциональные обязанности генерального директора входят, в том числе обеспечение соблюдения законности в деятельности общества; осуществление руководства финансовой и хозяйственной деятельностью общества в соответствии с Уставом общества; организация работы общества и эффективное взаимодействие всех структурных подразделений общества.

В соответствии с частью 1 статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушении, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения. 

В силу нормы части 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.311-14.33 КоАП РФ, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Вышеуказанные факты являются достаточными для определения в действиях (бездействии) <>, исполнявшего в момент совершения правонарушения обязанности генерального директора ООО «Карелэнрегоресурс», наличия состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.

По факту совершения административного правонарушения определением от 24.12.2018 «О   возбуждении    дела об    административном    правонарушении №03-17/129-2018 и проведении административного расследования» в отношении <>, исполнявшего на момент совершения правонарушения обязанности генерального директора ООО «Карелэнергоресурс», было возбуждено настоящее дело об административном правонарушении и назначено проведение административного расследования.

Однако в материалы настоящего дела не поступили документы, подтверждающие факт получения <> копии определения возбуждении   дела об административном правонарушении №03-17/129-2018 и проведении административного расследования.  При этом на сайте «Почта России» в разделе «отслеживание почтовых отправлений» размещена информация о неудачной попытке вручения данной корреспонденции адресату 28.12.2018. Позже конверт с указанной корреспонденцией вернулся в антимонопольный орган.

С учетом вышеизложенного, с целью соблюдения, обеспечения прав и законных интересов лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, руководствуясь частью 5 статьи 28.7 КоАП РФ срок административного расследования определением от 24.01.2019 был продлен, составление протокола назначено на 15 часов 00 минут 06.03.2019.

Копия указанного определения была направлена по адресу регистрации <>

Конверт с указанной корреспонденцией также вернулся с отметкой «истек срок хранения».

В соответствии с пунктом 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Так согласно пункту 67 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения. При этом риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.

На основании вышеизложенного, должностное лицо Карельское УФАС России полагает, что Евстифеев А.С. был надлежащим образом уведомлен о дате, времени и месте составления протокола по делу об административном правонарушении.

06.03.2019 в отсутствие надлежащим образом уведомленного <> был составлен протокол об административном правонарушении.

Определением от 06.03.2019 «О назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении № 03-17/129-2019» настоящее дело было назначено к рассмотрению на 11 часов 30 минут 12.04.2019.

Согласно отчету об отслеживании отправлений, размещенному на сайте «Почта России, указанные копии определения и протокола <> вновь не получены.

Рассмотрение настоящего административного дела состоялось в назначенное время.  

Оценив в порядке статьи 26.11 КоАП РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, должностное лицо Карельского УФАС России отмечает, следующее.

Пунктом 3 статьи 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в его совершении.

В соответствии с частью 1 статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно примечанию к статье 2.4 КоАП РФ под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций, несут административную ответственность как должностные лица.

Вина <> в совершении вменяемого административного правонарушения состоит в том, что у него, как у единоличного исполнительного органа предприятия, осуществляющего текущее руководство деятельностью предприятия, лица, на которое возложена обязанность обеспечивать соблюдение требований законодательства Российской Федерации, имелась возможность не допускать нарушение антимонопольного законодательства, но им не были предприняты все зависящие от него меры для соблюдения норм законодательства, ответственность за нарушение которых предусмотрена КоАП РФ.

Таким образом, рассматриваемое административное правонарушение является противоправным, виновным, лицо его совершившее, не могло не осознавать противоправный характер своих действий, но им не были предприняты все зависящие от него меры для соблюдения норм законодательства, ответственность за нарушение которых предусмотрена КоАП РФ.

Частью 2 статьи 4.1 КоАП РФ предусмотрено, что при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В рассматриваемом случае должностное лицо Карельского УФАС России на основании пункта 2 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность, учитывает признание факта совершения административного правонарушения и  вины в его совершении.

Наличие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.

Касательно возможности применения статьи 2.9 КоАП РФ должностное лицо Карельского УФАС России отмечает следующее.

Статьей 2.9. КоАП РФ предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место в исключительных случаях. При квалификации правонарушения в качестве малозначительного следует исходить из конкретных обстоятельств его совершения.  Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения, а учитываются при назначении наказания.   

Оценив характер допущенного правонарушения и степень его общественной опасности, должностное лицо Карельского УФАС России не установило исключительных обстоятельств, свидетельствующих о его малозначительности. Данное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере обеспечения коммунальными услугами граждан-потребителей. В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в ущемлении интересов граждан-потребителей, путем необоснованного прекращения горячего водоснабжения в многоквартирных жилых домах г. Пудожа в период проведения регламентных работ по окончании отопительного сезона 2016/2017 гг. на срок, превышающий максимально допустимую продолжительность перерыва горячего водоснабжения.

В материалах дела отсутствуют обстоятельства, указывающие на возможность прекращения производства по настоящему делу; данное правонарушение не может быть признано и малозначительным.

Карельским УФАС России предприняты все меры для реализации Евстифеевым А.С. своих прав и защиты законных интересов.

На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 1 статьи 37 ФЗ «О защите конкуренции», статьями 4.1, 4.5, 14.31, 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ, руководитель Карельского УФАС России А.Б. Пряхин

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Наложить на должностное лицо – <>, исполнявшего на момент совершения правонарушения обязанности генерального директора ООО «Карелэнергоресурс», за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ, административный штраф в размере 15 000 (пятнадцать тысяч) рублей 00 копеек.

 

Реквизиты для перечисления штрафа:

Банк получателя: Отделение - НБ Республики Карелия г. Петрозаводск

БИК 048602001

Получатель: ИНН 1001041153, КПП 100101001

Управление Федерального казначейства по Республике Карелия (Карельское УФАС России л/с 04061410910)

Счет № 40101810600000010006

Код ОКТМО 86701000

КБК 161 1 16 02010 01 6000 140

Назначение платежа: штраф за нарушение антимонопольного законодательства (дело № 03-17/129-2018)

 

Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу в сроки, предусмотренные статьей 31.1 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ, штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения сроков отсрочки, рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ, при отсутствии документа или информации, свидетельствующих об уплате административного штрафа, соответствующие материалы направляются судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа. Кроме того, составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

В соответствии со статьей 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление   по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны