Решение №№ 010/07/3-551/2023 РЕШЕНИЕ ПО ЖАЛОБЕ № 010/07/3-551/2023 от 25 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

ПО ЖАЛОБЕ № 010/07/3-551/2023

                                                                                                                           

                                                                                                                   г. Петрозаводск

Резолютивная часть решения объявлена «21» сентября 2023 года

Решение в полном объеме изготовлено «25» сентября 2023 года                                                                                      

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (далее – Комиссия Карельского УФАС России) в составе:

 

рассмотрев в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу ИП Щ. на действия Заказчика – ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по переработке дров из прочих пород и смесей пород деревьев в топливную щепу в населённых пунктах Республики Карелия (извещение № 32312699144),

при участии путем использования системы видео-конференц-связи:

заявителя, представителя заявителя, представителей заказчика, полномочия подтверждены,

 

УСТАНОВИЛА:

 

       Согласно доводам жалобы, уточненным в ходе заседания Комиссии, заказчик ограничил конкуренцию путем установления в техническом задании требований к оборудованию, с помощью которого необходимо будет выполнить работы (в частности, диаметр перерабатываемой рубительной машиной древесины максимальный – не менее 700 мм.), а также объединил в одну закупку выполнение работ в 4 населенных пунктах, находящихся в 2 отдаленных друг от друга районах республики – Суоярвском и Калевальском.

       Дополнительно заявитель отметил, что ранее, при осуществлении аналогичных закупок, заказчик не устанавливал требования к оборудованию, а также проводил закупки на выполнение работ по месту нахождения каждого топливного склада в отдельности (извещения №32211644083, №32211644082).

       Заявитель является участником рынка лесозаготовки, в том числе производства щепы, готов предложить конкурентные условия выполнения работ в Суоярвском муниципальном округе, в том числе согласен перерабатывать древесину с диаметром 700 мм., самостоятельно определяя необходимое для этого оборудование.

ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» представило возражения на жалобу, считает ее необоснованной.

Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок №2837401/2 от 04.09.2023 запрос предложений признан несостоявшимся, в связи с тем, что на участие в закупке подана только одна заявка – ООО «В», соответствующая требованиям документации.

Заслушав пояснения Заявителя, представителей Заявителя и Заказчика, изучив представленные на рассмотрение жалобы материалы, Комиссия Карельского УФАС России пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» осуществляет закупочную деятельность на основании Закона о закупках.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи, в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Пунктом 3 части 3 статьи 3 Закона о закупках предусмотрено, что описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 настоящей статьи.

Часть 6.1 статьи 3 Закона о закупках предусматривает правила описания в документации о конкурентной закупке предмета закупки, которыми должен руководствоваться заказчик:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев, предусмотренных подпунктами а-г настоящего пункта.

Согласно части 22 статьи 3.2 Закона о закупках под запросом предложений понимается форма торгов, при которой победителем запроса предложений признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в закупке которого в соответствии с критериями, определенными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Согласно  пунктам 1, 4, 9, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика; место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги; требования к участникам такой закупки; критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Согласно техническому заданию запроса предложений задачей закупки является выполнение комплексных работ по переработке дров из прочих пород и смесей пород деревьев в топливную щепу в населённых пунктах Республики Карелия для нужд заказчика согласно договору, настоящему техническому заданию.

Характеристики щепы: Класс по размерам частиц биомассы в соответствии с требованиями ГОСТ Р 55116-2012 (ЕН 14961-4:2011) Биотопливо твёрдое. Технические характеристики и классы топлива. Часть 4. Щепа для непромышленного использования: класс Р45.

             Таблица № 1. Размеры частиц древесной щепы по ГОСТ Р 54188–2010 Биотопливо твёрдое. Определение гранулометрического состава. Часть I. Метод ситового анализа на плоских ситах с размером отверстий 3,15 мм и более.

Основная фракция 8,0 ≤ Р ≤ 45,0 мм

не менее 75%

Мелкая фракция 3,15 ≤ Р мм

не более 8%

Крупная фракция Р ≥ 63,0 мм (поперечное сечение наибольших частиц не более 5 см2)

не более 6%

Крупная фракция 100,0 ≤ Р ≤ 120,0 мм (поперечное сечение наибольших частиц не более 5 см2)

более 3,5%

 

         Таблица № 2. Характеристики рубительной машины.

Техническая характеристика

Ед. изм.

Значение

Производительность максимальная

м3

не менее 150,0

Тип привода рубильного модуля

 

двигатель внутреннего сгорания

Механизм подачи сырья

 

манипулятор

Диаметр перерабатываемой древесины максимальный

миллиметр

не менее 700,0

 

         Место выполнения работ:

  1. Суоярвский муниципальный округ, г. Суоярви, ул. Объездная дорога в районе ст. Суоярви (топливный склад котельной);
  2. Суоярвский муниципальный округ, п. Поросозеро, ул. Заводская (топливный склад котельной);
  3. Суоярвский муниципальный округ, п. Найстенъярви, ул. Заводская, д. 1 (топливный склад котельной);
  4. Калевальский национальный район, п. Боровой (топливный склад котельной).

 

        Подрядчик выполняет работы в полном объёме собственными силами с использованием собственного оборудования и материалов. Применяемое оборудование, конструкции, изделия и материалы должны отвечать требованиям стандартов и техническим условиям.

        В соответствии с пунктами 1.2, 1.10 проекта договора в состав работ включается переработка дров в щепу персоналом подрядчика и с использованием рубительной машины подрядчика, результат работ (подготовленная топливная щепа) должен соответствовать требованиям, установленным в техническом задании.

        Согласно пункту 3.4 проекта договора подрядчик обязан использовать при выполнении работ оборудование, с техническими характеристиками, соответствующими требованиям, установленным в Таблице № 2 технического задания.

        Согласно пункту 1.9 проекта контракта объём (количество) топливной щепы, полученной в результате переработки и подлежащей передаче заказчику (в плотных кубических метрах), должен соответствовать объёму (количеству) топливных дров, переданных подрядчику в переработку (в плотных кубических метрах).

        Пунктом 21 информационной карты определены критерии оценки и сопоставления заявок – цена договора (значимость 70%) и аналогичный опыт выполнения работ (значимость 30%). Под аналогичным опытом выполнения работ подразумевается наличие исполненных или находящихся в стадии исполнения договоров (контрактов) выполнения работ, с объёмом подтверждённого исполнения по каждому договору (контракту) не менее 24 600 плотных м3 за период 2020 – 2023 годы.

         Таким образом, наличие у участника закупки рубительной машины с установленными в документации характеристиками является не критерием оценки заявки, а условием исполнения договора.

         Как указано в закупочной документации, задачей закупки является выполнение комплексных работ по переработке дров в топливную щепу с определенными государственными стандартами техническими характеристиками. Результат работ (подготовленная топливная щепа) должен соответствовать требованиям, установленным в техническом задании. При этом заказчик указывает, что подрядчик обязан использовать при выполнении работ конкретное оборудование – рубительную машину, которая перерабатывает древесину с максимальным диаметром ствола не менее 700 мм.

        Согласно возражениям заказчика, установление данного технического параметра предопределено производственной необходимостью, возникающей из характеристик сырья, предоставляемого для переработки, которое включает в себя древесину различных диаметров вплоть до верхнего порога, указанного в техническом задании. Работы, выполненные оборудованием, не позволяющим перерабатывать древесину соответствующего диаметра, влекут возникновение неопределенного остатка, что потребует переработки посредством привлечения иных новых подрядчиков.

         В свой черед согласно позиции заявителя, стволы с диаметром не менее 700 мм во всем объеме сырья встречаются не часто, такие стволы можно предварительно разрубить, а затем переработать в щепу с помощью рубительной машины с характеристикой меньшего диаметра. При этом такая щепа будет соответствовать требуемому заказчиком результату работ. Также исключается остаток не переработанного сырья.

         Дополнительно Комиссией была запрошена у заказчика информация о закупках дров, приобретенных с целью дальнейшей переработки в топливную щепу.

         Согласно техническому заданию на поставку дров из прочих пород и смесей пород деревьев на котельные Калевальского национального района размер товара в части наибольшего диаметра в нижнем торце должен составлять не более 700 мм. Тогда как согласно техническому заданию на поставку дров из прочих пород и смесей пород деревьев на котельные Суорвского муниципального округа размер товара в части наибольшего диаметра в нижнем торце должен составлять не более 800 мм. Следовательно, руководствуясь логикой заказчика, в случае наличия в поставленном на котельные Суорвского муниципального округа сырье стволов деревьев с диаметром от 700 до 800 мм подрядчик не сможет переработать их в щепу и возникнет неопределенный остаток.

         Также Комиссией установлено, что в ранее проводимых заказчиком аналогичных закупках не указывалось требование к оборудованию подрядчика. Отсутствует требование к оборудованию подрядчика и в проводимых филиалом ООО «Петербургтеплоэнерго» в Республике Карелия закупках на выполнение работ по переработке дров в топливную щепу.

         На основании вышеизложенного, ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» не доказало необходимости установления требования о выполнении подрядчиком работ с помощью рубительной машины с максимальным диаметром перерабатываемой древесины не менее 700 мм, учитывая, что на котельные Суоярвского муниципального округа поставлено сырье, в котором может встречаться древесина с диаметром до 800 мм. Также, результатом исполнения договора является передача заказчику подготовленной топливной щепы с определенными характеристиками, объем которой должен соответствовать объёму (количеству) топливных дров, переданных подрядчику в переработку. Следовательно, каким образом, на оборудовании с какими характеристиками подрядчик будет перерабатывать топливные дрова в щепу не должно иметь ключевое значение для заказчика. Главным значением для заказчика должно являться получения результата закупки в виде топливной щепы с необходимыми характеристиками и в определенном объеме.

           Позиция заказчика относительно мест выполнения работ в различных районах Республики Карелия (Суоярвском, Калевальском) сводится к единству экономического пространства, свободному перемещению услуг, свободе экономической деятельности. Заказчик указывает, что неограниченное количество конкурентоспособных потенциальных участников может располагаться в иной территориальной зоне, но при этом иметь возможность своевременно и качественно исполнить обязательства по договору на территории по месту выполнения работ. При этом заявитель злоупотребляет правом, поскольку ему удобно выполнять работы только на части объектов заказчика, расположенных вблизи его места пребывания (Суоярвском муниципальном округе), что свидетельствует о его неготовности предложить конкурентные условия работы в районах, удаленных от его места положения. Дробление же закупки для проведения работ по районам способно нарушить принцип эффективного использования бюджетных средств.

          Вместе с тем Комиссией установлено, что на участие в рассматриваемой закупке была подана 1 заявка, что не свидетельствует о желании и возможности неограниченного количества конкурентоспособных хозяйствующих субъектов осуществлять обязательства по договору во всех указанных в документации местах выполнения работ.

          Напротив, при проведении в предыдущих периодах аналогичных закупок по топливным складам котельных (населенным пунктам), такие закупки являлись конкурентными.

          В частности, на участие в запросе предложений на выполнение работ по переработке дров из прочих пород и смесей пород деревьев в топливную щепу на котельной г. Суоярви Суоярвского района Республики Карелия с начальной (максимальной) ценой договора - 17 686 000 рублей было подано 4 заявки (извещение №32211644083 от 24.08.2022). По результатам оценки заявок победителем закупки был признан ИП Щ, с предложенной ценой договора – 12 173 000 рублей. ООО «В», занявшее 3 место, предложило исполнить договор за 17 501 000 рублей.

          Запрос котировок на выполнение работ по переработке дров из прочих пород и смесей пород деревьев в топливную щепу на котельной п. Найстенъярви Суоярвского района Республики Карелия с начальной (максимальной) ценой договора - 4 780 000 рублей также являлся конкурентным (извещение № 32211644082 от 24.08.2022). На участие в закупке было подано 2 заявки, в том числе ИП Щ. Победителем закупки признано ООО «С» с предложенной ценой договора - 4 000 000 рублей.

          Таким образом, учитывая, что на рассматриваемую закупку была подана одна заявка и к заключению планируется договор по начальной (максимальной) цене – 22 140 000 рублей, тогда как ранее проводимые закупки по местам нахождения котельных в отдельности являлись конкурентными и приводили к значительному снижению цены за выполнение работ, довод об объединении работ в Калевальском муниципальном районе и Суорвском муниципальном округе с целью экономии бюджетных средств нельзя признать обоснованным. Более того, настоящая закупка, со слов заказчика, проводится не за бюджетные, а за собственные средства предприятия, следовательно, указанные расходы будут заложены в тариф, оплачиваемый населением.

         Также по сведениям единой информационной системы закупки на поставку дров с целью их дальнейшей переработки в щепу, закупки на поставку готовой щепы проводятся предприятием отдельно по районам республики.

         На основании изложенного, по результата рассмотрения жалобы, Комиссия приходит к выводу, что подобные действия заказчика приводят к необоснованному ограничению конкуренции, созданию неоправданных барьеров хозяйствующим субъектам при реализации ими права на участие в конкурентных процедурах закупки.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Карельского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 1. Признать жалобу ИП Щ. на действия Заказчика – ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по переработке дров из прочих пород и смесей пород деревьев в топливную щепу в населённых пунктах Республики Карелия (извещение № 32312699144) обоснованной.

2. Признать в действиях ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» нарушение пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

3. Выдать ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» обязательное для исполнения предписание об аннулировании запроса предложений.

4. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу Карельского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражном суде Республики Карелия в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны