Постановление №010/04/9.21-55/2022 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о наложении штрафа по делу №010/04/9.21-55/202... от 14 апреля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

АО «Прионежская сетевая компания»

ул. Новосулажгорская, 22, г. Петрозаводск, Республика Карелия, 185013

 

                                                            Д.

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу №010/04/9.21-55/2022

об административном правонарушении

 

14 апреля 2022 года                                                                                                             г. Петрозаводск

 

Я,  заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (далее – Карельское УФАС России) <…>,   рассмотрев  материалы дела об административном правонарушении №010/04/9.21-55/2022, возбужденного в отношении АО «Прионежская сетевая компания» (ИНН 1001013117, ОГРН 1061001073242, дата регистрации 01 ноября 2006 года; ул. Новосулажгорская, 22, г. Петрозаводск, 185013; далее – АО «ПСК», сетевая компания) по факту нарушения Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 07 декабря 2004 года №861; далее – Правила недискриминационного доступа), ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

в отсутствие надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения дела представителей лиц, участвующих в деле,

 

УСТАНОВИЛ:

 

В адрес Карельского УФАС России 01 декабря 2022 года поступило заявление Д. по вопросу поставки в п. Рускеала, в частности в жилой дом по шоссе, электроэнергии ненадлежащего качества.

Проанализировав поступившее заявление и приложенные к нему документы, установлено, что жилой дом Д., расположенный по адресу: шоссе, п. Рускеала, Республика Карелия, подключен к электрическим сетям АО «ПСК» на основании договора от 10 марта 2020 года №СТ0012-20 об осуществлении технологического присоединения.

Исходя из имеющихся документов следует, что принадлежащие заявителю энергопринимающие устройства опосредованно присоединены к сетям сетевой организации. Подача электроэнергии на объект осуществляется посредством ВЛ-6 кВ ф.Л-05-61, ТП-517, ВЛ-0,4 кВ от ТП-517 ф.29 км; непосредственно ВЛ-0,4 кВ от ТП-517 ф.29 км. не принадлежит АО «ПСК», граница балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства находится в РУ-0,4 кВ ТП-517.

В качестве гарантирующего поставщика электрической энергии выступает АО «ТНС энерго Карелия», в адрес которого Д. первоначально обратился 30 октября 2020 года (регистрационный номер АО «ТНС энерго Карелия» 56419) и просил принять меры по устранению низкого напряжения в электрических сетях.

Письмом от 09 февраля 2021 года №021-14-5347 АО «ТНС энерго Карелия» просило АО «ПСК» предоставить информацию по факту обращения Д.; произвести замеры качества электроэнергии, поставляемой в жилые дома потребителей; предоставить информацию о результатах проведенной проверки; указать сроки и меры по обеспечению бесперебойного электроснабжения. Вместе с тем на момент подачи заявления в адрес Карельского УФАС России проблема потребителя не решена.

В целях установления объективных обстоятельств, в рамках статьи 10 Федерального закона от 02 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» 11 января 2022 года в адрес АО «ПСК» был сделан запрос от 16 декабря 2021 года №03-02/360/4394.

Письмом от 18 января 2022 года №б/н (вх. от 20 января 2022 года №240) АО «ПСК» подтвердило, что подача электроэнергии на объект Д.. осуществляется посредством ВЛ-6 кВ ф.Л-05-61, ТП-517, ВЛ-0,4 кВ от ТП-517 ф.29 км., указав, что ВЛ-0,4 кВ от ТП-517 ф.29 км. не принадлежит обществу. При этом, по сведениям АО «ПСК», ранее согласно актам от 21 февраля 2011 года ВЛ-0,4 кВ от ТП-517 ф.29 км. находилась на балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности ПАО «Россети Северо-Запад». Позднее, согласно письму ПАО «Россети Северо-Запад» (вх. №27726 от 15 октября 2014 года) ВЛ-0,4 кВ от ТП-517 ф.29 км. передана в Сортавальский муниципальный район (акт о приеме передаче здания (сооружения) №365 от 17 октября 2013 года).

Помимо этого, из письма АО «ПСК» следует, что замеры уровня напряжения в соответствии с требованиями ГОСТ 33073-2014 продолжительностью измерения не менее суток не выполнялись, однако, сетевой организацией были произведены замеры как на границе балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства АО «ПСК» -  РУ-0,4 кВ ТП-517, так и на границе балансовой принадлежности объектов Сортавальского муниципального района и объектов Д. – на опоре ввода.

При этом из представленных АО «ПСК» актов замеров параметров электрической сети (тока и напряжения) от 20 мая 2021 года следует, что в 13 часов 22 минуты 20 мая 2021 года на объекте «ТП-517 РУ-0,4 кВ ул. Алексеева» напряжение составляет: «А-0 – 232В, В-0 – 231В, С-0 – 234В, А-В – 404В, В-С – 405В, С-А – 402В»; в 12 часов 15 минут 20 мая 2021 года на объекте «п. Рускеала, Сортавальское шоссе, 8» напряжение составляет: «А-0 – 189В, В-0 – 184В, С-0 – 190В, А-В – 367В, В-С – 374В, С-А – 368В».

Кроме того, АО «ПСК» пояснило, что для потребителей коммунально-бытового характера наибольшие нагрузки на электрическую сеть фиксируются преимущественно в утренние (7.00 – 10.00) и вечерние (18.00 – 22.00) часы.

Проанализировав нормативно-правовую базу в сфере электроэнергетики, установлено следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 26 марта 2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике» субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставку электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.

Пунктом 3 Правил недискриминационного доступа установлено, что недискриминационный доступ к услугам по передаче электрической энергии предусматривает обеспечение равных условий предоставления указанных услуг их потребителям независимо от организационно-правовой формы и правовых отношений с лицом, оказывающим эти услуги.

Согласно подпункту «а» пункта 15 Правил недискриминационного доступа при исполнении договора сетевая организация обязана обеспечить передачу электрической энергии в точке поставки потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор), качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам с соблюдением величин аварийной и технологической брони.

В свою очередь в силу пункта 5 Правил недискриминационного доступа в случае если энергопринимающие устройства потребителя электрической энергии присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителей электрической энергии, объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, или бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, которые имеют непосредственное присоединение к сетям сетевых организаций (далее - опосредованное присоединение к электрической сети), такой потребитель заключает договор с той сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергетические установки производителей электрической энергии, бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства или энергопринимающие устройства (объекты электросетевого хозяйства) лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, к которым непосредственно присоединено его энергопринимающее устройство.

При этом точкой поставки по договору будет являться точка присоединения энергопринимаемого устройства потребителя электроэнергии к объекту электросетевого хозяйства лица, не оказывающего услуг по передаче электрической энергии.

В соответствии с пунктом 30 (1) Правил недискриминационного доступа за любым потребителем услуг закрепляется право на получение электрической энергии в любой период времени действия договора в пределах максимальной мощности, определенной договором, качество и параметры которой должны соответствовать обязательным требованиям, установленным нормативными актами.

Кроме того, пунктом 7 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 года №442) закреплено, что субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики, энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, сетевые организации, системный оператор и субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также производители электрической энергии (мощности), в ходе исполнения своих обязательств по заключаемым ими на оптовом рынке и розничных рынках договорам совместными действиями обеспечивают на розничных рынках надежность снабжения потребителей и качество электрической энергии. Требования к надежности энергоснабжения и качеству электрической энергии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 15 апреля 2014 года №186 утверждены Единые стандарты качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций (далее – Единые стандарты), которые устанавливают требования к обслуживанию сетевыми организациями лиц, являющихся потребителями услуг сетевых организаций по передаче электрической энергии, в том числе обслуживаемых гарантирующим поставщиком.

Согласно пункту 3 Единых стандартов в целях оказания услуг по передаче электрической энергии сетевая организация при обслуживании потребителей в том числе осуществляет:

- информирование потребителя об аварийных ситуациях в распределительных электрических сетях сетевой организации, ремонтных и профилактических работах, плановых ограничениях режима потребления электрической энергии, влияющих на исполнение обязательств по договору об оказании услуг по передаче электрической энергии;

- контроль показателей качества электрической энергии в точках присоединения энергопринимающих установок потребителя электрической энергии к электрическим сетям сетевой организации;

- проведение контрольных, внеочередных и иных замеров потокораспределения, нагрузок и уровней напряжения на объектах потребителя и объектах электросетевого хозяйства сетевой организации.

Качество предоставляемых коммунальных услуг должно соответствовать требованиям, приведенным в приложении №1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года №354), пункт 10 которого предусматривает постоянное соответствие напряжения и частоты электрического тока требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (ГОСТ 32144-2013); отклонение напряжения и (или) частоты электрического тока от требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании не допускается.

Показатели и нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения в жилых домах проверяются на соответствие, в том числе требованиям Межгосударственного стандарта ГОСТ 32144-2013 Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии (введен в действие приказом Госстандарта от 22 июля 2013 года №400-ст), который устанавливает обязательные для соблюдения во всех режимах работы систем электроснабжения общего назначения показатели и нормы качества в электрических сетях систем электроснабжения и распространяет свое действие на электрические сети систем электроснабжения общего назначения.

ГОСТ 32144-2013 определяет, что номинальное напряжение низковольтной сети – 220/380 В, а «положительные и отрицательные отклонения напряжения в точке передачи электрической энергии не должны превышать 10% номинального или согласованного значения напряжения в течение 100% времени интервала в одну неделю» (пункт 4.2.2).

В соответствии c ГОСТ 29322-2014 (IEC 60038:2009) «Межгосударственный стандарт. Напряжения стандартные», утвержденным Приказом Росстандарта от 25 ноября 2014 года №1745-ст., при нормальных условиях оперирования напряжение питания не должно отличаться от номинального напряжения системы больше чем на +/- 10%.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17 августа 1998 года №147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – ФЗ «О естественных монополиях») субъект естественной монополии – хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Положениями части 1 статьи 4 ФЗ «О естественных монополиях» установлено, что оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественной монополии.

На основании приказа ФСТ России от 03 июня 2010 года №204-э «О включении (исключении) организации в (из) реестр (а) субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль» АО «ПСК», осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии включено в Реестр субъектов естественных монополий.

Оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественной монополии, в связи с чем субъект, оказывающий такие услуги относится к субъектам естественной монополии. Услуги по технологическому присоединению являются неотъемлемой частью услуг по передаче электрической энергии. При таких обстоятельствах АО «ПСК» является лицом, на которого распространяются нормы статьи 9.21 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 23.48 КоАП РФ Федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.21 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В силу части 2 статьи 9.21. КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

В связи с тем, что АО «ПСК» неоднократно привлекалось антимонопольным органом к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, применению подлежит часть 2 названной статьи КоАП РФ.

Руководствуясь вышеуказанным, определением от 01 февраля 2022 года было возбуждено настоящее дело и назначено проведение административного расследования; составление и подписание протокола запланировано на 11 часов 30 минут 24 февраля 2022 года. АО «ПСК» надлежало представить следующие документы и сведения:

- письменные пояснения по факту вменяемого правонарушения с приложением копий подтверждающих документов (за исключением ранее представленных)

-письменные пояснения по факту принятых мер, способствующих поставке на объект заявителя электрической энергии надлежащего качества;

- надлежащим образом заверенные копии всех актов замеров параметров электрической сети (тока и напряжения) на объекте Д. по адресу шоссе, п. Рускеала;

- объяснения и правовые обоснования по факту неосуществления контроля показателей качества электрической энергии в точке поставки электрической энергии потребителю;

- надлежащим образом заверенную копию акта от 21 февраля 2011 года и копию письма ПАО «Россети Северо-Запад» (вх. №27726 от 15 октября 2014 года), речь о которых идет в письме АО «ПСК» от 18 января 2022 года №б/н;

-любые иные документы и пояснения (за исключением ранее представленных) по существу вменяемого правонарушения, способствующие правильному и объективному рассмотрению дела.

Письмом от 18 февраля 2022 года №3422 (вх. от 18 февраля 2022 года №796) АО «ПСК» выразило несогласие с позицией Карельского УФАС России, содержащейся в вышеобозначенном определении, и просило перенести дату составления протокола и истребовать у Администрации Сортавальского муниципального района документы, подтверждающие передачу объекта электросетевого хозяйства в собственность иного муниципального образования.

Руководствуясь частью 5 статьи 28.7 КоАП РФ, 24 февраля 2022 года было вынесено определение «О продлении срока административного расследования по делу об административном правонарушении №010/04/9.21-55/2022», в соответствии с которым срок расследования продлен до 01 апреля 2022 года, а составление протокола назначено на 30 марта 2022 года.

Одновременно с указанным определением от 24 февраля 2022 года «Об истребовании сведений по делу об административном правонарушении №010/04/9.21-55/2022» у Администрации Сортавальского муниципального района были истребованы следующие документы и сведения:

- надлежащим образом заверенная копия Акта о приеме-передаче здания (сооружения) от 17 октября 2013 года, согласно которому ОАО «МРСК Северо-Запада» передало Сортавальскому муниципальному району ВЛ-0,4 кВ от ТП-517 п. Рускеала, ф. 12-ти кварт.дом (1,2 км), ф. Сельсовет (1 км), ф. 29-км. (2.5 км), ф.18-ти кварт.дом (1,05 км);

- письменные пояснения по факту содержащегося в письме Администрации Сортавальского муниципального района от 24 июня 2021 года №02-4753/10, адресованном АО «Прионежская сетевая компания», указания на бесхозяйность, в том числе данных объектов электросетевого хозяйства;

- любую иную информацию относительно объектов электросетевого хозяйства, посредством которых осуществляется электроснабжение объектов потребителей, расположенных по адресу: Сортавальское шоссе, д. 8 и др. (с приложением копий подтверждающих документов).

Письмом от 03 марта 2022 года №02-1455/12 (вх. от 05 марта 2022 года №1033) Администрация Сортавальского муниципального района предоставила заверенную копию Дополнительного соглашения от 05 июля 2013 года к Концессионному соглашению в отношении объектов муниципальной собственности Сортавальского муниципального района по передаче и распределению электрической энергии от 18 июня 2007 года, заключенному с ОАО «МРСК Северо-Запада», сообщив при этом, что оригинал запрашиваемого Акта о приеме-передаче здания (сооружения) от 17 октября 2013 года отсутствует, в связи с чем предоставить его заверенную копию не представляется возможным.

Одновременно Администрация Сортавальского муниципального района пояснила, что действительно, перечисленные в Акте о приеме-передаче здания-сооружения от 17 октября 2013 года воздушные линии от трансформаторной подстанции №517 (ВЛ-0,4 кВ от ТП-517) пос. Рускеала: фидер «12-кв. жилой дом» (1,2 км.), фидер «Сельсовет» (1 км.), фидер «29-км.» (2,5 км.) и фидер «18-кв.жилой дом» были включены в состав указанного Концессионного соглашения Дополнительным соглашением к нему от 01 октября 2008 года.

Дополнительным соглашением к Концессионному соглашению от 05 июля 2013 года из состава концессии исключены ВЛ-0,4 кВ от ТП-517 пос. Рускеала: фидер «12-кв. жилой дом» (1,2 км.), фидер «Сельсовет» (1 км.), а в редакции Концессионного соглашения от 22 марта 2019 года все поименованные линии отсутствуют полностью.

Согласно имеющейся переписке с АО «ПСК» сама трансформаторная подстанция №517 пос. Рускеала принадлежит на праве собственности АО «ПСК».

Также Администрация Сортавальского муниципального района сообщила, что ВЛ-0,4 кВ от ТП-517 пос. Рускеала: фидер «12-кв. жилой дом» (1,2 км.) и фидер «Сельсовет» (1 км.) переданы на праве хозяйственного ведения МУП «ЖКХ СМР» и используются на основании договора аренды АО «ПСК».

Письмо Администрации Сортавальского муниципального района от 26 июня 2021 года исх. №02-4753/10, адресованное АО «ПСК» с указанием на бесхозяйность указанных объектов электросетевого хозяйства, считать ошибочным, подготовленным при недостаточной информированности исполнителя.

Письмом от 30 марта 2022 года №5856 (вх. от 30 марта 2022 года №1607) АО «ПСК» дополнительно пояснило, что является сетевой организацией и несет ответственность за надлежащее состояние принадлежащих ей объектов электросетевого хозяйства, то есть несет бремя содержания принадлежащего ей имущества согласно статье 210 ГК РФ.

При этом, АО «ПСК» указывает, что собственник объектов электросетевого хозяйства, не соответствующий критериям территориальной сетевой организации, также может являться лицом, ответственным за качество электрической энергии, в случае, если причинами несоответствия параметров качества явилось состояние принадлежащего ему объекта электросетевого хозяйства.

Следовательно, по мнению АО «ПСК», принципиальным является вопрос определения принадлежности объекта электросетевого хозяйства, в котором происходит нарушение параметров качества электрической энергии. Исходя из задач и целей законодательства об административных правонарушениях привлечение лица, не владеющего объектом электросетевого хозяйства в котором возникает нарушение качества электрической энергии не приведет к исполнению задач и достижению целей административного наказания.

30 марта 2022 года в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте составления и подписания протокола, был составлен протокол по делу об административном правонарушении №010/04/9.21-55/2022.

Определением от 30 марта 2022 года «О назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении №010/04/9.21-55/2022» настоящее дело было назначено к рассмотрению на 14 апреля 2022 года в 11 часов 30 минут.

Определением от 31 марта 2022 года «Об истребовании сведений по делу об административном правонарушении №010/04/9.21-55/2022» у АО «ПСК» были запрошены следующие документы и сведения:

- надлежащим образом заверенная копия договора от 10 марта 2020 года об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств <…>, расположенных по адресу: шоссе, пос. Рускеала, и технических условий к нему;

- надлежащим образом заверенные копии составленных актов по результатам реализации мероприятий по технологическому присоединению в рамках вышеупомянутого договора.

Письмом от 14 апреля №6924 АО «ПСК» предоставило соответствующие документы и сведения, дополнительно пояснив, что согласно техническим условиям к договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 10 марта 2020 года АО «ПСК» должно было осуществить строительство воздушной линии 0,4 кВ от объекта электросетевого хозяйства – опоры №31.1 воздушной линии электропередачи 0,4 кВ от трансформаторной подстанции №517 фидер «29 км.» (диспетчерское наименование – ВЛИ-0,4 кВ ф. 29 км. от ТП-517) до границы участка заявителя.

Указанное было выполнено и согласно распоряжению от 10 июля 2020 года №297/3 в эксплуатацию введен ВЛИ-0,4 кВ протяженностью 0,05 км. (один пролет).

Кроме того, АО «ПСК» в указанном письме отмечает, что «понятие точки поставки не может подменять собой обязательное установление всех элементов состава административного правонарушения, а равно не снимает с иных владельцев объектов электросетевого хозяйства обязанности по содержанию принадлежащего им имущества согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации.

По мнению сетевой организации, формальное толкование обязанностей сетевой организации в отрыве от фактической схемы присоединения объектов заявителя и без установления места совершения правонарушения не приведет ни к достижению задач и целей законодательства об административных правонарушениях, ни к устранению выявленного нарушения и защите прав заявителя. Для обеспечения законности и исполнимости требований по приведению в соответствие с параметрами качества электрической энергии, подаваемой заявителю, необходимо установить владельца объекта электросетевого хозяйства в которых данные параметры нарушаются.

Рассмотрение административного дела состоялось в назначенное время в отсутствие надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела представителей сторон. Оценив в порядке статьи 26.11 КоАП РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, отмечаю, что анализ вышеприведенных положений нормативных документов отражает, что допустимыми значениями напряжения является диапазон 198-242 В, а имеющийся в материалах расследования Акт замеров параметров электрической сети (тока и напряжения) от 20 мая 2021 года свидетельствует о несоответствии напряжения на объекте по адресу: шоссе, п. Рускеала на всех трех фазах. При этом правомерно отметить, что замеры сняты не в пиковые часы нагрузки.

Стабильный уровень напряжения, предусмотренный техническими регламентами и другими обязательными требованиями, является фактором, обусловливающим безопасное и надежное электроснабжение потребителей.

Подача электрической энергии ненадлежащего качества (в том числе с низким напряжением, перепадами напряжения, вызванными неудовлетворительным состоянием электрических сетей, авариями и пр.) является негативным фактором для потребителей, так как они не получают товара (электрической энергии) надлежащего качества, на которое рассчитывают по договорам электроснабжения.

Из предоставленных Администрацией Сортавальского муниципального района сведений следует, что рассматриваемые в рамках настоящего дела объекты электросетевого хозяйства, в частности посредством которых осуществляется энергоснабжение заявителя, являются частью имущества Администрации Сортавальского муниципального района и, соответственно, не являются бесхозными. Тем не менее, правомерно отметить, что правовое значение в рамках настоящего дела об административном правонарушении имеет тот факт, что вышеприведенные положения пункта 5 Правил недискриминационного доступа распространяют свое действие не только на случаи присоединения потребителя через бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, но и на случаи присоединения объектов потребителя к сетям сетевой организации посредством объектов электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии (коим в данном случае является Администрация Сортавальского муниципального района); точкой поставки по договору будет являться точка присоединения энергопринимаемого устройства потребителя электроэнергии к объекту электросетевого хозяйства лица, не оказывающего услуг по передаче электрической энергии.

Сетевая организация обязана обеспечить передачу электрической энергии, качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам, именно в точке поставки.

В силу Правил технологического присоединения именно АО «ПСК», реализовывая технологическое присоединение энергопринимающих устройств <…> по договору от 10 марта 2020 года об осуществлении технологического присоединения, определило способ и объекты, в том числе объекты третьих лиц, посредством которых возможно осуществление технологического присоединения объектов заявителя к своим сетям. У заявителя при этом отсутствует возможность выбора тех или иных объектов для технологического присоединения, на нем лежит обязанность по исполнению своей части мероприятий и оплате услуги по технологическому присоединению.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Пунктом 3 статьи 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в его совершении.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

АО «ПСК» не представило доказательств невозможности соблюдения требований действующего законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.

Таким образом, рассматриваемое административное правонарушение является противоправным, виновным, лицо его совершившее, не могло не осознавать противоправный характер своих действий, но им не были предприняты все зависящие от него меры для соблюдения норм законодательства, ответственность за нарушение которых предусмотрена КоАП РФ.

Место совершения административного правонарушения – пос. Рускеала, Сортавальский район, Республика Карелия.

Объектом административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере электроэнергетики. В рассматриваемом случае материальными последствиями действий АО «ПСК» является длящееся по настоящее время нарушение прав заявителя на получение электрической энергии надлежащего качества. Действия общества, нарушающие подпункт «а» пункта 15 и пункта 30 (1) Правил недискриминационного доступа, носят длящийся противоправный характер.

Частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ установлено, что срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства и законодательства Российской Федерации о естественных монополиях составляет один год со дня совершения административного правонарушения.

Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей (пункт 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года №5).

Таким образом, срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение подпункт «а» пункта 15 и пункта 30 (1) Правил недискриминационного доступа на настоящий момент не истек.

Время совершения административного правонарушения – с 20 мая 2021 года (дата составления акта замеров параметров электрической сети на объекте <…>) по 30 марта 2022 года (дата составления настоящего протокола).

Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В рамках настоящего дела смягчающих обстоятельств не установлено; в качестве отягчающего обстоятельства признается повторное совершение однородного административного правонарушения.

Касательно возможности применения статьи 2.9 КоАП РФ должностное лицо Карельского УФАС России отмечает следующее.

Статьей 2.9. КоАП РФ предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место в исключительных случаях. При квалификации правонарушения в качестве малозначительного следует исходить из конкретных обстоятельств его совершения.  Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения, а учитываются при назначении наказания.   

Оценив характер допущенного правонарушения и степень его общественной опасности, должностное лицо Карельского УФАС России не установило исключительных обстоятельств, свидетельствующих о его малозначительности.

В материалах дела отсутствуют обстоятельства, указывающие на возможность прекращения производства по настоящему делу; данное правонарушение не может быть признано и малозначительным. Состав вменяемого правонарушения формальный, не требующий установления причинения вреда обществом.

Несмотря на неоднократное привлечение сетевой организации к административной ответственности по рассматриваемой статье КоАП РФ, АО «ПСК» продолжает совершение противоправных действий.

В соответствии со статьей 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.

В рассматриваемом случае полагаю, что совершению административного правонарушения способствовало пренебрежительное отношение к своей публично-правовой обязанности по соблюдению Правил недискриминационного доступа.

Карельским УФАС России предприняты все меры для реализации АО «ПСК» своих прав и защиты законных интересов.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 4.1, 4.5, 9.21, 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ, заместитель руководителя Карельского УФАС России

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

1. Наложить на юридическое лицо – АО «Прионежская сетевая компания» (ИНН 1001013117, ОГРН 1061001073242, дата регистрации 01 ноября 2006 года; ул. Новосулажгорская, 22, г. Петрозаводск, 185013) за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, административный штраф в размере 800 000 (восемьсот тысяч) рублей 00 копеек.

2. Выдать АО «ПСК» представление о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

 

 

Реквизиты для перечисления штрафа:

Получатель платежа - УФК по Республике Карелия (Карельское УФАС России)

ИНН 1001041153 

КПП 100101001

Номер казначейского счета (корр. счет) - 03100643000000010600

Номер банковского счета, входящего в состав ЕКС – 40102810945370000073

Банк получателя - Отделение –НБ Республика Карелия (УФК по Республике

Карелия)

БИК банка 018602104

Код ОКТМО 86701000

КБК 161 1 16 01091 01 0021 140

Назначение платежа: штраф за нарушение законодательства Российской Федерации об электроэнергетике (дело №010/04/9.21-55/2022).

 

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения сроков отсрочки, рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ, при отсутствии документа или информации, свидетельствующих об уплате административного штрафа, соответствующие материалы направляются судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа. Кроме того, составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

В соответствии со статьей 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление   по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

 

Заместитель руководителя управления                                                                                   <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны