Решение №010/01/17-211/2023 РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №010/01/17-211/2023 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬ... от 10 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                                                                               Заявитель

                                                                         ООО «ЦентрБриз»

 

                                                                         Ответчик                                                              

                                                                         Администрация муниципального образования

                                                                        «Беломорский муниципальный район»

                                                                               

                                                                         Заинтересованное лицо

                                                                         МУП «Жилфонд»

 

 

 

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №010/01/17-211/2023

О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

                                                                                                                             г. Петрозаводск

Резолютивная часть решения объявлена 26 июня 2023 года.

Решение изготовлено в полном объеме 10 июля 2023 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

 

 

 

 

- заместитель руководителя-начальник отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России, председатель Комиссии;

- главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России, член Комиссии;

- ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России, член Комиссии,

           рассмотрев дело №010/01/17-211/2023 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения администрацией муниципального образования «Беломорский муниципальный район» (ИНН: 1011000653; юридический адрес: 186500, Республика Карелия, г.Беломорск, ул. Ленинская, д. 9) части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в отказе ООО «ЦентрБриз» в допуске к участию в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами на территории муниципального образования «Беломорское городское поселение» в отсутствие законных оснований, что привело или могло привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции,

          при участии в режиме видео-конференц-связи представителя ответчика – (полномочия подтверждены),

          без участия представителей заявителя и заинтересованного лица,

 

УСТАНОВИЛА:

 

          Карельским УФАС России по результатам рассмотрения заявления ООО «ЦентрБриз» в действиях администрации муниципального образования «Беломорский муниципальный район» (далее также Администрация) были установлены признаки нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами на территории муниципального образования «Беломорское городское поселение» (извещение №22000114650000000005).          

          На основании части 12 статьи 44 Закона о защите конкуренции приказом руководителя Карельского УФАС России от 24.03.2023 №46/23 в отношении Администрации возбуждено дело №010/01/17-211/2023 по признакам нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

          Определением от 05.04.2023 дело №010/01/17-211/2023 было назначено к рассмотрению на 11.05.2023, ООО «ЦентрБриз» привлечено к участию в рассмотрении дела в качестве заявителя, Администрация - в качестве ответчика, МУП «Жилфонд» - в качестве заинтересованного лица.

           Заявитель и ответчик ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия.

Определением от 11.05.2023 рассмотрение дела было отложено на 19.06.2023 в соответствии с пунктом 3 части 1.1 статьи 47 Закона о защите конкуренции в связи с принятием заключения об обстоятельствах дела.

На основании части 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции Администрацией представлены письменные пояснения в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, согласно которым организатором торгов не были допущены действия, нарушающие порядок организации и проведения торгов.

В рамках рассмотрения дела №010/01/17-211/2023 в соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции был подготовлен анализ (краткий обзор) состояния конкуренции при проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами на территории муниципального образования «Беломорское городское поселение» (извещение №22000114650000000005), по результатам которого установлено следующее:

1. Временной интервал исследования определен периодом с 11.11.2022 по 13.12.2022.

2.  Предмет торгов определен как право заключения договора на осуществление управляющей организацией функций по управлению, содержанию и ремонту общего имущества собственников в многоквартирном доме.

3.  Состав хозяйствующих субъектов определен участниками конкурса - МУП «ЖИЛФОНД» и ООО «ЦентрБриз».

В ходе рассмотрения дела Комиссия Карельского УФАС России установила следующее.

          28.12.2022 в Карельское УФАС России поступило заявление ООО «ЦентрБриз» (далее также общество) о нарушении Администрацией антимонопольного законодательства при проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами на территории муниципального образования «Беломорское городское поселение» (извещение №22000114650000000005).

Информация о проведении конкурса размещена организатором конкурса 11.11.2022 на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов по адресу www.torgi.gov.ru (далее - официальный сайт).

Конкурсная документация утверждена постановлением администрации МО «Беломорский муниципальный район» от 03.11.2022 № 957.

Конкурс проводился в отношении 38 лотов, заявки на участие в конкурсе принимались в период с 12.11.2022 по 12.12.2022.

Дата и время вскрытия конвертов - 12.12.2022 в 10.00.

Дата и время рассмотрения заявок -13.12.2022 в 10.00.

Дата и время проведения конкурса - 14.12.2022 в 10.00.

        Согласно протоколу №1 вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе от 12.12.2022 МУП «ЖИЛФОНД» МО «БЕЛОМОРСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН» (далее также МУП «ЖИЛФОНД», предприятие) поданы заявки на участие в конкурсах по лотам №№1-4, 6-24, 26-29, 31-39, ООО «ЦентрБриз» поданы заявки на участие в конкурсах по лотам №№ 1-7, 9, 13-15, 17, 18, 20.

         Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в конкурсе от 13.12.2022 ООО «ЦентрБриз» отказано в допуске к участию в конкурсе на основании подпунктов 1-3 пункта 18 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом (далее - Правила), утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 №75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом».

         Единственным участником конкурса (за исключением лотов №№5, 25, 30) признано МУП «ЖИЛФОНД», в связи с чем конкурсной комиссией принято решение о заключении с предприятием договора управления многоквартирными домами.

         В уведомлении об отказе в допуске к участию в конкурсе и возврате заявок от 14.12.2022 Администрация разъяснила ООО «ЦентрБриз» мотивы приятия указанного решения.

         В частности, к заявкам на участие в конкурсе прилагались копии лицензии ООО «ЦентрБриз» на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, не заверенные надлежащим образом, что нарушает требования подпункта 2 пункта 53 Правил, а также не представлены документы, подтверждающие отсутствие у претендента задолженности перед ресурсоснабжающими организациями за 2 и более расчетных периода, установленные в подпункте 7 пункта 15 Правил.

           ООО «ЦентрБриз» не согласно с указанными основаниями недопуска к участию в конкурсе, поскольку копии лицензии общества были заверены надлежащим образом, а предоставление в составе заявки документов, подтверждающих отсутствие у претендента задолженности перед ресурсоснабжающими организациями за 2 и более расчетных периода, не установлено требованиями Правил.

           Согласно пояснениям Администрации, полученным при рассмотрении заявления, к заявкам общества на участие в конкурсе была приложена копия лицензии, заверенная ненадлежащим образом, поскольку копия не соответствовала требованиям законодательства Российской Федерации, регламентирующим порядок и форму заверения копий документов различных видов. Кроме того, обществом не исполнена возложенная на претендента обязанность по предоставлению документов, подтверждающих соответствие требованию подпункта 7 пункта 15 Правил, что имело определяющее значение при принятии решения об отказе в допуске к участию в конкурсе.

  Согласно части 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в случаях, указанных в части 13 настоящей статьи и части 5 статьи 200 настоящего Кодекса, а также в случае, если в течение шести месяцев до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.

  Порядок проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации, указанный в части 4 статьи 161 ЖК РФ, установлен Правилами.

  Согласно пункту 4 Правил конкурс проводится на основе следующих принципов: 

 1)  создание  равных  условий участия в конкурсе для юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей;

 2)     добросовестная конкуренция;

 3) эффективное использование средств собственников помещений в многоквартирном доме в целях обеспечения благоприятных и безопасных условий пользования помещениями в многоквартирном доме, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в доме;

4)    доступность информации о проведении конкурса и обеспечение открытости его проведения.

Согласно подпунктам 7 и 8 пункта 41 Правил конкурсная документация, утверждаемая организатором конкурса, должна включать в себя требования к участникам конкурса, установленные пунктом 15 настоящих Правил, форму заявки на участие в конкурсе согласно приложению № 4 к Правилам и утвержденную организатором конкурса инструкцию по ее заполнению.

Пунктом 15 Правил установлены требования к претендентам на участие в конкурсе, в частности, соответствие претендентов установленным федеральными законами требованиям к лицам, осуществляющим выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных договором управления многоквартирным домом (подпункт 1), и отсутствие у претендента задолженности перед ресурсоснабжающей организацией за 2 и более расчетных периода, подтвержденное актами сверки либо решением суда, вступившим в законную силу (подпункт 7).

В силу пункта 17 Правил проверка соответствия претендентов требованиям, указанным в подпунктах 2 - 8 пункта 15 настоящих Правил, осуществляется конкурсной комиссией. При этом конкурсная комиссия не вправе возлагать на претендента обязанность подтверждать соответствие данным требованиям.

Согласно пункту 53 Правил заявка на участие в конкурсе включает в себя:

1) сведения и документы о претенденте:

-наименование, организационно-правовую форму, место нахождения, почтовый адрес - для юридического лица;

-фамилию, имя, отчество (при наличии), данные документа, удостоверяющего личность, место жительства - для индивидуального предпринимателя;

-номер телефона;

-выписку из Единого государственного реестра юридических лиц - для юридического лица;

-выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей - для индивидуального предпринимателя;

-документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени юридического лица или индивидуального предпринимателя, подавшего заявку на участие в конкурсе;

-реквизиты банковского счета для возврата средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе;

2) документы, подтверждающие соответствие претендента установленным требованиям для участия в конкурсе, или заверенные в установленном порядке копии таких документов:

документы, подтверждающие внесение средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе;

копию документов, подтверждающих соответствие претендента требованию, установленному подпунктом 1 пункта 15 настоящих Правил, если федеральными законами установлены требования к лицам, осуществляющим выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных договором управления многоквартирным домом;

копии утвержденного бухгалтерского баланса за последний отчетный период;

3) реквизиты банковского счета для внесения собственниками помещений в многоквартирном доме, лицами, принявшими помещения, и нанимателями жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда платы за содержание и ремонт жилого помещения и платы за коммунальные услуги;

4) согласие претендента на включение его в перечень организаций для управления многоквартирным домом, предусмотренное пунктом 52 настоящих Правил.

В силу пункта 54 Правил требовать от претендента представления документов, не предусмотренных пунктом 53 настоящих Правил, не допускается.

В соответствии с пунктами 68-70 Правил конкурсная комиссия оценивает заявки на участие в конкурсе на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией, а также на соответствие претендентов требованиям, установленным пунктом 15 настоящих Правил. Срок рассмотрения заявок на участие в конкурсе не может превышать 7 рабочих дней с даты начала процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе. На основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия принимает решение о признании претендента участником конкурса или об отказе в допуске претендента к участию в конкурсе по основаниям, предусмотренным пунктом 18 настоящих Правил.

В соответствии с пунктом 18 Правил основаниями для отказа в допуске к участию в конкурсе являются:

1) непредставление определенных пунктом 53 настоящих Правил документов либо наличие в таких документах недостоверных сведений;

2) несоответствие претендента требованиям, установленным пунктом 15 настоящих Правил;

3) несоответствие заявки на участие в конкурсе требованиям, установленным пунктами 52 - 53 настоящих Правил.

Частью 1 статьи 192 ЖК РФ установлено, что деятельность по управлению многоквартирным домом осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом, предоставленной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта РФ.

 В соответствии с пунктом 5.26 «ГОСТ Р 7.0.97-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов», утвержденного приказом Росстандарта от 08.12.2016 №2004-ст (далее - ГОСТ Р 7.0.97-2016) отметка о заверении копии оформляется для подтверждения соответствия копии документа (выписки из документа) подлиннику документа.

Отметка о заверении копии проставляется под реквизитом «подпись» и включает: слово «Верно»; наименование должности лица, заверившего копию; его собственноручную подпись; расшифровку подписи (инициалы, фамилию); дату заверения копии (выписки из документа). Для проставления отметки о заверении копии может использоваться штамп.

В результате просмотра заявок ООО «ЦентрБриз» установлено, что в составе каждой заявки имелась заверенная копия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. На копии лицензии, в составе заявки по лоту №1, проставлен штамп «копия верна», указана дата заверения копии документа, содержится собственноручная подпись и расшифровка (БН.Н.), поставлена печать организации, при этом не указано наименование должности лица, заверившего копию лицензии. На копиях лицензии, в составе иных заявок, проставлен штамп «копия верна», содержится собственноручная подпись, поставлена печать организации, при этом не указано наименование должности лица, заверившего копию лицензии, не указана дата заверения копии документа и отсутствует расшифровка подписи.

В результате просмотра заявок МУП «ЖИЛФОНД» установлено, что в составе каждой заявки имелась заверенная копия лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. На каждой копии лицензии проставлен штамп «копия верна», указано наименование должности лица, заверившего копию лицензии (директор), содержится собственноручная подпись и расшифровка (Ш А.Э.), поставлена печать организации, указана дата заверения копии документа (за исключением копий лицензий, содержащихся в составе заявок по лотам №1 и №3).

Следовательно, копии лицензии в составе всех заявок ООО «ЦентрБриз» и в составе заявок МУП «ЖИЛФОНД» по лотам №1 и №3 были заверены не в соответствии с требованиями ГОСТ Р 7.0.97-2016. При этом заявки МУП «ЖИЛФОНД» по лотам №1 и №3, в отличие от заявок ООО «ЦентрБриз», не отклонены конкурсной комиссией по причине заверения копий лицензии ненадлежащим образом.

Как указано выше, конкурсная документация должна включать в себя инструкцию по заполнению заявки на участие в конкурсе.

Инструкция по заполнению заявки на участие в рассматриваемом конкурсе является приложением №4 к конкурсной документации и не содержит в себе разъяснений относительно порядка заверения копий документов или указания на заверение копий документов в соответствии с ГОСТ Р 7.0.97-2016.

Более того, исходя из представленных в составе заявок выписок из ЕГРЮЛ очевидно усматривается, что Б Н.Н. является директором организации, а сведения о лицензии (номер, дата, наименование лицензируемого вида деятельности) совпадают со сведениями, содержащимися на копиях лицензии.

Следовательно, при отсутствии возражений по существу сведений, содержащихся в копии лицензии, и отсутствии фактов расхождения в сведениях, содержащихся в копии лицензии и сведениях о лицензии из выписки ЕГРЮЛ, документ не лишается его юридической силы и не может быть основанием для непринятия копии документа к рассмотрению при проведении конкурса.

Таким образом, действия конкурсной комиссии по отклонению заявок ООО «ЦентрБриз» по причине заверения копий лицензии ненадлежащим образом являлись не обоснованными (формальными).

Пункт 53 Правил включает исчерпывающий перечень документов, которые необходимо приложить к заявке на участие в конкурсе.

В вышеуказанном пункте отсутствует необходимость предоставления актов сверки либо решений суда, вступивших в законную силу, а также документов, с достоверностью свидетельствующих об отсутствии задолженностей.

Согласно пункту 54 Правил требовать от претендента представления документов, не предусмотренных пунктом 53 настоящих Правил, не допускается.

Также, исходя из пункта 17 Правил следует, что проверка соответствия претендентов требованию, указанному в подпункте 7 пункта 15 Правил, осуществляется конкурсной комиссией. При этом конкурсная комиссия не вправе возлагать на претендента обязанность подтверждать соответствие данному требованию.

На основании вышеизложенного, указанные в подпункте 7 пункта 15 Правил требования к претенденту являются именно требованиями, на соответствие которым проверку претендента осуществляет конкурсная комиссия самостоятельно, и не относятся к документам, которые необходимо приложить к заявке на участие в конкурсе.

В приложении №3 к конкурсной документации содержится форма заявка на участие в конкурсе аналогичная форме, предусмотренной приложением № 4 к настоящим Правилам, в перечне прилагающихся документов к которой соответственно не указаны документы, подтверждающие отсутствие задолженности перед ресурсоснабжающими организациями за 2 и более расчетных периода.

Таким образом, представление в составе заявки на участие в конкурсе актов сверки с ресурсоснабжающими организациями является правом претендента, а не его обязанностью. Отсутствие указанных документов не может являться основанием для отказа претенденту в допуске к участию в конкурсе.

Как указано в пункте 68 Правил конкурсная комиссия оценивает заявки на участие в конкурсе на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией, а также на соответствие претендентов требованиям, установленным пунктом 15 настоящих Правил. Несоответствие претендента требованиям, установленным пунктом 15 настоящих Правил, является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе (подпункт 2 пункта 18 Правил).

Вместе с тем документов, подтверждающих несоответствие ООО «ЦентрБриз» требованию подпункта 7 пункта 15 Правил, а также информации о предпринятых конкурсной комиссией действиях по проверке общества на соответствие данным требованиям, Администрацией в антимонопольный орган не представлено. При этом конкурсная комиссия не была лишена возможности осуществить проверку соответствия общества требованию, указанному в подпункте 7 пункта 15 Правил.

Следовательно, оснований для отказа обществу в допуске к участию в конкурсе со ссылкой на непредставление им документов, подтверждающих отсутствие у него задолженности перед ресурсоснабжающими организациями за 2 и более расчетных периода, у конкурсной комиссии не имелось.

Учитывая вышеизложенное, конкурсной комиссией неправомерно принято решение об отказе в допуске ООО «ЦентрБриз» к участию в рассматриваемом конкурсе.

Дополнительно установлено, что учредителем МУП «ЖИЛФОНД» является муниципальное образование «Беломорский муниципальный район», от лица которого выступает администрация МО «Беломорский муниципальный район». В составе заявок МУП «ЖИЛФОНД» содержались акты сверки только с одной ресурсоснабжающей организацией – ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ», оказывающей услуги по передаче электрической энергии. Учитывая изложенное, а также непринятие конкурсной комиссией решения об отклонении заявок предприятия по лотам №1, №3 в связи с заверением копий лицензии ненадлежащим образом, может свидетельствовать о предоставлении МУП «ЖИЛФОНД» преимущественных условий участия в конкурсе по сравнению с ООО «ЦентрБриз», что привело к отсутствию конкуренции на торгах и заключению договора управления многоквартирными домами с единственным участником.

Целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

 Достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможных для наступления последствий в виде недопущения, ограничения или устранения конкуренции.

         На основании вышеизложенного, Комиссия Карельского УФАС России приходит к выводу о нарушении администрацией муниципального образования «Беломорский муниципальный район» части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившегося в отказе ООО «ЦентрБриз» в допуске к участию в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами на территории муниципального образования «Беломорское городское поселение» в отсутствие законных оснований, что привело или могло привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

         За данное нарушение статьей 14.9 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

         Согласно пункту 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции Комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании.

         На основании указанной нормы, Комиссия Карельского УФАС России, учитывая мнение заявителя об отсутствии готовности к настоящему времени принимать повторное участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, указанными в извещении №22000114650000000005, в виду потери по прошествии времени коммерческого интереса, а также опасений относительно возможного предвзятого отношения со стороны Администрации, приняла решение предписание по делу не выдавать.

        Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия Карельского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

        1.Признать администрацию муниципального образования «Беломорский муниципальный район» нарушившей часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.      

        2.Предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать.

        3.Передать материалы дела №010/01/17-211/2023 о нарушении антимонопольного законодательства должностному лицу Карельского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражном суде Республики Карелия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны