Решение №010/06/105-309/2019 РЕШЕНИЕ по делу № 010/06/105-309/2019 от 29 мая 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDFКомиссия Карельского УФАС России по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд в составе:
<…> – заместитель председателя Комиссии, заместитель руководителя, начальник отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России;
<…> – член Комиссии, старший государственный инспектор отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России;
<…> – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России;
в присутствии представителя Заказчика - ГБУЗ РК «Республиканская психиатрическая больница» <…> (копия доверенности в материалах дела);
в присутствии представителей Заявителя - ООО «КарелДезСервис» <…>, <…> (копии доверенностей в материалах дела);
рассмотрев жалобу ООО «КарелДезСервис» на действия Заказчика – ГБУЗ РК «Республиканская психиатрическая больница» при проведении электронного аукциона на оказание услуг по проведению профилактических и противоэпидемиологических мероприятий (дератизации, дезинсекции, дезинфекции) (извещение № 0306500000719000011) (далее – аукцион), в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрольной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 года № 727/14 (зарегистрировано в Минюсте России 27.02.2015 № 36262),
установила:
В своей жалобе Заявитель указывает, что Заказчик в нарушение пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе не установил требование к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности по дезинфектологии.
По мнению Заявителя, поскольку объектом закупки является оказание услуг по дератизации, дезинсекции, дезинфекции, которые отнесены к группе «дезинфектология», документация об аукционе должна содержать требование о наличии у участника аукциона лицензии на осуществление медицинской деятельности по дезинфектологии.
В связи с изложенным, Заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать Заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Заказчик письмом от 21.05.2019 (вх. № 2462 от 21.05.2019) представил пояснения по доводу, указанному в жалобе, просит признать жалобу необоснованной.
Документация об аукционе утверждена Главным врачом ГБУЗ РК «Республиканская психиатрическая больница» <…> 08.05.2019 и размещена на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) 08.05.2019.
Номер извещения: 0306500000719000011.
Краткое наименование аукциона: оказание услуг по проведению профилактических и противоэпидемиологических мероприятий (дератизации, дезинсекции, дезинфекции).
Способ закупки: электронный аукцион.
Адрес электронной площадки: http://www.etp-ets.ru.
Заказчик: Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Карелия «Республиканская психиатрическая больница» (сокращенное наименование ГБУЗ «РПБ»).
Начальная (максимальная) цена контракта: 94 943,34 рублей.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 20.05.2019 № 0306500000719000011-1-1 поступили 3 (три) заявки, все заявки допущены до участия в нем.
В соответствии с протоколом проведения электронного аукциона от 23.05.2019 № 0306500000719000011-2-1, участие в торгах принимали 3 участника закупки (снижение НМЦК составило 45%).
Рассмотрение жалобы назначено на 22.05.2019 в 11 час. 30 мин., состоялось в указанное время. В связи с необходимостью получения дополнительной информации в рассмотрении настоящей жалобы был объявлен перерыв до 16 часов 00 минут 23.05.2019.
После перерыва рассмотрение жалобы продолжилось Комиссией в прежнем составе в отсутствие представителей Сторон.
Изучив представленные материалы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Заявителя, Комиссия Карельского УФАС России пришла к следующим выводам:
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона должны содержаться требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона, документации об аукционе требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуг, являющихся объектом закупки, не установлены.
На Заседании Комиссии Карельского УФАС России представитель Заказчика пояснила, что при установлении требований к участникам закупки и составу заявки заказчик руководствовался письмом Министерства здравоохранения Российской Федерации № 27-3/3100878-718 от 28.09.2018, согласно которому при осуществлении дезинфекционной деятельности в целях обеспечения дезинфекции, дезинсекции, дератизации, не предусматривающих проведения мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, и не являющихся медицинскими услугами, лицензия не требуется.
Ввиду того, при осуществлении услуги в целях обеспечения дезинфекции, дезинсекции, дератизации не предусмотрено проведение мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, необходимость установления требования о наличии у участника закупки лицензии на осуществление медицинской деятельности отсутствует.
В свою очередь, на заседании Комиссии Карельского УФАС России представители Заявителя пояснили, что деятельность по проведению дезинфекционных, дезинсекционных, дератизационных работ в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 323-ФЗ) должна рассматриваться как деятельность в области охраны здоровья граждан и медицинская деятельность, а также как санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в значении, данном в Федеральном законе от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон № 52-ФЗ), и в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 99-ФЗ) подлежит лицензированию.
Отсутствие в документации об аукционе требования о наличии у участника закупки лицензии на осуществление медицинской деятельности по дезинфектологии противоречит действующему законодательству.
В соответствии с пунктом 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.
Право юридического лица осуществлять деятельность, для занятия которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), членство в саморегулируемой организации или получение свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенному виду работ, возникает с момента получения такого разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок либо с момента вступления юридического лица в саморегулируемую организацию или выдачи саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ и прекращается при прекращении действия разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Согласно пункту 10 статьи 2 Закона № 323 медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
Статьей 41 Конституции Российской Федерации гражданам гарантируются обеспечение их прав в сфере охраны здоровья, доступность и качество при оказании медицинской помощи.
В соответствии со статьей 2 Закона № 323-ФЗ под охраной здоровья граждан понимается система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера, осуществляемого в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
Таким образом, в силу статьи 1 Закона № 52-ФЗ проведение мероприятий санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера является составной частью комплекса мероприятий, обеспечивающих охрану здоровья граждан, и включает в себя организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
Пунктом 1 статьи 29 Закона № 52-ФЗ установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Согласно пункту 46 части 1 статьи 12 Закона № 99-ФЗ медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») подлежит лицензированию.
В соответствии с пунктом 3 Положения «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 291, медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
Указанное постановление Правительства Российской Федерации содержит перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, который включает в себя работы (услуги) по дезинфектологии, состоящие из работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации.
Согласно пункту 3.1 СП 3.5.1378-03 дезинфекционная деятельность включает хранение, транспортировку, фасовку, упаковку, приготовление рабочих растворов, приманок и других форм применения, импрегнацию одежды, камерное обеззараживание вещей, санитарную обработку людей, обработку объектов (помещений, транспорта, оборудования), открытых территорий в целях обеспечения дезинфекции, дезинсекции и дератизации, а также дезинфекцию и стерилизацию изделий медицинского назначения, и другие мероприятия.
Из совокупного толкования требований действующего законодательства следует, что дезинфекционные, дезинсекционные, дератизационные работы (в комплексе или отдельности) не выполняются по отношению к пациенту, они не являются медицинским вмешательством, и, соответственно, медицинской услугой и медицинской помощью, но являясь санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями, включены в понятие «медицинская деятельность».
Комиссией Карельского УФАС России установлено, что в техническом задании заказчиком предусмотрены следующие мероприятия:
№ п/п |
Наименование
|
Характеристики, место оказания услуг |
Ед. изм. (шт.) |
Кол-во |
Республика Карелия, Пряжинский р-он, п. Матросы, ГБУЗ РК «Республиканская психиатрическая больница» |
||||
11 |
Дератизация (контрольное обследование) – ежемесячно
|
1) Подвалы лечебных корпусов – 827,7 м2 2) ЛТМ – 299 м2 3) Помещение дезинфекционной камеры – 98,9 м2 4) Склад – 144,3 м2 5) Пищеблок – 59,1 м2 6) Автоклавная – 69,2 м2 7) Участок по обращению с медицинскими отходами – 42,4 м2
|
услуга |
7 |
12 |
Дератизация (истребление) - 1 раз в полугодие |
1) Подвалы лечебных корпусов – 827,7 м2 2) ЛТМ – 299 м2 3) Помещение дезинфекционной камеры – 98,9 м2 4) Склад – 144,3 м2 5) Пищеблок – 59,1 м2 6) Автоклавная – 69,2 м2 7) Участок по обращению с медицинскими отходами – 42,4 м2 |
услуга |
2 |
33 |
Дезинсекция (контрольное обследование) - ежемесячно |
Площади: 1) Отделения №1, №2, №3, №4, №5, №6, №7, №8 – по 397,8 м2; общая площадь – 3182,4 м2 2) Отделение №9 – 348,2 м2 3) Отделение №10 – 265,5 м2 4) Отделение №11 – 251,3 м2 5) Отделение №15 – 103,6 м2 6) Пищеблок – 272,9 м2 7) Склады вещевые – 62,1 м2 |
услуга |
7 |
44 |
Дезинсекция (истребление) - 1 раз в квартал |
Площади: 1) Отделения №1, №2, №3, №4, №5, №6, №7, №8 – по 397,8 м2; общая площадь – 3182,4 м2 2) Отделение №9 – 348,2 м2 3) Отделение №10 – 265,5 м2 4) Отделение №11 – 251,3 м2 5) Отделение №15 – 103,6 м2 6) Пищеблок – 272,9 м2 7) Склады вещевые – 62,1 м2 |
услуга |
3 |
55 |
Дезинфекция заключительная в очагах инфекционных заболеваний |
|
услуга |
3 |
66 |
Дезинфекция заключительная инфекционного отделения № 3 (туберкулезного) |
|
услуга |
1 |
Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Краснофлотская д. 29, ГБУЗ РК «Республиканская психиатрическая больница» |
||||
77 |
Дератизация (контрольное обследование) |
Общая площадь - 51 м2 |
услуга |
7 |
98 |
Дезинсекция (контрольное обследование) |
Общая площадь - 51 м2 |
услуга |
7 |
99 |
Дератизация (истребление) - 1 раз в полугодие |
Общая площадь - 51 м2 |
услуга |
2 |
110 |
Дезинсекция (истребление) - 1 раз в квартал |
Общая площадь - 51 м2 |
услуга |
3 |
Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Архипова, д. 24, ГБУЗ РК «Республиканская психиатрическая больница» |
||||
111 |
Дератизация (контрольное обследование) |
Общая площадь - 128 м2 |
услуга |
7 |
112 |
Дезинсекция (контрольное обследование) |
Общая площадь - 128 м2 |
услуга |
7 |
113 |
Дератизация (истребление) - 1 раз в полугодие |
Общая площадь - 128 м2 |
услуга |
2 |
114 |
Дезинсекция (истребление) - 1 раз в квартал |
Общая площадь - 128 м2 |
услуга |
3 |
Таким образом, при осуществлении мероприятий, являющихся объектом закупки, обработке подлежат помещения, которые непосредственно связаны с оказанием медицинских услуг в рамках осуществления Заказчиком медицинской деятельности.
Следовательно, деятельность по проведению профилактических и противоэпидемиологических мероприятий (дератизации, дезинсекции, дезинфекции) подлежит лицензированию.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации об аукционе требования о наличии у участника закупки лицензии на осуществление медицинской деятельности по дезинфектологии, нарушают пункт 1 части 1 статьи 31, пункт 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
После перерыва в материалы дела Заказчиком представлены заявки участников закупки. Несмотря на отсутствие в документации об аукционе требования о наличии у участника закупки лицензии на осуществление медицинской деятельности по дезинфектологии, в составе всех заявок участниками представлены копии лицензий, необходимых для оказания услуг, являющихся объектом закупки.
При таких обстоятельствах, Комиссия Карельского УФАС России приходит к выводу о нецелесообразности выдачи предписания об устранении выявленного нарушения, поскольку не восстановит прав и интересов ООО «КарелДезСервис». Заказчику необходимо продолжить процедуру торгов.
Руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе Комиссия Карельского УФАС России по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
- Признать жалобу ООО «КарелДезСервис» на действия Заказчика – ГБУЗ РК «Республиканская психиатрическая больница» при проведении электронного аукциона на оказание услуг по проведению профилактических и противоэпидемиологических мероприятий (дератизации, дезинсекции, дезинфекции) (извещение № 0306500000719000011) обоснованной.
- В действиях Заказчика - ГБУЗ РК «Республиканская психиатрическая больница» установлено нарушение пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
- Предписание о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.
- Передать материалы жалобы ООО «КарелДезСервис» должностному лицу Карельского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде Республики Карелия в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Заместитель Председателя Комиссии ______________ <…>
Члены Комиссии ______________ <…>
______________ <…>