Постановление №010/04/9.21-153/2022 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о наложении штрафа по делу №010/04/9.21-153/20... от 15 июня 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

АО «Прионежская сетевая компания»

ул. Новосулажгорская, д. 22, г.Петрозаводск, Республика Карелия, 185013

 

К.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу №010/04/9.21-153/2022

об административном правонарушении

 

15 июня 2022 года                                                                                                  г. Петрозаводск

 

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (далее – Карельское УФАС России), рассмотрев материалы дела об административном правонарушении №010/04/9.21-153/2022, возбужденного в отношении АО «Прионежская сетевая компания» (ИНН 1001013117; ОГРН 1061001073242; дата регистрации 01 ноября 2006 года; ул.Новосулажгорская, д. 22, г.Петрозаводск, 185013; далее – АО «ПСК», сетевая компания) по факту нарушения Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года  № 861, далее – Правила технологического присоединения), ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отсутствие потерпевшей и представителя АО «ПСК», надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛ:

 

В адрес Карельского УФАС России 02 марта 2022 года (вх. №970) поступило заявление К. (далее – заявительница) с жалобой на действия АО «ПСК», выразившиеся в нарушении срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению принадлежащих ей энергопринимающих устройств.

Из заявления следует, что между заявительницей и АО «ПСК» заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям №ЛД0093-19, в соответствии с условиями которого сетевая организация приняла на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения земельного участка, расположенного по адресу: район поселка Сорола, Лахденпохский район, Республика Карелия.

Согласно заключенному договору срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 4 месяца со дня его заключения. Исходя из того факта, что договор между заявительницей и АО «ПСК» был подписан 30 сентября 2019 года, срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению истек 30 января 2020 года.

Вместе с тем на момент направления обращения технологическое присоединение не осуществлено.

Проанализировав действующую на момент подачи заявки на технологическое присоединение нормативно-правовую базу в сфере электроэнергетики, установлено следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Правила технологического присоединения определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации.

Пункт 2 Правил технологического присоединения распространяет их действие на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, присоединенная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.

В силу пункта 3 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Согласно пункту 6 Правил технологического присоединения технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами.

Пунктом 7 Правил технологического присоединения (в редакции, действовавшей на момент заключения договора) установлена следующая процедура технологического присоединения:

а) подача заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение, увеличить объем максимальной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности без пересмотра (увеличения) величины максимальной мощности, но с изменением схемы внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя;

б) заключение договора;

в) выполнение сторонами договора мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором;

г) получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя. В случае технологического присоединения объектов лиц, указанных в пункте 12 настоящих Правил, технологическое присоединение которых осуществляется по третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, объектов лиц, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 настоящих Правил, а также в отношении объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций классом напряжения до 20 кВ включительно, построенных (реконструированных) в рамках исполнения технических условий в целях осуществления технологического присоединения заявителя, получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя с учетом положений пунктов 18(1) - 18(4) настоящих Правил не требуется;

д) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности. Для целей настоящих Правил под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) заявителя без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении "отключено"). Фактический прием (подача) напряжения и мощности осуществляется путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено");

е) составление акта об осуществлении технологического присоединения по форме согласно приложению № 1, а также акта согласования технологической и (или) аварийной брони (для заявителей, указанных в пункте 14(2) настоящих Правил).

Таким образом, при исполнении процедуры технологического присоединения сторонам надлежит, в том числе выполнить мероприятия по технологическому присоединению (каждой стороне договора в соответствии с условиями договора и техническими условиями) и осуществить сетевой организации фактическое присоединение объектов заявителя к электрическим сетям и фактический прием (подачу) мощности.

Вместе с тем неисполнение обязательств одной из сторон договора технологического присоединения не влечет для другой права не исполнять свои обязательства. При этом ряд мероприятий по технологическому присоединению со стороны сетевой организации не может быть исполнен ввиду бездействия собственника энергопринимающих устройств, равно как и бездействие сетевой организации может привести к невозможности исполнения обязательств самим собственником.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17 августа 1998 года №147-ФЗ «О естественных монополиях» субъект естественной монополии – хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Положениями части 1 статьи 4 ФЗ «О естественных монополиях» установлено, что оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественной монополии.

Услуги по технологическому присоединению к электрическим сетям являются сопутствующими деятельности по передаче электрической энергии и неразрывно связаны с ней, поскольку наличие отдельного вида экономической деятельности по оказанию услуг по технологическому присоединению невозможно как с технической точки зрения, поскольку технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии, так и с юридической, поскольку законодатель фактически исключил такую возможность, установив требование об обязательности заключения договора на технологическое присоединение сетевой организацией, которой подана заявка, и обусловив возможность заключения договора на передачу электрической энергии необходимостью заключения договора на технологическое присоединение (пункт 10 Правил технологического присоединения).

На основании приказа ФСТ России от 03 июня 2010 года №204-э «О включении (исключении) организации в (из) реестр (а) субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль» АО «ПСК», осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии, включено в Реестр субъектов естественных монополий.

Таким образом, оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественной монополии, в связи с чем субъект, оказывающий такие услуги, относится к субъектам естественной монополии. Услуги по технологическому присоединению являются неотъемлемой частью услуг по передаче электрической энергии. При таких обстоятельствах АО «ПСК» является лицом, на которое распространяется норма статьи 9.21 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 23.48 КоАП РФ Федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.21 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В силу части 2 статьи 9.21. КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

В связи с тем, что АО «ПСК» неоднократно привлекалось антимонопольным органом к административной ответственности как по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, так и по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ (постановление от 09 июня 2021 года по делу 010/04/9.21-258/2021 – штраф 300 000 рублей; постановление от 05 августа 2021 года по делу 010/04/9.21-413/2021 – штраф 300 000 рублей; постановление от 18 августа 2021 года по делу 010/04/9.21-428/2021 – штраф 800 000 рублей; постановление от 01 декабря 2021 года по делу 010/04/9.21-588/2021 – штраф 850 000 рублей; постановление от 01 декабря 2021 года по делу 010/04/9.21-591/2021 – штраф 850 000 рублей), в рассматриваемом случае применению подлежит часть 2 названной статьи КоАП РФ.

Объектом административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере электроэнергетики, возникающие при технологическом присоединении к инфраструктурным сетям.

В рассматриваемом случае материальными последствиями действий АО «ПСК» является длящееся по настоящее время нарушение прав заявительницы на надлежащее получение услуги по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к электрическим сетям и отсутствие возможности электроснабжения объекта заявительницы.

Действия общества, нарушающие пункт 3 Правил технологического присоединения, носят длящийся противоправный характер.

Частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ установлено, что срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства и законодательства Российской Федерации о естественных монополиях составляет один год со дня совершения административного правонарушения.

Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей (пункт 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года №5).

Таким образом, срок давности для привлечения к административной ответственности за нарушение пункта 3 Правил технологического присоединения не истек.

Руководствуясь вышеуказанным, определением от 11 марта 2022 года в отношении АО «ПСК» было возбуждено настоящее дело и назначено проведение административного расследования; в качестве потерпевшей к участию в деле привлечена К.

.; составление и подписание протокола запланировано на 15 часов 00 минут 04 апреля 2022 года. В соответствии с определением сетевой организации надлежало представить следующие документы и сведения:

- заявку К.. с приложенными к ней документами и с указанием даты поступления;

-договор и технические условия с приложением копии сопроводительного письма и доказательств направления в адрес заявительницы;

- сведения об оплате по договору;

-переписку сетевой организации с К. по вопросу технологического присоединения объекта заявительницы;

-письменные пояснения о причинах невыполнения АО «ПСК» в установленный договором срок мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявительницы;

-сведения о проделанных АО «ПСК» мероприятиях в целях осуществления технологического присоединения объекта К.;

- копию Акта о выполнении технических условий, подписанного со стороны сетевой организации;

- копию Акта об осуществлении технологического присоединения, подписанного со стороны сетевой организации (при наличии);

-любые иные документы и пояснения по существу вменяемого правонарушения, способствующие правильному и объективному рассмотрению дела.

Во исполнение определения, письмом от 01 апреля 2022 года №6061 (вх. №) АО «ПСК» пояснило, что согласно пункту 10 технический условий сетевой организации надлежало осуществить строительство ВЛЗ-10 кВ от опоры №91/18 ВЛ-10 кВ ф.Л-34-04, строительство КТП 10/0,4 кВ, а также строительство ВЛИ-0,4 кВ, в связи с чем 21 января 2019 года АО «ПСК» заключило договор подряда №32-19 с ООО «Базис», в рамках которого ООО «Базис» поручено выполнение инженерных изысканий, разработка и согласование проекта планировки и проекта межевания территории, а также осуществление постановки на кадастровый учет земельных участков для размещения вышеуказанных объектов.

Отвечая на запрос ООО «Базис» от 20 мая 2021 года № 500, ФГБУ «Государственный заповедник «Кивач» в письме от 13 сентября 2021 года №б/н сообщило, что п.Сорола Лахденпохского муниципального района граничит с национальным парком «Ладожские шхеры», в связи с чем процедура формирования и согласования земельных участков для строительства и размещения вышеуказанных объектов значительно затруднена.

При этом со стороны Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации осуществлялось постоянное нарушение сроков рассмотрения обращений ООО «Базис», что подтверждается жалобой общества от 29 сентября 2020 года №100-ДТ.

В указанном письме сетевая организация также сообщила, что не отказывается от принятых на себя обязательств, однако ввиду наличия независящих от нее обстоятельств, не имела и не имеет физической, технической и законной возможности осуществить в установленный договором срок технологическое присоединение объекта К.

В настоящее время все согласования со стороны Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, а также ФГБУ «Государственный заповедник «Кивач» осуществлены. Кроме того, в рамках работы по согласованию места строительства объектов электросетевого хозяйства организованы и проведены публичные слушания.

Так, на текущий момент запланировано проведение работ по поставке земельного участка для размещения объектов электросетевого хозяйства на кадастровый учет, после завершения которого будет осуществлено строительство и технологическое присоединение объекта К. Планируемый срок завершения мероприятий в рамках договора №ЛД0093-19 – не ранее сентября 2022 года. 

Кроме того, с вышеуказанным письмом АО «ПСК» предоставило технические условия для присоединения к электрическим сетям от 30 сентября 2019 года №ЛДОО93-19 (далее-технические условия), которые являются неотъемлемой частью договора.

Так, в силу пункта 11 технических условий заявительница осуществляет:

выполнение мероприятий по проектированию (за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной);

выполнение необходимых требований к схеме приема электрической энергии (от точки присоединения, указанной в настоящих технических условия, до ЩУ объекта; построить ВЛИ-0,4 кВ проводом СИП или проложить КЛ-0,4 кВ расчетного сечения с применением необходимой арматуры для подключения энергопринимающих устройств заявительницы к сетям АО «ПСК»);

выполнение необходимых требований к электроустановке (заземление и защиту от перенапряжения выполнить согласно требованиям нормативных документов, регулирующих правила эксплуатации электроустановок);

выполнение необходимых требований к схеме расчетного учета электрической энергии (на внешней стороне границы земельного участка установить щит учета с вводным автоматическим выключателем номиналом 35 А и прибором учета с возможностью опломбировки; щит учета должен располагаться на высоте от 0,8 до 1,4 метра от поверхности земли; рекомендуемая степень защиты не ниже IP54; в случае необходимости предусмотреть дополнительный обогрев).

Однако, АО «ПСК» не представило никаких пояснений относительно выполнения/невыполнения К. мероприятий, предусмотренных вышеуказанным договором и техническими условиями.

Кроме того, по информации АО «ПСК» в целях осуществления технологического присоединения объекта К. сетевой организацией 21 января 2019 года был заключен договор подряда №32-19 с ООО «Базис». Вместе с тем договор с заявительницей был заключен лишь 30 сентября 2019 года. Из представленной в письме от 01 апреля 2022 года №6061 жалобы ООО «Базис» от 29 сентября 2020 года №100-ДТ не удалось установить по какому вопросу были направлены обращения обществом в адрес Министерства природных ресурсов и экологии РФ.

Так, по состоянию на назначенные определением от 11 марта 2022 года дату и время составления протокола об административном правонарушении не представилось возможным определить меры, принимаемые АО «ПСК» по недопущению нарушения требований пункта 3 Правил технологического присоединения, а, следовательно, и установить степень вины общества.

Определением от 04 апреля 2022 года «О продлении срока административного расследования по делу об административном правонарушении №010/04/9.21-153/2022» срок административного расследования по настоящему делу был продлен до 04 мая 2022 года; составление и подписания протокола назначено на 11 часов 30 минут 04 мая 2022 года. В соответствии с определением дополнительные документы (сведения) надлежало представить АО «ПСК», К.

04 апреля 2022 года должностным лицом Карельского УФАС России было вынесено определение «Об истребовании дополнительных необходимых сведений по делу об административном правонарушении №010/04/9.21-153/2022», в соответствии с которым ООО «Базис» надлежало представить следующие документы и сведения: 

-копии обращений, направленных ООО «Базис» в адрес Министерства природных ресурсов и экологии РФ (указаны в жалобе ООО «Базис» от 29 сентября 2020 года №100-ДТ);

-письменные пояснения относительно причин, препятствующих выполнению ООО «Базис» в установленный договором подряда от 21 января 2019 года №32-19 срок мероприятий по строительству ВЛЗ-10 кВ от опоры №91/18 ВЛ-10 кВ ф. Л-34-04, строительству КТП 10/0,4 кВ, строительству ВЛи-0,4 кВ для технологического присоединения к электрическим сетям группы заявителей Лахденпохского района п.Сорола»;

- перечень всех выполненных в рамках указанного договора мероприятий с приложением подтверждающих документов;

-любые иные сведения, пояснения необходимые для рассмотрения по существу вменяемого правонарушения.

В письме от 12 апреля 2022 года (вх. №1882) К. сообщила, что в августе 2020 года приобрела все необходимые материалы для установки щита учета (кроме прибора учета). При этом пункт 11.2 технических условий, по мнению заявительницы, выполнить невозможно в связи с тем, что АО «ПСК» пункт 7 технических условий АО «ПСК» не выполнило, где будет находиться опора – неизвестно. Пункт 11.3 технических условий вытекает из пункта 11.2 технических условий, так, устанавливать щит учета на границе земельного участка заявительницы имеет смысл только после того как сетевая организация начнет работы по исполнению договора, поскольку заявительнице придется повторно покупать материалы и повторно устанавливать щит учета (повторно оплачивать работу специалистов).

В связи с тем, что никаких работ в течении 2020 года АО «ПСК» не проводило, К. и еще несколькими собственниками и арендаторами соседних земельных участков, находящихся в такой же ситуации, в адрес сетевой организации был направлен запрос о выполнении обязательств по заключенным с ними договорам об осуществлении технологического присоединения. В письме от 18 января 2021 года №612 АО «ПСК» гарантировала выполнение мероприятий по договору №ЛД0093-19 в полном объеме в течение 3 месяцев с даты урегулирования вопроса выделения земельного участка лесного фонда под строительство объектов электросетевого хозяйства.

При этом в сентябре 2021 года собственник земельного участка получил ответ на запрос по срокам исполнения договора №ЛД0081-20, в котором не было ссылок на то, что есть проблемы с согласованием выделения земельного участка лесного фонда, а есть проблемы с финансированием (исх. от 09 сентября 2021 года №16715). Так, из указанного ответа сетевой организации К. сделала вывод, что АО «ПСК» не собирается исполнять обязательства по заключенному с ней договору.

Вместе с тем заявительница отмечает, что срок действия технических условий от 30 сентября 2019 года №ЛДОО93-19 2 года, однако, за это время АО «ПСК» не сделало ничего для обеспечения ее обязанности по выполнению мероприятий по технологическому присоединению.

Письмом от 14 апреля 2022 года №6916 (вх. от 15 апреля 2022 года №1945) АО «ПСК» ходатайствовало о продлении срока представления запрашиваемой информации до 22 апреля 2022 года включительно.

Письмом от 21 апреля 2021 года №7440 (вх. №2047) АО «ПСК» представило запрашиваемые документы, а также ходатайствовало о снижении размера административного штрафа на основании положений части 1, части 3, в том числе пункта 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, подпункта 2, подпункта 4 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ, в том числе в связи с невозможностью осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств К. в установленный договором срок, ввиду наличия обязанности по разработке и согласованию документации по планировке и межеванию территории в месте планируемого размещения ОЭХ АО «ПСК» для технологического присоединения заявительницы, а также факты несоблюдения со стороны Минприроды России и ФГБУ «Государственный заповедник «Кивач»  сроков для согласования направленных в их адрес документов по планировке и межеванию территории и направления ответов на письма и запросы, направляемые в их адрес в целях получения указанных согласований.

Кроме того, в указанном письме сетевая организация отметила, что уведомление о выполнении технических условий от заявительницы в адрес АО «ПСК» не поступало.

 Относительно включения в качестве мероприятия в целях осуществления технологического присоединения объекта заявительницы – заключения договора подряда от 21 января 2019 года №32-19 с ООО «Базис» сетевая организация пояснила, что в АО «ПСК» отсутствуют сотрудники, обладающие необходимыми навыками и квалификацией, требуемые для осуществления выполнения инженерных изысканий, разработки и согласования и документации по планировке и межеванию территории в месте планируемого размещения ОЭХ АО «ПСК»  в целях осуществления технологического присоединения объекта заявительницы.

Так, в целях выполнения обязательств по технологическому присоединению объектов заявителей п.Сорола Лахденпохского района Республики Карелия, чьи объекты для технологического присоединения к электрическим сетям располагаются в кадастровом квартале 10:12:0022204, АО «ПСК» было принято решение о привлечении подрядчика, имеющего соответствующих специалистов для выполнения вышеуказанных работ, в связи с чем, в рамках Федерального  закона от 18 июля 2011 года №223-ФЗ « О закупках товаров, работ, услуг отдельными  видами юридических лиц» АО «ПСК» провело конкурные процедуры на выбор подрядной организации (извещение №3180728620), по результатам которых с ООО «Базис» был заключен договор подряда №32-19 от 21 января 2019 года.

Как следует из пункта 1.2 договора №ЛД0093-19, объект заявительницы, планируемый к технологическому присоединению к электрическим сетям АО «ПСК», располагается на земельном участке, то есть в том же квартале 10:12:0022204, что и объекты заявителей, в чьих интересах заключен договор подряда от 21 января 2019 года №32-19, в связи с чем, при выполнении ООО «Базис» работ по указанному договору, АО «ПСК», выполнит мероприятия по технологическому присоединению объекта К.

В свою очередь ООО «Базис» не получило определение от 04 апреля 2022 года «Об истребовании дополнительных необходимых сведений по делу об административном правонарушении №010/04/9.21-153/2022», почтовое отправление с копией определения возвращено в адрес Карельского УФАС России по истечении срока хранения.

04 мая 2022 года в отсутствие потерпевшей и представителя АО «ПСК», надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте составления протокола, был составлен протокол об административном правонарушении.

Определением от 06 мая 2022 года «О назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении №010/04/9.21-153/2022» настоящее дело было назначено к рассмотрению на 20 мая 2022 года в 14 часов 30 минут. В соответствии с определением сетевой организации надлежало представить следующие документы и сведения:

- всю имеющуюся переписку сетевой организации с ООО «Базис» по вопросу исполнения обществом мероприятий в рамках договора от 21 января 2019 года №32-19;

- перечень всех выполненных ООО «Базис» в рамках договора от 21 января 2019 года №32-19 мероприятий с приложением подтверждающих документов;

- меры, предпринимаемые АО «ПСК» для исполнения ООО «Базис» мероприятий по договору от 21 января 2019 года №32-19;

- пояснить вносились ли в договор от 21 января 2019 года №32-19 изменения, касающиеся срока исполнения обязательств по вышеуказанному договору;

- пояснить применялись ли штрафные санкции за несвоевременное исполнение ООО «Базис» обязательств по договору от 21 января 2019 года №32-19;

- любые иные сведения, пояснения необходимые для рассмотрения по существу вменяемого правонарушения (за исключением ранее представленных).

Письмом от 20 мая 2022 года №б/н (вх. №2584) АО «ПСК» ходатайствовало об отложении рассмотрения административного дела №010/04/9.21-153/2022 на иную дату, в связи с тем, что вышеуказанное определение поступило в адрес сетевой организации 17 мая 2022 года и содержит перечень вопросов, которые требуют от нее сбора подробной информации в разных профильных структурных подразделениях АО «ПСК», а установленного в определение срока объективно недостаточно для предоставления полного объема запрошенной информации.

Определением от 20 мая 2022 года «О продлении срока рассмотрения дела об административном правонарушении №010/04/9.21-153/2022» в отсутствие потерпевшей и представителя АО «ПСК», надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения дела, срок рассмотрения указанного дела был продлен до 20 июня 2022 года; настоящее дело было назначено к рассмотрению на 15 июня 2022 года в 16 часов 00 минут. В соответствии с определением сетевой организации надлежало представить следующие документы и сведения:

- всю имеющуюся переписку сетевой организации с ООО «Базис» по вопросу исполнения обществом мероприятий в рамках договора от 21 января 2019 года №32-19;

- перечень всех выполненных ООО «Базис» в рамках договора от 21 января 2019 года №32-19 мероприятий с приложением подтверждающих документов;

- меры, предпринимаемые АО «ПСК» для исполнения ООО «Базис» мероприятий по договору от 21 января 2019 года №32-19;

- пояснить вносились ли в договор от 21 января 2019 года №32-19 изменения, касающиеся срока исполнения обязательств по вышеуказанному договору;

- пояснить применялись ли штрафные санкции за несвоевременное исполнение ООО «Базис» обязательств по договору от 21 января 2019 года №32-19;

- любые иные сведения, пояснения необходимые для рассмотрения по существу вменяемого правонарушения (за исключением ранее представленных).

Во исполнение определения, письмом от 08 июня 2022 года №10572 (вх. №2975) АО «ПСК» пояснило, что ООО «Базис», выполнив первые два этапа договора подряда №32-19 от 21 января 2019 года, в настоящее время осуществляет выполнение 3 этапа работ по договору, в частности согласование и утверждение ППТ и ПМТ в органах исполнительной власти и местного самоуправления для строительства объектов электросетевого хозяйства в целях выполнения обязательств по технологическому присоединению объектов заявителей п.Сорола Лахденпохского района Республики Карелия, в том числе объекта К.

Вместе с тем АО «ПСК» осуществляет периодическую проверку хода работ, выполняемых обществом (устные запросы сведений и документов), в целях исполнения ООО «Базис» мероприятий по договору подряда №32-19 от 21 января 2019 года.

Однако, изменения в вышеуказанный договор, касающиеся срока исполнения обязательств, не вносились; штрафные санкции за несвоевременное исполнение ООО «Базис» обязательств по договору АО «ПСК» не применяло.

Рассмотрение административного дела состоялось в назначенное время.

Оценив в порядке статьи 26.11 КоАП РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, правомерно констатировать, что собранные в рамках административного дела документы и сведения свидетельствуют о нарушении АО «ПСК» Правил технологического присоединения. В рассматриваемом случае вменяемое сетевой организации правонарушение (пункт 3 Правил технологического присоединения) выражено не в нарушении срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению объекта К., а в длящемся нарушении прав заявительницы на надлежащее получение услуги по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к электрическим сетям и отсутствие возможности энергоснабжения объекта, к которому привело длительное неправомерное уклонение от выполнения мероприятий по технологическому присоединению.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Пунктом 3 статьи 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в его совершении.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

АО «ПСК» не представило доказательств невозможности соблюдения требований законодательства Российской Федерации об электроэнергетике в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.

Не смотря на то, что пунктом 8.1 договора подряда №32-19 от 21 января 2019 года, что указанный договор действует до полного исполнения сторонами обязательств, тем не менее пункт 1.4. договора предусматривает срок выполнения работ до 28 июня 2019 года. Однако, АО «ПСК» после истечения указанного срока не воспользовалось возможностью расторгнуть договор (раздел 5 «Расторжение договора»), тем самым повлияв на сроки реализации технологического присоединения.

Таким образом, рассматриваемое административное правонарушение является противоправным, виновным, лицо его совершившее, не могло не осознавать противоправный характер своих действий, но им не были предприняты все зависящие от него меры для соблюдения норм законодательства, ответственность за нарушение которых предусмотрена КоАП РФ.

Место совершения административного правонарушения – район поселка Сорола, Лахденпохский район, Республика Карелия.

Время совершения административного правонарушения (пункта 3 Правил технологического присоединения) является период времени с даты заключения договора – 30 сентября 2019 года по дату составления протокола по настоящему делу – 04 апреля 2022 года.

Срок давности привлечения АО «ПСК» к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент вынесения настоящего постановления не истек.

Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

По настоящему делу в качестве отягчающего обстоятельства признается повторное совершение однородного административного правонарушения.

Относительно ходатайства АО «ПСК» о применении положения пункта 3.2. части 3 статьи 4.1 КоАП РФ, предусматривающего, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей, отмечаю следующее.

Наличие отягчающего ответственность обстоятельства не исключает возможность снизить штраф. Принимая во внимание сложившуюся в настоящее время для всех сфер экономики страны сложную финансовую ситуацию, учитывая независящие обстоятельства настоящего дела от сетевой организации, характер допущенного нарушения, конституционный принцип соразмерности административного наказания, а также дифференциацию публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба и с учетом позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 №4-П, на основе применения частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ полагаю возможным снизить минимальный размер административного штрафа, предусмотренный санкцией части 2 статьи 9.21 КоАП РФ до 300 000 руб., то есть до меры ответственности, которая не утрачивает своего предназначения, наиболее соразмерна характеру совершённого правонарушения, степени вины нарушителя и наступившим последствиям, а также отвечает принципам юридической ответственности.

Касательно возможности применения статьи 2.9 КоАП РФ отмечаю следующее.

Статьей 2.9. КоАП РФ предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место в исключительных случаях. При квалификации правонарушения в качестве малозначительного следует исходить из конкретных обстоятельств его совершения.  Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения, а учитываются при назначении наказания.   

Оценив характер допущенного правонарушения и степень его общественной опасности, не установлено исключительных обстоятельств, свидетельствующих о его малозначительности. Данное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям сетевой организации. В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в ущемлении интересов граждан-потребителей, обратившихся с заявками о заключении договоров об осуществлении технологического присоединения.

Кроме того, граждане-потребители являются экономически слабой стороной в данных правоотношениях.

В соответствии со статьей 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.

Из материалов настоящего дела следует, что АО «ПСК», заключив с К. договор об осуществлении технологического присоединения 30 сентября 2019 года, не предприняло действенных мер к исполнению принятых обязательств.  В связи с изложенным в рассматриваемом случае причиной, способствовавшей совершению административного правонарушения, является пренебрежительное отношение к нормативно установленной обязанности по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявительницы к сетям сетевой организации к установленному сроку.  Условием, способствовавшим совершению административного правонарушения, следует признать ненадлежащую организацию работ по исполнению обязательств по технологическому присоединению. 

В материалах дела отсутствуют обстоятельства, указывающие на возможность прекращения производства по настоящему делу; данное правонарушение не может быть признано и малозначительным. Состав вменяемого правонарушения формальный, не требующий установления причинения вреда обществом.

Карельским УФАС России предприняты все меры для реализации АО «ПСК» своих прав и защиты законных интересов.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 4.1, 4.5, 9.21, 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ, заместитель руководителя Карельского УФАС России,

 

 

 

 

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

1. Наложить на юридическое лицо – АО «Прионежская сетевая компания» (ИНН 1001013117, ОГРН 1061001073242, дата регистрации 01 ноября 2006 года; ул.Новосулажгорская, д. 22, г. Петрозаводск, 185013) за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, административный штраф в размере 300 000 (триста тысяч) рублей 00 копеек.

 

2. Выдать АО «ПСК» представление о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

 

Реквизиты для перечисления штрафа:

Получатель платежа - УФК по Республике Карелия (Карельское УФАС России)

ИНН 1001041153 

КПП 100101001

Номер казначейского счета (корр. счет) - 03100643000000010600

Номер банковского счета, входящего в состав ЕКС – 40102810945370000073

Банк получателя - Отделение –НБ Республика Карелия (УФК по Республике

Карелия)

БИК банка 018602104

Код ОКТМО 86701000

КБК 161 1 16 01091 01 0021 140

Назначение платежа: штраф за нарушение законодательства Российской Федерации об электроэнергетике (дело №010/04/9.21-153/2022).

 

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения сроков отсрочки, рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ, при отсутствии документа или информации, свидетельствующих об уплате административного штрафа, соответствующие материалы направляются судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа. Кроме того, составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

В соответствии со статьей 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление   по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

 

Заместитель руководителя управления             

Связанные организации

Связанные организации не указаны