Постановление №010/04/14.3-225/2019 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о наложении штрафа по делу №010/04/14.3-225/20... от 29 апреля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (далее – Карельское УФАС России) ***, рассмотрев  материалы дела об административном правонарушении №010/04/14.3-225/2019, возбужденного в отношении должностного лица – главного редактора газеты «Вперед, Онежские зори», исполняющего обязанности генерального директора и главного бухгалтера ООО «Вперед плюс» по факту нарушения части 1 статьи 28 Федерального закона от 13 марта 2006 года №38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»), ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

в отсутствие Б., надлежащим образом уведомленной о дате, времени и месте рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Прокуратурой Медвежьегорского района проведена проверка ООО «Вперед плюс» на предмет соблюдения требований федерального законодательства о рекламе, в ходе которой установлено следующее.

ООО «Вперед плюс» в соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ зарегистрировано по адресу: ул. Дзержинского, 22, г. Медвежьегорск; основным видом деятельности является издание газет. Так, именно ООО «Вперед плюс» является учредителем и издателем газеты «Вперед, Онежские зори» (свидетельство о регистрации СМИ: ПИ ТУ 10-00232 от 08 ноября 2012 года). Главным редактором газеты «Вперед, Онежские зори», исполняющим обязанности генерального директора и главного бухгалтера ООО «Вперед плюс» в период с 20 марта 2014 года и по настоящее время является Б. (приказ от 20 марта 2014 года №13).

Материалами дела подтверждается, что между ООО «Вперед плюс» и ООО МКК «Уральский дом займов» заключен гражданско-правовой договор, по условиям которого ООО «Вперед плюс» размещает на страницах газеты «Вперед, Онежские зори» информационные и рекламные материалы, объявления по письменной заявке ООО МКК «Уральский дом займов» на любой заявленной им полосе. В свою очередь ООО МКК «Уральский дом займов» обязуется оплатить оказанные услуги.

В соответствии с условиями названного договора ООО МКК «Уральский дом займов» направило (на бумажном носителе и флэш-накопителе) в адрес ООО «Вперед плюс» (вх. от 15 августа 2018 года) заявку на размещение рекламы размером 5,5*10 см следующего содержания: «Быстрые деньги. От 1000 до 15000 рублей. До зарплаты или пенсии от 0,7% * в день! Без справок и поручителей Без открытых комиссий, штрафов Без коллекторов Выгодная фиксированная ставка Оформление за 15 минут Индивидуальный подход к каждому клиенту Адрес: г. Медвежьегорск, ул. Дзержинского, д. 17, 2 этаж телефон +79114079384» (нижняя часть текста рекламы, содержащая существенные условия предоставления займа, является нечитаемой виду использования мелкого шрифта).

Указанный рекламный блок был размещен в трех выпусках газеты «Вперед, Онежские зори», а именно на странице 8 выпуска от 06 марта 2019 года (№9 (326)), от 13 марта 2019 года (№10 (327)) и от 20 марта 2019 года (№11 (328)).

Вместе с тем действующее рекламное законодательство отражает следующее.

Статьей 3 ФЗ «О рекламе» закреплены основные понятия. Так, реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

- объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;

- товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации;

- рекламодатель –изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;

-рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Рекламируемые ООО МКК «Уральский дом займов» услуги по выдаче займов следует отнести к финансовым услугам ввиду того, что в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» непосредственно под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц. Под финансовой организацией понимается хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги.

Таким образом, деятельность ООО МКК «Уральский дом займов» по выдаче займов является финансовой услугой, оказываемой обществом, при рекламировании которой надлежит соблюдать требования статьи 28 ФЗ «О рекламе».

Рассматриваемый информационный блок полностью соответствуют понятию рекламы, так как круг лиц не может быть заранее определен в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования – финансовых услуг по предоставлению займов, призвана формировать и поддерживать интерес к ООО МКК «Уральский дом займов» и оказываемым им услугам, способствует продвижению их на рынке.

В силу части 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» под ненадлежащей рекламой понимается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы (часть 7 статьи 5).

Согласно части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

Исходя из пункта 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

При этом частью 3 этой же статьи предусмотрено, что если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

Как видно из имеющихся в материалах настоящего дела копий страниц газеты «Вперед, Онежские зори» рекламный блок «Быстрые деньги» ООО МКК «Уральский дом займов» условно можно разделить на две информационные части:

1) основная часть, написанная крупным шрифтом: «Быстрые деньги. От 1000 до 15000 рублей. До зарплаты или пенсии от 0,7% * в день! Без справок и поручителей Без открытых комиссий, штрафов Без коллекторов Выгодная фиксированная ставка Оформление за 15 минут Индивидуальный подход к каждому клиенту Адрес: г.Медвежьегорск, ул. Дзержинского, д. 17 (ТЦ «К*Маркет»), 2 этаж. Телефон +79114079384»;

2) часть, написанная мелким, расплывчатым шрифтом, прочитать которую не представляется возможным.

Как следует из пункта 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08 октября 2012 года №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования (часть 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе»). При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

В соответствии с письмом ФАС России от 11 сентября 2012 года №АК/29603 при оценке рекламы, содержащей информацию, указанную мелким, трудным для восприятия шрифтом, следует учитывать то, что, исходя из понятия рекламы, она предназначается для распространения среди неопределенного круга лиц, в связи с чем вся информация, включая обязательные к указанию сведения, должна быть доступна для потребителей при ознакомлении с рекламой без специальных усилий и применения специальных средств.

При этом то обстоятельство, что нормами ФЗ «О рекламе» не установлен размер шрифта, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым, поскольку как следует из положений статьи 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей.

С учетом изложенного, в случае когда условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, отсутствие которой способно обмануть их ожидания, сформированные рекламой, формально присутствуют в рекламе, однако форма представления сведений такова, что данная информация не может быть воспринята потребителями, следует признать, что данные сведения не были доведены для неопределенного круга лиц надлежащим образом, в связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию и вводится в заблуждение относительно предлагаемой услуги.

Учитывая положения ФЗ «О рекламе», постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», а также то, что существенная информация о рекламируемой услуге представлена с использованием нечитаемого шрифта (что не позволяет достоверно идентифицировать лицо, оказывающее такие услуги), должностное лицо Карельского УФАС России приходит к выводу о наличии нарушения части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

Кроме того, в рассматриваемой рекламе указан процент (0,7% в день), но иные условия оказания соответствующей услуги, влияющие на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, отсутствуют (напечатаны мелким, нечитаемым шрифтом). Указанный факт свидетельствует о нарушении пункта 2 части 2 статьи 28, части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Вместе с тем должностное лицо Карельского УФАС России полагает необходимым отметить, что сведения Прокуратуры Медвежьегорского района о несоответствии размещенной рекламы рекламе, представленной ООО МКК «Уральский дом займов», не нашли своего подтверждения в ходе изучения материалов настоящего дела об административном правонарушении (в заявке от 15 августа 2018 года, равно как и в рекламных блоках процент один и тот же и равен 0,7% в день).

Как указывалось выше, рассматриваемый рекламный блок был размещен в газете «Вперед, Онежские зори на странице 8 выпуска от 06 марта 2019 года (№9 (326)), от 13 марта 2019 года (№10 (327)) и от 20 марта 2019 года (№11 (328)) на основании заключенного между ООО «Вперед» и ООО МКК «Уральский дом займов» договора и заявки на размещение рекламы от 15 августа 2018 года.

В силу пунктов 5 и 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе», а также исходя из условий указанного выше договора, рекламодателем указанной рекламы является ООО МКК «Уральский дом займов», рекламораспространителем – ООО «Вперед» (учредитель газеты «Вперед, Онежские зори»).

В соответствии с частями 4 и 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» нарушение рекламораспространителем части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Ответственность за иные нарушения, поименованные в постановлении Прокуратуры Медвежьегорского района, а именно за нарушение пункта 2 части 2 статьи 28, части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе», лежит на рекламодателе.

Частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-5 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса в виде административного штрафа для должностных лиц в размере от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей.

В силу статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. При этом совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.

Статья 19 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года №2124-1 «О средствах массовой информации» устанавливает, что ответственность за выполнение требований, предъявляемых к деятельности средств массовой информации, несет главный редактор.

Согласно приказу от 01 ноября 2012 года №2 на должность главного редактора газеты «Вперед, Онежские зори» назначена Б.

Таким образом, применительно к положениям статьи 2.4 КоАП РФ Б. является должностным лицом, подлежащим привлечению к административной ответственности.

По факту совершенного административного правонарушения 08 апреля 2019 года Прокурором Медвежьегорского района вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.

В соответствии со статьей 23.48 КоАП РФ названное постановление направлено в адрес антимонопольного органа для рассмотрения по существу (вх. Карельского УФАС России от 12 апреля 2019 года №1843).

Определением от 16 апреля 2019 года «О назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении №010/04/14.3-225/2019 настоящее дело было назначено к рассмотрению на 26 апреля 2019 года.

Письмом от 26 апреля 2019 года Б. просила рассмотреть административное дело в ее отсутствие, согласившись с вменяемым правонарушением. Б. также обязалась впредь подобные нарушения не допускать, просила смягчить наказание (нарушение совершено впервые, получения какой-либо материальной выгоды не преследовалось).

Рассмотрение настоящего дела состоялось в назначенное время.

Оценив в порядке статьи 26.11 КоАП РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, должностное лицо Карельского УФАС России отмечает следующее.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Пунктом 3 статьи 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в его совершении.

Должностным лицом – главным редактором ООО «Вперед, Онежские зори» не были предприняты все возможные, зависящие от неё меры и действия по соблюдению законодательства о рекламе - было допущено распространение ненадлежащей рекламы. Доказательств иного в материалы дела не представлено.

Таким образом, рассматриваемое административное правонарушение является противоправным, виновным, лицо его совершившее, не могло не осознавать противоправный характер своих действий, но им не были предприняты все зависящие от него меры для соблюдения норм законодательства, ответственность за нарушение которых предусмотрена КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 4.5. КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе составляет один год со дня совершения административного правонарушения.

Дата совершения административного правонарушения:

- 06 марта 2019 года, 13 марта 2019 года, 20 марта 2019 года – даты выпуска №9 (326), №10 (327), №11 (328) газеты «Вперед, Онежские зори» с нечитаемым на странице 8 текстом рекламы финансовых услуг.

 Таким образом, срок давности для привлечения к административной ответственности на момент вынесения постановления не истек.

Место совершения данного административного правонарушения – ул. Дзержинского, 22, г. Медвежьегорск, Республика Карелия (юридический адрес ООО «Вперед плюс»).

Исходя из вышеизложенного, в действиях должностного лица – главного редактора газеты «Вперед, Онежские зори» установлен состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ в качестве смягчающего административную ответственность обстоятельства принимается добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение, оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении, а также тот факт, что Белова Т.Г. признает факт нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Касательно возможности применения статьи 2.9 КоАП РФ должностное лицо Карельского УФАС России отмечает следующее.

Статьей 2.9. КоАП РФ предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место в исключительных случаях. При квалификации правонарушения в качестве малозначительного следует исходить из конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения, а учитываются при назначении наказания.

Оценив характер допущенного правонарушения и степень его общественной опасности, должностное лицо Карельского УФАС России не установило исключительных обстоятельств, свидетельствующих о его малозначительности. Данное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок предоставления потребителю информации о лице, оказывающем финансовые услуги, что само по себе создает существенную угрозу охраняемым общественным отношениям.

В материалах дела отсутствуют обстоятельства, указывающие на возможность прекращения производства по настоящему делу; данное правонарушение не может быть признано и малозначительным.

Карельским УФАС России предприняты все меры для реализации Б. своих прав и защиты законных интересов.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 4.1, 4.5, 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ, заместитель руководителя Карельского УФАС России

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Наложить на главного редактора газеты «Вперед, Онежские зори» за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, административный штраф в размере 4000 (четыре тысячи) рублей 00 копеек.

 

Реквизиты для перечисления штрафа:

Банк получателя: Отделение - НБ Республики Карелия г. Петрозаводск

БИК 048602001

Получатель: ИНН 1001006825, КПП 100101001

Управление Федерального казначейства по Республике Карелия (Прокуратура Республики Карелия)

Счет № 40101810600000010006

Код ОКТМО 86701000

КБК 41511690010016000140

Назначение платежа: прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в федеральный бюджет

 

Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу в сроки, предусмотренные статьей 31.1 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ, штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения сроков отсрочки, рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ, при отсутствии документа или информации, свидетельствующих об уплате административного штрафа, соответствующие материалы направляются судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа. Кроме того, составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

В соответствии со статьей 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление   по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

 

 

 

 

 

 

 

Заместитель руководителя управления                                                                      ***

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны