Постановление №010/04/9.21-638/2023 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о наложении штрафа по делу №010/04/9.21-638/20... от 9 января 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу №010/04/9.21-638/2023

об административном правонарушении

 

09 января 2024 года                                                                                                            г. Петрозаводск

 

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (далее – Карельское УФАС России),  рассмотрев материалы дела об административном правонарушении №010/04/9.21-638/2023, возбужденного  в отношении публичного  акционерного общества «Россети Северо-Запад» (ОГРН  1047855175785; ИНН 7802312751; почтовый адрес: 196247, г.Санкт-Петербург, площадь Конституции, д.3, литера «А», пом. 16-Н; Карельский филиал ПАО «Россети Северо-Запад» - почтовый адрес: 185035, Республика Карелия, ул. Кирова, д.45; далее – ПАО «Россети Северо-Запад», общество) по факту нарушения Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года №861, далее – Правила технологического присоединения), ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в присутствии представителя ПАО «Россети Северо-Запад» Н Е.С. (личность установлена на основании паспорта, копия доверенности от 15 февраля 2023 года  №18-23 приобщена к материалам дела), в отсутствие заявителей, надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛ:

 

В адрес Карельского УФАС России  21 сентября 2023 года (вх. №5458-ЭП/23, №5485-ЭП/23) поступили заявления Р А С Б НА (далее - заявители) с жалобами на действия ПАО «Россети Северо-Запад», выразившиеся в нарушении срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению принадлежащих им энергопринимающих устройств.

Из заявлений следует, что между заявителями и ПАО «Россети Северо-Запад» заключены договоры об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, в соответствии с условиями которых сетевая организация приняла на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения жилых домов, расположенных в п.Мийнала Лахдепохского района Республики Карелия:

 

Заявитель(заявительница)

Кадастровый номер земельного участка

Номер договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям

 

 

КАР-03425-Э-С/22

 

 

КАР-03386-Э-С/22

 

Согласно заключенным договорам срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 1 год со дня их заключений. Исходя из того факта, что обязанности по оплате выполнены заявителями  13 сентября 2022 года (Б Н.А)  и 14 сентября 2022 года (Р А.С.),  сроки осуществления мероприятий по технологическому присоединению истекли 13 сентября 2023 года и 14 сентября 2023 года, соответственно.

Технические условия для присоединения к электрическим сетям (далее-технические условия) являются неотъемлемой частью каждого из договоров.

Анализ технических условий отражает их идентичность в части возложенных на сетевую организацию и заявителей мероприятий, максимальной присоединяемой мощности, категории надежности, класса напряжения электрических сетей, источника питания.

Так, из пунктов 3,4,5,8 технических условий следует, что максимальная мощность присоединяемых электроустановок заявителей составляет 15 кВт, категория надежности – третья, класс напряжения электрический сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение - 0,4 кВ, источник питания – ВЛ-0, 4 кВ от ТП-904 Мийнала фидер 1 (ПС 35 кВ Куокканиеми (ПС 2С)).

В силу пункта 10 технических условий сетевая организация осуществляет:

строительство необходимого количества ЛЭП-0,4 кВ от ближайшей опоры (предварительно №29) существующей ЛЭП-0,4 кВ Л-1 от ТП-904 до границы земельного участка;

выполнение требований к системе релейной защиты и устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности,  а также требований действующих НТД;

выполнение требований к приборам учета электрической энергии (мощности) и иному оборудованию, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), а также требований действующих НТД;

допуск в эксплуатацию прибора учета электрической энергии, указанного в предыдущем пункте;

обеспечение возможности действиями заявителя осуществить фактическое присоединение объектов заявителя к электрическим сетям и фактический прием (подачу) напряжения и мощности для потребления энергопринимающими устройствами заявителя электрической энергии (мощности) в соответствии с законодательством Российской Федерации и на основании договоров, обеспечивающих продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке.

Согласно пункту 11 технических условий заявитель (заявительница) осуществляет:

монтирование энергопринимающих установок в соответствии с действующими ПУЭ и другими НТД на объекте, указанном в договоре;

строительство необходимого количества ЛЭП от точки присоединения до ВРУ (сборного электрического щита и т.д.) объекта (при необходимости);

выполнение требований к коммутационным аппаратам (устройства защиты, устанавливаемые в сетях заявительницы, должны автоматически отключать защищаемую цепь при ненормальных режимах в сетях заявительницы; номинальный ток устройств контроля величины максимальной мощности, устанавливаемый в сетях заявительницы, должен соответствовать величине заявляемой максимальной мощности);

предоставление сетевой организации на безвозмездной основе мест установки приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, необходимого для обеспечения коммерческого учета электрической энергии и обеспечения сетевой организации действиями заявителя осуществить фактическое присоединение объектов заявителя к электрическим сетям и фактический прием (подачу) напряжения и мощности для потребления энергопринимающими устройствами заявителя электрической энергии (мощности) и доступ к таким местам;

выполнение требований Инструкции, содержащей последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности.

Вместе с тем на момент возбуждения настоящего дела технологические присоединения не осуществлены.

Изучив действующую на момент подачи заявки на технологическое присоединение нормативно-правовую базу в сфере электроэнергетики, полагаю необходимым отразить следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее — ФЗ «Об электроэнергетике») технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Правила технологического присоединения определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации.

Пункт 2 Правил технологического присоединения распространяет их действие, в том числе на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, присоединенная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.

В силу пункта 3 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Согласно пункту 6 Правил технологического присоединения технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами.

В свою очередь пунктом 7 Правил технологического присоединения установлена поэтапная процедура технологического присоединения, из которой следует, что при исполнении процедуры технологического присоединения сторонам надлежит, в том числе выполнить мероприятия по технологическому присоединению (каждой стороне договора в соответствии с условиями договора и техническими условиями) и сетевой организации обеспечить возможность осуществления действиями заявителя фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности для потребления энергопринимающими устройствами и электрической энергии (мощности) в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании договоров, заключаемых заявителем на розничном рынке в целях обеспечения поставки электрической энергии.

Пунктом 7 (1) Правил технологического присоединения предусмотрено, что в отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5), 13(8) и 14 настоящих Правил, положения разделов I, II и IX настоящих Правил применяются, если разделом X настоящих Правил не установлено иное.

Заявители относятся к категории лиц, указанных в пункте 14 Правил технологического присоединения.

Сроки технологического присоединения установлены подпунктом «б» пункта 16 Правил технологического присоединения и являются существенным условием договора об осуществлении технологического присоединения.

Особенности технологического присоединения заявителей-физических лиц, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 15 кВт включительно и которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, урегулированы разделом X Правил технологического присоединения (пункты 103-112).

Пунктом 103 Правил технологического присоединения предусмотрено, что договор между сетевой организацией и заявителями, указанными, в том числе в пункте 14 настоящих Правил, заключается путем направления заявителю выставляемого сетевой организацией счета для внесения платы (части платы) за технологическое присоединение и оплаты заявителем указанного счета.

При этом в силу пункта 104 Правил технологического присоединения наличие заключенного заявителями, указанными, в том числе в пункте 14 настоящих Правил, договора подтверждается документом об оплате такими заявителями счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил.

Договор считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами, со дня оплаты заявителем счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил.

В соответствии с пунктом 105 Правил технологического присоединения в отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает на своем официальном сайте или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», определяемом Правительством Российской Федерации, в отдельном разделе (далее - личный кабинет потребителя):

условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с настоящими Правилами для соответствующей категории заявителей;

счет, предусмотренный пунктом 103 настоящих Правил;

технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с пунктом 25(1) настоящих Правил, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и 

сетевой организации, и проект договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица гарантирующего поставщика, указанного в заявке в соответствии с подпунктом «л» пункта 9 настоящих Правил (в случае, если заявитель указал гарантирующего поставщика в качестве субъекта, у которого он намеревается приобретать электрическую энергию);

инструкцию, содержащую последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности.

В свою очередь на основании пункта 106 Правил технологического присоединения заявитель обязан в течение 5 рабочих дней со дня выставления сетевой организацией счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил, оплатить указанный счет.

Абзацем 3 пункта 108 Правил технологического присоединения предусмотрено, что результатом исполнения обязательств сетевой организации по выполнению мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителей, указанных в пп. 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 Правил №861, кроме случаев, если технологическое присоединение энергопринимающих устройств таких заявителей осуществляется на уровне напряжения выше 0,4 кВ, является обеспечение сетевой организацией возможности действиями заявителя осуществить фактическое присоединение объектов заявителя к электрическим сетям и фактический прием (подачу) напряжения и мощности для потребления энергопринимающими устройствами заявителя электрической энергии (мощности) в соответствии с законодательством Российской Федерации и на основании договоров, обеспечивающих продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке. Исполнение сетевой организацией указанных обязательств осуществляется вне зависимости от исполнения обязательств заявителем (за исключением обязательств по оплате счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил).

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17 августа 1998 года №147-ФЗ «О естественных монополиях» субъект естественной монополии – хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Положениями части 1 статьи 4 ФЗ «О естественных монополиях» установлено, что оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественной монополии.

На основании приказа ФСТ России от 03 июня 2008 года №191-э «О включении (исключении) организации в (из) реестр (а) субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль» ПАО «Россети Северо-Запад», осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии, включено в Реестр субъектов естественных монополий.

Таким образом, оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественной монополии, в связи с чем субъект, оказывающий такие услуги, относится к субъектам естественной монополии. Услуги по технологическому присоединению являются неотъемлемой частью услуг по передаче электрической энергии. При таких обстоятельствах ПАО «Россети Северо-Запад» является лицом, на которое распространяется норма статьи 9.21 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 23.48 КоАП РФ Федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренные статьей 9.21 КоАП РФ.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении в числе прочего являются сообщения и заявления физических и юридических лиц.

Частью 3.3 статьи 28.1 КоАП РФ предусмотрено, что дела об административных правонарушениях, предусмотренные статьей 9.21 КоАП РФ, могут быть возбуждены федеральным антимонопольным органом, его территориальным органом без проведения контрольных (надзорных) мероприятий в случае, если в материалах, сообщениях, заявлениях, поступивших в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган, содержатся достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В силу части 2 статьи 9.21. КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

В связи с тем, что ПАО «Россети Северо-Запад» неоднократно привлекалось антимонопольным органом к административной ответственности как по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, так и по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ (постановление от 17 декабря 2022 года по делу  №010/04/9.21-811/2022 – штраф 300 000 руб.; постановление от 24 марта 2023 года по делу  №010/04/9.21-865/2022 – штраф 300 000 руб.; постановление от 29 марта 2023 года по делу  №010/04/9.21-107/2023 – штраф 300 000 руб.; постановление от 28 апреля 2023 года по делу  №010/04/9.21-155/2023 – штраф 300 000 руб.; постановление от 14 июня 2023 года по делу №010/04/9.21-307/2023 – штраф 300 000 руб.; постановление от 31 июля 2023 года по делу №010/04/9.21-356/2023 – штраф 600 000 руб.), в рассматриваемом случае применению подлежит часть 2 названной статьи КоАП РФ.

Объектом административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере электроэнергетики, возникающие при технологическом присоединении к инфраструктурным сетям.

Руководствуясь вышеуказанным, на основании предоставленных заявителями документов и сведений определением от 23 октября 2023 года было возбуждено настоящее дело и назначено проведение административного расследования; в качестве потерпевших к участию в деле привлечены Б Н.А., Р А.С.; составление и подписание протокола запланировано на 11 часов 30 минут 23 ноября 2023 года. В соответствии с определением сетевой организации надлежало представить ряд документов и сведений.

Во исполнение определения ПАО «Россети Северо-Запад» письмом от 30 октября 2023 года №МР2/3/119-06/9330 (вх. от 31 октября 2023 года №6165-ЭП/23) пояснило следующее.

1. 24 августа 2022 года через портал ТП.РФ (https://портал-тп.рф/platform/portal/tehprisEE_portal) поступила заявка Б Н.А. на осуществление технологического присоединения жилого дома,  расположенного по адресу: п.Мийнала, Лахденпохский район, Республика Карелия (кадастровый номер земельного участка).

26 августа 2022 года ПАО «Россети Северо-Запад» разместило в личном кабинете заявительницы запрос о предоставлении недостающих документов (исх. от 26 августа 2022 года №МР2/3-50/135-10/2335).

05 сентября 2022 года в адрес сетевой организации Б Н.А. представлены недостающие сведения, в связи с чем 12 сентября 2022 года ПАО «Россети Северо-Запад» разместило в личном кабинете заявительницы проект договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям №КАР-03386-Э-С/22, счет и технические условия.

 Исходя из того факта, что обязанность по оплате выполнена заявительницей  13 сентября 2022 года,  мероприятия по технологическому присоединению принадлежащего ей объекта подлежали выполнению не позднее 13 сентября 2023 года включительно.

2. 27 августа 2022 года через портал ТП.РФ (https://портал-тп.рф/platform/portal/tehprisEE_portal) поступила заявка Р А.С на осуществление технологического присоединения жилого дома,  расположенного по адресу: п.Мийнала, Лахденпохский район, Республика Карелия (кадастровый номер земельного участка).

30 августа 2022 года ПАО «Россети Северо-Запад» разместило в личном кабинете заявителя запрос о предоставлении недостающих документов (исх. от 30 августа 2022 года №МР2/3-50/135-10/2370).

05 сентября 2022 года в адрес сетевой организации Р А.С. представлены недостающие сведения, в связи с чем 12 сентября 2022 года ПАО «Россети Северо-Запад» разместило в личном кабинете заявителя проект договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям №КАР-03425-Э-С/22, счет и технические условия.

 Исходя из того факта, что обязанность по оплате выполнена заявителем 14 сентября 2022 года,  мероприятия по технологическому присоединению принадлежащего ему объекта подлежали выполнению не позднее 14 сентября 2023 года включительно.

3. По информации ПАО «Россети Северо-Запад», принадлежащие Б Н.А. и Р А.С. земельные участки являются смежными и реализуются в рамках инвестиционного проекта: «Строительство линейного ответвления  ВЛ-0,4 кВ от ТП-904 Л-1 в п.Мийнала Лахденпохского района». При этом плановая стоимость реализации вышеуказанных мероприятий – 1 408 822 тыс руб. (в том числе НДС).

Учитывая, что реализация мероприятий со стороны сетевой организации по вышеуказанным договорам осуществляется подрядным способом, 20 октября 2023 года с ООО «Электрокомплект Плюс» заключена договорная заявка №17С/Э182-31 на выполнение полного комплекса работ со сроком выполнения — 25 декабря 2023 года.

Так, сетевая организация отмечает, что не уклоняется от исполнения обязательств по заключенным с Б Н.А. и РА.С.  договорам об осуществлении технологического присоединения. Нарушение установленных сроков обусловлено дефицитом средств инвестиционной программы филиала, а также необходимостью исполнения обязательств по договорам с более ранними сроками исполнения.

23 ноября  2023 года  в присутствии представителя ПАО «Россети Северо-Запад» Т А.С., в отсутствие заявителей был составлен протокол об административном правонарушении.

Определением от 23 ноября 2023 года  «О назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении №010/04/9.21-638/2023» настоящее дело было назначено к рассмотрению на 07 декабря 2023 года в 16 часов 30 минут.

Письмом от 05 декабря 2023 года №МР2/3/119-07/10431 (вх. №7033-ЭП/23) ПАО «Россети Северо-Запад» ходатайствовало об отложении рассмотрения дела в связи с необходимостью предоставления дополнительных сведений.

На основании изложенного, определением от 07 декабря 2023 года «Об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении №010/04/9.21-638/2023 и продлении срока его рассмотрения» срок рассмотрения дела был продлен до 09 января 2024 года включительно; настоящее дело было назначено к рассмотрению на 09 января 2024 года в 16 часов 30 минут.

Письмом от 09 января 2024 года №МР2/3/119-06/47 (вх. №37-ЭП/24) ПАО «Россети Северо-Запад» ходатайствовало о снижении размера административного штрафа на основании положений пункта 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, поскольку по мнению общества в настоящее время мероприятия по технологическому присоединению объектов заявителя выполнены в полном объеме (общество оформляет сетевые документы), что подтверждается Актом приемки законченного строительством объекта №182-31/17С/6 от 31 декабря 2023 года.

Согласно вышеуказанному Акту подрядной организацией в рамках договорной заявки 17С/182-31 на выполнение полного комплекса работ по объекту «Строительство линейного ответвления ВЛ-0,4 кВ от ТП-904 Л-1 в п.Мийнала Лахденпохского района» подрядной организацией ООО «Электрокомплект плюс» произведено:

- строительство ВЛ-0,4 кВ от ТП-904;

- строительство КЛ-0,4 кВ под автодорогой методом горизонтально-направленного бурения грунта;

- монтаж двух интеллектуальных систем учета для каждого из заявителей на границе балансовой принадлежности с необходимым комплектом монтажа.

Нарушение срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению объектов заявителей обусловлено дефицитом средств инвестиционной программы филиала, а также   выполнением обязательств по договорам об осуществлении технологического присоединения с более ранними сроками исполнения, чем договор с заявителями.

При этом общество обращает внимание, что по состоянию на 01 июня 2023 года в Карельском филиале ПАО «Россети Северо-Запад» находилось на исполнении 1616  договоров на осуществление льготного технологического присоединения: физические лица до 15 кВт (далее - ЛТП), для реализации которых требуются капитальные вложения со стороны сетевой организации и к категории которых, в том числе, относятся договоры с Б Н.А., РА.С. Существующий объем обязательств сетевой организации по заключенным договорам ЛТП не покрывается финансированием (средствами инвестиционной программы филиала).

В рамках тарифно-балансовых решений сетевой организации выделяются средства на покрытие затрат по договорам ЛТП в объёме 300 млн. руб. в год, в то же время накопленный объем затрат, необходимых для реализации заключенных договоров с ЛТП, превышает 1 млрд. руб. Столь высокие затраты обусловлены большими объемами строительства электросетевых объектов до удаленных объектов заявителей с минимальной заявленной мощностью. Для решения вопроса финансирования мероприятий по реализации договоров ЛТП Карельский филиал ПАО «Россети Северо-Запад» направило в адрес регулирующего тарифного органа предложение о включении в необходимую валовую выручку на 2022 год затрат на реализацию неисполненных договоров ЛТП в размере 754 млн. руб., однако, данное предложение регулирующий орган не поддержал.

В связи с существенным дефицитом средств в инвестиционной программе филиала на 2022 год, наличия значительного объема обязательств по договорам с заявителями с более ранними сроками исполнения, а также значительной стоимостью инвестиционного проекта, приступить к началу реализации инвестиционного проекта в 2022 году сетевая организация не имела  возможности.

Так, ПАО «Россети Северо-Запад» отмечает, что не уклонялось от исполнения обязательств по договорам с заявителями, но было вынуждено соблюдать очередность в реализации инвестиционных проектов после утверждения источников финансирования. При этом в 2022 году сетевой организацией реализовано 625 инвестиционных проектов по договорам ЛТП  на общую сумму 353 212 172 руб., в результате чего исполнено 822 договора  ЛТП.

Таким образом, ПАО «Россети Северо-Запад» обращает внимание, что дефицит средств инвестиционного программы обусловлен не действиями сетевой организации, а текущим нормативно-правовым регулированием, предусматривающим льготную плату за технологическое присоединение для определенных категорий заявителей и длительным процессом компенсации сетевой организации выпадающих доходов, возникающих в результате реализации льготных договоров.

Для решения проблемы постоянного критичного дефицита средств в инвестиционных программах сетевых организаций с 01 июля 2022 года в  ФЗ «Об электроэнергетике» внесены изменения, предусматривающие поэтапное изменение порядка ценообразования за технологическое присоединение, направленное на снижение размера выпадающих доходов сетевых организаций.

Поскольку основным видом деятельности ПАО «Россети Северо-Запад» является передача электрической энергии, его приоритетной задачей, обозначенной органами государственной власти и управления в текущей политической ситуации, является сохранение существующего уровня энергоснабжения всех групп потребителей, недопущение его ухудшения.

При этом административные штрафы в таком размере негативно отражаются на финансовой устойчивости общества, входящего в госкорпорацию «Российские сети», включенную в перечень обществ, акции которых находятся в федеральной собственности, и участие Российской Федерации в управлении которыми обеспечивает стратегические интересы, обороноспособность  и безопасность государства, защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации  в соответствии с Указом Президента РФ от 04 августа 2004 года № 1009 «Об утверждении Перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ».

В условиях общей тяжелой экономической ситуации, обусловленной введением международных экономических санкций в отношении Российской Федерации, назначение административного штрафа даже в минимальном размере, предусмотренном санкцией соответствующей части статьи КоАП РФ, явится чрезмерно суровым наказанием и по существу будет носить карательный характер, поскольку повлечет за собой избыточное ограничение прав юридического лица, и, как следствие этого, не отвечает требованиям справедливости и соразмерности, на что указывал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 15 июля 1999 года № 11-П.

Таким образом, общество отмечает, что деятельность по технологическому присоединению энергопринимающих устройств юридических и физических лиц осуществляется ПАО «Россети Северо-Запад» в тяжелых финансово-экономических условиях, а значительные размеры административных штрафов за нарушение сроков выполнения мероприятий по технологическому присоединению ухудшают финансовое положение сетевой организации и еще больше ограничивают возможность своевременной реализации договоров льготного технологического присоединения.

Рассмотрение административного дела состоялось в назначенное время.

Оценив в порядке статьи 26.11 КоАП РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, прихожу к выводу, что собранные в рамках административного дела документы и сведения свидетельствуют о нарушении сроков осуществления технологического присоединения объектов заявителей, предусмотренных подпунктом «б» пункта 16 Правил технологического присоединения и заключенными договорами (мероприятия подлежали выполнению не позднее 13 сентября 2023 года и 14 сентября 2023 года, соответственно).

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Пунктом 3 статьи 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в его совершении.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

ПАО «Россети Северо-Запад» не представило доказательств невозможности соблюдения требований законодательства об электроэнергетике в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.

Таким образом, рассматриваемое административное правонарушение является противоправным, виновным, лицо его совершившее, не могло не осознавать противоправный характер своих действий, но им не были предприняты все зависящие от него меры для соблюдения норм законодательства, ответственность за нарушение которых предусмотрена КоАП РФ.

Место совершения административного правонарушения – п.Мийнала, Лахденпохский район, Республики Карелия.

Время совершения административного правонарушения – 14 сентября 2023 года, 15 сентября 2023 года.

Срок давности привлечения ПАО «Россети Северо-Запад» к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент вынесения настоящего постановления не истек.

Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность, должностное лицо Карельского УФАС России учитывает тот факт, что 31 декабря 2023 года между ПАО «Россети Северо-Запад» и ООО «Электрокомплект Плюс» составлен Акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией №182-31/17С/6.

В качестве отягчающих административную ответственность обстоятельств признается продолжающееся противоправное поведение ПАО «Россети Северо-Запад» при исполнении договоров об осуществлении технологического присоединения, нарушение Правил технологического присоединения.

Относительно ходатайства ПАО «Россети Северо-Запад»  о применении положения пункта 3.2. части 3 статьи 4.1 КоАП РФ, предусматривающего, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей, отмечаю следующее.

Наличие отягчающего ответственность обстоятельства не исключает возможность снизить штраф. Учитывая фактические обстоятельства дела, характер допущенных нарушений, предпринятые обществом действия, направленные на прекращение противоправного поведения (31 декабря 2023 года между ПАО «Россети Северо-Запад» и ООО «Электрокомплект Плюс» составлен Акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией №182-31/17С/6; на момент рассмотрения настоящего дела общество оформляло сетевые документы), степень вины привлекаемого к ответственности лица, конституционный принцип соразмерности административного наказания, а также дифференциацию публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба и с учетом позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 года №4-П, на основе применения частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ полагаю возможным снизить минимальный размер административного штрафа, предусмотренный санкцией части 2 статьи 9.21 КоАП РФ до 300 000 руб., то есть до меры ответственности, которая не утрачивает своего предназначения, наиболее соразмерна характеру совершённого правонарушения, степени вины нарушителя и наступившим последствиям, а также отвечает принципам юридической ответственности.

Касательно возможности применения статьи 2.9 КоАП РФ отмечаю следующее.

Статьей 2.9. КоАП РФ предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место в исключительных случаях. При квалификации правонарушения в качестве малозначительного следует исходить из конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения, а учитываются при назначении наказания.

Оценив характер допущенного правонарушения и степень его общественной опасности, не установлено исключительных обстоятельств, свидетельствующих о его малозначительности. Данное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям сетевой организации.

В материалах дела отсутствуют обстоятельства, указывающие на возможность прекращения производства по настоящему делу; данное правонарушение не может быть признано и малозначительным. Состав вменяемого правонарушения формальный, не требующий установления причинения вреда обществом.

Карельским УФАС России предприняты все меры для реализации  ПАО «Россети Северо-Запад» своих прав и защиты законных интересов.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 4.1, 4.5, 9.21, 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ,  заместитель руководителя Карельского УФАС России,

 

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

 

Наложить на юридическое лицо – ПАО «Россети Северо-Запад» (ИНН – 7802312751; ОГРН – 1047855175785) за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, административный штраф в размере 300 000 (триста тысяч) рублей 00 копеек.

 

Реквизиты для перечисления штрафа:

Получатель платежа - УФК по Республике Карелия (Карельское УФАС России)

ИНН 1001041153 

КПП 100101001

Номер казначейского счета (корр. счет) - 03100643000000010600

Номер банковского счета, входящего в состав ЕКС – 40102810945370000073

Банк получателя - Отделение –НБ Республика Карелия (УФК по Республике

Карелия)

БИК банка 018602104

Код ОКТМО 86701000

КБК 161 1 16 01091 01 0021 140

Назначение платежа: штраф за нарушение законодательства Российской Федерации об электроэнергетике (дело №010/04/9.21-638/2023).

 

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения сроков отсрочки, рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ, при отсутствии документа или информации, свидетельствующих об уплате административного штрафа, соответствующие материалы направляются судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа. Кроме того, составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

В соответствии со статьей 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление   по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны