Письмо б/н РЕШЕНИЕ по делу № 010/06/105-164/2019 от 3 апреля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Карельского УФАС России по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд в составе:

*** – заместитель Председателя Комиссии, заместитель начальника отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России;

*** – член Комиссии, старший государственный инспектор отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России;

*** - член Комиссии, ведущий специалист – эксперт отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России;

 

- в присутствии представителей Заказчика – Администрации Прионежского муниципального района– *** (копии доверенностей в материалах дела),

- в присутствии представителей Заявителя - Ассоциации саморегулируемых организаций «Объединение проектных организаций Республики Карелия» -  ***копии доверенностей в материалах дела), *** (директор, копия приказа о назначении в материалах дела),

 

рассмотрев жалобу Ассоциации ОПО РК (СРО) на действия Заказчика – Администрации Прионежского муниципального района при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по строительству объекта: «Школа на 200 мест в п. Деревянка» (извещение № 0106300008719000006), (далее – открытый конкурс в электронной форме) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 №727/14 (Зарегистрировано в Минюсте России 27.02.2015 № 36262)

установила:

В своей жалобе Заявитель указывает, что Заказчиком при утверждении конкурсной документации были допущены следующие нарушения Закона о контрактной системе:

1. В нарушение части 2 статьи 48.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации Заказчик не использует экономически эффективную проектную документацию повторного использования, подготовленную применительно к аналогичному объекту закупки, либо типовую проектную документацию.

2. В конкурсной документации Заказчиком установлен заведомо неисполнимый срок для выполнения работ по разработке проектно-сметной документации по строительству объекта: «Школа на 200 мест в п. Деревянка». По мнению Заявителя, минимальный срок для выполнения работ составляет приблизительно 10 месяцев.

3. Неправомерное включение в проект контракта (Приложение № 2) неисполнимого для Подрядчика условия о включении разработанной проектной документации в реестр экономически-эффективной проектной документации.

В связи с изложенным, Заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать Заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

Заказчиком письмом от 27.03.2019, 29.03.2019 даны пояснения по доводам, изложенным в жалобе, просит признать жалобу необоснованной.

 

Конкурсная документация утверждена Постановлением Администрации Прионежского муниципального района № 252 от 15.03.2019 и размещена на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок «www.zakupki.gov.ru» - 18.03.2019.

Адрес электронной площадки – http://www.sberbank-ast.ru.

Номер извещения:

0106300008719000006.

Краткое наименование открытого конкурса: выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по строительству объекта: «Школа на 200 мест в п. Деревянка».

Способ закупки: открытый конкурс в электронной форме.

Заказчик: Администрация Прионежского муниципального района.

Начальная (максимальная) цена контракта: 7 000 000,00 руб.

 

В связи с необходимостью представления дополнительных документов Комиссией Карельского УФАС России объявлен перерыв в рассмотрении жалобы до 15 час. 00 мин. 29.03.2019.

После перерыва рассмотрение жалобы продолжилось в присутствии представителя Заказчика - Администрации Прионежского муниципального района ***.; в присутствии представителей Заявителя  ***

 

        Изучив представленные материалы, заслушав пояснения представителей Заказчика, представителей Заявителя, Комиссия Карельского УФАС России пришла к следующим выводам:

 

  1. Согласно части 1 статьи 48 Закона о контрактной системе, под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.

Администрацией Прионежского муниципального района проводится закупка в форме открытого конкурса на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по строительству объекта: «Школа на 200 мест в п. Деревянка».

Согласно поручению Президента Российской Федерации от 3 февраля 2016 разработаны правовые акты, предусматривающие при создании объектов капитального строительства с привлечением средств бюджета использование экономически эффективных проектов повторного применения, имеющих наилучшие строительные и эксплуатационные характеристики.

Федеральный закон от 03.07.2016 № 368-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации» (далее-Закон № 368) способствует реализации положений Градостроительного кодекса Российской Федерации в части архитектурно-строительного проектирования, экспертизы проектной документации, осуществления государственного строительного надзора путем введения института проектной документации повторного использования, предоставляя возможность многократно использования такой проектной документации, в том числе при реализации государственных и муниципальных контрактов на выполнение работ по строительству объектов капитального строительства.

Закон № 368-ФЗ предусматривает установление понятия экономически эффективной проектной документации повторного использования, формирование и обновление на основе установленных критериев банка данных наиболее экономически эффективной проектной документации повторного использования.

Утвержденные Законом № 368-ФЗ изменения позволяют создать условия для применения экономически эффективной проектной документации повторного использования, сократить сроки строительства объектов капитального строительства, в том числе социально значимых, оптимизировать расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на проектирование и строительство таких объектов, создать механизм мотивации органов государственной власти и местного самоуправления в целях обязательного применения экономически эффективной проектной документации повторного использования, включенных в банк данных наиболее экономически эффективной проектной документации повторного использования.

В соответствии с частью 2 статьи 48.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические лица, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием, юридические лица, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, со дня включения сведений об экономически эффективной проектной документации повторного использования в единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства:

    1. получают право на безвозмездное использование экономически эффективной проектной документации повторного использования (для подготовки на ее основе проектной документации применительно к аналогичному объекту);
    2. при подготовке проектной документации применительно к объекту капитального строительства, строительство которого они обеспечивают, обязаны использовать экономически эффективную проектную документацию повторного использования, подготовленную применительно к аналогичному объекту (за исключением случаев, предусмотренных частью 4 указанной статьи).

Предметом обжалуемой закупки является разработка проектно-сметной документации в отношении объекта капитального строительства,- школы.

По мнению Заявителя, у Заказчика отсутствуют правовые основания неприменения  требований, установленных частью 2 статьи 48.2 ГрК РФ.

На заседании Комиссии Карельского УФАС России представитель Заказчика пояснил, что Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия был проведен анализ реестра проектной документации повторного использования Минстроя России, в котором не оказалось ни одного проекта аналогичного по проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется строительство.

В связи с указанным было принято решение о необходимости выполнения работ по разработке новой проектной документации.

В соответствии с соглашением о предоставлении из бюджета Республики Карелия бюджету Прионежского муниципального района субсидии на реализацию мероприятий государственной программы Республики Карелия «Развитие образования» на 2019 год №9 от 20.02.2019 Администрации Прионежского муниципального района из бюджета Республики Карелия была выделена субсидия в размере 7 000 000 руб. на проектно - изыскательские работы строительства здания общеобразовательной организации в пос. Деревянка Прионежского муниципального района.

По указанию Правительства Республики Карелия Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, подготовило для Заказчика техническое задание по разработке проектно-сметной документации по строительству объекта: «Школа на 200 мест в п. Деревянка» для дальнейшей подготовки конкурсной документации и проведения открытого конкурса.

Комиссия Карельского УФАС России проанализировала информацию, размещенную на официальном сайте Единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства http://egrz.ru и установила следующее.

В реестре заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства содержатся сведения о результатах проведённых экспертиз для Среднеобразовательных школ на 250 учащихся в других регионах Российской Федерации (с положительным заключением):

 

 

 

Своим письмом от 24.11.2018 № 46982-ДВ/08 Минстрой РФ разъяснил, что на сегодняшний день имеется возможность многократного использования проектной документации, как из реестра типовой проектной документации, так и из реестра экономически эффективной проектной документации повторного использования объекта капитального строительства, аналогичного по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство.

Например, при отсутствии в реестрах проектов детских дошкольных учреждений Калужской области, имеется возможность использования проектной документации, разработанной для объекта капитального строительства Тульской (5 проектов), Воронежской (11 проектов) или Белгородской (8 проектов) областей. В письме отмечается, что обязательство применения экономически эффективной проектной документации повторного использования предусмотрено правилами предоставления субсидии на софинансирование строительства различных функциональных объектов, в том числе:

- государственной программой Российской Федерации «Развитие образования», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642;

- государственной программой Российской Федерации «Содействие созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях» на 2016 - 2025 годы, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.10.2015 № 2145-р.

Минстрой России подчеркивает необходимость правильного определения условий применения экономически эффективной проектной документации повторного использования при формировании правил выделения субсидий софинансирования на строительство.

Соответственно, Заказчик должен использовать проект из реестра экономически эффективной проектной документации повторного использования, в случае необходимости, в задании на проектирование предусмотреть изменения проектной документации с целью выполнения требований сводов правил, включенных в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. № 1521.

Обжалуемой конкурсной документацией предусмотрена разработка проектно-сметной документации для школы на 200 мест, что не исключает возможности взятия за основу проектно-сметной документации для среднеобразовательных школ на 250-300 учащихся, с последующей ее доработкой.

Несмотря на это, Заказчик, в нарушение пункта 2 статьи 48.2 - ГрК РФ, не использовал проектную документацию из реестра типовой проектной документации, либо из реестра экономически эффективной проектной документации повторного использования объекта капитального строительства, подготовленные применительно к аналогичным объектам.

  1. Пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, среди прочего, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

В соответствии с частью 2 статьи 50 Закона о контрактной системе, к конкурсной документации должен быть приложен проект контракта (в случае проведения открытого конкурса по нескольким лотам - проект контракта в отношении каждого лота), который является неотъемлемой частью конкурсной документации.

В силу части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.

В части довода Заявителя об установлении неисполнимого срока выполнения работ по контракту, Комиссией Карельского УФАС России установлено следующее.

Приложением № 2 к контракту, является календарный план на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по строительству объекта: «Школа на 200 мест в п. Деревянка», предусматривающий 2 этапа выполнения работ:

 

№ п/п

Наименование этапов работ

Срок выполнения работ

Оплата работ, в процентах от цены муниципального контракта

Начало работ

Окончание работ

1

Выполнение работ по проведению инженерных изысканий, подготовка отчетной документации по результатам выполненных работ. Подготовка проектной документации.

с момента заключения муниципального контракта

не позднее 3-х месяцев со дня заключения муниципального контракта

50% от цены муниципального контракта после получения положительного заключения государственной экспертизы и после подписания акта сдачи-приемки документации

Техническое сопровождение прохождения государственной экспертизы проектной документации, результатов инженерных изысканий и достоверности сметной стоимости, получение положительных заключений государственной экспертизы

не позднее 5-ти месяцев со дня заключения муниципального контракта

2

Подготовка рабочей документации, включение разработанной проектной документации в реестр экономически-эффективной проектной документации повторного использования предусмотренным пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года №1159.

 

с момента заключения муниципального контракта

не позднее 31.10.2019г.

50% от цены муниципального контракта после подписания акта сдачи-приемки документации

 

Календарным планом предусмотрено, что работы должны быть окончены не позднее 31.10.2019. (Примерный период начала выполнения работ-середина апреля 2019, т.е. общий срок выполнения работ не превышает 6-6,5 месяцев).

 В соответствии с Приказом Минстроя России от 27 февраля 2015 года № 137/пр «Об установлении срока, необходимого для выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования и строительства зданий, сооружений» срок выполнения инженерных изысканий составляет 1 месяц (30 дней), срок выполнения проектных работ 6 месяцев (180 дней).

 Пунктом 29 Постановление Правительства РФ от 05.03.2007 № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» установлено, что срок проведения государственной экспертизы составляет 60 дней.

Таким образом, срок, необходимый для разработки проектно-сметной документации и получения необходимых положительных заключений нового проекта значительно превышает срок, установленный для выполнения аналогичных работ в конкурсной документации.

При этом, пунктом 2.1. проекта контракта предусмотрено, что общая стоимость работ по Контракту является твердой, изменению не подлежит в течение всего срока выполнения работ, за исключением случаев, установленных законодательством и (или) Контрактом, и включает в себя стоимость подготовки документации, при необходимости работ по инженерным изысканиям, получение положительных заключений и согласований (включая положительное заключение государственной экспертизы проектной документации, результатов инженерных изысканий и положительное заключение государственной экспертизы проверки достоверности сметной стоимости работ по объекту).

Получение положительного заключения экспертизы в сроки, установленные контрактом, поставлено в зависимость от воли третьих лиц – органов, уполномоченных на выдачу соответствующих заключений и согласований.

Следовательно, Хозяйствующий субъект, участвуя в рассматриваемой закупке, не может объективно спрогнозировать свою возможность выполнить её условия в сроки, установленные Заказчиком.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.

Учитывая изложенное, довод Заявителя нашел свое подтверждение.

  1. Приложением № 2 к контракту является календарный план на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по строительству объекта: «Школа на 200 мест в п. Деревянка», согласно которому второй этап выполнения работ налагает на Подрядчика обязанность включения разработанной проектной документации в реестр экономически-эффективной проектной документации повторного использования предусмотренный пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года №1159.

При этом оплата 50 % от цены муниципального контракта осуществляется только после подписания акта сдачи-приемки документации.

По мнению Заявителя, условие контракта, предусматривающее обязательное включение разработанной Подрядчиком проектной документации в реестр является неправомерным, а его выполнение поставлено в зависимость от воли третьих лиц – Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Представители Заказчика в свою очередь указали, что в случае соответствия проектной документации критериям, установленным пунктом 7 Постановления Правительства РФ от 31.03.2017 № 389, у Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации будут отсутствовать правовые основания для невключения ее в реестр.

При этом представитель Заказчика затруднилась ответить какой нормой действующего законодательства предусмотрена безусловная обязанность Министерства  включать такую проектную документацию реестр.

Постановлением Правительства от 31.03.2017 № 389 установлен Порядок и правила признания проектной документации повторного использования экономически эффективной проектной документацией повторного использования.

В частности, пункт 2 Правил предусматривает, что Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на основании информации, включенной в единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства (далее - единый реестр, проектная документация), осуществляет выбор проектной документации с учетом целесообразности ее повторного использования при подготовке проектной документации применительно к аналогичным по назначению и проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство, объектам капитального строительства, строительство которых обеспечивается органами и организациями, указанными в части 2 статьи 48.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и направляет застройщику (техническому заказчику), обеспечившему подготовку такой проектной документации повторного использования (далее - заказчик), требование о представлении сведений о проектной документации повторного использования по форме согласно приложению (далее - сведения) и документов, подтверждающих достоверность сведений.

Вышеуказанное свидетельствует о том, что у Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации отсутствует прямая обязанность по включению любой представленной проектной документации, соответствующей критериям в реестр

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Карельского УФАС России по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд,

 

 

РЕШИЛА:

 

1.Признать жалобу Ассоциации ОПО РК (СРО) на действия Заказчика – Администрации Прионежского муниципального района при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по строительству объекта: «Школа на 200 мест в п. Деревянка» (извещение № 0106300008719000006) обоснованной.

2. Выдать Заказчику – Администрации Прионежского муниципального района предписание об аннулировании открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по строительству объекта: «Школа на 200 мест в п. Деревянка» (извещение № 0106300008719000006).

3. Передать материалы рассмотрения жалобы Ассоциации ОПО РК (СРО) должностному лицу Карельского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде Республики Карелия

в течение 3 месяцев со дня вынесения.

 

 

Заместитель председателя Комиссии                  ____________ ***

 

Члены комиссии                                                 ____________ ***

 

                                                                           ____________ ***

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны