Решение №010/05/5-379/2023 РЕШЕНИЕ по делу №010/05/5-379/2023 от 7 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Генеральному директору ООО «Новая» М М.П.

пр-д Бумажников, д. 1,г. Сегежа, Республика Карелия, 186424

 

Директору автошколы ООО «Престиж-рейтинг»

ул. Антикайнена, д.11, пом.40, г.Петрозаводск, Республика Карелия, 185035

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу №010/05/5-379/2023

 

07 июля 2023 года                                                                                                      г. Петрозаводск

Резолютивная часть решения оглашена 29 июня 2023 года

В полном объеме решение изготовлено 07 июля 2023 года

 

Комиссия Карельского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

 

 

-заместитель руководителя Карельского УФАС России, председатель комиссии;

 

- начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы   Карельского УФАС России, член комиссии;

 

-заместитель начальника отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы Карельского УФАС России, член комиссии,

 

 

рассмотрев дело №010/05/5-379/2023, возбужденное в отношении генерального директора ООО «Новая») по признакам нарушения пункта 4 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»)  по факту размещения в группе «Автошкола «Новая» г.Сегежа» (https://vk.com/avtonew24) социальной сети «Вконтакте»  ненадлежащей рекламы, в отсутствие М М.П. и заявительницы, надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Карельского УФАС России 21.03.2023 (вх. №1722/23) поступило заявление автошколы ООО «Престиж-рейтинг»  (далее – заявитель) по факту размещения в группе «Автошкола «Новая» г. Сегежа социальной сети «Вконтакте»  (https://vk.com/avtonew24) информации следующего содержания:«С нами — значит с правами».

В качестве подтверждения указанного к заявлению приложен скриншот страницы группы «Автошкола «Новая» г.Сегежа» социальной сети «Вконтакте»  (https://vk.com/avtonew24):

 

 

 

Так, в целях всестороннего и объективного рассмотрения поступившего заявления в адрес автошколы ООО «Новая» был направлен запрос от 14.04.2023 №АП/1556/23 с просьбой предоставить в адрес антимонопольного ряд документов и сведений, способствующих принятию всестороннего, полного и объективного решения по существу рассматриваемого заявления.

 Отвечая на указанный запрос генеральный директор автошколы М М П подтвердила, что в марте 2023 года выставила в группе «Автошкола «Новая» г.Сегежа» рассматриваемую рекламную картинку, которую, в свою очередь, нашла в сети Интернет. При этом М М.П. отмечает, что этой картинкой не давала никому обещаний, а лишь приглашала идти учиться в автошколу, чтобы после успешной сдачи экзаменов получить заветное водительское удостоверение. Кроме того, через пару дней после выставления рассматриваемой картинки она заменила ее на другую, тем самым привлекая внимание потенциальных клиентов.

Какого-либо документа, подтверждающего достоверность рассматриваемого утверждения, не представлено.

Проанализировав нормативно-правовую базу в области рекламного законодательства, установлено следующее.

В соответствии со статьей 1  ФЗ «О рекламе» его целями являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

В силу части 1 статьи 33 ФЗ «О рекламе» антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе: предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе; возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В статье 3 ФЗ «О рекламе» определены основные понятия. Так, реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

В соответствии с пунктом 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012  №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами ФЗ «О рекламе» (далее – Постановление Пленума ВАС РФ №58)  информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, является рекламой и должна в связи с этим отвечать требованиям, предъявляемым ФЗ «О рекламе».

Рассматриваемая информация полностью подпадает под определение, содержащееся в статье 3 ФЗ «О рекламе» (соответствует всем квалифицирующим признакам рекламы), так как распространяется посредством сети Интернет, адресована неопределенному кругу лиц (то есть не персонифицирована) и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объектом рекламирования в данном случае является «Автошкола «Новая» г.Сегежа».

Частью 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» предусмотрено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

С точки зрения потребителя, из буквального содержания рассматриваемой информации следует, что все люди, обратившиеся/обучающиеся в автошколе «Новая», при любых обстоятельствах получат права.

Из положений части 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» следует, что за нарушение требований, установленных частью 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» ответственность несет рекламодатель. 

Применительно к положениям пункта 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Исходя из указанного и с учетом имеющихся в материалах рекламного расследования документов, рекламодателем рассматриваемой информации является генеральный директор ООО «Новая» М М.П.

Учитывая изложенное, определением от 30.05.2023 «О возбуждении дела №010/05/5-379/2023 и назначении дела к рассмотрению» (далее – определение) в отношении генерального директора ООО «Новая» М М.П. было возбуждено настоящее дело и назначено к рассмотрению на 29.06.2023 в 15 часов 30 минут. В соответствии с определением генеральному директору ООО «Новая» ММ.П.  надлежало представить любую иную имеющуюся информацию и документы, которые могут способствовать принятию всестороннего, полного и объективного решения по данному делу.

Во исполнение вышеуказанного определения генеральный директор ООО «Новая» М М.П. письмом от 06.06.2023 №234 (вх. №3408-ЭП/23) пояснила, что на странице  группы «Автошкола «Новая» г. Сегежа социальной сети «Вконтакте»  (https://vk.com/avtonew24), где был размещен рекламный материал, содержатся ссылки на нормативно-правовую базу о порядке проведения государственного экзамена для получения водительского удостоверения, а также на официальный сайт автошколы, где содержатся все положения о порядке проведения государственного экзамена. Более того,  генеральный директор ООО «Новая» М М.П. отмечает, что рекламный материал не содержит информацию о том, что автошкола гарантирует потребителям получение водительского удостоверения, а также не указывает на то, что автошкола его выдает. Получение водительского удостоверения на территории Российской Федерации возможно исключительно путем государственной процедуры — прохождения государственного экзамена, который принимают инспекторы ГИБДД МВД России (вся информация о прохождения государственного экзамена сотрудниками ГИБДД размещена не только в группе «Вконтакте», на сайте автошколы, а также доводится до заключения договора оказания услуг с потребителем).

Так, генеральный директор ООО «Новая» М М.П. считает, что формулировка «С нами — значит с правами» носит рекламный характер, основываясь исключительно на профессиональной подготовке инструкторов по вождению автошколы, ее преподавательского состава, а также положительной статистике успешно сданных экзаменов.

Дополнительно в указанном письме генеральный директор ООО «Новая» М М.П. обращает внимание, что в ходе получения консультации лингвиста-специалиста  ООО «Санкт-Петербургский институт независимой экспертизы и оценки» он пояснил, что документ, который выдает государственная инспекция носит название «Водительское удостоверение».

Учитывая изложенное, генеральный директор ООО «Новая» ММ.П. полагает, что с ее стороны не допущено нарушения ФЗ «О рекламе», в том числе пункта 4 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Рассмотрение дела состоялось в назначенное время.

Изучив материалы дела,  Комиссия полагает необходимым отметить следующее.

Рекламная информация в виде слогана  «С нами — значит с правами», размещенного на фоне сидящих в автомобилях мужчины и женщины и знака, обозначающего учебный автомобиль, размещена в группе «Автошкола «Новая» г. Сегежа социальной сети «Вконтакте»  (https://vk.com/avtonew24).

Комиссия отмечает, что мужчина на изображении держит в руках карточку (документ), схожий по виду с водительским удостоверением, а женщина  — ключи от

Само по себе водительское удостоверение  - это документ, подтверждающий право на управление соответствующими категориями транспортных средств. Так, в повседневном обиходе граждане-потребители в своем лексиконе «водительское удостоверение» называют «правами».

Исходя из указанного, Комиссия констатирует, что в данном случае у потребителей возникает четкая ассоциация, что речь идет непосредственно о получении  водительского удостоверения, а не каких-либо иных прав.

В соответствии с пунктом 2 статьи 25 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»  (далее – ФЗ «О безопасности дорожного движения»)    право на управление транспортными средствами предоставляется лицам, сдавшим соответствующие экзамены, при соблюдении условий, перечисленных в статье 26 настоящего Федерального закона, в том числе пунктом 1 указанной статьи установлено, что к  сдаче экзаменов допускаются лица, достигшие установленного настоящей статьей возраста, имеющие медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами, прошедшие в установленном порядке соответствующее профессиональное обучение. Кроме того, здесь имеет место быть и человеческий фактор (например, внимательность сдающего, его желание, отсутствие боязни сидеть за рулем).

В свою очередь генеральный директор ООО «Новая» ММ.П. в тексте рассматриваемого рекламного утверждения указанные оговорки не делает, а также не указывает, что имеет в виду «профессиональную подготовку инструкторов по вождению автошколы, ее преподавательский состава, а также положительную статистику успешно сданных экзаменов», соответственно, у потребителя создается впечатление, что обратившись в автошколу ООО «Новая» , он гарантировано получит водительское удостоверение.

Учитывая изложенное, генеральный директор ООО «Новая» М М.П., на которую в силу статьи 38  ФЗ «О рекламе» возложена ответственность за нарушение требований, установленных  пунктом 4 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе», не предприняла достаточных мер для недопущения нарушения рекламного законодательства по контролю за содержанием рекламы.

Таким образом, генеральным директором ООО «Новая» ММ.П. нарушены требования пункта 4 части 3 статьи 5  ФЗ «О рекламе».

Вместе с тем комиссией Карельского УФАС России установлено, что на дату вынесения настоящего решения факт распространение рассматриваемой рекламы не имеет места, соответственно, выдача предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в рассматриваемом случае нецелесообразна.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, пунктом 7 части 2 статьи 33, части 1 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-48 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (утв. постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 №1922), Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1.Признать рекламу следующего содержания: «С нами — значит с правами», размещенную в группе «Автошкола «Новая» г. Сегежа  (https://vk.com/avtonew24) социальной сети «Вконтакте», ненадлежащей, поскольку она размещена с нарушением требований пункта 4 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе»; действия генерального директора  ООО «Новая» М М.П.  нарушающими  пункт 4  части 3  статьи 5 ФЗ  «О рекламе».

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе генеральному директору ООО «Новая» М М.П. не выдавать в связи с прекращением распространения рассматриваемой информации.

3. Направить материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу Карельского УФАС России для решения вопроса о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

Председатель комиссии                                       

 

 

Решение антимонопольного органа может быть оспорено в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня вынесения решения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны