Постановление №010/04/9.21-444/2021 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о наложении штрафа по делу №010/04/9.21-444/20... от 19 сентября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПАО «Россети Северо-Запад»

площадь Конституции, дом 3, литера А, г. Санкт-Петербург, 196247

 

Карельский филиал ПАО «Россети Северо-Запад»

ул. Кирова, 45, г. Петрозаводск, Республика Карелия,185035

 

Д

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу №010/04/9.21-444/2021

об административном правонарушении

 

19 сентября 2022 года г. Петрозаводск

 

Я, врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (далее – Карельское УФАС России) <...>, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении №010/04/9.21-444/2022, возбужденного в отношении ПАО «Россети Северо-Запад» (ОГРН – 1047855175785; ИНН – 7802312751; ранее – ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания «Северо-Запада»; почтовый адрес: площадь Конституции, д. 3, литера А, помещение 16-Н, г. Санкт-Петербург, 196247; адрес места нахождения: ул. Соборная, д.31, г. Гатчина, Ленинградская обл., 188300; Карельский филиал ПАО «Россети Северо-Запад» - почтовый адрес: ул. Кирова, д.45, г. Петрозаводск, Республика Карелия, 185035; далее – ПАО «Россети Северо-Запад», сетевая организация) по факту нарушения Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года №861; далее - Правила технологического присоединения)

в отсутствие надлежащим образом уведомленной о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела Д.

в присутствии представителя ПАО «Россети Северо-Запада» - Н (личность установлена на основании предъявленного паспорта гражданина Российской Федерации; доверенность от 15 июня 2022 года №113-22, копия в деле),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Карельского УФАС России 07 июня 2022 года поступило заявление (вх. №2951) Д с жалобой на действия ПАО «Россети Северо-Запада», выразившиеся в длительном неисполнении обществом своих обязанностей по договору об осуществлении технологического присоединения принадлежащих ей энергопринимающих устройств.

Из заявления и приложенных к нему документов следует, что между Д. и ПАО «Россети Северо-Запад» заключен договор от 14 августа 2018 года №34-01409П/18 об осуществлении технологического присоединения земельного участка для садоводства, расположенного по адресу: д. Шушки, Кондопожский район, Республика Карелия, 186206 (кадастровый номер ЗУ 10:).

Согласно пункту 1 договора сетевая организация принимает на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя (далее-технологическое присоединение), в том числе по обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства (включая их проектирование, строительство, реконструкцию) к присоединению энергопринимающих устройств, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетике), с учетом следующих характеристик:

-максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств 10 (кВт);

-категория надежности 3 (третья);

-класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется присоединение 0,23 (кВ);

-суммарная максимальная мощность ранее присоединенных энергопринимающих устройств 0 (кВт).

В силу пункта 5 названного договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 1 год со дня его заключения.

В соответствии с выданными техническими условиями от 06 августа 2018 года №34-01409П/18-001 сетевая организация осуществляет, в том числе следующие мероприятия: строительство ответвления ВЛ 10 кВ от существующей опоры ВЛ 10 кВ Л-63-3 до вновь устанавливаемой ТП 10/0,4 кВ; подключение ответвления ВЛ 10 кВ к существующей ВЛ 10 кВ Л-63-3 через разъединитель 10 кВ; установку ТП 10/0,4 кВ у границы земельного участка; организацию технического учета электроэнергии на вводе 0,4 кВ вновь устанавливаемой ТП 10/0,4 кВ.

В свою очередь на заявителя возложена обязанность по монтажу ввода 0,23 кВ от точки присоединения до энергопринимающего устройства; установке прибора расчетного учета электроэнергии на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики заявителя и филиала.

Дополнительным соглашением от 29 августа 2019 года №34-01409П/18-002 вышеобозначенные технические условия были аннулированы, часть мероприятий, возложенных на сетевую организацию поменялась. Так, согласно техническим условиям от 29 августа 2019 года №34-01409П/18-002 сетевая организация осуществляет строительство линейного ответвления ВЛ 10 кВ от существующей опоры ВЛ 10 кВ, принадлежащей МАСТ «Сундозерские берега Кондопожского района Республики Карелия» до вновь устанавливаемой ТП 10/0,4 кВ; подключение линейного ответвления ВЛ 10 кВ к существующей ВЛ 10 кв, принадлежащей МАСТ «Сундозерские берега Кондопожского района Республики Карелия выполнить через разъединитель 10 кВ; установку ТП 10/0,4 кВ у границы земельного участка; организацию технического учета электроэнергии на вводе 0,4 кВ вновь устанавливаемой ТП 10/0,4 кВ до границы участка.

Письмом от 13 августа 2021 года №МР2/3-52/135/4435 ПАО «Россети Северо-Запад» сообщило Д., что во исполнение заключенного договора сетевая организация реализует инвестиционный проект; выполнение мероприятий по договору силами подрядной организации планируется на 1 квартал 2022 года.

По состоянию на момент направления в адрес антимонопольного органа заявления просрочка исполнения мероприятий составляет более двух лет, фактическое технологическое присоединение не осуществлено.

Действующая в сфере электроэнергетики нормативная правовая база отражает следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Правила технологического присоединения определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации.

Пункт 2 Правил технологического присоединения распространяет их действие на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, присоединенная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.

В соответствии с пунктом 3 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению, а непосредственно пункт 6 Правил технологического присоединения устанавливает обязанность заключения сетевой организации договора об осуществлении технологического присоединения.

На основании пункта 15 Правил технологического присоединения договор считается заключенным с даты поступления подписанного заявителем экземпляра договора в сетевую организацию.

Таким образом, договор об осуществлении технологического присоединения является публичным договором. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (часть 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее – ГК РФ).

Условия публичного договора, не соответствующие требованиям правил, обязательных для сторон при заключении и исполнении такого договора, являются ничтожными в силу части 5 статьи 426 ГК РФ.

Договор об осуществлении технологического присоединения должен содержать существенные условия, определенные пунктом 16 Правил технологического присоединения, в том числе срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать срок, установленный подпунктом «б» указанного пункта правил.

Данная норма носит императивный характер и направлена на недопустимость злоупотребления со стороны сетевой организации, как юридически сильной стороны, в отношениях с заявителем – физическим лицом. Заявитель относится к категории лиц, указанных в пункте 14 Правил технологического присоединения.

В свою очередь непосредственно пунктом 7 Правил технологического присоединения (в редакции, действовавшей на момент заключения договора) установлена поэтапная процедура технологического присоединения, завершающаяся составлением акта об осуществлении технологического присоединения.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17 августа 1998 года №147-ФЗ «О естественных монополиях» субъект естественной монополии – хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Положениями части 1 статьи 4 ФЗ «О естественных монополиях» установлено, что оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественной монополии.

Услуги по технологическому присоединению к электрическим сетям являются сопутствующими деятельности по передаче электрической энергии и неразрывно связаны с ней, поскольку наличие отдельного вида экономической деятельности по оказанию услуг по технологическому присоединению невозможно как с технической точки зрения, поскольку технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии, так и с юридической, поскольку законодатель фактически исключил такую возможность, установив требование об обязательности заключения договора на технологическое присоединение сетевой организацией, которой подана заявка, и обусловив возможность заключения договора на передачу электрической энергии необходимостью заключения договора на технологическое присоединение (пункт 10 Правил технологического присоединения).

Приказом ФСТ России от 03 июня 2008 года №191-э ПАО «МРСК Северо-Запада» включено в Реестр субъектов естественных монополий. Исходя из изложенного следует, что ПАО «Россети Северо-Запад» является субъектом естественной монополии.

Таким образом, оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественной монополии, в связи с чем субъект, оказывающий такие услуги относится к субъектам естественной монополии. При таких обстоятельствах ПАО «Россети Северо-Запад» является лицом, на которое распространяется норма статьи 9.21 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 23.48 КоАП РФ Федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.21 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В силу части 2 статьи 9.21. КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

В связи с тем, что ПАО «Россети Северо-Запад» неоднократно привлекалось антимонопольным органом к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, применению подлежит часть 2 названной статьи КоАП РФ.

Руководствуясь вышеизложенным в соответствии с определением от 07 июля 2022 года «О возбуждении дела об административном правонарушении №010/04/9.21-444/2022 и проведении административного расследования», составление и подписание протокола было запланировано на 16 часов 00 минут 05 августа 2022 года.

В соответствии с указанным определением ПАО «Россети Северо-Запад» надлежало представить в адрес Карельского УФАС России следующие документы и сведения (в копиях):

- заявку Д с указанием даты поступления;

- договор и технические условия к нему с приложением копии сопроводительного письма и доказательств направления в адрес заявителя, указанием даты поступления подписанного экземпляра договора в адрес сетевой организации);

- сведения об оплате заявителем услуг по технологическому присоединению;

- всю имеющуюся переписку с Д. по вопросу осуществления технологического присоединения принадлежащих ей энергопринимающих устройств;

-письменные пояснения о причинах невыполнения ПАО «Россети Северо-Запад» в установленный договором срок мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителя;

-сведения о проделанных ПАО «Россети Северо-Запад» мероприятиях в целях осуществления технологического присоединения объекта Д. с момента заключения договора и по настоящее время (с указанием конкретных дат и действий и приложением копий подтверждающих документов);

-любые иные документы и пояснения по существу вменяемого правонарушения, способствующие правильному и объективному рассмотрению дела.

Письмом от 11 июля 2022 года №МР2/3/119-06/5762 (вх. от 19 июля 2022 года №3559) ПАО «Россети Северо-Запад» представило истребованные определением сведения, из которых следует, что 30 июля 2018 года Д. обратилась в адрес сетевой организации с заявкой на технологическое присоединение. Почтовым отправлением от 27 сентября 2018 года заявителю было направлено письмо с проектом договора и техническими условиями.

04 октября 2018 года в адрес ПАО «Россети Северо-Запад» поступил подписанный Д экземпляр договора, договор считается заключенным, мероприятия по технологическому присоединению подлежали выполнению в срок не позднее 04 октября 2019 года.

ПАО «Россети Северо-Запад» в указанном письме пояснило, что исполнение обязательств по договору с заявителем реализуется в рамках инвестиционного проекта: «Реконструкция ВЛ-10 кВ Л-63-3 с устройством линейного ответвления, монтажом ТП 10/0,4, строительством ВЛ-0,4 кВ в Кондопожском районе (технологическое присоединение А. №34-00559П/18 от 18 апреля 2018 года, М. №34-01087П/18 от 28 июня 2018 года, Я. №34-01371П/18 от 08 августа 2018 года). для подключения энергопринимающих устройств Д., сетевой организации необходимо выполнить строительство линии электропередачи ВЛ-10 кВ протяженностью 1852 м, установку КТП и строительство ВЛ-0,4 кВ протяженностью 299 м.

В целях реализации инвестиционного проекта между ПАО «Россети Северо-Запад» и ООО «Атлант» заключен договор подряда №109 от 26 мая 2020 года на выполнение полного комплекса работ со сроком исполнения 26 ноября 2020 года.

При определении подрядчиком трассы прохождения ВЛ-10 кВ выявлено наличие земель охранной зоны ФГБУ «Государственный природный заповедник «Кивач» между существующими объектами электросетевого хозяйства сетевой организации и земельным участком заявителя, что влечет необходимость получения согласования уполномоченного органа.

Письмом от 21 сентября 2020 года №134 ФГБУ «Государственный природный заповедник «Кивач» выразило отказ на строительство ВЛ-10 кВ с рубкой лесных насаждений по территории заповедника. Подрядчику предложено рассмотреть технические решения по прокладке ВЛ-10 кВ и выполнить сети электроснабжения 10 кВ в кабельном исполнении с прокладкой в охранной зоне существующей линии электропередачи ВЛ-110 кВ Л-169, принадлежащей ПАО «Россети Северо-Запад».

После длительных переговоров с выездом на местность ООО «Атлант» в адрес заповедника был направлен повторный запрос от 02 февраля 2021 года №02/02-02к на согласование размещения кабельной линии электропередачи КЛ-10 кВ в охранной зоне ВЛ-110 кВ Л-169, на которую получено положительное согласование от 21 апреля 2021 года №60.

Поскольку проектируемая кабельная линия КЛ-10 кВ проходила по границам земельных участков частных собственников, требовалось урегулировать правоотношения с правообладателями земельных участков.

Подрядной организацией получены согласования частных собственников Гориговской А.В., Боровской З.В. Кроме того, получены 2 разрешения на размещение линии электропередачи на землях населенных пунктов от Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия (от 19 октября 2020 года №642-м и №643-м).

С учетом полученных согласований подрядчиком разработана проектная документация, однако, в связи с тем, что с октября 2021 года ООО «Атлант» уклонялось от исполнения обязательство по договору, 28 января 2022 года в его адрес было направлено уведомление об одностороннем отказе от исполнения обязательство по договору подряда от 25 мая 2020 года №109.

После указанного сетевой организацией было подготовлено и уточнено техническое задание и инициировано проведение закупочных процедур на право заключения договора подряда на выполнение полного комплекса работ по объекту: «Реконструкция ВЛ-10 кВ Л-63-3 с устройством линейного ответвления, монтажом ТП 10/0,4, строительством ВЛ-0,4 кВ в Кондопожском районе (технологическое присоединение А №34-00559П/18 от 18 апреля 2018 года, М. №34-01087П/18 от 28 июня 2018 года, Я. №34-01371П/18 от 08 августа 2018 года)» для нужд Карельского филиала ПАО «Россети Северо-Запад» (извещение опубликовано на электронной торговой площадке 30 июня 2022 года).

11 июля 2022 года произведено вскрытие заявок участников на электронной торговой площадке, поступило 2 заявки, подводятся итоги закупки.

В качестве срока выполнения работ по техническому заданию к закупке обозначен март 2023 года, обусловлен повышенной сложностью строительства. Линия электропередачи 10 кВ в кабельном исполнении будет построена траншейным методом в пределах охранной зоны существующей линии электропередачи ВЛ-110 кВ.

Строительство по землям заповедника «Кивач», которые имеют режим особой охраны будет производится под непосредственным контролем представителей заповедника во избежание причинения ущерба особо охраняемой природной территории и объектам растительного и животного мира, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Республики Карелия.

Сетевая организация в своих письменных пояснениях обращает внимание на истечение срока давности привлечения к административной ответственности 04 октября 2020 года, так как срок выполнения мероприятий по договору истек 04 октября 2019 года.

Помимо указанного ПАО «Россети Северо-Запад» со ссылками на постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года №336 и письмо Минэкономразвития России от 25 марта 2022 года №10429-АХ/Д24и «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в 2022 году» полагает, что у антимонопольного органа отсутствовали основания для возбуждения настоящего дела об административном правонарушении.

05 сентября 2022 года в отношении ПАО «Россети Северо-Запада» был составлен протокол об административном правонарушении.

Определением от 05 сентября 2022 года «О назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении №010/04/9.21-444/2022» настоящее дело было назначено к рассмотрению на 19 сентября 2022 года в 15 часов 30 минут.

Письмом от 19 сентября 2022 года №2/3/119-06/7891 (вх. от 19 сентября 2022 года №4462) ПАО «Россети Северо-Запад» дополнительно к ранее представленным письменным пояснениям и документам, сообщило, что в связи с существенным дефицитом средств в инвестиционной программе филиала на 2018-2019 год, а также значительной стоимостью инвестиционного проекта (8 700 тыс. руб. без учета НДС), приступить к началу реализации инвестиционного проекта в 2018, 2019 году сетевая организация не имела возможности. Тем не менее для обеспечения технологического присоединения энергопринимающих устройств Д, сетевой организацией в конце 2019 года организовано проведение торгово-закупочных процедур на право заключения договора подряда по данному инвестиционному проекту. 20 декабря 2019 года на электронной торговой площадке http://roseltorg.ru опубликовано извещение №31908694519 о проведении закупки на право заключения договора подряда на выполнение полного комплекса работ «под ключ» по инвестиционному проекту «Реконструкция ВЛ-10 кВ Л-63-3 с устройством линейного ответвления, монтажом ТП 10/0,4, строительством ВЛ-0,4 кВ в Кондопожском районе (технологическое присоединение А. №34-00559П/18 от 18.04.2018, М №34-01087П/18 от 28.06.2018, Я. №34-01371П/18 от 08.08.2018)» для нужд Карельского филиала. Срок подачи заявок участников согласно условиям закупки был установлен до 14 января 2020, однако, в связи с отсутствием конкурентной среды (заявок участников), закупка продлевалась 4 раза.

Кроме того, в ходе проектирования подрядчиком была установлена невозможность осуществить мероприятия без использования земель государственного заповедника «Кивач», которые имеют режим особой охраны. Учитывая данное обстоятельство, были пересмотрены технические решения по строительству линии электропередачи, исключающие сплошную рубку лесных насаждений (прокладка кабельной линии электропередачи траншейным способом, что сокращает величину охранной зоны ЛЭП).

08 августа 2022 года по результатам проведения торгово-закупочных процедур заключен договор подряда №126 с ИП Чесноковым И.В. на выполнение полного комплекса работ по инвестиционному проекту «Реконструкция ВЛ-10 кВ Л-63-3 с устройством линейного ответвления, монтажом ТП 10/0,4, строительством ВЛ-0,4 кВ в Кондопожском районе (технологическое присоединение А №34-00559П/18 от 18.04.2018, М. №34-01087П/18 от 28.06.2018, Я. №34-01371П/18 от 08.08.2018)».

Срок выполнения работ согласно условиям заключенного договора – 31 марта 2023 года, однако, подрядная организация работает с опережением плановых сроков. Так, в настоящее время подрядчиком разработана проектная документация, осуществлено строительство линии электропередачи ВЛ-0,4 кВ и установка трансформаторной подстанции, осуществляется подготовка к строительству кабельной линии электропередачи по землям лесного фонда государственного природного заповедника «Кивач». Ожидаемые сроки завершения строительства – декабрь 2022 г.

Подрядчик 15 августа 2022 года обратился в Минприроды РК с заявлением о заключении нового договора аренды лесного участка. В настоящее время со стороны Минприроды РК направлен проект нового договора аренды части лесного участка, что подразумевает необходимость прохождения заново всей процедуры: заключение договора – подготовка проекта освоения лесов – прохождение государственной экспертизы проекта освоения лесов.

Таким образом, сетевая организация не уклоняется от исполнения обязательств по договору с Д. Установленные правилами технологического присоединения сроки выполнения мероприятий не учитываю всей сложности получения необходимых согласований и соблюдения установленных законодательством процедур.

Кроме того, увеличение сроков технологического присоединения также обуславливается позицией Минприроды РК, которое требует для осуществления строительства линий сформировать и получить лесной участок на праве аренды. Указанное обстоятельство из-за длительного (до одного года) проведения землеустроительных работ с учётом необходимости получения всех согласований значительно увеличивает сроки строительства электросетевых объектов.

Сетевой организацией принимаются меры по ускорению процесса согласования вопросов землеустройства, но они затруднены позицией Минприроды РК, которое, несмотря на вступившие в законную силу судебные акты по делам №№А26-6927/2019, А26-11012/2019, А26-2612/2020, А26-2663/2020, А26-9548/2020, А26-583/2021, А26-5412/2021, незаконно настаивает на применении более длительного и сложного порядка предоставления лесных участков через заключение договоров аренды, кроме прочего влекущих дополнительные затраты и риски для сетевой организации.

В законодательство с 2015 года внесены изменения по ускорению размещения линейных объектов до 35кВ, в том числе на лесных участках, принято постановление Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300, позволяющее получать разрешение на размещение линейных объектов без предоставления земельных участков (заключение договора аренды) и установления сервитутов.

Несмотря на то, что судами уже дана оценка незаконности действий Минприроды РК по отказу в выдаче разрешений на размещение линий электропередачи на лесных участках, до настоящего времени ни одно из соответствующих заявлений сетевой организации в добровольном порядке Минприроды РК не удовлетворено, разрешение не выдано, сетевая организация вынуждена систематически обжаловать незаконные отказы в выдаче разрешений на размещение

В связи с чем, для исключения существенного затягивания вопросов землеустройства, в том числе посредством судебных разбирательств с Минприроды РК, сетевая организация вынуждена проводить длительные и сложные процедуры, обеспечивающие заключение договоров аренды лесного участка.

Помимо указанного в рассматриваемом письме ПАО «Россети Северо-Запад» выразило несогласие с позицией Карельского УФАС России об отнесении правонарушения к длящемуся, тем не менее в случае несогласия с позицией сетевой организации, просило снизить размер административного штрафа в порядке пункта 3.2. статьи 4.1. КоАП РФ.

Рассмотрение административного дела состоялось в назначенное время. Изучив материалы настоящего административного дела, заслушав пояснения представителя ПАО «Россети Северо-Запада», прихожу к выводу, что собранные в рамках административного расследования документы свидетельствуют о нарушении ПАО «Россети Северо-Запад» пункта 3 Правил технологического присоединения, на протяжении длительного времени сетевая организация не осуществляет возложенные на нее мероприятия по технологическому присоединению. Договор подряда был заключен сетевой организацией в мае 2020 года, то есть фактически спустя полгода с момента истечения предусмотренного заключенным договором срока.

Относительно вышеприведенного довода ПАО «Россети Северо-Запад» об отсутствии оснований для возбуждения настоящего дела об административном правонарушении отмечаю, следующее.

ФАС России и территориальными органами федеральный государственный контроль и проведение контрольных (надзорных) мероприятий, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом от 31 июля 2020 года «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» №248-ФЗ (далее - ФЗ №248), осуществляется в соответствии с Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере рекламы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 года №1073 и Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) в сферах естественных монополий и в области государственного регулирования цен (тарифов), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 года №1088 (далее - Положения №№1073 и 1088).

В силу изложенного, ФАС России и территориальные органы в 2022 году не проводят плановые контрольные мероприятия и проверки по всем видам государственного контроля, отнесенным к компетенции антимонопольных органов, за исключением:

-контроля за соблюдением законодательства в сфере осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства;

-государственного контроля за соблюдением законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

Внеплановые контрольные мероприятия и проверки в 2022 году, порядок организации и осуществления которых регулируются ФЗ №248 и Федеральным законом от 26 декабря 2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» №294-ФЗ проводятся исключительно при наличии оснований, указанных в пункте 3 Постановления №336:

-при наличии поручения Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации (принятого после вступления в силу Постановления №336), Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации (принятого после вступления в силу Постановления №336 и согласованного с Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации);

-при наличии требования прокурора в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Вместе с тем согласно пункту 9 Постановления №336 возбуждение дела об административном правонарушении, состав которого включает в себя нарушение обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля по нарушению обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля, допускается только в случае, предусмотренном частью 3 статьи 90 ФЗ №248.

Согласно разъяснениям ФАС России предоставленным в письмах от 25 марта 2022 года №МШ/26997/22 и от 08 июня 2022 года №МШ/55457/22 требования пункта 9 постановления №336 в части полномочий ФАС России и ее территориальных органов распространяются только на осуществление видов государственного контроля, предмет которых определен положениями №1073 и №1088. При этом ФАС России обращает внимание, что пункт 9 Постановления №336 не запрещает возбуждение дела об административном правонарушении, в том числе в отношении субъектов естественных монополий, в случае, когда правонарушение выявлено не по итогам проведения государственного контроля, а в рамках процедуры, установленной КоАП РФ.

Так, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении в числе прочего являются сообщения и заявления физических и юридических лиц.

С учетом изложенного, из письма от 25 марта 2022 года №МШ/26997/22 следует, что предусмотренные пунктом 9 постановления №336 не распространяются на случаи возбуждения дел об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена статьей 9.21 КоАП РФ, когда такое правонарушение выявлено не в результате осуществления государственного контроля по итогам проведенного контрольного мероприятия в соответствии с Положением №1088.

Кроме того, необходимо обратить внимание, что Федеральным законом от 14 июля 2022 года №290-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 1 Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» в статью 28.1 КоАП РФ добавлена часть 3.3, согласно которой дела об административных правонарушениях, предусмотренные статьей 9.21 настоящего Кодекса, могут быть возбуждены федеральным антимонопольным органом, его территориальным органом без проведения контрольных (надзорных) мероприятий в случае, если в материалах, сообщениях, заявлениях, поступивших в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган, содержатся достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

В рассматриваемом случае дело №010/04/9.21-443/2022 возбуждено на основании поступившего заявления, содержащего достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Довод ПАО «Россети Северо-Запад» об истечении срока давности привлечения к административной ответственности в рассматриваемом случае несостоятелен поскольку в рамках настоящего дела сетевой организации вменяется нарушение пункта 3 Правил технологического присоединения, по своей правовой природе являющееся длящимся правонарушением и заключающееся именно в длительном нарушении прав заявителя на надлежащее получение услуги по технологическому присоединению, а не в неисполнении обязанности к конкретному сроку, зафиксированному Правилами технологического присоединения и заключенным договором.

Объектом административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере электроэнергетики, возникающие при технологическом присоединении к инфраструктурным сетям. В рассматриваемом случае материальными последствиями действий ПАО «Россети Северо-Запад» является длящееся по настоящее время нарушение прав заявителя на надлежащее получение услуги по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к электрическим сетям и отсутствие возможности электроснабжения объекта заявителя.

Частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ установлено, что срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства и законодательства Российской Федерации о естественных монополиях составляет один год со дня совершения административного правонарушения.

Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей (пункт 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года №5).

В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Пунктом 3 статьи 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в его совершении.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

ПАО «Россети Северо-Запад» не представило доказательств невозможности соблюдения требований антимонопольного законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.

Таким образом, рассматриваемое административное правонарушение является противоправным, виновным, лицо его совершившее, не могло не осознавать противоправный характер своих действий, но им не были предприняты все зависящие от него меры для соблюдения норм законодательства, ответственность за нарушение которых предусмотрена КоАП РФ.

Место совершения административного правонарушения – Республика Карелия, Кондопожский район, д. Шушки (ЗУ с кадастровым номером 10:03:0080201:12).

Время совершения административного правонарушения – период времени с даты заключения договора 04 октября 2018 года по дату составления протокола – 05 сентября 2022 года.

Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В рамках настоящего дела в качестве смягчающих административную ответственность обстоятельств признается осуществление мероприятий, способствующих реализации технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя; в качестве отягчающего обстоятельства признается повторное совершение однородного административного правонарушения.

Касательно возможности применения статьи 2.9 КоАП РФ отмечаю следующее.

Статьей 2.9. КоАП РФ предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место в исключительных случаях. При квалификации правонарушения в качестве малозначительного следует исходить из конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения, а учитываются при назначении наказания.

Оценив характер допущенного правонарушения и степень его общественной опасности, не установлено исключительных обстоятельств, свидетельствующих о его малозначительности. Данное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям сетевой организации. В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в ущемлении интересов гражданина-потребителя, обратившегося с заявкой о заключении договора об осуществлении технологического присоединения.

В материалах дела отсутствуют обстоятельства, указывающие на возможность прекращения производства по настоящему делу; данное правонарушение не может быть признано и малозначительным. Состав вменяемого правонарушения формальный, не требующий установления причинения вреда обществом.

Вместе с тем, принимая во внимание характер допущенных нарушений, принятие мер, способствующих исполнению ПАО «Россети Северо-Запада» возложенной на общество обязанности по осуществлению мероприятия по технологическому присоединению, возникновение препятствий со стороны третьих лиц, степень вины привлекаемого к ответственности лица, конституционный принцип соразмерности административного наказания, а также дифференциацию публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба и с учетом позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 года №4-П, на основе применения частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ полагаю возможным снизить минимальный размер административного штрафа, предусмотренный санкцией части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, до 300 000 руб., то есть до меры ответственности, которая не утрачивает своего предназначения, наиболее соразмерна характеру совершённого правонарушения, степени вины нарушителя и наступившим последствиям, а также отвечает принципам юридической ответственности.

В соответствии со статьей 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.

Карельским УФАС России предприняты все меры для реализации ПАО «Россети Северо-Запада» своих прав и защиты законных интересов.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 4.1, 4.5, 9.21, 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ, врио руководителя Карельского УФАС России

 

ПОСТАНОВИЛА:

 

1. Наложить на юридическое лицо – ПАО «Россети Северо-Запад» (ИНН – 7802312751; ОГРН – 1047855175785) за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, административный штраф в размере 300 000 (триста тысяч) рублей 00 копеек.

2. Выдать ПАО «Россети Северо-Запад» представление о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

 

 

Реквизиты для перечисления штрафа:

Получатель платежа - УФК по Республике Карелия (Карельское УФАС России)

ИНН 1001041153

КПП 100101001

Номер казначейского счета (корр. счет) - 03100643000000010600

Номер банковского счета, входящего в состав ЕКС – 40102810945370000073

Банк получателя - Отделение –НБ Республика Карелия (УФК по Республике

Карелия)

БИК банка 018602104

Код ОКТМО 86701000

КБК 161 1 16 01091 01 0021 140

Назначение платежа: штраф за нарушение законодательства Российской Федерации об электроэнергетике (дело №010/04/9.21-444/2022).

 

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения сроков отсрочки, рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ, при отсутствии документа или информации, свидетельствующих об уплате административного штрафа, соответствующие материалы направляются судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа. Кроме того, составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

В соответствии со статьей 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны