Решение №03-02/43-2018 РЕШЕНИЕ по делу №03-02/43-2018 от 28 февраля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Карельского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

*** – заместитель руководителя управления Карельского УФАС России, председатель комиссии;

***. - начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы, член комиссии;

*** – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы, член комиссии,

рассмотрев дело №03-02/43-2018, возбужденное в отношении ИП ***(ИНН 100120297701, ОГРНИП 318000100006553, <>) по факту распространения на территории Российской Федерации и в частности на территории городов Ижевска, Чебоксар, Кургана, Калуги рекламных извещений о поверке приборов учета воды с признаками нарушения пункта 20 части 3 и части 7 статьи 5, пункта 7 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»), в отсутствие надлежащим образом уведомленных заявителей, ИП ***

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Карельского УФАС России поступили обращения физических лиц из Удмуртского УФАС России с письмами от 20.07.2018 №ЕС01-17-04/51672 (вх. от 23.07.2018 №3458) и от 16.08.2018 №АА01-17-04/5861э (вх. от 20.08.2018 №3854), Чувашского УФАС России с письмом от 31.08.2018 №78404-13/6231 (вх. от 04.09.2018 №4176), Совета МКД №54 по ул. З.Яковлевой г. Чебоксары от 12.08.208 №ДК-54/193 (вх. от 13.08.2018 №3757 и от 21.08.2018 №3885), Курганского УФАС России от 25.09.2018 №04-15/4810-9 (вх. от 03.10.2018 №4645), Калужского УФАС России от 10.09.2018 №1557/04 (вх. от 19.09.2018 №4414) о распространении в 2018 году от имени «Городского Центра Учета Водопотребления» и «Единая городская служба по учету водоснабжения»  извещений рекламного характера о необходимости согласования даты и времени процедуры поверки  приборов учета воды по телефонам: 8 *** (***), *** (г. Чебоксары), *** (г. Курган), *** (г. Калуга), со ссылками на нормативные правовые акты и с таблицей расчетов стоимости коммунальных услуг  по нормативам.

Заявители ставят под сомнение правомерность действий организаций, называющих себя «Городской Центр Учета Водопотребления» и «Единая городская служба по учету водоснабжения», предлагающих свои услуги в навязчивой форме, указывают на введение потребителей в заблуждение.

К вышеперечисленным заявлениям были приложены идентичные  извещения следующего вида и содержания:

 

 

В указанных извещениях, распространяемых в вышеперечисленных городах, отличались даты, исходящие номера информационных уведомлений, периоды проведения поверок и номера телефонов.

При этом все вышеуказанные извещения оформлены с использованием элементов, сходных с элементами, применяемыми при оформлении извещений/ квитанций жилищно-коммунальными службами, а именно: штрих-код, ссылки на федеральные законы, обращение к плательщикам, размещение таблицы, имитирующей расчетную таблицу по тарифам, размещаемую в квитанциях.

Необходимо отметить, что Карельским УФАС России вышеуказанные заявления изначально рассматривались в рамках дела №03-02/36-2018, возбужденного  отношении ИП ***. и ИП ***., в ходе рассмотрения которого было установлено, что ПАО «МТС» номера телефонов указанные в извещениях, в том числе распространяемых в городах Ижевске, Чебоксарах, Калуге, Кургане выделило ООО «Первая энергосберегающая компания» (ИНН 1001314869, ОГРН 1161001061594, зарегистрировано 11.10.2016, адрес регистрации: <> г. Петрозаводск).

В связи с вышеизложенным определением от 11.10.2018 «Об отложении рассмотрения дела №03-02/36-2018 и продлении срока его рассмотрения» к участию в рассмотрении дела в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе было привлечено ООО «Первая энергосберегающая компания», рассмотрение дела назначено 26.11.2018, у общества запрошены дополнительные сведения и пояснения.

В соответствии с пунктами 6 и 7 названного определения ООО «Первая энергосберегающая компания» в письме от 21.11.2018 (вх. №5487) сообщило, что общество оказывает услуги по обработке телефонных звонков заказчиков, т.е. выступает в качестве call-центра. При этом телефонные номера, перечисленные в определении от 11.10.2018 по делу №03-02/36-2018, выделены обществом индивидуальным предпринимателям  (ИП ***., ИП ***. и ИП ***.) согласно заключенным с ними 18.07.2018 договорам на оказание услуг центра обработки вызовов.

Так, услуги по приему и обработке звонков на телефонные номера *** (г. Ижевск), *** (г. Чебоксары), *** (г. Курган), *** (г. Калуга) принимаются и обрабатываются Обществом в соответствии с договором, заключенным с ИП *** (ИНН 100120297701, ОГРНИП 318000100006553, <>).

Согласно выписке из ЕГРИП *** зарегистрирован в качестве ИП 06.03.2018, основным видом деятельности ИП *** является производство санитарно-технических работ, монтаж отопительных систем кондиционирования воздуха (код ОКВЭД 43.22).

Кроме того, ООО «Первая энергосберегающая компания» в вышеуказанном письме обратило внимание, что условиями вышеуказанных договоров предусмотрена ответственность заказчика за лицензионную, налоговою, сертификационную, антимонопольную, рекламную и т.п. чистоту продуктов и услуг в связи, с реализацией которых Заказчик поручает Обществу выполнение услуг в рамках договоров. При этом само Общество не оказывает услуги по распространению рекламы.

В связи с вышеизложенным в целях полного, всестороннего и объективного рассмотрения обстоятельств распространения рекламных извещений в городах Ижевске, Чебоксарах, Калуге, Кургане определением от 26.11.2018 «О выделении дела в отдельное производство» комиссия выделила из дела №03-02/36-2018 в отдельное производство дело №03-02/43-2018 по признакам нарушения пункта 20 части 3, части 7 статьи 5 и пункта 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе» в отношении ИП *** Соответственно, к участию в рассмотрении дела №03-02/43-2018 в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, привлечен ИП ***

В соответствии с пунктами 6 названного определения ИП *** надлежало предоставить в адрес Карельского УФАС России ряд пояснений и документов по фактам распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства о рекламе, со ссылкой на нормативные правовые акты.

Копия вышеуказанного определения была направлена по месту регистрации ИП *** (<>) и согласно почтовому уведомлению получена ИП ***. 06.12.2018. В назначенные для рассмотрения настоящего дела дату и время ИП ***. не явился, запрошенные документы в адрес Управления не поступили.

Кроме того, комиссия приобщила к материалам настоящего дела заявление физического лица, поступившее с письмом Курганского УФАС России от 25.12.2018 №04-12/6523-8 (вх. от 25.12.2018 №6156), о факте распространения в городе Кургане в ноябре 2018 года, аналогичных извещений рекламного характера от имени «Городского центра Учета Водопотребления» о проведении в разные периоды времени проверок приборов учета и необходимости согласования даты и времени поверки по телефону 8(3522) 555-483 (г. Курган), со ссылками на нормативные правовые акты и  расчетными таблицами по тарифам.

С учетом вышеизложенного комиссия Карельского УФАС России руководствуясь пунктами 27, 34 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 №508 (далее – Правила), с целью соблюдения законных прав и интересов ИП *** определением от 25.12.2018 «Об отложении рассмотрения дела №03-02/43-2018 и продлении срока его рассмотрения» рассмотрение дела отложила и назначила дело к рассмотрению на 15 часов 00 минут 14.02.2018, запросив повторно у ИП *** необходимые сведения, документы и пояснения.

В соответствии с вышеуказанным определением ИП ***. без сопроводительного письма предоставил в адрес Карельского УФАС России копию уведомления ИФНС по г. Петрозаводску о постановке на учет физического лица в налоговом органе, выданного *** и подтверждающего его постановку на учет в качестве индивидуального предпринимателя. Кроме того, ИП ***. предоставил 7 копий квитанций, оформленных им по результатам оказания санитарно-технических работ (замене водосчетчика) гражданам в городах Ижевске, Калуге, Кургане, Чебоксарах.  При этом ИП ***. не предоставил каких-либо пояснений по факту распространения рассматриваемых в рамках настоящего дела извещений и не опроверг своей причастности к их распространению.

Помимо указанного, важно отметить, что Управлением в 2016 году уже рассматривалось дело №03-02/15-2016, возбужденное в отношении ИП *** (ИНН 100120297701, ОГРНИП 314100119000028, адрес: <>) по факту распространения в городе Астрахани извещений рекламного характера, схожих по содержанию с рассматриваемыми. Так, в них также было указание на проведение в домах работ по поверке приборов учета в определенные даты и на обязательность их проведения с учетом нормативных правовых актов. В извещениях был указан номер телефона соответствующего города, по которому потребителям необходимо было позвонить и записаться на поверку приборов учета воды. Кроме того, указанные извещения по своему виду имели схожесть с официальными уведомлениями, оформляемыми коммунальными службами. При этом ИП ***. в рамках рассмотрения дела №03-02/15-2016 в письме от 05.02.2016 №3 (вх. от 16.02.2016 №1391) подтвердил факт распространения листовок сообщив, что самостоятельно изготавливал и распространял их в г. Астрахани. Кроме того, из представленных пояснений ИП **** следовало, что услуги по поверке приборов учета воды предлагались в отсутствие аккредитации на совершение поверочных действий. В результате рассмотрения дела №03-02/15-2016 реклама, распространяемая ИП ****., была признана не надлежащей. При этом по имеющейся у Карельского УФАС России информации позже (25.05.2016) ИП **** прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.

Необходимо отметить, что Карельским УФАС России в ходе рассмотрения заявлений физических лиц, поступивших с письмами Архангельского УФАС России от 28.11.2018 №03-12Ш/6274  (вх. от 05.12.2018 №5804), и от 19.11.2018 №03-12Ф/6057 (вх. от 27.11.2018 №5608), Амурского УФАС России от 16.11.2018 №03-3915/2627-э (вх. от 20.11.2018 №5398), Новосибирского УФАС России от 19.02.2018 №06-13653 (вх. от 10.01.2019 №52) и от 14.01.2019 №06-298 (вх. от 23.01.2019 №279), было установлено, что номера телефонов 8(8182) 40-88-11 (г. Архангельск), 8(4162) 58-14-10 (г. Благовещенск) и 8 (383) 287-64-00 (г. Новосибирск), указанные в извещениях, аналогичных рассматриваемым в рамках настоящего дела, выделены ПАО «МТС» ООО «Первая энергосберегающая компания». В свою очередь ООО «Первая энергосберегающая компания» в письме от 01.02.2019 (вх. №441) сообщило, что вышеперечисленные номера телефонов также выделены ИП *** по заключенному между ними договору от 18.07.2018 на оказание услуг центра обработки вызовов.

В связи с вышеизложенным, комиссия считает необходимым приобщить копии вышеперечисленных заявлений физических лиц к материалам настоящего дела.

 

Исследовав и оценив все имеющиеся в деле документы, рассмотрев материалы дела №03-02/43-2018, комиссия Карельского УФАС России приходит к следующему.  

Пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» определено, рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В силу части 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Недостоверной является реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или продавце рекламируемого товара (пункт 20 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе»).

В силу части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Рассматриваемая информация:

- публично распространена в печатном виде (извещения) по почтовым ящикам подъездов многоквартирных жилых домов в городах Ижевске, Чебоксарах, Кургане, Калуге, Архангельске, Благовещенске и Новосибирске;

- предназначена для неопределенного круга лиц;

- преследует цели информирования: обращения внимания на услуги по поверке приборов учета воды, а также на лицо, оказывающее эти услуги – «Городской Центр Учета Водопотребления» и «Единая городская служба по учету водоснабжения»;

- направлена на продвижение данных услуг на рынке.

Таким образом, данная информация соответствует всем квалифицирующим признакам рекламы, определенным статьей 3 ФЗ «О рекламе», поэтому является рекламой.

В силу части 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Недостоверной является реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или продавце рекламируемого товара (пункт 20 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе»).

Исходя из смысла указанной нормы Закона, сведения об изготовителе, продавце услуг являются обязательными, так как потребитель должен знать, кто оказывает те или иные услуги.

Согласно части 1 статьи 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.

В нарушение данных правовых норм в тексте вышеуказанной рекламы не содержатся соответствующие действительности сведения о продавцах рекламируемых услуг, а содержатся сведения о возможности проведения услуги - метрологической поверки приборов учета воды собственниками жилых помещений в несуществующих как юридическое лицо «Городской Центр Учета Водопотребления» и «Единая городская служба по учету водоснабжения».

В силу части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Из текста рассматриваемой рекламы следует, что потребитель, позвонив по номерам телефонов *** (г. Ижевск), *** (г. Чебоксары), *** (г. Курган*** (г. Калуга), *** (г. Архангельск), ***(г. Благовещенск) и *** (г. Новосибирск) может заказать услуги по поверке приборов учета воды, которые оказывает «Городской Центр Учета Водопотребления» и «Единая городская служба по учету водоснабжения».

Согласно части 1 статьи 1538 ГК РФ юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность (в том числе некоммерческие организации, которым право на осуществление такой деятельности предоставлено в соответствии с законом их учредительными документами), а также индивидуальные предприниматели могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий (статья 132) коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц.

Однако, согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 64 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №5, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.03.2009 № 29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации», исключительное право использования коммерческого обозначения на основании пункта 1 статьи 1539 ГК РФ принадлежит правообладателю, если такое обозначение обладает достаточными различительными признаками и его употребление правообладателем для индивидуализации своего предприятия является известным в пределах определенной территории.

В данном случае предполагается, что наименования «Городской Центр Учета Водопотребления» и «Единая городская служба по учету водоснабжения». в рекламных извещениях использованы в качестве коммерческого обозначения лица, предлагающего свои услуги по поверке приборов учета воды.

Вместе с тем использование в извещениях указанных коммерческих обозначений без указания данных лица, в действительности оказывающего предлагаемые в рекламе услуги, может вводить потребителей в заблуждение относительно исполнителя услуг (ИП ***.), в связи с отсутствуем в них соответствующей информации.

Кроме того, использованные в извещениях сочетания слов, а именно: «Городской Центр Учета Водопотребления» и «Единая городская служба по учету водоснабжения», «Напоминаем Вам, что согласно Федеральному закону…», «…во избежание начисления платы за потребление воды по общему нормативу….», «…Вам необходимо согласовать дату и время процедуры проведения проверки…»,  «работы по поверке будут проводиться…» «обращаем ваше внимание, что самостоятельный демонтаж приборов учета, а также нарушение на них пломб, категорически запрещено!», «ПОВТОРНОЕ ИЗВЕЩЕНИЕ» графическое исполнение извещения, сходное с платёжными документами – квитанциями на оплату жилищно-коммунальных услуг; ссылки на нормативно-правовые акты Российской Федерации; размещения в извещениях таблиц расчетов стоимости коммунальных услуг с применением нормативов схожих по виду и содержанию с таблицами размещаемыми в квитанциях, в совокупности понимаются потребителями рекламы как официальное уведомление о проведении только указанными службами в городах Ижевске, Чебоксарах, Кургане, Калуге, Архангельске, Благовещенске и Новосибирске мероприятий по поверке счетчиков воды, носящих обязательный характер, а также за частую воспринимаются гражданами как квитанции коммунальной службы, по которым необходимо идти оплачивать услуги.

Кроме того, из текста рекламных извещений, распространяемых ИП *** в городах Ижевске, Чебоксарах, Кургане, Калуге, Архангельске, Благовещенске и Новосибирске не следует, что лицо, предлагающее услуги по поверке приборов учета воды, не оказывает их лично, а может предложить только услуги посредника при получении услуги по поверке прибора учета воды.

Такая форма и содержание рекламы может вводить в заблуждение потребителей рекламы относительно исполнителя услуг, формировать у потребителей рекламы неверное мнение по поводу лица, производящего поверку счетчиков воды, а также срочности и необходимости такой поверки только у «Городской Центр Учета Водопотребления» и «Единая городская служба по учету водоснабжения», а отсутствие в тексте рекламы указания на непосредственного исполнителя (ИП *** искажает смысл информации и вводит в заблуждение потребителей рекламы и свидетельствует о наличии нарушения требований пункта 20 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе.

Следует также отметить, что в соответствии с пунктом 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

В соответствии с пунктом 80 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона от 26.06.2008 №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в установленном порядке в области обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Необходимо отметить, что сведения об аккредитованных в установленном порядке в области обеспечения единства измерений юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, правомочных производить поверку средств измерений, размещены на официальном сайте Федеральной службы по аккредитации по адресу https://pub.fsa.gov.ru/ral.

В списках организаций (лиц), имеющих право производить поверку средств измерений, в том числе индивидуальных счетчиков холодной и горячей воды, размещенных на сайте Федеральной службы по аккредитации, информация об ИП Фарутине А.А. отсутствует.

При этом организации или частные лица, предлагающие услуги по проверке и техническому обслуживанию водосчетчиков, не имеющие аккредитации на право их выполнения, вводят потребителей в заблуждение. Данный факт свидетельствует о наличии в рассматриваемой рекламе нарушения требований пункта 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе».

Таким образом, ИП ***  на сегодняшний день не имеет права осуществлять поверку приборов учета воды, а, следовательно, и рекламировать данные услуги.

Согласно части 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 20 части 3 и части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель. При этом ответственность за нарушение пункта 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе» несет рекламораспространитель (часть 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе»).  Рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6 и 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе», в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Исходя из вышеизложенной информации, исходя из сведений, полученных от ООО «Первая энергосберегающая компания» в понимании пунктов 5, 6 и 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе» ИП ***. являются рекламодателем и рекламораспространителем вышеуказанной информации.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37- 42, 44 Правил №508, комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу, распространяемую ИП *** (ИНН 100108866278, ОГРНИП 314100106300057) на территории Российской Федерации, в том числе в городах Ижевске, Чебоксарах, Калуге, Кургане, Архангельске, Благовещенске, Новосибирске в виде извещений рекламного характера о проведении поверок приборов учета воды в разные периоды времени, со ссылками на нормативные правовые акты и таблицами расчетов стоимости коммунальных услуг по нормативам схожих по виду и содержанию с таблицами, размещаемыми в квитанциях на оплату коммунальных услуг, поскольку в ней нарушены требования пункта 20 части 3, части 7 статьи 5 и пункта 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе».

2. Признать ИП ***. распространявшего названную рекламу, нарушившими требования пункта 20 части 3, части 7 статьи 5 и пункта 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе».

3. Выдать ИП ***. предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

4.  Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Карельского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение антимонопольного органа может быть оспорено в течение трех месяцев со дня вынесения решения.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                     ***

 

Члены Комиссии                                                                                                 ***

              

                  ***

Связанные организации

Связанные организации не указаны