Протокол, выписка из протокола №010/04/9.21-24/2019 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о наложении штрафа по делу №010/04/9.21-24/201... от 29 апреля 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Я, врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия <…>, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении №010/04/9.21-24/2019, возбужденного в отношении акционерного общества «Объединенные региональные электрические сети Петрозаводска» (ОГРН 1031000052335; ИНН 1001012709;дата регистрации: 29.12.2003; место нахождения: ул. Кирова, д.47б, г.Петрозаводск, РК, 185035; далее – АО «ОРЭС-Петрозаводск», сетевая организация, Общество) по факту нарушения Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861, далее – Правила недискриминационного доступа), ответственность за которое предусмотрена статьей 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отсутствие потерпевшего, надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения дела, в присутствии представителей АО «ОРЭС-Петрозаводск» <…>, (доверенность от  15 апреля 2019 года №10 АА 0833001), <…> (доверенность от 15 апреля 2019 года  №10 АА 0833024),

   

УСТАНОВИЛ:

          

25.01.2019 (вх. №329) в Карельское УФАС России поступило заявление Карельского ЦГМС – филиала ФГБУ «Северо-Западное УГМС» по вопросу ненадлежащего качества энергоснабжения аэрологической станции (АЭ) Петрозаводск по линиям электропередач ВЛ-04кВ ТП-363 и КЛ-04кВ ТП-162 – КШ-515.

Так, из заявления Карельского ЦГМС – филиала ФГБУ «Северо-Западное УГМС» и приложенных к нему документов следует, что АЭ Петрозаводск в соответствии с условиями договора энергоснабжения от 01.01.2018 №100-1-11-01760-02-1801 обеспечивается электроэнергией по 2 категории надежности от ТП-162 и ТП-329. Однако качество электроэнергии, поступающей из обоих центров питания, не соответствует установленным нормам (ГОСТ 32144-2013 «Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения»), что подтверждено Протоколами от 22.05.2018 №008-КП и №009-КП об испытании при периодическом мониторинге качества ЭЭ в электросетях ФГБУ «Северо-Западное УГМС, за период с 15.05.2018 по 22.05.2018.

Карельский ЦГМС – филиал ФГБУ «Северо-Западное УГМС» неоднократно (25.05.2018, 27.06.2018, 11.07.2018, 19.07.2018, 19.09.2018, 16.10.2018, 12.11.2018, 11.12.2018, 17.12.2018) обращался в ООО «Энергокомфорт. Карелия» с требованиями о восстановлении надлежащего энергоснабжения.

Проведенные в период с 15.05.2018 по 22.05.2018 испытания значений показателей качества электрической энергии и их сопоставимости с установленными требованиями к электрической энергии подтвердили несоответствие по следующим показателям:

- положительное отключение напряжения;

- коэффициент гармонических составляющих напряжения;

- коэффициент несиметрии напряжения по нулевой последовательности;

- кратковременная доза фликера.

По результатам рассмотрения обращения и представленных с ним документов определением от 29.01.2019 «О возбуждении дела об административном правонарушении №010/04/9.21-24/2019 и проведении административного расследования» (далее- определение) в отношении АО «ОРЭС-Петрозаводск» было возбуждено настоящее дело об административном правонарушении и назначено проведение административного расследования.

В соответствии с указанным определением АО «ОРЭС-Петрозаводск»  надлежало в трехдневный срок со дня его получения представить в адрес Карельского УФАС ряд документов и сведений.

Указанное определение получено АО «ОРЭС-Петрозаводск» 31.01.2019.

С письмом от 05.02.2019 №105-0330 АО «ОРЭС-Петрозаводск» представило запрошенные сведения (информацию), а также по факту рассматриваемых административных правонарушений сообщило следующее. 

По мнению АО «ОРЭС-Петрозаводск» объектом правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 КоАП РФ, являются отношения в сфере пользования коммунальными услугами.

Коммунальные услуги представляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ и правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством РФ.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» коммунальные услуги – это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). По аналогии права данная норма применима также и к иным строениям. Также подобная ответственность закреплена за гарантирующим поставщиком в соответствии с условиями заключаемых договоров энергоснабжения.

Постановлением государственного комитета Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов от 10.10.2006 №137 ООО «Энергокромфорт. Карелия» с 01.09.2006 присвоен статус гарантирующего поставщика компании, осуществляющей в соответствии с действующим законодательством и принятыми на себя обязательствами поставку электрической энергии на территории своей зоны деятельности по публичным договорам энергоснабжения или купли-продажи электрической энергии любому обратившемуся к ней потребителю.

Таким образом, исполнителем коммунальной услуги электроснабжения, по мнению АО «ОРЭС-Петрозаводск», по отношению к потребителю является ООО «Энергокомфорт. Карелия», АО «ОРЭС-Петрозаводск» является сетевой организацией, осуществляющей передачу электрической энергии. Таким образом, Общество считает, что не является субъектом правонарушения в соответствии со статьей 9.21 КоАП РФ.

В связи с необходимостью получения в рамках административного расследования дополнительных письменных пояснений Определением от 27.02.2019 «О продлении срока административного расследования по делу об административном правонарушении № 010/04/9.21-24/2019» административное расследование было продлено до 29.03.2019.

В дополнение к ранее направленным сведениям АО «ОРЭС-Петрозаводск» с письмом от 27.02.2019 №105/0529 сообщило следующее.

Протоколами от 22.05.2018 года №008-КП и №009-КП испытаний качества электрической энергии в электросетях ФГБУ «Северо-Западного УГМС» установлено несоответствие ГОСТ 32144-2013 следующих показателей:

1)        Положительное отклонение напряжение

2)        Коэффициент гармонических составляющих напряжения

3)        Коэффициент несиметрии напряжения по нулевой последовательности

4)        Кратковременная доза фликера

При определении лица виновного в несоответствии показателей качества электрической энергии требованиям ГОСТ 32144-2013 следует учитывать, что виновником может являться как сетевая организация, так и сам потребитель.

По мнению АО «ОРЭС- Петрозаводск», в несоответствии данных показателей ГОСТ 32144-2013 отсутствует вина общества по следующим причинам:

Доза фликера - мера восприимчивости человека к воздействию фликера за установленный промежуток времени, т. е. интегральная характеристика колебаний напряжения, вызывающих у человека накапливающееся за установленный период времени раздражение мерцаниями (миганиями) светового потока.

Предельно допустимое значение для кратковременной дозы фликера колебание напряжения равно 1,38, а для длительной дозы фликера, при тех же колебаниях напряжения равно 1,0.

Кратковременную дозу фликера определяют на интервале времени наблюдения, равном 10 мин. Длительную дозу фликера определяют на интервале времени наблюдения, равном 2 ч.

На несоответствие дозы фликера требованиям ГОСТ 32144-2013 влияет:

1)        колебательные изменения мощности, вызванные различными приемниками: дуговыми электропечами, сварочными аппаратами, двигателями и т.д.,

2)        включением и отключением мощных нагрузок: пуск двигателей, ступенчатое регулирование конденсаторных батарей и т.д.

3)        системы освещения (Например, лампы дневного света содержат балласт. Трубки с традиционным ферромагнитным балластом, кроме мигания наблюдаемого в конце срока службы, могут генерировать фликер, если они подключены к плавному регулятору. Ионизация газа происходит прерывисто, когда фазорегулятор отсекает часть синусоиды.)

4) Тиристоры (неотъемлемый элемент огромного числа бытовых и промышленных электроприемников). Чтобы избежать недостатки «регулирования фазы» (гармоники и высокочастотные помехи), тиристорные регуляторы (или плавные регуляторы) работают в «прерывистом режиме» каждый раз, когда это позволяет их нагрузка.

Тиристоры, работающие в прерывистом режиме, открыты в течение полного периода (регулирование диапазоном волн), но в этом состоянии они находятся кратковременно, что повторяется при частоте в несколько Гц. Таким образом они являются источниками фликера.

У АО «ОРЭС-Петрозаводск» отсутствует оборудование, которое может привести к несоответствию кратковременной дозы фликера ГОСТ 32144-2013 в данных электрических сетях. В тоже время большая часть электроборудования ФГБУ «Северо-Западного УГМС» является источником фликера.

АО «ОРЭС-Петрозаводск предполагает, что виновником несоответствия дозы фликера является сам заявитель, ФГБУ «Северо-Западного УГМС», что в свою очередь наносит вред электроустановкам АО «ОРЭС-Петрозаводск.

Коэффициентом несиметрии напряжения по нулевой последовательности называется величина, равная отношению напряжения нулевой последовательности к номинальному фазному напряжению.

Основная причина несимметрии напряжения — это несимметрия токов в сети, что обусловлено неравенством нагрузки по фазам. Значительная часть бытовых и промышленных электроприемников имеют одно- или двухфазное исполнение и присоединяются к сетям 380 В. Именно для питания таких электроприемников сети напряжением 380 В имеют четырехпроводное исполнение. Без «нулевого» провода эксплуатация сети невозможна. При его обрыве наступает аварийная ситуация, обусловленная существенной несимметрией напряжения. При этом на отдельных фазах напряжение приближается к линейному (380 В вместо 220 В), а на других — к нулю.

При несиметрии напряжения в трехфазной сети появляется напряжение нулевой последовательности, которое приводит к изменению напряжения для однофазных электроприемников. В этом случае через заземлитель постоянно будут протекать токи нулевой последовательности, которые приводят к высушиванию грунта, при этом естественно увеличивается сопротивление заземляющего устройства.

АО «ОРЭС-Петрозаводск» считает, что виновником несоответствия коэффициента

несиметрии напряжения по нулевой последовательности является ФГБУ «Северо-Западного УГМС» т.к. не обеспечивает равномерное распределение своих однофазных электроприемников по фазам, что в свою очередь наносит вред электроустановкам АО «ОРЭС-Петрозаводск.

Коэффициент гармонических составляющих напряжения - это величина равная отношению действующего значения n-й гармонической составляющей напряжения к действующему значению основной составляющей кривой переменного напряжения.

Основной причиной возникновения гармоник является эксплуатация оборудования, в котором используется силовая электроника. Для подачи постоянного тока на электронные компоненты оборудование оснащается импульсным источником питания с выпрямителем на входе, потребляющем токи гармоник.

Это применимо к компьютерам, приводам с регулируемой скоростью вращения и т.д.

Другие нагрузки искажают ток, что обусловлено их принципом действия и тем самым вызывают гармоники.

Это применимо к люминесцентным лампам, газоразрядным лампам, сварочным аппаратам и устройствам с насыщаемыми магнитными сердечниками

Нелинейные нагрузки вызывают гармоники как тока, так и напряжения. Это происходит потому что каждой гармонике тока нагрузки соответствует гармоника питающего напряжения питания с той же частотой. Как следствие, гармоники также искажают напряжение.

У АО «ОРЭС-Петрозаводск отсутствует оборудование, которое может привести к несоответствию коэффициента гармонических составляющих напряжения ГОСТ 32144-2013 в данных электрических сетях. В тоже время большая часть электрооборудования ФГБУ «Северо-Западного УГМС» является источником возникновения гармоник.

По мнению АО «ОРЭС-Петрозаводск» очевидно, что виновником несоответствия коэффициента гармонических составляющих напряжения является ФГБУ «Северо-Западного УГМС», что в свою очередь наносит вред электроустановкам АО «ОРЭС-Петрозаводск.

Положительное отклонение напряжение - это разность между измеренным и номинальным значением напряжения в случае, когда измеренное значение больше номинального.

Одной из причин возникновения положительного отклонения напряжения является несоответствие коэффициента несиметрии напряжения по нулевой последовательности ГОСТ 32144-2013 (причины описаны выше). Т.к. виновником несоответствия коэффициента несиметрии напряжения по нулевой последовательности является ФГБУ «Северо-Западного УГМС», то и в данном случае вина АО «ОРЭС-Петрозаводск отсутствует.

АО «ОРЭС-Петрозаводск» считает, что в сложившейся ситуации ФГБУ «Северо-Западного УГМС» должно осуществить технические мероприятия, направленные на стабилизацию напряжения в границах балансовой принадлежности, для чего необходимо приобрести соответствующий прибор, иных возможных способов не существует.

Отвечая на Определение об истребовании сведений по делу об административном правонарушении №010/04/9.21-24/2019 ООО «Энергокомфорт». Карелия» с письмом от 05.03.2019 пояснило, что ФГБУ «Северо-Западного УГМС» неоднократно обращалось с просьбой восстановить надлежащее энергоснабжение и возместить причиненный ущерб.

В свою очередь ООО «Энергокомфорт». Карелия» обращалось в сетевую организацию АО «ОРЭС-Петрозаводск» с запросами о качестве электрической энергии на аэрологической станции Петрозаводск.

Согласно ответу АО «ОРЭС-Петрозаводск» от 01.05.2018 по запрашиваемому объекту перерывов в электроснабжении не зарегистрировано, заявок в ОДС АО «ОРЭС-Петрозаводск» не поступало, бригада ОВБ ОДС АО «ОРЭС-Петрозаводск» не выезжала, ремонтные работы не производились. ОВБ ОДС АО «ОРЭС-Петрозаводск» были проведены замеры напряжения по вышеуказанному объекту, напряжение соответствует ГОСТ 32144-2013, показатели в норме (замеры произведены 03.07.2018 в 11 час. 07 мин.; 04.10.2018 в 16 час. 24 мин.; 15.11.2018 в 00 час. 18 мин.)

На очередное требование ООО «Энергокомфорт». Карелия» о обеспечении подачи электрической энергии соответствующего качества, сетевая организация АО «ОРЭС-Петрозаводск» провела 19.12.2018 в 16 час. 54 мин. замеры напряжения в КШ-515 и установила, что на СШ-0,4кВ, электроснабжение которой осуществляется от ТП-162, в часы максимальных нагрузок напряжение на фазе «А» не соответствует ГОСТ 32144-2013.

Карельское УФАС России установило, что ООО «Энергокомфорт». Карелия» является гарантирующим поставщиком, заключившим договор электроснабжения №100-1-11-01760-02-1801 от 01.01.2018 с потребителем ФГБУ «Северо-Западного УГМС». Однако услугу по передаче электрической энергии абоненту оказывалась сетевой организацией - АО «ОРЭС-Петрозаводск».

Согласно протоколам от 22.05.2018 №008-КП и 009-КП, пунктами мониторинга качества электрической энергии являлись КШ-515, секция 1; 0,4кВ центр питания ТП-162;10/0,4кВ и КШ-515, секция 2; 0,4кВ центр питания ТП-329;10/0,4кВ. Таким образом, отсутствуют основания для вывода о несоответствии качества энергии в результате действий потребителя.

Вместе с тем, в силу статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставку электрической энергии потребителям, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации отвечают перед потребителями за надежность обеспечения их энергией и за качество энергии в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями, в пределах своей ответственности.

ООО «Энергокомфорт». Карелия» является гарантирующим поставщиком, и, в силу статьи 6 Федерального закона от 26.03.2003 № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике» не осуществляет деятельность по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике. Не оказывая услуг по передаче электрической энергии потребителям, и не имея соответствующего электросетевого оборудования, гарантирующий поставщик не может влиять на качество электрической энергии в месте поставки ее потребителю.

Гарантирующий поставщик, в соответствии с разделом III «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442, является стороной энергоснабжения, обязанной осуществлять продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям. Для надлежащего исполнения договора энергоснабжения гарантирующий поставщик обязан в порядке, установленном Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, урегулировать отношения, связанные с передачей электрической энергии, путем заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии с сетевой организацией. В рамках договора энергоснабжения гарантирующий поставщик несет перед потребителем (покупателем) ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, в том числе за действия сетевой организации, привлеченной для оказания услуг по передаче электрической энергии, а также других лиц, привлеченных для оказания услуг, которые являются неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям. Но при этом гарантирующий поставщик в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации имеет право обратного требования (регресса) к лицам, за действия (бездействия) которых он несет ответственность перед потребителем (покупателем) по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)).

Таким образом, законодатель выделяет самостоятельную ответственность сетевой организации за ненадлежащее оказание услуг по передаче электрической энергии.

В рамках гражданско-правовых отношений между потребителем электрической энергии и гарантирующим поставщиком ответственность за ненадлежащее качество энергии перед потребителем лежит на гарантирующем поставщике, как стороне договора энергоснабжения. Ответственность сетевой организации, если несоответствие качества энергии явилось результатом ненадлежащего исполнения им заключенного с гарантирующим поставщиком договора оказания услуг по передаче электрической энергии потребителям, основана на статье 403 Гражданского кодекса Российской Федерации и носит регрессный характер.

Однако в данном случае спор возник не из гражданско-правовых отношений потребителя, гарантирующего поставщика и сетевой организации, а из публично-правовых отношений в рамках государственного контроля (надзора) за соблюдением субъектами розничного рынка обязательных требований к качеству электрической энергии. Несоответствие поставленной электрической энергии выявлено в зоне ответственности сетевой организации. В зоне ответственности гарантирующего поставщика (в точке передачи энергии в объекты электросетевого хозяйства сетевой компании), несоответствия переданной энергии не выявлено.

Соответственно, ответственность за несоблюдение выявленных в результате испытаний обязательных требований к качеству поставленной электрической энергии в точке передачи ее потребителю несет не ООО «Энергокомфорт». Карелия», а сетевая организация - АО «ОРЭС-Петрозаводска», оказывающая услуги по передаче электрической энергии непосредственно потребителю.

 В силу пункта 1 статьи 38 ФЗ «Об электроэнергетике» субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.

При исполнении договора сетевая организация обязана обеспечить передачу электрической энергии в точке поставки потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор), качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам с соблюдением величин аварийной и технологической брони (подпункт «а» пункта 15 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861, далее – Правила недискриминационного доступа).

В соответствии с указанной нормой ответственность несет сетевая организация, к сетям которой присоединён объект потребителя, то есть АО «ОРЭС-Петрозаводска».

В пункте 2 постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861 Федеральная антимонопольная служба определена уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обеспечению государственного контроля за соблюдением правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.

Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Частью 2 статьи 9.21. КоАП РФ установлено, что повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

АО «ОРЭС - Петрозаводск» неоднократно привлекалось к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ (постановление от 16.10.2018 по делу №03-17/74-2018 – штраф 650 тыс. руб.; постановление от 16.05.2018 по делу №03-17/33-2018 – штраф 650 тыс. руб.; постановление от 14.03.2019 по делу 010/04/9.21-38/2019/898), в связи с чем подлежит применению часть 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ
 «О естественных монополиях» (далее – ФЗ «О естественных монополиях») субъект естественной монополии – хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Положениями части 1 статьи 4 ФЗ «О естественных монополиях» установлено, что оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественной монополии.

На основании приказа ФСТ России от 16.04.2010 № 127-э «О включении (исключении) организации в (из) реестр (а) субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль» АО «ПКС», осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии включено в Реестр субъектов естественных монополий.   

Таким образом, оказание услуг по передаче электрической энергии к энергопринимающим устройствам потребителей является сферой деятельности естественной монополии, в связи с чем субъект, оказывающий такие услуги относится к субъектам естественной монополии. При таких обстоятельствах АО «ОРЭС - Петрозаводск» является лицом, подлежащим привлечению к административной ответственности, по статье 9.21 КоАП РФ.

АО «ОРЭС-Петрозаводск» уведомлено о дате и времени составления протоколов об административных правонарушениях по делу №010/04/9.21-24/2019 26.03.2019 в 15 час. 00 мин.

С учетом вышеизложенного 26.03.2019 был составлен протокол об административном правонарушении в присутствии представителя АО «ОРЭС-Петрозаводск».

Определением от 26.03.2019 «О назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении №010/04/9.21-24/2019», настоящее дело было назначено к рассмотрению на 15 часов 00 минут 09.04.2019 (получен представителем по доверенности 26.03.2019; согласно информации с сайта «Почта России» получено 29.03.2019).

В дополнении к ранее направленным сведениям АО «ОРЭС – Петрозаводск» с письмом от 26.03.2019 №105-0856, указало, что в соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон от 20.05.2013, граница ответственности сторон за состоянием и обслуживанием электрических сетей и установок установлена в КШ-515 (кабельный шкаф 515) на контактных соединениях КЛ-0,4кВ (кабельная линия напряжением 0,4кВ), отходящих в сторону ВРУ ФГБУ «Северо-Западного УГМС», категория надежности электроснабжения вторая.

КШ-515 находится в собственности АО «ОРЭС-Петрозаводск», а две отходящих KJI- 0,4кВ в собственности ФГБУ «Северо-Западного УГМС».

При обследовании КШ-515, произведенном в феврале 2019 года сотрудниками АО «ОРЭС-Петрозаводск», было выявлено, что КШ-515 был самовольно демонтирован ФГБУ «Северо-Западного УГМС». На его месте смонтирован щит с устройствами защиты и автоматики, которые позволяют в автоматическом режиме производить переключения между двумя кабельными линиями АО «ОРЭС-Петрозаводск», питающими данный шкаф. Качество данных устройств вызывает большие сомнения, и автоматическое переключение может происходить при незначительных перепадах напряжения (в допустимых ГОСТ 32144-2013 величинах).

Данные автоматические переключения вызывают скачки напряжения и являются причиной положительного отклонения напряжения.

Также самовольный демонтаж КШ-515 и монтаж на его месте щита с устройствами защиты и автоматики привел к изменению категории электроснабжения ФГБУ «Северо- Западного УГМС» с предусмотренной актом разграничения второй на первую. АО «ОРЭС- Петрозаводск» в соответствии с актом разграничения может обеспечить только вторую категорию электроснабжения ФГБУ «Северо-Западного УГМС».

В соответствии с пунктом 1.2.20 Правил устройства электроустановок: для электроприемников второй категории при нарушении электроснабжения от одного из источников питания допустимы перерывы электроснабжения на время, необходимое для включения резервного питания действиями дежурного персонала или выездной оперативной бригады.

До незаконного демонтажа КШ-515 электроснабжение ФГБУ «Северо-Западного УГМС» осуществлялось по одной кабельной линии, а в случае нарушения электроснабжения оперативно выездная бригада производила переключения на вторую кабельную линию и принимала меры для обеспечения качества электрической энергии требованиям ГОСТ 32144-2013 (например, проводила дополнительные переключения, перераспределяла нагрузки и т.п.).

Самовольные и противоправные действия ФГБУ «Северо-Западного УГМС» привели к нарушению схемы электроснабжения, ухудшению качества электрической энергии к хищению имущества АО «ОРЭС-Петрозаводск» (КШ-515).

Определением от 09.04.2019 «Об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении №010/04/9.21-24/2019 и о продлении срока его рассмотрения», настоящее дело было назначено к рассмотрению на 15 часов 00 минут 23.04.2019.

Указанное определение получено АО «ОРЭС-Петрозаводск» 12.04.2019, заявителем – 18.04.2019.

Рассмотрение настоящего дела состоялось в назначенное время.

Оценив в порядке статьи 26.11 КоАП РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, должностное лицо Карельского УФАС России отмечает, следующее.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Пунктом 3 статьи 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в его совершении.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

АО «ОРЭС-Петрозаводск» не представило объективных доказательств невозможности соблюдения требований законодательства Российской Федерации об электроэнергетике в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.

Таким образом, рассматриваемое административное правонарушение является противоправным, виновным, лицо его совершившее, не могло не осознавать противоправный характер своих действий, но им не были предприняты все зависящие от него меры для соблюдения норм законодательства, ответственность за нарушение которых предусмотрена КоАП РФ.

Относительно письменных пояснений АО «ОРЭС-Петрозаводск», изложенных в письме от 26.03.2019 №105-0856, об ухудшении качества электрической энергии по причине демонтажа КШ-515 необходимо отметить следующее.

Из представленных заявителем протоколов испытаний при периодическом мониторинге качества электрической энергии в электрических сетях от 22.05.2018 №008-КП, №009-КП следует, что мониторинг проводился в КШ-515, секциях 1,2, 0,4 кВ.

Кроме того, факт ненадлежащего качества электрической энергии подтвержден в письме АО «ОРЭС-Петрозаводск» от 15.01.2019 №105-0066, адресованном ООО «Энергокомфорт».Карелия», в котором указано на осуществление замеров в КШ-515 19.12.2018 в 16 часов 54 минуты.

Из указанного письма следует, что в часы максимальных нагрузок напряжение на фазе «А» не соответствует   ГОСТ 32144-2013, в связи с чем АО «ОРЭС-Петрозаводск» планирует работы по замене Кл-0,4 кВ ТП-162-КШ-515 в 2020 году.

С учетом изложенного должностное лицо полагает, что материалами дела подтверждается факт оказания услуг по передаче электрической энергии заявителю ненадлежащего качества.

 

Место совершения административного правонарушения – КШ - 515 секция 1, КШ – 515 секция 2, г. Петрозаводск.

Время совершения административного правонарушения – с 15.05.2018 по 22.05.2018; 19.12.2018.

Срок давности привлечения АО «ПСК» к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ за нарушение антимонопольного законодательства, на момент вынесения настоящего постановления не истек.  

Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

По настоящему делу обстоятельства, смягчающие административную ответственность, не установлены.

Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность на основании части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, является повторное совершение административного правонарушения, как указано выше.

Таким образом, должностное лицо с учетом отягчающих вину обстоятельств полагает возможным назначение наказания в виде административного штрафа в размере 650 000 рублей.

Касательно возможности применения статьи 2.9 КоАП РФ должностное лицо Карельского УФАС России отмечает следующее.

Статьей 2.9. КоАП РФ предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место в исключительных случаях. При квалификации правонарушения в качестве малозначительного следует исходить из конкретных обстоятельств его совершения.

Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения, а учитываются при назначении наказания.

В материалах дела отсутствуют обстоятельства, указывающие на возможность прекращения производства по настоящему делу; данное правонарушение не может быть признано и малозначительным.

Карельским УФАС России предприняты все меры для реализации АО «ОРЭС-Петрозаводск» своих прав и защиты законных интересов.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 4.1, 4.5, 9.21, 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ, врио руководителя Карельского УФАС России

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

           Наложить на юридическое лицо – АО «ОРЭС-Петрозаводск» (ОГРН: 1031000052335; ИНН: 1001012709; дата регистрации: 29 декабря 2003 года; место нахождения: ул. Кирова, д. 47б, г. Петрозаводск, Республика Карелия, 185035 за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, административный штраф в размере 650 000 (шестьсот пятьдесят тысяч) рублей 00 копеек.

 

Реквизиты для перечисления штрафа:

Банк получателя: Отделение - НБ Республика Карелия г. Петрозаводск

БИК 048602001 р/с 40101810600000010006

Получатель: ИНН 1001041153, КПП 100101001

Управление Федерального казначейства по Республике Карелия (Карельское УФАС России, л/с 04061410910)

Код ОКТМО 86701000

КБК 161 1 16 41000 01 6000 140        

Назначение платежа: штраф за нарушение законодательства РФ об электроэнергетике (дело №010/04/9.21-24/2019).

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ, штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения сроков отсрочки, рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ, при отсутствии документа или информации, свидетельствующих об уплате административного штрафа, соответствующие материалы направляются судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа. Кроме того, составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

В соответствии с частью 4 статьи 4.1 КоАП РФ назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.

В силу статьи 30.1 и части 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

 

 

 

Врио руководителя управления                                                                                   <…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны