Решение №010/01/15-40/2023 РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №010/01/15-40/2023 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬН... от 12 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №010/01/15-40/2023

О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

                                                                                                                             г. Петрозаводск

Резолютивная часть решения объявлена 03 апреля 2023 года.

Решение изготовлено в полном объеме 12 апреля 2023 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

 

 

 

 

- заместитель руководителя-начальник отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России, председатель Комиссии;

- главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России, член Комиссии;

- ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России, член Комиссии,

           рассмотрев дело №010/01/15-40/2023 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения администрацией муниципального образования «Беломорский муниципальный район» (ИНН: 1011000653; юридический адрес: 186500, Республика Карелия, г.Беломорск, ул. Ленинская, д. 9)  части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в нарушении порядка передачи муниципальных объектов водоснабжения и водоотведения, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции,

          при участии в режиме видео-конференц-связи представителя ответчика – (полномочия не подтверждены),

          без участия представителей заявителя и заинтересованного лица,

УСТАНОВИЛА:

 

          Карельским УФАС России по результатам рассмотрения материалов, представленных в конце 2021 года к заседанию Правления Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам, в действиях Администрации муниципального образования «Беломорский муниципальный район» (далее также Администрация) были установлены признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции при передаче ООО «Расчетный центр Водоканал» прав владения и пользования объектами водоснабжения и водоотведения, расположенными на территориях муниципальных образований «Беломорское городское поселение», «Сосновецкое сельское поселение», «Летнереченское сельское поселение» Беломорского муниципального района Республики Карелия.

           На основании части 8 статьи 39.1, части 12 статьи 44 Закона о защите конкуренции приказом руководителя Карельского УФАС России от 18.01.2023 № 12/23 в отношении Администрации возбуждено дело №010/01/15-40/2023 по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

          Определением от 19.01.2023 дело №010/01/15-40/2023 было назначено к рассмотрению на 20.02.2023, Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам привлечен к участию в рассмотрении дела в качестве заявителя, Администрация - в качестве ответчика, ООО «Расчетный центр Водоканал» - в качестве заинтересованного лица.

           Определением от 20.02.2023 рассмотрение дела было отложено на 09.03.2023 в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 47 Закона о защите конкуренции в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств.

Определением от 09.03.2023 рассмотрение дела было отложено на 03.04.2023 в соответствии с пунктом 3 части 1.1 статьи 47 Закона о защите конкуренции в связи с принятием заключения об обстоятельствах дела.

          На основании части 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции сторонами по делу не представлены письменные пояснения в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела.

Комиссией Карельского УФАС России были изучены:

       - договор аренды от 01.09.2021 №23/2021; договор аренды от 15.08.2022 №37/2022;

       - пояснения Администрации (вх.№5715 от 01.12.2021, вх.№6187 от 27.12.2021, вх.№1213/23 от 01.03.2023);

       - письмо Администрации от 07.07.2021, адресованное ООО «Расчетный центр Водоканал», о необходимости направить предложение о заключении концессионного соглашения;

       - письмо ООО «Расчетный центр Водоканал» от 12.07.2021, адресованное Администрации, об отклонении предложения о заключении концессионного соглашения;

       - постановление Администрации муниципального образования «Беломорский муниципальный район» от 25.05.2022 №432 «Об утверждении перечня объектов, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования «Беломорский муниципальный район», в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений»;

      - выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости;

      - ходатайства Администрации о продлении срока выполнения предупреждения №02-2022 от 25.01.2022 (вх.№2883 от 03.06.2022 с дополнением от 14.06.2022, вх.№4228 от 01.09.2022 с дополнением от 04.10.2022; вх.№1712-ЭП/22 от 30.12.2022);

     - рабочая документация на капитальный ремонт наружных сетей водоснабжения и водоотведения в г. Беломорск по ул. Строителей;

     - письма Администрации от 10.11.2022 и от 26.12.2022 в адрес Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия (далее также Минстрой РК) о направлении для согласования проекта концессионного соглашения;

    - письмо Минстроя РК от 24.11.2022 в адрес Администрации о необходимости доработать проект концессионного соглашения;

    - письмо Администрации от 14.12.2022 в адрес Госкомитета РК по ценам и тарифам о предоставлении информации по долгосрочным параметрам регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения;

    - письмо Госкомитета РК по ценам и тарифам от 22.12.2022 в адрес Администрации о согласовании для конкурсной документации метода регулирования тарифов и значений долгосрочных параметров регулирования тарифов.

В рамках рассмотрения дела №010/01/15-40/2023 в соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции был подготовлен анализ (краткий обзор) состояния конкуренции на рынке услуг по водоснабжению и водоотведению на территориях муниципальных образований «Беломорское городское поселение», «Сосновецкое сельское поселение», «Летнереченское сельское поселение» Беломорского муниципального района Республики Карелия, по результатам которого установлено следующее:

1. Временной интервал исследования определен периодом с 01.09.2021 по настоящее время.

2. Продуктовые границы товарного рынка определены как услуги по водоснабжению и водоотведению.

3. Географические границы товарного рынка определены как территории муниципальных образований «Беломорское городское поселение», «Сосновецкое сельское поселение», «Летнереченское сельское поселение» Беломорского муниципального района Республики Карелия.

4. Оценка изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на товарном рынке вследствие принятия акта и (или) осуществления действий (бездействия): действия Администрации муниципального образования «Беломорский муниципальный район» при заключении с ООО «Расчетный центр Водоканал» договоров аренды имущества, находящегося в муниципальной собственности, с нарушением требований Закона о водоснабжении и Закона о концессионных соглашениях, привели к созданию для указанного хозяйствующего субъекта преимущественных условий осуществления деятельности и могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

При рассмотрении материалов, представленных в конце 2021 года к заседанию Правления Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам, Карельское УФАС России установило следующее.

01.09.2021 между Администрацией (Арендодатель) и ООО «Расчетный центр Водоканал» (Арендатор) был заключен договор аренды №23/2021 на муниципальное имущество коммунальной инфраструктуры для оказания услуг по водоснабжению и водоотведению на территории муниципального образования «Беломорский муниципальный район».

Согласно пункту 1.1 Договора, Арендодатель обязуется предоставить Арендатору за плату во временное пользование муниципальное имущество, технические характеристики которого указаны в Перечне (Приложение №2).

Имущество по настоящему договору передается в целях осуществления деятельности по водоснабжению и водоотведению потребителей на территориях муниципального образования «Беломорское городское поселение», муниципального образования «Сосновецкое сельское поселение», муниципального образования «Летнереченское сельское поселение».

Собственниками передаваемого по договору аренды имущества являются муниципальное образование «Беломорский муниципальный район» и муниципальное образование «Беломорское городское поселение».

Согласно пункту 2.1 Договора, договор распространяет свое действие с 26.11.2021 по 25.11.2022 (включительно).

В Приложении №2 к Договору указан перечень объектов и иного имущества, передаваемых арендатору для осуществления деятельности по водоснабжению и водоотведению на территории Беломорского муниципального района.

В указанный перечень входит 113 объектов муниципального имущества, включая объекты водоснабжения и водоотведения, введенные в эксплуатацию в период с 1960 по 2005 годы.

Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении и водоотведении) и Федеральным законом от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Закон о концессионных соглашениях) предусмотрены специальные требования к порядку передачи объектов водоснабжения (водоотведения), находящихся в государственной или муниципальной собственности.

          В соответствии с частью 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.

           В соответствии с частью 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

          Договор аренды систем и (или) объектов, указанных в части 1 настоящей статьи, заключенный с нарушением требований, установленных частью 3 или 24 настоящей статьи, является ничтожным (часть 33 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении).

          Вышеуказанные нормы были введены в действие Федеральным законом от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и вступили в законную силу 08.05.2013 (со дня официального опубликования Федерального закона).

         Вводя в действие вышеуказанные положения законодатель предусмотрел такой порядок передачи прав владения на объекты ресурсоснабжения, который бы в обязательном порядке обеспечивал эффективное использование указанного имущества, его реконструкцию и бесперебойное функционирование. Это связано с тем, что фонд объектов и систем водоснабжения и водоотведения является достаточно изношенным и устаревшим, требуется реконструкция и модернизация большинства объектов, обеспечивающих ежедневную поставку коммунальных ресурсов населению и организациям.

          Соблюдение особого порядка передачи прав владения на объекты коммунальной инфраструктуры путем заключения концессионных соглашений является обязательным условием, поскольку предоставляет государству определенные гарантии эффективного использования социально-важных объектов водоснабжения (водоотведения), их реконструкцию и обеспечение надлежащего выполнения функций ресурсоснабжения в отношении неопределенного круга лиц. 

          Согласно приложению №2 к договору аренды №23/2021 от 01.09.2021, ООО «Расчетный центр Водоканал» были переданы объекты водоснабжения и водоотведения, введенные в эксплуатацию в период с 1960 по 2005 годы.

          Доказательств наличия у ООО «Расчетный центр Водоканал» исключительного права на заключение договора аренды без проведения торгов в связи с владением имуществом на праве собственности или ином законном основании, технологически связанного с вновь передаваемым имуществом, Администрацией представлено не было.

          Следовательно, объекты водоснабжения (водоотведения), находящиеся во владении и пользовании ООО «Расчетный центр Водоканал» могли быть переданы последнему только на основании концессионного соглашения.

         Таким образом, договор аренды №23/2021 от 01.09.2021 был заключен между Администрацией и ООО «Расчетный центр Водоканал» с нарушением положений Закона о водоснабжении и водоотведении, а также Закона о концессионных соглашениях.

          Ранее объекты водоснабжения и водоотведения находились во владении и пользовании ООО «Расчетный центр Водоканал» на основании концессионного соглашения от 26.11.2018, заключенного на срок по 25.10.2021. По истечении срока действия концессионного соглашения ООО «Расчетный центр Водоканал» отказалось от обращения с инициативой заключения нового концессионного соглашения ввиду нерентабельности. Вместе с тем отсутствие предложения общества о заключении концессионного соглашения в инициативном порядке не могло являться препятствием для проведения конкурса на предложенных концедентом условиях.

          В силу части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

          Данный запрет установлен в целях предупреждения негативного вмешательства органов местного самоуправления в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.

          Несоблюдение порядка предоставления прав владения и пользования в отношении муниципального имущества, предназначенного для водоснабжения (водоотведения), препятствует привлечению частных инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства и не обеспечивает развитие добросовестной конкуренции за доступ на рынок.

          Подобный переход прав владения и (или) пользования в отношении объектов водоснабжения (водоотведения), находящихся в государственной или муниципальной собственности, не предусмотрен действующим законодательством, является нарушением норм права и способствует недопущению, ограничению, устранению конкуренции органами местного самоуправления.

         В соответствии с частью 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности антимонопольный орган выдает органу местного самоуправления предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее – предупреждение).

Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении статьи 15 Закона о защите конкуренции без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

        Руководствуясь статьей 39.1 Закона о защите конкуренции, Карельское УФАС России выдало Администрации предупреждение №02-2022 от 25.01.2022 о необходимости прекратить действия (бездействие), содержащие признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем передачи объектов водоснабжения и водоотведения, расположенных на территориях муниципального образования «Беломорское городское поселение», муниципального образования «Сосновецкое сельское поселение», муниципального образования «Летнереченское сельское поселение», в установленном законодательством порядке в срок до 01.06.2022.

03.06.2022 (вх.№2883) в Управление поступило ходатайство Администрации о продлении срока выполнения предупреждения до 31.12.2022, в связи с выявлением несоответствия данных, содержащихся в технической документации, и фактических характеристик объектов водоснабжения и проведением работ по внесению изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, расположенных в г. Беломорск по ул. Пушкинская.

В дополнение к ходатайству, 14.06.2022 (вх.№3037) в Управление поступило письмо Администрации, согласно которому в срок до 29.07.2022 орган местного самоуправления планирует принять решение о заключении концессионного соглашения, разработать и утвердить конкурсную документацию, направить проект концессионного соглашения в Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия.

Согласно части 5 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции по мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение, и при наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено, указанный срок может быть продлен антимонопольным органом.

14.06.2022 Карельское УФАС России на основании части 5 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции письмом исх.№04-35/02-2022/2307 продлило срок выполнения предупреждения до 01.09.2022.

01.09.2022 (вх.№4228) Администрация повторно обратилась в Управление с ходатайством о продлении срока выполнения предупреждения до 31.12.2022, в связи с проведением в сентябре-октябре 2022 года  инвентаризации сетей водоснабжения и водоотведения для уточнения их протяженности и внесения изменений в сведения ЕГРН и перечень объектов концессионного соглашения.

В целях рассмотрения ходатайства Управление письмом от 05.09.2022 исх.№04-35/02-2022/3314 запросило у Администрации документы, подтверждающие совершение в период с 01.06.2022-01.09.2022 действий, направленных на выполнение предупреждения.

В ответ на запрос, 04.10.2022 Администрация представила копию проектной документации на выполнение капитального ремонта наружных сетей водоснабжения и водоотведения, расположенных в г. Беломорск по ул. Строительная, а также проект концессионного соглашения. 

14.10.2022 Карельское УФАС России письмом исх.№04-35/02-2022/3862 продлило срок выполнения предупреждения до 31.12.2022.

30.12.2022 в Управление поступило письмо Администрации, согласно которому 26.12.2022 в Минстрой РК был направлен доработанный проект концессионного соглашения, в связи с чем орган местного самоуправления ходатайствовал о продлении срока выполнения предупреждения до 01.02.2023.

Вместе с тем, учитывая, что предупреждение было выдано 25.01.2022, Администрация обладала достаточным временем, необходимым для обеспечения надлежащей передачи прав в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, включая оформление необходимых документов, проведение технического обследования, обеспечение соблюдения сроков для опубликования конкурсной документации и т.д.

Дополнительно было установлено, что объекты водоснабжения и водоотведения продолжают находится во владении и пользовании ООО «Расчетный центр Водоканал», находящегося в состоянии банкротства, на основании договора аренды от 15.08.2022 №37/2022. Срок действия договора установлен с 26.11.2022 по 25.11.2023 включительно.

Таким образом, орган местного самоуправления в установленный в предупреждении срок, с учетом его продления, не прекратил действия, содержащие признаки нарушения антимонопольного законодательства, в связи с чем было возбуждено настоящее дело.

Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам письмом от 27.01.2023 (вх.№496-ЭП/23 от 30.01.2023) просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

ООО «Расчетный центр Водоканал» пояснения по факту возбуждения дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства не представило, участие своего представителя в рассмотрении дела не обеспечило.

 Письмом от 13.02.2023 исх.№01-0825/14 на определение от 19.01.2023 о назначении дела №010/01/15-40/2023 к рассмотрению, поступившим в Карельское УФАС России 01.03.2023 вх.№1213/23, Администрация представила информацию о проведенной в 2022 году в отношении объектов водоснабжения и водоотведения работе (постановка ряда объектов на государственный кадастровый учет с одновременной регистрацией права муниципальной собственности, проведение инвентаризации и внесение изменений в сведения единого государственного реестра недвижимости в отношении части объектов). С 10.11.2022 Администрацией осуществлялась работа по согласованию проекта концессионного соглашения с уполномоченными органами.

 На заседании Комиссии Карельского УФАС России представитель Администрации сообщила, что 03.03.2023 Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия согласовало проект концессионного соглашения, в связи с чем Администрация готова объявить конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении систем коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства – объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения.

         На основании вышеизложенного, Комиссия Карельского УФАС России приходит к выводу о нарушении администрацией муниципального образования «Беломорский муниципальный район» части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в нарушении порядка передачи муниципальных объектов водоснабжения и водоотведения, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

         За данное нарушение статьей 14.9 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

         В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

Учитывая обстоятельства дела, указывающие на продолжение нарушения Администрацией антимонопольного законодательства, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи предписания по делу, предусматривающего совершение действий, направленных на передачу объектов водоснабжения и водоотведения, расположенных на территориях муниципальных образований «Беломорское городское поселение», «Сосновецкое сельское поселение», «Летнереченское сельское поселение» Беломорского муниципального района Республики Карелия, в соответствии с требованиями Закона о водоснабжении и Закона о концессионных соглашениях.

        Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Закона о защите конкуренции, Комиссия Карельского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

        1.Признать администрацию муниципального образования «Беломорский муниципальный район» нарушившей часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.      

        2.Выдать администрации муниципального образования «Беломорский муниципальный район» предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

        3.Передать материалы дела №010/01/15-40/2023 о нарушении антимонопольного законодательства должностному лицу Карельского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Председатель Комиссии

 

Члены Комиссии

_____________

 

_____________ 

                                  _____________

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражном суде Республики Карелия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны