Решение №010/05/5-582/2023 РЕШЕНИЕ от 1 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Управление Роскомнадзора по Республике Карелия

ул. Балтийская, д. 41, г. Петрозаводск, Республика Карелия, 185910

 

 

ООО «Редакция ПТЗ»

ул.Маршала Мерецкова, д.11, г.Петрозаводск, Республика Карелия, 185030

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

01 ноября 2023 года                                                                                                   г. Петрозаводск

Резолютивная часть решения оглашена 19 октября 2023 года

В полном объеме решение изготовлено 01 ноября 2023 года

 

Комиссия Карельского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

 

 

-заместитель руководителя Карельского УФАС России, председатель комиссии;

 

.

 

-заместитель начальника отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы   Карельского УФАС России, член комиссии;

 

 

-главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы Карельского УФАС России, член комиссии,

 

рассмотрев дело №010/05/5-582/2023, возбужденное в отношении ООО «Редакция ПТЗ» (; ул.Маршала Мерецкова, д.11, г.Петрозаводск, Республика Карелия, 185030) по признакам нарушения части 10.1 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года №38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе») по факту размещения 13 июля 2023 года в 13 часов 00 минут на сайте сетевого издания «Столица на Онего» рекламы зрелищного мероприятия без указания категории информационной продукции, в присутствии представителей ООО «Редакция ПТЗ» К Е.Э. (личность установлена на основании паспорта, копия доверенности от 28 октября 2022 года  приобщена к материалам дела), С Т.Н. (личность установлена на основании паспорта, копия приказа «О приеме работника на работу»  от 01 июня 2023 года №РП21-К приобщена к материалам дела), в отсутствие надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела представителей Управления Роскомнадзора по Республике Карелия,

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Карельского УФАС России 20 июля 2023 года (вх. №4320-ЭП/23) из Управления Роскомнадзора по Республике Карелия поступило заявление с просьбой рассмотреть статью под названием «Опубликована программа онлайн-трансляции Ruckeala Symphony в «Доме Культуры», которая, по своей сущности, является объявлением о проведении и трансляции зрелищного мероприятия в горном парке «Рускеала», размещенную 13 июля 2023 года в 13 часов 00 минут на сайте сетевого издания «Столица на Онего» без знака информационной продукции, на предмет соответствия законодательству Российской Федерации о рекламе.

Из указанного заявления следует, что Управлением Роскомнадзора по Республике Карелия в рамках исполнения полномочий по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере средств массовой информации и массовых коммуникаций в ходе проведенного систематического наблюдения установлено, что 13 июля 2023 года  в 13 часов 00 минут на сайте сетевого издания «Столица на Онего» размещено объявление о проведении и трансляции зрелищного мероприятия в горном парке «Рускеала» без знака информационной продукции (https://stolicaonego.ru/news/opublikovana-programma-onlajn-transljatsii-ruskeala-symphony-v-dome-kultury/?erid=Kra23Y51q):

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вместе в тем указанная статья опубликована с пометкой «Реклама/ ООО «Дом культуры» ИНН ».

В целях полного и всестороннего рассмотрения поступившего заявления в адрес ООО «Редакция ПТЗ» был направлен запрос от 28 июля 2023 года №АП/2885/23. Письмо было получено обществом 09 августа 2023 года, однако, на момент возбуждения настоящего дела ответ в адрес Карельского УФАС России не поступил.

Письмом от 17 августа 2023 года №КБ/3067/23 срок рассмотрения заявления был продлен.

Проанализировав имеющиеся документы и сведения, нормативную правовую базу в области рекламного законодательства установлено следующее.

В соответствии со статьей 1 ФЗ «О рекламе» его целями являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

В силу части 1 статьи 33 ФЗ «О рекламе» антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе: предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе; возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В статье 3 ФЗ «О рекламе» определены основные понятия. Так, реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Под  неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

В соответствии с пунктом 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08 октября 2012 года   №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами ФЗ «О рекламе» (далее – Постановление Пленума ВАС РФ №58)  информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, является рекламой и должна в связи с этим отвечать требованиям, предъявляемым ФЗ «О рекламе».

Рассматриваемая информация полностью подпадает под определение, содержащееся в статье 3 ФЗ «О рекламе» (соответствует всем квалифицирующим признакам рекламы), так как размещена  на сайте сетевого издания «Столица на Онего» в сети Интернет, адресована неопределенному кругу лиц (то есть не персонифицирована) и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объектом рекламирования в данном случае является фестиваль «Ruskeala Symphony».

Согласно части 10.1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2010 года №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее – ФЗ «О защите детей»), без указания категории данной информационной продукции.

Статья 2 ФЗ «О защите детей» содержит следующие понятия:

- информационная продукция - предназначенные для оборота на территории Российской Федерации продукция средств массовой информации, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», и сетей подвижной радиотелефонной связи;

- зрелищное мероприятие - демонстрация информационной продукции в месте, доступном для детей, и в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, в том числе посредством проведения театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий;

- знак информационной продукции - графическое и (или) текстовое обозначение информационной продукции в соответствии с классификацией информационной продукции, предусмотренной частью 3 статьи 6 настоящего Федерального закона.

Положениями названной нормы установлен запрет на размещение рекламы, содержащей информацию, распространяемую посредством зрелищных мероприятий.

Исходя из буквального толкования положений пункта 5 статьи 2 ФЗ «О защите детей», речь в настоящем случае идет не только об информации, полученной в результате проведения такого мероприятия, но и об информации, которая может быть получена при проведении соответствующего мероприятия.

Классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих требованиям статьи 17 настоящего Федерального закона) до начала ее оборота на территории Российской Федерации (часть 1 статьи 6 ФЗ «О защите детей»).

В силу части 3 статьи 6 ФЗ «О защите детей» классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:

1) Информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;

2) Информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;

3) Информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;

4) Информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;

5) Информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).

В соответствии с частью 1 статьи 12 ФЗ «О защите детей» производителем и (или) распространителем информационной продукции осуществляется обозначение ее категории знаком информационной продукции и (или) текстовым предупреждением об ограничении распространения информационной продукции среди детей с указанием цифры и знака «плюс» или соответствующего текстового предупреждения.

Согласно пункту 5 части 4 статьи 11 ФЗ «О защите детей» оборот информационной продукции, содержащей информацию, предусмотренную статьей 5 настоящего Федерального закона, без знака информационной продукции не допускается, за исключением периодических печатных изданий, специализирующихся на распространении информации общественно-политического или производственно-практического характера.

В силу части 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 10.1 статьи 5 ФЗ «О рекламе», несет рекламораспространитель.

Учредителем СМИ «Столица на Онего» (свидетельство о регистрации средства массовой информации: серия Эл №ФС77-803270) является ООО «Редакция ПТЗ» (ОГРН). Таким образом, именно ООО «Редакция ПТЗ» является рекламораспространителем рассматриваемой статьи.

 С учетом изложенного, определением от 19 сентября 2023 года №АП/3417/23 в отношении ООО «Редакция ПТЗ» было возбуждено настоящее дело, рассмотрение назначено на 15 часов 30 минут 19 октября 2023 года.

Письмами от 15 августа 2023 года исх. №17 (вх. от 22 сентября 2023 года), от 18 октября 2023 года №25 (вх. от 19 октября 2023 года №5988/23)  ООО «Редакция ПТЗ» подтвердило, что является учредителем сетевого издания «Столица на Онего».

В соответствии с пунктом 4.1 Устава редакции от 09 августа 2022 года главный редактор — лицо, возглавляющее редакцию и принимающее окончательные решения в отношении производства и выпуска продукции СМИ. Распространение продукции СМИ допускается только после того, как главный редактор дает разрешение на выход ее в свет. Главный редактор несет персональную ответственность за содержание продукции СМИ. Главный редактор осуществляет свои полномочия на основе Федерального закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года №2124-1 «О средствах массовой информации»,  настоящего Устава.

Таким образом, ООО «Редакция ПТЗ» отмечает, что согласование выхода в свет рассматриваемого материала, предоставленного рекламным агентством — ИП ООО «Редакция ПТЗ» М С.И. (ИНН), и размещение его в СМИ осуществлялось редакцией в лице главного редактора — СТ.Н. (приказ «О приеме работника на работу» от 01 июня 2023 года №РП21-К).

Так, опубликование статьи под названием под названием «Опубликована программа онлайн-трансляции Ruckeala Symphony в «Доме Культуры» без знака информационной продукции произошло по невнимательности главного редактора. При этом ООО «Редакция ПТЗ» отмечает, что по своей сути мероприятие «онлайн-трансляция Ruskeala Symphony» относится к мероприятиям со знаком информационной продукции 6+, поскольку информация, распространяемая на мероприятии не причиняет вред здоровью и развитию детей.

Учитывая изложенное, ООО «Редакция ПТЗ» полагает, что допущенное главным редактором нарушение не причинило вред здоровью и (или) развитию детей, а также общественным  отношениям и общественным интересам. Более того, в настоящее время знак информационной продукции в рассматриваемой статье проставлен.

Дополнительно в указанных письмах ООО «Редакция ПТЗ» сообщило об отнесении  его к субъектам малого и среднего предпринимательства, полагая, что указанное свидетельствует о возможности не накладывать административный штраф, а ограничиться предупреждением. Кроме того, ООО «Редакция ПТЗ» просит рассмотреть возможность признания правонарушения малозначительным.

Рассмотрение дела состоялось в назначенное время.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей ООО «Редакция ПТЗ», Комиссия констатирует, что учитывая объект рекламирования в СМИ «Столица на Онего» (зрелищное мероприятие), размещение рекламы без указания категории информационной продукции является неправомерным и свидетельствует о несоблюдении требований части 10.1 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Вопросы назначения административного наказания в рамках рассмотрения настоящего дела установлению не подлежат; могут быть рассмотрены в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в рамках административного производства.

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 2 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2020 года №1922), Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1.Признать ненадлежащей размещенную 13 июля 2023 года в 13 часов 00 минут на сайте сетевого издания «Столица на Онего» рекламу фестиваля «Ruckeala Symphony», поскольку в ней нарушены требования части 10.1 статьи 5 ФЗ «О рекламе»; действия ООО «Редакция ПТЗ» нарушающими часть 10.1 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

 

2. Предписание о прекращении нарушения части 10.1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» ООО «Редакция ПТЗ» не выдавать в связи с прекращением распространения рассматриваемой рекламы зрелищного мероприятия.

 

3.Направить материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

Председатель комиссии                                        ___________              

 

Члены комиссии                                                    __________                

                        

                                                                    _____________            

 

 

 

Решение антимонопольного органа может быть оспорено в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня вынесения решения

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны