Решение №05/9962 по жалобе от 14 октября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе № 042/07/3-1784/2021

«11» октября 2021 г.                                                                                       г. Кемерово

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, ведению реестра недобросовестных поставщиков, утверждении порядка рассмотрения жалоб (далее – Комиссия) в составе:

Председатель комиссии:

<…>;

Члены комиссии

<…>;

<…>;

<…>;

<…>,

При рассмотрении жалобы с использованием систем видеоконференцсвязи, при участии:

- <…> – представителя ФГБОУ ВО КемГУ (доверенность от 15.05.2017 № С-1),

рассмотрев в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу ООО «Концепт» и материалы жалобы № 042/07/3-1784/2021,

У С Т А Н О В И Л А:

Кемеровским УФАС России принята к рассмотрению жалоба ООО «Концепт» на действия заказчика - Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (далее – Заказчик, ФГБОУ ВО КемГУ) при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на проведение капитального ремонта медицинского института, расположенного по адресу: г. Кемерово, ул. Красная, 6, извещение опубликовано 23.09.2021 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок по адресу: http://zakupki.gov.ru под № 32110663192 (далее – Закупка).

По мнению Заявителя, Заказчиком не установлены требования о наличии взносов в фонд возмещения вреда, как того требует ч. 12 ст. 55.16 ГрК РФ, что противоречит действующему законодательству.

Документация аукциона не содержит порядок подачи заявок участниками аукциона с полным соответствием требованиям ч. 7 ст. 3.4 ФЗ № 223-ФЗ.

Недопустимо установление требований к значениям показателей как они изложены в документации применительно к сплит-системам.

Неправомерно установление требований к химическому и компонентному составу товара, которые не могут быть известны на момент подачи заявки.

Уведомлением Кемеровского УФАС России от 04.10.2021 № 05/9671 рассмотрение жалобы № 042/07/3-1784/2021 с использованием систем видеоконференцсвязи было назначено на 11.10.2021 г. на 15 часов 00 минут. Данное уведомление на основании части 11 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» направлено на адреса электронной почты лиц, участвующих в рассмотрении жалобы.

11.10.2021 в адрес Кемеровского УФАС России поступили возражения ФГБОУ ВО КемГУ.

В связи с тем, что Заявитель надлежащим образом уведомлен о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, Комиссия решила рассмотреть данную жалобу в отсутствие представителей Заявителя.

11.10.2021 представитель Заказчика на заседание Комиссии пояснила, что с доводами жалобы не согласна. Подробно доводы на жалобу изложены в письменном отзыве (вх. 7042э от 11.10.2021) .

Изучив имеющиеся материалы жалобы № 042/07/3-1784/2021, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:

Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

При проведении закупочной деятельности Заказчик руководствуется Положением о закупке федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (далее – Положение), которое разработано в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и утверждено заместителем Министра науки и высшего образования Российской Федерации.

23.09.2021 утверждена Документация аукциона в электронной форме № ЭА/120/2021/223, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства «Капитальный ремонт медицинского института, расположенного по адресу: г. Кемерово, ул. Красная, 6» (далее – Документация).

23.09.2021 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком размещена информация о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на проведение капитального ремонта медицинского института, расположенного по адресу: г. Кемерово, ул. Красная, 6, включающая Извещение, Документацию, сметный расчет, проект договора.

В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

Частями 2, 2.1 и 2.2 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ)  установлено, что работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.

Не требуется членство в саморегулируемых организациях в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства:

1) государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе государственных и муниципальных казенных предприятий, государственных и муниципальных учреждений в случае заключения ими договоров строительного подряда с федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующей области, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в ведении которых находятся такие предприятия, учреждения, или в случае выполнения такими предприятиями, учреждениями функций технического заказчика от имени указанных федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;

2) коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных автономных учреждений составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров строительного подряда с указанными предприятиями, учреждениями, а также с федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, которые предусмотрены пунктом 1 настоящей части и в ведении которых находятся указанные предприятия, учреждения, или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных предприятий, учреждений, федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;

3) юридических лиц, созданных публично-правовыми образованиями (за исключением юридических лиц, предусмотренных пунктом 1 настоящей части), в случае заключения указанными юридическими лицами договоров строительного подряда в установленных сферах деятельности (в областях, для целей осуществления деятельности в которых созданы такие юридические лица), а также коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля указанных юридических лиц составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров строительного подряда с указанными юридическими лицами или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных юридических лиц;

4) юридических лиц, в уставных (складочных) капиталах которых доля публично-правовых образований составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения указанными юридическими лицами договоров строительного подряда с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в установленных сферах деятельности которых указанные юридические лица осуществляют уставную деятельность, или в случае выполнения указанными юридическими лицами функций технического заказчика от имени этих федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля указанных юридических лиц составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров строительного подряда с указанными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц;

5) лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов, указанных в пунктах 1 - 3 части 17 статьи 51 настоящего Кодекса.

Частью 1 статьи 55.16 ГрК РФ установлено, что саморегулируемая организация в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения, формирует компенсационный фонд возмещения вреда. Саморегулируемая организация в пределах средств компенсационного фонда возмещения вреда несет солидарную ответственность по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда, в случаях, предусмотренных статьей 60 настоящего Кодекса.

При этом согласно ч. 3 ст. 55.16 ГрК РФ не допускается освобождение члена саморегулируемой организации от обязанности внесения взноса в компенсационный фонд возмещения вреда, в том числе за счет его требований к саморегулируемой организации, а также освобождение члена саморегулируемой организации, подавшего заявление о намерении принимать участие в заключении договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров, от обязанности внесения взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в случае, если саморегулируемой организацией принято решение о формировании такого компенсационного фонда. Не допускается уплата взноса (взносов) в компенсационный фонд (компенсационные фонды) саморегулируемой организации в рассрочку или иным способом, исключающим единовременную уплату указанного взноса (взносов), а также уплата взноса (взносов) третьими лицами, не являющимися членами такой саморегулируемой организации, за исключением случая, предусмотренного частью 16 настоящей статьи.

Наряду с вышесказанным частью 2 статьи 55.16 ГрК РФ саморегулируемая организация в случаях, установленных настоящим Кодексом, в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения ими обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда или договорам подряда на осуществление сноса, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, дополнительно формирует компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в случаях, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 55.4 настоящего Кодекса. Саморегулируемая организация в пределах средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств несет субсидиарную ответственность по обязательствам своих членов в случаях, предусмотренных статьей 60.1 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч. 18 ст. 3.2 Закона о закупках, п. 2 ч. 2 раздела 4 Главы II Положения аукцион является конкурентной формой закупки, в силу чего Заказчиком установлены требования к наличию дополнительного компенсационного фонда – обеспечения договорных обязательств.

Таким образом при наличии членства с СРО на основании ч. 3 ст. 55.16 ГрК РФ не допускается освобождение от внесения взноса в компенсационный фонд возмещения вреда и у участника закупки, являющегося членом СРО, взнос в такой компенсационный фонд внесен. При этом минимальный размер компенсационного фонда возмещения вреда существенно превышает начальную (максимальную) цену договора. Кроме того, ни одним нормативным документом не предусмотрена именно обязанность заказчика указания в аукционной документации требований к компенсационному фонду возмещения вреда.

Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.

Кроме того,  отсутствие указания компенсационных фондов возмещения вреда в соответствии с ч. 12 ст. 55.16 ГрК РФ не затрагивает законных прав и интересов Заявителя, ввиду того, что последний в соответствии с информацией, представленной на официальном сайте национального объединения строителей «Нострой» (https://nostroy.ru/) не является членом ни одной саморегулируемой организации в области строительства.

Заявитель полагает, что Документация не содержит порядок подачи заявок с полным соответствием требованиям ч. 7 ст. 3.4 Закона о закупках.

Данный довод является необоснованным на основании следующего:

В соответствии с ч. 7 ст. 3.4 Закона о закупках аукцион в электронной форме включает в себя порядок подачи его участниками предложений о цене договора с учетом следующих требований:

1) "шаг аукциона" составляет от 0,5 процента до пяти процентов начальной (максимальной) цены договора;

2) снижение текущего минимального предложения о цене договора осуществляется на величину в пределах "шага аукциона";

3) участник аукциона в электронной форме не вправе подать предложение о цене договора, равное ранее поданному этим участником предложению о цене договора или большее чем оно, а также предложение о цене договора, равное нулю;

4) участник аукциона в электронной форме не вправе подать предложение о цене договора, которое ниже, чем текущее минимальное предложение о цене договора, сниженное в пределах "шага аукциона";

5) участник аукциона в электронной форме не вправе подать предложение о цене договора, которое ниже, чем текущее минимальное предложение о цене договора, в случае, если оно подано этим участником аукциона в электронной форме.

Пунктом 10.2 Документации установлено следующее:

10.2. Аукцион в электронной форме включает в себя порядок подачи его участниками предложений о цене договора с учетом следующих требований:

1) «шаг аукциона» составляет от 0,5 процента до пяти процентов начальной (максимальной) цены договора;

2) снижение текущего минимального предложения о цене договора осуществляется на величину в пределах «шага аукциона»;

3) участник аукциона в электронной форме не вправе подать предложение о цене договора, равное ранее поданному этим участником предложению о цене договора или большее чем оно, а также предложение о цене договора, равное нулю;

4) участник аукциона в электронной форме не вправе подать предложение о цене договора, которое ниже, чем текущее минимальное предложение о цене договора, сниженное в пределах «шага аукциона»;

5) участник аукциона в электронной форме не вправе подать предложение о цене договора, которое ниже, чем текущее минимальное предложение о цене договора, в случае, если оно подано этим участником аукциона в электронной форме.

Как видно, установленный в п. 10.2 Документации порядок подачи предложений о цене договора в полной мере соответствует ч. 7 ст. 3.4 Закона о закупках.

Заявитель полагает, что заказчиком установлены требования к химическому и компонентному составу сплит-системы, которые не могут быть известны на момент подачи заявок.

В соответствии с п. 1 ч. 1 раздела 6 Главы II Положения в описании предмета закупки заказчик указывает требования к качественным, техническим, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товаров, работ, услуг, эксплуатационные характеристики (при необходимости), требования к безопасности товаров, работ, услуг, порядок приемки товаров, работ, услуг и иные требования, связанные с определением соответствия товаров, работ, услуг потребностям Заказчика.

В разделе 3 Технического задания Документации заказчиком установлены следующие требования к товару:

№ п/п

Наименование товара

Требования к товару*

Ед.изм.

Количество

1

Сплит-система тип 1

тип кассетная

цвет декоративной панели – белый

цвет корпуса внешнего блока – белый

уровень шума внутреннего блока не более 35 дБ

площадь помещения не менее 35 м2

мощность на обогрев не менее 3,8 кВт

мощность на охлаждение не менее 3,5 кВт

наличие режимов автоочистки, обогрева и осушения

наличие функции интенсивного охлаждения и самодиагностики неисправностей

перепад высот между внешним и внутренним блоками не более 12 м

крепление внутреннего блока – на потолок

напряжение питания не менее 220 В

масса внутреннего блока не более 20 кг

ширина внутреннего блока не более 60 см

длина внутреннего блока не более 60 см

максимальное расстояние между блоками не менее 15 м

наличие таймера включения и выключения, индикации температуры воздуха, цифрового дисплея с подсветкой (на внутреннем блоке и пульте управления)

Комплект поставки: внутренний блок с декоративной панелью, внешний блок, дистанционный беспроводной пульт управления, фильтр предварительной очистки, моющийся воздушный фильтр, инструкция по монтажу и эксплуатации

шт

1

Как видно, ни одного требования к химическому или компонентному составу для данного товара не установлено.

При этом конкретные значения характеристик, требования к которым установлены, не являются какими-то, что на момент подачи заявок их невозможно установить. Большинство производителей данного товара указывают эти значения на официальных сайтах, равно как и поставщики, с целью максимального ознакомления потенциальных покупателей с ассортиментами имеющихся сплит-систем и возможностью подбора оптимального товара.

Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.

Подтверждением данного факта служит наличие 6 поданных на участие в закупке товаров, 4 из которых были допущены.

Кроме того, в отношении указанных доводов не поступило ни одного запроса на разъяснения положений документации.

Согласно части 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» по результатам рассмотрения жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

На основании вышеизложенного Комиссия, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу ООО «Концепт» на действия Заказчика – Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на проведение капитального ремонта медицинского института, расположенного по адресу: г. Кемерово, ул. Красная, 6 (извещение № 32110663192) необоснованной.

Председатель комиссии:

<…>

Члены Комиссии:

<…>

Примечание. Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"
ИНН 4207017537, ОГРН 1034205005801
ООО "Концепт"
ИНН 4205227257, ОГРН 1114205035339