Решение б/н Решение по жалобе № 02/05-18.1-2016 от 3 февраля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе № 02/05-18.1-2016

«01» февраля  2016 г.                                                                                      г. Кемерово

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, ведению реестра недобросовестных поставщиков, утверждении порядка рассмотрения жалоб в составе:

 

Заместитель председателя комиссии:

Ланцман Л.И. – заместитель руководителя Кемеровского УФАС России;

Члены комиссии

Наумова В.В. – начальник отдела ЖКХ, транспорта и связи;

Чубуков А.А. – начальник отдела судебной и правовой работы;

Гилева И.С. – главный специалист - эксперт отдела ЖКХ, транспорта и связи;

Бердников Е.А. – ведущий специалист - эксперт отдела ЖКХ, транспорта и связи;

 

при ведении аудиозаписи заседания Комиссии,

при участии:

- <…> – представителя АО «ПО «Водоканал» (доверенность от 25.03.2015 № 68);

- <…> - представителя АО «ПО «Водоканал» (без доверенности),

рассмотрев в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции» жалобу ООО «Дельта комплект» и материалы жалобы № 02/05-18.1-2016,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

18.01.2016 г. Кемеровским УФАС России принята к рассмотрению жалоба общества с ограниченной ответственностью «Дельта Комплект» (далее – ООО «Дельта Комплект») (вх. 96э от 15.01.2016) на действия организатора закупки (заказчика) – акционерного общества «Производственное объединение «Водоканал» (далее – АО «ПО «Водоканал») при организации открытого одноэтапного конкурса на право заключения договора на поставку (фасонные части) к напорным трубам из полиэтилена для нужд  АО «ПО Водоканал» г. Прокопьевска, извещение о проведении которого было опубликовано на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по адресу: http://zakupki.gov.ru (далее – Официальный сайт) под № 31603191797 (далее – Закупка).

По мнению заявителя, нарушение выразилось в следующем:

  1. Из критериев, по которым будет производиться оценка и сопоставление заявок участников, указанных в пункте 9 документации о закупке не ясно какие критерии будут применяться заказчиком, так как имеется указание, что данные критерии могут применяться.
  2. Отсутствует порядок определения  количества баллов по каждому из критериев (формула для расчета).
  3. Не определен порядок обращения потенциальных участников закупки к заказчику по вопросам, касающимся разъяснений положений документации.
  4. Приложение № 1 документации о закупке (техническое задание) не содержит указаний на количество и тип предполагаемой к поставке продукции.
  5. Пункт 7 приложения № 1 документации о закупке (техническое задание) содержит в себе требования о местонахождении участника, что нарушает требования частей 2, 4 пункта 1 статьи 3 Закона о закупках.

Уведомлением Кемеровского УФАС России от 18.01.2016 г. № 05/298 рассмотрение жалобы № 02/05-18.1-2016 было назначено на 25.01.2016 г. на                   11 часов 00 минут. Данное уведомление было направлено электронной почтой в адрес ООО «Дельта Комплект» и АО «ПО «Водоканал».

25.01.2016 г. в адрес Кемеровского УФАС России поступило ходатайство АО «ПО «Водоканал» об отложении рассмотрения жалобы № 02/05-18.1-2016, в связи с необходимостью подготовки документов.

Ходатайство АО «ПО «Водоканал» было удовлетворено.

Уведомлением от 25.01.2016 № 05/72э рассмотрение жалобы № 02/05-18.1-2016 было перенесено на 01.02.2015 г. на 13часов 30 минут.  Данное уведомление было направлено электронной почтой в адрес ООО «Дельта Комплект» и АО «ПО «Водоканал».

01.02.2016 г. в адрес Кемеровского УФАС России поступило ходатайство ООО «Дельта Комплект» о рассмотрении жалобы № 02/05-18.1-2016 в отсутствие представителя ООО «Дельта Комплект».

Ходатайство ООО «Дельта Комплект» удовлетворено Комиссией Кемеровского УФАС России.

01.02.2016 г. на заседании Комиссии представитель АО «ПО «Водоканал» пояснила:

- относительно отсутствия в техническом задании количества и типов предлагаемой к поставке продукции следующее: фасонные детали к полиэтиленовым трубам изготавливаются производителями, находящимися на территории России в соответствии с требованиями ГОСТ либо ТУ, которые являются техническими документами производителя, где каждый производитель сам определяет какие фасонные части и по каким техническим характеристикам производить (размеры, материал изделия, гарантийный срок и т.д.), поэтому в конкурсной документации прописано, что товар должен соответствовать требованиям ГОСТ. Количество приобретаемых фасонных деталей определяется заказчиком по мере возникающей необходимости, примерно два, три раза в месяц (поставка требуется в течение нескольких часов для аварийно-восстановительных работ);

- требование к географии расположения исполнителя (Кемеровская, Новосибирская области, Алтайский край) обусловлено тем, что для проведения аварийно-восстановительных работ необходима быстрая поставка фасонных деталей;

- порядок и критерии оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе определены в пункте 9 документации о закупке, а именно: подпункты в которых указано процентное отношение (подпункты 1, 4, 5, 6, 10, 12). Для выбора поставщика, обеспечивающего лучшие условия исполнения контракта сумма критериев должна составлять 100 %.

Изучив имеющиеся материалы жалобы № 02/05-18.1-2016 и заслушав пояснения участвующих лиц, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:

Решением совета директоров ОАО «ПО «Водоканал» от 27.06.2014, с учетом изменений от 26.02.2015 утверждено положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «ПО «Водоканал» (далее – Положение).

В соответствии с частью 3.3 Положения при закупке на официальном сайте размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации.

Частью 3.6 Положения предусмотрены сведения, которые должны быть указаны в документации о закупке, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке; порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

На основании части 3.7 Положения изменения, вносимые в извещение о закупке, документацию о закупке, разъяснения положений такой документации размещаются заказчиком на официальном сайте не позднее чем в течении трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений. В случае, если закупка осуществляется путем проведения торгов и изменения в извещение о закупке, документацию о закупке внесены заказчиком позднее чем за пятнадцать дней до даты окончания подачи заявок на участие в закупке, срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен так, чтобы со дня размещения на официальном сайте внесенных в извещение о закупке, документацию о закупке изменений до датыоканчания подачи заявок на участие в закупке такой срок составлял не менее чем пятнадцать дней.

Согласно части 5.1 Положения конкурсная документация разрабатывается и утверждается заказчиком.

Конкурсная документация должна содержать требования, установленные заказчиком, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика (часть 5.2 Положения).

Согласно части 5.25 Положения оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляется конкурсной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения контракта в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены конкурсной документацией. Совокупная значимость таких критериев должна составлять сто процентов.

На основании части 5.26 Положения для определения лучших условий исполнения контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, конкурсная комиссия должна оценивать и сопоставлять все заявки по цене контракта и иным критериям, указанным в конкурсной документации. Критериями оценки заявок на участие в конкурсе, помимо цены контракта, могут быть:

  1. Качественные и (или) функциональные характеристики (потребительские свойства) товара, качество работ, услуг;
  2. Расходы на эксплуатацию товара;
  3. Расходы на техническое обслуживание товара;
  4. Сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
  5. Сроки предоставления гарантии качества товара, работ, услуг;
  6. Объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг;
  7. Деловая репутация участника закупок;
  8. Наличия у участника закупок опыта поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;
  9. Наличие у участника закупок производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых ресурсов и иных показателей, необходимых для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;
  10. Квалификация участника закупки;
  11. Квалификация работников участника закупки;
  12. Другие критерии в соответствии с конкурсной документацией.

Техническим директором АО «ПО «Водоканал» утверждена документация о закупке путем проведения открытого конкурса и порядок заключения договора по результатам проведения конкурса на поставку (фасонные части) к напорным трубам из полиэтилена для нужд АО «ПО «Водоканал» г. Прокопьевска (далее – Документация).

Неотъемлемыми составляющими настоящей документации о закупке путем проведения конкурса являются извещение о закупке, собственно документация о закупке (включая информационную карту), техническое задание, проект договора, а также все приложения (пункт 1.2 Документации).

Согласно пункту 2.1 Документации участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным Заказчиком в соответствии с Положением о закупке.

В соответствии с пунктом 2.4 Документации не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно пункту 4.2 конкурсная документация должна содержать требования, установленные Заказчиком, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям Заказчика.

На основании пункта 4.25 Документации для определения лучших условий исполнения контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, конкурсная комиссия должна оценивать и сопоставлять такие заявки по цене контракта и иным критериям, указанным в конкурсной документации. Критериями оценки заявок на участие в конкурсе, помимо цены контракта, могут быть:

1) качественные и (или) функциональные характеристики (потребительские свойства) товара, качество работ, услуг;

2) расходы на эксплуатацию товара;

3) расходы на техническое обслуживание товара;

4) сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;

5) срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг;

6) объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг;

7) деловая репутация участника закупок;

8) наличие у участника закупок опыта поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;

9) наличие у участника закупок производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых ресурсов и иных показателей, необходимых для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;

10) квалификация участника закупки;

11) квалификация работников участника закупки;

12) другие критерии в соответствии с конкурсной документацией.

Согласно пункту 12 раздела 8 Документации «Информационная карта» требования к качеству (с указанием нормативной документации или другое): товар (фасонные части) должен соответствовать ГОСТ Р 52121-2003, а также иметь сертификат качества.

В соответствии с пунктом 14 раздела 8 Документации требования заказчика к предмету открытого одноэтапного конкурса установлены в Техническом задании (Приложение № 1 к конкурсной документации).

Пунктом 30 раздела 8 Документации установлены требования, предъявляемые к участникам открытого одноэтапного конкурса:

- обязательные: в соответствии с пунктом 2.1 Документации;

- дополнительные: наличие опыта выполнения аналогичных работ по предмету договора,  стоимостью не менее пятидесяти процентов начальной (максимальной) цены договора настоящей закупки.(в составе заявки на участие в процедуре закупки участник закупки вправе предоставить копии документов (договоров, контрактов, отчетов, прайс-листов подтверждающих цену на поставляемое оборудования, комплектующие, расходные материалы и программное обеспечение).

В пункте 31 раздела 8 Документации перечислены документы, входящие в состав заявки на участие в открытом одноэтапном конкурсе, в том числе в качестве подтверждения опыта Участник процедуры закупки в составе заявки на участие в конкурсе  предоставляет письмо-справку  (подтверждающую оказание услуг в области тематики конкурса, о заключенных договорах в период с 2008 года, с указанием  наименования контрагента, и иные документы, прикладываемые по усмотрению Участника процедуры закупки).

В разделе 9 Документации прописан порядок и критерии оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.

Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются конкурсной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения контракта в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены конкурсной документацией. Совокупная значимость таких критериев должна составлять сто процентов.

Для определения лучших условий исполнения контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, конкурсная комиссия должна оценивать и сопоставлять такие заявки по цене контракта и иным критериям, указанным в конкурсной документации. Критериями оценки заявок на участие в конкурсе, помимо цены контракта, могут быть:

1) качественные и (или) функциональные характеристики (потребительские свойства) товара, качество работ, услуг;10-30%;

2) расходы на эксплуатацию товара;

3) расходы на техническое обслуживание товара;

4) сроки (периоды) поставки товара, объёмы  поставки. оплаты товара -10-50%;

5) срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг-10%;

6) объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг 0-20*;

7) деловая репутация участника закупок;

8) наличие у участника закупок опыта поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;

9) наличие у участника закупок производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых ресурсов и иных показателей, необходимых для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;

10) квалификация участника закупки-10%;

11) квалификация работников участника закупки;

12) Цена -60%.

Приложением № 1 к Документации «Техническое задание» установлены функциональные характеристики (потребительские свойства), качественные характеристики, требования к безопасности (с указанием нормативной документации), а именно: товар (фасонные части) должен соответствовать ГОСТ Р, а также  иметь сертификат качества.

Пунктом 9 Приложения № 1 установлено требование к исполнителю: география расположения: Кемеровская область, Новосибирская область, Алтайский край.

12.02.2016 г. АО «ПО «Водоканал» на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещена информация о проведении открытого конкурса на поставку фасонных частей к трубам полиэтиленовым d 20- 560 мм, включающая в себя извещение, документацию с проектом договора поставки товара.

Дата и время окончания подачи заявок 03.02.2016 в 16:00 (МСК+4).

Дата и время вскрытия конвертов 04.02.2016 в 10:00 (МСК+4).

Дата и время рассмотрения заявок 04.02.2016 в 10:30 (МСК+4).

Дата и время подведения итогов 20.02.2016 в 07:00 (МСК+4).

Начальная (максимальная) цена 300 000 руб., в том числе НДС 18 %.

Проанализировав Документацию, Комиссия Кемеровского УФАС России считает, что довод заявителя об отсутствии порядка обращения потенциальных участников закупки к заказчику по вопросам, касающимся разъяснений положений документации является необоснованным, на основании следующего: в извещении о проведении закупки указано контактное лицо, ответственное за закупку, указан номер контактного телефона  и адрес электронный почты, следовательно потенциальные участники могут обратиться за разъяснениями к данному лицу. Федеральный закона от 18.07.2011  № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) не содержит требований к указанию в документации о закупке порядка обращения участников закупки. Частью 11 статьи 4 Закона о закупках установлено обязательное требование к заказчику размещения в единой информационной системе разъяснений документации.

Приложение № 1 Документации (техническое задание) и извещение о проведении закупки не содержит указаний на количество и тип предполагаемой к поставке продукции, тогда как в информационном сообщении, размещенном на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в наименовании закупки указано фасонные части к трубам полиэтиленовым d 20- 560 мм.

Следовательно, в техническом задании также должно быть указание не только на ГОСТ, но и на диаметр закупаемых фасонных частей.

Указывая начальную стоимость (цену договора) в извещении о проведении закупки, заказчик просчитывает примерное количество товара, которое будет закупаться. Следовательно, имеет возможность отразить данную информацию в техническом задании.

Таким образом, не указав в техническом задании количество и тип предполагаемой к поставке продукции АО «ПО «Водоканал» вводит в заблуждение потенциальных участников закупки.

Включив в пункт 9 Приложения № 1 Документации требование к географии расположения исполнителя: Кемеровская область, Новосибирская область, Алтайский край, организатор закупки ограничил круг потенциальных участников закупки, так как участники, находящиеся в других регионах Российской Федерации не могли принять участие в данной закупке.

Кроме того, установив в пункте 31 раздела 8 Документации требование о предоставлении в составе заявки документов, подтверждающих опыт работы участника за период с 2008 года, АО «ПО «Водоканал» также ограничил круг потенциальных участников закупки.

Следовательно, организатор закупки нарушил принцип равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Не указав в разделе 9 Документации четкий перечень критериев, по которым будет производиться оценка и сопоставление заявок участников, а также, не прописав порядок (методику) оценки заявок, организатор закупки установил неизмеряемые требования к участникам закупки.

В соответствии с пунктами 2, 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно части 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) по результатам рассмотрения жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

На основании вышеизложенного Комиссия, руководствуясь статьей 18.1, статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

Р Е Ш И Л А:

  1. Признать жалобу ООО «Дельта Комплект» № 02/05-18.1-2016 на действия организатора закупки - АО «ПО «Водоканал» обоснованной.
  2. Признать организатора закупки – АО «ПО «Водоканал» нарушившим пункты 2, 4 части 1, часть 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011  № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
  3. Выдать организатору закупки -  предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации торгов.

 

Заместитель председателя комиссии:  

Л.И. Ланцман

 

Члены комиссии

В.В. Наумова

 

А.А. Чубуков

 

И.С. Гилева

 

Е.А. Бердников

Связанные организации

Связанные организации не указаны