Решение б/н Решение по жалобе № 02/05-18.1-2016 от 3 февраля 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDFР Е Ш Е Н И Е
по жалобе № 02/05-18.1-2016
«01» февраля 2016 г. г. Кемерово
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, ведению реестра недобросовестных поставщиков, утверждении порядка рассмотрения жалоб в составе:
Заместитель председателя комиссии: |
Ланцман Л.И. – заместитель руководителя Кемеровского УФАС России; |
Члены комиссии |
Наумова В.В. – начальник отдела ЖКХ, транспорта и связи; Чубуков А.А. – начальник отдела судебной и правовой работы; Гилева И.С. – главный специалист - эксперт отдела ЖКХ, транспорта и связи; Бердников Е.А. – ведущий специалист - эксперт отдела ЖКХ, транспорта и связи; |
при ведении аудиозаписи заседания Комиссии,
при участии:
- <…> – представителя АО «ПО «Водоканал» (доверенность от 25.03.2015 № 68);
- <…> - представителя АО «ПО «Водоканал» (без доверенности),
рассмотрев в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» жалобу ООО «Дельта комплект» и материалы жалобы № 02/05-18.1-2016,
У С Т А Н О В И Л А:
18.01.2016 г. Кемеровским УФАС России принята к рассмотрению жалоба общества с ограниченной ответственностью «Дельта Комплект» (далее – ООО «Дельта Комплект») (вх. 96э от 15.01.2016) на действия организатора закупки (заказчика) – акционерного общества «Производственное объединение «Водоканал» (далее – АО «ПО «Водоканал») при организации открытого одноэтапного конкурса на право заключения договора на поставку (фасонные части) к напорным трубам из полиэтилена для нужд АО «ПО Водоканал» г. Прокопьевска, извещение о проведении которого было опубликовано на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по адресу: http://zakupki.gov.ru (далее – Официальный сайт) под № 31603191797 (далее – Закупка).
По мнению заявителя, нарушение выразилось в следующем:
- Из критериев, по которым будет производиться оценка и сопоставление заявок участников, указанных в пункте 9 документации о закупке не ясно какие критерии будут применяться заказчиком, так как имеется указание, что данные критерии могут применяться.
- Отсутствует порядок определения количества баллов по каждому из критериев (формула для расчета).
- Не определен порядок обращения потенциальных участников закупки к заказчику по вопросам, касающимся разъяснений положений документации.
- Приложение № 1 документации о закупке (техническое задание) не содержит указаний на количество и тип предполагаемой к поставке продукции.
- Пункт 7 приложения № 1 документации о закупке (техническое задание) содержит в себе требования о местонахождении участника, что нарушает требования частей 2, 4 пункта 1 статьи 3 Закона о закупках.
Уведомлением Кемеровского УФАС России от 18.01.2016 г. № 05/298 рассмотрение жалобы № 02/05-18.1-2016 было назначено на 25.01.2016 г. на 11 часов 00 минут. Данное уведомление было направлено электронной почтой в адрес ООО «Дельта Комплект» и АО «ПО «Водоканал».
25.01.2016 г. в адрес Кемеровского УФАС России поступило ходатайство АО «ПО «Водоканал» об отложении рассмотрения жалобы № 02/05-18.1-2016, в связи с необходимостью подготовки документов.
Ходатайство АО «ПО «Водоканал» было удовлетворено.
Уведомлением от 25.01.2016 № 05/72э рассмотрение жалобы № 02/05-18.1-2016 было перенесено на 01.02.2015 г. на 13часов 30 минут. Данное уведомление было направлено электронной почтой в адрес ООО «Дельта Комплект» и АО «ПО «Водоканал».
01.02.2016 г. в адрес Кемеровского УФАС России поступило ходатайство ООО «Дельта Комплект» о рассмотрении жалобы № 02/05-18.1-2016 в отсутствие представителя ООО «Дельта Комплект».
Ходатайство ООО «Дельта Комплект» удовлетворено Комиссией Кемеровского УФАС России.
01.02.2016 г. на заседании Комиссии представитель АО «ПО «Водоканал» пояснила:
- относительно отсутствия в техническом задании количества и типов предлагаемой к поставке продукции следующее: фасонные детали к полиэтиленовым трубам изготавливаются производителями, находящимися на территории России в соответствии с требованиями ГОСТ либо ТУ, которые являются техническими документами производителя, где каждый производитель сам определяет какие фасонные части и по каким техническим характеристикам производить (размеры, материал изделия, гарантийный срок и т.д.), поэтому в конкурсной документации прописано, что товар должен соответствовать требованиям ГОСТ. Количество приобретаемых фасонных деталей определяется заказчиком по мере возникающей необходимости, примерно два, три раза в месяц (поставка требуется в течение нескольких часов для аварийно-восстановительных работ);
- требование к географии расположения исполнителя (Кемеровская, Новосибирская области, Алтайский край) обусловлено тем, что для проведения аварийно-восстановительных работ необходима быстрая поставка фасонных деталей;
- порядок и критерии оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе определены в пункте 9 документации о закупке, а именно: подпункты в которых указано процентное отношение (подпункты 1, 4, 5, 6, 10, 12). Для выбора поставщика, обеспечивающего лучшие условия исполнения контракта сумма критериев должна составлять 100 %.
Изучив имеющиеся материалы жалобы № 02/05-18.1-2016 и заслушав пояснения участвующих лиц, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:
Решением совета директоров ОАО «ПО «Водоканал» от 27.06.2014, с учетом изменений от 26.02.2015 утверждено положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «ПО «Водоканал» (далее – Положение).
В соответствии с частью 3.3 Положения при закупке на официальном сайте размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации.
Частью 3.6 Положения предусмотрены сведения, которые должны быть указаны в документации о закупке, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке; порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
На основании части 3.7 Положения изменения, вносимые в извещение о закупке, документацию о закупке, разъяснения положений такой документации размещаются заказчиком на официальном сайте не позднее чем в течении трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений. В случае, если закупка осуществляется путем проведения торгов и изменения в извещение о закупке, документацию о закупке внесены заказчиком позднее чем за пятнадцать дней до даты окончания подачи заявок на участие в закупке, срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен так, чтобы со дня размещения на официальном сайте внесенных в извещение о закупке, документацию о закупке изменений до датыоканчания подачи заявок на участие в закупке такой срок составлял не менее чем пятнадцать дней.
Согласно части 5.1 Положения конкурсная документация разрабатывается и утверждается заказчиком.
Конкурсная документация должна содержать требования, установленные заказчиком, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика (часть 5.2 Положения).
Согласно части 5.25 Положения оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляется конкурсной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения контракта в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены конкурсной документацией. Совокупная значимость таких критериев должна составлять сто процентов.
На основании части 5.26 Положения для определения лучших условий исполнения контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, конкурсная комиссия должна оценивать и сопоставлять все заявки по цене контракта и иным критериям, указанным в конкурсной документации. Критериями оценки заявок на участие в конкурсе, помимо цены контракта, могут быть:
- Качественные и (или) функциональные характеристики (потребительские свойства) товара, качество работ, услуг;
- Расходы на эксплуатацию товара;
- Расходы на техническое обслуживание товара;
- Сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
- Сроки предоставления гарантии качества товара, работ, услуг;
- Объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг;
- Деловая репутация участника закупок;
- Наличия у участника закупок опыта поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;
- Наличие у участника закупок производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых ресурсов и иных показателей, необходимых для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;
- Квалификация участника закупки;
- Квалификация работников участника закупки;
- Другие критерии в соответствии с конкурсной документацией.
Техническим директором АО «ПО «Водоканал» утверждена документация о закупке путем проведения открытого конкурса и порядок заключения договора по результатам проведения конкурса на поставку (фасонные части) к напорным трубам из полиэтилена для нужд АО «ПО «Водоканал» г. Прокопьевска (далее – Документация).
Неотъемлемыми составляющими настоящей документации о закупке путем проведения конкурса являются извещение о закупке, собственно документация о закупке (включая информационную карту), техническое задание, проект договора, а также все приложения (пункт 1.2 Документации).
Согласно пункту 2.1 Документации участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным Заказчиком в соответствии с Положением о закупке.
В соответствии с пунктом 2.4 Документации не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно пункту 4.2 конкурсная документация должна содержать требования, установленные Заказчиком, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям Заказчика.
На основании пункта 4.25 Документации для определения лучших условий исполнения контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, конкурсная комиссия должна оценивать и сопоставлять такие заявки по цене контракта и иным критериям, указанным в конкурсной документации. Критериями оценки заявок на участие в конкурсе, помимо цены контракта, могут быть:
1) качественные и (или) функциональные характеристики (потребительские свойства) товара, качество работ, услуг;
2) расходы на эксплуатацию товара;
3) расходы на техническое обслуживание товара;
4) сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
5) срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг;
6) объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг;
7) деловая репутация участника закупок;
8) наличие у участника закупок опыта поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;
9) наличие у участника закупок производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых ресурсов и иных показателей, необходимых для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;
10) квалификация участника закупки;
11) квалификация работников участника закупки;
12) другие критерии в соответствии с конкурсной документацией.
Согласно пункту 12 раздела 8 Документации «Информационная карта» требования к качеству (с указанием нормативной документации или другое): товар (фасонные части) должен соответствовать ГОСТ Р 52121-2003, а также иметь сертификат качества.
В соответствии с пунктом 14 раздела 8 Документации требования заказчика к предмету открытого одноэтапного конкурса установлены в Техническом задании (Приложение № 1 к конкурсной документации).
Пунктом 30 раздела 8 Документации установлены требования, предъявляемые к участникам открытого одноэтапного конкурса:
- обязательные: в соответствии с пунктом 2.1 Документации;
- дополнительные: наличие опыта выполнения аналогичных работ по предмету договора, стоимостью не менее пятидесяти процентов начальной (максимальной) цены договора настоящей закупки.(в составе заявки на участие в процедуре закупки участник закупки вправе предоставить копии документов (договоров, контрактов, отчетов, прайс-листов подтверждающих цену на поставляемое оборудования, комплектующие, расходные материалы и программное обеспечение).
В пункте 31 раздела 8 Документации перечислены документы, входящие в состав заявки на участие в открытом одноэтапном конкурсе, в том числе в качестве подтверждения опыта Участник процедуры закупки в составе заявки на участие в конкурсе предоставляет письмо-справку (подтверждающую оказание услуг в области тематики конкурса, о заключенных договорах в период с 2008 года, с указанием наименования контрагента, и иные документы, прикладываемые по усмотрению Участника процедуры закупки).
В разделе 9 Документации прописан порядок и критерии оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.
Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются конкурсной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения контракта в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены конкурсной документацией. Совокупная значимость таких критериев должна составлять сто процентов.
Для определения лучших условий исполнения контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, конкурсная комиссия должна оценивать и сопоставлять такие заявки по цене контракта и иным критериям, указанным в конкурсной документации. Критериями оценки заявок на участие в конкурсе, помимо цены контракта, могут быть:
1) качественные и (или) функциональные характеристики (потребительские свойства) товара, качество работ, услуг;10-30%;
2) расходы на эксплуатацию товара;
3) расходы на техническое обслуживание товара;
4) сроки (периоды) поставки товара, объёмы поставки. оплаты товара -10-50%;
5) срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг-10%;
6) объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг 0-20*;
7) деловая репутация участника закупок;
8) наличие у участника закупок опыта поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;
9) наличие у участника закупок производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых ресурсов и иных показателей, необходимых для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;
10) квалификация участника закупки-10%;
11) квалификация работников участника закупки;
12) Цена -60%.
Приложением № 1 к Документации «Техническое задание» установлены функциональные характеристики (потребительские свойства), качественные характеристики, требования к безопасности (с указанием нормативной документации), а именно: товар (фасонные части) должен соответствовать ГОСТ Р, а также иметь сертификат качества.
Пунктом 9 Приложения № 1 установлено требование к исполнителю: география расположения: Кемеровская область, Новосибирская область, Алтайский край.
12.02.2016 г. АО «ПО «Водоканал» на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещена информация о проведении открытого конкурса на поставку фасонных частей к трубам полиэтиленовым d 20- 560 мм, включающая в себя извещение, документацию с проектом договора поставки товара.
Дата и время окончания подачи заявок 03.02.2016 в 16:00 (МСК+4).
Дата и время вскрытия конвертов 04.02.2016 в 10:00 (МСК+4).
Дата и время рассмотрения заявок 04.02.2016 в 10:30 (МСК+4).
Дата и время подведения итогов 20.02.2016 в 07:00 (МСК+4).
Начальная (максимальная) цена 300 000 руб., в том числе НДС 18 %.
Проанализировав Документацию, Комиссия Кемеровского УФАС России считает, что довод заявителя об отсутствии порядка обращения потенциальных участников закупки к заказчику по вопросам, касающимся разъяснений положений документации является необоснованным, на основании следующего: в извещении о проведении закупки указано контактное лицо, ответственное за закупку, указан номер контактного телефона и адрес электронный почты, следовательно потенциальные участники могут обратиться за разъяснениями к данному лицу. Федеральный закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) не содержит требований к указанию в документации о закупке порядка обращения участников закупки. Частью 11 статьи 4 Закона о закупках установлено обязательное требование к заказчику размещения в единой информационной системе разъяснений документации.
Приложение № 1 Документации (техническое задание) и извещение о проведении закупки не содержит указаний на количество и тип предполагаемой к поставке продукции, тогда как в информационном сообщении, размещенном на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в наименовании закупки указано фасонные части к трубам полиэтиленовым d 20- 560 мм.
Следовательно, в техническом задании также должно быть указание не только на ГОСТ, но и на диаметр закупаемых фасонных частей.
Указывая начальную стоимость (цену договора) в извещении о проведении закупки, заказчик просчитывает примерное количество товара, которое будет закупаться. Следовательно, имеет возможность отразить данную информацию в техническом задании.
Таким образом, не указав в техническом задании количество и тип предполагаемой к поставке продукции АО «ПО «Водоканал» вводит в заблуждение потенциальных участников закупки.
Включив в пункт 9 Приложения № 1 Документации требование к географии расположения исполнителя: Кемеровская область, Новосибирская область, Алтайский край, организатор закупки ограничил круг потенциальных участников закупки, так как участники, находящиеся в других регионах Российской Федерации не могли принять участие в данной закупке.
Кроме того, установив в пункте 31 раздела 8 Документации требование о предоставлении в составе заявки документов, подтверждающих опыт работы участника за период с 2008 года, АО «ПО «Водоканал» также ограничил круг потенциальных участников закупки.
Следовательно, организатор закупки нарушил принцип равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Не указав в разделе 9 Документации четкий перечень критериев, по которым будет производиться оценка и сопоставление заявок участников, а также, не прописав порядок (методику) оценки заявок, организатор закупки установил неизмеряемые требования к участникам закупки.
В соответствии с пунктами 2, 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно части 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) по результатам рассмотрения жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
На основании вышеизложенного Комиссия, руководствуясь статьей 18.1, статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
Р Е Ш И Л А:
- Признать жалобу ООО «Дельта Комплект» № 02/05-18.1-2016 на действия организатора закупки - АО «ПО «Водоканал» обоснованной.
- Признать организатора закупки – АО «ПО «Водоканал» нарушившим пункты 2, 4 части 1, часть 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
- Выдать организатору закупки - предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации торгов.
Заместитель председателя комиссии: |
Л.И. Ланцман
|
Члены комиссии |
В.В. Наумова
А.А. Чубуков
И.С. Гилева
Е.А. Бердников |