Решение б/н Решение по делу № 02/А-17.1-2018 от 24 августа 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

«24» августа 2018 г.                           г. Кемерово

Резолютивная часть объявлена «21» августа 2018 г.

Решение в полном объеме изготовлено «24» августа 2018 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: 

 

Председатель Комиссии: <…> – руководитель управления;

Члены Комиссии: <…> – начальник отдела контроля органов власти;

<…> – главный специалист – эксперт отдела контроля органов власти; 

<…> – ведущий специалист – эксперт отдела контроля органов власти.  

при ведении протокола с использованием аудиозаписи, 

при участии: 

- <…> – представителя муниципального бюджетного учреждения «Центр поддержки предпринимательства»;

- индивидуального предпринимателя <…>;

в отсутствие: представителей индивидуального предпринимателя <…>, индивидуального предпринимателя <…>, индивидуального предпринимателя <…>, ООО «Моя усадьба», комитета по управлению муниципальным имуществом г. Кемерово, извещенных надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела № 02/А-17.1-2018 о нарушении антимонопольного законодательства,

рассмотрев дело № 02/А-17.1-2018, возбужденное по признакам нарушения муниципальным бюджетным учреждением «Центр поддержки предпринимательства» (650036, г. Кемерово, ул. 9 Января, 12) части 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

установила:

 

По результатам рассмотрения коллективного обращения индивидуальных предпринимателей г. Кемерово приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 30.01.2018 № 11 было возбуждено дело № 02/А-17.1-2018 по признакам нарушения муниципальным бюджетным учреждением «Центр поддержки предпринимательства» части 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции, выразившегося в заключении 01.01.2016 соглашения о совместной деятельности  № 010116 с ООО «Моя усадьба», предусматривающего право пользования муниципальным имуществом без проведения торгов.

Определением от 31.01.2018 дело № 02/А-17.1-2018 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено к рассмотрению на       26.03.2018 на 14 часов 00 минут.   

28.02.2018 в адрес Кемеровского УФАС России от муниципального бюджетного учреждения «Центр поддержки предпринимательства» поступили письменные пояснения по изложенным в материалах дела № 02/А-17.1-2018 обстоятельствам. 

Из представленных пояснений следует, что 01.01.2016 с целью реализации программы создания тепличного хозяйства между муниципальным бюджетным учреждением «Центр поддержки предпринимательства» и ООО «Моя усадьба» было заключено соглашение о совместной деятельности № 010116 (далее - Соглашение).

Согласно части 1.1 раздела 1 Соглашения - участники исходя из общих интересов, приняли на себя обязательства совместно действовать без образования юридического лица путем объединения вкладов: имущества, денежных средств, иных материальных ресурсов, своего профессионального опыта, а также деловой репутации и деловых связей в целях реконструкции (восстановления) тепличного хозяйства при МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 99», организации в нём выращивания продукции растениеводства, а также занятий для школьников и прохождения производственной практики студентов СУЗов и ВУЗов, создания новых рабочих мест.

Таким образом, ООО «Моя усадьба» было привлечено с целью организации в здании теплицы выращивания продукции растениеводства, занятий для школьников, прохождения производственной практики студентов СУЗов и ВУЗов, и предоставления дополнительных инвестиций в виду отсутствия всех необходимых ресурсов у муниципального бюджетного учреждения «Центр поддержки предпринимательства».

В рамках действующего Соглашения, с целью оказания консультативной и практической помощи начинающим предпринимателям, а также субъектам малого и среднего предпринимательства, видом деятельности которых является производство сельскохозяйственной продукции.

Муниципальным бюджетным учреждением «Центр поддержки предпринимательства» на регулярной основе, на базе теплицы проводятся открытые мероприятия и встречи.

Исходя из вышеизложенного, муниципальное бюджетное учреждение «Центр поддержки предпринимательства» самостоятельно использует указанный объект недвижимости, не передавая его в чьё-либо пользование.

  Подробно доводы изложены в письменных пояснениях.

26.03.2018 представителем ООО «Моя усадьба» адрес Кемеровского УФАС России были представлены документы, свидетельствующие об осуществлении в одноэтажном здании теплицы с кадастровым номером 42:24:0101051:7506, расположенном по адресу: г. Кемерово, пр. Молодежный, 20, общей площадью 199,4 кв.м. хозяйственной деятельности, связанной с выращиванием продукции растениеводства. 

 На заседании комиссии, состоявшемся 26.03.2018, Комиссией Кемеровского УФАС России, учитывая, что для полного и всестороннего рассмотрения дела       № 02/А-17.1-2018 о нарушении антимонопольного законодательства необходимо получение от муниципального бюджетного учреждения «Центр поддержки предпринимательства», ООО «Моя усадьба», комитета по управлению муниципальным имуществом г. Кемерово дополнительной информации, рассмотрение дела было отложено.

Определением от 26.03.2018 дело № 02/А-17.1-2018 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено к рассмотрению на       23.05.2018 на 11 часов 00 минут. 

16.04.2018 в адрес Кемеровского УФАС России от комитета по управлению муниципальным имуществом г. Кемерово поступили письменные пояснения по изложенным в материалах дела № 02/А-17.1-2018 обстоятельствам. 

Из представленных пояснений следует, что муниципальное бюджетное учреждение «Центр поддержки предпринимательства» не обращался в комитет по управлению муниципальным имуществом г. Кемерово с заявлением о передаче прав владения и пользования объектом третьим лицам, согласия на передачу прав владения и пользования объектом третьим лицам комитет по управлению муниципальным имуществом г. Кемерово не давал, проведение реконструкции не согласовывал.

Объект из владения и пользования муниципального бюджетного учреждения «Центр поддержки предпринимательства» не выбывал, договоры на передачу объекта третьим лицам не заключались. Муниципальным бюджетным учреждением «Центр поддержки предпринимательства» совместно с ООО «Моя усадьба» проводился ремонт и восстановление объекта на основании договора о совместной деятельности.

Подробно доводы изложены в письменных пояснениях.

20.04.2018 определением срок рассмотрения дела № 02/А-17.1-2018 был продлен до 31.07.2018.

27.04.2018 в адрес Кемеровского УФАС России от муниципального бюджетного учреждения «Центр поддержки предпринимательства» поступили письменные пояснения по изложенным в материалах дела № 02/А-17.1-2018 обстоятельствам. 

Из представленных пояснений следует, что переписка с хозяйствующими субъектами по вопросу предоставления одноэтажного здания теплицы с кадастровым номером 42:24:0101051:7506, расположенного по адресу: г. Кемерово, пр. Молодежный, 20, общей площадью 199,4 кв.м. не велась. Договоры аренды (иные договоры) в отношении здания теплицы не заключались.

Подробно доводы изложены в письменных пояснениях.

На заседании комиссии, состоявшемся 23.05.2018, Комиссия Кемеровского УФАС России, учитывая, что для полного и всестороннего рассмотрения дела № 02/А-17.1-2018 о нарушении антимонопольного законодательства от муниципального бюджетного учреждения «Центр поддержки предпринимательства», ООО «Моя усадьба» необходимо получение дополнительных доказательств, рассмотрение дела № 02/А-17.1-2018 было отложено на 03.07.2018 на 11 часов 00 минут. 

19.06.2018 в адрес Кемеровского УФАС России от муниципального бюджетного учреждения «Центр поддержки предпринимательства» поступили письменные пояснения по изложенным в материалах дела № 02/А-17.1-2018 обстоятельствам, а также представлены документы, подтверждающие по мнению учреждения осуществление с 01.01.2016 в здании теплицы, деятельности направленной на повышение качества образования школьников, создание базы практики для студентов СУЗов и ВУЗов, создание новых рабочих мест, развитие растениеводства в городе Кемерово.

Из представленных пояснений следует, что в рамках действующего Соглашения муниципальным бюджетным учреждением «Центр поддержки предпринимательства» на регулярной основе на базе теплицы проводятся практические занятия для школьников и студентов, семинары, мастер-классы и другие открытые мероприятия и встречи, с целью оказания консультативной и практической помощи начинающим предпринимателям, а также действующим в городе Кемерово субъектам малого и среднего предпринимательства, видом деятельности которых является производство продукции растениеводства, ландшафтная архитектура.

В соответствии с частью 1 статьи 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела.

Частью 3 статьи 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» определено, что в случае принятия заключения об обстоятельствах дела дело о нарушении антимонопольного законодательства подлежит отложению.

В соответствии с частью 5 статьи 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

Учитывая изложенное, 03.07.2018 на заседании комиссии Кемеровского УФАС России принято решение о направлении сторонам заключения об обстоятельствах дела.

Определением от 03.07.2018 дело № 02/А-17.1-2018 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено к рассмотрению на       21.08.2018 на 11 часов 00 минут. 

06.07.2018 лицам, участвующим в деле № 02/А-17.1-2018, было направлено заключение об обстоятельствах данного дела.

30.07.2018 определением срок рассмотрения дела № 02/А-17.1-2018 был продлен до 28.09.2018.

09.08.2018 в адрес Кемеровского УФАС России от муниципального бюджетного учреждения «Центр поддержки предпринимательства» поступили возражения на заключение об обстоятельствах дела № 02/А-17.1-2018.

 Из представленных возражений следует, что дело № 02/А-17.1-2018 о нарушении антимонопольного законодательства подлежит прекращению в связи с отсутствием в действиях муниципального бюджетного учреждения «Центр поддержки предпринимательства» нарушения антимонопольного законодательства, а именно: материалами дела факт передачи муниципальным бюджетным учреждением «Центр поддержки предпринимательства» в пользование

ООО «Моя усадьба» муниципального имущества (здания теплицы) не подтвержден. 

Муниципальное бюджетное учреждение «Центр поддержки предпринимательства» использует данное имущество исключительно для осуществления своей уставной деятельности в соответствии с целями, для которых оно создано.

Учитывая, что в штате муниципального бюджетного учреждения «Центр поддержки предпринимательства» отсутствуют специалисты в области выращивания продукции растениеводства, преподаватели аграрных дисциплин, учреждение привлекло для совместной деятельности специализированную организацию ООО «Моя усадьба». Местом такой деятельности определена теплица.

В соответствии с соглашением от 01.01.2016 ООО «Моя усадьба» за счет собственных средств осуществило восстановительные работы здания теплицы, организовало в ней выращивание продукции растениеводства для обеспечения возможности обучения начинающих предпринимателей, студентов и школьников на протяжении всего процесса выращивания культур, выполняет обязательства по несению всех расходов на содержание теплицы, обеспечение коммунальными услугами.

Для проведения обучения, мастер-классов, семинаров и выставок, организации прохождения практик студентами и школьниками ООО «Моя усадьба» в теплице выращивает продукцию растениеводства, которая используется в дальнейшем для благоустройства и озеленения города. 

Вывод комиссии УФАС о том, что продукция растениеводства выращивается в теплице с целью её дальнейшей реализации не обоснован, так как целью является совместная деятельность по обеспечению содействия развитию субъектов малого и среднего предпринимательства, консультированию, обучению предпринимателей, специализирующихся на такой деятельности. 

Реализация остатков продукции, после обеспечения нужд, муниципального бюджетного учреждения «Центр поддержки предпринимательства», субъектов малого и среднего предпринимательства и города осуществляется с целью получения средств для содержания здания теплицы, оплаты коммунальных платежей, налогов, оплаты труда работников т.е. исключительно для достижения основной цели деятельности муниципального бюджетного учреждения «Центр поддержки предпринимательства».

В заседание Комиссии, состоявшееся 21.08.2018, представители индивидуального предпринимателя <…>, индивидуального предпринимателя <…>, индивидуального предпринимателя <…>, ООО «Моя усадьба», комитета по управлению муниципальным имуществом г. Кемерово, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела № 02/А-17.1-2018 о нарушении антимонопольного законодательства, не явились.

Руководствуясь   частью   2   статьи   45   Федерального  закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Кемеровского УФАС России  посчитала   возможным  рассмотреть  дело  №  02/А-17.1-2018  о  нарушении антимонопольного законодательства в отсутствие лиц, участвующих в деле № 02/А-17.1-2018. 

Изучив материалы дела № 02/А-17.1-2018 о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:

01.11.2017 г. в адрес Кемеровского УФАС России поступило коллективное обращение индивидуальных предпринимателей г. Кемерово о наличии в действиях органов местного самоуправления г. Кемерово признаков нарушения Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

По результатам рассмотрения коллективного обращения индивидуальных предпринимателей г. Кемерово приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 30.01.2018 № 11 было возбуждено дело № 02/А-17.1-2018 по признакам нарушения муниципальным бюджетным учреждением «Центр поддержки предпринимательства» части 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции, выразившегося в заключении 01.01.2016 соглашения о совместной деятельности  № 010116 с ООО «Моя Усадьба», предусматривающего право пользования муниципальным имуществом без проведения торгов.

В ходе рассмотрения дела № 02/А-17.1-2018 о нарушении антимонопольного законодательства Комиссией Кемеровского УФАС России по рассмотрению дела был проведен анализ и оценка состояния конкурентной среды на рынке предоставления права владения и (или) пользования муниципальным имуществом на территории города Кемерово, по результатам которого было установлено следующее.

На исследуемом товарном рынке под товаром понимается объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу) предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. Таким образом, предоставление права владения и (или) пользования муниципальным имуществом может рассматриваться как товар.

Администрацией г. Кемерово в лице комитета по управлению муниципальным имуществом г. Кемерово  на правах собственника муниципального имущества,  а в последующем МБУ «Центр поддержки предпринимательства» администрации г. Кемерово представлено ООО «Моя усадьба» в совместное пользование муниципальное имущество - одноэтажное здание теплицы, расположенное по адресу: г. Кемерово, пр. Молодежный, 20, общей площадью 199,4 кв.м. для осуществления последним, в том числе предпринимательской деятельности.

  Предметом Соглашения является, в том числе совместное пользование муниципальным имуществом - одноэтажным зданием теплицы, расположенным по адресу: г. Кемерово, пр. Молодежный, 20, общей площадью 199,4 кв.м. Указанное имущество является объектом муниципальной собственности г. Кемерово. 

Так как товаром является право владения и (или) пользования муниципальным имуществом г. Кемерово, следовательно, продавцом такого права может быть собственник  - администрация г. Кемерово, а также МБУ «Центр поддержки предпринимательства» администрации г. Кемерово только с согласия собственника. В связи с тем, что в границах одного муниципального образования существует только один собственник муниципального имущества, то аналогов рассматриваемого товара нет.

Таким образом, Администрация либо титульный владелец имущества выступает единственным продавцом на рынке предоставления права владения и (или) пользования муниципальным имуществом на территории г. Кемерово.

Учитывая, что муниципальное имущество должно быть использовано для целей оказания услуг на территории г. Кемерово, за продуктовые границы исследуемого товарного рынка принимаются – предоставление права владения и (или) пользования муниципальным имуществом на территории г. Кемерово.

Согласно условиям Соглашения от 01.01.2016 предоставляемое в совместное пользование муниципальное имущество - одноэтажное здание теплицы, расположенное по адресу: г. Кемерово, пр. Молодежный, 20, общей площадью 199,4 кв.м. должно быть использовано в целях реконструкции (восстановления) тепличного хозяйства при муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 99», организации в нем выращивания продукции растениеводства, а также занятий для школьников и прохождения производственной практики студентов СУЗов и ВУЗов, создания новых рабочих мест.

Таким образом, географические границы рынка предоставления права владения и (или) пользования муниципальным имуществом в рассматриваемом случае определены территорией г. Кемерово.

В состав  хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, постоянно продающие (производящие) в его границах рассматриваемые услуги в пределах определенного временного интервала.

Возможность приобретения товара имеется у всех заинтересованных субъектов, осуществляющих (желающих  осуществлять)  деятельность на территории г. Кемерово. Следовательно, потенциально имеется большое число покупателей товара, ограниченное только территориальными границами городского округа на анализируемом рынке.

В ходе исследования рассматриваемого товарного рынка установлено наличие непреодолимого административного барьера входа на рынок. Это обусловлено тем, что распоряжаться муниципальным имуществом может только его законный собственник – орган местного самоуправления – администрация г. Кемерово.

С учетом вышеизложенного, рынок получения права владения и (или) пользования муниципальным имуществом на территории г. Кемерово является конкурентным среди покупателей данного права.

Предоставление указанного права обусловливает получение покупателем возможности  доступа на рынок оказания услуг (выращивание продукции растениеводства, иных услуг)  на территории г. Кемерово. 

Исследовав материалы дела, доводы и пояснения сторон, Комиссия Кемеровского УФАС России пришла к выводу о том, что указанных материалов достаточно для квалификации нарушения антимонопольного законодательства.

Решением комитета по управлению муниципальным имуществом г. Кемерово от 23.12.2013 года № 4745 «О включении имущества в Реестр муниципальной собственности» одноэтажное здание теплицы, расположенное по адресу: г. Кемерово, пр. Молодежный, 20, общей площадью 199,4 кв.м. включено в реестр муниципальной собственности.

Пунктом 2 данного решения вышеуказанное муниципальное недвижимое имущество было закреплено на праве оперативного управления за муниципальным бюджетным учреждением «Центр поддержки предпринимательства».

На основании акта приема-передачи муниципального недвижимого имущества  от 23.12.2013 одноэтажное здание теплицы, расположенное по адресу: г. Кемерово, пр. Молодежный, 20, общей площадью 199,4 кв.м. комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Кемерово было передано муниципальному бюджетному учреждению «Центр поддержки предпринимательства».   

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 10.02.2014 серия <...> АД № 655776 муниципальное бюджетное учреждение «Центр поддержки предпринимательства» владеет нежилым зданием, расположенным по адресу: г. Кемерово, пр. Молодежный, 20, общей площадью 199,4 кв.м., на праве оперативного управления.

01.01.2016 между муниципальным бюджетным учреждением «Центр поддержки предпринимательства» и ООО «Моя усадьба» было заключено соглашение о совместной деятельности № 010116 (далее - Соглашение). 

В соответствии с пунктом 1.1 Соглашения участники настоящего соглашения, исходя из общих интересов, обязуются совместного действовать без образования юридического лица путем объединения имущества, денежных средств, иных материальных ресурсов, своего профессионального опыта, а также деловой репутации и деловых связей в целях реконструкции (восстановления) тепличного хозяйства при муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 99», организации в нем выращивания продукции растениеводства, а также занятий для школьников и прохождения производственной практики студентов СУЗов и ВУЗов, создания новых рабочих мест.

Согласно пункту 1.2 Соглашения участники для выполнения условий настоящего соглашения осуществляют совместную эксплуатацию имущества, предоставленного участниками в совместное пользование.

Пунктом 1.4 Соглашения установлено, что совместная деятельность по настоящему соглашению направлена на повышение качества образования школьников, создание базы практики для студентов СУЗов и ВУЗов, создание новых рабочих мест, развитие растениеводства в городе Кемерово, и учреждается на срок до 31.12.2020 г.

В соответствии с пунктом 2.1 Соглашения муниципальное бюджетное учреждение «Центр поддержки предпринимательства» вносит в совместную деятельность следующий вклад:

- одноэтажное здание теплицы, расположенное по адресу: г. Кемерово, пр. Молодежный, 20, общей площадью 199,4 кв.м. 

Согласно пункту 2.2 Соглашения ООО «Моя усадьба» вносит в совместную деятельность следующий вклад и несет связанные с этим расходы:

- организация в здании теплицы выращивания продукции растениеводства, занятий для школьников, прохождение производственной практики студентов СУЗов и ВУЗов;

- несет расходы на содержание, текущий и капитальный ремонт здания теплицы, благоустройство территории;

- несет расходы по оплате переданных в процессе деятельности теплицы коммунальных услуг;

- создание новых рабочих мест;

- возмещает иные расходы на содержание здания теплицы произведенных муниципальным бюджетным учреждением «Центр поддержки предпринимательства» либо по согласованию с ООО «Моя усадьба», либо в силу прямого действия закона.

Учитывая изложенное Кемеровское УФАС России пришло к выводу о том, что предоставление в совместную деятельность имущества, указанного в Соглашении, предполагает пользование одноэтажным зданием теплицы, расположенным по адресу: г. Кемерово, пр. Молодежный, 20, общей площадью 199,4 кв.м.  

В процессе рассмотрения дела № 02/А-17.1-2018 о нарушении антимонопольного законодательства Комиссией Кемеровского УФАС России установлено, что ООО «Моя усадьба» в здании теплицы, расположенном по адресу: г. Кемерово, пр. Молодежный, 20, общей площадью 199,4 кв.м. осуществляет выращивание продукции растениеводства с целью ее дальнейшей реализации, что подтверждается фотоотчетом тепличного хозяйства ООО «Моя усадьба», информации размещенной на официальном сайте ООО «Моя усадьба» в сети Интернет http://мояусадьба42.рф.    

В соответствии с пунктом 1 статьи 296 Гражданского кодекса РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Согласно части 3 статьи 298 Гражданского кодекса РФ бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом.

В процессе рассмотрения дела № 02/А-17.1-2018 о нарушении антимонопольного законодательства документы, подтверждающие получение муниципальным бюджетным учреждением «Центр поддержки предпринимательства» согласия собственника муниципального имущества на распоряжение имуществом, закрепленным за ним на праве оперативного управления в адрес антимонопольного органа, представлены не были.

Согласно информации представленной комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Кемерово (собственник муниципального имущества) муниципальное бюджетное учреждение «Центр поддержки предпринимательства» не обращалось в комитет по управлению муниципальным имуществом г. Кемерово с заявлением о передаче прав владения и пользования объектом третьим лицам, согласия на передачу прав владения и пользования объектом третьим лицам собственник муниципального имущества не давал, проведение реконструкции не согласовывал.

Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» устанавливаются организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации. Целями данного Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (статья 1 Закона № 135-ФЗ).

Согласно статье 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган наделен рядом полномочий в целях реализации своих функций и целей данного Закона, в том числе по недопущению действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

В силу части 1 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.

Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества регламентированы статьей 17.1 Федерального закона от 26.07.206 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Частью 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.206 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Пунктом 3 части 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.206 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления производится в порядке, регламентированном частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

В процессе рассмотрения дела № 02/А-17.1-2018 о нарушении антимонопольного законодательства доказательств соблюдения требований действующего законодательства, в частности проведения торгов, муниципальным бюджетным учреждением «Центр поддержки предпринимательства» не представлено.

В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее ФЗ № 7-ФЗ) бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Согласно пункту 9 статьи 9.2 ФЗ № 7-ФЗ имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.

Пунктом 10 статьи 9.2 ФЗ № 7-ФЗ бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом.

Пунктом 1 статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

 Согласно статье 1041 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели. 

Сторонами договора простого товарищества, заключаемого для осуществления предпринимательской деятельности, могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации. 

Вкладом товарища признается все то, что он вносит в общее дело, в том числе деньги, иное имущество, профессиональные и иные знания, навыки и умения, а также деловая репутация и деловые связи (пункт 1 статьи 1042 Гражданского кодекса Российской Федерации). 

На основании статьи 1043 Гражданского кодекса Российской Федерации внесенное товарищами имущество, которым они обладали на праве собственности, а также произведенная в результате совместной деятельности продукция и полученные от такой деятельности плоды и доходы признаются их общей долевой собственностью, если иное не установлено законом или договором простого товарищества либо не вытекает из существа обязательства. 

Внесенное товарищами имущество, которым они обладали по основаниям, отличным от права собственности, используется в интересах всех товарищей и составляет наряду с имуществом, находящимся в их общей собственности, общее имущество товарищей.

Заключив соглашение о совместной деятельности с муниципальным бюджетным учреждением «Центр поддержки предпринимательства», ООО «Моя усадьба» фактически перешло право пользования муниципальным имуществом. Правомочие пользования позволяет его обладателю использовать вещь, потреблять ее, извлекать из нее какие-либо полезные свойства (эксплуатировать имущество, извлекать доходы, получать приносимые им плоды и т.п.). Границы права пользования могут определяться законом, соглашением/договором и иным правовым основанием. Правомочие пользования означает возможность не только непосредственного потребления, но и использования имущества для производственной деятельности, пользования его плодами, доходами и т.п.

В соответствии с пунктом 2.1 Соглашения муниципальное бюджетное учреждение «Центр поддержки предпринимательства» вносит в совместную деятельность следующий вклад:

- одноэтажное здание теплицы, расположенное по адресу: г. Кемерово, пр. Молодежный, 20, общей площадью 199,4 кв.м. 

Согласно пункту 2.2 Соглашения ООО «Моя усадьба» вносит в совместную деятельность следующий вклад и несет связанные с этим расходы:

- организация в здании теплицы выращивания продукции растениеводства, занятий для школьников, прохождение производственной практики студентов СУЗов и ВУЗов;

- несет расходы на содержание, текущий и капитальный ремонт здания теплицы, благоустройство территории;

- несет расходы по оплате переданных в процессе деятельности теплицы коммунальных услуг;

- создание новых рабочих мест;

- возмещает иные расходы на содержание здания теплицы произведенных муниципальным бюджетным учреждением «Центр поддержки предпринимательства» либо по согласованию с ООО «Моя усадьба», либо в силу прямого действия закона.

Таким образом, осуществление хозяйственной деятельности и обязанностей, возложенных на ООО «Моя усадьба», не представляется возможным без эксплуатации и пользования предоставленного Соглашением одноэтажного здания теплицы, расположенного по адресу: г. Кемерово, пр. Молодежный, 20, общей площадью 199,4 кв.м. 

Следовательно, предоставление в совместную эксплуатацию муниципального имущества, указанного в вышеназванном Соглашении, однозначно предполагает пользование одноэтажным зданием теплицы, расположенным по адресу: г. Кемерово, пр. Молодежный, 20, общей площадью 199,4 кв.м.

Комиссия Кемеровского УФАС России также считает необходимым, отметить, что реализация цели создания простого товарищества МБУ «Центр поддержки предпринимательства» находится в непосредственной зависимости от наличия у ООО «Моя усадьба» возможности пользования одноэтажного здания теплицы, расположенной по адресу: г. Кемерово, пр. Молодежный, 20, общей площадью 199,4 кв.м., переданной муниципальным бюджетным учреждением «Центр поддержки предпринимательства» в качестве вклада товарища.

Таким образом, в нарушение вышеуказанных норм права, а также без согласования с собственником имущества, муниципальное бюджетное учреждение «Центр поддержки предпринимательства» предоставило на основании соглашения о совместной деятельности № 010116 от 01.01.2016 г. ООО «Моя Усадьба» право пользования муниципальным имуществом, закрепленным за ним собственником (администрацией города Кемерово в лице комитета по управления муниципальным имуществом г. Кемерово) на праве оперативного управления без проведения процедуры торгов, предусмотренной статьей 17.1 Федерального закона от 26.07.206 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

При заключении данного Соглашения муниципальное бюджетное учреждение «Центр поддержки предпринимательства» должно было руководствоваться положениями вышеназванной нормы права, а именно: обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры заключения Соглашения о совместной деятельности, предусматривающего право пользования одноэтажным зданием теплицы, расположенным по адресу: г. Кемерово, пр. Молодежный, 20, общей площадью 199,4 кв.м., находящегося в собственности администрация г. Кемерово.

Следствием отказа муниципального бюджетного учреждения «Центр поддержки предпринимательства» от обеспечения справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедуры заключения Соглашения о совместной деятельности, явилось нарушение прав и законных интересов потенциальных арендаторов муниципального имущества, переданного ООО «Моя Усадьба» в пользование, а также ограничение конкуренции, что выразилось в исключении возможности соперничества (состязательности) хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность, приносящую им доход. 

Действия муниципального бюджетного учреждения «Центр поддержки предпринимательства» по заключению 01.01.2016 соглашения о совместной деятельности № 010116 без проведения торгов вступают в противоречие с требованиями части 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 г.  № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Кемеровского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать муниципальное бюджетное учреждение «Центр поддержки предпринимательства» нарушившим часть 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». 

2.  Выдать муниципальному бюджетному учреждению «Центр поддержки предпринимательства» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

  Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Кемеровской области в течение трех месяцев с момента вынесения решения.

 

 

Председатель Комиссии:                                                              <…>

 

 

 

Члены Комиссии:      <…>

 

 

 

<…>

 

 

 

                    <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны