Решение б/н Решение по делу № 03/А-10-2016 от 27 сентября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 03/А-10-2016

«23» сентября 2016 г.                                                                                                    г. Кемерово
            Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:    

Ланцман Людмилы Игоревны – заместителя руководителя   управления;

Членов Комиссии:

Чубукова Анатолия Анатольевича – начальника отдела судебной и правовой работы;

Ананьевой Галины Николаевны – главного специалиста-эксперта отдела ТЭК;

Бердникова Евгения Александровича – ведущего специалиста-эксперта отдела топливно-энергетического комплекса,

при участии:

           - <…> (представителя Закрытого акционерного общества «Сибирская Промышленная Сетевая Компания (далее – ЗАО «СибПСК») по доверенности);

           - <…> (представителя ЗАО «СибПСК» по доверенности);

           - <…> (представителя Публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания» (далее – ПАО «МРСК Сибири») по доверенности);

           - <…> (представителя Общества с ограниченной ответственностью «Анжерский водоканал» (далее – ООО «Анжерский водоканал») по доверенности);

           - <…> (представителя ООО «Анжерский водоканал» по доверенности),

рассмотрев дело № 03/А-10-2016, возбужденное по признакам нарушения ПАО «МРСК Сибири» (660021, г. Красноярск, ул. Бограда, 144-а; ИНН/КПП 2460069527/246750001, дата регистрации юридического лица 04.07.2005 г.) в лице филиала «Кузбассэнерго – Региональные электрические сети» (650991, Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Н. Островского, 11, далее также – ПАО «МРСК Сибири») ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

           По результатам рассмотрения заявления ЗАО «СибПСК» о наличии в действиях ПАО «МРСК Сибири» признаков нарушения антимонопольного законодательства Приказом Кемеровского УФАС России от 11.02.2016 г. № 22 возбуждено дело № 03/А-10-2016 по признакам нарушения ПАО «МРСК Сибири» ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением на рынке услуг по передаче электрической энергии, а именно: в неисполнении своих обязанностей, предусмотренных Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее – Правила ограничения потребления):

            - в неуведомлении потребителей ПАО «МРСК Сибири» о предстоящем ограничении режима потребления электрической энергии;

            - в неосуществлении требуемого ограничения режима потребления электрической энергии, результатом чего явилось ущемление интересов ЗАО «СибПСК».

           Определением от 12.02.2016 г. (исх. № 03/1301) рассмотрение дела № 03/А-10-2016 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 25.03.2016 г.

           25.03.2016 г. ПАО «МРСК Сибири» было заявлено ходатайство об отложении рассмотрения дела № 03/А-10-2016 (вх. № 1131э) на более поздний срок в связи с необходимостью представления дополнительных документов, подтверждающих отсутствие нарушения антимонопольного законодательства со стороны ПАО «МРСК Сибири».

           25.03.2016 г. на заседании Комиссии представители ЗАО «СибПСК» возражали против удовлетворения данного ходатайства.

           В связи с тем, что у ПАО «МРСК Сибири» имелась возможность представления документов, подтверждающих отсутствие нарушение антимонопольного законодательства в действиях (бездействии) общества, Комиссией принято решение об отклонении данного ходатайства.

           Вместе с тем Комиссия пришла к выводу, что для полного и всестороннего рассмотрения дела № 03/А-10-2016 необходимо истребование дополнительных доказательств.

          Определением от 25.03.2016 г. (исх. № 03/2764) рассмотрение дела № 03/А-10-2016 о нарушении антимонопольного законодательства было отложено на 05.05.2016 г.

           05.05.2016 г. на заседании Комиссии представителем ПАО «МРСК Сибири» были представлены дополнительные пояснения по обстоятельствам дела № 03/А-10-2016.

           В данной связи Комиссия пришла к выводу, что для полного, объективного и всестороннего рассмотрения дела № 03/А-10-2016 необходимо истребование дополнительных доказательств.

           Определением от 05.05.2016 г. (исх. № 03/4159) рассмотрение дела № 03/А-10-2016 о нарушении антимонопольного законодательства было отложено на 14.06.2016 г.

           К заседанию Комиссии ЗАО «СибПСК» и ПАО «МРСК Сибири» представили сведения, запрошенные Определением от 05.05.2016 г.

           14.06.2016 г. на заседании Комиссии представителем ЗАО «СибПСК» в материалы дела № 03/10-А-2016 представлено письмо (исх. № 610-15 от 20.09.2015 г.) ЗАО «СибПСК» в адрес Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Ростехнадзор).

           Комиссия, заслушав представителей ответчика и заявителя, пришла к выводу, что для полного и всестороннего рассмотрения дела № 03/А-10-2016 необходимо истребование дополнительных доказательств.

          Кроме того, Комиссия решила привлечь к рассмотрению дела № 03/А-10-2016 ООО «Анжерской Водоканал» в качестве заинтересованного лица – лица, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с рассмотрением дела № 03/А-10-2016 о нарушении антимонопольного законодательства.

          Определением от 14.06.2016 г. (исх. № 03/5507) рассмотрение дела № 03/А-10-2016 о нарушении антимонопольного законодательства было отложено.

Письмом от 12.07.2016 г. (исх. № 03/6255) дело № 03/А-10-2016 назначено к рассмотрению на 15.08.2016 г.

15.08.2016 г. на заседании Комиссия, заслушав представителей сторон, приняла решение об отложении рассмотрения дела № 03/А-10-2016 г. в связи с принятием заключения об обстоятельствах дела.

Определением от 15.08.2016 г. (исх. № 03/7507-1 от 18.08.2016 г.) рассмотрение дела № 54/А-10-2015 о нарушении антимонопольного законодательства было отложено на     07.09.2016 г.

Комиссией изготовлено и направлено в адрес ЗАО «СибПСК», ПАО «МРСК Сибири» и ООО «Анжерский водоканал» заключение об обстоятельствах дела № 03/А-10-2016 (исх. № 7609 от 22.08.2016 г.).

          07.09.2016 г. на заседании Комиссии представителем ПАО «МРСК Сибири» было заявлено ходатайство об отложении рассмотрения по дела № 03/А-10-2016 в связи с необходимостью представления дополнительных доказательств по делу (письмо вх. № 5837).

          Представители ЗАО «СибПСК» возражали против удовлетворения данного ходатайства.

          В связи с тем, что у ПАО «МРСК Сибири» имелась возможность представления документов, подтверждающих отсутствие нарушение антимонопольного законодательства в действиях (бездействии) общества, Комиссией принято решение об отклонении данного ходатайства.

          Вместе с тем в соответствии со ст. 46 Закона о защите конкуренции Комиссией, в целях полного, объективного и всестороннего рассмотрения дела № 03/А-10-2016, был объявлен перерыв в заседании Комиссии до 13.09.2016 г. Представители сторон, участвующие в рассмотрении дела № 03/А-10-2016, под расписку были ознакомлены с датой и временем заседания Комиссии.

          13.09.2016 г. на заседании Комиссии представители ЗАО «СибПСК» поддержали в полном объеме требования, изложенные в заявлении о нарушении антимонопольного законодательства. Представитель ПАО «МРСК Сибири» отрицала факт нарушения обществом антимонопольного законодательства.

          Дополнительных сведений об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства ПАО «МРСК Сибири» в материалы дела № 03/А-10-2016 не представило.

          Изучив материалы дела, заслушав доводы и пояснения представителей сторон, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия установила следующее:

          ЗАО «СибПСК» и ПАО «МРСК Сибири» являются сетевыми организациями, оказывающими услуги по передаче электрической энергии на территории Кемеровской области.

          Согласно материалам дела № 03/А-10-2016 ПС 110/6 кВ «Судженская» на законном основании принадлежит ЗАО «СибПСК».

          01.01.2015 г. между ЗАО «СибПСК» и ПАО «МРСК Сибири» заключен Договор оказания услуг по передаче электрической энергии б/н (далее – Договор о передаче), согласно которому стороны обязуются осуществлять взаимное предоставление услуг по передаче электрической энергии путем осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащим сторонам на праве собственности и (или) ином законном основании и оплачивать друг другу услуги по передаче электрической энергии в порядке и сроки, установленные настоящим договором.

           В соответствии с Договором о передаче ЗАО «СибПСК» и ПАО «МРСК Сибири» составлены Акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон б/н от 27.03.2014 г., в соответствии с которыми ВЛ-110 кВ НАП-НПС находится на балансе ПАО «МРСК Сибири», ВЛ 110 кВ отпайкой от 39 опоры в направлении ПС 110/6 кВ «Судженская» , ПС 110/6 кВ «Судженская» находятся на балансе ЗАО «СибПСК», на балансе ПАО «МРСК Сибири» также находятся отходящие линии (яч. № 14, 25) в РП 6 кВ, воздушные и кабельные линии 6кВ ф.6-14-ОС, ф.6-25-ОС, к которым присоединены потребители ПАО «МРСК Сибири» (далее – Акт от 27.03.2014 г.).

          В рамках подготовки к осенне-зимнему периоду 2015-2016 г.г. Ростехнадзор по факту выявленных нарушений Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных Приказом Минэнерго России от 19.06.2003 № 229, выдал ЗАО «СибПСК» предписание от 23.07.2015 г. № 14-11/П-(ОЗП)-076 (далее – предписание) о проведении капитального ремонта двухцепной линии электропередачи (далее – ЛЭП) 110 кВ Ново-Анжерская подстанция» 500/110/35 кВ (НАП) – Анжерская НПС 1,2 (далее – ВЛ 110 кВ НАП-НПС). Срок исполнения предписания 01.10.2015 г.

           Во исполнение предписания ЗАО «СибПСК» запланирован капитальный ремонт грозотроса (эксплуатируется с 1972 г.) ВЛ 110 кВ НАП-НПС в пролете опор № 29-46.

          18.09.2015 г. ЗАО «СибПСК» письменно обратилось в адрес ПАО «МРСК Сибири» (письмо исх. № 510-15), с целью согласования сроков проведения ремонта грозотроса ВЛ 110 кВ          НАП-НПС.

          Согласно данному письму для проведения ЗАО «СибПСК» ремонта грозотроса необходимо с 28.09.2015 г. по 30.10.2015 г.:

           - отключить 1 цепь ВЛ-110 кВ НАП-НПС для отсоединения шлейфов на опоре № 28 (по предварительной заявке);

           - периодически (с 14:00 до 16:00) с 28.09.2015 г. по 30.10.2015 г. производить отключение 2 цепи ВЛ-110 кВ НАП-НПС для непосредственного выполнения  работ по демонтажу и монтажу грозотроса (по предварительной заявке);

           - отключить ВЛ-35 кВ А-33, А-35 для демонтажа и монтажа грозотроса в пролете опор  № 30, 31 ВЛ-110 кВ НАП-НПС (по предварительной заявке).

          Данное обращение было оставлено ПАО «МРСК Сибири» без ответа.

          09.10.2015 г. ЗАО «СибПСК» повторно обратилось в адрес ПАО «МРСК Сибири» (письмо исх. № 573-15) с целью согласования сроков ремонта грозотроса, при этом указало на необходимость уведомления потребителей о снижении надежности и предстоящих перерывах в электроснабжении в период с 16.10.2015 по 20.11.2015 г., а также на то, что одним из потребителей ПАО «МРСК Сибири», подключенных к РП 6 кВ ПС 110/6 кВ «Судженская» являются очистные сооружения г. Анжеро-Судженска, допустимый перерыв в электроснабжении которых, исходя из специфики технологического процесса очистных сооружений, составляет         2 часа.

          01.01.2015 г. между ЗАО «СибПСК» и ЗАО «Сибэлектросервис» заключен договор № 05-ОТО/2015 г. на осуществление оперативного и технического обслуживания объектов электросетевого хозяйства ЗАО «СибПСК», которым на ЗАО «Сибэлектросервис», в том числе возложена обязанность, производства капитальных ремонтов электрических сетей.

          14.10.2015 г. ПАО «МРСК Сибири» путем направления письма на электронную почту      ЗАО «Сибэлектросервис» согласовало проведение ремонта грозотроса с 14.00 20.10.2015 г. по 16.00 31.10.2015 г. с условием, что ЗАО «Сибэлектросервис» предоставит Дизель-генераторную установку (ДГУ) для питания потребителей от РП 6кВ («Очистные»).

           Из письма ЗАО «СибПСК», направленного в адрес ПАО «МРСК Сибири» (исх. № 594-15 от 14.10.2015 г.), следует, что 08.10.2015 г. ЗАО «Сибэлектросервис» в адрес ПАО «МРСК Сибири» была подана заявка на отключение 1 цепи ВЛ-110 кВ НАП-НПС, а 12.10.2015 г. была подана заявка на периодические отключение 2 1 цепи ВЛ-110 кВ НАП-НПС с 14:00 до 16:00, начиная с 20.10.2015 г. до 31.10.2015 г.

           15.10.2015 г. ПАО «МРСК Сибири» в ответ на письмо ЗАО «СибПСК» от 18.09.2015 г. согласовало (письмо исх. № 1.4/05.2.1.4/6442-исх.) ЗАО «СибПСК» проведение работ по ремонту грозотроса со следующими условиями: подача заявки не менее чем за 8 календарных дней после 16.10.2015 г. (в связи с выводом в ремонт 2с на ПС 500кВ НАП, принадлежащей ПАО «ФСК ЕЭС»), обеспечения ЗАО «СибПСК» своими силами бесперебойного электроснабжения очистных сооружений г. Анжеро-Судженска на время отключения.

            При этом из материалов дела № 03/А-10-2016 не следует, что, согласовывая вышеуказанные сроки проведения ремонта, ПАО «МРСК Сибири» не уведомляло вышеуказанных потребителей и не согласовывало данные сроки с ними.

          Сведения об уведомлении ПАО «МРСК Сибири» иных потребителей, имеющих технологическое присоединение к сетям ПАО «МРСК Сибири», в отношении которых может быть введено полное и (или) частичное ограничение режима потребителя в связи проведением ЗАО «СибПСК» ремонта грозотроса ВЛ 100 кВ НАП-НПС в материалах дела № 03/10-А-2016 также отсутствуют.

          Материалами дела подтверждено, что только 27.10.2015 г. ПАО «МРСК Сибири» обратилось в адрес ООО «Вода» (письмо исх. № 1.4/05.2.1.4/6756-исх.) с просьбой предоставить письменный ответ в адрес ПАО «МРСК Сибири» о возможности проведения ремонта грозотроса ВЛ-110 кВ НАП-НПС в период с 01.11.2015 г. по 30.11.2015 г., при условии, что питание электроустановок очистных сооружений, подключенных к РП 6 кВ ПС 110/6 кВ «Судженская», ежедневно, в течение всего периода ремонта будет прекращено на 4 часа.

           28.10.2015 г. ООО «Анжерский водоканал» сообщило ПАО «МРСК Сибири» (письмо     исх. № 274), что технология очистки сточных вод не предусматривает плановых отключений подачи воздуха в аэротенки. Аварийное отключение электроснабжения без ущерба для очистных сооружений допустимо не более чем на 2 часа, при более длительном отключении происходит нарушение биологического состава активного ила.

           ООО «Анжерский водоканал» не согласовано сроки проведения ремонта, указало ПАО «МРСК Сибири» на необходимость разработки плана проведения ремонтных работ без отключения электроустановок общества, присоединенных к РП 6 кВ ПС 110/6 кВ «Судженская».

          Также 27.10.2015 г. в присутствии заместителя главы г. Анжеро-Судженска, начальника УЖКХ г. Анжеро-Судженска, представителей ПАО «МСРК Сибири», ООО «Вода» и                ЗАО «СибПСК» проведено совещание (далее – совместное совещание), в результате которого составлен протокол по вопросу электроснабжения очистных сооружений в период проведения ремонтных работ на ВЛ 100 кВ НАП-НПС.

           Из данного прокола следует, что ООО «Вода» необходимо привести схему электроснабжения очистных сооружений к первой категории надежности электроснабжения.

          Кроме того, участникам предложено рассмотреть вопрос об использовании ДГУ для электроснабжения очистных сооружений при проведении ремонтных работ на ВЛ 110 кВ НАП-НАС, а ЗАО «СибПСК» и ПАО «МРСК Сибири» урегулировать вопрос по компенсации затрат на дизельное топливо.

          30.10.2015 г. ПАО «МРСК Сибири» направило адрес ЗАО «СибПСК» письмо (исх. № 1.4/1.4/6883-исх.), в котором указало на то, что организация, эксплуатирующая объект электроснабжения обязана проводить необходимые ремонтные работы, в рамках которых организация берет на себя все расходы на проведение таких работ, в том числе расходы на обеспечение условий проведения работ.

          Из данного письма также следует, что на совместном совещании Администрацией  г. Анжеро-Судженска выражалась готовность предоставления ЗАО «СибПСК» в безвозмездное пользование ДГУ мощностью 500 кВт с несением расходов только на оплату ГСМ.

           Вместе с тем из заявления ЗАО «СибПСК» следует, что условие предоставления ДГУ, равно как и возложение обязанностей на общество по несению расходов на ГСМ, влечет необоснованные расходы и не соответствует действующему законодательству.

          Согласно письму Главы г. Анжеро-Судженска, представленному в адрес Кемеровского УФАС России (вх. № 5148 от 03.08.2016 г.), на совместном совещании 27.10.2015 г. протокол не велся, обращений в письменном виде со стороны ПАО «МРСК Сибири» и ООО «Анжерский водоканал» в Администрацию г. Анжеро-Судженска по вопросу ремонта грозотроса ВЛ 110 кВ НАП-НПС не поступало, при осуществлении своей деятельности сетевые организации и потребители должны руководствоваться нормами действующего законодательства об электроэнергетике.

          Данным письмом Глава г. Анжеро-Судженска указал на отсутствие правовых оснований для проведения совместного совещания и принятых на нем решений.

          В результате вышеуказанных действий (бездействия) ПАО «МРСК Сибири», проведение ремонта грозотроса ВЛ 110 кВ НАП-НПС было сорвано и не начато до настоящего времени.

          Предписание Ростехнадзора не исполнено, что создает угрозу надежности и безопасности электроснабжения потребителей г. Анжеро-Судженска.

          ОАО «Кузбассэнергосбыт» является гарантирующим поставщиком в сфере электроснабжения на территории Кемеровской области.

         ООО «Анжерский водоканал» и ООО «Вода» являются организациями, оказывающими услуги централизованного водоснабжения и канализации на территории г. Анжеро-Судженска (единоличным исполнительным органом ООО «Вода» и ООО «Анжерский водоканал» является ООО «Водосбыт»).

          21.11.2014 г. между ЗАО «СибПСК» и ОАО «Кузбассэнергосбыт» был заключен Договор оказания услуг по передаче электрической энергии и купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) для целей компенсации потерь в электрических сетях № 210001 (далее – Договор № 210001).

          01.01.2007 г. между ПАО «МРСК Сибири» и ОАО «Кузбассэнергосбыт» был заключен Договор оказания услуг по передаче электрической энергии № 2465 (далее – Договор № 2465).

          01.09.2009 г. между ОАО «Кузбассэнергосбыт» и ООО «Анжерский водоканал» заключен Договор электроснабжения № 2047 (далее – Договор № 2047), согласно которому                     ОАО «Кузбассэнергосбыт» обязуется осуществлять продажу ООО «Анжерский водоканал» электрической энергии, а также путем заключения договоров с третьими лицами обеспечить передачу электрической энергии.

          01.08.2011 г. между ОАО «Кузбассэнергосбыт» и ООО «Вода» заключен Договор электроснабжения № 2195 (далее – Договор № 2195), согласно которому ОАО «Кузбассэнергосбыт» обязуется осуществлять продажу ООО «Вода» электрической энергии, а также путем заключения договоров с третьими лицами обеспечить передачу электрической энергии.

            К ответу ПАО «МРСК Сибири», представленному в адрес Кемеровского УФАС России (вх. № от 15.01.2016 г.), приложены Акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между ПАО «МРСК Сибири» и ООО «Анжерский водоканал», согласно которому энергопринимающие устройства ООО «Анжерский водоканал» присоединены к ПС 35/6 кВ «Анжерский водозабор», принадлежащей ПАО «МРСК Сибири».

          В соответствии с Актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон между ПАО «МРСК Сибири» и ООО «Вода» энергопринимающие устройства ООО «Вода» не имеют технологического присоединения к ПС 110/6 кВ «Судженская». Данная информация подтверждается также Договором № 2195.

          Согласно письму ПАО «МРСК Сибири», направленному в адрес Кемеровского УФАС России (вх. № 662 от 02.02.2016 г.), иные документы, касающиеся технологического присоединения          ООО «Анжерский водоканал» и ООО «Вода» к сетям ПАО «МРСК Сибири у общества отсутствуют.

Однако Кемеровским УФАС России установлено, что согласно Договору № 2047 энергопринимающие устройства ООО «Анжерский водоканал» имеют технологическое присоединение к сетям ПАО «МРСК Сибири», присоединенным к ПС 110/6 кВ «Судженская» (РП 6 кВ, ф. 6-14-ОС, ф. 6-25-ОС).

          15.04.2016 г. ПАО «МРСК Сибири» представило в материалы дела № 03/А-10-2016 (письмо вх. № 2410 от 15.04.2016 г.) требуемый Акт разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон, составленный между ПАО «МРСК Сибири» и ООО «Анжерский водоканал» (далее – Акт разграничения).

           Статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» установлено, что услуги по передаче электрической энергии - комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, которые обеспечивают передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями.

          Общие принципы и порядок обеспечения технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям определяют Правила технологического присоединения.

          Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила технологического присоединения).

           В ответе ПАО «МРСК Сибири», представленном в адрес Кемеровского УФАС России           (вх. № 662 от 02.02.2016 г.), указано на то, что договоры об осуществлении технологического присоединения ООО «Анжерский водоканал» и ООО «Вода» к сетям ПАО «МРСК Сибири» отсутствуют, поскольку технологическое присоединение осуществлено ранее 2007 г, до вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2007 № 168, вносящего изменения в Правила технологического присоединения.

            До вступления в силу вышеуказанного Постановления заключение договора на осуществление технологического присоединения не требовалось, при новом подключении выдавались только технические условия.

           Согласно п. 14(1) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств в целях обеспечения надежного их энергоснабжения и качества электрической энергии может быть осуществлено по одной из трех категорий надежности. Отнесение энергопринимающих устройств заявителя (потребителя электрической энергии) к определенной категории надежности осуществляется заявителем самостоятельно.

          Отнесение энергопринимающих устройств к первой категории надежности осуществляется в случае, если необходимо обеспечить беспрерывный режим работы энергопринимающих устройств, перерыв снабжения электрической энергией которых допустим лишь на время автоматического ввода резервного источника снабжения электрической энергии и может повлечь за собой угрозу жизни и здоровью людей, угрозу безопасности государства, значительный материальный ущерб. В составе первой категории надежности выделяется особая категория энергопринимающих устройств, бесперебойная работа которых необходима для безаварийной остановки производства с целью предотвращения угрозы жизни людей, взрывов и пожаров.

            Отнесение энергопринимающих устройств ко второй категории надежности осуществляется в случае, если необходимо обеспечить надежное функционирование энергопринимающих устройств, перерыв снабжения электрической энергией которых приводит к недопустимым нарушениям технологических процессов производства.

            Энергопринимающие устройства, не отнесенные к первой или второй категориям надежности, относятся к третьей категории надежности.

           Для энергопринимающих устройств, отнесенных к первой и второй категориям надежности, должно быть обеспечено наличие независимых резервных источников снабжения электрической энергией. Дополнительно для энергопринимающих устройств особой категории первой категории надежности должно быть обеспечено наличие автономного резервного источника питания.

          Автономные резервные источники питания в случае, если их наличие предусмотрено техническими условиями, подлежат установке владельцем энергопринимающих устройств и технологическому присоединению в порядке, предусмотренном настоящими Правилами. Владелец энергопринимающих устройств обязан поддерживать установленные автономные резервные источники питания в состоянии готовности к использованию при возникновении внерегламентных отключений, введении аварийных ограничений режима потребления электрической энергии (мощности) или использовании противоаварийной автоматики.

           В соответствии с п. 16.1 Правил технологического присоединения заявители несут балансовую и эксплуатационную ответственность в границах своего участка, до границ участка заявителя балансовую и эксплуатационную ответственность несет сетевая организация, если иное не установлено соглашением между сетевой организацией и заявителем, заключенным на основании его обращения в сетевую организацию.

           На основании п. 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительсва Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила недискриминационного доступа) «сетевыми организациями» являются организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.

           В соответствии с п. 43 Правил технологического присоединения, для целей настоящих Правил под вышестоящей смежной сетевой организацией понимается смежная сетевая организация, электрические сети которой имеют более высокий класс напряжения. В случае если все смежные сетевые организации имеют одинаковый класс напряжения, вышестоящей смежной сетевой организацией признается сетевая организация, присоединенная к электрической сети более высокого класса напряжения.

          ЗАО «СибПСК» и ПАО «МСРК Сибири» являются сетевыми организациями, при этом в рассматриваемых правоотношениях ЗАО «СибПСК» является вышестоящей сетевой организацией.

          Из материалов дела № 03/А-10-2016 следует, что проведение ремонта грозотроса на ВЛ-110 кВ НАП-НПС невозможно без введения ограничения режима в отношении потребителей          ПАО «МРСК Сибири», получающих питание от РП 6 кВ ПС 110/6 кВ «Судженская», (вследствие обесточивания ПС 110/6 кВ «Судженская»), в том числе в отношении ООО «Анжерский водоканал».

           В соответствии с п. 1 Правил ограничения режима потребления настоящие правила устанавливают основы регулирования отношений, связанных с введением полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями электрической энергии (мощности) – участниками оптового и розничных рынков электрической энергии (далее – потребители), в том числе его уровня (далее – ограничение режима потребления), которое предполагает прекращение подачи электрической энергии (мощности) потребителям или сокращение объемов потребления электрической энергии (мощности) в определенных настоящими Правилами случаях.

          Согласно пп. «з» п. 2 Правил ограничения режима потребления ограничение режима потребления электрической энергии вводится при необходимости проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства сетевой организации, к которым присоединены энергопринимающие устройства потребителя, либо необходимость проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций (иных владельцев объектов электросетевого хозяйства) в случае, если проведение таких работ невозможно без ограничения режима потребления.

           В силу п. 30 Правил ограничения режима потребления, в случае если проведение ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства сетевой организации (смежной сетевой организации, иных владельцев) невозможно без ограничения режима потребления в отношении потребителей, присоединенных к сетям сетевой организации, сетевая организация в порядке, установленном договором оказания услуг по передаче электрической энергии, уведомляет потребителя напрямую или (если это предусмотрено указанным договором) через действующего в его интересах гарантирующего поставщика (энергосбытовую, энергоснабжающую организацию) о проведении таких работ и о сроках ограничения режима потребления в связи с их проведением. При этом если договором оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенным в отношении такого потребителя с действующим в его интересах гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией), предусмотрено, что такое уведомление потребителю передает гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация), то он обязан при получении от сетевой организации указанного уведомления в течение 1 суток передать его потребителю способом, позволяющим определить дату и время передачи.

           На основании п. 31 Правил ограничения режима потребления, если проведение сетевой организацией ремонтных работ невозможно осуществить без введения ограничения режима потребления в отношении потребителей, присоединенных к сетям смежной сетевой организации, последняя вводит ограничение режима потребления после получения уведомления о проведении ремонтных работ от сетевой организации и о необходимости введения ограничения режима потребления, за исключением следующих случаев:

           а) отсутствие технической возможности введения ограничения посредством технических мероприятий на объектах электросетевого хозяйства смежной сетевой организации;

           б) невозможность введения сетевой организацией ограничения вследствие получения от субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике решения об отказе в согласовании диспетчерской заявки или невозможность выполнения по независящим от нее обстоятельствам условий, необходимых для согласования диспетчерской заявки;

          в) действие обстоятельств непреодолимой силы.

          В соответствии с п. 32 Правил ограничения режима потребления смежная сетевая организация не позднее 2 дней со дня получения от сетевой организации уведомления о проведении ремонтных работ и о необходимости введения ограничения режима потребления в отношении потребителей, присоединенных к сетям смежной сетевой организации, обязана уведомить потребителя о введении ограничения режима потребления напрямую или (если это предусмотрено договором оказания услуг по передаче электрической энергии) через действующего в его интересах гарантирующего поставщика (энергосбытовую, энергоснабжающую организацию).

           Таким образом, Правилами ограничения режима потребления сетевой организации (ЗАО «СибПСК») предоставлено право на введение ограничения режима потребления электрической энергии в отношении потребителей, присоединенных к сетям смежной сетевой организации, при условии уведомления таких потребителей.

           Вместе с тем ООО «Анжерский водоканал» осуществляет эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и канализации в г. Анжеро-Судженске. Постановлением Региональной энергетической комиссией Кемеровской области от 21.11.2014 г. № 611 для ООО «Анжерский водоканал» установлен тариф на питьевую воду (подъем воды и водоподготовка) и водоотведение (очистка сточных вод) на 2015 г.

           Согласно 18. Правил ограничения режима потребления в отношении потребителей (в том числе в отношении отдельных используемых ими объектов), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящихся к категориям потребителей согласно приложению, частичное ограничение режима потребления вводится в соответствии с п. 17 настоящих Правил не ниже уровня аварийной брони. Введение в отношении таких потребителей ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается.

            При отсутствии у такого потребителя акта согласования аварийной брони, величины аварийной брони определяются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) по согласованию с исполнителем в размере не менее 10 процентов максимальной мощности соответствующих объектов такого потребителя, а потребитель несет ответственность за последствия, в том числе перед третьими лицами, вызванные применением к нему ограничения режима потребления в соответствии с настоящими Правилами.

           В соответствии с п. 2 Приложения к Правилам ограничения режима потребления к данной категории потребителей отнесены организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов, в – отношении этих объектов.

          13.03.2015 г. Заместителем губернатора Кемеровской области утвержден перечень потребителей, ограничение которых может привести к экономическим, экологическим и социальным последствиям на 2015 – 2016 г.г. В указанный перечень включено ООО «Анжерский водоканал».

          Таким образом, введение полного режима ограничения потребления электрической энергии (ниже уровня аварийной брони) в отношении энергопринимающих устройств ООО «Анжерский водоканал», имеющих технологическое присоединение к ПС 110 кВ «Судженская» прямо запрещено Правилами ограничения режима потребления.

           На основании п. 37 Правил ограничения режима потребления электроприемники аварийной брони электроснабжения должны быть выделены потребителем или сетевой организацией за счет потребителя на отдельные питающие линии, по которым подача электрической энергии (мощности) не подлежит временному отключению.

           Согласно письму ООО «Анжерский водоканал», представленному в адрес Кемеровского УФАС России (вх. № 5057 от 29.07.2016 г.), для исключения нарушения технологического процесса очистным сооружениям требуется мощность от 300 до 600 кВт, при этом постоянно в работе находится электрооборудование насосно-воздуходувной станции: турбовоздуходувка и насос активного ила суммарной мощностью 332 кВт.

          Технология очистки сточных вод не предусматривает плановых отключений подачи воздуха в аэротенки. Аварийное отключение без ущерба для очистки сточных вод допускается на срок не более двух часов. При каждом аварийном отключении подачи воздуха происходит засорение микропор аэраторов, что приводит к уменьшению срока их эксплуатации. При более длительном отключении происходит нарушение биологического состава ила, что влечет ухудшение очистки сточных вод и сброс неочищенных сточных вод.

            В соответствии с пп «б» п .15 Правил недискриминационного доступа при исполнении договора (о передаче электрической энергии) сетевая организация обязана: осуществлять передачу электрической энергии в соответствии с согласованной категорией надежности энергопринимающих устройств потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор).

           В силу п. 31(6) Правил недискриминационного досупа категория надежности обусловливает содержание обязательств сетевой организации по обеспечению надежности снабжения электрической энергией энергопринимающих устройств, в отношении которых заключен договор.

          Для первой и второй категорий надежности допустимое число часов отключения в год и сроки восстановления энергоснабжения определяются сторонами в договоре в зависимости от параметров схемы электроснабжения, наличия резервных источников питания и особенностей технологического процесса осуществляемой потребителем услуг (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключен договор) деятельности, но не могут быть более величин, предусмотренных для третьей категории надежности.

          Для третьей категории надежности допустимое число часов отключения в год составляет 72 часа, но не более 24 часов подряд, включая срок восстановления электроснабжения, за исключением случаев, когда для производства ремонта объектов электросетевого хозяйства необходимы более длительные сроки, согласованные с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

          Потребитель услуг (потребитель электрической энергии, в интересах которого заключен договор) обязан обеспечить поддержание автономного резервного источника питания, необходимость установки которого определена в процессе технологического присоединения, в состоянии готовности к его использованию при возникновении внерегламентных отключений, введении аварийных ограничений режима потребления электрической энергии (мощности) или использовании противоаварийной автоматики.

           Если необходимость установки автономных резервных источников питания возникла после завершения технологического присоединения, то потребитель услуг (потребитель электрической энергии, в интересах которого заключен договор) обязан обеспечить его установку и подключение в порядке, установленном Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.

          Сетевая организация не несет ответственности за последствия, возникшие вследствие неисполнения потребителем услуг требований настоящего пункта и повлекшие за собой повреждение оборудования, угрозу жизни и здоровью людей, экологической безопасности и (или) безопасности государства, значительный материальный ущерб, необратимые (недопустимые) нарушения непрерывных технологических процессов производства.

           Ввиду требований п. 14(2) Правил технологического присоединения» для ООО «Анжерский водоканал» согласование Актов аварийной (технологической брони) электроснабжения является обязательным.

          Сведений о согласовании ООО «Анжерский водоканал» с ПАО «МРСК Сибири» Актов аварийной (технологической) брони электроснабжения в материалы дела № 03/10-А-2016 не представлено. В Договоре № 2047, представленном ОАО «Кузбассэнергосбыт» в адрес Кемеровского УФАС России, данные Акты отсутствуют.

          Вместе с тем, требования п. 30-32 Правилам ограничения режима потребления обязывают сетевую организацию ввести режим ограничения режима потребления электрической энергии в отношении потребителей по уведомлению смежной сетевой организации о проведении ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства, в случае если для проведения ремонтных работ без такого ограничения невозможно при условии предварительного уведомления потребителя в порядке, предусмотренного Правилами ограничения режима потребления.

          В случае введения режима ограничения потребления в порядке п. 17-18 Правил ограничения режима потребления сетевая организация обязана обеспечить электроснабжение электроприемников аварийной брони (не менее 10 процентов максимальной мощности соответствующих объектов такого потребителя).

          При этом Правилами ограничения режима потребления на сетевую организацию не возлагаются обязанности по бесперебойному электроснабжению потребителя, ограничение режима потребления которого может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, для обеспечения непрерывности технологического процесса, способом, не определенным документами о технологическом присоединении потребителя.

          Вместе с тем Кемеровским УФАС России установлено следующее:

          Согласно п. 2.1.2 Договора № 210001 ЗАО «СибПСК» обязано осуществлять передачу электрической энергии в соответствии с согласованной в документах о технологическом присоединении категории надежности потребителей.

          Актом от 27.03.2014 г. предусмотрена обязанность ЗАО «СибПСК» по осуществлению передачи электрической энергии потребителям ПАО «МРСК Сибири», получающим питание от РП 6 кВ ПС 110/6 кВ «Судженская», по второй категории надежности электроснабжения.

          В соответствии с п. 2.3.8 Договора № 210001 ОАО «Кузбассэнергосбыт» обязано включать в договоры электроснабжения с потребителем, в том числе условие об обязанности потребителя выполнять требования исполнителя (пп. «к» п. 2.3.8.1 Договора № 210001), направленные на введение режима ограничения потребления электрической энергии, в случаях, установленных действующим законодательством.

          Согласно Акту разграничения ООО «Анжерский водоканал» имеет технологическое присоединение к сетям ПАО «МРСК Сибири» по первой категории надежности электроснабжения (максимальная мощность 2156 кВт).

          В качестве источников питания указаны разные секции шин РП 6 кВ, получающие питание от ПС 110 кВ «Судженская» (ф. 6-14-ОС, ф. 6-25-ОС).

           В соответствии с п. 1.2.19. Правил устройства электроустановок, утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 08.07.2002 № 204 (далее – Правила устройства электроустановок) электроприемники первой категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания, и перерыв их электроснабжения при нарушении электроснабжения от одного из источников питания может быть допущен лишь на время автоматического восстановления питания.

           Для электроснабжения особой группы электроприемников первой категории должно предусматриваться дополнительное питание от третьего независимого взаимно резервирующего источника питания.

           В качестве третьего независимого источника питания для особой группы электроприемников и в качестве второго независимого источника питания для остальных электроприемников первой категории могут быть использованы местные электростанции, электростанции энергосистем (в частности, шины генераторного напряжения), предназначенные для этих целей агрегаты бесперебойного питания, аккумуляторные батареи и т.п.

          Электроснабжение электроприемников первой категории с особо сложным непрерывным технологическим процессом, требующим длительного времени на восстановление нормального режима, при наличии технико-экономических обоснований рекомендуется осуществлять от двух независимых взаимно резервирующих источников питания, к которым предъявляются дополнительные требования, определяемые особенностями технологического процесса.

          В материалах дела № 03/А-10-2016 отсутствуют сведения, что ООО «Анжерский водоканал» осуществляло технологическое присоединение автономных резервных источников питания, а также предприняло мероприятия, обеспечивающие готовность энергопринимающих устройств электрической энергии к введению полного ограничения режима потребления электрической энергии и предотвращение наступления экономических, экологических или социальных последствий вследствие введения такого ограничения режима потребления.

           Технические условия, выданные ПАО «МРСК Сибири» ООО «Анжерский водоканал», на осуществление технологического присоединения к сетям общества в материалы дела № 03/А-10-2106 не представлены.

           Из письма Ростехнадзора, представленного в адрес Кемеровского УФАС России  (вх. № 4514 от 06.07.2016 г.), следует, что в соответствии с требованиями РД 34.20.185-94 объединенные хозяйственно-питьевые и производственные водопроводы в городах с числом жителей более 50 тыс. чел., не допускающие перерыва в работе, отнесены к электроприемникам первой категории надежности электроснабжения.

           Вместе с тем согласно письму Ростехнадзора, существующая схема ООО «Анжерский водоканал» не соответствует первой категории надежности электроснабжения.

           Определение категории надежности, а также выполнение мероприятий по обеспечению требуемой категории надежности электроснабжения в соответствии с действующим законодательством лежит на потребителе ООО «Анжерский водоканал».

          Ростехнадзор указывает на то, что ПАО «МРСК Сибири», определившее в договорной документации первую категорию надежности электроснабжения, должна обеспечить требования первой категории надежности наличием независимого резервного источника электроснабжения.

          На основании изложенного ООО «Анжерский водоканал» при эксплуатации электроустановок централизованного водоснабжения и канализации г. Анжеро-Судженска нарушило Правила устройства электроустановок и Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.01.2002 № 6.

         За нарушения вышеуказанных правил Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

         Кроме того, из вышеизложенного следует, что ПАО «МРСК Сибири» при осуществлении технологического присоединения ООО «Анжерский водоканал» нарушен пп. «б» п. 15 Правил недискриминационного доступа в части не выполнения обязанности осуществления передачи электрической энергии потребителю ООО «Анжерский водоканал» в соответствии с согласованной в Акте разграничения категорией надежности.

          Кемеровским УФАС России также установлено, материалами дела № 03/А-10-2016 г. подтверждено, что существующая схема внешнего электроснабжения ООО «Анжерский водоканал», до устранения вышеуказанных нарушений не позволяет введение частичного ограничения потребления электрической энергии без использования автономных резервных источников электроснабжения».

           Согласно письму ПАО «МРСК Сибири», представленному в адрес Кемеровского УФАС России (вх. № 8298 от 09.12.2015 г.) общество не имеет возможности ввести ограничение режима потребления, поскольку по Договору № 2465 с гарантирующим поставщиком обязано согласовывать с потребителями (а не уведомлять) сроки введения режима ограничения потребления электрической энергии для проведения ремонтных работ на объектах элекросетевого хозяйства (п. 3.3.12 Договора № 2465).

            ПАО «МРСК Сибири» указывает на отсутствие обстоятельств для введения режима ограничения в отношении ООО «Анжерский водоканал», поименованных в п. 31 Правил ограничения режима потребления, кроме того указывает, что данный пункт Договора № 2465 противоречит Правилам ограничения режима потребления.

            В материалы дела № 03/А-10-2015 ПАО «МРСК Сибири» приобщены письма, направленные в адрес ОАО «Кузбассэнергосбыт (исх. № 1.4/03.3/2154 от 10.04.2013 г,                исх. № 1.4/03.3/4735 от 25.07.2013 г.), из которых следует, что ПАО «МРСК Сибири» направляло дополнительное соглашение к Договора № 2465 об исключении условия о согласовании с потребителем сроков проведения ремонта из Договора № 2465.

           При этом ПАО «МРСК Сибири» уведомило ОАО «Кузбассэнергосбыт» о том, что до подписания вышеуказанного дополнительного соглашения к Договору № 2465 общество в вопросах проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства, которые влекут необходимость введения полного и (или) частичного ограничения режима потребления в отношении потребителей ОАО «Кузбассэнергосбыт», будет придерживаться норм действующего законодательства.

          Вместе с тем положения раздела III Правил ограничения режима потребления не содержат требования о согласовании с потребителем введения в отношении него режима ограничения потребления электрической энергии в целях проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства.

          Согласно п. ст. 422 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

          В силу п. 2 п. ст. 422 ГК РФ если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

          Из пп. «а» п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 г. «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении потребления электрической энергии» следует, что настоящее постановление применяется к отношениям, вытекающим из публичных договоров, ранее заключенных на розничных рынках электрической энергии в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления его в силу.

         Таким образом, положения Договора № 2465, противоречащие Правилам ограничения режима потребления, не имеют юридической силы.

          Согласно п. 3.4.3 Договора о передаче ЗАО «СибПСК» обязана согласовывать с ПАО «МРСК Сибири» сроки проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевой организации ЗАО «СибПСК», в срок не позднее 15 дней до начала ремонтных работ.

          В п. 11 Акта от 27.03.2014 г., являющегося приложением к Договору о передаче, указано, что для проведения плановых работ по ремонту оборудования ЗАО «СибПСК» и по подключению таких потребителей, ЗАО «СибПСК» за 10 суток предупреждает ПАО «МРСК Сибири» о предстоящем отключении для согласования с ним точной даты (для и часа) перерыва в электроснабжении. Если в 5-ти дневный срок, после предупреждения, ПАО «МРСК Сибири» не согласует время перерыва в электроснабжении, ЗАО «СибПСК» вправе самостоятельно устанавливать время без дополнительного уведомления ПАО «МРСК Сибири». Для производства плановых работ по ремонту оборудования ЗАО «СибПСК», ПАО «МРСК Сибири» предоставляет возможность отключить свое оборудование 2 раза в год, в дневное время, продолжительностью 8 часов каждое отключение.

          Таким образом, правоотношения, возникшие в связи с необходимостью проведения ремонта на объектах электросетевого хозяйства смежной сетевой организацией регулируются       п. 30-32 Правил ограничения режима потребления, п. 3.4.3 Договора о передаче, п. 11 Акта от 27.03.2014 г., кроме того, иными вышеуказанными договорами.

          Кемеровским УФАС России установлено, что ЗАО «СибПСК» за 10 дней направило в адрес ПАО «МРСК Сибири» уведомление (исх. № 510-15 от 18.09.2015 г.) о согласовании сроков проведения ремонта грозотроса ВЛ 110 кВ НАП-НПС с 28.09.2015 г. по 30.10.2015 г.

         Однако ПАО «МРСК Сибири» в сроки, установленные п. 11 Акта от 27.03.2014 г., не согласовало (в 5-ти дневный срок, после предупреждения) сроки проведения ремонта грозотроса.

           ЗАО «СибПСК» по истечению 5-ти дневного срока своим правом на основании п. 11 Акта от 27.03.2014 г. по самостоятельному установлению времени проведения ремонта без дополнительного уведомления ПАО «МРСК Сибири» не воспользовалось.

          На основании п. 8.1 Договора № 2047 полное и (или) частичное ограничение режима потребления электрической энергии вводится, в случаях, предусмотренных настоящим договором и действующим законодательством, в том числе при проведении плановых работ по ремонту электрооборудования сетевой организацией, когда схема электроснабжения абонента не позволяет проводить ремонтные работы без такого ограничения после согласования с ООО «Анжерский водоканал».

          В соответствии с п. 8.2 Договора № 2047 энергоснабжающая организация или сетевая организация уведомляет ООО «Анжерский водоканал» о введении режима ограничения потребления электрической энергии в порядке и сроки, установленные действующим законодательством.

          Таким образом, данные пункты Договора № 2047 соответствуют Правилам ограничения режима потребления.

          В связи с изложенным Кемеровским УФАС России установлена обязанность ПАО «МРСК Сибири», руководствоваться нормами раздела III Правил ограничения режима потребления в правоотношениях со смежной сетевой организацией ЗАО «СибПСК» при проведении ремонта на объектах электрического хозяйства. ООО «Анжерский водоканал» в соответствии с требованиями действующего законодательства об электроэнергетике и п. 8.1 Договора № 2047 необходимо обеспечить готовность энергопринимающих устройств, к введению полного и или (частичного) ограничения режима потребления электрической энергии и предотвращение наступления экономических, экологических или социальных последствий вследствие введения такого ограничения режима потребления.

         Также установлено отсутствие иных препятствий, кроме препятствий технического характера, для исполнения ПАО «МРСК Сибири» обязанности по введению режима ограничения потребления электрической энергии в отношении ООО «Анжерский водоканал» в связи с ремонтом грозотроса ВЛ 110 кВ НАП-НПС.

         Кроме того, материалами дела № 03/А-10-2016 подтверждено, что препятствия технического характера для введения режима ограничения потребления возникли в результате нарушения потребителем ООО «Анжерский водоканал» и сетевой организацией ПАО «МРСК Сибири» законодательства об электроэнергетике, что повлекло за собой нарушение прав и ущемление интересов смежной сетевой организации ЗАО «СибПСК», а также поставило под угрозу надежность и безопасность водоснабжения и канализации г. Анжеро-Судженска.

         На заседаниях Комиссии представителем ПАО «МРСК Сибири» неоднократно заявлялось, что общество готово собственными силами предоставить ДГУ и понести соответствующие расходы на ГСМ для обеспечения бесперебойного электроснабжения ООО «Анжерский водоканал» на время проведения ЗАО «СибПСК» ремонта грозотроса ВЛ 110 кВ НАП-НПС на условиях, указанных в п. 11 Акте от 27.03.2014 г. (2 раза в год, в дневное время, продолжительностью 8 часов каждое отключение).

           Надлежащего обоснования установления ПАО «МРСК Сибири» в Акте от 27.03.2014 г. максимально возможных сроков отключения оборудования для проведения ремонтов на объектах электросетевого хозяйства смежной сетевой организации не представлено.

           Кроме того, ПАО «МРСК Сибири» не представлено нормативное правовое обоснование, со ссылками на нормы действующего законодательства, что данный срок является пресекательным.

          При этом, подписывая Акт от 27.03.2014 г. ЗАО «СибПСК» действовало добросовестно, исходя из того, что ПАО «МРСК Сибири» не нарушаются Правила технологического присоединения при осуществлении технологического присоединения потребителей и электроснабжение производится в соответствии с заявленными ими категориями надежности электроснабжения.

          Вместе с тем сроки проведения ремонта конкретного оборудования регламентированы технологическими картами производства ремонтных работ, нормативной трудоемкостью производимых операций, правилами безопасности производства работ, нормами трудового законодательства, необходимостью согласования проведения ремонтных работ с третьими лицами.

          ЗАО «СибПСК» представило в материалы дела № 03/А-10-2016 пояснения из которых следует, что провести ремонт грозотроса ВЛ 110 кВ НАП-НПС в сроки, указанные в Акте от 27.03.2014 г. не представляется возможным.

          26.08.2015 г. ООО «Сибэлектросервис» заключило с ООО «Кузнецкие Электрические Сети - 42» (подрядчик) договор подряда б/н на проведение работ по ремонту грозотроса ВЛ 110 кВ НАП-НПС в течении 45 дней с даты утверждения сметы работ.

          При этом согласно п. 4.2 Договора ООО «Сибэлектросервис» обязано оплатить подрядчику аванс в размере 615 000 руб.

          Согласно платежному поручению № 615 от 11.09.2015 г. данный аванс был уплачен. Более того, как следует, из пояснений представителей ЗАО «СибПСК» на заседании Комиссии, данные средства до настоящего момента удерживаются на расчетном счете подрядчика в связи с невозможностью начать ремонтные работы по договору.

          На основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу, что сетевой организацией ЗАО «СибПСК» предприняты все возможные меры, для исполнения предписания Ростехнадзора в срок, включая реализацию права на обращение в антимонопольный орган.

          Комиссией установлено, что ПАО «МРСК Сибири» не исполнило обязанности сетевой организации по уведомлению потребителей, в том числе ООО «Анжерский водоканал», о введении режима ограничения потребления электрической энергии, а также не предприняло все возможные меры по введению режима ограничения потребления электрической энергии в отношении потребителей, в том числе ООО «Анжерский водоканал».

          Региональной энергетической комиссией Кемеровской области для ПАО «МРСК Сибири» на 2016 год утверждены тарифы на услуги по передаче электрической энергии.

         Услуги по передаче электрической энергии, согласно статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

         На основании ч. 5 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

          ПАО «МРСК Сибири», являясь субъектом естественной монополии, занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии в пределах географических границ, определенных территорией, охватываемой электрическими сетями филиала в Анжеро-Судженском городском округе.

           В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

            Комиссия, учитывая совокупность имеющихся доказательств, в частности Акты, сведения, письма, считает, доводы ответчика ПАО «МРСК Сибири» об отсутствии в действиях общества нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в неуведомлении потребителей о предстоящем ограничении режима потребления электрической энергии, в неосуществлении требуемого ограничения режима потребления, результатом чего явилось ущемление интересов ЗАО «СибПСК», а также неисполнение предписания Ростехнадзора, что создало угрозу надежности и безопасности электроснабжения потребителей г. Анжеро-Судженска, несостоятельными и приходит к выводу о квалификации действий (бездействия) ПАО «МРСК Сибири», как нарушение ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

           Руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1 - 4 ст. 41, ст. 48, ч. 1 ст. 49 Закон о защите конкуренции Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

РЕШИЛА:

  1. Признать ПАО «МРСК Сибири» (660021, г. Красноярск, ул. Бограда, 144-а; ИНН/КПП 2460069527/246750001, дата регистрации юридического лица 04.07.2005 г.) в лице филиала «Кузбассэнерго – Региональные электрические сети» (650991, Кемеровская область,        г. Кемерово, ул. Н. Островского, 11) нарушившим ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем злоупотребления доминирующим положением на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в пределах географических границ, определенных территорией, охватываемой электрическими сетями ПАО «МРСК Сибири» в Анжеро-Судженском городском округе, выразившимся:

           - в неуведомлении потребителей о предстоящем ограничении режима потребления электрической энергии;

           - в неосуществлении требуемого ограничения режима потребления, результатом чего явилось ущемление интересов ЗАО «СибПСК», а также неисполнение предписания Ростехнадзора, что создало угрозу надежности и безопасности электроснабжения потребителей   г. Анжеро-Судженска.

  1. Выдать ПАО «МРСК Сибири» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

Председатель Комиссии:                                                                                                

  Л.И. Ланцман

Члены комиссии:

                                                                                             А.А. Чубуков

                                                                                            Г.Н. Ананьева                                                                                                                             

                                                                                          Е.А. Бердников

 

 

             В соответствии со ст. 52 Закона о защите конкуренции решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны