Решение №04.07.2016г. № 11/6022 Решение по жалобе № 92/11-18.1-2016 от 4 июля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе № 92/11-18.1-2016

«04» июля 2016 г.                                                                                                     г. Кемерово
 

     Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению жалоб о нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

Стельмах С.В. – врио руководителя управления;

Членов Комиссии:

Поляковой Ю.А. – начальника отдела контроля органов власти

Наумовой В.В. – начальника отдела ЖКХ, транспорта и связи;

 

Чубукова А.А.. – начальника отдела судебной и правовой работы;

 

Кирилловой И.Г. – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти,

при участии:

     - <…>  – генерального директора ООО «Интеко, решение № 2 от 24.12.2012г.;

     - <…> – представителя КУМС Прокопьевского района, доверенность <…>;

     - <…> - представителя КУМС Прокопьевского района, доверенность <…>,

     рассмотрев в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ № 135-ФЗ), жалобу <…> и материалы жалобы № 92/11-18.1-2016

 

УСТАНОВИЛА:

 

     20.06.2016г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (далее – Кемеровское УФАС России) поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью «Интеко (далее – ООО «Интеко») на действия организатора торгов – комитета по управлению муниципальной собственностью Прокопьевского муниципального района (далее – КУМС Прокопьевского района) при проведении торгов в форме открытого аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, кадастровый номер <...> :10:0203001:1187, расположенного по адресу: Кемеровская область, Прокопьевский район, п. Ясная Поляна, ул. Школьная, 13, площадью 1 898 кв.м., разрешенное использование – для строительства многоквартирного жилого дома (извещение № 130516/0065884/02, размещено на сайте www.torgi.gov.ru).

     По мнению заявителя, нарушение выразилось в неправомерном отказе в допуске к участию в аукционе, а именно: в несоответствии заявки, представленной ООО «Интеко», требованиям Приказа ФАС России от 10.02.2010 № 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса» (далее - Приказ № 67).

     По мнению организатора торгов, в заявке ООО «Интеко» отсутствуют следующие документы:

     - полученная не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения на официальном сайте торгов извещения о проведении аукциона выписка из единого государственного реестра юридических лиц или нотариально заверенная копия такой выписки (для юридических лиц), полученная не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения на официальном сайте торгов извещения о проведении аукциона выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или нотариально заверенная копия такой выписки (для индивидуальных предпринимателей), копии документов, удостоверяющие личность (для иных физических лиц), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранных лиц), полученные не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения на официальном сайте торгов извещения о проведении аукциона;

     -  документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя - юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо приказ о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности. В случае если от имени заявителя действует иное лицо, заявка на участие в конкурсе должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени заявителя, заверенную печатью заявителя и подписанную руководителем заявителя (для юридических лиц) или уполномоченным этим руководителем лицом, либо нотариально заверенную копию такой доверенности. В случае если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем заявителя, заявка на участие в аукционе должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица;

     - копии учредительных документов заявителя (для юридических лиц).

     Уведомлением от 22.06.2016г. № 11/5655 рассмотрение жалобы было назначено на 29.06.2016г. на 10 часов 00 минут.

     29.06.2016г. состоялось рассмотрение жалобы № 92/11-18.1-2016 в присутствии представителей сторон.

     29.06.2016 г. представитель заявителя при рассмотрении жалобы № 92/11-18.1-2016 поддержал доводы, изложенные в жалобе от 20.06.2016г., и пояснил, что заявка ООО «Интеко» была отклонена дважды: первый раз – по причине несоответствия заявки конкурсной документации (в связи с отсутствием электронной цифровой подписи руководителя), второй раз в связи с представлением неполного пакета документов.  

     На заседании Комиссии, состоявшемся 29.06.2016г., представитель КУМС Прокопьевского района сообщила, что при рассмотрении заявки ООО «Интеко» аукционной комиссией было выявлено отсутствие подписи на заявке, представленной ООО «Интеко». После переговоров между представителями организатора торгов и ООО «Интеко» было установлено, что заявка ООО «Интеко» подписана электронной цифровой подписью и заявка была направлена на повторное рассмотрение. Также представитель КУМС Прокопьевского района пояснила, что при повторном рассмотрении заявки ООО «Интеко» было установлено, что в заявке отсутствуют документы, предусмотренные пунктом 121 Приказа ФАС России от 10.02.2010г. № 67, в связи с чем было принято решение о недопущении  ООО «Интеко» к участию в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка.

     Изучив имеющиеся материалы, выслушав пояснения сторон, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:

     Частью 1 статьи 18.1 ФЗ № 135-ФЗ установлено, что антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

     Согласно части 2 статьи 18.1 ФЗ № 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

     13.05.2016г. извещение № 130516/0065884/02 о проведении открытого аукциона опубликовано на официальном сайте в сети Интернет по адресу: www.torgi.gov.ru.

     Согласно указанному извещению организатор торгов КУМС Прокопьевского района проводит открытый аукцион на право заключения договора аренды земельного участка, кадастровый номер <...> :10:0203001:1187, расположенного по адресу: Кемеровская область, Прокопьевский район, п. Ясная Поляна, ул. Школьная, 13, площадью 1 898 кв.м., разрешенное использование – для строительства многоквартирного жилого дома. 

     Дата и время начала приема заявок – 17.05.2016г. 08-00, дата и время окончания приема заявок – 10.06.2016г. 17:00. Начальная цена – 104 000 руб., шаг аукциона – 5 200 руб.

     Порядок приема заявок, адрес места приема заявок: в любой день (кроме субботы и воскресенья) понедельник – четверг с 8-00 до 17-00, пятницу с 8-00 до 14-30 (местное время) по адресу: 653033, Кемеровская область, г. Прокопьевск, пр. Гагарина, д. 1В, каб. 53. Условия аукциона, порядок и условия заключения договора с участником аукциона являются условиями публичной оферты, а подача заявки на участие в аукционе является акцептом такой оферты.

     В заявке на участие в аукционе заявитель подтверждает соответствие требованиям, предусмотренным в пункте 18 части 3 Приказа ФАС от 10.02.2010г. № 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса» (далее – Приказ ФАС России № 67). Аукционные заявки должны быть доставлены организатору курьером или по почте по адресу организатора и оформлены в порядке, предусмотренном статьей 3 аукционной документации, либо предоставляются в форме электронного документа в соответствии с требованиями Федерального закона от 10.01.2002 №1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи».

     Пунктом 1.4.1 документации об открытом аукционе на право заключения договора аренды муниципального имущества, находящегося в собственности Прокопьевского муниципального района № 1/16 (далее - аукционная документация), установлено, что участники аукциона должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к таким участникам. 

     Статьей 3 аукционной документации установлены требования к содержанию, составу и форме заявки, инструкция по ее заполнению.

     Абзацем 5 пункта 3.1 аукционной документации установлены требования о предоставлении в составе заявки документов, в том числе:

     - полученную не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения на официальном сайте торгов извещения о проведении аукциона выписку из единого государственного реестра юридических лиц или нотариально заверенную копию такой выписки (для юридических лиц), полученную не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения на официальном сайте торгов извещения о проведении аукциона выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или нотариально заверенную копию такой выписки (для индивидуальных предпринимателей), копии документов, удостоверяющих личность (для иных физических лиц), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранных лиц), полученные не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения на официальном сайте торгов извещения о проведении аукциона;

     -  документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя - юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности (далее - руководитель). В случае если от имени заявителя действует иное лицо, заявка на участие в конкурсе должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени заявителя, заверенную печатью заявителя и подписанную руководителем заявителя (для юридических лиц) или уполномоченным этим руководителем лицом, либо нотариально заверенную копию такой доверенности. В случае если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем заявителя, заявка на участие в аукционе должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица;

     - копии учредительных документов заявителя (для юридических лиц).

     Отсутствие или неполное предоставление вышеуказанных документов является основанием для отклонения аукционной заявки. Не допускается требовать от заявителя иное, за исключением документов и сведений, предусмотренных пунктом 3.1 настоящей аукционной документации (абзац 15 пункта 3.1 аукционной документации).

     Согласно протоколу заседания комиссии № 1-2016 от 16.06.2016г. по рассмотрению заявок на участие в открытом аукционе на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 42:10:0203001:1187 (далее – протокол № 1-2016) было подано три заявки. Заявки двух участников были признаны несоответствующими требованиям Приказа № 67, в связи с чем им было отказано в допуске к участию в аукционе.

     Пунктом 1.2 протокола № 1-2016 установлено, что в соответствии с пунктом 129 Приказа ФАС России № 67 аукцион на право заключения договора аренды указанного выше земельного участка признан несостоявшимся.

     Согласно пункту 1.3 протокола № 1-2016 принято решение о заключении договора аренды земельного участка с единственным участником аукциона <…>.     

     Положениями статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ)  установлен порядок проведения аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

     Пунктом 1 статьи 39.12 ЗК РФ установлено, что для участия в аукционе заявители представляют в установленный в извещении о проведении аукциона срок следующие документы:

     1) заявка на участие в аукционе по установленной в извещении о проведении аукциона форме с указанием банковских реквизитов счета для возврата задатка;

     2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для граждан);

     3) надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

     4) документы, подтверждающие внесение задатка.

     Согласно пункту 3 статьи 39.12 ЗК РФ организатор аукциона не вправе требовать представление иных документов, за исключением документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи. Организатор аукциона в отношении заявителей - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей запрашивает сведения о заявителе, содержащиеся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц и едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.

     Таким образом, Земельным кодексом РФ установлен исчерпывающий перечень документов, которые заинтересованное лицо обязано представить для участия в аукционе. Организатор аукциона не вправе требовать представление иных документов, за исключением документов, указанных в пункте 1 статьи 39.12 ЗК РФ.

     Комиссией Кемеровского УФАС России установлено, что спорные правоотношения связаны с реализацией публичной процедуры предоставления в аренду земельного участка, поэтому к данным правоотношениям подлежат применению нормы Земельного кодекса Российской Федерации.

     Положения Приказа ФАС России от 10.02.2010г. № 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса» к правоотношениям, связанным с проведением торгов в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не применимы.

     Организатор торгов в аукционной документации истребовал от участников документы, не предусмотренные пунктом 1 статьи 39.12 ЗК РФ.

     На основании изложенного комиссия приходит к выводу о несоответствии указанных требований вышеназванным нормам земельного законодательства. Организатор торгов не вправе требовать от участников аукциона предоставить дополнительные документы и информацию, которые не предусмотрены нормативными правовыми актами, регулирующими возникающие отношения, и создают для потенциальных участников аукциона дополнительные обременения в виде организационных, временных и финансовых затрат, которые впоследствии могут служить основанием для недопуска этих участников к аукциону.

     Действия по установлению в аукционной документации требований о предоставлении участниками торгов документов, предусмотренных подпунктами б, в, г пункта 121 Приказа ФАС России № 67, вступают в противоречие с пунктами 1, 3 статьи 39.12 Земельного кодекса Российкой Федерации.

     Руководствуясь статьей 18.1, статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Кемеровского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

     1. Признать жалобу ООО «Интеко» на действия организатора торгов – комитета по управлению муниципальной собственностью Прокопьевского муниципального района при проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: Кемеровская область, Прокопьевский район, п. Ясная Поляна, ул. Школьная, 13, кадастровый номер <...> :10:0203001:1187 (извещение № 130516/0065884/02, размещено на сайте www.torgi.gov.ru) обоснованной.

     2. Признать организатора торгов - комитет по управлению муниципальной собственностью Прокопьевского муниципального района нарушившим пункты 1, 3 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации.

     3. Выдать комитету по управлению муниципальной собственностью Прокопьевского муниципального района предписание об аннулировании торгов.

     4. Передать материалы жалобы № 92/11-18.1-2016 должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.

 

Председатель комиссии:

С.В. Стельмах

 

Члены Комиссии:

Ю.А. Полякова

 

В.В. Наумова

 

И.Г. Кириллова

 

А.А. Чубуков

 

 

     Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны