Решение №05.10.2016 г. № 08/8981 Решение по делу № 657/З-2016 от 19 октября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

«05» октября 2016 года

Резолютивная часть решения оглашена «04» октября 2016г.

Решение изготовлено в полном объеме «05» октября 2016г.                             г. Кемерово

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по контролю в сфере закупок в составе:

Председателя комиссии:

 Стельмах С.В. -

Заместителя руководителя Кемеровского УФАС России;

 

Членов комиссии:

  Лыжина Д.А. -      

начальника отдела контроля в сфере закупок;

 

 

 

 

  Сивороновой Т.В. -

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок;

 

рассмотрев  дело № 657/З-2016, возбужденное по признакам нарушения  заказчиком – МКУ «Управления развития  жилищно-коммунального комплекса» законодательства о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона №0139300013016000685 на право заключения контракта «Реконструкция магистрального водопровода Д-400 по пр. 50 лет Комсомола (от ул. Чехова до ул. Юдина)», и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с требованиями п.п «б» п.2 ч.3 ст. 99 № 44-ФЗ Федерального закона  от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – ФЗ № 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России  от 19.11.2014 № 727/14

 

установила:

 

28.09.2016г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступила жалоба «СТРОЙИНВЕСТ» (вх. № 3924э от 28.09.2016г.)   на действия заказчика - МКУ «Управления развития  жилищно-коммунального комплекса» при проведении электронного аукциона №0139300013016000685 на право заключения контракта «Реконструкция магистрального водопровода Д-400 по пр. 50 лет Комсомола (от ул. Чехова до ул. Юдина)».

       По мнению заявителя - ООО «СТРОЙИНВЕСТ», в пунктах 162, 163 и 167 технического задания в отношении материала Иземад-голд, Квик Трол и Мастика Технониколь использованы товарные знаки без сопровождения их словами «или эквивалент», что, по мнению заявителя, нарушает требования пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ № 44-ФЗ.

По мнению заявителя - ООО «СТРОЙИНВЕСТ», в нарушение положений пункта  6.1 статьи  34 ФЗ № 44-ФЗ в 2015 и 2016 годах на основании Постановления  Правительством Российской Федерации, заказчик должен установить в аукционной документации порядок предоставления отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней). Документацией не  учтены положения Постановления Правительства РФ от 14 марта 2016 г. N 190 "О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)". Согласно данному постановлению заказчики предоставляют отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляют списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) в случае завершения в полном объеме в 2015 или 2016 годах исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) всех обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением гарантийных обязательств.

            По мнению заявителя – ООО  «СТРОЙИНВЕСТ», в нарушение требований статьи 96 ФЗ № 44-ФЗ пунктом 7.10 проекта контракта установлена  обязанность Подрядчика предоставить Заказчику иное (новое) обеспечение исполнения контракта, если ранее представленное обеспечение контракта перестало быть действительным или иным образом перестало обеспечивать исполнение Подрядчиком обязательств по Контракту (в том числе в случае отзыва лицензии у банка, выдавшего банковскую гарантию).

 

В процессе проведения внеплановой проверки и рассмотрения доводов жалобы ООО «СТРОЙИНВЕСТ» Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к следующим выводам.

На официальном сайте http://zakupki.gov.ru/ в Единой информационной системе 31.08.2016 г. уполномоченным органом – Администрацией Междуреченского городского округа были размещены извещение о проведении электронного аукциона №0139300013016000685 на право заключения контракта «Реконструкция магистрального водопровода Д-400 по пр. 50 лет Комсомола (от ул. Чехова до ул. Юдина)» и аукционная документация.

Протоколом рассмотрения 2 (двух) поступивших заявок от 30.09.2016 г. заявка порядковый № 1 признана несоответствующей требованиям документации, заявка порядковый № 2 признана соответствующей требованиям документации.

Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы ООО «СТРОЙИНВЕСТ», указывающие на нарушение требований части  6.1 статьи  34 ФЗ № 44-ФЗ.

Согласно требованиям части  4 статьи  34 ФЗ № 44-ФЗ  в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. Согласно части  6.1 статьи  34 ФЗ № 44-ФЗ в 2015 и 2016 годах в случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней). Документацией не  учтены положения Постановления Правительства РФ от 14 марта 2016 г. N 190 "О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)". Согласно данному постановлению заказчики предоставляют отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляют списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) в случае завершения в полном объеме в 2015 или 2016 годах исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) всех обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением гарантийных обязательств.

Согласно пункту 1.5 проекта контракта предусматривается конечный срок выполнения работ по Контракту – до 1 июня 2017 года.

Согласно пункту 2.5 проекта контракта расчеты по настоящему контракту производятся в счет бюджетных средств, путем перечисления денежных средств на расчетный счет Подрядчика, до 31.12.2017 года. Заказчик имеет право произвести досрочную оплату выполненных работ как в полном объеме так и частично, после подписания актов выполненных работ и выставленных счетов Подрядчиком.

Таким образом, сроки исполнения обязательств установлены проектом контракта за пределами срока   отсрочки уплаты неустоек в соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.03.2016 г. № 190 на 2016 год.

Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу об отсутствии нарушения требований законодательства в указанной части. Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу о том, что с соблюдением требований части 4 статьи 34 ФЗ № 44-ФЗ в документации установлен размер   ответственности, предусмотренный действующим законодательством. Жалобу ООО «СТРОЙИНВЕСТ» в указанной части Комиссия Кемеровского УФАС России признает необоснованной.

 

Пунктом 7.10 проекта контракта установлено следующее: «Если по каким-либо причинам обеспечение исполнения Контракта перестало быть действительным или иным образом перестало обеспечивать исполнение Подрядчиком обязательств по Контракту (в том числе в случае отзыва лицензии у банка, выдавшего банковскую гарантию), Подрядчик обязуется предоставить Заказчику иное (новое) обеспечение исполнения контракта»

Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу о том, что ФЗ № 44-ФЗ не содержит положений, регулирующих отношения, соответствующие порядку установления случаев, если перестал действовать документ,  обеспечивающий  обеспечение исполнения Подрядчиком обязательств по Контракту (в том числе в случае отзыва лицензии у банка, выдавшего банковскую гарантию)

Согласно требованиям части 4 статьи 421 ГК РФ  в случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.

Включение данного положения в проект контракта возможно в силу принципа свободы договора, которые определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).

В силу общего принципа об отнесении законодательства о контрактной системе к сфере регулирования положениями Гражданского кодекса РФ, Комиссия Кемеровского УФАС России не усматривает нарушения требований законодательства. Доводы жалобы ООО «СТРОЙИНВЕСТ» в указанной части признаются необоснованными.

Согласно требованиям пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ № 44-ФЗ  Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилами о том, что  описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Анализ технического задания, доводов жалобы и приложенных к ней документов приводит Комиссию кемеровского УФАС России к выводу о невозможности   установления  указания на товарные знаки в составе аукционной документации. Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу о  необоснованности доводов жалоб и об отсутствии нарушений требований пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ № 44-ФЗ. Жалобу ООО «СТРОЙИНВЕСТ» в указанной части Комиссия Кемеровского УФАС России признает необоснованной.

В процессе проведения внеплановой проверки проведения аукциона в электронной форме №0139300013016000685 на право заключения контракта «Реконструкция магистрального водопровода Д-400 по пр. 50 лет Комсомола (от ул. Чехова до ул. Юдина)» Комиссия Кемеровского УФАС России также выявляет следующие нарушения.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 ФЗ № 44-ФЗ Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе. Соответствующая инструкция в аукционной документации содержится. Комиссия Кемеровского УФАС России не устанавливает в факте указания действующих ГОСТ нарушение требований ФЗ № 44-ФЗ.

   Согласно требованиям части 3 статьи 64 ФЗ № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

            Согласно требованиям пунктов 1- 8 статьи 42 ФЗ № 44-ФЗ заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация:

1) наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, ответственное должностное лицо заказчика, специализированной организации;

2) краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. В случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке;

4) ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с настоящим Федеральным законом;

5) используемый способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

6) срок, место и порядок подачи заявок участников закупки;

7) размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом);

8) размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.

Пунктом 6 части 5 статьи 63 ФЗ № 44-ФЗ предусматривается, что в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона

Из указанных положений следует обязанность указания в извещении о требованиях к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона с указанием исчерпывающего перечня документов, которые требуются.

Извещение о проведении данной закупки содержит информацию о том, что иные дополнительные требования к участникам сформированы в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ: «Указано в документации об электронном аукционе». 

Содержание документации электронного аукциона указывает на необходимость наличия допуска СРО по п. 33.7. «Объекты водоснабжения и канализации», в случае выполнения работ, являющихся предметом аукциона, участником закупки самостоятельно – копию свидетельства, выданного СРО, о допуске к работам:

16.      Устройство наружных сетей водопровода

16.1.   Укладка трубопроводов водопроводных

16.2.   Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования водопроводных сетей

16.3.   Устройство водопроводных колодцев, оголовков, гасителей водосборов

16.4.   Очистка полости и испытание трубопроводов водопровода.

Таким образом, в извещении о проведении настоящего аукциона необходимо установление сведений о требованиях к участникам закупки с соблюдением пункта 1 части 1 статьи 31 ФЗ № 44-ФЗ.

МКУ «Управления развития  жилищно-коммунального комплекса»нарушило требования пункта 6 части 5 статьи 63 и части 3 статьи 64 ФЗ № 44-ФЗ.

Пунктом 6 части 5 статьи 63 ФЗ № 44-ФЗ предусматривается, что в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Частью  3 статьи 64 ФЗ № 44-ФЗ предусматривается, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу о том, что при  размещении  данной закупки заказчиком и уполномоченным органом  в нарушение  требований  пункта 6 части 5 статьи 63, части 3 статьи 64 ФЗ № 44-ФЗ не установлено в извещении о проведении закупки, документации о закупке ссылки на  группу работ, наличие контракта на выполнение которых требуется для подтверждения участниками закупки соответствия требованиям пункта 2 приложения № 1 к Постановлению N 99.

Заказчик признается нарушившим требования пункта 6 части 5 статьи 63 и части 3 статьи 64 ФЗ № 44-ФЗ.

         Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд», комиссия Кемеровского УФАС России 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «СТРОЙИНВЕСТ» на действия заказчика - МКУ «Управления развития  жилищно-коммунального комплекса» при проведении электронного аукциона №0139300013016000685 на право заключения контракта «Реконструкция магистрального водопровода Д-400 по пр. 50 лет Комсомола (от ул. Чехова до ул. Юдина)»   необоснованной.

2. Признать заказчика - МКУ «Управления развития  жилищно-коммунального комплекса» нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, части 3 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд».

3. Выдать предписание об устранении нарушения требований законодательства о контрактной системе.

  4. Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Председатель комиссии:                                                 С.В. Стельмах

 

Члены  комиссии:                                                            Д.А. Лыжин

                                                                                                

                                                                                           Т.В. Сиворонова

Связанные организации

Связанные организации не указаны