Решение б/н Решение по жалобе № 06/05-18.1-2016 от 2 февраля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе № 06/05-18.1-2016

 «28» января  2016 г.                                                                                      г. Кемерово

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, ведению реестра недобросовестных поставщиков, утверждении порядка рассмотрения жалоб в составе:

 

Заместитель председателя комиссии:

Ланцман Л.И. – заместитель руководителя Кемеровского УФАС России;

Члены комиссии

Чубуков А.А. – начальник отдела судебной и правовой работы;

Ананьева Г.Н. – исполняющая обязанности начальника отдела ТЭК;

Гилева И.С. – главный специалист - эксперт отдела ЖКХ, транспорта и связи;

Юканкин Д.С. – главный специалист - эксперт отдела ЖКХ, транспорта и связи;

 

при ведении аудиозаписи заседания Комиссии,

при участии:

- <…> – представителя ФГБОУ ВПО «КузГТУ им. Т.Ф. Горбачева» (доверенность от 11.06.2015 № 01/1-163),

- <…> - представителя ФГБОУ ВПО «КузГТУ им. Т.Ф. Горбачева» (доверенность от 27.01.2016 № 01-176),

- <…> – представителя МП «Спецавтохозяйство» (доверенность от 19.01.2016 № 17/5),

- <…> – представителя МП «Спецавтохозяйство» (доверенность от 26.01.2016 № 17/12),

рассмотрев в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции» жалобу МП «Спецавтохозяйство» и материалы жалобы № 06/05-18.1-2016,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

21.01.2016 Кемеровским УФАС России принята к рассмотрению жалоба муниципального предприятия города Кемерово «Спецавтохозяйство» (далее – МП «Спецавтохозяйство») (вх. 268 от 19.01.2016) на действия заказчика – федерального бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева» (далее – ФГБОУ ВПО «КузГТУ им. Т.Ф. Горбачева») при организации и проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по вывозу и захоронению твердых коммунальных отходов (ТКО) из контейнеров, извещение о проведении которого было опубликовано на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по адресу: http://zakupki.gov.ru (далее – Официальный сайт) под № 31503121720 (далее – Закупка).

По мнению заявителя, нарушение выразилось в невнесении изменений в закупочную документацию, а именно: в п. 12 закупочной документации, в требованиях к участникам закупки указано на необходимость наличия у участника аукциона действующей лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, размещению отходов I - IV классов опасности, 29.12.2015 Федеральным законом от 29.12.2015 № 404-ФЗ в законодательство внесены изменения, юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 01.07.2016 г., следовательно не внесение изменений в закупочную документацию и принятие решения о победителе на основании отсутствия у иных участников лицензии является не законным.

Заявитель указывает, что заявка МП «Спецавтохозяйство» была не обоснованно отклонена 13.01.2016 г. в связи с несоответствием лицензии заявленным требованиям.

Кроме того, уведомление об отклонении заявки получено в 11 часов 15 минут 13.01.2016, тогда как подведение итогов аукциона должно состояться не ранее 14 часов 00 минут 13.01.2016 г.

Уведомлением Кемеровского УФАС России от 20.01.2016 г. № 05/433 рассмотрение жалобы № 06/05-18.1-2016 было назначено на 28.01.2016 г. на 10 часов 00 минут. Данное уведомление было направлено электронной почтой в адрес ФГБОУ ВПО «КузГТУ им. Т.Ф. Горбачева» и МП «Спецавтохозяйство».

28.01.2016 г. на заседании Комиссии представители МП «Спецавтохозяйство» поддержали доводы, изложенные в жалобе.

28.01.2016 г. на заседании Комиссии представитель ФГБОУ ВПО «КузГТУ им. Т.Ф. Горбачева» пояснила следующее: на открытом аукционе разыгрывалось право на заключение договора на оказание услуг по вывозу и захоронению твердых коммунальных отходов со сроком действия данного договора с 01.01.2016 по 31.12.2016 г. Таким образом, учитывая то, что с победителем аукциона должен быть заключен договор на оказание лицензируемого вида деятельности и на период после 01.07.2016 года, включение в аукционную документацию требования об обязательном наличии у участника аукциона лицензии являлось обязательным. Подробно доводы ФГБОУ ВПО «КузГТУ им. Т.Ф. Горбачева» изложены в отзыве (вх. № 539 от 28.01.2016).

Изучив имеющиеся материалы жалобы № 06/05-18.1-2016 и заслушав пояснения участвующих лиц, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:

Заместителем Министра образования и науки Российской Федерации 30.01.2014 г., с учетом изменений от 09.04.2014 г., 03.03.2015 г., 02.12.2015 г., утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева» (далее – Положение).

В соответствии с частью 3.1 Положения приобретение продукции осуществляется Заказчиком:

  1. путем проведения торгов в форме конкурса или аукциона, в т.ч. открытого аукциона в электронной форме;
  2. без проведения торгов (запрос предложений, запрос цен, прямая закупка (у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя и иные способы закупи).

Согласно пункту 5.2.1 Положения в документации о закупке указываются следующие сведения:

  1. установленные Заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика;
  2. требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;
  3. требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик;
  4. место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;
  5. сведения о начальной цене договора (цене лота);
  6. форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;
  7. порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей);
  8. порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
  9. требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям;
  10. формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке;
  11. место, порядок, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе (в случае проведения закупки в форме конкурса);
  12. место и дата рассмотрения предложений (заявок) участников закупки и подведения итогов закупки;
  13. условия допуска к участию в закупке;
  14. критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке в соответствии с приложением 1 к Положению о закупке;
  15. порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке в соответствии с приложением 1 к Положению о закупке;
  16. размер обеспечения заявки на участие в закупке, срок и порядок его предоставления участником закупки и возврата Заказчиком, в случае, если Заказчиком установлено требование обеспечения заявки на участие в закупке;
  17. размер обеспечения исполнения договора, срок и порядок его предоставления лицом, с которым заключается договор, а также срок и порядок его возврата Заказчиком, в случае, если Заказчиком установлено требование обеспечения исполнения договора;
  18. сведения о возможности проведения постквалификации и порядок ее проведения;
  19. сведения о возможности проведения переторжки и порядок ее проведения;
  20. сведения о праве Заказчика отказаться от проведения процедуры закупки;
  21. порядок предоставления преференций, в случае, если таковые предоставляются в соответствии с извещением о проведении закупки.

Особенности проведения аукциона прописаны в пункте 6.4 Положения.

Согласно пункту 6.4.3 Положения заказчик в документации об аукционе обязан установить четкие требования к участникам закупки и к закупаемой продукции, которые не могут быть изменены участником закупки.

В соответствии с пунктом 6.7.12 статьи 6 Положения в случае, если по запросу цен не подана ни одна заявка на участие в запросе цен или подана только одна заявка на участие в запросе цен или по результатам рассмотрения и оценки соответствующей требованиям документации о запросе цен была признана только одна заявка, запрос цен признается несостоявшимся. При наличии единственного участника закупки его заявка рассматривается, и в случае соответствия заявки и участника закупки требованиям документации о запросе цен, с таким участником заключается договор.

На основании части 7.2 Положения Договор с победителем либо иным лицом, с которым в соответствии с Положением о закупке заключается такой договор (далее – участник закупки, обязанный заключить договор), по результатам проведения торгов должен быть заключен Заказчиком не позднее двадцати дней, а по результатам неторговых процедур – не позднее  20 (двадцати) дней со дня подписания итогового протокола.

Ректором ФГБОУ ВПО «КузГТУ им. Т.Ф. Горбачева» утверждена документация о проведении открытого аукциона в электронной форме  (далее – Документация).

Предмет открытого аукциона в электронной форме: оказание услуг по вывозу и захоронению твердых коммунальных отходов (ТКО) из контейнеров (пункт 2 Документации).

Согласно пункту 6 Документации срок оказания услуг: с 01.02.2016 г. до 31.12.2016 г.

Пунктом 12 Документации предусмотрено требование: наличие у участника действующей лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработки, размещению отходов I – IV классов опасности.

В соответствии с пунктом 19 Документации вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать, в том числе лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработки, размещению отходов I – IV классов опасности.

21.12.2015 г. ФГБОУ ВПО «КузГТУ им. Т.Ф. Горбачева» на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещена информация о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по вывозу и захоронению твердых коммунальных отходов (ТКО) из контейнеров, включающая в себя извещение, документацию с проектом договора.

Дата и время окончания срока подачи заявок 11.01.2016 в 09:00 (МСК+4).

Дата и время рассмотрения заявок 11.01.2016 в 10:00 (МСК+4).

Дата и время подведения итогов 13.01.2016 в 14:00 (МСК+4).

Начальная цена договора: 1 609 333,00 руб.

Согласно протоколу № 31503121720 заседания комиссии по рассмотрению первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме от 11.01.2016 г.:

Входящий номер заявки

Код участника

150295

1

151525

2

Согласно протоколу № 31503121720 заседания комиссии по рассмотрению вторых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме от 13.01.2016 г. (далее – Протокол рассмотрения вторых частей):

Результаты аукционного торга (пункт 8 Протокола рассмотрения вторых частей):

Наименование участника закупки

Последняя ставка участника

Время подачи ставки

Номер по результатам ранжирования

МП «Спецавтохозяйство»

1 470 000,00 руб., включая НДС 18%

13.01.2016 06:14

1

ООО «Чистый город»

1 479 995,00 руб., включая НДС 18%

13.01.2016 06:12

2

По результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме комиссией приняты следующие решения (пункт 9 Протокола рассмотрения вторых частей):

Допустить к дальнейшему участию в процедуре следующего участника: ООО «Чистый город».

Отказать в допуске к дальнейшему участию в процедуре – МП «Спецавтохозяйство».

Обоснование принятого решения: несоответствие сведений, представленных участником в составе второй части заявки, а именно: лицензия не соответствует требованиям, указанным в пункте 12 Документации о проведении открытого аукциона в электронной форме: «наличие у участника действующей лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, размещению отходов I-IV классов опасности». Лицензия, представленная участником, на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов  I-IV классов опасности.

Согласно пункту 10 Протокола рассмотрения вторых частей заявок в связи с тем, что по результатам рассмотрения вторых частей заявок только одна заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме допущена к дальнейшему участию в аукционе, аукцион в электронной форме признается несостоявшимся на основании пункта 6.7.12 Положения.

Заказчик принял решение заключить договор с ООО «Чистый город».

20.01.2016 г. с победителем ООО «Чистый город» заключен договор   на оказание услуг по вывозу и захоронению твердых коммунальных отходов (ТКО) из контейнеров.

Комиссией Кемеровского УФАС России проанализированы нормативные правовые акты и установлено:

Согласно статьи 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом положений настоящего Федерального закона.

На момент опубликования извещения о проведении открытого аукциона (21.12.2015 г.), в соответствии со статьей 23 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 января 2016 года. После 1 января 2016 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.

Следовательно, Заказчиком обоснованно включено в аукционную документацию требование об обязательном наличии у участников закупки лицензии на осуществление деятельность по сбору, транспортированию,

 

обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности.

Статьей 7 Федерального закона от 29.12.2015 № 404-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Федеральный закон от 29.12. 2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (далее – ФЗ № 404-ФЗ) внесены следующие изменения: в статье 23: части 1 и 2 признать утратившими силу; в первом и втором предложениях части 3.1 слова «1 января» заменить словами «1 июля».

В соответствии с частью 1 статьи 10 ФЗ № 404-ФЗ настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2016 года.  

Договор на оказание услуг по вывозу и захоронению твердых коммунальных отходов (на оказание лицензируемого вида деятельности) заключался ФГБОУ ВПО «КузГТУ им. Т.Ф. Горбачева» на срок с 01.02.2016 г. до 31.12.2016 г., то есть и на период после 01.07.2016 г.

Следовательно, внесение в Документацию изменений, касающихся наличия действующей лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, размещению отходов I-IV классов опасности,  было нецелесообразно, так как признав победителем закупки участники, не имеющего данный лицензии был риск, что до 01.07.2016 г. победитель не получит лицензию и договор придется расторгать.

Комиссией Кемеровского УФАС России были проанализированы заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме и документы приложенные к ним и установлено:

МП «Спецавтохозяйство» предоставлена копии лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I – IV классов опасности от 24.05.2013 № 042 00160.

ООО «Чистый город» предоставлена лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности от 24.12.2015 № 042 00194.

Таким образом, довод заявителя о том, что заявка МП «Спецавтохозяйство» была необоснованно отклонена не нашел своего подтверждения.

В процессе рассмотрения жалобы Комиссия Кемеровского УФАС России  выявила, что в частью 7.2 Положения установлено: Договор с победителем либо иным лицом, с которым в соответствии с Положением о закупке заключается такой договор (далее – участник закупки, обязанный заключить договор), по результатам проведения торгов должен быть заключен Заказчиком не позднее двадцати дней, а по результатам неторговых процедур – не позднее  20 (двадцати) дней со дня подписания итогового протокола.

Таким образом, договор может быть заключен в срок менее 10 дней.

 

В соответствии с частью 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом

Согласно части 4 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «Закон о защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, допускается не позднее 10 дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения.

Антимонопольный орган обязан рассмотреть жалобу по существу в течение семи рабочих дней со дня поступления жалобы (часть 14 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).

При  рассмотрении  жалобы  по  существу  комиссия  антимонопольного  органа рассматривает  обжалуемые  действия  (бездействие)  организатора  торгов,  оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае,  если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение  с  учетом  всех  выявленных нарушений  (часть  17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции). 

По  результатам  рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной,  либо  в  случае  установления  иных  не  являющихся  предметом  обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23  этого Федерального закона  (часть 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).

Пунктом  3.1  части  1  статьи  23  Закона  о защите конкуренции  установлено,  что  антимонопольный  орган  выдает  организатору  торгов,  конкурсной  или  аукционной  комиссии, продавцу  государственного  или  муниципального  имущества,  организатору  продажи обязательные  для  исполнения  предписания  о  совершении  действий,  направленных  на устранение  нарушений  порядка  организации,  проведения  торгов,  продажи  государственного или муниципального имущества, порядка заключения договоров по результатам торгов или в  случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.

Таким  образом,  антимонопольный  орган  наделен  правом  рассмотрения  в  указанном порядке жалоб, в том числе на действия организатора торгов и выдачи соответствующих  решений  и  предписаний.  Рассмотрение  таких  жалоб  осуществляется  антимонопольным органом в порядке реализации полномочий, предоставленных ему  Законом  о защите конкуренции и в целях защиты охраняемых этим законом правоотношений. При этом, рассмотрению  антимонопольным  органом  подлежат  лишь  жалобы,  поданные  в  установленный законом срок.

Таким образом, при заключении договора в срок менее 10 дней со дня  подведения итогов торгов иные участники торгов, чьи права могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов будут лишены возможности обратиться в антимонопольный орган в сроки, установленные законом о Защите конкуренции.

Кроме того, Комиссия антимонопольного органа будет лишена возможности выдачи предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

На основании вышеизложенного Комиссия, руководствуясь статьей 18.1, статьей 23 Закона о защите конкуренции,

 

Р Е Ш И Л А:

  1. Признать жалобу МП «Спецавтохозяйство» № 06/05-18.1-2015 на действия Заказчика - ФГБОУ ВПО «КузГТУ им. Т.Ф. Горбачева» необоснованной.
  2. Признать ФГБОУ ВПО «КузГТУ им. Т.Ф. Горбачева» нарушившим требования статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  3. Выдать Заказчику - ФГБОУ ВПО «КузГТУ им. Т.Ф. Горбачева» предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации торгов.

 

Заместитель председателя комиссии:  

Л.И. Ланцман

 

Члены комиссии

А.А. Чубуков

 

Г.Н. Ананьева

 

И.С. Гилева

 

Д.С. Юканкин

 

Примечание. В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции решение и предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течении трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

Связанные организации

Связанные организации не указаны