Решение б/н Решение по делу № 07/А-10-2015 от 25 июня 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 07/А-10-2015

 

Резолютивная часть решения оглашена «15» июня 2015 г.                                  г. Кемерово

В полном объеме решение изготовлено «24» июня 2015 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:  Клостер Елены Александровны – заместителя руководителя управления;

Членов Комиссии:             Фризен  Светланы   Николаевны   –   и.о.  начальника отдела топливно-энергетического комплекса;

Ланцман Людмилы Игоревны – заместителя начальника отдела судебной и правовой работы;

Ананьевой Галины Николаевны – главного специалиста-эксперта отдела топливно-энергетического комплекса;

Акимовой Екатерины Анатольевны – ведущего специалиста-эксперта отдела топливно-энергетического комплекса;

Мамедова Игбала Мамед оглы – специалиста-эксперта отдела топливно-энергетического комплекса,

в присутствии:

-  <…> – представителя Общества с ограниченной ответственностью «Акация» (по доверенности);

-  <…> – представителя Общества с ограниченной ответственностью «Акация» (по доверенности);

-  <…> – представителя Общества с ограниченной ответственностью «Акация» (по доверенности),

рассмотрев дело № 07/А-10-2015, возбужденное по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Акация» (652035, Кемеровская область, Яшкинский район, п. Акация, ул. Мира, 2; ИНН/КПП 4247004686/424701001) (далее – ООО «Акация») части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

Управление Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области, рассмотрев заявления <…> о наличии в действиях ООО «Акация» признаков нарушения антимонопольного законодательства, выразившихся в злоупотреблении доминирующим положением на локальном товарном рынке услуг по поставке тепловой энергии (мощности) в горячей воде, а именно, в выставлении (взимании) <…> платы за услугу теплоснабжения принадлежащих им квартир, расположенных по следующим адресам:

<…>,

соответственно, результатом чего явилось ущемление интересов <…>, приказами № 19 от 26.01.2015 г., № 20 от 26.01.2015 г., № 21 от 26.01.2015 г. возбуждены дела №№ 07/А-10-2015, 08/А-10-2015, 09/А-10-2015 по признакам нарушения ООО «Акация» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Определениями от 29.01.2015 г. (исх. №№ 03/753, 03/752, 03/751 от 30.01.2015 г.) рассмотрение дел 07/А-10-2015, 08/А-10-2015, 09/А-10-2015 о нарушении антимонопольного законодательства назначено на 19.02.2015 г.

На заседании Комиссии, состоявшемся 19.02.2015 г., представители ООО «Акация» заявили ходатайство о ведении аудиозаписи заседания Комиссии, которое удовлетворено Комиссией, а также ходатайства о прекращении производств по делам №№ 07/А-10-2015, 08/А-10-2015, 09/А-10-2015, по результатам рассмотрения которых Комиссией принято решение о их рассмотрении после получения дополнительных доказательств отсутствия в действиях ООО «Акация» признаков нарушения антимонопольного законодательства.

В связи с данным решением Комиссии представителями ООО «Акация» в свою очередь были заявлены ходатайства о привлечении к рассмотрению дел №№ 07/А-10-2015, 08/А-10-2015, 09/А-10-2015 Государственной жилищной инспекции по Кемеровской области, отдела топливно-энергетического комплекса субъекта РФ, органа государственного энергетического надзора.

На заседании Комиссии, состоявшемся 19.02.2015 г., Комиссия  Кемеровского УФАС России при рассмотрении дел №№ 07/А-10-2015, 08/А-10-2015, 09/А-10-2015 пришла к выводу, что вышеуказанные дела возбуждены в отношении одного и того же лица, а именно в отношении ООО «Акация», являются однородными, в ходе их рассмотрения исследуются одни и те же обстоятельства и доказательства, объединение данных дел будет способствовать полному, всестороннему и объективному их рассмотрению.

Также Комиссией принято решение об удовлетворении ходатайств ООО «Акация» о привлечении к рассмотрению дел №№ 07/А-10-2015, 08/А-10-2015, 09/А-10-2015 лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах по делу.

Определениями от 19.02.2015 г. (исх. №№ 03/1569, 03/1570, 03/1571 от 25.02.2015 г.) рассмотрение дел №№ 07/А-10-2015, 08/А-10-2015, 09/А-10-2015 о нарушении антимонопольного законодательства было отложено.

Определением от 19.02.2015 г.  (исх. №03/1572  от 25.02.2015 г.) дела №№ 07/А-10-2015, 08/А-10-2015, 09/А-10-2015 объедены в одно производство, объединенному делу присвоен номер <...> /А-10-2015.

Приказом Кемеровского УФАС России от 24.02.2015 г. №34 создана комиссия по рассмотрению дела № 07/А-10-2015 о нарушении антимонопольного законодательства.

Определением от 24.02.2015 г. (исх. № 03/1573 от 25.02.2015 г.) к участию в рассмотрении дела № 07/А-10-2015 привлечены Сибирское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Региональная энергетическая комиссии Кемеровской области, Государственная жилищная инспекции Кемеровской области в качестве лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах.

Определением от 24.02.2015 г. (исх. № 03/1574 от 25.02.2015 г.) рассмотрение дела       № 07/А-10-2015 было назначено на 31.03.2015 г.

31.03.2015 г. Комиссия пришла к выводу, что для полного, объективного и всестороннего рассмотрения дела № 07/А-10-2015 необходимо истребование дополнительных доказательств. Определением от 31.03.2015 г. (исх. № 03/3054 от 02.04.2015 г.) рассмотрение дела № 07/А-10-2015 было назначено на 13.05.2015 г.

На заседании Комиссии, состоявшемся 13.05.2015 г., Комиссия пришла к выводу, что для полного, объективного и всестороннего рассмотрения дела № 07/А-10-2015 необходимо истребование дополнительных доказательств.

Определением от 13.05.2015 г. (исх. № 03/4571 от 14.05.2015 г.) рассмотрение дела № 07/А-10-2015 о нарушении антимонопольного законодательства было отложено до 15.06.2015 г.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Закона о защите конкуренции определением от 22.05.2015 г. (исх. № 03/5056 от 22.05.2015 г.) срок рассмотрения дела № 07/А-10-2015 о нарушении антимонопольного законодательства был продлен Комиссией до               24.11.2015 г.

15.06.2015 г. на рассмотрение дела № 07/А-10-2015 о нарушении антимонопольного законодательства представители Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Региональной энергетической комиссии Кемеровской области, Государственной жилищной инспекции Кемеровской области, надлежащим образом уведомленные о дате, времени и месте рассмотрения дела, не явились. От заявителей <…> в адрес Кемеровского УФАС России поступили письма о рассмотрении дела № 07/А-10-2015 в их отсутствие. Комиссия посчитала возможным рассмотреть дело № 07/А-10-2015 о нарушении антимонопольного законодательства в отсутствие заявителей и представителей располагающих сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах лиц, привлеченных к рассмотрению дела № 07/А-10-2015.

На рассмотрении дела № 07/А-10-2015, состоявшемся 15.06.2015 г., представители ООО «Акация» пояснили, что общество осуществляет расчет платы за коммунальную услугу по теплоснабжению в соответствии с формулой расчета, установленной Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 (далее – Правила предоставления коммунальных услуг), а также применяет при порядке расчета тарифы, установленные действующими Решениями Совета народных депутатов Яшкинского муниципального района «Об установлении размера платы за услуги отопления и горячего водоснабжения на территории Яшкинского муниципального района», так как иного порядка установления размера платы за предоставленные и фактически потребленные услуги действующим жилищным законодательством не предусмотрено.

Изучив материалы дела, заслушав доводы, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:

Согласно заявлениям <…> в принадлежащих им квартирах, расположенных в многоквартирных домах по адресам:

<…>, соответственно, отсутствуют радиаторы центрального отопления, проходит центральный пояс отопления. В квартире <…> установлены электрические конвекторы для отопления, в квартире <…>печное отопление.

Многоквартирные дома, в которых расположены квартиры заявителей, не оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета.

ООО «Акация» выставляет <…> счета на оплату за услуги теплоснабжения в размере, рассчитанном исходя из норматива потребления тепловой энергии и тарифа на тепловую энергию на общую площадь квартиры.

Вышеуказанный порядок начисления платы за теплоснабжение установлен пунктом 3.4 представленного ООО «Акация» Договора на предоставление коммунальных услуг – горячей воды, тепловой энергии (типовая форма).

Договоры на предоставление коммунальных услуг – горячей воды, тепловой энергии межу ООО «Акация» и <…> не заключены.

Распоряжениями Администрации Акациевского сельского поселения от          03.07.2014 г. № 35-р, от 11.06.2014 г. № 32-р, от 10.06.2014 г. № 30-р <…> соответственно дано согласие на переустройство жилого помещения в соответствии с проектом.

В соответствии с актами от 07.07.2014 г.,  от 16.06.2014 г., от 11.06.2014 г. переустройство жилых помещений <…> завершено, а именно, демонтированы существующие чугунные радиаторы. В квартирах <…> поквартирная разводка системы отопления выполнена из водогазопроводных труб. В квартире <…> произведен монтаж конвектора электрического «FEST» согласно инструкции по монтажу, выполнена прокладка кабелей согласно ПУЭ СП 31-110-2003. В техническом паспорте на жилое помещение (квартиру) <…> указано наличие электрического отопления.

Проектные документации на переустройство систем отопления принадлежащих заявителям квартир, выполненные специализированными сертифицированными организациями, содержат в себе расчеты теплоотдачи от неизолированных трубопроводов, согласно которым остаточная теплоотдача стояков и труб в квартире <…> составляет 254,29 Вт, в квартире <…> – 2 451,5478 Вт, в квартире Шкурова В.В. – 3 248,3651 Вт.

Распоряжением директора ООО «Акация» № 18-р от 12.06.2014 г. утвержден внутренний регламент предприятия ООО «Акация» о порядке расчетов за услуги отопления с потребителями, которые отключились от системы центрального отопления (далее – Регламент ООО «Акация»).

Согласно Регламенту ООО «Акация» расчет за услуги отопления с потребителями, отключившимися от системы центрального отопления, производится при предоставлении потребителями установленного пакета документов. В соответствии с Регламентом ООО «Акация» запрос заявителей о предоставлении коммунальной услуги не требуется оформлять письменно. Фактически заявлением потребителя услуг является передача для рассмотрения установленного пакета документов специалисту технического отдела ООО «Акация». Пакет должен содержать:

- Распоряжение Главы Акациевского сельского поселения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения;

- Решение Главы Акациевского сельского поселения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения;

- Выкопировка из проекта о переустройстве системы отопления, жилого помещения с расчетом остаточной теплоотдачи стояков.

Заявителями утвержденный Регламентом ООО «Акация» пакет документов был передан, так как данные документы <…> представлены ООО «Акация» (вх. № 4173э от 10.12.2014 г.)  по запросу Кемеровского УФАС России.

Распоряжением директора ООО «Акация» № 29-р от 01.09.2014 г. на основании регламента ООО «Акация» и предоставленных заявителями документов определен порядок расчетов за услуги отопления потребителями, отключившимися от центральной системы отопления. В соответствии с данным распоряжением оплата коммунальной услуги отопления для потребителей, отключившихся от центральной системы отопления, в том числе для <…> должна производиться за фактический объем потребления тепловой энергии, по остаточной теплоотдаче стояков, а именно в размере 1,032 Гкал, 2,452 Гкал, 3,248 Гкал в год соответственно.

Однако, согласно представленным ООО «Акация» (вх. № 4173э от  10.12.2014 г.) карточкам абонента заявителей плата за услугу «теплоснабжение» начислялась исходя из норматива потребления тепловой энергии и тарифа на тепловую энергию на общую площадь квартиры.

В марте 2015 г. ООО «Акация» для <…> произведены расчеты размера ежемесячной платы за потребленную теплоэнергию в квартирах, отключенных от центрального отопления – исх. № 70 от 30.03.2015 г., исх. № 70 от 30.03.2015 г., исх. № 72 от 31.03.2015 г. Согласно указанным расчетам размер ежемесячной платы за потребленную теплоэнергию, подлежащий оплате <…> составляет 25,83 руб., <…> – 278,98 руб., <…> – 369,04 руб.

В соответствии с пояснениями Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, представленным в адрес Кемеровского УФАС России (вх. 2080 от 30.03.2015 г.), нарушений со стороны <…> не выявлено, так как переустройство системы отопления принадлежащих им квартир согласовано с органом местного самоуправления (Администрацией Акациевского сельского поселения) и энергоснабжающей организацией (ООО «Акация»).

В соответствии с пояснениями ГЖИ КО, представленным в адрес Кемеровского УФАС России (вх. 2196 от 02.04.2015 г.), перевод на индивидуальное отопление возможен только при условии изменения схемы теплоснабжения всех квартир многоквартирного дома, собственник помещения в многоквартирном доме, который отключился от системы централизованного отопления, не освобождается от обязанности оплачивать соответствующую коммунальную услугу в установленном Правилами коммунальных услуг.

По состоянию на 15.06.2015 г. ООО «Акация» рассчитывает размер платы за услугу отопления в отношении <…> в соответствии с Правилами коммунальных услуг, исходя из норматива потребления коммунальной услуги. Заявители же, в свою очередь, согласно справке, представленной ООО «Акация», оплачивают услугу отопления обществу в произвольном порядке.

В соответствии со статьей  25 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

То есть изменение отопительной системы жилого помещения в соответствии со статьей 25 ЖК РФ относится к переустройству жилого помещения.

Согласно части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме (часть 2 статьи 36 ЖК РФ).

Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции (часть 3 статьи 36 ЖК РФ).

Заявителями переустройство принадлежащих им квартир согласовано с собственниками помещений многоквартирных домов, в которых расположены их квартиры.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 35 Правил предоставления коммунальных услуг потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом;

В соответствии с частью 1 статьи 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.

В соответствии с частью 1 статьи 28 ЖК РФ завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии.

Заявителями переустройство их квартир согласовано с Администрацией Акациевского сельского поселения (Распоряжения Администрации Акациевского сельского поселения от 03.07.2014 г. № 35-р, от 11.06.2014 г. № 32-р, от 10.06.2014 г.              № 30-р), завершение переустройства квартир заявителей подтверждено актами приемочной комиссии от 07.07.2014 г., от 16.06.2014 г., от 11.06.2014 г.

Таким образом, в квартирах заявителей, находящихся в многоквартирных домах, произведено переустройство жилого помещения с центрального теплоснабжения - демонтированы радиаторы отопления, установлены электрические конвекторы (у <…> – печное отопление), а также проходит «тепловое кольцо» многоэтажного дома, которое относится к общей системе коммуникаций многоквартирного дома.

Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг.

Согласно пункту 6 Правил предоставления коммунальных услуг предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 Правил предоставления коммунальных услуг.

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключён с исполнителем в письменной форме или путём совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия).

В соответствии с пунктом 7 Правил договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключённый путём совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключённым на условиях, предусмотренных настоящими Правилами.

Согласно статье 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) договор, заключённый коммерческой организацией и устанавливающий её обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.), является публичным договором.

Согласно части 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения, энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачиватьпринятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим её потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединённого к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учёта потребления энергии (часть 2 статьи 539 ГК РФ).

ООО «Акация» на территории Акациевского сельского поселения оказывает коммунальную услугу по отоплению, в том числе для собственников помещений многоквартирных домов, в которых расположены квартиры заявителей, то есть является исполнителем коммунальных услуг для указанных потребителей.

Статьей 544 ГК РФ определено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Статьей 157 Жилищного кодекса РФ установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учёта, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 32 Правил предоставления коммунальных услуг исполнитель имеет право требовать внесения платы за потребленные коммунальные услуги, а также в случаях, установленных федеральными законами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, - уплаты неустоек (штрафов, пеней).

Согласно пункту 38 правил предоставления коммунальных услуг размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).

Согласно пункту 40 Правил предоставления коммунальных услуг потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.

В соответствии с пунктом 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг при отсутствии коллективного (общедомового), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета во всех жилых или нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с формулой 2 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг исходя из норматива потребления коммунальной услуги.

Согласно пункту 2 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме, а также размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил предоставления коммунальных услуг определяется по формуле 2:

 

Pi= Si* NT* TT,

где:

Si - общая площадь i-го жилого или нежилого помещения;

NT - норматив потребления коммунальной услуги по отоплению;

TT- тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Яшкинским районным судом Кемеровской области рассматривалось гражданское дело № 11-5/2015 по иску ООО «Акация» к <…> о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг, в том числе коммунальной услуги по отоплению, вынесено апелляционное определение от 02.04.2015 г.

Согласно апелляционному определению от 02.04.2015 г. суд пришел к выводу о том, что <…> является потребителем коммунальной услуги по отоплению, оказываемой ООО «Акация». Письмо ООО «Акация» от 30.03.2015 г., в котором указан расчёт теплоотдачи от неизолированных трубопроводов для <…>, а также размер ежемесячной платы за потреблённую теплоэнергию в квартире <…>, признано судом соглашением, заключённым в порядке части 1 статьи 544 ГК РФ между ООО «Акация» и <…> о размере ежемесячной платы за потреблённую тепловую энергию в жилом помещении, поскольку ООО «Акация» осуществляет подачу тепловой энергии в квартиру <…> посредством «теплового кольца», поэтому <…> должна производить оплату за теплоснабжение, исходя из представленного в соглашении расчёта.

По мнению суда, указанный расчёт коммунальной услуги по теплоснабжению не противоречит расчёту за коммунальную услугу по отоплению, указанному в пункте 2 Приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг.

В отношении <…> имеются аналогичные письму от 30.03.2015 г., адресованному <…>, письма ООО «Акация» исх. № 70 от 30.03.2015 г., исх. № 72 от 31.03.2015 г. с расчётом теплоотдачи от неизолированных трубопроводов и размера ежемесячной платы за потреблённую теплоэнергию в принадлежащих им квартирах. Таким образом, в силу того, что данные письма могут считаться соглашениями, оплата за теплоснабжение также может производиться заявителями, исходя из представленных в данных письмах расчётов. В то же время ООО «Акация» производит расчет платы за коммунальную услугу по отоплению для заявителей, исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению, без учета писем исх. № 70 от 30.03.2015 г., исх. № 72 от 31.03.2015 г.

В соответствии со  статьями 1 и 3 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, а сферой применения - отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых  участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Согласно статье 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган наделен рядом полномочий в целях реализации своих функций и целей Закона о защите конкуренции, в том числе по недопущению действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства. Антимонопольный орган выдает в случаях, указанных в Законе о защите конкуренции, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания.

В силу части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и(или) ущемление интересов других лиц.

Для признания лица нарушившим часть 1 статьи 10 Закона № 135-ФЗ необходимо установить одновременное наличие: хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке; совершение данным лицом действий (бездействия), направленных на злоупотребление доминирующим положением, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В силу части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Постановлением Региональной энергетической комиссии Кемеровской области (далее – РЭК КО) от 20.12.2013 г. № 614 «Об установлении тарифов на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения), реализуемую                       ООО «Акация» (Яшкинский район) на потребительском рынке».

Согласно анализу состояния конкуренции на рынке услуг по поставке тепловой энергии в горячей воде в силу части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции ООО «Акация» занимает доминирующее положение на локальном товарном рынке услуг по поставке тепловой энергии (мощности) в горячей воде в пределах географических границ, определенной территорией, охватываемой системами теплоснабжения котельной ООО «Акация» в Акациевском сельском поселении – п. Акация Яшкинского муниципального района с долей 100%.

Законом о конкуренции устанавливаются организационные и правовые основы предупреждения и пресечения злоупотребления доминирующим положением на товарных рынках в Российской Федерации, а также основания и порядок применения антимонопольными органами мер принуждения к хозяйствующим субъектам, допустившим нарушение антимонопольного законодательства. Такими нарушениями, в частности, признаются действия хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее  положение, которые направлены на недопущение, ограничение или устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов.

Антимонопольный орган не вправе в рамках своей компетенции вмешиваться в отношения сторон и разрешать споры, если они носят гражданско-правовой характер и могут быть разрешены по требованию одной из сторон в судебном порядке.

Спорные правоотношения, рассматриваемые в рамках дела № 07/А-10-2015, имеют гражданско-правовой характер и, сам по себе факт несогласия <…> с размером платы за коммунальную услугу по отоплению, предъявляемой ООО «Акация» заявителям к оплате, нельзя расценивать как обстоятельство, свидетельствующее о навязывании невыгодных условий, ограничении прав, ущемлении интересов.

На основании изложенного ООО «Акация» при выставлении счетов на оплату коммунальной услуги по отоплению руководствовалось требованиями действующего законодательства РФ, а именно Правилами предоставления коммунальных услуг, в связи с чем данные действия не могут быть признаны злоупотреблением доминирующим положением.

Таким образом, в действиях ООО «Акация» по выставлению (взиманию) <…> платы за услугу теплоснабжения принадлежащих им квартир, расположенных по следующим адресам:

<…>,

соответственно, отсутствует нарушение антимонопольного законодательства.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

 

Р Е Ш И Л А:

 

производство по делу № 07/А-10-2015, возбужденному по признакам нарушения                  ООО «Акация» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» прекратить, ввиду отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях (бездействии)                     ООО «Акация».

 

Председатель Комиссии:                                                                                         Е.А. Клостер

 

Члены Комиссии:                                                                                                       С.Н. Фризен

Л.И. Ланцман

Г.Н. Ананьева

Е.А. Акимова

И.М.о. Мамедов

 

В соответствии со статьёй 52 Закона о защите конкуренции решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны