Решение б/н Решение по делу № 07/А-10-2017 от 11 декабря 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
по делу № 07/А-10-2017
                       
Резолютивная часть решения оглашена «27» ноября 2017 г.                               г. Кемерово
В полном объеме решение изготовлено «07» декабря 2017 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) 
в присутствии представителей по доверенности:
- ООО «СибЭнерго»;
- ООО «Центральная ТЭЦ»,
рассмотрев дело № 07/А-10-2017, возбужденное по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Центральная ТЭЦ» (654005, г.Новокузнецк, ул.Коммунальная, д.25; ИНН 4217148426; ОГРН 1124217008717) (далее – ООО «Центральная ТЭЦ») пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), установила:
Управление Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области, рассмотрев заявление Общества с ограниченной ответственностью «СтройГрад» (656043, Алтайский край, г. Барнаул, пр. Красноармейский, 15, 24, ИНН 4217085977; ОГРН 1064217063778) (далее также – ООО «СтройГрад», Заявитель) о наличии в действиях ООО «Центральная ТЭЦ» (вх. № 7700 от 09.12.2016г.) признаков нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в уклонении от заключения договора на оказание услуг по передаче тепловой энергии и теплоносителя и поставки тепловой энергии, теплоносителя (в целях компенсации потерь тепловой энергии и теплоносителя в тепловых сетях и энергетическом оборудовании), установило в действиях ООО «Центральная ТЭЦ» признаки нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. 
В соответствии с частями 1, 2 статьи 391 Закона о защите конкуренции Кемеровским УФАС России ООО «Центральная ТЭЦ» было выдано предупреждение (исх. № 03/590 от 24.01.2017 г.) о прекращении действий, содержащих признаки нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в отказе от заключении с ООО «СтройГрад» договора на оказание услуг по передаче тепловой энергии и теплоносителя и поставки тепловой энергии, теплоносителя (в целях компенсации потерь тепловой энергии и теплоносителя в тепловых сетях и энергетическом оборудовании). 
О выполнении предупреждения ООО «Центральная ТЭЦ» обязано сообщить в адрес Кемеровского УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.
20.02.2017г. в адрес Кемеровского УФАС России поступило письмо ООО «Центральная ТЭЦ» (вх. № 1002) о том, что ООО «Центральная ТЭЦ» не имеет правовых оснований для заключения договора на оказание услуг по передаче тепловой энергии и теплоносителя и поставки тепловой энергии, теплоносителя (в целях компенсации потерь тепловой энергии и теплоносителя в тепловых сетях и энергетическом оборудовании) с ООО «СтройГрад».
Таким образом, признаки нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в действиях ООО «Центральная ТЭЦ» в соответствии с предупреждением от 24.01.2017г. устранены не были.
 В соответствии с частью 8 статьи 391 Закона о защите конкуренции, в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.
Приказом  Кемеровского УФАС России от 09.03.2017 г. № 34 в отношении ООО «Центральная ТЭЦ» возбуждено дело №07/А-10-2017 по признакам нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. 
Определением от 10.03.2017 г. (исх. № 03/2165 от 14.03.2017 г.) рассмотрение дела №07/А-10-2017 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 06.04.2017 г. 
Письмом Кемеровского УФАС России от 04.04.2017 г. (исх. № 03/2897) рассмотрение дела № 07/А-10-2017 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 19.04.2017 г.
19.04.2017 г. на заседании Комиссии представитель ООО «СтройГрад» заявил устное ходатайство об отложении рассмотрения дела № 07/А-10-2017 о нарушении антимонопольного законодательства в связи с необходимостью представления дополнительных доказательств.
Данное ходатайство было удовлетворено.
Определением от 19.04.2017 г. (исх. № 03/3474 от 20.04.2017 г.) рассмотрение дела № 07/А-10-2017 о нарушении антимонопольного законодательства было отложено.
Определением от 07.06.2017 г. (исх. № 03/5151-01) срок рассмотрения дела №07/А-10-2017 был продлен до 10.12.2017 г.
04.08.2017г. ООО «СтройГрад» переименовано в ООО «СибЭнерго».
Письмом Кемеровского УФАС России от 09.11.2017 г. (исх. № 03/10420) рассмотрение дела № 07/А-10-2017 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 27.11.2017 г.
Изучив материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:
01.06.2016 г. ООО «СтройГрад» на основании договора аренды недвижимого имущества ГТС-16-16/СГ-5-16 от ООО «СтройТехПроект» приняло во временное владение и пользование за плату недвижимое имущество – тепловые сети в том числе Завокзального района г. Новокузнецка.
03.11.2016 г. ООО «СтройГрад» обратилось в ООО «Центральная ТЭЦ» (ИНН:4217148426) с письменными офертами договоров № СГ-3-16, № СГ-4-16 на оказание услуг по передаче тепловой энергии и теплоносителя и поставки тепловой энергии, теплоносителя (в целях компенсации потерь тепловой энергии и теплоносителя в тепловых сетях и энергетическом оборудовании) в отношении 72 объектов, подключенных к ООО «Центральная ТЭЦ».
25.11.2016 г. ООО «Центральная ТЭЦ» в ответ на вышеуказанные оферты сообщило ООО «СтройГрад», что по представленному перечню объектов уже имеется действующий договор, заключенный между ООО «Центральная ТЭЦ» и МП «ССК», кроме того указано, что обществом не представлена схема тепловых сетей ООО «СтройГрад» с указанием точек подключения потребителей ООО «Центральная ТЭЦ», смежных тепловых сетей других теплосетевых организаций, представленный температурный график не соответствует фактическим параметрам теплоносителя, границы эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности установлены не верно.
В соответствии с пунктами 1-3 статьи 17 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении) передача тепловой энергии, теплоносителя осуществляется на основании договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, заключенного теплосетевой организацией с теплоснабжающей организацией.
По договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя теплосетевая организация обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание технических устройств тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами, правилами технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок требованиям, преобразование тепловой энергии в центральных тепловых пунктах и передачу тепловой энергии с использованием теплоносителя от точки приема тепловой энергии, теплоносителя до точки передачи тепловой энергии, теплоносителя, а теплоснабжающая организация обязуется оплачивать указанные услуги.
Договор оказания услуг по передаче тепловой энергии является обязательным для заключения теплосетевыми организациями. Порядок заключения и исполнения такого договора устанавливается правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункты 1-3). 
Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 № 808 утверждены Правила организации теплоснабжения в Российской Федерации (далее – Правила организации теплоснабжения).
Разделом V Правил организации теплоснабжения установлен порядок заключения и исполнения договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя.
Согласно пункту 57 Правил организации теплоснабжения теплоснабжающая организация, намеренная заключить с теплосетевой организацией договор оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, направляет в теплосетевую организацию заявление о заключении договора, которое должно содержать следующие сведения:
полное наименование и место нахождения теплоснабжающей организации;
точки приема и точки передачи тепловой энергии;
объемы и предполагаемый режим передачи тепловой энергии, теплоносителя с разбивкой по месяцам и с привязкой к распределению нагрузки в схеме теплоснабжения;
объем присоединенной тепловой нагрузки и вид нагрузки теплопотребляющих установок потребителей с ее распределением по каждой точке передачи и с приложением акта разграничения балансовой принадлежности и акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон (за исключением случаев заключения договора с единой теплоснабжающей организацией);
срок начала оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя.
Теплосетевая организация в течение 30 дней со дня получения указанного заявления обязана его рассмотреть и направить теплоснабжающей организации подписанный проект договора.
В соответствии с пунктом 11 данной статьи Закона о теплоснабжении теплоснабжающей организацией является организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии, а теплосетевая организация - это организация, оказывающая лишь услуги по передаче тепловой энергии (пункт 16 статьи 2 Закона о теплоснабжении).
В силу пункта 12 статьи 2 Закона о теплоснабжении передача тепловой энергии, теплоносителя есть совокупность организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих (помимо поддержания тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами требованиям) прием, преобразование и доставку тепловой энергии, теплоносителя.
Из вышеприведенных определений следует, что ООО «Центральная ТЭЦ», владеющее источником тепловой энергии и тепловой сетью, по смыслу Закона о теплоснабжении является по отношению к третьим лицам теплоснабжающей организацией.
В силу статьи 15 Закона о теплоснабжении потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения.
Пунктом 4 статьи 15 Закона о теплоснабжении заключение договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, обязательно для теплосетевых организаций с теплоснабжающей организацией. Теплоснабжающие организации, в том числе единая теплоснабжающая организация, и теплосетевые организации в системе теплоснабжения обязаны заключить договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии и (или) теплоносителя в объеме, необходимом для обеспечения теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом потерь тепловой энергии, теплоносителя при их передаче. Затраты на обеспечение передачи тепловой энергии и (или) теплоносителя по тепловым сетям включаются в состав тарифа на тепловую энергию, реализуемую теплоснабжающей организацией потребителям тепловой энергии, в порядке, установленном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Вышеизложенное указывает на обязательность заключения договора ООО «Центральная ТЭЦ», как теплоснабжающей организацией, следовательно, и равно применяются положения раздела V Правил организации теплоснабжения порядок направления заявления о заключении договора оказания услуг по передаче тепловой энергии к теплосетевой организации.
Документы, направленные ООО «СтройГрад» в адрес ООО «Центральная ТЭЦ» содержали все необходимые сведения, установленные пунктом 57 Правил организации теплоснабжения.
Согласно пункту 59 Правил организации теплоснабжения теплоснабжающая организация, получившая от теплосетевой организации проект договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, заполняет его в той части, в которой указываются сведения о теплоснабжающей организации, и направляет подписанный экземпляр проекта договора теплосетевой организации.
В случае если при заключении договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя между теплоснабжающей организацией и теплосетевой организацией возникли разногласия по отдельным условиям договора, сторона, предложившая заключить договор и получившая от другой стороны протокол разногласий к проекту договора, в течение 30 дней со дня получения протокола разногласий принимает меры по согласованию соответствующих условий договора либо в письменной форме уведомляет сторону об отказе от внесения полученных предложений в проект договора с указанием причин отказа (пункту 60 Правил организации теплоснабжения).
Таким образом, ООО «Центральная ТЭЦ» не согласившись с некоторыми условиями и сведениями полученных проектов договоров должно было урегулировать их протоколом разногласий.
На основании вышеизложенного, ООО «Центральная ТЭЦ», не направив подписанные договоры на оказание услуг по передаче тепловой энергии и теплоносителя и поставки тепловой энергии, теплоносителя (в целях компенсации потерь тепловой энергии и теплоносителя в тепловых сетях и энергетическом оборудовании), а также протоколы разногласий в адрес ООО «СтройГрад» уклонилось от заключения таковых договоров.
Вместе с тем, Комиссией установлено следующее:
Согласно анализу конкурентной среды на рынке оказания услуг по теплоснабжению в административных границах городского округа Новокузнецк, проведенному Кемеровским УФАС России в апреле 2017 года, в 2016 году коллективное доминирующее положение на рынке услуг по теплоснабжению в административных границах городского округа г. Новокузнецка занимали АО «Кузнецкая ТЭЦ», ОАО «ЕВРАЗ ЗСМК» и ООО «КузнецкТеплоСбыт». Соответственно у ООО  «Центральная ТЭЦ» отсутствует доминирующее положение на рынке услуг по теплоснабжению.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
Учитывая отсутствие доминирующего положения ООО «Центральная ТЭЦ» на рынке услуг по теплоснабжению на территории г. Новокузнецк, действия данного хозяйствующего субъекта в части уклонения от заключения договора с ООО «СтройГрад» не содержат нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, и соответственно подлежат рассмотрению в судебном порядке, так как данный спор является гражданско-правовым спором хозяйствующих субъектов.
Кроме того, Решение Арбитражного суда Кемеровской области по делу №А27-17358/2016, которым установлено отсутствие зарегистрированного права собственности муниципального образования Город Новокузнецк на объекты недвижимости, принадлежащие ООО «СтройГрад» вступило в законную силу 13.02.2017г (постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда). Таким образом, до вступления в силу судебного решения по делу № А27-17358/2016 указанное имущество (тепловые сети) находилось на праве аренды МП «ССК», с которым соответственно был заключен договор на оказание услуг по передаче тепловой энергии и теплоносителя и поставки тепловой энергии, теплоносителя (в целях компенсации потерь тепловой энергии и теплоносителя в тепловых сетях и энергетическом оборудовании) с ООО «Центральная ТЭЦ».
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства 


Р Е Ш И Л А:


производство по делу № 07/А-10-2017, возбужденному по признакам нарушения ООО «Центральная ТЭЦ» пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» прекратить, ввиду отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях (бездействии) ООО «Центральная ТЭЦ».
Председатель Комиссии:                                                                                        
Члены Комиссии

В соответствии со статьёй 52 Закона о защите конкуренции решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны