Решение №08/10331 от 16.11.2016 Решение по делу № 706/З-2016 от 17 ноября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

«16» ноября 2016 года

Резолютивная часть решения оглашена «14» ноября 2016г.

Решение изготовлено в полном объеме «16» ноября 2016г.                     г. Кемерово

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по контролю в сфере закупок в составе:

Председателя комиссии:

Стельмах С.В. -

заместителя руководителя Кемеровского УФАС России;

Членов комиссии:

Лыжина Д.А. -

начальника отдела контроля в сфере закупок;

 

Сивороновой Т.В. -

 

ведущего специалиста - эксперта отдела контроля в сфере закупок,

при участии:

         - <…> - представителя администрации Гурьевского муниципального района, по доверенности;

        - <…> – представителя администрации Салаирского городского поселения, удостоверение,

рассмотрев  дело № 706/З-2016, возбужденное по признакам нарушения  заказчиком – Администрацией Салаирского городского поселения законодательства в сфере закупок при проведении электронного аукциона № 0139300008116000329 «Ремонт внутригородской дороги (асфальтирование) по улице Трактовая и Мирная в г. Салаире», и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с требованиями п.п «б» п.2 ч.3 ст. 99 Федерального закона  от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – ФЗ № 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России  от 19.11.2014 № 727/14,

 

установила:

 

07.11.2016г. и 08.11.2016 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступили жалобы ООО «ОптимаИнвест» (вх. № 4435 от 07.11.2016г.), ООО «Стройинвест» (вх. № 4451Э от 08.11.2016), ООО «Стройиндустрия» (вх. № 4440Э от 08.11.2016г.) на действия заказчика – Администрации Салаирского городского поселения при проведении электронного аукциона № 0139300008116000329 «Ремонт внутригородской дороги (асфальтирование) по улице Трактовая и Мирная в г. Салаире».

        По мнению заявителя, аукционная документация не соответствует требованиям закона о контрактной системе, а именно:

       - заявители ООО «ОптимаИнвест», ООО «Стройинвест» указывают на то, что в пункте 12.1 проекта контракта не установленна конкретная дата срока действия контракта, поскольку невозможно определить срок действия банковской гарантии. В проекте контракта размер штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком и поставщиком обязательств установлен в противоречие Постановления Правительства № 1063 и части 8 статьи 34 ФЗ № 44-ФЗ.

      - заявитель ООО «ОптимаИнвест» считает, что в проекте контракта отсутствует обязательное условие, предусмотренное частью 8 статьи 30 ФЗ № 44-ФЗ, поскольку заказчиком в извещении установлены ограничения в соответствии с частью 3 статьи 30 ФЗ № 44-ФЗ. Также заказчиком в документации установлено требование к участникам закупки в части наличии свидетельства СРО о допуске к конкретным видам работ, что является нарушением требований части 6 статьи 31 ФЗ № 44-ФЗ;

         - заявитель ООО «Стройиндустрия» считает, что заказчиком установлено дополнительное требование к участникам закупки о наличии у них опыта выполнения работ с нарушением требований Постановления Правительства № 99, поскольку предмет закупки не подпадает по действие данного постановления.

         В процессе рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки Комиссией Кемеровского УФАС России установлено:

         21.10.2016г. на официальном сайте http://zakupki.gov.ru/ уполномоченным органом – Администрацией Гурьевского городского округа  были размещены извещение о проведении электронного аукциона № 0139300008116000329 «Ремонт внутригородской дороги (асфальтирование) по улице Трактовая и Мирная в г. Салаире» и аукционная документация.

         Начальная (максимальная) цена контракта – 11 999 008 ,76 рублей.

Согласно требованиям пункта 8 части 1 статьи 64 ФЗ № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.

В соответствии с частью 3 статьи 96 ФЗ № 44-ФЗ исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

Поскольку заказчиком в пункте 12.1 Проекта контракта не установлен срок действия контракта, то при выборе участником закупки способа обеспечения контракта в виде предоставления банковской гарантии данному участнику не предоставляется возможным установить срок ее действия.

Таким образом, заказчиком нарушены требования пункта 8 части 1 статьи 64 ФЗ № 44-ФЗ.

Согласно требованиям части 8 статьи 30 ФЗ № 44-ФЗ в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.

        Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона № 0139300008116000329 и аукционной документации предусмотрено, что закупка осуществляется только для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии со статьей 30 ФЗ №44-ФЗ.

Поскольку заказчиком в проекте контракта, который будет заключаться с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией не установлено обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, то заказчиком нарушены требования части 8 статьи 30 № ФЗ-44.

        В соответствии с частью 4 статьи 34 ФЗ № 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

        При этом частями 5, 8 статьи 34 ФЗ № 44-ФЗ установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер штрафа в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем), заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

        Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063 (далее – Правила).

        Подпункты «а» - «г» пунктов 4 и 5 Правил содержат различные размеры штрафа в зависимости от цены контракта. Учитывая, что контракт заключается по цене, предлагаемой участником закупки, но не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, заказчикам целесообразно устанавливать в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Правилами для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта.

        Начальная (максимальная) цена рассматриваемого контракта составляет 11 999 008 ,76 рублей.

        Вместе с тем заказчиком в пунктах 7.2 и 7.4 проекта контракта  предусмотрены размеры штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком и подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, (2,5% и 10% соответственно), не соответствующие положениям Постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063, что противоречит требованиям частей 5, 8 статьи 34 ФЗ № 44-ФЗ.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 ФЗ № 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно требованиям части 6 статьи 31 ФЗ № 44-ФЗ заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.

         Согласно части 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам (далее - свидетельство СРО).

        В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.

В соответствии с частью 3.1 статьи 52 ГрК РФ в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства включены в указанный в части 4 статьи 55.8 ГрК РФ перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

Пунктом 10 части 1 статьи 1 ГрК РФ установлено, что под объектом капитального строительства понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

Согласно приказу Минрегиона России  от 30.12.2009г. № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства» вид работ по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) (33) включает подвиды, в том числе 33.2.1. «Автомобильные дороги и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта».

Таким образом, заказчиком соблюдены требования пункта 1 части 1 статьи 31 ФЗ № 44-ФЗ, вследствие чего довод заявителя ООО «ОптимаИнвест» признан Комиссией Кемеровского УФАС России необоснованным.

         Согласно требованиям части 2 статьи 31 ФЗ № 44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

        В соответствии с пунктом 2 Приложения № 1 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 при закупке работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей к участникам закупки устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

         Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона и в пункте 6.3 Информационной карты аукционной документации в соответствии с частью 2 статьи 31 ФЗ № 44-ФЗ установлены дополнительные требования к участникам закупки.

         Поскольку начальная (максимальная) цена контракта по электронному аукциону № 0139300008116000329 «Ремонт внутригородской дороги (асфальтирование) по улице Трактовая и Мирная в г. Салаире» составляет более 10 млн. рублей, то установление заказчиком в документации дополнительных требований к участникам закупки является соблюдением требований части 6 статьи 31 ФЗ № 44-ФЗ.

Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд», комиссия Кемеровского УФАС России,         

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «ОптимаИнвест» на действия заказчика – Администрации Салаирского городского поселения при проведении электронного аукциона № 0139300008116000329 «Ремонт внутригородской дороги (асфальтирование) по улице Трактовая и Мирная в г. Салаире» частично обоснованной (в части отсутствия конкретного срока действия контракта; в части установления размера штрафа для заказчика и поставщика с нарушением требований Постановления Правительства № 1063; в части отсутствия в проекте контракта, заключаемого с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией обязательного условия об оплате заказчиком выполненной работы).

2. Признать жалобу ООО «Стройинвест» на действия заказчика – Администрации Салаирского городского поселения при проведении электронного аукциона № 0139300008116000329 «Ремонт внутригородской дороги (асфальтирование) по улице Трактовая и Мирная в г. Салаире» обоснованной.

3. Признать жалобу ООО «Стройиндустрия» на действия заказчика – Администрации Салаирского городского поселения при проведении электронного аукциона № 0139300008116000329 «Ремонт внутригородской дороги (асфальтирование) по улице Трактовая и Мирная в г. Салаире» необоснованной.

4. Признать заказчика – Администрацию Салаирского городского поселения нарушившим требования части 8 статьи 30 частей 5, 8 статьи 34, пункта 8 части 1 статьи 64 ФЗ № 44-ФЗ.

         5. Выдать предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.

  6. Передать материалы дела № 706/З-2016 должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административных производств, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

Председатель комиссии:                                                 С.В. Стельмах

 

Члены  комиссии:                                                            Д.А. Лыжин

                                                                                                

                                                                                           Т.В. Сиворонова    

Связанные организации

Связанные организации не указаны