Решение №08/11204 от 01.12.2017г. Решение по делу № 840/З-2017 от 1 декабря 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

«01» декабря 2017 года

Резолютивная часть решения оглашена «30» ноября 2017г.

Решение изготовлено в полном объеме «01» декабря 2017г.                            г. Кемерово

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по контролю в сфере закупок в составе: 

Председателя комиссии:    <…> - Заместителя руководителя Кемеровского УФАС России;

Членов комиссии:     <…> - начальника отдела контроля в сфере закупок;

   <…> - ведущего специалиста - эксперта отдела контроля в сфере закупок,

при участии:

         -      <…> - представителя ООО «Реализация», по доверенности;

         -      <…> --директора ООО «Реализация»;

-     <…> – представителей Государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания Кемеровской области «Мысковский детский дом-интернат для умственно-отсталых детей»;

          -    <…> - представителя  Департамента контрактной системы Кемеровской области, по доверенности,

рассмотрев  дело № 840/З-2017, возбужденное по признакам нарушения   заказчиком – Государственным бюджетным стационарным учреждением социального обслуживания Кемеровской области «Мысковский детский дом-интернат для умственно-отсталых детей» законодательства в сфере закупок при проведении электронного аукциона   №0139200000117011784 на поставку сока, и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с требованиями статьи 99 Федерального закона  от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ  «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – ФЗ № 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей)  для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России  от 19.11.2014 № 727/14,

 

установила:

         В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области была направлена жалоба ООО «Реализация» (вх. №5261э от 23.11.2017г.)  на действия заказчика – Государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания Кемеровской области «Мысковский детский дом-интернат для умственно-отсталых детей» при проведении электронного аукциона №0139200000117011784 на поставку сока. 

        По мнению заявителя, аукционная документация Заказчика противоречит требованиям Закона о контрактной системе, а требования к товару влекут за собой  ограничение количества участников закупки.

         В процессе рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки Комиссией Кемеровского УФАС России установлено:

15.11.2017г. в единой информационной системе уполномоченным органом – Департаментом контрактной системы Кемеровской области были размещены извещение о проведении электронного аукциона №0139200000117011784 на поставку сока и  аукционная документация.

Начальная максимальная цена контракта – 592 485 рублей.

27.11.2017г. состоялось рассмотрение аукционной комиссией заявок на участие в  электронном аукционе, в результате которого принято решение о допуске к участию в электронном аукционе участников закупки №№1-5, №№7-9, участнику  №6 было отказано в допуске к участию в аукционе. (Протокол  рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 27.11.2017г.).

30.11.2017г. состоялся электронный аукцион, в результате которого наименьшая цена контракта была предложена участником №4 (Протокол проведения электронного аукциона от 30.11.2017г.).

 

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 ФЗ №44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). 

В соответствии с пунктом 2 частью 1 статьи 33 ФЗ № 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Таким образом, заказчик вправе включить в аукционную документацию такие технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. 

В «Описании объекта закупки» аукционной документации установлены требования к закупаемым товарам, в частности указано, что потребность заказчика, состоит в закупке товаров со следующими характеристиками:

 

№ п/п Наименование товаров (работ, услуг), функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики объекта закупки Ед. изм. Кол-во (объем)

1 2 3 4

1. Сок

фруктовый, восстановленный. Внешний вид: прозрачная жидкость стабильная в процессе хранения. Вкус и аромат: хорошо выраженные, свойственные соответствующим концентрированным сокам. Цвет: однородный по всей массе, свойственный цвету одноименных фруктовых соков прямого отжима из которых изготовлены восстановленные соки. Требования к качеству: товар соответствует требованиям ГОСТ 32103-2013 и технического регламента Таможенного союза "Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей" (ТР ТС 023/2011). Упаковка: тетрапакеты объемом не менее 1,5 литра и не более 2 литров. В ассортименте (яблочный-2250 л., персиковый-2000 л., грушевый-2000 л., вишневый-2000 л., апельсиновый -1000 л.) Литр 9250

2. Сок

фруктовый, восстановленный. Внешний вид: прозрачная жидкость стабильная в процессе хранения. Вкус и аромат: хорошо выраженные, свойственные соответствующим концентрированным сокам. Цвет: однородный по всей массе, свойственный цвету одноименных фруктовых соков прямого отжима из которых изготовлены восстановленные соки. Требования к качеству: товар соответствует требованиям ГОСТ 32103-2013 и технического регламента Таможенного союза "Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей" (ТР ТС 023/2011). Упаковка: тетрапакеты объемом не более 0,2 л. не менее 0,2 л. В ассортименте (яблочный-300 шт., вишневый-300 шт., грушевый-300 шт., персиковый-100 шт.) Штука 1000

Комиссия Кемеровского УФАС России установила, что  ГОСТ  32103-2013  и  ТР  ТС 023/2011(«Технический регламент на  соковую  продукцию  из  фруктов  и  овощей») установленные в техническом задании содержат  показатели,  требования,  условные  обозначения  и  терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств), качественных характеристик объекта закупки. 

ТР  ТС  023/201  это  регулирующий  документ,  который  устанавливает  обязательные  для исполнения   требования   к   объектам   технического   регулирования   (продукции)   или   к связанным  с  ними  процессами  производства,  хранения,  перевозки,  реализации  и  т.д.,  а также правовое регулирование отношений в области оценки соответствия. Вместе с тем, в  ГОСТ  32103-2013  прописаны  уже  более  конкретные  требования  к  каждому  товару.

Заявителем не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что требования, включенные в  документацию об аукционе в электронной форме, создали одним участникам закупки преимущество перед другими и повлекли за собой ограничение количества участников закупки. Указанное, также опровергается фактом поступления (9) заявок на участие в аукционе.

Кроме того, исключительным правом производства того или иного вкуса сока не обладает ни один производитель. Сырье для производства требуемого сока общедоступно и любой производитель  может    произвести    требуемый     ассортимент    сока,  соответствующий установленным     требованиям.   Также   заказчиком     не  установлено    требование,    что поставляемый товар должен быть произведен одним производителем.

Согласно части 2 статьи 33 ФЗ №44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 ФЗ №44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Заказчиком в «Описании объекта закупки» аукционной документации установлены показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара установленным заказчиком требованиям, что соответствует требованиям части 2 статьи 33 ФЗ №44-ФЗ.

Также в пункте 11 документации об аукционе заказчиком определения инструкция по заполнению заявок на участие в аукционе в соответствии с положениями пункта 2 части 1 статьи 64 ФЗ №44-ФЗ.

 

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 ФЗ №44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Пунктом 1 части 1 статьи 33 ФЗ №44-ФЗ установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). 

При этом согласно части 2 статьи 33 ФЗ №44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Таким образом, Законом о контрактной системе разграничиваются такие понятия как «качественные характеристики» и «показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям», при этом исходя из смысла части 2 статьи 33 ФЗ №44-ФЗ, показатели товара, работы, услуги выражаются в числовом эквиваленте.

Следует отметить, что ГОСТ, по своей сути, является признаком качества товара,  а как было указано выше, предоставления в составе первой части заявки качественных характеристик товаров, работ, услуг Законом о контрактной системе не требуется.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 66 ФЗ №44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать 

а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;

б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Аналогичные требования к составу первой части заявки установлены заказчиком в пункте 10 аукционной документации.

Кроме того заказчиком в «Описании объекта закупки» аукционной документации установлены требования о соответствии товара ГОСТ 32103-2013 и технического регламента Таможенного союза "Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей" (ТР ТС 023/2011).

При этом аукционная документация не содержит указания на необходимость подтверждения в заявке на участие в электронном аукционе соответствия вышеуказанным нормативно-техническим документам, что соответствует положениям ФЗ №44-ФЗ.

 

Что касается довода заявителя о том, что проектом контракта не предусмотрено обязанности поставщика при поставке товара представить копии свидетельств о государственной регистрации, следует отметить, что пунктом 4.4 проекта контракта предусмотрено, что при поставке товара в обязательном порядке предоставляются документы, подтверждающие качество и безопасность товара, в соответствии с действующим законодательством РФ; личная медицинская книжка установленного образца, выданная лицу, сопровождающему товар.

 

Также частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе установлено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 вышеуказанной статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

По мнению заявителя ООО «Реализация» 21.11.2017г. был направлен запрос о разъяснении положений аукционной документации, на который заказчиком ответа представлено не было.

Вместе с тем 23.11.2017г. заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок был размещены разъяснения положений аукционной документации в соответствии с вышеуказанным запросом.

Кроме того в извещении и аукционной документации указана дата окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе: 24.11.2017г. 

Пунктом 20 информационной карты аукционной документации предусмотрены даты предоставления разъяснений положений документации об аукционе: с 15.11.2017 до 22.11.2017 по рабочим дням.

В документации установлено, что разъяснения положений аукционной документации предоставляются по рабочим дням, при этом фактически разъяснения уполномоченным органом были представлены в сроки, установленные частью 4 статьи 65 ФЗ №44-ФЗ, а также даты предоставления таких разъяснений определены в документации в соответствии с указанной правовой нормой.

Следовательно, доводы  жалобы  являются необоснованными.

         Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального Закона № 44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия  Кемеровского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Реализация» на действия заказчика – Государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания Кемеровской области «Мысковский детский дом-интернат для умственно-отсталых детей» при проведении электронного аукциона №0139200000117011784 на поставку сока необоснованной.

2. Производство по делу №840/З-2017 прекратить.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Председатель комиссии:     <…> 

Члены Комиссии:          <…> 

    <…> 

Связанные организации

Связанные организации не указаны