Решение №08/11219 от 16.11.2018 Решение по делу № 812/З-2018 от 16 ноября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

«15» ноября 2018г.

Резолютивная часть решения оглашена «13» ноября 2018г.                  г. Кемерово

Решение в полном объеме изготовлено «15» ноября 2018г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по контролю в сфере закупок в составе: 

Председателя комиссии: <…> - заместителя руководителя Кемеровского УФАС России;

Членов комиссии: <…> - начальника отдела контроля в сфере закупок;

<…> - главного специалиста - эксперта отдела контроля в сфере закупок,

 рассмотрев дело № 812/З-2018, возбужденное по признакам нарушения  заказчиком – ФГБОУВО «Кемеровский государственный сельскохозяйственный институт» законодательства в сфере закупок при проведении электронного аукциона № 0339100000618000010 «Выполнение работ по капитальному ремонту в общежитии №2 и общежитии №1 ФГБОУ ВО Кемеровский ГСХИ», и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с требованиями статьи 99 Федерального закона  от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – ФЗ № 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей)  для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России  от 19.11.2014 № 727/14,

 

установила:

 

         06.11.2018г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступили жалобы ООО «Гранд Регион Строй» (вх. 5268Э от 06.11.2018г.), ООО «Контракт» (вх. № 5260Э от 06.11.2018г.), ООО «Молот» (вх. 5282Э от 06.11.2018г.), ИП <...> (вх. № 5281Э от 06.11.2018г.) на действия заказчика – ФГБОУВО «Кемеровский государственный сельскохозяйственный институт» при проведении электронного аукциона № 0339100000618000010 «Выполнение работ по капитальному ремонту в общежитии №2 и общежитии №1 ФГБОУ ВО Кемеровский ГСХИ».

         По мнению заявителей, аукционная документация не соответствует требованиям закона о контрактной системе.

         В процессе рассмотрения жалоб, проведения внеплановой проверки Комиссией Кемеровского УФАС России установлено:

23.10.2018г. на официальном сайте http://zakupki.gov.ru/ заказчиком – ФГБОУВО «Кемеровский государственный сельскохозяйственный институт» были размещены извещение о проведении электронного аукциона № 0339100000618000010 «Выполнение работ по капитальному ремонту в общежитии №2 и общежитии №1 ФГБОУ ВО Кемеровский ГСХИ» и аукционная документация.

02.11.2018г. заказчиком было принято решение о внесении изменений в аукционную документацию № 0339100000618000010.

Аукционная документация № 0339100000618000010 с изменениями была размещена заказчиком 06.11.2018г. в 13:42.

Начальная (максимальная) цена контракта – 6 250 927 ,30 рублей.

Согласно требованиям пункта 11 части 1 статьи 64 ФЗ № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.

Согласно требованиям части 4 статьи 65 ФЗ № 44-ФЗ в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Согласно извещению о проведении электронного аукциона № 0339100000618000010 заказчиком установлена дата окончания срока подачи заявок – 06.11.2018г.

В пункте 23 Информационной карты аукционной документации заказчиком установлена следующая дата предоставления разъяснений положений документации об аукционе - с 22.10.2018 до 02.11.2018 года.

Таким образом, дата окончания предоставления разъяснений положений документации должна быть установлена заказчиком не ранее 04.11.2018г., при условии поступления запроса от участника в срок до 03.11.2018г.

Поскольку заказчиком неверно установлена дата окончания предоставления разъяснений положений аукционной документации, заказчиком нарушены требования части 4 статьи 65 ФЗ № 44-ФЗ.

Согласно требованиям части 3 статьи 63 ФЗ № 44-ФЗ в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Заказчиком в Извещении о проведении электронного аукциона установлена дата начала подачи заявок – 22.10.2018г., дата окончания подачи заявок – 06.11.2018 в 10:00.

Извещение о проведении электронного аукциона и аукционная документация были размещены заказчиком – 23.10.2018г.

Согласно статье 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Согласно пункту 1 статьи 194 ГК РФ если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.

Однако если это действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции.

Поскольку период с даты размещения извещения о проведении электронного аукциона (23.10.2018г.) до 06.11.2018г. 10:00 составляет менее 15 дней, заказчиком нарушены требования части 3 статьи 63 ФЗ № 44-ФЗ.

Согласно требованиям части 6 статьи 65 ФЗ № 44-ФЗ заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.

02.11.2018г. заказчиком было принято решение о внесении изменений в аукционную документацию № 0339100000618000010.

Аукционная документация № 0339100000618000010 с изменениями была размещена заказчиком 06.11.2018г. в 13:42.

Поскольку внесенные изменения в аукционную документацию были размещены позднее одного дня с даты принятия решения, заказчиком нарушены требования части 6 статьи 65 ФЗ № 44-ФЗ.

Согласно требованиям пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ № 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Заказчиком в пункте 2 «Отлив оконный» при описании характеристик допущена техническая ошибка вместо «Масса 1м² слоя покрытия, нанесенного с двух сторон, г, не более 855» заказчиком указано ««Масса 1м² слоя покрытия, нанесенного с двух сторон, r, не более 855».

Таким образом, заказчиком нарушены требования пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ № 44-ФЗ.

Согласно требованиям части 5 статьи 65 ФЗ № 44-ФЗ. разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.

        В пункте 11 Инструкции участникам закупки аукционной документации заказчиком установлены требования к заполнению первой части заявки на участие в аукционе, а именно: «При заполнении первой части заявки участник закупки руководствуется следующим правилом заполнения заявки с учетом положений, изложенных в абзаце третьем настоящего пункта - в случае перечисления характеристик через запятую, точку с запятой или союз «И» означает, что используются все перечисленные характеристики».

       29.10.2018г. на запрос о разъяснении положения аукционной документации заказчиком был дан следующий ответ: «В случае использования «или», «/», «точка с запятой» участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе обязан указать одно из альтернативных значений показателя».

Поскольку заказчиком при ответе на запрос о разъяснении положения аукционной документации была изменена суть аукционной документации № 0339100000618000010, заказчиком нарушены требования части 5 статьи 65 ФЗ № 44-ФЗ.

В силу пункта 1 части 1 стати 31 ФЗ №44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно требованиям пункта 6 части 5 статьи 63 ФЗ № 44-ФЗ в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Согласно требованиям части 3 статьи 64 ФЗ № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ установлено, что работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

Предметом электронного аукциона № 0339100000618000010 является выполнение работ по капитальному ремонту в общежитии №2 и общежитии №1 ФГБОУ ВО Кемеровский ГСХИ.

В силу ч. 4 ст. 55.17 Градостроительного кодекса Российской Федерации саморегулируемая организация обязана предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи. Форма такой выписки утверждена Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58.

Таким образом, в документации о закупке должно быть установлено требование к составу и содержанию второй части аукционной заявки о представлении в ней такой выписки или копии такой выписки, в качестве подтверждения членства в саморегулируемой организации.

Поскольку в аукционной документации отсутствует требование к участникам закупки о предоставлении выписки из реестра членов СРО, заказчиком нарушены требования части 3 статьи 64, пункта 6 части 5 статьи 63 ФЗ № 44-ФЗ.

Согласно требованиям пункта 2 части 1 статьи 33 ФЗ № 44-ФЗ использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Комиссией Кемеровского УФАС России были проанализированы требования к материалам, используемым при выполнении работ и установлено, что характеристики к материалам определены в соответствии с требованиями пункта 2 части 1 статьи 33 ФЗ № 44-ФЗ, в соответствии с ГОСТами, указанными в аукционной документации, и не обязывают участника закупки на момент подачи заявки иметь данный товар в наличии.

Согласно требованиям части 8 статьи 30 ФЗ № 44-ФЗ в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.

Закупка № 0339100000618000010 проводится заказчиком для субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций.

         В пункте 2.5 Проекта контракта срок оплаты заказчиком установлен следующим образом: «Заказчик осуществляет оплату за фактически выполненные работы путем перечисления денежных средств на расчетный счет Подрядчика в течение 30 дней на основании выставленного Подрядчиком счета или счета-фактуры после подписания Сторонами акта о приемке выполненных работ (форма № КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3)».

Таким образом, заказчиком нарушены требования части 8 статьи 30 ФЗ № 44-ФЗ.

         Довод заявителя ООО «Контракт» о том, что заказчик неправомерно устанавливает незаконную причину увеличения сроков исполнения обязательств, признан Комиссией Кемеровского УФАС России необоснованным на основании следующего:

       ФЗ № 44-ФЗ содержит ряд положений, связанных с действием фактора непреодолимой силы (обстоятельств непреодолимой силы). В то же время Федеральным законом № 44-ФЗ не урегулировано влияние непреодолимой силы (обстоятельств непреодолимой силы) на сроки выполнения подрядных работ.

Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального Закона № 44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия  Кемеровского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Гранд Регион Строй» на действия заказчика – ФГБОУВО «Кемеровский государственный сельскохозяйственный институт» при проведении электронного аукциона № 0339100000618000010 «Выполнение работ по капитальному ремонту в общежитии №2 и общежитии №1 ФГБОУ ВО Кемеровский ГСХИ» обоснованной.

2. Признать жалобу ООО «Контракт» на действия заказчика – ФГБОУВО «Кемеровский государственный сельскохозяйственный институт» при проведении электронного аукциона № 0339100000618000010 «Выполнение работ по капитальному ремонту в общежитии №2 и общежитии №1 ФГБОУ ВО Кемеровский ГСХИ» частично обоснованной (в части нарушения требований части 3 статьи 63, части 4 статьи 65, части 8 статьи 30 ФЗ № 44-ФЗ).

3. Признать жалобу ООО «Молот» на действия заказчика – ФГБОУВО «Кемеровский государственный сельскохозяйственный институт» при проведении электронного аукциона № 0339100000618000010 «Выполнение работ по капитальному ремонту в общежитии №2 и общежитии №1 ФГБОУ ВО Кемеровский ГСХИ» обоснованной.

4. Признать жалобу ИП <…> на действия заказчика – ФГБОУВО «Кемеровский государственный сельскохозяйственный институт» при проведении электронного аукциона № 0339100000618000010 «Выполнение работ по капитальному ремонту в общежитии №2 и общежитии №1 ФГБОУ ВО Кемеровский ГСХИ» обоснованной.

5. Признать заказчика – ФГБОУВО «Кемеровский государственный сельскохозяйственный институт» нарушившим требования части 3 статьи 64, пункта 6 части 5 статьи 63, частей 4, 5, 6 статьи 65, части 3 статьи 63, пункта 1 части 1 статьи 33, части 8 статьи 30 ФЗ № 44-ФЗ.

6. Выдать предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.

7. Передать материалы дела № 812/З-2018 должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Председатель комиссии: <…>   

Члены Комиссии:      <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны