Решение №08.12.16 № 09/11113 Решение по делу № 118/Р-2016 от 9 декабря 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

«29» ноября 2016г.                                                                                 г. Кемерово

               

Комиссия Кемеровского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

 

Заместителя председателя Комиссии:

 

 

Ланцман Л.И. -

 

 

заместителя руководителя управления;

Членов Комиссии:

Каминской Е.Б. -

 

 

 

Акатьевой И.С. -

начальника отдела рекламы, недобросовестной конкуренции и финансовых рынков;

главного специалиста-эксперта отдела рекламы, недобросовестной конкуренции и финансовых рынков,

 

рассмотрев дело № 118/Р-2016, возбужденное в отношении индивидуального предпринимателя <…> по факту распространения рекламы, содержащей признаки нарушения части 7 статьи 5, части 9 статьи 19, части 1, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006  № 38-ФЗ «О рекламе»  (далее -  ФЗ «О рекламе»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Кемеровского УФАС России поступило заявление физического лица о наличии признаков нарушения законодательства о рекламе и антимонопольного законодательства при размещении рекламы «ЦЕНТРОФИНАНС…» на фасаде здания по адресу: г.Юрга, пр.Победы, 16.

27.10.2016г. определением о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Кемеровским УФАС России было возбуждено дело № 118/Р-2016 в отношении ИП <…> и назначено к рассмотрению на 29.11.2016г. на 14 часов 00 минут. Данное определение было направлено в адрес ИП <…> заказным письмом с уведомлением о вручении (почтовое уведомление о вручении корреспонденции имеется в материалах дела).

25.11.2016г. в адрес Кемеровского УФАС России поступили письменные пояснения ИП <…> в которых он указывает, что в тексте рекламы были указаны все условия, влияющие на стоимость займа, реклама была размещена на уровне 1 этажа, размерь шрифта, которым нанесены условия по займу составляет 2 см. Данный текст, по мнению ИП <…>, является читаемым с расстояния с расстояния 6 – 8 метров.

Дополнительно ИП <…> пояснил, что рекламный баннер был размещен без разрешения органа местного самоуправления и в настоящее время демонтирован. В подтверждение демонтажа рекламного баннера была представлена фотография фасада здания, на котором ранее размещалась спорная реклама.   

29.11.2016г. состоялось рассмотрение дела № 118/Р-2016 в отсутствие ИП <…>.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России установила:

На фасаде здания по адресу: г.Юрга, пр.Победы, 16, в период с 18.08.2016г. по 09.11.2016г. была размещена реклама следующего содержания: «Деньги на любые нужды, пожалуй, лучшая % ставка в городе 8-800-777-37-37 звонок по России бесплатный www.centrofinans.ru … 0% в день начни с нуля! каждому новому клиенту неделя займа бесплатно ЦЕНТРОФИНАНС…».

Реклама размещалась на основании договора подряда № 728-16 от 03.08.2016г., заключенного между ООО РИА «Алекс» (исполнитель) и ИП <…> (заказчик), в соответствии с которым исполнитель обязуется оказать по заданию заказчика услуги по изготовлению монтажу рекламных изделий по адресу пр.Победы, 16, согласно фотопривязке, представленной заказчиком. Изготовление и монтаж рекламных изделий производится согласно расчету договорной стоимости работ (приложение № 1 к настоящему договору), согласованного и утвержденного сторонами.

 

Заявитель указывает, что в тексте рекламы финансовых услуг по предоставлению займов, размещенной над окном 1 этажа по вышеуказанному адресу, отсутствуют условия, предусмотренные статьей 28 ФЗ «О рекламе», поскольку условия предоставления займов в рекламе выполнены мелким шрифтом, занимают менее 5% рекламной площади и являются нечитаемыми; также заявитель просит проверить законность размещения рекламы.

Как следует из представленных заявителем фотографий рекламного баннера существенная информация в рекламе указана несоизмеримо мелким шрифтом по отношению к привлекательному тексту рекламы.  

В том виде, в котором исполнен текст рекламы, существенная информация рекламы о рекламируемых услугах и условиях предоставления займа затруднительна для прочтения потребителем, что, по смыслу законодательства о рекламе, равнозначно ее фактическому отсутствию.

Из п. 28 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами ФЗ «О рекламе» следует, если информация изображена таким образом, что если она не воспринимается или плохо воспринимается потребителями (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей. При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

Таким образом, вся существенная информация, отраженная в рекламе, которая распространяется с помощью рекламной конструкции, должна восприниматься потребителями с одинакового расстояния, т.е. потребители должны иметь возможность прочитать всю информацию в рекламе как максимально приблизившись к рекламной конструкции, так и на расстоянии от неё. Вся существенная информация должна быть указана в рекламе, поскольку потребитель не обязан звонить по телефонам для получения дополнительной информации о рекламируемой услуге.

Учитывая ряд обстоятельств, связанных со способом размещения рекламной конструкции, местом расположения (над окном 1 этажа, около 3 метров над землей, направленной, в том числе и на проезжую часть дороги), характером (наружная реклама) и соотношением размера (высоты) шрифта, использованного при описании привлекательных для потребителя условий и иных существенных условий, не позволяет потребителю понять и уяснить с равной степенью концентрации внимания всю совокупность условий, изложенных в рекламе, не позволяющих потребителю прочитать ряд условий, выполненных мелким шрифтом, что подтверждается поступившим в адрес Кемеровского УФАС России заявлением.

 

В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В нарушение данной правовой нормы в тексте рекламы отсутствует существенная информация о рекламируемом товаре и об условиях его приобретения, что искажает смысл информации о возможности и условиях получения займа под 0%.

 

Согласно части 1 статьи 19 ФЗ «О рекламе» распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.

В соответствии с частью 9 статьи 19 ФЗ «О рекламе» установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Следовательно, установка и эксплуатация рекламной конструкции возможна только при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции выданного органом местного самоуправления.

Из ответа Юргинского городского округа, представленного в адрес Кемеровского УФАС России, следует, что разрешение на установку и эксплуатацию вышеуказанной рекламной конструкции по адресу: г.Юрга, пр.Победы, 16, не выдавалось.

 

Согласно части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

Пунктом 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе» установлено, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Частью 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе» установлено, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

В нарушение данных правовых норм в рекламе, размещенной на фасаде здания над окном 1 этажа по адресу: г.Юрга, пр.Победы, 16, отсутствуют: наименование лица (ООО МФО «Центрофинанс Групп»), предоставляющего финансовую услугу – займ; иные условия оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся услугами лица, а также все остальные условия, определяющие фактическую стоимость предоставляемого займа и влияющие на него.

 

В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5, частью 1 статьи 28, пунктом 2 части 2 статьи 28, частью 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе», несёт  рекламодатель.

Пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» установлено, что рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Частью 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» установлено, что рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований части 9 статьи 19, части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с договором подряда № 728-16 от 03.08.2016г., заключенным между ООО РИА «Алекс» и ИП <…> и представленным ИП <…> в адрес Кемеровского УФАС России, ООО РИА «Алекс» является распространителем спорной рекламы, а ИП <…> – рекламодателем.

Нарушение части 7 статьи 5, части 9 статьи 19, части 1, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 «О рекламе» ИП <…> было устранено в добровольном порядке, что подтверждается представленной в материалы данного дела фотографией, подтверждающий демонтаж спорной рекламы.

 

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия Кемеровского УФАС России,  

  

РЕШИЛА:

 

1.Признать ИП <…> нарушившим требования части 7 статьи 5, части 1 статьи 28, пункта 2 части 2 статьи 28, части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе при размещении наружной рекламы финансовых услуг по адресу: г.Юрга, пр.Победы, 16, в период с 18.08.2016г. по 09.11.2016г.

2.Предписание не выдавать в связи с добровольным устранением нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Кемеровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме «08» декабря 2016 года.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня вынесения.

Заместитель председателя Комиссии:

 

 

Члены Комиссии:

 

Л.И. Ланцман

 

 

Е.Б. Каминская

 

 

И.С. Акатьева

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны