Решение №08/165 от 12.01.2017 Решение по делу № 814/З-2016 от 17 января 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

«12» января 2017г.

Резолютивная часть решения оглашена «29» декабря 2016г.                          г. Кемерово

Решение в полном объеме изготовлено «12» января 2017г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по контролю в сфере закупок в составе:

Председателя комиссии:

 Стельмах С.В. -

заместителя руководителя Кемеровского УФАС России;

Членов комиссии:

 Лыжина Д.А. -      

начальника отдела контроля в сфере закупок;

 

 Сивороновой Т.В. -

 

 

ведущего специалиста - эксперта отдела контроля в сфере закупок,

 

рассмотрев дело № 814/З-2016, возбужденное по признакам нарушения  заказчиком – Администрацией Шерегешского городского поселения законодательства в сфере закупок при проведении электронного аукциона № 0139300002616000038 «Выполнение работ по благоустройству территории Шерегешского городского поселения», и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с требованиями статьи 99 Федерального закона  от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – ФЗ № 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей)  для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России  от 19.11.2014 № 727/14,

 

установила:

         22.12.2016г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступили жалобы ООО «Строительные технологии» (вх. № 5186Э от 22.12.2016г.), ООО «Запсибресурс» (вх. № 5197Э от 22.12.2016), ООО «А Строй» (вх. № 5202Э от 22.12.2016) на действия заказчика – Администрации Шерегешского городского поселения при проведении электронного аукциона № 0139300002616000038 «Выполнение работ по благоустройству территории Шерегешского городского поселения».

        По мнению заявителей, аукционная документация не соответствует требованиям закона о контрактной системе, а именно:

          - заявитель ООО «А Строй» указывает на то, что заказчиком указан ГОСТ Р 52322-2005, который является недействующим;

         - заявитель ООО «Строительные технологии» указывает на то, что заказчик при описании досок использует формулировку «не хуже», что является нарушением требований части 2 статьи 33 ФЗ № 44-ФЗ;

         - заявитель ООО «Запсибресурс» считает, что установление требования о наличии у участников закупки свидетельства о допуске СРО на работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, является нарушением требований части 1 статьи 31 ФЗ № 44-ФЗ. Также считает, что требование свидетельства о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, является нарушением требований части 6 статьи 31 ФЗ № 44-ФЗ. По мнению заявителя, заказчиком нарушена часть 7 статьи 66 ФЗ № 44-ФЗ, так как извещение размещено в Единой информационной системе 06.12.2016, а срок подачи заявок установлен с 07.12.2016. В проекте контракта заказчиком установлен срок оплаты в банковским днях, что нарушает часть 8 статьи 30 ФЗ № 44-ФЗ. В пункте 4.6 Проекта указано, что оплата заказчиком производится в течение 30 (не более) банковских дней, что нарушает часть 8 статьи 30 ФЗ № 44-ФЗ. Заказчиком в пунктах 6.2, 6.5 предусмотрена ответственность в случае снижения начальной (максимальной) цены контракта до 3 млн. рублей и менее. В пункте 6.6 Проекта контракта заказчиком установлено, что штраф с подрядчика взыскивается за каждое нарушение, что нарушает часть 8 статьи 34 ФЗ № 44-ФЗ. По мнению заявителя, указание характеристик «от» и «до» является нарушением статьи 33 ФЗ № 44-ФЗ, а также неустановление инструкции по заполнению заявки нарушает пункт 2 части 1 статьи 64 ФЗ № 44-ФЗ. Заказчиком по показателю «Сечение жилы 16мм» единица измерения указана в противоречие с требованиями ГОСТ 31946-2012.                        

         В процессе рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки Комиссией Кемеровского УФАС России установлено:

06.12.2016г. на официальном сайте http://zakupki.gov.ru/ заказчиком - Администрацией Шерегешского городского поселения были размещены извещение о проведении электронного аукциона № 0139300002616000038 «Выполнение работ по благоустройству территории Шерегешского городского поселения» и аукционная документация.

Начальная (максимальная) цена контракта – 15 569 265 ,59 рублей.

Согласно требованиям пункта 2 части 1 статьи 33 ФЗ № 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилами использования при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Заказчиком в части II перечня товаров (материалов) аукционной документации установлено следующее: «Счетчик электроэнергии - Класс точности счетчика 1 или 2 по ГОСТ Р 52322-2005».

Заказчиком в документации «Описание объекта закупки. Общие требования» указано, что в случае, если в описании объекта закупки содержатся указания (ссылки) на утратившие силу (недействующие) нормы и правила (СП, СНиП, СТО, НОСТРОЙ, РД, ГОСТ и т.д), то следует применять действующие нормы и правила, принятые взамен утративших силу.

На основании вышеизложенного Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу о том, что в действиях заказчика – Администрации Шерегешского городского поселения отсутствует нарушение требований пункта 2 части 1 статьи 33 ФЗ № 44-ФЗ.

Согласно требованиям пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ № 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Заказчиком в части II перечня товаров (материалов) аукционной документации при описании «Досок» используется формулировка «не хуже III сорта».

В разделе I части II перечня товаров (материалов) аукционной документации заказчиком указано, что доски должны соответствовать: ГОСТ 8486-86, ГОСТ 24454-80, ГОСТ 7016-2013, ГОСТ 2140-81, ГОСТ 18288-87.

Согласно пункту 2.2 ГОСТ 8486-86 по качеству древесины и обработки доски разделяются на пять сортов (отборный, 1, 2, 3, 4-й).

Комиссией Кемеровского УФАС России был проанализирован ГОСТ 8486-86 и установлено, что сорта отборный, 1, 2 будут лучше по качеству древесины и обработке доски.

На основании вышеизложенного в действиях заказчика – Администрации Шерегешского городского поселения отсутствует нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ №44-ФЗ. 

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 ФЗ № 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно требованиям части 6 статьи 31 ФЗ № 44-ФЗ заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.

В пункте 13 аукционной документации заказчиком установлены следующие требования к участникам закупки:

20.2. Устройство сетей электроснабжения напряжением до 35 кВ включительно

20.5. Монтаж и демонтаж опор для воздушных линий электропередачи напряжением до 35 кВ

20.8. Монтаж и демонтаж проводов и грозозащитных тросов воздушных линий электропередачи напряжением до 35 кВ включительно

20.12. Установка распределительных устройств, коммутационной аппаратуры, устройств защиты.

Объектом закупки № 0139300002616000038 является «Выполнение работ по благоустройству территории Шерегешского городского поселения».

Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержден Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624.

Комиссией Кемеровского УФАС России проанализированы Описания объекта закупки, а также локальные сметы, в которых отсутствуют работы входящие в Перечень, утвержденный Приказом № 624.

Таким образом, установленное заказчиком – Администрацией Шерегешского городского поселения требование о наличии у участников закупки копии свидетельства СРО с допуском 20.2 «Устройство сетей электроснабжения напряжением до 35 кВ включительно», 20.5 «Монтаж и демонтаж опор для воздушных линий электропередачи напряжением до 35 кВ», 20.8 «Монтаж и демонтаж проводов и грозозащитных тросов воздушных линий электропередачи напряжением до 35 кВ включительно», 20.12 «Установка распределительных устройств, коммутационной аппаратуры, устройств защиты» нарушает требование части 6 статьи 31 ФЗ № 44-ФЗ.

Письмом ФАС России от 02.11.2015 N АЦ/60557/15 "О рассмотрении обращения о применении Закона о контрактной системе по вопросу установления требований к участникам закупок о наличии у них свидетельств о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, выдаваемых саморегулируемыми организациями, при выполнении работ на объектах нового строительства" предусматривается:

В соответствии с пунктом 1 части 31 ФЗ № 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно части 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам (далее - свидетельство СРО).

Частью 2 статьи 55.8 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК HA) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.

В соответствии с частью 3.1 статьи 52 ГрК РФ в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства включены в указанный в части 4 статьи 55.8 ГрК РФ перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

Пунктом 10 части 1 статьи 1 ГрК РФ установлено, что под объектом капитального строительства понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

Приказом Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 № 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Следовательно, условием допуска к участию в закупках на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства является наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства. При этом требование о наличии у участника закупки свидетельства о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (за исключением работ по организации строительства). 

Таким образом, требование о наличии у участников закупки свидетельства о допуске к определенным видам работ (за исключением работ по организации строительства), нарушают требования пункта 1 части 1 статьи 31 ФЗ № 44-ФЗ.

Согласно требованиям части 7 статьи 66 ФЗ № 44-ФЗ участник электронного аукциона вправе подать заявку на участие в таком аукционе в любое время с момента размещения извещения о его проведении до предусмотренных документацией о таком аукционе даты и времени окончания срока подачи на участие в таком аукционе заявок.

06.12.2016 заказчиком в Единой информационной системе размещено извещение о проведении электронного аукциона № 0139300002616000038 «Выполнение работ по благоустройству территории Шерегешского городского поселения».

Комиссией Кемеровского УФАС России было проанализировано данное извещение и установлено, что дата и время начала подачи заявок - 06.12.2016.

Таким образом, в действиях заказчика отсутствует нарушение требований части 7 статьи 66 ФЗ № 44-ФЗ.

   

Согласно требованиям части 8 статьи 30 ФЗ № 44-ФЗ в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.

        Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона № 0139300002616000038 и аукционной документации предусмотрено, что закупка осуществляется только для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии счастью 3 статьи 30 ФЗ №44-ФЗ.

        В пункте 4.6 Проекта контракта заказчиком установлен следующий срок оплаты: «Авансовый платеж не предусмотрен. Заказчик обязан оплатить выполненную работу в течение 30 (не более) банковских дней с даты подписания Заказчиком Акта приемки результата работы (документ о приемки)».

Таким образом, заказчиком в проекте контракта, который будет заключаться с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, установлено обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта с нарушением требований части 8 статьи 30     № ФЗ-44.

        В соответствии с частью 4 статьи 34 ФЗ № 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

        При этом частями 5, 8 статьи 34 ФЗ № 44-ФЗ установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер штрафа в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем), заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2013г. № 1063 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее – Правила), за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;

в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;

г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

Согласно пункту 5 Правил за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;

в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;

г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

Заказчиком в пунктах 6.2, 6.5 Проекта контракта установлен лишь по подпункту «б» пунктов 4, 5 Постановления Правительства № 1083.

Поскольку заказчиком в пунктах 6.2, 6.5 Проекта контракта предусмотрены только размеры штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком и подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, (2% и 5% соответственно), то заказчиком нарушены требования частей 5, 8 статьи 34 ФЗ № 44-ФЗ.

Заказчиком в пункте 6.6 Проекта контракта установлено следующее: «За ненадлежащее исполнение обязательств по контракту Заказчик взыскивает штраф с Подрядчика отдельно за каждое нарушение (за каждый случай неисполненного Подрядчиком обязательства по контракту, по факту его наступления)».

Кемеровским УФАС России проанализированы части 5, 8 статьи 34 ФЗ № 44-ФЗ  и установлено, что в случае просрочки исполнения заказчиком, поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, одна и другая стороны вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней), следовательно, ответственность устанавливается за каждое конкретное нарушение.

Согласно требованиям части 2 статьи 33 ФЗ № 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Заказчиком в части II Описания объекта закупки установлены характеристики для показателя «Доски» с предлогами «от» и «до», следовательно, участникам закупки при заполнении заявки необходимо указать конкретные показатели.

Поскольку заказчиком указаны минимальные и максимальные значения, то в действиях заказчика отсутствует нарушение требований части 2 статьи 33 ФЗ № 44-ФЗ.

Заказчиком в части II Описания объекта закупки установлены требования к «Провод – самонесущий изолированный без несущего элемента, с алюминиевыми токопроводящими жилами, с изоляцией из светостабилизированного сшитого полиэтилена. Сечение жилы 16мм.

Согласно ГОСТ 31946-2012 единицы измерения - мм².

Поскольку заказчиком допущена неточность в части указания единицы измерения сечения жилы, то заказчиком нарушены требования пункта 2 части 1 статьи 33 ФЗ № 44-ФЗ.

Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального Закона № 44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия  Кемеровского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Строительные технологии» на действия заказчика – Администрацию Шерегешского городского поселения при проведении электронного аукциона № 0139300002616000038 «Выполнение работ по благоустройству территории Шерегешского городского поселения» необоснованной.

2. Признать жалобу ООО «А Строй» на действия заказчика – Администрацию Шерегешского городского поселения при проведении электронного аукциона № 0139300002616000038 «Выполнение работ по благоустройству территории Шерегешского городского поселения» необоснованной.

3. Признать жалобу ООО «Запсибресурс» на действия заказчика – Администрацию Шерегешского городского поселения при проведении электронного аукциона № 0139300002616000038 «Выполнение работ по благоустройству территории Шерегешского городского поселения» частично обоснованной (в части установления требования к участникам закупки о наличии свидетельства СРО, а также на конкретные виды работ; в части установления сроков оплаты в банковских днях; в части установления размера штрафа; в части установления единицы измерения в противоречие с ГОСТ 31946-2012).

4. Признать заказчика – Администрацию Шерегешского городского поселения нарушившим требования части 6 статьи 31, пункта 1 части 1 статьи 31, части 8 статьи 30, частей 5, 8  статьи 34, пункта 2 части 1 статьи 33 ФЗ № 44-ФЗ.

         5. Выдать предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.

  4. Передать материалы дела № 814/З-2016 должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Председатель комиссии:

Стельмах С.В.  

Члены Комиссии:     

Лыжин Д.А.

 

Сиворонова Т.В.

Связанные организации

Связанные организации не указаны