Решение №08/2798 от 27.03.2015г. Решение по делу №72/З-2015 от 31 марта 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение

  «26» марта 2015 года                                                                                             г. Кемерово

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по контролю в сфере закупок в составе:

Председателя комиссии:

 Стельмах С.В.   -

заместителя руководителя

Кемеровского УФАС России;

 

Членов комиссии:

Лыжина Д.А.-        

начальника  отдела контроля в сфере закупок;

 

 

 Коломиец А.А. -

 

 

Михалевой Е.Е. -    

 

 

специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок;

 

главного специалиста-эксперта отдела  контроля в сфере закупок;

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

при участии:

- <...>, <...> – представителей МКУ «УЖНП Беловского муниципального района», по доверенности ,

рассмотрев  дело №72/З-2015, возбужденное по признакам нарушения  МКУ «УЖНП Беловского муниципального района» законодательства в сфере закупок при проведении  аукциона в электронной форме №033930006005000010  на текущий ремонт котельной №2, п. Старобачаты, ул. Мира,  в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с требованиями п.п «б» п.2 ч.3 ст. 99 Федерального закона  от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – ФЗ № 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России  от 19.11.2014 № 727/14

 

установила:

 

23.03.2015г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступила жалоба ООО «Сибирская торговая компания» (вх. №1041э от 23.03.2015г.) на положения документации электронного аукциона №033930006005000010  на текущий ремонт котельной №2, п. Старобачаты, ул. Мира.

По мнению ООО «Сибирская торговая компания»,  опубликованная документация об аукционе разработана с нарушениями требований законодательства о контрактной системе

 

В процессе рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки Комиссией Кемеровского УФАС России установлено:

16.03.2015г. на официальном сайте http://zakupki.gov.ru/  заказчиком  – МКУ «УЖНП Беловского муниципального района» были размещены извещение о проведении электронного аукциона №033930006005000010  на текущий ремонт котельной №2, п. Старобачаты, ул. Мира и аукционная документация.

26.03.2015г. единой комиссией МКУ «УЖНП Беловского муниципального района» были рассмотрены три представленные для участия в аукционе заявки и принято решение об отказе в допуске к участию в аукционе всем участникам, в связи с несоответствием их заявок требованиям аукционной документации, в связи с чем электронный аукцион №033930006005000010  был признан несостоявшимся (Протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 26.03.2015г.).

 

Согласно части 7 статьи 66 ФЗ №44-ФЗ участник электронного аукциона вправе подать заявку на участие в таком аукционе в любое время с момента размещения извещения о его проведении до предусмотренных документацией о таком аукционе даты и времени окончания срока подачи на участие в таком аукционе заявок.

Извещение о проведении электронного аукциона №033930006005000010  размещено заказчиком на официальном сайте 16.03.2015г.

В информационной карте аукциона заказчиком установлена дата начала подачи заявок на участие в аукционе – 17 марта 2015г.

В соответствии с частью 1 статьи 2 ФЗ №44-ФЗ законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

Статьей 191 Гражданского кодекса РФ установлено, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

На основании изложенного установление заказчиком срока подачи аукционных заявок со следующего дня за опубликованием извещения об аукционе не противоречит действующему законодательству о контрактной системе, вследствие чего довод заявителя в данной части следует признать необоснованным.

 

Частью 6 статьи 31 ФЗ № 44-ФЗ установлено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Федерального закона о контрактной системе.

ООО «Сибирская торговая компания» указывает, что заказчиком в п. 2.1 аукционной документации установлено требование к участникам закупки о правомочности участника  заключать контракт, тогда как такого требования Законом о контрактной системе не установлено.

Из пояснений  представителей заказчика следует, что требования к участникам аукциона установлены не аукционной документацией, а информационной картой аукциона, в которой требование о правомочности участника закупки заключать контракт отсутствует.

Вместе с тем в пункте 2.1 документации об аукционе такое требование содержится, что противоречит части 6 статьи 31 ФЗ №44-ФЗ.

 

В пункте 5.4.3. документации об аукционе заказчик указывает, что при признании несостоявшимися, электронного аукциона, и принятие заказчиком в соответствии с частями 1 и 7 статьи 55, частями 1 - 3 статьи 71, частями 1 и 3 статьи 79, частью 18 статьи 93  Федерального закона № 44-ФЗ решения об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Такое решение заказчика согласовывается при осуществлении закупок для обеспечения, муниципальных нужд соответственно с уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок. При этом контракт должен быть заключен с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на условиях, предусмотренных документацией о закупке, по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, но не выше начальной (максимальной) цены контракта. Порядок согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) устанавливается федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. При этом срок согласования не должен быть более чем десять рабочих дней с даты поступления обращения о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Данное требование установлено в нарушение пункта 25 части 1 ст. 93 ФЗ №44-ФЗ, поскольку в случаях, указанных в соответствии с ч.4 и 5 ст.15, ч.1-3.1 ст.71, ч.1 и 3 ст.79 ФЗ-44 согласование с контролирующим органом не производится.

 

В силу пункта 2 части 1 статьи 64 ФЗ №44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Пунктом 3 части 3 статьи 66 ФЗ №44-ФЗ установлено, что первая часть заявки должна содержать следующую информацию:

3) при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар:

а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;

б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Заказчик в пункте 24 Информационной карты документации об аукционе устанавливает, что первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать следующие сведения:

а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в части III «Техническое задание» документации об аукционе (далее – техническое задание), содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в техническом задании, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным в техническом задании;

б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным в техническом задании, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в техническом задании указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя;

В пункте 24 информационной карты документации заказчиком установлено следующее требование к информации, которую должна содержать вторая часть заявки: 1) фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона.

Согласно пункту 1 части 5 статьи 66 ФЗ №44-ФЗ идентификационный номер налогоплательщика учредителей предоставляется только при наличии.

На основании вышеизложенного заказчиком в аукционной документации установлены требования о предоставлении в составе первой и второй частей заявок на участие в аукционе информации, не соответствующей положениям статьи 66 ФЗ №44-ФЗ, что противоречит пункту 2 части 1 статьи 64 ФЗ №44-ФЗ.

 

       В пункте 24 информационной карты аукциона заказчиком установлено требование о предоставлении участниками аукциона во второй части заявки свидетельства о допуске к определенным работам (видам работ), выданное саморегулируемой организацией в соответствии со статьей 52 Градостроительного кодекса РФ и с приказом Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2009 г. № 624 «Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства», на следующие виды работ: 23.4.- Монтаж оборудования котельных; либо 33.5.- Объекты теплоснабжения.

     Частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ установлено, что в случае, если работы  по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства включены в перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

         Техническим заданием аукционной документации предусмотрены работы по установке котельного оборудования, а именно: котлов стальных жаротрубных пароводогрейных на твердом топливе, насосов сетевых, насосов подпиточных.

         Пунктом 23.4 Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, предусмотрены работы по монтажу оборудования котельных.

           На основании изложенного требование заказчика о предоставлении участниками аукциона во второй части заявки свидетельства о допуске СРО является правомерным, а довод ООО «Сибирская торговая компания» в данной части – необоснованным.

 

В пункте 24 информационной карты аукционной документации заказчик требует предоставить в составе второй части заявки документы, подтверждающие право участника аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28 - 30 ФЗ № 44-ФЗ, или копии этих документов, а также документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со ст. 14 настоящего ФЗ-44, или копии этих документов.

При этом в пункте 9 Информационной карты указано следующее:

Преференции учреждениям уголовно-исполнительной системы: не установлены.

Преференции организациям инвалидов: не установлены.

Преференции к стране происхождения товаров: не установлены.

Согласно части 6 статьи 66 ФЗ №44-ФЗ требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.

Таким образом, требование о предоставлении во второй части заявки вышеперечисленных документов является нарушением части 6 статьи 66 ФЗ №44-ФЗ.

 

         В соответствии с частью 1 статьи 34 ФЗ №44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с ФЗ № 44-ФЗ  извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

В соответствии с частью 4 статьи 34 ФЗ № 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

При этом частями 5, 7, 8 статьи 34 ФЗ № 44-ФЗ установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определенный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.

Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063 (далее – Правила).

В соответствии с частью 13 статьи 34 ФЗ № 44-ФЗ в случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.

Таким образом, учитывая, что ФЗ № 44-ФЗ не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, размер неустойки (штрафа, пени), а также условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу в случае заключения с ним контракта, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта, подлежат включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации об аукционе.

На основании изложенного, надлежащим исполнением обязанности заказчика по установлению размеров неустойки целесообразно считать включение в проект контракта:

- пени за каждый день просрочки исполнения заказчиком обязательства, предусмотренного контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы;

- штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, в размере процента цены контракта, указанного в подпунктах «а» - «г» пункта 5 Правил;

- пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом путем указания формул и порядка расчета пени, указанных в пунктах 6 –8 Правил;

- штрафа за ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, в размере процента цены контракта, указанного в подпунктах «а» - «г» пункта 4 Правил.

При этом подпункты «а» - «г» пунктов 4 и 5 Правил содержат различные размеры штрафа в зависимости от цены контракта. Учитывая, что контракт заключается по цене, предлагаемой участником закупки, но не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, заказчикам целесообразно устанавливать в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Правилами для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта.

Кроме того, следует учесть, что включение в проект контракта ссылки на Правила вместо установления вышеуказанных размеров штрафа, пени не является надлежащим исполнением обязанности заказчика по установлению размеров неустойки.

Вместе с тем в пунктах 12.3, 12.4 проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью документации об аукционе №033930006005000010, заказчиком  имеется лишь указание на то, что пеня и штрафы за ненадлежащее исполнение сторонами обязательств по контракту определяются в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063, что противоречит требованиям частей 7 и 8 ФЗ статьи 34 ФЗ № 44-ФЗ.

 

Исходя из пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ №44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Заказчиком в Техническом задании установлены следующие требования: кислород технический газообразный 1 или 2 сорта, в соответствии с ГОСТ 5583-78 Объемная доля кислорода, %, не менее 99,7, Объемная доля водяных паров, %, не более 0,007, Объемная доля водорода, %, не более 0,3, или эквивалент. Подразумевается, что при выполнении работ может использоваться как первый сорт кислорода, так и второй.

Вместе с тем согласно пункту 1.3 Таблица 1 ГОСТ 5583-78 характеристики (показатели) кислорода в Техническом задании установлены только для первого сорта, что не позволяет использовать второй сорт кислород и противоречит положениям пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ №44-ФЗ.

 

В жалобе ООО «Сибирская торговая компания» указано, что заказчиком в Техническом задании установлены следующие требования: краски масляные земляные марки МА-0115 мумия или сурик железный  в соответствии с ГОСТ 10503-71. Однако, согласно ГОСТ 10503-71 краска мумия или сурик железный марки МА-0115 не производится, а указана только марка МА-15, вследствие чего  участникам закупки не представляется возможным позволяет правильно оформить первую часть заявки на участие в аукционе.

Согласно пояснениям заказчика, краски масляные земляные МА-0115 мумия, сурик железный соответствуют Территориальному сборнику единичных расценок (ТЕР) 81-02-11-2001 с кодом ресурса 101-0388. Маркировка краски установлена в соответствии с требованиями ГОСТ 9825-73 «Материалы лакокрасочные. Термины, определения и обозначения», согласно которому для обозначения лакокрасочных материалов используется буквенно-цифровая система, состоящая из 5 групп знаков для масляных красок, а именно: перед третьей группой (после буквенного обозначения МА) ставится 0 и обозначает назначение краски, в четвертой группе ставится цифра, определяющая наименование олифы, из которой изготовлена краска – 1 (олифа натуральная).

На основании изложенного доводы ООО «Сибирская торговая компания» в данной части являются необоснованными.

 

В Техническом задании заказчиком установлено требование к олифе комбинированной о соответствии ГОСТ 51692-2000 «Олифы. Общие технические условия», который утратил силу с 1 января 2015г. в связи с изданием Приказа Росстандарта от 08.11.2013г. №837-ст, вследствие чего участникам закупки невозможно использовать материалы в соответствии с указанным нормативным документом, что противоречит положениям пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ № 44-ФЗ.

Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд», комиссия Кемеровского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Сибирская торговая компания» на действия заказчика – МКУ «УЖНП Беловского муниципального района» были размещены извещение о проведении электронного аукциона №033930006005000010  на текущий ремонт котельной №2, п. Старобачаты, ул. Мира  частично обоснованной (в части нарушения части 6 статьи 31, пункта 25 части 1 статьи 93, пункта 2 части 1 статьи 64, части 6 статьи 66, частей 7 и 8 статьи 34, пункта 1 части 1 статьи 34 Федерального закона  от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд»).

2. Признать заказчика – МКУ «УЖНП Беловского муниципального района» нарушившим  часть 6 статьи 31, пункт 25 части 1 статьи 93, пункт 2 части 1 статьи 64, часть 6 статьи 66, части 7 и 8 статьи 34, пункт 1 части 1 статьи 34 Федерального закона  от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд».

3. Выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

  4. Передать материалы дела №72/З-2015 должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Председатель комиссии:                                                   С.В. Стельмах

 

Члены  комиссии:                                                              Д.А. Лыжин

                                                                                               

                                                                                             А.А. Коломиец

 

                                                                                             Е.Е. Михалева                            

Связанные организации

Связанные организации не указаны