Решение №08/35 от 09.01.2018 Решение по делу № 931/З-2017 от 10 января 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

«28»  декабря 2017 года

Резолютивная часть решения оглашена «27» декабря 2017г.

Решение изготовлено в полном объеме «28» декабря 2017г.                    г. Кемерово

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по контролю в сфере закупок в составе:

Председателя комиссии: <…>- заместителя руководителя Кемеровского УФАС России;

Членов комиссии: <…>-      начальника отдела контроля в сфере закупок;

<…>

<…>.- главного специалиста - эксперта отдела контроля в сфере закупок

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок;

при участии:

- <…>- представителя Территориального фонда обязательного медицинского страхования Кемеровской области, по доверенности;

- <…>– представителя Департамента контрактной системы Кемеровской области, по доверенности,

рассмотрев  дело № 931/З-2017, возбужденное по признакам нарушения заказчиком – Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Кемеровской области  законодательства в сфере закупок при проведении запроса котировок № 0139200000117013841 на оказание услуг по проведению экспертизы качества медицинской помощи и реэкспертизы, проведенной страховыми медицинскими организациями, и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с п.п «б» п.2 ч.3 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров,  работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – ФЗ № 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России  от 19.11.2014г.  № 727/14, 

 

УСТАНОВИЛА:

 

            22.12.2017г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступила жалоба ООО «Центр медицинской экспертизы, консалтинга, аудита» (вх. № 8479э от 22.12.2017г.) на действия заказчика – Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Кемеровской области при проведении запроса котировок  № 0139200000117013841 на оказание услуг по проведению экспертизы качества медицинской помощи и реэкспертизы, проведенной страховыми медицинскими организациями.

          По мнению заявителя, извещение о проведении запроса котировок не соответствует требованиям закона о контрактной системе.

          В процессе рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки Комиссией Кемеровского УФАС России установлено:

         14.12.2017г. на официальном сайте http://zakupki.gov.ru/ уполномоченным органом – Департаментом контрактной системы Кемеровской области по заявке заказчика – Территориального фонда обязательного медицинского страхования Кемеровской области  было размещено извещение о проведении запроса котировок № 0139200000117013841 на оказание услуг по проведению экспертизы качества медицинской помощи и реэкспертизы, проведенной страховыми медицинскими организациями.

На участие в запросе котировок была подана 1 заявка.

В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 25.12.2017г. единственная заявка участника закупки  была признана соответствующей требованиям извещения о проведении запроса котировок. Запрос котировок был признан несостоявшимся.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 73 ФЗ №44-ФЗ в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 настоящего Федерального закона (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), а также в пункте 8 данной статьи (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

В силу пункта 1 части 1 статьи 31 ФЗ №44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании) данный закон регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности. 

Объектом рассматриваемой закупки является оказание услуг по проведению экспертизы качества медицинской помощи и реэкспертизы, проведенной страховыми медицинскими организациями.

Согласно части 7 статьи 40 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» экспертиза качества медицинской помощи проводится экспертом качества медицинской помощи, включенным в территориальный реестр экспертов качества медицинской помощи. Экспертом качества медицинской помощи является врач - специалист, имеющий высшее образование, свидетельство об аккредитации специалиста или сертификат специалиста, стаж работы по соответствующей врачебной специальности не менее 10 лет и прошедший подготовку по вопросам экспертной деятельности в сфере обязательного медицинского страхования. Федеральный фонд, территориальный фонд, страховая медицинская организация для организации и проведения экспертизы качества медицинской помощи поручают проведение указанной экспертизы эксперту качества медицинской помощи из числа экспертов качества медицинской помощи, включенных в территориальные реестры экспертов качества медицинской помощи.

Таким образом, в качестве потенциального исполнителя по контракту на оказание услуг по проведению экспертизы качества медицинской помощи и реэкспертизы, проведенной страховыми медицинскими организациями, может выступать только физическое лицо, которое не попадает под действие Закона о лицензировании. 

На основании изложенного заказчик не вправе устанавливать в извещении о проведении запроса котировок на оказание услуг по проведению экспертизы качества медицинской помощи и реэкспертизы, проведенной страховыми медицинскими организациями, требование о предоставлении участниками закупки лицензии на осуществление медицинской деятельности. 

Аналогичную позицию в части лицензирования деятельности экспертов качества в системе обязательного медицинского страхования занимает Министерство здравоохранения Российской Федерации (Письмо от 28.05.2015 №11-11/10/2-2554). Схожие разъяснения по данному вопросу содержатся в письме Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 08.05.2015 №2812/30-5 «О лицензировании экспертной деятельности ТФОМС». 

В связи с вышеизложенным довод заявителя о необходимости установления заказчиком в извещении о проведении запроса котировок требования к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности является необоснованным.

Согалсно части 1 статьи 24 ФЗ №44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Частью 5 статьи 24 ФЗ №44-ФЗ установлено, что заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Исчерпывающий перечень закупок, которые необходимо проводить в форме электронного аукциона, предусмотрен Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 №471-р «О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых Заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронной аукцион)».

Поскольку закупка на оказание услуг по проведению экспертизы качества медицинской помощи и реэкспертизы, проведенной страховыми медицинскими организациями, не входит вышеуказанный перечень,  Заказчик выбрал в качестве способа определения исполнителя запрос котировок.

В силу части  2 статьи 72 ФЗ №44-ФЗ заказчик вправе осуществлять закупки путем проведения запроса котировок в соответствии с положениями настоящего параграфа при условии, что начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятьсот тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем сто миллионов рублей.

Закон о контрактной системе не содержит иных ограничений на осуществление закупок путем проведения запроса котировок, в том числе по количеству таких закупок, а также по одноименности закупаемых товаров, работ, услуг.

Начальная (максимальная) цена рассматриваемого контракта не превышает пятьсот тысяч рублей.

Исходя из положений части 2 статьи 72 ФЗ №44-ФЗ, десять процентов рассчитывается из совокупного годового объема закупок текущего года.

          В рассматриваемом случае текущим годом является 2017 год.

        В настоящее время 2017 год не завершен, у заказчика информация о совокупном годовом объеме закупок, а также о годовом объеме закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, отсутствует.

        Таким образом, на момент рассмотрения жалобы ООО «Центр медицинской экспертизы, консалтинга, аудита» в действиях заказчика нарушения требований ФЗ №44-ФЗ не установлено.

На основании изложенного довод заявителя о том, что проведение заказчиком 29 конкурентных процедур, имеющих идентичный объект закупки, путем запроса котировок влечет за собой ограничение кодичества участников закупки, является необоснованным.

В силу пункта 2 статьи 42 ФЗ №44-ФЗ заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

В соответствии с частьями 1 и 2 статьи 40 Федерального закона от 29.11.2010 №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи медицинскими организациями в объеме и на условиях, которые установлены территориальной программой обязательного медицинского страхования проводится в соответствии с порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, установленным Федеральным фондом. Контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи осуществляется путем проведения медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи. 

Экспертиза качества медицинской помощи оказывается экспертами качества медицинской помощи, включенными в территориальный реестр экспертов качества медицинской помощи. Территориальный реестр экспертов качества медицинской помощи содержит сведения об экспертах качества медицинской помощи, осуществляющих экспертизу качества медицинской помощи в рамках контроля в субъекте Российской Федерации (ч.84 Приказа ФФОМС от 01.12.2010 № 230 «Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию»).

Кроме того, заказчик руководствовался ч.22 Приказа ФФОМС от 01.12.2010 № 230 «Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию», где указано, что экспертиза качества медицинской помощи проводится экспертом качества медицинской помощи, включенным в территориальный реестр экспертов качества медицинской помощи (т.е. в данном случае Территориальный реестр Кемеровской области) по поручению территориального фонда обязательного медицинского страхования или страховой медицинской организации.

Следует отметить, что в соответствии с письмом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.02.2017 №Д28и-699 заказчик вправе территориально ограничивать удаленность места оказания услуг, указав границы административного округа (территориального образования). 

Заказчик указал в извещении, что услуги оказываются по месту нахождения исполнителя, на территории Кемеровской области. Территориальный реестр экспертов качества медицинской помощи Кемеровской области, размещенный на официальном сайте ТФОМС Кемеровской области, включает перечень врачей-экспертов качества медицинской помощи по тем профилям, которые указаны в извещениях. Информация о закупках Фонда находится в свободном доступе, таким образом, принять участие в запросе котировок на оказание услуг по проведению экспертизы качества медицинской помощи и реэкспертизы, проведенной страховыми медицинскими организациями, может каждый эксперт, включенный в перечень  экспертов качества медицинской помощи. 

На основании изложенного довод заявителя о том, что заказчик неправомерно ограничил территориальную принадлежность участника закупки субъектом федерации – Кемеровской областью является необоснованным.

        Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального Закона № 44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия  Кемеровского УФАС России,

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Центр медицинской экспертизы, консалтинга, аудита» на действия заказчика – Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Кемеровской области при проведении запроса котировок  № 0139200000117013841 на оказание услуг по проведению экспертизы качества медицинской помощи и реэкспертизы, проведенной страховыми медицинскими организациями необоснованной.

2. Производство по делу № 931/З-2017 прекратить. 

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Председатель комиссии:                                                         <…>

   

          Члены  комиссии:                                                          <…>

 

                                                                                                   <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны