Решение №08/5840 от 28.06.2017г. Решение по делу № 423/З-2017 от 28 июня 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
«28» июня 2017г.        
Резолютивная часть решения оглашена «27» июня 2017г.
Решение изготовлено в полном объеме «28» июня 2017г.                     г. Кемерово

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по контролю в сфере закупок в составе:

Председателя комиссии:    <…>-    заместителя руководителя Кемеровского УФАС России;
Членов комиссии:         <…>-    главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок;
    <…>-    ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок;
при участии:
- <…>– представителя ООО «ПроектГрупп», по доверенности;
- <…>- представителя ГКУ КО "Дирекция автомобильных  дорог Кузбасса", по доверенности;
- <…> – представителя Департамента контрактной системы Кемеровской области, по доверенности,
рассмотрев  дело № 423/З-2017, возбужденное по признакам нарушения заказчика - ГКУ КО "Дирекция автомобильных  дорог Кузбасса" требований ФЗ № 44-ФЗ при проведении открытого конкурса №0139200000117006746 на выполнение работ по паспортизации автомобильных дорог, в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с п.п «б» п.2 ч.3 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров,  работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – ФЗ № 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14,

УСТАНОВИЛА:

21.06.2017г.  в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступила жалоба ООО «ПроектГрупп» (вх. №2620э от 21.06.2017г.) на действия заказчика - ГКУ КО "Дирекция автомобильных  дорог Кузбасса" при проведении открытого конкурса №0139200000117006746 на выполнение работ по паспортизации автомобильных дорог.
По мнению заявителя, заказчиком был неправомерно выбран способ осуществления закупки – открытый конкурс. Кроме того, заявитель считает ограничивающими количество участников закупки  требования заказчика о выполнении работ лично, а также о предоставлении электронных паспортов в формате СВПД (НПО «Регион».

         В процессе рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки Комиссией Кемеровского УФАС России установлено:
19.06.2017г. в единой информационной системе уполномоченным органом – Департаментом контрактной системы Кемеровской области были размещены извещение о проведении открытого конкурса №0139200000117006746 на выполнение работ по паспортизации автомобильных дорог и конкурсная документация.

Согласно части 1 статьи 24 ФЗ №44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В силу части 5 статьи 24 ФЗ №44-ФЗ заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 59 ФЗ №44-ФЗ заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований настоящего Федерального закона.
Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) утвержден Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р.
Согласно подпункту 4 пункта 9 раздела IV «Классификация работ по содержанию автомобильных дорог» Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной Приказом Минтранса России от 16.11.2012 N 402 в прочие работы по содержанию входит паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений.
В соответствии с кодом  42.11.20 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) «Работы строительные по строительству автомагистралей, автомобильных дорог, в том числе улично-дорожной сети, и прочих автомобильных или пешеходных дорог, и взлетно-посадочных полос аэродромов»  Эта группировка включает:
- строительные работы по устройству дорожных покрытий автомагистралей, автомобильных дорог, улично-дорожной сети, прочих автомобильных и пешеходных дорог и открытых автомобильных стоянок;
- строительные работы по устройству или восстановлению дорожных покрытий автостоянок из асфальта, бетона и т.п.;
- строительные работы по строительству пешеходных дорожек, тротуаров, устройств управления движением автотранспорта, велосипедных дорожек и т.п.;
- работы по установке дорожных ограждений, бордюров на разделительной полосе, дорожных знаков и т.п.;
- услуги по разработке и техническому обслуживанию дорожных маршрутов и установке указателей;
- работы по ремонту и содержанию автомобильных дорог;
- строительные работы по устройству взлетно-посадочных полос аэродромов, включая рулежные дорожки и перроны для летательных аппаратов;
- работы по разметке дорожных покрытий, автомобильных стоянок и аналогичных поверхностей
Эта группировка не включает:
- строительные работы по строительству надземных автодорог (эстакад), тоннелей и мостов, см. 42.13.20;
- дорожные работы, связанные с прокладкой трубопроводов и кабельных линий (водоснабжения, канализации, газоснабжения, электроснабжения, телефонной связи и т.п.), см. 42.21, 42.22;
- строительные работы по прокладке линий электроснабжения для железных дорог, см. 42.22.21
При этом код 42 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008)  включен в  Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) утвержден Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р
В связи с вышеизложенным заказчиком - ГКУ КО "Дирекция автомобильных  дорог Кузбасса" способ проведения закупки №0139200000117006746 на выполнение работ по паспортизации автомобильных дорог  - открытый конкурс был выбран с нарушением требований части 2 статьи 59 ФЗ №44-ФЗ.

 В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 ФЗ №44-ФЗ конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ №44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчиком в форме №3 установлено описание объекта закупки, а именно:

Выполнение работ по паспортизации автомобильных дорог
Описание объекта закупки: Паспортизация автомобильных дорог протяженностью 759,15 км согласно приложению, с формированием электронных паспортов. 
Состав работ, требования Заказчика: 
Подрядчик должен выполнить следующие работы:
1. Полевые и камеральные работы с составлением паспортов на автомобильные дороги согласно требованиям ВСН 1-83 «Типовая инструкция по учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования», утвержденных Министерством автомобильных дорог РСФСР 5 февраля 1982 г.
2. Паспорта на автомобильные дороги формата А-3 выполнить в 2-х экземплярах, один из которых должен быть в жестком переплете.
3. Электронные паспорта должны быть представлены в формате СВПД (НПО «Регион»).
4. Электронные паспорта должны иметь возможность экспорта данных в электронные таблицы, графические редакторы и в Географические Информационные Системы.
5. Паспорта на автомобильные дороги согласовать с эксплуатирующей организацией.
Привлечение субподрядчиков: Не допускается

Представителем ГКУ КО "Дирекция автомобильных  дорог Кузбасса" на заседании Комиссии Кемеровского УФАС России были представлены пояснения, согласно которым у заказчика уже имеется программа СВПД НПО «Регион», вследствие чего является нецелесообразным представление заказчику электронных паспортов в иных программах. Кроме того, требуется представление в формате СВПД НПО «Регион», а не обязательное использование исключительно данной программы. Также представителем заказчик на заседании Комиссии Кемеровского УФАС России было отмечено, что программное обеспечение СВПД ООО «НПО Регион» в обороте не ограничено и может быть приобретено любым заинтересованным лицом.
В свою очередь, заявителем или его представителем в Комиссию Кемеровского УФАС России доказательств того, что вышеуказанные требования к работам ограничивают количество участников закупки, представлено не было.
На основании изложенного рассматриваемые доводы заявителя следует признать необоснованными.

В силу части 1 статьи 2 ФЗ №44-ФЗ законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 ФЗ №44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 706 Гражданского кодекса РФ если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
Пунктом 1.1 проекта контракта установлено, что Подрядчик берёт на себя обязательства по выполнению работ по паспортизации автомобильных дорог (далее также – объект, работы) своим иждивением, на свой риск, лично, с надлежащим качеством и в срок, установленный контрактом, обязуется сдать результат выполненных работ Заказчику, а Заказчик берёт на себя обязательства принять работы, выполненные в срок и с надлежащим качеством, оплатить их в соответствии с условиями контракта.  
На основании изложенного требование заказчика о выполнении подрядчиком контракта работ, являющихся предметом конкурса, лично не противоречит  действующему законодательству РФ, вследствие чего довод заявителя в данной части следует признать необоснованным.
Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона  от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд», комиссия Кемеровского УФАС России  

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу  ООО «ПроектГрупп» на действия заказчика - ГКУ КО "Дирекция автомобильных  дорог Кузбасса" при проведении открытого конкурса №0139200000117006746 на выполнение работ по паспортизации автомобильных дорог частично обоснованной (в части нарушения требований части 2 статьи 59 ФЗ №44-ФЗ).
2. Признать заказчика - ГКУ КО "Дирекция автомобильных  дорог Кузбасса" нарушившим часть 2 статьи 59 Федерального Закона № 44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
         3. Выдать предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.   
  4. Передать материалы дела №423/З-2016 должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства, предусмотренного частью 1 статьи 7.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения. 

Связанные организации

Связанные организации не указаны