Решение №08/6069 от 21.06.2018 Решение по делу № 435/З-2018 от 21 июня 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

«20» июня 2018 года

Резолютивная часть решения оглашена «19» июня 2018г.

Решение изготовлено в полном объеме «20» июня 2018г.                    г. Кемерово

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по контролю в сфере закупок в составе:

Председателя комиссии: <…>- заместителя руководителя Кемеровского УФАС России;

Членов комиссии: <…>. -        начальника отдела контроля в сфере закупок;

<…>. -

главного специалиста - эксперта отдела контроля в сфере закупок

при участии:

        - <…>- представителя Администрации Крапивинского муниципального района, по доверенности,

рассмотрев  дело № 435/З-2018, возбужденное по признакам нарушения заказчиком – МБОУ «Шевелевская средняя общеобразовательная школа» законодательства в сфере закупок при проведении электронного аукциона № 0139300002818000043 «Выполнение работ по объекту: "Реконструкция блока "В" школы в д.Шевели Крапивинского района, расположенного по адресу: Кемеровская область, Крапивинский район, д.Шевели, ул.Школьная, 2 (благоустройство)"», и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с п.п «б» п.2 ч.3 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров,  работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – ФЗ № 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России  от 19.11.2014г.  № 727/14, 

 

УСТАНОВИЛА:

 

09.06.2018г. и 13.06.2018г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступили жалобы ИП <...> (вх. 2874Э от 09.06.2018г.), ООО «Строительные технологии» (вх. 2902Э от 13.06.2018г.), ООО «А Строй» (вх. № 2904Э от 13.06.2018г.) на действия заказчика – МБОУ «Шевелевская средняя общеобразовательная школа» при проведении электронного аукциона № 0139300002818000043 «Выполнение работ по объекту: "Реконструкция блока "В" школы в д.Шевели Крапивинского района, расположенного по адресу: Кемеровская область, Крапивинский район, д.Шевели, ул.Школьная, 2 (благоустройство)"».

По мнению заявителей, аукционная документация не соответствует требованиям закона о контрактной системе. 

         В процессе рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки Комиссией Кемеровского УФАС России установлено:

         29.05.2018г. на официальном сайте http://zakupki.gov.ru/ заказчиком – МБОУ «Шевелевская средняя общеобразовательная школа» были размещены извещение о проведении электронного аукциона № 0139300002818000043 «Выполнение работ по объекту: "Реконструкция блока "В" школы в д.Шевели Крапивинского района, расположенного по адресу: Кемеровская область, Крапивинский район, д.Шевели, ул.Школьная, 2 (благоустройство)"» и аукционная документация.

         Начальная (максимальная) цена контракта – 14 493 127 ,00 рублей.

        Согласно требованиям части 2 статьи 31 ФЗ № 44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

        В соответствии с пунктом 2 Приложения № 1 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 при закупке работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей к участникам закупки устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка

Согласно примечанию к пункту 3 Приложения № 1 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:

- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;

- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).

Поскольку предметом закупки № 0139300002818000043 является выполнение работ по объекту: "Реконструкция блока "В" школы в д.Шевели Крапивинского района, расположенного по адресу: Кемеровская область, Крапивинский район, д.Шевели, ул.Школьная, 2 (благоустройство)", которое не относится к временным постройкам, киоскам, навесам и другим подобным постройкам, то участникам закупки, согласно примечанию к пункту 2 Приложения № 1 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 № 99, требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства.

        Заказчиком в пункте 18 Информационной карты аукционной документации требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в аукционе установлено в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99.

        Таким образом, в действиях заказчика – МБОУ «Шевелевская средняя общеобразовательная школа» отсутствует нарушение требований статьи 31 ФЗ № 44-ФЗ.

Согласно требованиям части 1 статьи 31 ФЗ № 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:

- 10) участник закупки не является офшорной компанией.

Согласно требованиям пункта 2 части 5 статьи 66 ФЗ 44-ФЗ вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.

Согласно требованиям части 6 статьи 66 ФЗ 3 44-ФЗ требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.

         В пункте 18 Информационной карты аукционной документации заказчиком установлены требования к содержанию, составу второй части заявки, а именно: «Документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требоваллниям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона №44-ФЗ.

  - декларация о соответствии участника аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 10 части 1 статьи 31 Федерального закона     №44-ФЗ».

Поскольку ФЗ № 44-ФЗ не установлено требование  о наличие во второй части заявки декларации, подтверждающей то, что участник закупки не является офшорной компанией, установление заказчиком данных требований нарушает требование части 6 статьи 66 ФЗ № 44-ФЗ.

В соответствии с пунктом 7 и 8 статьи 42 ФЗ №44-ФЗ заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация:

- размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом);

- размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.

Поскольку заказчиком извещении о проведении электронного аукциона № 0139300002818000043 не установлен порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок, а также порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, заказчиком нарушены требования пунктов 7 и 8 статьи 42 ФЗ №44-ФЗ.

Согласно части 2 статьи 110.2 ФЗ № 44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.

Пунктом 2 Постановления Правительства от 15.05.2017 № 570 «Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом» (далее - Постановление Правительства РФ № 570) установлены: 

а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке; 

б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" пункта 2 Постановления Правительства РФ № 570, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять: не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.; 

в) порядок определения размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, которые он обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, устанавливается Правилами определения неустойки.

Постановлением Правительства РФ № 570 утверждены виды работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.

        Поскольку в аукционной документации № 0139300002818000043 заказчиком не установлен перечень возможных видов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств, заказчиком нарушены требование части 2 статьи 110.2 ФЗ № 44-ФЗ.

Согласно требованиям пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ № 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В пункте 18 Информационной карты установлены следующие требования к составлению первой части заявки: «Если в требованиях указана фраза «одна из (и ее производные)», а далее марки (виды, характеристики, материалы и т.д.)  союз (материалов и т.д.) с указанием характеристик для указанной марки (материала и т.д.)».

Таким образом, при заполнении первой части заявки участнику закупки необходимо из указанных характеристик через «,», союз «и» выбрать одно из предложенных значений.

В пункте 18 Информационной карты установлены следующие требования к составлению первой части заявки: «При установлении заказчиком соответствующего минимального значения показателя товара с использованием слов/словосочетаний «не должен быть менее…», «не должен быть ниже…» (и их производные), «не менее…», «не ниже…», участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе обязан указать конкретное значение показателя, не меньше установленного документацией».

Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу о том, что в действиях заказчика отсутствует нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ № 44-ФЗ.

Довод заявителя ИП <...> о том, что заказчиком в Техническом задании по показателю «Земля растительная» установлены характеристики, которые можно узнать только при испытании определенной партии товара после его производства, признан Комиссией Кемеровского УФАС России необоснованным, поскольку характеристики для вышеуказанных товаров установлены в соответствии с требованиями пункта 2 части 1 статьи 33 ФЗ № 44-ФЗ, в соответствии с ГОСТами, указанными в аукционной документации, и не обязывают участника закупки на момент подачи заявки иметь данный товар в наличии.

В пункте 14 аукционной документации заказчиком установлены требование к щебню, а именно: «Щебень из природного камня для строительных работ. Потеря массы при испытании щебня из интрузивных пород».

Поскольку допущенная заказчиком опечатка при написании предлога «из» позволяет объективно составить участнику закупки первую часть заявки и не вводит участников закупки  в заблуждение, в действиях заказчика отсутствует нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ  44-ФЗ.

        Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального Закона № 44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия  Кемеровского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ИП <...> на действия заказчика – МБОУ «Шевелевская средняя общеобразовательная школа» при проведении электронного аукциона № 0139300002818000043 «Выполнение работ по объекту: "Реконструкция блока "В" школы в д.Шевели Крапивинского района, расположенного по адресу: Кемеровская область, Крапивинский район, д.Шевели, ул.Школьная, 2 (благоустройство)"» необоснованной.

2. Признать жалобу ООО «Строительные технологии» на действия заказчика – МБОУ «Шевелевская средняя общеобразовательная школа» при проведении электронного аукциона № 0139300002818000043 «Выполнение работ по объекту: "Реконструкция блока "В" школы в д.Шевели Крапивинского района, расположенного по адресу: Кемеровская область, Крапивинский район, д.Шевели, ул.Школьная, 2 (благоустройство)"» частично обоснованной (в части не установления порядка  внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок, а также порядка предоставления обеспечения исполнения контракта, в части установления незаконных требований ко второй части заявки, в части отсутствия перечня работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно)

3. Признать жалобу ООО «А Строй» на действия заказчика – МБОУ «Шевелевская средняя общеобразовательная школа» при проведении электронного аукциона № 0139300002818000043 «Выполнение работ по объекту: "Реконструкция блока "В" школы в д.Шевели Крапивинского района, расположенного по адресу: Кемеровская область, Крапивинский район, д.Шевели, ул.Школьная, 2 (благоустройство)"» обоснованной.

4. Признать заказчика – МБОУ «Шевелевская средняя общеобразовательная школа» нарушившим требования пунктов 7, 8 статьи 42, части 6 статьи 66, части 2 статьи 110.2 ФЗ № 44-ФЗ.

5. Выдать предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.

6. Передать материалы дела № 435/З-2018 должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства, предусмотренного частью 4. 2 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Председатель комиссии:                                                         <…>

   

          Члены  комиссии:                                                          <…>

 

                                                                                                   <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны