Решение №08/7197 от 09.08.2016 Решение по делу № 545/З-2016 от 16 августа 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

«09» августа 2016 года

Резолютивная часть решения оглашена «08» августа 2016г.

Решение изготовлено в полном объеме «09» августа 2016г.                     г. Кемерово

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по контролю в сфере закупок в составе:

Председателя комиссии:

Стельмах С.В. -

заместителя руководителя Кемеровского УФАС России;

Членов комиссии:

Михалевой Е.Е. -

главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок;

 

Сивороновой Т.В. -

 

ведущего специалиста - эксперта отдела контроля в сфере закупок,

при участии:

       - <…> – представителя Департамента контрактной системы Кемеровской области, по доверенности;

      - <…> – представителя ГКУ КО «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса», по доверенности,

рассмотрев  дело № 545/З-2016, возбужденное по признакам нарушения  заказчиком – ГКУ КО «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса» законодательства в сфере закупок при проведении электронного аукциона № 0139200000116004666 «Выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги Яшкино-Поломошное, км 31+100-37+625», и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с требованиями п.п «б» п.2 ч.3 ст. 99 Федерального закона  от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – ФЗ № 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России  от 19.11.2014 № 727/14,

 

установила:

 

01.08.2016г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступила жалоба ООО «Стройинвест» (вх. №  3129Э от 01.08.2016г.) на действия заказчика – ГКУ КО «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса» при проведении электронного аукциона № 0139200000116004666 «Выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги Яшкино-Поломошное, км 31+100-37+625».

        По мнению заявителя, аукционная документация не соответствует требованиям закона о контрактной системе, а именно:

          - заявитель указывает на то, что указанная заказчиком в пункте 2.13 Проекта контракта формулировка «оплата в течение 120 дней» содержит коррупционную составляющую;

         - заявитель считает, что установление в пункте 6.3.2 Проекта контракта следующих требований является нарушением статьи 34 ФЗ № 44-ФЗ, а именно: «В случае несогласия Подрядчика с тем, что сумма пеней и (или) штрафов будет удержана Заказчиком из суммы денежных средств, причитающихся Подрядчику за выполненные и принятые работы, и перечислена Заказчиком самостоятельно в доходы областного бюджета (в том числе в случае несогласия с основанием начисления пеней и(или) штрафов, с суммой начисленных пеней и(или) штрафов), Подрядчик обязан оплатить предъявленные ему к оплате штрафы и(или) пени не позднее 30 календарных дней с момента получения от Заказчика требования об уплате штрафов и(или) пеней. В случае неоплаты Подрядчиком штрафов и(или) пеней в указанный выше срок Заказчик вправе взыскать их путем выставления инкассового поручения на банковский счет Подрядчика. Каждое инкассовое поручение подлежит исполнению без дополнительных распоряжений Подрядчика.

Штрафы и(или) пени перечисляются на банковский счет доходов областного бюджета по реквизитам, указанным в разделе 10 контракта.

Если впоследствии Подрядчик изменит своё мнение и согласится с тем, что сумма пеней и(или) штрафов будет удержана Заказчиком из суммы денежных средств, причитающихся Подрядчику за выполненные и принятые работы, и перечислена Заказчиком самостоятельно в доходы областного бюджета, то Подрядчик должен письменно сообщить об этом Заказчику. В этом случае стороны контракта в ближайшей по времени справке о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) дополнительно указывают: основание начисления пеней и(или) штрафов, сумму начисленных пеней и(или) штрафов, итоговую сумму платежа, причитающуюся Подрядчику за выполненные и принятые работы, уменьшенную на сумму начисленных пеней и(или) штрафов»;

       - в информационной карте заказчиком установлено требование о наличии у участников закупки свидетельства о допуске к определенным видам работ, что является нарушением требований части 1 статьи 31 ФЗ № 44-ФЗ;

       - заказчиком в извещении не установлен запрет в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1457.

         В процессе рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки Комиссией Кемеровского УФАС России установлено:

         14.07.2016г. на официальном сайте http://zakupki.gov.ru/ уполномоченным органом – Департаментом контрактной системы Кемеровской области по заявке заказчика -     ГКУ КО «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса» были размещены извещение о проведении электронного аукциона № 0139200000116004666 «Выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги Яшкино-Поломошное, км 31+100-37+625».

         Начальная (максимальная) цена контракта 60 850 746 ,00 рублей.

Согласно требованиям части 13 статьи 34 ФЗ № 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.

Заказчик в пункте 2.13 Проекта контракта установил срок оплаты следующим образом: «Оплата выполненных Подрядчиком и принятых Заказчиком работ по контракту осуществляется за фактически выполненные работы в течение 120 рабочих дней с  момента подписания сторонами контракта соответствующих справок о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, но не ранее предоставления Подрядчиком Заказчику документов, указанных в подпункте 3.1.12 или в пункте 8.5 контракта. Оплата за выполненные и принятые работы производится Заказчиком путем перечисления денежных средств на банковский счет Подрядчика».

        Поскольку ФЗ № 44-ФЗ не обязывает заказчика устанавливать в проекте контракта конкретный срок оплаты товара, работы или услуги, то указание заказчиком - ГКУ КО «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса» в проекте контракта срока оплаты выполненных работ «в течение 120 дней» не является нарушением требований части 13 статьи 34 ФЗ № 44-ФЗ.

Согласно требованиям части 6 статьи 34 ФЗ № 44-ФЗ в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

        В соответствии с подпунктом 6.3.1. Проекта контракта, при отсутствии возражений со стороны подрядчика, сумма пеней и (или) штрафов могут быть удержаны Заказчиком из суммы денежных средств, причитающихся Подрядчику за выполненные и принятые работы, и перечислены Заказчиком самостоятельно в доходы областного бюджета при оплате работ согласно соответствующей справке о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3).

        Подпунктом 6.3.2. Проекта контракта предусмотрено, что в случае несогласия Подрядчика с тем, что сумма пеней и (или) штрафов будет удержана Заказчиком из суммы денежных средств, причитающихся Подрядчику за выполненные и принятые работы, и перечислена Заказчиком самостоятельно в доходы областного бюджета (в том числе в случае несогласия с основанием начисления пеней и (или) штрафов, с суммой начисленных пеней и (или) штрафов), Подрядчик обязан оплатить предъявленные ему к оплате штрафы и (или) пени не позднее 30 календарных дней с момента получения от Заказчика требования об уплате штрафов и (или) пеней. В случае неоплаты Подрядчиком штрафов и (или) пеней в указанный выше срок Заказчик вправе взыскать их путем выставления инкассового поручения на банковский счет Подрядчика. Каждое инкассовое поручение подлежит исполнению без дополнительных распоряжений Подрядчика.

        Таким образом, для подрядчика предусмотрен срок в размере 30 календарных дней для предъявления возражений заказчику по начисленным пеням и (или) штрафам.

        Поскольку ФЗ № 44-ФЗ не установлено требований к заказчику в части способа удержания суммы пени и (или) штрафа, то в действиях заказчика отсутствует нарушение требований ФЗ № 44-ФЗ.

     В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 ФЗ №44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 706 Гражданского кодекса РФ, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.

В пункте 1.1 проекта контракта установлено, что по настоящему контракту Подрядчик берёт на себя обязательства по выполнению работ по капитальному ремонту автомобильной дороги Яшкино – Поломошное, км 31+100 – 37+625 своим иждивением, на свой риск, лично, с надлежащим качеством и в срок, установленный контрактом, обязуется сдать результат выполненных работ Заказчику, а Заказчик берёт на себя обязательства принять работы, выполненные в срок и с надлежащим качеством, оплатить их в соответствии с условиями контракта. 

         Согласно пункту 3.1.1 Проекта контракта подрядчик выполняет работы на объекте лично, своими силами. Привлечение субподрядчика (ов) к выполнению работ не допускается.

         На основании изложенного, поскольку заказчиком в аукционной документации установлено требование о выполнении подрядчиком работ, являющихся предметом электронного аукциона № 0139200000116004666, лично, требование заказчика - ГКУ КО «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса» о  наличии у участников закупки свидетельства о допуске к отдельным видам работ  (пункт 6.3. «Устройство монолитных бетонных и железобетонных конструкций», п 25.1. «Работы по устройству земляного полотна для автомобильных дорог, перронов аэропортов, взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек», п. 25.2. «Устройство оснований автомобильных дорог», п. 25.4. «Устройства покрытий автомобильных дорог, в том числе укрепляемых вяжущими материалами», п. 25.7. «Устройство защитных ограждений и элементов обустройства автомобильных дорог» Перечня видов работ по строительству, реконструкции, текущему ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденного Приказом Минрегионразвития РФ от 30.12.2009 № 624) не противоречит нормам законодательства о контрактной системе.

         Таким образом, заказчиком соблюдены требования пункта 1 части 1 статьи 31 ФЗ № 44-ФЗ, вследствие чего довод заявителя признан Комиссией Кемеровского УФАС России необоснованным.

Согласно требованиям пункта 6 части 5 статьи 63 ФЗ № 44-ФЗ в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Исходя из смысла части 1 статьи 64 ФЗ № 44-ФЗ, документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении данного аукциона.

Согласно требованиям части 3 статьи 14 ФЗ № 44-ФЗ в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

         В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 ФЗ № 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

         Согласно Указу Президента Российской Федерации от 28.11.2015 № 583 «О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики» (далее – Указ Президента РФ № 583) в целях защиты национальной безопасности и национальных интересов Российской Федерации, защиты граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и в соответствии с федеральными законами от 30.12.2006 № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах» и от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» Правительство Российской Федерации должно утвердить прилагаемый перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года. 

         В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 № 1457 «О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой республики» (далее – Постановление Правительства РФ № 1457) перечнем отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года в том числе, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

        Комиссией Кемеровского УФАС России было проанализировано извещение о проведении электронного аукциона и установлено, что в пункте 23 заказчиком установлен запрет в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1457.

        Таким образом, заказчиком – ГКУ КО «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса» соблюдены требования пункта 6 части 5 статьи 63, части 1 статьи 64 ФЗ № 44-ФЗ.

Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд», комиссия Кемеровского УФАС России,         

 

РЕШИЛА:

 

         1. Признать жалобу ООО «Стройинвест» на действия заказчика – ГКУ КО «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса» при проведении электронного аукциона               № 0139200000116004666 «Выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги Яшкино-Поломошное, км 31+100-37+625» необоснованной

        2. Производство по делу № 545/З-2016 прекратить.

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Председатель комиссии:                                                 С.В. Стельмах

 

Члены  комиссии:                                                            Е.Е. Михалева

                                                                                               

                                                                                           Т.В. Сиворонова  

Связанные организации

Связанные организации не указаны