Решение №08/7786 от 30.07.2015г. Решение по делу № 295/З-2015 от 7 августа 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

«28» июля 2015г.                                                                                      г. Кемерово

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по контролю в сфере закупок в составе:

 

Председателя комиссии:

Кухарской Н.Е.-

руководителя Кемеровского УФАС России;

Членов комиссии:    

Михалевой Е.Е. -

главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок;

 

Щегловой Е.Р. -

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок;

 

Коломиец А.А.-

специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок,

при участии:

         - <…> – представителя Территориального фонда обязательного медицинского страхования Кемеровской области, по доверенности;

         - <…> – представителя Департамента контрактной системы Кемеровской области, по доверенности,

рассмотрев  дело № 295/З-2015, возбужденное по признакам нарушения заказчиком - Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Кемеровской области требований ФЗ № 44-ФЗ при проведении электронного аукциона №0139200000115004481 на оказание услуг по защите информации, в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с п.п «б» п.2 ч.3 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров,  работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – ФЗ № 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14,

 

УСТАНОВИЛА:

 

22.07.2015г.  в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступила жалоба ООО Агентство комплексной безопасности «Барьер» (вх. № 4891э от 22.07.2015г.) на действия заказчика – Территориального фонда обязательного медицинского страхования Кемеровской области при проведении электронного аукциона №0139200000115004481 на оказание услуг по защите информации.

        По мнению заявителя, установление в документации об аукционе требований к участникам о наличии  аттестата аккредитации органа по аттестации в соответствии с Приказом ФСТЭК России от 11.02.2013 № 17 «Об утверждении Требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах» противоречит положениям ФЗ №44-ФЗ.

 

         В процессе рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки Комиссией Кемеровского УФАС России установлено:

08.07.2015г. на официальном сайте http://zakupki.gov.ru/  уполномоченным органом – Департаментом контрактной системы Кемеровской области были размещены извещение о проведении электронного аукциона  №0139200000115004481 на оказание услуг по защите информации и аукционная документация.

 

Согласно части 3 статьи 64 ФЗ №44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

В силу пункта 1 части 1 статьи 31 ФЗ №44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В пункте 12 информационной карты рассматриваемого электронного аукциона к участникам закупки установлено требование о предоставлении участником закупки в составе заявки на участие в аукционе, в том числе, аттестата аккредитации органа по аттестации в соответствии с Приказом ФСТЭК России от 11.02.2013 № 17 «Об утверждении Требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах».

В соответствии с пунктом 1 Правил аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по оценке (подтверждению) соответствия в отношении продукции (работ, услуг), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, и продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.11.2014 № 1149, данные Правила  определяют порядок аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по оценке (подтверждению) соответствия в отношении продукции (работ, услуг), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, и продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну (далее - продукция (работы, услуги).

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных.

В соответствии с пунктом 4 статьи 47 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» «Медицинские организации, страховые медицинские организации и территориальные фонды определяют работников, допущенных к работе с данными персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, и обеспечивают их конфиденциальность в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями по защите персональных данных».

Таким образом, персональные данные, содержащиеся в информационных системах Заказчика, относятся к информации ограниченного доступа и подлежат защите в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

В связи с вышеизложенным в состав комплекса услуг по защите информации включено оказание услуг по аттестации информационных систем персональных данных  и государственных информационных систем Заказчика по требованиям защиты информации, предусмотренным действующим законодательством.

При аттестации объекта информатизации подтверждается его соответствие требованиям по защите информации от несанкционированного доступа, в том числе от компьютерных вирусов, от утечки за счет побочных электромагнитных излучений и наводок при специальных воздействиях на объект (высокочастотное навязывание и облучение, электромагнитное и радиационное воздействие), от утечки или воздействия на нее за счет специальных устройств, встроенных в объекты информатизации.

Аттестация предусматривает комплексную проверку (аттестационные испытания) защищаемого объекта информатизации в реальных условиях эксплуатации с целью оценки соответствия применяемого комплекса мер и средств защиты требуемому уровню безопасности информации.

Система аттестации объектов информатизации по требованиям безопасности информации является составной частью единой системы сертификации средств защиты информации и аттестации объектов информатизации по требованиям безопасности информации. Деятельность системы аттестации организует федеральный орган по сертификации продукции и аттестации объектов информатизации по требованиям безопасности информации, которым является ФСТЭК России.

В соответствии с пунктом 13.2 Положения о ФСТЭК, утвержденное Указом Президента РФ от 16.08.2004 № 1085 «Вопросы Федеральной службы по техническому и экспортному контролю» ФСТЭК России осуществляет в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (Постановлением Правительства РФ от 03.11.2014 № 1149), аккредитацию органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по оценке (подтверждению) соответствия продукции (работ, услуг), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» аккредитация в национальной системе аккредитации (далее - аккредитация) - подтверждение национальным органом по аккредитации соответствия юридического лица или индивидуального предпринимателя критериям аккредитации, являющееся официальным свидетельством компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществлять деятельность в определенной области аккредитации.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» аттестат аккредитации - документ, выдаваемый национальным органом по аккредитации и удостоверяющий аккредитацию в определенной области аккредитации.

Органами по аттестации объектов информатизации являются лица, которые аккредитовал ФСТЭК, то есть аттестующим органом объектов информатизации здесь может быть лицо, имеющее соответствующую аккредитацию органа по аттестации.

Таким образом, аттестацию информационных систем Заказчика по требованиям защиты информации могут проводить только аккредитованные лица, имеющие аттестат аккредитации, выданной ФСТЭК России.

На основании изложенного заказчиком – Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Кемеровской области правомерно установлено требование о предоставлении аттестата аккредитации органа по аттестации.

Следует отметить, что приведенная в жалобе ООО Агенство комплексной безопасности «Барьер» практика УФАС по Курской области и ФАС России по рассматриваемому вопросу относится к 2011 г. и 2012 г., тогда как  Постановление Правительства РФ № 1149 было вынесено только 03.11.2014г.

Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона  от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд», комиссия Кемеровского УФАС России 

 

РЕШИЛА:

 

         1. Признать жалобу  ООО Агентство комплексной безопасности «Барьер» на действия заказчика – Территориального фонда обязательного медицинского страхования Кемеровской области при проведении электронного аукциона №0139200000115004481 на оказание услуг по защите информации необоснованной.

         2. Производство по делу №295/З-2015  прекратить.

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.  

 

Председатель комиссии:                                                         Н.Е. Кухарская

  

          Члены  комиссии:                                                          Е.Е. Михалева

 

                                                                                                   Е.Р. Щеглова

 

                                                                                          А.А. Коломиец  

Связанные организации

Связанные организации не указаны