Решение №08/9493 от 19.10.2016 Решение по делу № 668/З-2016 от 20 октября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

«19» октября 2016г.

Резолютивная часть решения оглашена «13» октября 2016г.                          г. Кемерово

Решение в полном объеме изготовлено «19» октября 2016г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по контролю в сфере закупок в составе:

Председателя комиссии:

 Стельмах С.В. -

заместителя руководителя Кемеровского УФАС России;

Членов комиссии:

 Лыжина Д.А. -      

начальника отдела контроля в сфере закупок;

 

 Сивороновой Т.В. -

 

 

ведущего специалиста - эксперта отдела контроля в сфере закупок,

 

при участии:

         - <…> - представителя ООО «АгроПремиум», по доверенности;

         - <…> – представителя Управления капитального строительства администрации города Новокузнецка, по доверенности;

        - <…> – начальника Управления капитального строительства администрации города Новокузнецка, приказ,

рассмотрев дело № 668/З-2016, возбужденное по признакам нарушения  заказчиком –

Управления капитального строительства администрации города Новокузнецка законодательства в сфере закупок при проведении электронного аукциона                              № 0339300003216000012 «Выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Газовая котельная мощностью 8,6 МВт в Новоильинском районе города Новокузнецка"», и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с требованиями статьи 99 Федерального закона  от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – ФЗ № 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей)  для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России  от 19.11.2014 № 727/14,

 

установила:

         07.10.2016г. и 12.10.2016г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступили жалобы ООО «АгроПремиум» (вх. № 4078Э от 07.10.2016г.) и ООО «Регион строй» (вх. № 40146Э от 12.10.2016г.)  на действия заказчика – Управления капитального строительства администрации города Новокузнецка при проведении электронного аукциона № 0339300003216000012 «Выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Газовая котельная мощностью 8,6 МВт в Новоильинском районе города Новокузнецка"».

         По мнению заявителя, аукционная документация не соответствует требованиям закона о контрактной системе, а именно:

         - заявитель ООО «АгроПремиум» указывает на то, что установление заказчиком требования к участнику закупки о наличии Свидетельства НАКС о готовности организации-заявителя к использованию аттестованной технологии сварки (наплавки) является нарушением требований части 6 статьи 31 ФЗ № 44-ФЗ;

        - заявитель ООО «АгроПремиум» указывает, что установление в пункте 1.1. проекта контракта запрета на привлечения субподрядчиков при исполнении контракта незаконно;

       - заявитель ООО «АгроПремиум» также считает, что в проектной документации содержатся наименования товаров конкретных производителей, и для которых заказчиком не установлена возможность предоставления эквивалентных товаров;

       - заявитель ООО «Регион строй» считает, что заказчиком в пункте 5.4.7 и 1.1 Проекта контракта, пункте 10 раздела 3 документации указана противоречивая информация в части выполнения работ подрядчиком лично или же с привлечением субподрядчиков. Также установлены противоречивые сведения в пункте 3.1 Проекта контракта и пунктом 9.2 Технического задания в части срока окончания выполнения работ. В пункте 8 раздела 4 документации установлена информация в части предоставления обеспечения исполнения контракта с нарушением требований части 1 статьи 37 ФЗ № 44-ФЗ. По мнению заявителя, в проекте контракта отсутствует информация о сроке приемки выполненных работ, что нарушает требование части 13 статьи 34 ФЗ № 44-ФЗ. Заказчиком в пункте 15.2.2 и 15.3.2 проекта контракта не предусмотрен размер штрафа в случае, если цена контракта будет составлять менее 50 млн.рублей, что является нарушением требований частей 5, 8 статьи 34 ФЗ № 44-ФЗ. Установление в пункте 22.5 проекта контракта того, что контракт составлен в двух экземплярах, имеющих одинаковую силу, по одному экземпляру для каждой из сторон является нарушением статьи 70 ФЗ № 44-ФЗ. К показателю «Котел водогрейный» заказчиком не указана единица измерения размеров котла. В пунктах 15, 20, 56 заказчик указал несуществующую единицу измерения – Мпа, а в пункте 7 несуществующую единицу измерения – ккал/м2хчхК. В пунктах 114, 115 «Лист стальной горячекатаный» указание знака «треугольник», а также цифровое обозначение 3мм и 6мм не позволяет определить размер треугольного листа. Установление по показателю «Труба из полиэтилена марки не хуже ПЭ 100» нарушает статью 33 ФЗ № 44-ФЗ. Отсутствие в инструкции указания на то, как заполнять заявку при наличии знака «тире», «дефис» является нарушением пункта 2 части 1 статьи 33 ФЗ № 44-ФЗ. По пунктам 30, 32, 61, 68, 71, 95 заказчиком указаны недействующие ГОСТы. По пункту 78 «Битумная мастика МБР-65» указано в противоречие с ГОСТ 2889-80. В пункте 58 «Напорная труба из полиэтилена» номинальное давление указано 105 Па (бар), что противоречит ГОСТ 18599-2001. В пункте 54 масса одной гайки установлена в противоречие с пунктом 2 части 1 статьи 33 ФЗ № 44-ФЗ. Установление в пунктах 86, 87, 88 слов «не белее» является необъективным.

          В процессе рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки Комиссией Кемеровского УФАС России установлено:

05.09.2016г. на официальном сайте http://zakupki.gov.ru/ заказчиком – Управлением капитального строительства администрации города Новокузнецка были размещены извещение при проведении электронного аукциона № 0339300003216000012 «Выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Газовая котельная мощностью 8,6 МВт в Новоильинском районе города Новокузнецка"» и аукционная документация.

27.09.2016 по решению заказчика в аукционную документацию № 0339300003216000012 «Выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Газовая котельная мощностью 8,6 МВт в Новоильинском районе города Новокузнецка"» были внесены изменения.

Начальная (максимальная) цена контракта – 97 036 216 ,00 рубля.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 ФЗ № 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

           Предметом закупочной процедуры, в соответствии с Проект контракта, является: «п. 1.1. Заказчик  поручает,  а  Подрядчик  принимает на  себя  обязательства  по  выполнению строительно-монтажных работ лично (без привлечения субподрядчиков) по объекту: «Газовая котельная мощностью 8,6 МВт в Новоильинском районе г. Новокузнецка», в том числе - организовать и координировать работы, обеспечивать соблюдение требований технических регламентов, техники безопасности в процессе выполнения работ (согласно ч. 3 ст. 52 ГрК РФ) и передать работы Заказчику, а Заказчик  обязуется принять выполненные надлежащим образом работы и оплатить их».

        В соответствии со статьей 706 ГК РФ договором может быть предусмотрена обязанность подрядчика выполнить лично без привлечения к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков).

Согласно пункту 10. Раздела 3 аукционной документации и п. 1.6. проекта контракта Подрядчик обязан выполнять работы собственными силами  и средствами, лично (без привлечения субподрядчиков), а также организовать и координировать работы, обеспечивать соблюдение требований технических регламентов, техники безопасности в процессе выполнения работ. То есть, установлен запрет на привлечение других соответствующих лиц при исполнении контракта. С учетом указанных требований аукционной документацией предусматривается подтверждение участниками закупки соответствия их требованиям законодательства  следующими документами:

Пунктом 2 Информационной карты аукциона в электронной форме «Требования предъявляемые к участникам настоящего аукциона» предусматриваются единые требования к участникам закупки:

- наличии свидетельства о допуске к  определенному виду или видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства выданного саморегулируемой организацией в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, согласно Приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" на осуществление следующих видов работ:

33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):

33.4. Объекты электроснабжения до 110 кВ включительно

33.5. Объекты теплоснабжения

33.6. Объекты газоснабжения

33.7. Объекты водоснабжения и канализации;

6.1. Опалубочные работы

6.2. Арматурные работы

6.3. Устройство монолитных бетонных и железобетонных конструкций;

10.5. Монтаж, усиление и демонтаж технологических конструкций;

12.9. Гидроизоляция строительных конструкций

12.10. Работы по теплоизоляции зданий, строительных конструкций и оборудования;

15.3. Устройство и демонтаж системы газоснабжения;

18.2. Укладка трубопроводов теплоснабжения с температурой теплоносителя 115 градусов Цельсия и выше

18.3. Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования сетей теплоснабжения

18.4. Устройство колодцев и камер сетей теплоснабжения

18.5. Очистка полости и испытание трубопроводов теплоснабжения;

19.1. Укладка газопроводов с рабочим давлением до 0,005 МПа включительно

19.10. Очистка полости и испытание газопроводов

19.7. Ввод газопровода в здания и сооружения;

23.4. Монтаж оборудования котельных;

24.5. Пусконаладочные работы коммутационных аппаратов

24.23. Пусконаладочные работы оборудования водоочистки и оборудования химводоподготовки».

         Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу о том, что при  условии выполнения всех  работ лично подтверждение соответствия требованиям аукционной документации возможно наличием допусков СРО по пунктам 6.1., 6.2., 6.3., 10.5, 12.9., 12.10, 15.3., 18.2., 18.3., 18.5., 19.1., 19.10, 19.7.,  23.4, 24.5, 24.23, а также  копией Лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонт средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (Постановление Правительства РФ от 30.12.2011 N 1225 (ред. от 28.04.2015) "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений").

      Требование наличия  Свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданное саморегулируемой организацией, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, по перечню определённому приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624 вступившему в силу с 01.07.2010 г., содержащего состав деятельности, предусматривающий выполнение работ согласно документации об аукционе: допуск на  «Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) (33), включающее в себя пункты 33.4. Объекты электроснабжения до 110 кВ включительно, 33.5. Объекты теплоснабжения, 33.6. Объекты газоснабжения связано с необходимостью соблюдения требований ч.3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).

          Согласно части 1 статьи 55.8 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам (далее - свидетельство СРО).

В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.

Поскольку работы по  обеспечению пожарной безопасности, по огнезащите строительных конструкций и оборудования, и т.п установленные документацие работы как элементы работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, согласно Приказу Минрегиона России от 30.12.2009 N 624 (далее также – Перечень), относятся к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, их выполнение, согласно ч. 2 ст. 52 ГрК РФ, возможно только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.

Письмом ФАС России от 02.11.2015 N АЦ/60557/15 "О рассмотрении обращения о применении Закона о контрактной системе по вопросу установления требований к участникам закупок о наличии у них свидетельств о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, выдаваемых саморегулируемыми организациями, при выполнении работ на объектах нового строительства" подтверждается, что при проведении заказчиком закупки по строительству, реконструкции или капитальному ремонту объекта капитального строительства, в том числе объекта незавершенного строительства, участник такой закупки должен иметь свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

Пунктом 14.2 статьи 1 ГрК РФ предусматривается отнесение  к капитальному ремонту зданий и сооружений работ по восстановлению или замене отдельных частей зданий (сооружений) или целых конструкций, деталей и инженерно-технического оборудования в связи с их физическим износом и разрушением на более долговечные и экономичные, улучшающие их эксплуатационные показатели.

Частью 3.1 статьи 52 ГрК РФ предусматривается, что  случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства., т.е. в указанный выше Перечень

Комиссия Кемеровского УФАС России проводит анализ  технического задания   и положений проекта муниципального контракта и устанавливает, что  участник закупки обязан организовать и координировать работы, обеспечивать соблюдение требований технических регламентов, техники безопасности в процессе выполнения работ (согласно ч. 3 ст. 52 ГрК РФ) и передать результаты работы Заказчику.

По окончанию всего объема работ должна быть осуществлена сдача объекта комиссии, назначенной Заказчиком по акту приемки законченного строительством Объекта с оформлением соответствующего акта (п. 6.7 проекта контракта).

Согласно требованиям части 6 статьи 31 ФЗ № 44-ФЗ  Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.

           Доводы жалобы ООО «АгроПремиум» в указанной части признаются необоснованными

Заказчиком в пункте 2 Раздела IV аукционной документации установлены требования к участникам закупки, а именно: «Наличие свидетельства НАКС о готовности организации-заявителя к использованию аттестованной технологии сварки (наплавки) при изготовлении, монтаже и ремонте или реконструкции на опасных производственных объектах».

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 49 ГК РФ право юридического лица осуществлять деятельность, для занятия которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), членство в саморегулируемой организации или получение свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенному виду работ, возникает с момента получения такого разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок либо с момента вступления юридического лица в саморегулируемую организацию или выдачи саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ и прекращается при прекращении действия разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ « О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – ФЗ                    № 116-ФЗ) требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.

          В силу статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ 
«О промышленной безопасности опасных производственных объектов»  (далее – Закон № 116-ФЗ) и приложения № 1 к нему к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия.

         Подпунктом «б» пункта 104 Правил промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденных Приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 № 116 для обеспечения технологических процессов при выполнении работ по монтажу (демонтажу), наладке либо ремонту или реконструкции (модернизации) специализированная организация, в зависимости от осуществляемых видов деятельности, должна иметь аттестованную технологию сварки.

Согласно пункту 1.4 Порядка применения сварочных технологий при изготовлении, монтаже, ремонте и реконструкции технических устройств для опасных производственных объектов, утвержденного Постановлением Госгортехнадзора России от 19.06.2003 № 103 аттестации подлежат технологии выполнения сварки и наплавки, используемые при изготовлении, монтаже, ремонте и реконструкции технических устройств, оборудования и сооружений опасных производственных объектов.

Аттестация технологий сварки и наплавки подразделяется на исследовательскую и производственную.

Производственную аттестацию технологии сварки и наплавки осуществляют с целью подтверждения того, что организация, занимающаяся изготовлением, монтажом, ремонтом или реконструкцией технических устройств, оборудования и сооружений, применяемых на опасных производственных объектах, обладает техническими, организационными возможностями и квалифицированными кадрами для производства сварки (наплавки) по аттестованным технологиям, а также проверки того, что сварные соединения (наплавки), выполненные в условиях конкретного производства по аттестуемой технологии, обеспечивают соответствие требованиям к опасным производственным объектам общих и специальных технических регламентов, а до их вступления в силу - нормативных документов, конструкторской (в части требований к сварке и контролю качества) и технологической документации.

В соответствии с пунктом 2.1 Раздела II Приказа Ростехнадзора от 25.03.2014 № 116 система аттестации сварочных технологий (САСв) включает комплекс требований, определяющих правила и процедуру аттестации технологий сварки (наплавки), предназначенных для использования и/или используемых при изготовлении, монтаже, ремонте и реконструкции опасных производственных объектов, а также требования к организациям, участвующим в процессе аттестации.

В структуру САСв входят:

- Госгортехнадзор России.

- Национальный аттестационный комитет по сварочному производству (НАКС).

- Аттестационные центры.

- Специализированные организации.

В соответствии с пунктом 2.3.4 Приказа Ростехнадзора от 25.03.2014 № 116 Национальный аттестационный комитет по сварочному производству (НАКС) выдает Свидетельство о готовности сварки при изготовлении, монтаже и ремонте или реконструкции на опасных производственных объектах.

Таким образом, НАКС выдает соответствующее разрешение на выполнение определенных видов работ, в данном аукционе на работы с котельными и газовым оборудованием.

         Комиссией Кемеровского УФАС России установлено, что оборудование (предмет закупки Газовая котельная), подлежащее строительно-монтажным работам в рамках муниципального контракта, является опасным производственным объектом.

         На основании вышеизложенного запрет привлекать к исполнению муниципального контракта субподрядчиков представляет собой условие о способе 
и порядке исполнения договора подряда после проведения аукциона, а не требование к участникам закупки о наличии у них производственных мощностей и других ресурсов, необходимых для выполнения работ, являющихся предметом контракта, на момент проведения аукциона, поэтому включение этого условия в документацию об аукционе не противоречит требованиям части 6 статьи 31 ФЗ № 44-ФЗ.

        В соответствии со статьей 706 ГК РФ договором может быть предусмотрена обязанность подрядчика выполнить лично без привлечения к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков).

        В связи с тем, что работы, являющиеся предметом контракта, который должен быть заключен по результатам аукциона, являются технически сложными, должны быть выполнены одновременно единым объемом, должны проводиться на опасном производственном объекте специализированной организацией, заказчиком было принято решение закрепить в пункте 10 Раздела III аукционной документации и пункте 1.1 проекта муниципального контракта условия о выполнении подрядчиком работ лично.

        Поскольку такие работы, как монтаж оборудования котельных, пусконаладочные работы коммуникационных аппаратов, пусконаладочные работы оборудования водоочистки и оборудования химводоподготовки в соответствии с Перечнем видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденным Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 № 624 по исполнение части 4 статьи 55.8 ГрК РФ, отнесены к

работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, для производства указанных работ требуются соответствующие свидетельства о допуске к указанным работам, и, поскольку в соответствии с требованиями РД 03-615-03, Правил устройства и безопасной эксплуатации паровых и

водогрейных котлов, утвержденных Приказом Ростехнадзора № 116 от 25.03.2014,  Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» для производства сварочных работ на указанных объектах требуется свидетельство НАКС, Комитетом к участникам размещения заказа были предъявлены требования о наличии свидетельства саморегулируемой организации, с допуском к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов строительства.

        Из статьи 447 ГК РФ следует, что договор может быть заключен двумя способами - путем проведения торгов и без проведения торгов.

       При этом ни ГК РФ, ни Федеральный закон № 44-ФЗ не содержат положений, исключающих применение названной нормы ГК РФ к отношениям, возникающим при

заключении договора подряда путем проведения закупок.

       Таким образом, к участникам закупки, победитель которых обязан, будет выполнить работы лично, необходимо предъявлять все требования, предусмотренные действующим законодательством для непосредственного исполнителя соответствующих работ, что и было сделано Заказчиком.

       Исходя из содержания части 3 статьи 52 ГрК РФ, согласно которой лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, может являться непосредственно сам застройщик, Заказчик в качестве застройщика, имеет право самостоятельно организовать и координировать работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства.

       При этом лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 статьи 52 ГрК РФ, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.

       Части 1 и 2 статьи 2 Федерального закона от 01.12.2007 N315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (далее – «Федеральный закон N315-ФЗ») устанавливают, что под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской

или профессиональной деятельности на условиях их объединения в саморегулируемые

организации.

       В силу пункта 3 статьи 2 Федерального закона N315-ФЗ под субъектами предпринимательской деятельности понимаются индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность определяемую в соответствии с ГК РФ, а под субъектами профессиональной деятельности – физические лица, осуществляющие профессиональную деятельность, регулируемую в соответствии с федеральными законами.

       Часть 1 статьи 3 Федерального закона N315-ФЗ признает саморегулируемыми организациями некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных указанным федеральным законом и другими федеральными законами, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности

определенного вида (далее – «СРО»).

       В силу пункта 1 статьи 120 ГК РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-

культурных или иных функций некоммерческого характера. В пункте 2 указанной статьи предусмотрено создание учреждения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение), государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением, бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества.

       Исходя из этого СРО должно иметь привлекаемое на основании договора физическое или юридическое лицо, вступление некоммерческой организации в виде учреждения в саморегулируемую организацию и получение свидетельства о допуске к

выполнению каких-либо работ в качестве заказчика (застройщика) не требуется.

         Поскольку в данном аукционе победитель закупки обязан выполнить работы, являющиеся предметом контракта лично, постольку участник размещения закупок должен соответствовать требованиям, предусмотренным действующим законодательством для непосредственного исполнителя соответствующих работ.

        Таким образом, установление в документации об аукционе такого требования, как наличие у участника закупки Свидетельства НАКС с учетом требования личного выполнения работ победителем закупки, не противоречит действующему законодательству.

Данный вывод подтверждается практикой Арбитражного суда Кемеровской области (решение Арбитражного суда Кемеровской области, постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда, постановление Западно-Сибирского окружного суда по делу № А27-18269/2012).

Согласно требованиям пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ № 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Довод заявителя ООО «АгроПремиум» о том, что в проектной документации содержатся наименования товаров конкретных производителей и не установлена возможность предоставления эквивалентных товаров признан Комиссией Кемеровского УФАС России необоснованным на основании следующее:

В Инструкции по заполнению заявки заказчиком указано, что при заполнении заявки руководствоваться описанием товаров, указанных в Техническом задании. Все указания в технических характеристиках материалов на товарные знаки читать со словами «иди эквивалент».

        Таким образом, в действиях заказчика отсутствует нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ № 44-ФЗ.

        В пункте 1.1 проекта контракта заказчиком установлено следующее: «Заказчик  поручает,  а  Подрядчик  принимает на  себя  обязательства  по  выполнению строительно-монтажных работ лично (без привлечения субподрядчиков) по объекту: «Газовая котельная мощностью 8,6 МВт в Новоильинском районе г. Новокузнецка», в том числе - организовать и координировать работы, обеспечивать соблюдение требований технических регламентов, техники безопасности в процессе выполнения работ (согласно ч. 3 ст. 52 ГрК РФ) и передать работы Заказчику, а Заказчик обязуется принять выполненные надлежащим образом работы и оплатить их».

В пункте 5.4.7 проекта контракта условия выполнения работ установлены следующие: «Осуществлять контроль за обязательным привлечением Подрядчиком к исполнению настоящего Контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций».

Таким образом, заказчиком в проекте контракта указана противоречивая информация в части условия выполнения работ.

Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу о том, что установление заказчиком в пункте 3.1 проекта контракта срока выполнения работ – «до 01 марта 2017 года», а в пункте 9.2 Технического задания аукционной документации – «Продолжительность строительства объекта составляет 137 дней» не является нарушением требований ФЗ № 44-ФЗ.

Заказчиком в пункте 8 Раздела 4 аукционной документации прописаны общие нормы частей 1, 2 статьи 37 ЗФ № 44-ФЗ, что не является нарушением требований ФЗ № 44-ФЗ.

Согласно требованиям части 13 статьи 34 ФЗ № 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.

  Довод заявителя ООО «Регион строй» о том, что в проекте контракта не содержится информация о сроке приемки выполненных работ, признан Комиссией Кемеровского УФАС России необоснованным на том основании того, что пункт 6.2 Проекта контракта содержит срок приемки выполненных работ, а именно: «По окончании каждого календарного месяца не позднее 25 числа, Подрядчик предоставляет Заказчику акты выполненных работ форм КС-2 и КС-3 в четырех экземплярах по формам, утвержденным Госкомстатом России 11.11.1999 г., а так же акты на скрытые работы, исполнительные съемки. За три дня до планируемой сдачи выполненных работ информировать Заказчика о необходимости принятия этих работ».

Согласно требованиям части 5 статьи 34 ФЗ № 44-ФЗ в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно требованиям части 8 статьи 34 ФЗ № 44-ФЗ штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063 (далее – Правила).

          Заказчиком в пункте 15.2.2 Проекта контракта установлено следующее: «Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом. Размер штрафа устанавливается Контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063 и составляет ___________ рублей (заполняется при заключении Контракта в зависимости от цены Контракта) определяемой как: 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей».

         В пункте 15.3.2 установлено следующее: «15.3.2. Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения Подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом. Размер штрафа устанавливается Контрактом в виде фиксированной суммы, определяемой в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063 и составляет _________ рубля (заполняется при заключении Контракта в зависимости от цены Контракта), определяемой в следующем порядке: 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей».

Поскольку начальная (максимальная) цена контракта составляет 97 036 216 ,00 рубля и в процессе проведения аукциона может быть снижена на двадцать пять и более процентов, то заказчиком в пунктах 15.2.2 и 15.3.2 не учтен  размер штрафа для заказчика и поставщика, установленных в подпунктах «а», «б» пунктов 4, 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063.

Таким образом, заказчиком - Управлением капитального строительства администрации города Новокузнецка допущены нарушения требований частей 5, 8 статьи 34 ФЗ № 44-ФЗ.

Довод заявителя ООО «Регион строй» о том, что заказчиком в пункте 22.5 Проекта контракта в нарушение ФЗ № 44-ФЗ указано составление контракта в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному экземпляру для каждой из сторон, признан Комиссией Кемеровского УФАС России необоснованным, поскольку ФЗ № 44-ФЗ не запрещено составление контракта в форме бумажного документа.

Согласно требованиям пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ № 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

        Заказчиком в пунктах 1, 2 «Котел водогрейный Bosch» Технического задания (Приложение № 2 к аукционной документации) по габаритным размерам указано следующее: «не более 3725х1674х2050h», «не более 3725х167х2050h» без сопровождения указанных показателей соответствующими  единицами измерения. Как следует из объяснений представителя заказчика, в данных случаях заказчик имел ввиду указание значений размеров, выраженных в миллиметрах. Согласно главе 1 ГОСТ 2.307-2011 ЕСКД «Нанесение размеров и предельных отклонений», введенного в действие Приказом Росстандарта от 3 августа 2011 г. N 211-ст,  настоящий стандарт устанавливает правила нанесения размеров и предельных отклонений в графических документах на изделия всех отраслей промышленности и строительства.

Пунктом 4.7 ГОСТ 2.307-2011 ЕСКД «Нанесение размеров и предельных отклонений»  устанавливается, что линейные размеры и их предельные отклонения в графических документах и в спецификациях указывают в миллиметрах без обозначения единицы измерения.

Техническое задание аукционной документации  является неотъемлемой частью  проекта контракта, следовательно, может быть отнесено к спецификациям.

Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу об отсутствии нарушения требований пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ № 44-ФЗ, поскольку по показателям габаритные размеры пунктов 1 и 2 Технического задания отсутствие указания, выраженного в миллиметрах, полностью соответствует ГОСТ 2.307-2011 ЕСКД «Нанесение размеров и предельных отклонений», устанавливающего правила о том, что в этом случае значения ширины, длины и высоты следует считать выраженными в миллиметрах.

Согласно требованиям пункта 2 части 1 статьи 33 ФЗ № 44-ФЗ использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

         Заказчиком в пунктах 15. 20, 56 Технического задания (Приложение № 2 к аукционной документации) указана единица измерения давления – Мпа.

         Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу о том, что Заказчиком в пунктах 15, 20, 56 48  Технического задания допущено нарушение требований пункта 2 части 1 статьи 33 ФЗ № 44-ФЗ в части указания единицы измерения давления - Мпа. Согласно Международной системе единиц давление измеряется только в мегапаскалях (МПа).

         Комиссия Кемеровского УФАС России установила, что данное нарушение не повлияло на результаты  проведения электронного аукциона № 0339300003216000012, так как единица измерения Мпа, указанная заказчиком позволяет определить технические характеристики и сформировать первую часть заявки.   

Заказчиком в пункте 7 «Теплообменник пластинчатый разборный  Ридан» Технического задания (Приложение № 2 к аукционной документации) единицы коэффициента теплопередачи указаны следующие: «не менее 5000 ккал/м2хчхК».

Согласно информации, представленной заказчиком с официального сайта теплообменник Ридан единицы измерения коэффициента теплопередачи - ккал/м2*ч*К. Поскольку замена заказчиком символа «*» на символ «x» не может ввести участников закупки в заблуждение и не затрудняет формирование первой части заявки, то Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу об отсутствии нарушения требований пункта 2 части 1 статьи 33 ФЗ № 44-ФЗ..

Заказчиком в пунктах 114, 115 «Лист стальной горячекатаный» установлены следующие требования к используемому при выполнении работ материалу: ∆=3мм по ГОСТ 19903-74, ∆=6мм по ГОСТ 19903-74.

Поскольку обозначение значком «треугольник» это общепринятое обозначение символа «дельта», а обозначение 3мм и 6 мм относится к толщине листа, так как иные параметры отсутствуют, то в действиях заказчика отсутствует нарушение требований статьи 33 ФЗ № 44-ФЗ.

Заказчиком по показателям «Бетон тяжелый», «Щебень из природного камня для строительных работ марки 800», «Труба стальная электросварная прямошовная со снятой фаской» установлены значения через «тире», следовательно, участнику закупки при составлении заявки необходимо выбрать одно значение из предлагаемого диапазона.

Таким образом, в действиях заказчика отсутствует нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ № 44-ФЗ, поскольку данные значения являются диапазонными.

Довод заявителя ООО «Регион строй» о том, что заказчиком в пунктах 30, 32, 61, 68, 71, 78, 95 Технического задания (Приложение № 2 к аукционной документации) указаны недействующие ГОСТы, признан необоснованным на основании следующего:

Поскольку заказчиком в Инструкции по заполнению заявки указано, что «В случае указания в документации и в техническом задании на ГОСТ, СНиП и другой нормативный документ, утративший силу, необходимо пользоваться актуализированной редакцией данного документа или документом заменяющим не актуальный документ», то в действиях заказчика отсутствует нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ № 44-ФЗ.

Довод заявителя ООО «Регион строй» о том, что в пункте 58 «Напорная труба из полиэтилена» Технического задания (Приложение № 2 к аукционной документации) указано номинальное давление – 105 Па (бар) признан Комиссией Кемеровского УФАС России необоснованным, поскольку в пункте 58 показатель «Напорная труба из полиэтилена» отсутствует.

Установленные заказчиком в пунктах 86, 87, 88 Технического задания (Приложение № 2 к аукционной документации) характеристики по весу «не белее 1000кг», «не белее 700кг» не является нарушением требований статьи 33 ФЗ № 44-ФЗ, поскольку к весу не может устанавливаться цвет, следовательно, опечатка в букве не ограничивает участников закупки и не затрудняет оформить первую часть заявки.

Заказчиком в пункте 54 «Гайка М20 шестигранная класса точности В (ГОСТ 5915-70)» Технического задания (Приложение № 2 к аукционной документации) установлено следующее: «Марка стали 10кп, или 20кп, или 10, или 20, или 35, или 20Г2Р, или 40Х, или 30ХР. Класс прочности: 4, или 5, или 6, или 8, или 10, или 12. Масса одной гайки 0,071кг.».

Комиссией Кемеровского УФАС России проанализировано Приложение № 1 ГОСТ 5915-70 «Гайки шестигранные класса точности В» и установлено, что заказчиком маска одной гайки рассчитана в соответствии с требованиями  ГОСТ 5915-70, следовательно, в действиях заказчика отсутствует нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ № 44-ФЗ.

 Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия  Кемеровского УФАС России,

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Регион строй» на действия заказчика – Управления капитального строительства администрации города Новокузнецка при проведении электронного аукциона № 0339300003216000012 «Выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Газовая котельная мощностью 8,6 МВт в Новоильинском районе города Новокузнецка"» частично обоснованной (в части отсутствия размера штрафа для заказчика и поставщика, в случае снижения начальной (максимальной) цены контракта; в части указания в пунктах 15. 20, 56 Технического задания несуществующей единицы измерения давления – Мпа.).

2. Признать жалобу ООО «АгроПремиум» на действия заказчика – Управления капитального строительства администрации города Новокузнецка при проведении электронного аукциона № 0339300003216000012 «Выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Газовая котельная мощностью 8,6 МВт в Новоильинском районе города Новокузнецка"» необоснованной.

3. Признать заказчика – Управление капитального строительства администрации города Новокузнецка нарушившим требования частей 5, 8 статьи 34, пункта 2 части 1 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

         3. Выдать предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.

  4. Передать материалы дела № 668/З-2016 должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Председатель комиссии:

Стельмах С.В.  

Члены Комиссии:     

Лыжин Д.А.

 

Сиворонова Т.В.

Связанные организации

Связанные организации не указаны