Решение №09.06.2017 г. № 08/5205 Решение по делу № 367/З-2017 от 14 июня 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

«09» июня 2017г.
Резолютивная часть решения оглашена «07» июня 2017г.                            г. Кемерово
Решение в полном объеме изготовлено «09» июня 2017г.


Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по контролю в сфере закупок в составе:

 Председателя комиссии:    <…> –  врио руководителя  
                                                                               Кемеровского  УФАС России;                                                                  

Членов Комиссии:                   <…>  –  начальника 
                                                                               отдела контроля в  сфере закупок;   
                                                                                                                                     
                                          <…>   –  ведущего специалиста отдела контроля
                                                                               в  сфере закупок; 

при участии:
- <…> - представителя уполномоченного органа - Департамента контрактной системы Кемеровской области (доверенность);
- <…>  - представителей  заказчика - Департамента образования и науки Кемеровской области (доверенности);
рассмотрев дело № 367/З-2017, возбужденное по признакам нарушения заказчиком - Департаментом образования и науки Кемеровской области законодательства  о  контрактной системе в сфере закупок  при проведении электронного аукциона №0139200000117005168  «Поставка оборудования для образовательных организаций», в результате проведения  внеплановой проверки в соответствии с требованиями статьи 99 Федерального закона  от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – ФЗ № 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России  от  19.11.2014 № 727/14,

установила:

В адрес Кемеровского УФАС России 05.06.2017 г. поступила жалоба ООО «ФГОС-резерв» (вх.№2320э от 05.06.2017 г.) на действия заказчика - Департамента образования и науки Кемеровской области  при проведении электронного аукциона №0139200000117005168  «Поставка оборудования для образовательных организаций».
    По мнению ООО «ФГОС-резерв», поставка в рамках одной закупки комплектов оборудования для различных кабинетов образовательной организации ограничивает конкуренцию и нарушает требования статьи 8 ФЗ № 44-ФЗ, а также  пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ №44-ФЗ в части указания при размещении закупки групп различных, не связанных между  собой товаров и  укрупнения лота, что приводит к    необоснованному ограничению числа участников закупок.
ООО «ФГОС-резерв» ссылается также на нарушение  требований постановления Правительства РФ от 16.11.2015 г. № 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в части отсутствия установления запрета на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств, а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения.
ООО «ФГОС-резерв» также ссылается на несоответствие  характеристик используемого товара и наименования товара: «Шпуля пластиковая» (позиция 19.15), «Коврик для швейных машин» (позиция 19.16), «Утюг с пароувлажнителем» (позиция 19.17).

В процессе рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки Комиссией Кемеровского УФАС России установлено:
18.05.2017 г.  в Единой информационной системе на официальном сайте http://zakupki.gov.ru/  уполномоченным органом  - Департаментом контрактной системы Кемеровской области - были размещены извещение о проведении электронного  аукциона  №0139200000117005168  «Поставка оборудования для образовательных организаций» и аукционная  документация.
Документация об электронном аукционе  №0139200000117005168  «Поставка оборудования для образовательных организаций» утверждена  начальником Департамента образования и науки Кемеровской области <…>. 

В соответствии с требованиями пункта 1 части 1 статьи  33 ФЗ № 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно требованиям статьи 6 ФЗ № 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Согласно требованиям части 2 статьи 8 ФЗ № 44-ФЗ конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
По мнению Комиссии Кемеровского УФАС России, к ограничению конкуренции приводят и (или) могут привести такие действия заказчика, при которых в обозначенной закупке смогут принять участие лишь ограниченный круг участников закупки, при этом со стороны заявителя жалобы никаких документальных доказательств указанного не представлено.
Включение в состав одного лота товаров с различным технологическим и функциональным назначением не запрещено действующим законодательством. При этом Заявитель не указывает наименования товаров, которые он считает технологически и функционально не связанными с предметом торгов. Нарушений со стороны заказчика  требований статьи 6, части 2 статьи 8 ФЗ № 44-ФЗ не допущено.
Согласно ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции", запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов. Таким образом, для наличия факта нарушения антимонопольного законодательства (а также законодательства «о контрактной системе») необходимо соблюдение одновременно двух условий «технологически и функционально». Целью проведения указанного аукциона является Поставка комплектов оборудования для образовательных организаций, и все перечисленные в спецификации к аукциону товары необходимы для организации учебного процесса в общеобразовательных учреждениях и закупаются в целях реализации приказа Минобрнауки России от 30.03.2016 №336 «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания». 
Оборудование, являющееся предметом электронного  аукциона  №0139200000117005168  «Поставка оборудования для образовательных организаций», закупается в школу за счёт субсидии в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации новых мест в общеобразовательных организациях в рамках подпрограммы «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы.
Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу о том, что действующее законодательство не предусматривает запрета выставлять единым лотом предмет торгов, который в силу своей специфики может быть поделен и на более мелкие части. В соответствии с положениями ФЗ №44-ФЗ заказчик наделен правом самостоятельного выделения отдельных лотов (по группам, классам, видам и иным единицам), правом выставления предмета торгов единым лотом, а также правом определения его содержания.
В соответствии с аукционной документацией, к поставке требуется, в том числе, программное обеспечение. 
Целью проведения указанного электронного аукциона является Поставка оборудования для образовательных организаций, и все перечисленные в техническом задании  товары необходимы для организации учебного процесса в общеобразовательных учреждениях и закупаются в целях реализации приказа Минобрнауки России от 30.03.2016 №336 «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания». 
Программное обеспечение в данном аукционе закупается в составе комплектов оборудования для различных кабинетов образовательной организации:
- комплект программного обеспечения (на школу) для компьютерного класса начальной школы (пункт 6.1 технического задания);
- комплект электронных средств обучения (программных продуктов) для кабинета физики (пункт 14.81 технического задания);
- комплект электронных средств обучения (программных продуктов) для кабинета биологии (пункт 16.145 технического задания);
- программное обеспечение для обучения языкам программирования (пункт 18.1 технического задания).
На участие в аукционе было подано 2 заявки. В заявках, поданных участниками электронного аукциона, всё предлагаемое программное обеспечение произведено в России.
В материалы дела не представлено сведений о наличии в Едином реестре российских программ для ЭВМ и баз данных о  программном   обеспечении, которое соответствовало бы характеристикам, указанным в техническом задании настоящего электронного аукциона. 
Согласно требованиям пункта 2 постановления Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств, а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в реестре отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
    В материалы дела не представлено доказательств того, что в реестре присутствуют сведения о включении в него программного обеспечения, соответствующего тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое по результатам настоящей закупки.
Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу о том, что с соблюдением требований пункта 2 постановления Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" отсутствовала необходимость указания  запрета на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств, а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него). 

В техническом задании аукционной документации указано:

19.15    Шпуля пластиковая     Утюг с пароувлажнителем, мощность не менее 1800Вт, подача пара до не менее 20 г/мин., паровой удар не менее 50 г/мин., распылитель воды, самоочистка от накипи
19.16    Коврик для швейных машин    Мощность не менее 1500 Вт. Емкость резервуара для воды не менее 1 л. Должна быть постоянная подача пара. Время непрерывной работы, не менее 60 мин.

19.17    Утюг  с пароувлажнителем    Должна быть выполненные из пластика, предназначена для намотки ниток в швейных машинах. Должна иметь антискользящее покрытие, которое облегчает намотку нитей.
19.18    Отпариватель    Коврик для швейных машин должен быть предназначен для подавления шума и вибрации. Размер не менее 40х30 см, верх ковра должен быть из нетканого материала, низ  из вспененной резины.
Данное описание можно соотнести с наименованием, т.к. в нем также указывается на то, что это утюг, коврик или изделие, выполненное из пластика, предназначенное для намотки ниток в швейных машинах и т.п.
При вынесении решения Комиссия Кемеровского УФАС России учитывает также то обстоятельство, что в отношении данных пунктов технического задания 30.05.2017г. участником электронного аукциона был направлен запрос, на который в соответствии с частью 4 статьи 65 ФЗ № 44-ФЗ заказчиком 01.06.2017г. был предоставлен ответ. В  разъяснениях положений аукционной документации сообщается о том, что  наименованию «Шпуля пластиковая» (позиция 19.15) соответствует описание к позиции 19.17; наименованию «Коврик для швейных машин» (позиция 19.16) соответствует описание к позиции 19.18; наименованию «Утюг с пароувлажнителем» (позиция 19.17) соответствует описание к позиции 19.15.
Данные разъяснения аукционной документации не изменяли  её суть, и вносили полную ясность по описанию характеристик спорных позиций технического задания.
Комиссия Кемеровского УФАС России пришла к выводу о том, что указанные несоответствия можно квалифицировать как техническую ошибку, не влияющую  на нарушение прав и интересов участника закупки при подаче им заявки.
    Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу о полной необоснованности доводов жалобы ООО «ФГОС-резерв».

Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона  от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд», комиссия Кемеровского УФАС России  


РЕШИЛА:

1.    Признать жалобу ООО «ФГОС-резерв» на действия заказчика - Департамента образования и науки Кемеровской области  при проведении электронного аукциона №0139200000117005168  «Поставка оборудования для образовательных организаций»  необоснованной. 
2.       Производство по делу №  367/З-2017 прекратить.

    Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны