Решение №09.07.12 09/6100 Решение по делу № 41/Р-2012 в отношении <…> от 7 октября 2012 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
25 июня 2012г. г. Кемерово
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председателя Комиссии: |
Кухарской Н.Е. - |
руководителя управления; |
| |
Членов Комиссии: | Каминской Е.Б. -
Акатьевой И.С.
Анкудиновой А.А.-
| начальника отдела рекламы и недобросовестной конкуренции; ведущего специалиста-эксперта отдела рекламы и недобросовестной конкуренции; специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, судебной и правовой работы, | ||
рассмотрев дело № 41/Р-2012, возбужденное в отношении <…>, по признакам нарушения пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 6 части 5 статьи 5, пунктов 1, 2, 3 части 1 статьи 25 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»),
УСТАНОВИЛА:
28.03.2012г. в адрес Кемеровского УФАС России поступило обращение Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Кемеровской области (исх. № И42-450/12 от 28.03.2012г.) о наличии признаков нарушения законодательства о рекламе при размещении рекламы концентрата пищевого «Алтагор» в газете «Кузбасс».
Из обращения следует, что в тексте рекламы отсутствует указание на то, что напечатанная информация является рекламой, не указано чем является рекламируемый препарат – лекарственным средством или биологически активной добавкой, отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний к его применению, а также реклама создает впечатление, что препарат «Алтагор» является лекарственным средством и в ней приводятся конкретные случаи излечения людей от заболеваний.
По сведениям Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Кемеровской области препарат «Алтагор» не зарегистрирован в Государственном реестре лекарственных средств как лекарственное средство.
05.05.2012г. определением о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Кемеровским УФАС России возбуждено дело № 41/Р-2012 в отношении <…> и назначено к рассмотрению на 30.05.2012г. в 15 часов 00 минут. Данное определение было направлено в адрес <…> и рекламораспространителю ГУ «Редакция газеты «Кузбасс» заказными письмами с уведомлением (уведомление о вручении почтового отправления ГУ «Редакция газеты «Кузбасс» от 17.05.2012г. имеется в материалах дела).
30.05.2012г. на рассмотрение дела № 41/Р-2012 <…> не явилась. Сведениями о надлежащем уведомлении <…> о дате, времени и месте рассмотрения дела № 41/Р-2012 Кемеровское УФАС России не располагало.
Комиссия Кемеровского УФАС России приняла решение о невозможности рассмотрения данного дела в отсутствие <…>
30.05.2012г. определением рассмотрение дела было отложено и назначено к рассмотрению на 25.06.2012г. на 16 часов 00 минут. Данное определение было направлено в адрес <…> и ГУ «Редакция газеты «Кузбасс» заказными письмами с уведомлением (уведомление о вручении почтового отправления <…> от 07.06.2012г. имеется в материалах дела).
25.06.2012г. состоялось рассмотрение дела № 41/Р-2012 в отсутствие <…>.
Комиссия Кемеровского УФАС России установила:
В № 36 от 01.03.2012г. (на стр. 23), № 48 от 22.03.2012г. (стр. 21) газеты «Кузбасс» была размещена реклама концентрата пищевого «Алтагор» под названием «Алтагор уже в продаже». В тексте рекламы содержится ссылка: «Реклама БАД. Не является лекарственным средством». Данная ссылка размещена отдельно от основного текста – внизу страницы с правой стороны вертикально снизу вверх по отношению к основному рекламному тексту и выполнена более мелким шрифтом по сравнению со шрифтом рекламы.
Реклама размещалась на основании устного договора с <…> и актов № 252 от 01.03.2012г., № 413 от 22.03.2012г. на публикацию в газете «Кузбасс».
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.
Пунктом 6 части 5 статьи 5 ФЗ «О рекламе» установлено, что в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
Согласно пунктам 1, 2, 3 части 1 статьи 25 ФЗ «О рекламе» реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна:
- создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами;
- содержать ссылки на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения таких добавок;
- содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с применением таких добавок.
В нарушение данных правовых норм реклама концентрата пищевого «Алтагор», размещенная в газете «Кузбасс», содержит недостоверные сведения о том, что рекламируемый препарат обладает лечебными свойствами, содержится утверждение о положительном действии рекламируемого препарата на течение заболеваний: «… его можно применять практически при всех заболеваниях, так как оно действует, в первую очередь, на иммунную систему, укрепляет защитные силы организма, точно восстанавливает тонкий микроэлементный баланс. Это мощное средство обладает кровоостанавливающим, болеутоляющим, противоинфекционным, ранозаживляющим и даже противоопухолевым действием. Каменное масло укрепляет иммунную и кровеносную системы благотворно влияет на работу сердца, стимулирует процессы обмена, способствует сращиванию костей, обладает также гипоаллергенным действием и применяется при всех видах аллергии. Перечень заболеваний, при которых применяют это природное лекарство, велик. Он начинается с ОРЗ, гриппа и заканчивается такими сложными и серьезными заболеваниями, как сахарный диабет и онкология, - каменное масло останавливает рост онкоклеток… применяют при гастритах, артритах, полиартритах, костнотуберкулезных процессах, переломах, остеохондрозах и других заболеваниях, связанных с суставами; при лечении поджелудочной железы (панкреатита), воспаления мочевого пузыря, камнях в почках и мочевом пузыре; фибромиоме, эрозии, воспалении придатков, бесплодии; гнойных воспалениях легких (в том числе туберкулезе), раке горла, катаракте, раке желудка, язвенной болезни, раке прямой кишки, кожных заболеваниях (псориаз), а также при порезах, обморожениях, ожогах и ушибах. Этот перечень можно продолжить, т.к. нет такого заболевания, при котором каменное масло оказалось бы бессильным. Многочисленные примеры излечения можно встретить в картотеках целителей, которые излечивают пациентов этим древним природным средством. Каменное масло – единственный в своем роде природный продукт, который восстанавливает организм на мембранно-защитном, то есть клеточном уровне…». Ссылка в рекламе на то, что рекламируемое средство (концентрат пищевой «Алтагор») обладает лечебными свойствами, создает впечатление, что данный продукт является лекарственным средством. Также в рекламе содержатся ссылки на конкретные случаи излечения людей и выражение благодарности этими людьми в связи с применением концентрата пищевого «Алтагор».
Согласно сертификату соответствия № РОСС RU.АЕ96.Н04979 со сроком действия с 11.03.2011г. по 10.03.2015г., рекламируемая продукция зарегистрирована как «Концентрат пищевой «Алтагор».
В связи с тем, что концентрат пищевой «Алтагор» не зарегистрирован в качестве биологически активной добавки, нарушение пунктов 1, 2, 3 части 1 статьи 25 ФЗ «О рекламе» не подтвердилось.
Частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» установлено, что за нарушение требований пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 6 части 5 статьи 5 ФЗ «О рекламе» ответственность несет рекламодатель.
В данном случае рекламодателем вышеуказанной рекламы, является <…>.
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Кемеровского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу концентрата пищевого «Алтагор», размещенной <…> в № 36 от 01.03.2012г. (на стр. 23), № 48 от 22.03.2012г. (стр. 21) газеты «Кузбасс», поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 6 части 5 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
2. Выдать предписание об устранении нарушения законодательства о рекламе.
Решение изготовлено в полном объеме 09 июля 2012 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня вынесения.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии | Н.Е. Кухарская
Е.Б. Каминская
И.С. Акатьева
А.А. Анкудинова |