Решение №09.07.12 09/6100 Решение по делу № 41/Р-2012 в отношении <…> от 7 октября 2012 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

25 июня 2012г.                                                                                  г.  Кемерово

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председателя Комиссии:

 

Кухарской Н.Е. -

 

 руководителя управления;

 

Членов Комиссии:                     

Каминской Е.Б. -

 

Акатьевой И.С.

 

 

Анкудиновой А.А.-

 

начальника отдела рекламы и недобросовестной конкуренции;

ведущего специалиста-эксперта отдела рекламы и недобросовестной конкуренции;

специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, судебной и правовой работы,

     

 

рассмотрев дело № 41/Р-2012, возбужденное в отношении <…>, по признакам нарушения пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 6 части 5 статьи 5, пунктов 1, 2, 3 части 1 статьи 25 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»),

 

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

28.03.2012г. в адрес Кемеровского УФАС России поступило обращение Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Кемеровской области (исх. № И42-450/12 от 28.03.2012г.) о наличии признаков нарушения законодательства о рекламе при размещении рекламы концентрата пищевого «Алтагор» в газете «Кузбасс».

Из обращения следует, что в тексте рекламы отсутствует указание на то, что напечатанная информация является рекламой, не указано чем является рекламируемый препарат – лекарственным средством или биологически активной добавкой, отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний к его применению, а также реклама создает впечатление, что препарат «Алтагор» является лекарственным средством и в ней приводятся конкретные случаи излечения людей от заболеваний.

По сведениям Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Кемеровской области препарат «Алтагор» не зарегистрирован в Государственном реестре лекарственных средств как лекарственное средство.

05.05.2012г. определением о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Кемеровским УФАС России возбуждено дело № 41/Р-2012 в отношении <…> и назначено к рассмотрению на 30.05.2012г. в 15 часов 00 минут. Данное определение было направлено в адрес <…> и рекламораспространителю ГУ «Редакция газеты «Кузбасс» заказными письмами с уведомлением (уведомление о вручении почтового отправления ГУ «Редакция газеты «Кузбасс» от 17.05.2012г. имеется в материалах дела).

30.05.2012г. на рассмотрение дела № 41/Р-2012 <…>  не явилась. Сведениями о надлежащем уведомлении <…> о дате, времени и месте рассмотрения дела № 41/Р-2012 Кемеровское УФАС России не располагало.

Комиссия Кемеровского УФАС России приняла решение о невозможности рассмотрения данного дела в отсутствие <…>

30.05.2012г. определением рассмотрение дела было отложено и назначено к рассмотрению на 25.06.2012г. на 16 часов 00 минут. Данное определение было направлено в адрес <…> и ГУ «Редакция газеты «Кузбасс» заказными письмами с уведомлением (уведомление о вручении почтового отправления <…> от 07.06.2012г. имеется в материалах дела).

25.06.2012г. состоялось рассмотрение дела № 41/Р-2012 в отсутствие <…>.

Комиссия Кемеровского УФАС России установила:

В № 36 от 01.03.2012г. (на стр. 23), № 48 от 22.03.2012г. (стр. 21) газеты «Кузбасс» была размещена реклама концентрата пищевого «Алтагор» под названием «Алтагор уже в продаже». В тексте рекламы содержится ссылка: «Реклама БАД. Не является лекарственным средством». Данная ссылка размещена отдельно от основного текста – внизу страницы с правой стороны вертикально снизу вверх по отношению к основному рекламному тексту и выполнена более мелким шрифтом по сравнению со шрифтом рекламы.

Реклама размещалась на основании устного договора с <…> и актов № 252 от 01.03.2012г., № 413 от 22.03.2012г. на публикацию в газете «Кузбасс».

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения  о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

Пунктом 6 части  5 статьи  5 ФЗ «О рекламе» установлено, что в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.

Согласно пунктам 1, 2, 3 части 1 статьи 25 ФЗ «О рекламе» реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна:

- создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами;

- содержать ссылки на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения таких добавок;

- содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с применением таких добавок.

В нарушение данных правовых норм реклама концентрата пищевого «Алтагор», размещенная в газете «Кузбасс», содержит недостоверные сведения о том, что рекламируемый препарат обладает лечебными свойствами, содержится утверждение о положительном действии рекламируемого препарата на течение заболеваний: «… его можно применять практически при всех заболеваниях, так как оно действует, в первую очередь, на иммунную систему, укрепляет защитные силы организма, точно восстанавливает тонкий микроэлементный баланс. Это мощное средство обладает кровоостанавливающим, болеутоляющим, противоинфекционным, ранозаживляющим и даже противоопухолевым действием. Каменное масло укрепляет иммунную и кровеносную системы благотворно влияет на работу сердца, стимулирует процессы обмена, способствует сращиванию костей, обладает также гипоаллергенным действием и применяется при всех видах аллергии. Перечень заболеваний, при которых применяют это природное лекарство, велик. Он начинается с ОРЗ, гриппа и заканчивается такими сложными и серьезными заболеваниями, как сахарный диабет и онкология, - каменное масло останавливает рост онкоклеток… применяют при гастритах, артритах, полиартритах, костнотуберкулезных процессах, переломах, остеохондрозах и других заболеваниях, связанных с суставами; при лечении поджелудочной железы (панкреатита), воспаления мочевого пузыря, камнях в почках и мочевом пузыре; фибромиоме, эрозии, воспалении придатков, бесплодии; гнойных воспалениях легких (в том числе туберкулезе), раке горла, катаракте, раке желудка, язвенной болезни, раке прямой кишки, кожных заболеваниях (псориаз), а также при порезах, обморожениях, ожогах и ушибах. Этот перечень можно продолжить, т.к. нет такого заболевания, при котором каменное масло оказалось бы бессильным. Многочисленные примеры излечения можно встретить в картотеках целителей, которые излечивают пациентов этим древним природным средством. Каменное масло – единственный в своем роде природный продукт, который восстанавливает организм на мембранно-защитном, то есть клеточном уровне…». Ссылка в рекламе на то, что рекламируемое средство (концентрат пищевой «Алтагор») обладает лечебными свойствами, создает впечатление, что данный продукт является лекарственным средством. Также в рекламе содержатся ссылки на конкретные случаи излечения людей и выражение благодарности этими людьми в связи с применением концентрата пищевого «Алтагор».

Согласно сертификату соответствия № РОСС RU.АЕ96.Н04979 со сроком действия с 11.03.2011г. по 10.03.2015г., рекламируемая продукция зарегистрирована как «Концентрат пищевой «Алтагор».

В связи с тем, что концентрат пищевой «Алтагор» не зарегистрирован в качестве биологически активной добавки, нарушение пунктов 1, 2, 3 части 1 статьи 25 ФЗ «О рекламе» не подтвердилось.

Частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» установлено, что за нарушение требований пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 6 части 5 статьи 5 ФЗ «О рекламе» ответственность несет рекламодатель.

В данном случае рекламодателем вышеуказанной рекламы, является <…>.

 

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Кемеровского УФАС России      

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу концентрата пищевого «Алтагор», размещенной <…> в № 36 от 01.03.2012г. (на стр. 23), № 48 от 22.03.2012г. (стр. 21) газеты «Кузбасс», поскольку в ней нарушены требования  пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 6 части 5 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

2. Выдать предписание об устранении нарушения законодательства о рекламе.

 

Решение изготовлено в полном объеме 09 июля 2012 года.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня вынесения.

 

 

Председатель Комиссии

 

Члены Комиссии

Н.Е. Кухарская

 

Е.Б. Каминская

 

И.С. Акатьева

 

А.А. Анкудинова

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны