Определение №09/1029 от 06.02.2019 Определение о возбуждение дела № 15/Р-2019 в отношении ООО «... от 6 февраля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О РЕКЛАМЕ

«06» февраля 2019г.                                                                                             г. Кемерово

 

Заместитель председателя Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе, <…>, заместитель руководителя управления, рассмотрев материалы о размещении Обществом с ограниченной ответственностью  «Неотложная экономическая помощь» (далее – ООО «НЭП», 630089 г. Новосибирск,   ул. Кошурникова, дом 29/5 помещение 2, ОГРН: 1175476030498, дата присвоения ОГРН: 21.03.2017, ИНН: 5401972242, КПП: 540101001) рекламы, содержащей признаки нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту –  ФЗ «О рекламе»), 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступило обращение физического лица (вх. от 19.12.2018 № 6230э)  о наличии признаков нарушения ФЗ «О рекламе» при распространении рекламы финансовых услуг (г. Юрга).

По адресу: г. Юрга, пр-т Победы, 15, размещена рекламная конструкция с текстом следующего содержания: «ООО «НЭП» Неотложная Экономическая Помощь Денежный займ от 10% в месяц по залог ПТС (автомобиль остается у Вас) под залог недвижимости пенсионерам самый низкий % в городе 10 минут <…> (звонок бесплатный) <…> ИНН 54019722242 ОГРН 1175476030498». 

Из ответа Публичного акционерного общества «МТС» (вх. от 15.01.2019 № 180) следует, что номер <…>, указанный в рекламе принадлежит ООО «НЭП».

Из смысла содержания вышеуказанной рекламы, следует, что ООО «НЭП» предоставляет займы под залог ПТС, недвижимости.

Заем - одна из форм кредита, оформляемых в виде договора, соглашения между двумя договаривающимися сторонами: заимодавцем и заемщиком.

Согласно части 1 статье 807 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору займа одна сторона (займодавец) передает или обязуется передать в собственность другой стороне (заемщику) деньги, вещи, определенные родовыми признаками, или ценные бумаги, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество полученных им вещей того же рода и качества либо таких же ценных бумаг.

Таким образом, вышеуказанная реклама рекламирует услуги по предоставлению денежных средств (займов) под залог ПТС, недвижимости, то есть является рекламой финансовых услуг, связанных с предоставлением денежных средств (займов).

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ (далее – ФЗ «О защите конкуренции») финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Пунктом 6 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, профессиональный участник рынка ценных бумаг, организатор торговли, клиринговая организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховая организация, страховой брокер, общество взаимного страхования, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, специализированный депозитарий инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, ломбард (финансовая организация, поднадзорная Центральному банку Российской Федерации), лизинговая компания (иная финансовая организация, финансовая организация, не поднадзорная Центральному банку Российской Федерации).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2013 N 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее – ФЗ «О потребительском кредите (займе)») потребительский кредит (заем) - денежные средства, предоставленные кредитором заемщику на основании кредитного договора, договора займа, в том числе с использованием электронных средств платежа, в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (далее - договор потребительского кредита (займа), в том числе с лимитом кредитования.

Пунктом 5 части 1 статьи 3 ФЗ «О потребительском кредите (займе)» профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов - деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, займов, предоставляемых физическим лицам, являющимся учредителями (участниками) или аффилированными лицами коммерческой организации, предоставляющей заем, займов, предоставляемых брокером клиенту для совершения сделок купли-продажи ценных бумаг, и иных случаев, предусмотренных федеральным законом).

В соответствии со статьей 4 ФЗ «О потребительском кредите (займе)» профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.

Такой порядок деятельности установлен Федеральными законами «О ломбардах», «О кредитной кооперации», «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», «О сельскохозяйственной кооперации».

Согласно информации, размещенной на сайте Центрального банка Российской Федерации (http://www.cbr.ru) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» ООО «НЭП» не является кредитной организацией, а также не является микрофинансовой организацией (не состоит в реестре МФО), не состоит в сельскохозяйственном и кредитном кооперативе, а также не осуществляет деятельность ломбарда.

Согласно части  13 статьи  28 Закона «О рекламе» реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с ФЗ «О потребительском кредите (займе)», не допускается.

В нарушение данной правовой нормы ООО «НЭП» не является лицом, которое  осуществляет профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с ФЗ «О потребительском кредите (займе)», поскольку не является кредитной организацией, а также не является микрофинансовой организацией (не состоит в реестре МФО), не состоит в сельскохозяйственном и кредитном кооперативе, а также не осуществляет деятельность ломбарда, следовательно, реклама  вышеуказанного содержания не допускается. 

Согласно пункту 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Размещение данной рекламы преследует цель привлечения внимания потребителей к конкретному объекту рекламирования – займам, которые предоставляет ООО «НЭП» с указанием в содержании сведений о преимуществе ООО «НЭП» «пенсионерам самый низкий % в городе», являющихся характеристикой в превосходной степени.

В содержании вышеуказанной рекламы использована сравнительная характеристика объекта рекламирования с иными товарами (услугами), путем употребления слова «самый», без наличия документального подтверждения достоверности указанного сравнения в части превосходства цен на оказываемые услуги над ценами конкурентов в период распространения рекламы.

В соответствии с пунктом 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами ФЗ «О рекламе», информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителей верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах. В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или продавцами.

По адресу: г. Юрга, ул. Тургенева, 41/1 размещена рекламная  конструкция с текстом следующего содержания: «Неотложная экономическая помощь надежно как в танке».

В соответствии с частью 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

Согласно пункту 1 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид. Наименование некоммерческой организации и в предусмотренных законом случаях наименование коммерческой организации должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.

Статьей 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица (часть 1). Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности (часть 2). Юридическое лицо должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке.

 Юридическое лицо вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках (часть 3).

Потребителю важно знать какое лицо делает предложение об оказании тех или иных финансовых услуг, поэтому в рекламе банковских, страховых и иных финансовых услуг в обязательном порядке следует указывать полное наименование или имя лица, оказывающего данные услуги. Указание правильных реквизитов организации, предоставляющей финансовые услуги, является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей. Указанные нормы права приняты в интересах потребителя с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте  (услуге).

В нарушение данной правовой нормы  в тексте вышеуказанной рекламы отсутствует организационно-правовая форма лица, оказывающего финансовые услуги. 

В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 1 части 3 статьи 5, частью 1 статьи 28, частью 13 статьи 28 ФЗ «О рекламе», несёт  рекламодатель. 

Рекламодателем вышеуказанной рекламы является ООО «НЭП».

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

1. Возбудить производство по делу № 15/Р-2019 в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Неотложная экономическая помощь» (630089, г. Новосибирск, ул. Кошурникова, дом 29/5 помещение 2, ОГРН: 1175476030498, дата присвоения ОГРН: 21.03.2017, ИНН: 5401972242, КПП: 540101001) по признакам нарушения требований пункта 1 части 3 статьи 5, части 1 статьи 28, части 13 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

2.   Назначить  дело  № 15/Р-2019  к  рассмотрению на 26 марта 2019 года на 10 часов 30 минут по адресу: 650000,  г. Кемерово, ул. Ноградская, д.5, каб. 309 (регистрация участников дела состоится в 10 часов 20  минут в каб. 316).

3. ООО «НЭП» представить в адрес Кемеровского УФАС России в срок до 22 марта 2019г. копии следующих документов, заверенных надлежащим образом:

- свидетельство о государственной регистрации  в качестве юридического лица;

-договор на изготовление и размещение вышеуказанной рекламы, с приложением согласованного макета рекламы и указанием периода ее размещения;

-договор аренды (со всеми приложениями,  либо иной документ), заключенный ООО «НЭП»  с собственником помещения (другим лицом), которое находится по следующему адресу: г. Юрга, ул. Тургенева, 41/1;

-платежные документы (счет - фактуры, платежное поручение или иной документ), подтверждающие факт оплаты за изготовление и распространение вышеуказанной рекламы;

Дополнительно ООО «НЭП» необходимо представить письменные пояснения по поводу размещения вышеуказанной рекламы, содержащей признаки нарушения требований пункта 1 части 3 статьи 5, части 1 статьи 28, части 13 статьи 28  ФЗ «О рекламе».

Явка представителя ООО «НЭП» с доверенностью, оформленной надлежащим образом, для участия в рассмотрении дела, возбужденного по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, обязательна.   

При себе иметь данное определение (копию определения). 

 

Заместитель председателя Комиссии                                                          <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны