Решение №09/11527 от 20.12.2016г. Решение по делу № 97/Р-2016 от 21 декабря 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

«09»  декабря  2016г.                                                                             г. Кемерово

 

Комиссия Кемеровского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

 

Заместителя Председателя Комиссии:

 

 

Ланцман Л.И. -

 

 

заместителя руководителя управления;

Членов Комиссии:

Каминской Е.Б. -

 

 

 

Хохолковой М.И. -

начальника отдела рекламы, недобросовестной конкуренции и финансовых рынков;

специалиста-эксперта отдела рекламы, недобросовестной конкуренции и финансовых рынков;

рассмотрев дело №  97/Р-2016, возбужденное в отношении общества  с ограниченной ответственностью «Радуга» (ИНН 4217136195, ОГРН 1114217007850, КПП 421701001, дата регистрации: 26.07.2011г., юридический адрес: 654007, г. Новокузнецк, ул. Павловского, д. 11 А, оф. 701, далее по тексту – ООО «Радуга») о распространении рекламы, содержащей признаки нарушения части 3 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ  «О рекламе»  (далее по тексту - ФЗ «О рекламе») в присутствии директора ООО «Радуга» <…> (далее – <…>),

 

УСТАНОВИЛА:

 

14.06.2016г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступило заявление <…> (вх. № 2355э от 14.06.2016г.) о наличии признаков нарушения ФЗ «О рекламе» при распространении рекламы пива и пивного магазина в кабине лифта многоквартирного дома по адресу г. Новокузнецк, <…> следующего содержания:

- «BEER PLAZA пивной бутик в ассортименте северная рыба предварительный заказ: <...>…В пивном бутике «BEER PLAZA» у Вас всегда есть возможность дегустации любого напитка. Ул. Запорожская, 15/1…».

Из информации, представленной в адрес Кемеровского УФАС России ООО «Новый город», следует, что вышеуказанная реклама размещена на основании договора об использовании отдельного конструктивного элемента  № 06/04 от 06.04.2015г., заключенного между ООО «Новый город» и  ООО «Радуга».

В соответствии с пунктом 1.1 указанного договора ООО «Радуга», как рекламодатель поручает, а ООО «Новый город» обязуется на возмездной основе оказать услуги ООО «Радуга» по размещению рекламоносителей в лифтах, за вознаграждение от своего имени и за счет ООО «Радуга».

В соответствии с частью 3 статьи 21 ФЗ «О рекламе» реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).

02.08.2016г. определением о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Кемеровским УФАС России было возбуждено дело № 97/Р-2016 в отношении ООО «Радуга» и назначено к рассмотрению на 15.09.2016г. в 10 часов 30 минут. Данное определение было направлено в адрес ООО «Радуга» заказным письмом с уведомлением о вручении (уведомление о вручении почтового отправления имеется в материалах дела).

15.09.2016г. состоялось рассмотрение дела № 97/Р-2016 в отсутствие представителя ООО «Радуга», уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения данного дела.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России пришла    к выводу о необходимости отложения рассмотрения данного дела для получения дополнительных доказательств.

Определением от 15.09.2016г. рассмотрение дела № 97/Р-2016 было отложено на 10.10.2016г. в 14 часов 00 минут. Данное определение было направлено в адрес ООО «Радуга» заказным письмом с уведомлением о вручении.

03.10.2016г. в адрес Кемеровского УФАС России поступили письменные пояснения ООО «Радуга» (исх. № 106 от 03.10.2016г.), из которых следует, что между ООО «Радуга» и обществом с ограниченной ответственностью «Интер – Сервис» (далее – ООО «Интер - Сервис») заключен договор на оказание услуг № 28/04 от 26.05.2016г., на основании которого ООО «Радуга» предоставляет размещение рекламы. Макет рекламы предоставляет ООО «Интер – Сервис».

Макет вышеуказанной рекламы согласно приложению № 1 к указанному договору был согласован обеими сторонами и содержал сведения о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции. В соответствии с разработанным и согласованным макетом были изготовлены рекламные плакаты с вышеуказанной рекламой для размещения в кабинах лифтов многоквартирных домов.

Причина, по которой на представленной заявителем фотографии отсутствует предупреждение о вреде чрезмерного употребления алкоголя, по мнению ООО «Радуга», в том, что заявителем при предоставлении фотографии рекламы в адрес Кемеровского УФАС России была закрыта нижняя часть рекламы, где находилось данное предупреждение.

10.10.2016г. состоялось рассмотрение дела № 97/Р-2016 в присутствии директора ООО «Радуга» <…>, который поддержал представленные письменные пояснения.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России пришла к выводу о необходимости отложения рассмотрения данного дела для получения дополнительных доказательств.

           Определением от 10.10.2016г. рассмотрение дела № 97/Р-2016 было отложено на 09.11.2016г. в 10 часов 00 минут. Данное определение было направлено в адрес ООО «Радуга» заказным письмом с уведомлением о вручении (распечатка с сайта ФГУП «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» о вручении почтовой корреспонденции имеется в материалах дела).

           31.10.2016г. в адрес Кемеровского УФАС России поступили письменные пояснения ООО «Радуга» (исх. № 119 от 01.11.2016г.), из которых следует, что ООО «Радуга» осуществляет свою деятельность на договорной основе. В соответствии со статьей 421 Гражданского Кодекса Российской Федерации стороны свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Действующее законодательство Российской Федерации не обязывает участников гражданско – правовых отношений определить порядок предоставления отчетности об оказанных услугах в сфере рекламы, соответственно, необходимость такого отчета и его форма определяется по усмотрению сторон договора.

           Желание рекламодателя получить соответствующий отчет выясняется при заключении договора, а его форма и порядок предоставления устанавливаются условиями договора. Большинство рекламодателей исходят из необходимости получения фотоотчета посредством электронной почты. Когда рекламодатели имеют намерение самостоятельно фиксировать факт размещения рекламы  на объекте, условия о предоставлении отчета в договоре отсутствуют.

          02.11.2016г. ООО «Радуга» предоставило в адрес Кемеровского УФАС России фотоотчет размещения рекламы (исх. б/н, б/д), на которую заявитель ссылается в своем обращении, согласно которому в спорной рекламе присутствовала необходимая отметка о чрезмерном вреде употребления алкоголя.

           07.11.2016г. в адрес Кемеровского УФАС России поступило ходатайство директора ООО «Радуга» (исх. б/н, б/д) о рассмотрении дела № 97/Р-2016 в его отсутствие в связи с территориальной удаленностью.

09.11.2016г. состоялось рассмотрение дела в отсутствие представителя ООО «Радуга», уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения данного дела.

           Комиссия Кемеровского УФАС России, рассмотрев материалы дела и изучив фотоотчет, а также представленную ООО «Радуга» рекламную листовку, размещенную в кабине лифта, установила, в спорной рекламе содержится необходимая отметка о чрезмерном вреде употребления алкоголя. Вместе с тем, данная отметка занимает менее 10% рекламной площади (пространства). Расчет:

18*100/258,3 = 6,97%, где 18 (см2) – объем предупреждения, 258,3 (см2) – объем рекламы.

            Рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России пришла к выводу о необходимости отложения рассмотрения данного дела для получения дополнительных доказательств.

           Определением от 09.11.2016г. рассмотрение дела № 97/Р-2016 было отложено на 09.12.2016г. в 09 часов 30 минут. Данное определение было направлено в адрес ООО «Радуга» заказным письмом с уведомлением о вручении (распечатка с сайта ФГУП «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» о вручении почтовой корреспонденции имеется в материалах дела).

           05.12.2016г. в адрес Кемеровского УФАС России поступили письменные пояснения ООО «Радуга» (исх. № 139 от 02.12.2016г.), из которых следует, что спорная реклама была размещена ООО «Радуга» в соответствии с нормативными требованиями к рекламе алкогольной продукции, закрепленными частью 3 статьи 21 ФЗ «О рекламе»: реклама сопровождалась предупреждением о вреде чрезмерного употребления алкоголя, тексту предупреждения отведено 11,45% от общей рекламной площади. Расчет:

           34,85х100/303,4=11,48%, где 34,85 (см2) – объем предупреждения, 303,4 (см2) – объем рекламы.

             Федеральным законом не закреплено, что площадь предупреждения рассчитывается по аналогии с размером «Кегль шрифта». Согласно ОСТ 29.40 – 2003 – Технология и оборудование допечатных процессов в полиграфии Термины и определения – «Кегль (кегель) – размер шрифта в пунктах, который равен высоте знака (символа) с учетом места, занимаемого вверх и вниз выступающими элементами, и минимально необходимого просвета для соседней строки».

             Поскольку по настоящий день законодатель не дал разъяснений относительно понятия рекламной площади (пространства), кроме того не закрепил порядок и способы определения размера рекламной площади (пространства) ООО «Радуга» считает, что площадь предупреждения рассчитывается по размеру пространства, отведенному для предупреждения.

             09.12.2016г. состоялось рассмотрение дела № 97/Р-2016 в присутствии директора ООО «Радуга» <…>, который поддержал представленные письменные пояснения.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России установила:

14.06.2016г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступило заявление физического лица (вх. № 2355э от 14.06.2016г.) о наличии признаков нарушения ФЗ «О рекламе» при распространении рекламы пива и пивного магазина в кабине лифта многоквартирного дома по адресу г. Новокузнецк, пр. Ермакова, 30.

Из информации, представленной в адрес Кемеровского УФАС России ООО «Новый город» следует, что вышеуказанная реклама размещена на основании договора об использовании отдельного конструктивного элемента № 06/04 от 06.04.2015г., заключенного между ООО «Новый город» и  ООО «Радуга».

В соответствии с пунктом 1.1 указанного договора ООО «Радуга», как рекламодатель поручает, а ООО «Новый город» обязуется на возмездной основе оказать услуги ООО «Радуга» по размещению рекламоносителей в лифтах, за вознаграждение от своего имени и за счет ООО «Радуга».

В рамках рассмотрения данного дела ООО «Радуга» была представлена рекламная листовка, которая сопровождалась пометкой о вреде чрезмерного употребления алкоголя, однако, данное предупреждение занимало менее 10% рекламной площади (пространства).

В соответствии с частью 3 статьи 21 ФЗ «О рекламе» реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).

Комиссией Кемеровского УФАС России установлено, что в соответствии с частью 3 статьи 21 ФЗ «О рекламе», реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, данному предупреждению должно быть отведено не менее 10% рекламного пространства, в связи с чем, Комиссия Кемеровского УФАС России произвела расчет именно объема предупреждения о вреде чрезмерного употребления алкоголя, которое, в соответствии с представленной рекламной листовой занимает менее 10% рекламной площади.

В нарушение данной правовой нормы в рекламе пива и пивного магазина объем предупреждения о вреде чрезмерного употребления алкоголя занимает менее 10%.

В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 3 статьи 21 ФЗ «О рекламе», несёт  рекламодатель.

В данном случае рекламодателем является ООО «Радуга».

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия Кемеровского УФАС России,     

                                                           РЕШИЛА:

 

1.Признать ООО «Радуга» (ИНН 4217136195, ОГРН 1114217007850, КПП 421701001, дата регистрации: 26.07.2011г., юридический адрес: 654007, г. Новокузнецк, ул. Павловского, д. 11 А, оф. 701) нарушившим требования части 3 статьи 21 ФЗ «О рекламе» при распространении рекламы алкогольной продукции в г. Новокузнецке, пр. Ермакова, 30, в кабине лифта.

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ООО «Радуга» не выдавать, в связи с устранением нарушения.

3.Передать материалы дела уполномоченному  должностному  лицу  Кемеровского УФАС России  для  возбуждения  дела  об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме 20 декабря 2016 года.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня вынесения.

Заместитель председателя Комиссии:

 

Члены Комиссии:

 

Л.И. Ланцман

 

Е.Б. Каминская

 

М.И. Хохолкова

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны