Решение №09/11940 от 29.12.2016г. Решение по делу № 120/Р-2016 от 30 декабря 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

«20»  декабря  2016г.                                                                                         г. Кемерово

 

Комиссия Кемеровского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

 

Заместителя Председателя Комиссии:

 

 

Ланцман Л.И. -

 

 

заместителя руководителя управления;

Членов Комиссии:

Каминской Е.Б. -

 

 

Хохолковой М.И. -

начальника отдела рекламы, недобросовестной конкуренции и финансовых рынков;

специалиста-эксперта отдела рекламы, недобросовестной конкуренции и финансовых рынков;

рассмотрев дело №  120/Р-2016, возбужденное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Карнавал» (ИНН 7727710670, ОГРН 1107746090100, КПП 500901001, дата регистрации: 12.02.2010г., юридический адрес: 142001, г. Домодедово, Московская обл., микрорайон Северный, шоссе Каширское, д. 4, корп. 1, пом. 225, далее – ООО «Карнавал») о распространении рекламы, содержащей признаки нарушения пункта 4 части 3, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ  «О рекламе» (далее по тексту - ФЗ «О рекламе») в присутствии представителя ООО «Карнавал» <…> по доверенности б/н от 01.12.2016г. (далее – <…>),

УСТАНОВИЛА:

 

20.10.2016г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступило заявление <…> (вх. № 4250э от 20.10.2016г.) о наличии признаков нарушения ФЗ «О рекламе».

Из заявления следует, что заявителю 28.07.2016г. был вручен купон на скидку 15% в супермаркете «Дочки – Сыночки». В купоне указано, что скидка 15% предоставляется на подгузники, косметику и детское питание торговых марок, указанных на лицевой стороне купона. При покупке молочной смеси «Малютка 1» заявителю было отказано в предоставлении скидки 15%. Кассир супермаркета пояснила, что скидка на молочную смесь «Малютка 1» и «Малютка 2» не предоставляется.

Заявителем в адрес Кемеровского УФАС России была предоставлена фотография 3 купонов следующего содержания:

- «Дочки – Сыночки» супермаркет детских товаров. Купон 15% октябрь 2016г., ноябрь 2016г., декабрь 2016г.» с указанием торговых марок,   на которые предоставляется скидка 15%.

На обратной стороне купона содержится пометка следующего содержания:

- Каждый купон купонной книжки дает право на получение скидки на подгузники, косметику и детское питание торговых марок и в размере, указанных на лицевой стороне купона. Купон действует в период месяца, указанного на лицевой стороне купона на 1 покупку, после чего изымается кассиром, так как является документом строгой отчетности. Количество наименований в чеке не ограничено. Скидки по купонам не суммируются со скидками по другим акциям и Бонусной программой. Подробности акции уточняйте у сотрудников магазина, на сайте www.dochkisinochki.ru или по телефону горячей линии: <…>. *Предложение Heinz действует в супермаркетах Москвы и Московской области».

Также заявителем в адрес Кемеровского УФАС России была предоставлена фотография чека от 27.10.2016г. супермаркета «Дочки – Сыночки», согласно которому заявителю была продана смесь «Малютка 1» заменитель молока по цене 449 руб. без скидки 15%. В чеке указана скидка 20% на соску, которая была предоставлена по дисконтной карте заявителя.

   Пунктом 4 части 3 статьи 5  ФЗ «О рекламе» установлено, что недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

15.11.2016г. определением о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Кемеровским УФАС России было возбуждено дело № 120/Р-2016 в отношении ООО «Карнавал» и назначено к рассмотрению на 20.12.2016г. в 11 часов 00 минут. Данное определение было направлено в адрес ООО «Карнавал» заказным письмом с уведомлением о вручении (распечатка с сайта ФГУП «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» о вручении почтового отправления имеется в материалах дела).

20.12.2016г. в адрес Кемеровского УФАС России поступили письменные пояснения ООО «Карнавал» (исх. б/н, б/д), из которых следует, что в соответствии с частью 2 статьи 25 ФЗ «О рекламе» реклама продуктов детского питания не должна представлять их в качестве полноценных заменителей женского молока и содержать утверждение о преимуществах искусственного вскармливания детей.

В соответствии с методическими рекомендациями для Европейского региона Всемирной организации здравоохранения с акцентом на республики бывшего Советского Союза (глава 13 свода правил сбыта заменителей грудного молока и резолюции ВОЗ) (далее – свод правил) грудное вскармливание является наилучшим средством обеспечения идеального питания, необходимого для нормального роста и развития ребенка, оно представляет собой уникальную биологическую и эмоциональную основу для здоровья как матери, так и ребенка, что противоинфекционные свойства грудного молока помогают защитить младенцев от болезней и существует важная взаимосвязь между грудным вскармливанием и перерывами между беременностями. Неправильное кормление ведет к недостаточности питания у младенцев, способствуя росту детской заболеваемости и смертности во всех странах, неправильные методы сбыта заменителей грудного молока и аналогичных продуктов детского питания могут еще более затруднить решение этих важнейших проблем общественного здравоохранения.

На основании изложенного и вследствие особой уязвимости младенцев в первые месяцы жизни, а также в связи с опасностью при неправильной практике кормления, включая ненужное и неоправданное использование заменителей грудного молока, маркетинг заменителей грудного молока требует особого подхода, которые не позволяет использовать обычные методы маркетинга этих продуктов.

В соответствии с пунктом 5.3 статьи 5 свода правил, не должно быть рекламы в местах продажи, раздачи образцов или каких – либо других средств продвижения продуктов (а именно, заменителей грудного молока, включая смеси и другие молочные продукты питания и напитки), относящихся к сфере действия свода правил, непосредственно к потребителю с целью увеличения объема розничных продаж, используя, в частности, специальные витрины, дисконтные купоны, премии, специальные распродажи, продажи по сниженным ценам в виде нагрузки.

Российская Федерация является членом Всемирной организации здравоохранения, следовательно, все юридические лица, работающие на территории Российской Федерации и ведущие коммерческую деятельность в сфере торговли продуктами детского питания должны руководствоваться вышеуказанными правилами.

Таким образом, распространение скидок на молочную смесь «Малютка 1» и «Малютка 2», которые являются заменителями грудного молока, противоречило бы федеральному законодательству, а также интересам общества и государства в сфере охраны здоровья младенцев и детей раннего возраста, поскольку может привести к увеличению случаев кормления детей молочными смесями вместо грудного вскармливания.

Вывод об отсутствии в рекламном купоне ООО «Карнавал» существенной информации о предоставляемых скидках и введение в заблуждение потребителей рекламы является необоснованным ввиду того, что в соответствии с пунктом 28 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 «О некоторых вопросах практики применения Арбитражными судами ФЗ «О рекламе», рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара.

В силу того, что фактический размер купона не позволяет разместить в полном объеме информацию о правилах его использования, в купоне указывается ссылка на сайт компании, телефон горячей линии, посредством которых можно узнать подробности проводимой акции. Кроме того, обо всех ограничениях использования рекламного купона возможно узнать у продавцов сети магазинов «Дочки – Сыночки».

Таким образом, ООО «Карнавал» предприняло все необходимые действия для надлежащего информирования своих потребителей о проводимой акции.

20.12.2016г. состоялось рассмотрение дела № 120/Р-2016 в присутствии представителя ООО «Карнавал» <…>, которая поддержала представленные письменные пояснения, а также дополнительно пояснила, что в рекламном купоне размещена не вся информация относительно проводимой акции, однако, на обратной стороне купона имеется ссылка на сайт, а также указан номер телефона, по которому можно узнать подробности проводимой акции. Смеси «Малютка 1» и «Малютка 2» действительно не участвовали в проводимой акции,  о чем сообщалось на официальном сайте ООО «Карнавал». Данный купон распространялся в течение 3 месяцев с октября по декабрь 2016г., в настоящее время купоны не распространяются.

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения представителя ООО «Карнавал», Комиссия Кемеровского УФАС России установила:

20.10.2016г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступило заявление <…> (вх. № 4250э  от 20.10.2016г.) о наличии признаков нарушения ФЗ «О рекламе».

Из заявления следует, что заявителю 28.07.2016г. был вручен купон на скидку 15% в супермаркете «Дочки – Сыночки». В купоне указано, что скидка 15% предоставляется на подгузники, косметику и детское питание торговых марок, указанных на лицевой стороне купона. При покупке молочной смеси «Малютка 1» заявителю было отказано в предоставлении скидки 15%. Кассир супермаркета пояснила, что скидка на молочную смесь «Малютка 1» и «Малютка 2» не предоставляется.

Заявителем в адрес Кемеровского УФАС России была предоставлена фотография 3 купонов следующего содержания:

- «Дочки – Сыночки» супермаркет детских товаров. Купон 15%  октябрь 2016г., ноябрь 2016г., декабрь 2016г.» с указанием торговых марок,   на которые предоставляется скидка 15%.

На обратной стороне купона содержится пометка следующего содержания:

- Каждый купон купонной книжки дает право на получение скидки на подгузники, косметику и детское питание торговых марок и в размере, указанных на лицевой стороне купона. Купон действует в период месяца, указанного на лицевой стороне купона на 1 покупку, после чего изымается кассиром, так как является документом строгой отчетности. Количество наименований в чеке не ограничено. Скидки по купонам не суммируются со скидками по другим акциям и Бонусной программой. Подробности акции уточняйте у сотрудников магазина, на сайте www.dochkisinochki.ru или по телефону горячей линии: 8 (800) 775-70-03. *Предложение Heinz действует в супермаркетах Москвы и Московской области».

Также заявителем в адрес Кемеровского УФАС России была предоставлена фотография чека от 27.10.2016г. супермаркета «Дочки – Сыночки», согласно которому заявителю была продана смесь «Малютка 1» заменитель молока по цене 449 руб. без скидки 15%. В чеке указана скидка 20% на соску, которая была предоставлена по дисконтной карте заявителя.

Пунктом 4 части 3 статьи 5  ФЗ «О рекламе» установлено, что недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

  В нарушение данной правовой нормы в рекламном купоне содержатся не соответствующие действительности сведения о стоимости и цене товара, размере скидки на товар и условиях его приобретения, в связи с тем, что заявителю была продана смесь «Малютка 1» без указанной в купоне скидки 15%.

В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Рекламная информация, размещенная на официальном сайте, указанном в купоне, является самостоятельной рекламой, что не освобождает рекламодателя от исполнения обязанности по соблюдению законодательства Российской Федерации о рекламе в части требований о полноте информации при ее размещении с использованием иных средств. Отсылка к иным источникам рекламы (сведения, сообщаемые по телефону) не может рассматриваться как предоставление всей необходимой и достоверной информации при размещении рекламы с помощью иных средств (распространения купонов).

В нарушение данной правовой нормы в рекламном купоне, представленном заявителем, отсутствует существенная информация о том, что скидка 15% не предоставляется на смесь «Малютка 1» и «Малютка 2», что искажает смысл информации и вводит в заблуждение потребителей  рекламы.

Также в рамках рассмотрения данного дела, Комиссией Кемеровского УФАС России были установлены признаки нарушения части 2 статьи 25 ФЗ «О рекламе» в действиях ООО «Карнавал».

В соответствии с частью 2 статьи 25 ФЗ «О рекламе» реклама продуктов, предназначенных для использования в качестве заменителей женского молока, и продуктов, включенных в рацион ребенка в течение его первого года жизни, должна содержать сведения о возрастных ограничениях применения таких продуктов и предупреждение о необходимости консультаций специалистов.

В нарушение данной правовой нормы в рекламном купоне детского питания отсутствуют сведения о возрастных ограничениях применения таких продуктов, а также предупреждение о необходимости консультаций специалистов.

В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований,  установленных пунктом 4 части 3 статьи 5, частью 7 статьи 5, частью 2 статьи 25 ФЗ «О рекламе», несёт  рекламодатель.

В данном случае рекламодателем является ООО «Карнавал», согласно представленной заявителем копии товарного чека (ИНН 7727710670).

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия Кемеровского УФАС России,

                                                              РЕШИЛА:

 

1.Признать ООО «Карнавал» (ИНН 7727710670, ОГРН 1107746090100, КПП 500901001, дата регистрации: 12.02.2010г., юридический адрес: 142001, г. Домодедово, Московская обл., микрорайон Северный, шоссе Каширское, д. 4, корп. 1, пом. 225) нарушившим требования пункта 4 части 3, части 7 статьи 5, части 2 статьи 25 ФЗ «О рекламе».

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ООО «Карнавал» не выдавать, в связи с устранением нарушения.

3.Передать материалы дела уполномоченному  должностному  лицу  Кемеровского УФАС России  для  возбуждения  дела  об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме 29 декабря 2016 года.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня вынесения.

Заместитель председателя Комиссии:

 

Члены Комиссии:

 

Л.И. Ланцман

 

Е.Б. Каминская

 

М.И. Хохолкова

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны